влияние цифровых технологий на повышение уровня культуры информационной безопасности граждан россии1
Троян Н.А.2
Ключевые слова: информационное общество, система правовой информации, цифровая трансформация, государственное управление, искусственный интеллект, угрозы, правовое регулирование.
Аннотация
Цель статьи: анализ проблем и поиск наиболее эффективных путей их решения с учетом стратегических задач государства и общества в условиях цифровизации.
Методы исследования: использованы общенаучные методы анализа и синтеза, а также системный метод, позволяющий анализировать законодательство в данной сфере.
Результаты исследования: в статье рассмотрены приоритетные направления развития системы информационного права и правового обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации, находящиеся под влиянием цифровой трансформации. В исследовании выявлено, что воздействие цифровых технологий на различные сферы информационного общества генерирует широкий комплекс вызовов и угроз информационной безопасности. Это обуславливает необходимость выработки адекватных подходов к противодействию им.
Установлено, что в современных реалиях общество подвержено информационным угрозам и массированному информационно-психологическому воздействию, поэтому необходимо, чтобы законодательство обеспечивало состояние защищенности личности, общества и государства от информационных угроз, а также было способно адаптироваться к цифровым технологиям и изменениям структуры современных общественных отношений в условиях цифровой трансформации.
Научная новизна: обосновывается вывод о том, что в Российской Федерации сегодня было бы целесообразно, в рамках повышения культуры информационной безопасности граждан России, разработать Концепцию формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации.
Введение
Н а современном этапе в период цифровой трансформации развитие информационного общества характеризуется стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). При этом ключевыми движущими силами прогресса в информационной сфере выступают технологии больших данных, искусственного интеллекта и робототехники, а также квантовых технологий [1]. Новая цифровая реальность уже сегодня проявляется в широком применении высокоскоростного индустриального Интернета (Internet of Things), интегрированных промышленных сетей и искусственного интеллекта, применении сервисов автоматической идентификации, сбора и обработки глобальных баз данных (Big Data), облачных сервисов и вычислений (cloud computing), умных робототехнических комплексов (Smart Everything), развитии социальных сетей, разнообразных ИТ-платформ и сервисов в цифровой среде [2, с. 27].
DOI: 10.21681/2226-0692-2023-1-20-26
Цифровая среда генерирует широкий комплекс вызовов и угроз национальной и международной безопасности, что обуславливает необходимость выработки адекватных подходов к противодействию им, в том числе в правовой плоскости [3]. Так, Т.А. Полякова отмечает, что «в теории российского информационного права информационная безопасность преимущественно рассматривалась комплексно, включая аспекты безопасности как информации, так и самого человека в информационной среде»3. Однако последний аспект зачастую сводился к вопросам защиты личности и социума от вредной информации. Сегодня можно с уверенностью отметить, что стремительное развитие ин-
3 Полякова Т.А. Теоретико-правовой анализ законодательства в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 230 с.
1 Статья написана в рамках Государственного задания № FMUZ-2021-0042 «Правовое регулирование цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности».
2 Троян Наталья Анатольевна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора информационного права и между-
народной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация.
Е-mail: [email protected]
формационных технологий способствует реализации одного из важнейших прав — права на свободу и доступ к информации, но при этом значительно увеличивает количество угроз информационной безопасности как для отдельного гражданина Российской Федерации, так и для государства в целом4. Нельзя оставить без внимания вопрос защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, зависящих от информационных технологий передачи, обработки и хранения данных, гарантирующих защиту их интересов.
На современном этапе цифровые технологии оказывают существенное влияние на развитие различных отраслей экономики и стали составной частью современных управленческих систем в государственном управлении и таких сферах, как оборона страны, безопасность государства и обеспечение правопорядка [4, с 47]. Развитие глобального информационного общества оказало влияние на образование киберфизического мира и формирование объективно нового явления, получившего название «Индустрия 4.0», которое характеризуется созданием и интеграцией принципиально новых, революционных цифровых технологий [5, с 19].
Развитие системы правовых актов стратегического планирования в области обеспечения информационной безопасности
Необходимо отметить, что разрабатываются стратегические документы в области обеспечения устойчивости и безопасности функционирования информационной инфраструктуры и сервисов передачи, обработки и хранения данных, которые позволят обеспечить защиту прав и законных интересов субъектов от угроз информационной безопасности [6, с 47]. Так, например, значимость информационной безопасности нашла признание на уровне базового документа «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»5, которая определяет информационную безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной среде. В 2021 году значимость информационной безопасности нашла признание на уровне базового документа стратегического планирования — Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержден-
4 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.12.2023 № 4088-р «О Концепции формирования и развития культуры информационной безопасности граждан РФ» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.12.2022).
5 Указ Президента Российской Федерации от 5.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.12.2022).
ной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 4006; в Стратегии используется более точный термин: «деструктивное информационное-психологическое воздействие». Таким образом, защита российского общества от воздействия данного характера выделена в акте в качестве национального интереса. Так, А.А. Смирнов в своем научном исследовании сформулировал определение информационно-психологической безопасности как «составной части системы информационной безопасности, представляющей собой состояние защищенности личности, социальных групп и общества от деструктивного информационно-психологического воздействия» [7, с 16]. Такой подход существенно расширяет научное понимание предметного поля информационно-психологической безопасности. Так, например, в Указе Президента РФ от 2 апреля 2021 г. № 213 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности»7, являющемся стратегическим документом, отражены официальные взгляды на сущность международной информационной безопасности. Основными угрозами в данной сфере являются использование ИКТ в военно-политической и иных сферах для подрыва суверенитета государств, нарушения их территориальной целостности, а также в террористических, экстремистских и преступных целях8. На наш взгляд, также представляет большой интерес новый базовый документ стратегического планирования в Российской Федерации — Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 года № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации»9, где к основным направлениям государственной политики относятся современные методы прогнозирования, а также развитие системы мониторинга и контроля стратегического планирования; кроме того, предложено формирование иерархической системы связанных между собой документов стратегического планирования10.
6 Указ Президента Российской Федерации от 2.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.12.2022).
7 Указ Президента РФ от 2 апреля 2021 г. № 213 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 5.12.2022).
8 Указ Президента РФ от 2.04.2021 г. № 213 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 5.12.2022).
9 Указ Президента РФ от 8.11.2021 года № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 5.12.2022).
10 Указ Президента РФ от 8.11.2021 года № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 5.12.2022).
Одной из ключевых проблем развития информационного общества является обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование информационной культуры граждан. Поэтому в период цифровой трансформации обеспечение информационной безопасности является приоритетной составляющей национальной безопасности и не только занимает ключевое место в стратегических документах, но и влияет на развитие всей современной правовой системы, особенно информационного права. Связано это, полагаем, с ростом числа рисков, вызовов и угроз информационной безопасности, препятствующих реализации прав и свобод человека и гражданина в «цифровом» пространстве, что вызывает необходимость научного осмысления с позиции информационного права значительного количества проблем, касающихся обеспечения состояния защищенности личности, общества и государства от информационных угроз, а также адаптации к новым технологиям, изменению структуры общественных отношений [6]. В связи с этим Т.А. Полякова отмечает, что «риски в этой области связаны с определенным алармизмом, невозможностью реализации субъектами своих прав в современных условиях цифровизации, а также уровнем культуры информационной безопасности, ростом оборота персональных данных и возможностей их нецелевого использования» [6].
Формирование и развитие культуры информационной безопасности в Российской Федерации
В современных условиях стремительное развитие информационных технологий оказывает влияние практически на все сферы общественной жизни. В связи с использованием облачных технологий, больших данных и искусственного интеллекта обеспечение достоверности информации становится одним из ключевых критериев формирования глобального информационного общества. Так, Б.Б. Леонтьев в своем исследовании отмечает, что «вектор идеологического самосознания членов общества как вектор движения в будущее должен быть лаконично выраженным, для всех единым, внятным и понятным всем членам общества. Он четко определяет образ будущего и суверенную самостоятельность данного общества» [8, с. 48].
Ввиду отсутствия в России системного подхода к повышению грамотности граждан по вопросам информационной безопасности особую актуальность приобретает вопрос формирования и развития культуры информационной безопасности. В этой связи, полагаем, целесообразна разработка утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.12.2023 № 4088-Р «Концепции формирования и
развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации»11, которая бы: 1 способствовала повышению уровня грамотности граждан России по вопросам информационной безопасности; 1 позволила уменьшить количество преступлений
с использованием цифровых технологий; 1 обеспечила защиту персональных данных, а также повысила уровень доверия к цифровым сер-висам12.
В России достаточно остро стоят проблемы правового просвещения, связанные с повышением уровня правовой культуры населения в информационной сфере [9, с. 61]. На наш взгляд, в Концепции представляется важным разделение угрозы информационной безопасности с технической и психологической точек зрения. Так, угрозы информационной безопасности с технической точки зрения представляют собой утечку информации, несанкционированный доступ к информационным ресурсам, нарушение функционирования информационных систем или их компонентов, несанкционированный массовый сбор информации и др. С психологической точки зрения к угрозам необходимо отнести негативное воздействие (травлю) в цифровом пространстве, пропаганду насилия, распространение недостоверной информации и другого вредоносного контента13. Таким образом, угрозы данного характера оказывают деструктивное влияние на все сферы жизни граждан Российской Федерации, и противодействовать этому достаточно сложно. Нельзя оставить без внимания определение понятия «культура информационной безопасности», т. е. совокупность сформированных знаний, умений и навыков по вопросам информационной безопасности, обеспечивающая безопасное пребывание гражданина Российской Федерации в информационном простран-стве14. Вместе с тем большой спектр вызовов и угроз информационной безопасности в современных условиях требует развития интеграционного сотрудничества в разных сферах. В связи с этим остаются
11 Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2023 № 4088-Р «Концепция формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.01.2023).
12 Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2023 № 4088-Р «Концепция формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.01.2023).
13 Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2023 № 4088-Р «Концепция формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.01.2023).
14 Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2023 № 4088-Р «Кон-
цепция формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.01.2023).
актуальными такие проблемы, как недостаточный контроль за соблюдением требований по защите персональных данных, формирование пространства доверия и развитие института идентификации, а также противоправные действия в информационном пространстве в различных сферах (банковской, финансовой), распространение недостоверной информации и т. д. [6, с. 43]. Важно понимать, что защищенность от угроз зависит не только от права или технологий, но и от совокупного влияния правового регулирования, технических и технологических возможностей. Так, представляется достаточно обоснованной точка зрения А.В. Минбалеева: «использование цифровых технологий оказывает влияние на изменение общественных отношений в различных сферах деятельности в информационном обществе, что детерминирует трансформацию сложившихся фундаментальных правовых категорий, институтов и теоретико-методологических основ правового регулирования, которые, в свою очередь, также играют значительную роль в развитии цифровых технологий» [10, с. 31]. Вполне возможно, что в будущем информационная безопасность процесса познания станет межотраслевым институтом, который будет сформирован на основе научных исследований и норм информационного права и позволит обеспечить необходимый уровень защищенности личности в формировании или повышении своего уровня знаний с целью адаптации граждан к цифровой действительности [6, с. 65]. Как справедливо указывает Т.А. Полякова, «информационное право должно ответить на вызовы современного мира и прорывных технологий, включая стратегические задачи развития искусственного интеллекта, обеспечения цифрового суверенитета, выработки правил поведения не только правового, но и этического характера. В условиях развития глобального информационного общества юридические значения и практические навыки в этой сфере актуальны и востребованы» [11, с. 39]. В условиях цифровой трансформации на современном этапе определяющей предпосылкой построения системы обеспечения информационной безопасности выступает комплекс существующих и потенциальных угроз в этой области [12, с. 64]. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года угроза национальной безопасности определяется как «прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, обороне и безопасности государства»15. В аналогичном ключе в официальных актах и научной литературе угроза информационной безопасности трактуется
как фактор или совокупность факторов, создающих опасность для личности, общества и государства и их интересов в информационном пространстве16. Необходимо также выделить в контексте правового подхода принятые в Концепции формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации такие аспекты понятия «угрозы информационной безопасности», как травля в цифровом пространстве, пропаганда насилия, национализм, распространение недостоверной информации и другого вредоносного контента17. Одной из приоритетных задач данной концепции является проведение на регулярной основе мониторинга информационной грамотности граждан. Сегодня необходимо разработать новый комплексный научный подход к решению поставленной задачи и обеспечить обучение граждан современным правилам поведения для обеспечения информационной безопасности. Для повышения уровня культуры информационной безопасности необходимо разделение граждан на группы с целью более эффективного донесения достоверной информации об основных правилах информационной безопасности страны.
Культуре информационной безопасности принадлежит ведущая роль в обеспечении безопасности несовершеннолетнего в социальной среде современного информационного общества. Условия социальной среды ребенка требуют обновленных подходов к формированию информационной культуры несовершеннолетнего, позволяющих противостоять рискам и угрозам информационного пространства, а также выработки так называемого социального иммунитета и устойчивости личности ребенка к информационным рискам [13, с. 292]. Несовершеннолетние граждане крайне уязвимы к различным угрозам информационной безопасности, в особенности к травле (негативное психологическое воздействие) в цифровом пространстве в силу своего возраста, отсутствия необходимых знаний в области информационной безопасности, а также свободного (без контроля взрослых) использования информационно-коммуникационной сети Интернет, приводящего к ложному ощущению безопасности. Поэтому крайне важно прививать знания по всему спектру вопросов информационной безопасности, таких как распознание фишинговых сайтов и сообщений, телефонного мошенничества, вырабатывать умение распознать недостоверную информацию и вредоносный контент. Формирование информационной культуры несовершеннолетних предусматривает
15 Указ Президента РФ от 12.04.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.01.2023).
16 Концепция Конвенции ООН об обеспечении международной информационной безопасности / Совет Безопасности Российской Федерации // URL: http://www.scrf.gov.ru/security/information/document112/ (дата обращения: 12. 12.2022).
17 Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2023 № 4088-Р «Концепция формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.01.2023).
обучение правовым знаниям и навыкам правовой грамотности, разъяснение прав в информационной сфере, а также правовое просвещение в сфере информационной безопасности.
Правовое просвещение рассматривается О.Ю. Рыбаковым как одна из значимых форм реализации правовой политики государства; с его помощью происходит воздействие на сознание, формируется определенный образ мыслей и поведения18. Справедливо и утверждение Э.И. Атагимовой, что «правовое просвещение является важным условием создания эффективной системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних и формирования юридической культуры молодежи»19, с чем сложно не согласиться.
Необходимо отметить Концепцию информационной безопасности детей20, стратегический документ, регулирующий совершенствование механизмов защиты несовершеннолетних от дестабилизирующего воздействия информационной среды и создание благоприятных условий для адаптации; это способствует обеспечению гармоничного развития молодого поколения при условии минимизации всех негативных факторов, связанных с формированием информационного общества в России. Конституционные приоритеты в сфере обеспечения безопасности и охраны прав несовершеннолетних конкретизированы также в нормах Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»21. В этом законе на законодательном уровне закреплены базовые понятия, такие как доступ детей к информации, информационная безопасность детей и т. д. Был принят также ряд правовых актов в сфере противодействия распространению негативного контента, например, Федеральный закон от 28.07.2012 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»22 и др.
На наш взгляд, заслуживает положительной оценки опыт организации информационного просвещения несовершеннолетних в рамках проведения ежегодного (начиная с 2014 года) Единого урока по безопасности в сети Интернет23 по инициативе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации при поддержке Минобнауки России, Минкомсвязи России, Института развития Интернета, федеральных и региональных органов власти, а также представителей интернет-отрасли и общественных организаций.
В заключение необходимо отметить, что сегодня необходима выработка комплексного подхода и проведение общей информационной кампании для населения, направленной на повышение грамотности по вопросам информационной безопасности. Это будет способствовать повышению уровня доверия к цифровым сервисам и дальнейшей цифро-визации экономики государства и оградит граждан от преступлений с использованием ИКТ. Целью государственной политики в области повышения культуры информационной безопасности в России является формирование у граждан навыков противодействия угрозам информационной безопасности, в том числе информационно-психологическим угрозам и, как следствие, повышение общего уровня грамотности граждан России в вопросах информационной безопасности24.
Сегодня, на данном историческом этапе очень важно развитие инновационной культуры, сохранение культурного наследия и его институтов, так как в основе существования и безопасности России информационная составляющая цивилизованного общества — идентификационный код нации России. В подтверждение необходимо отметить мудрое высказывание Н.К. Рериха, великого философа, художника, общественного деятеля, основателя международного договора «Пакт Рериха»: «Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем» [14, с. 166].
18 Рыбаков О.Ю. Правовая политика в сфере защиты прав и своб од личности: формы и виды // Юристъ-Правоведъ. 2004. № 4 (11). С. 23—26.
w Атасимова Э.И. Правовое просвещение и предупреждение молодежной преступности // Мониторинг правоприменения. 2015. № 4 (17). С. 17.
20 Распоренжение Прпвительнтва РФ от 0н.12.2015 № 2471-Р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.12. 2015. № 49.Ст. 7055.
21 Федер альный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravagov.ru (дата обращения: 12.01.2023).
22 ФедеральнаIЙ закон РФ от 28.07.2012 № 139-ФЗ « О внесении изменений в Федеральным закон «О защите детей от информации, причи няющей вред их здоровью и разтитию» и отдельным законодателы^и аLтаI Российской Федерн!!!!» // Официальный интернет-порта! пр авовой инфо°ма-ции.иИЬ http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.12.2022).
23 Единым урык, калондарь, методики, материала-.Основа! информационной безопасности детей // Единый урок по безопасности в сети Интернет. URL: http://единаIЙурок.рф ^нта обращения: 12.12.202:2).
24 Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2023 №4088-Р «Крнцепция формирования и развитии культуры: информационнцй безопасности граждрн Российской Федерации» // Официальным интернет-портал праворнй информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения:
Литература
1. Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Наумов В.Б. Правовое регулирование квантовых коммуникаций в России и в мире // Государство и право. 2022. № 5. С. 104—114.
2. Карцхия А.А. Цифровая трансформация права // Мониторинг правоприменения. 2019. № 1 (30). С. 25—29. DOI: 10/21681/2226-0692-2019-1-25-29
3. Модели правового регулирования в глобальном информационном обществе : монография / под общ. ред. Т.А. Поляковой. Саратов : Амирит, 2020. 254 с.
4. Карцхия А.А. Искусственный интеллект как средство управления в условиях глобальных рисков // Мониторинг правоприменения. 2020. № 1 (34). С. 45—50. DOI: 10/21681/2226-0692-20120-1-45-50
5. Карцхия А.А., Макаренко Г.И., Сергин М.Ю. Современные тренды киберугроз и трансформация понятия кибербезопасно-сти в условиях цифровизации системы права // Вопросы кибербезопасности. 2019. № 3 (31). С. 18—23. DOI: 10/21681/23113456-2019-3-18-23
6. Формирование системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе : монография / под общ. ред. д. ю. н., проф. Т.А. Поляковой // Институт государства и права РАН. М. : Саратов : Амирит, 2022. 332 с.
7. Смирнов А.А. Формирование системы правового обеспечения информационно-психологической безопасности в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2022. 444 с.
8. Леонтьев Б.Б. Теория современного общества // Мониторинг правоприменения. 2022. № 2 (43). С. 46—54. DOI: 10/21681/22260692-2022-2-46-54
9. Троян Н.А. К вопросу об оказании бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации // Мониторинг правоприменения. 2020. № 2 (35). С. 59—64. DOI: 10/21681/2226-0692-2020-2-59-64
10. Минбалеев А.В. Трансформация регулирования цифровых отношений // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 12. С. 31—36.
11. Полякова Т.А. Актуальные проблемы развития системы правового обеспечения информационной безопасности в цифровую эпоху и юридическое образование // Вестник Университета имени Кутафина (МГЮА). 2019. № 12. С. 37—44.
12. Смирнов А.А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности в Российской Федерации // Сборник статей. СПб. : Русь, 2021. 271 с.
13. Рыбакова О.С. Информационная безопасность несовершеннолетних / Безопасность детства: социальные проблемы и правовые способы их решения : монография / под ред. О.Ю. Рыбакова. М. : Проспект, 2021. 424 с.
14. Новые горизонты развития системы информационного права в условиях цифровой трансформации : монография / отв. ред. Т.А. Полякова, А.В. Минбалеев, В.Б. Наумов. М. : ИГП РАН, 2022. 368 с.
PUBLIC LAW SCIENCES (DIGITAL LAW)
Impact of digital technologies on raising the level of information security culture of Russia's citizens25
Natal'ia Troian26
Keywords: information society, legal information system, digital transformation, public administration, artificial intelligence, threats, legal regulation.
Abstract
Purpose of the paper: analysing the problems and finding the most efficient ways to solve them considering the strategic tasks of the state and society under the conditions of digitalisation.
Methods of study: general scientific methods of analysis and synthesis as well as the system method making it possible to analyse the laws in the given field were used.
The study's findings: priority areas of development of the information technology law system and legal support for information security in the Russian Federation influenced by digital transformation are considered in the paper. In the study it is found that the impact of digital technologies on different spheres of information society generates a broad variety of challenges and threats to information security which calls for a need to develop suitable methods for combating them.
It was found that society under the modern realities is exposed to information threats and massive information and psychological influence, therefore it is necessary that laws should ensure protection of individuals, society and the state against information threats as well as be capable of adapting to digital technologies and changes in the structure of modern societal relations under the conditions of digital transformation.
25 The paper was written within the framework of Government Assignment FMUZ-2021-0042 "Legal regulation of digital economy, artificial intelligence, information security".
26 Natal'ia Troian, Ph.D. (Law), Senior Researcher at the Sector of Information Law and International Information Security of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Research novelty: a conclusion is justified that today in Russia it would be advisable to develop, within the framework of raising the level of information security culture of Russia's citizens, the Concept for the Formation and Development of the Information Security Culture of Citizens of the Russian Federation.
1. Poliakova T.A., Minbaleev A.V., Naumov V.B. Pravovoe regulirovanie kvantovykh kommunikatsii v Rossii i v mire. Gosudarstvo i pravo, 2022, No. 5, pp. 104-114.
2. Kartskhiia A.A. Tsifrovaia transformatsiia prava. Monitoring pravoprimeneniia, 2019, No. 1 (30), pp. 25-29. DOI: 10/21681/22260692-2019-1-25-29
3. Modeli pravovogo regulirovaniia v global'nom informatsionnom obshchestve : monografiia. Pod obshch. red. T.A. Poliakovoi. Saratov : Amirit, 2020. 254 pp.
4. Kartskhiia A.A. Iskusstvennyi intellekt kak sredstvo upravleniia v usloviiakh global'nykh riskov. Monitoring pravoprimeneniia, 2020, No. 1 (34), pp. 45-50. DOI: 10/21681/2226-0692-20120-1-45-50
5. Kartskhiia A.A., Makarenko G.I., Sergin M.Iu. Sovremennye trendy kiberugroz i transformatsiia poniatiia kiberbezopasnosti v usloviiakh tsifrovizatsii sistemy prava. Voprosy kiberbezopasnosti, 2019, No. 3 (31), pp. 18-23. DOI: 10/21681/2311-3456-2019-318-23
6. Formirovanie sistemy pravovogo regulirovaniia obespecheniia informatsionnoi bezopasnosti v usloviiakh bol'shikh vyzovov v global'nom informatsionnom obshchestve : monografiia. Pod obshch. red. d. iu. n., prof. T.A. Poliakovoi. Institut gosudarstva i prava RAN. M. : Saratov : Amirit, 2022. 332 c.
7. Smirnov A.A. Formirovanie sistemy pravovogo obespecheniia informatsionno-psikhologicheskoi bezopasnosti v Rossiiskoi Federatsii : dis. ... d-ra iurid. nauk. M., 2022. 444 c.
8. Leont'ev B.B. Teoriia sovremennogo obshchestva. Monitoring pravoprimeneniia, 2022, No. 2 (43), pp. 46-54. DOI: 10/21681/22260692-2022-2-46-54
9. Troian N.A. K voprosu ob okazanii besplatnoi iuridicheskoi pomoshchi v sub'ektakh Rossiiskoi Federatsii. Monitoring pravoprimeneniia, 2020, No. 2 (35), pp. 59-64. DOI: 10/21681/2226-0692-2020-2-59-64
10. Minbaleev A.V. Transformatsiia regulirovaniia tsifrovykh otnoshenii. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGIuA), 2019, No. 12, pp. 31-36.
11. Poliakova T.A. Aktual'nye problemy razvitiia sistemy pravovogo obespecheniia informatsionnoi bezopasnosti v tsifrovuiu epokhu i iuridicheskoe obrazovanie. Vestnik Universiteta imeni Kutafina (MGIuA), 2019, No. 12, pp. 37-44.
12. Smirnov A.A. Problemy obespecheniia informatsionno-psikhologicheskoi bezopasnosti v Rossiiskoi Federatsii. Sbornik statei. SPb. : Rus', 2021. 271 pp.
13. Rybakova O.S. Informatsionnaia bezopasnost' nesovershennoletnikh. Bezopasnost' detstva: sotsial'nye problemy i pravovye sposoby ikh resheniia : monografiia. Pod red. O.Iu. Rybakova. M. : Prospekt, 2021. 424 pp.
14. Novye gorizonty razvitiia sistemy informatsionnogo prava v usloviiakh tsifrovoi transformatsii : monografiia. Otv. red. T.A. Poliakova, A.V. Minbaleev, V.B. Naumov. M. : IGP RAN, 2022. 368 pp.
References