недостоверность информации как угроза информационной
безопасности1
Петровская О.В.2
Ключевые слова: достоверная информация, фейковая информация, ответственность, информационное общество, цифровая трансформация, прорывные технологии, информационно-телекоммуникационные технологии, государственное управление, искусственный интеллект, угрозы.
Аннотация.
Цель статьи: выявление особенностей и проблем, связанных с определением понятия «достоверность информации», принципом достоверности информации в информационном праве, а также тенденций развития права доступа к достоверной информации в Российской Федерации на базе цифровых технологий. В связи с этим необходим поиск механизмов обеспечения достоверности информации.
Методы исследования. Существенная роль в исследовании отведена методу системного анализа, который позволил выявить признаки достоверности, систематизировать ряд закономерностей и особенностей развития принципа достоверности информации. В исследовании использовались общенаучные и специальные методы познания.
Полученные результаты. Исследование позволило сделать ряд обоснованных выводов: в условиях информационного общества достоверная информация становится важным информационным ресурсом и должна стать официальной, открытой, доступной. В процессе исследования установлено, что распространение фейковой информации создало необходимость перепроверки практически любой информации, циркулирующей в средствах массовой коммуникации. Эти обстоятельства детерминируют осмысление правовых проблем достоверности информации уже на качественно ином уровне.
Научная новизна. Предложено закрепить на законодательном уровне определение понятия «достоверная информация». Важно разработать и законодательно закрепить систему правовых средств, включая субъективные права, гарантии, юридическую ответственность, обеспечивающих достоверность информации. Важно также предусмотреть на законодательном уровне механизмы обеспечения презумпции достоверности информации в целом ряде общественных отношений для обеспечения стабильного информационного обмена и взаимодействия. Необходимо рассматривать реализацию и защиту права на достоверную информацию как угрозу и фактор обеспечения информационной безопасности, который должен четко прослеживаться как на уровне стратегических документов, так и законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Введение
Развитие информационного общества и постепенный переход России к обществу знаний форсируется процессом цифровизации, затрагивающим все сферы общественной жизни и неразрывно связанным с усилением значения достоверности информации. Сегодня информационное общество переходит к цифровой трансформации на базе современных цифровых технологий, обеспечивающих доступ к актуальной, достоверной правовой информации3. В основе деятельности членов информационного общества лежит информация, ин-
3 Полякова Т.А. Глобализация и национальная стратегия построения информационного общества в России // Человек: преступление и наказание. 2007. № 4(59). С. 24—28.
DOI: 10.21681/2226-0692-2022-2-94-99
формационные ресурсы и информационные продукты, а само его существование основано на обращении информации. Правовые проблемы обращения информации исследуются на основе модели информационной среды — сферы производства, преобразования и потребления информации [1, с 133].
В информационном обществе, основанном на знаниях, роль информации определяется потребностью реализации права человека на информацию, а также необходимостью обеспечения систем стратегического планирования и развития информационно-правовой среды. В связи с этим достоверность информации должна иметь ключевое значение в формировании системы
1 Статья выполнена по Государственному заданию № 0136-2021-0042 «Правовое регулирование цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности».
2 Петровская Ольга Владимировна, научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности
Института государства и права РАН, г. Москва, Российская Федерация. Е-mail: [email protected]
общественных отношений, причем как в случае, когда объектом этих взаимоотношений являются материальные блага, так и в случае, когда в центре внимания будут блага нематериальные.
Значение достоверности информации в информационном обществе
Достоверность информации — это неотъемлемый элемент общественных отношений. Полагаем, что теоретический метод исследования в соответствии с его гносеологической природой немыслим без предварительного изучения объекта достоверной информации.
В этой связи следует привести позицию А.А. Дын-кина: «достоверность не может быть домыслом, а также не может быть гипотезой». Достоверность можно рассматривать с объективной и субъективной сторон. Так, с объективной стороны достоверность — это понятие, характеризующее значение как твердо установленное, исключающее сомнение, а с субъективной стороны — форма осознания истины человеком4. Следовательно, субъект после принятия достоверной информации становится источником этой информации для других субъектов. Достоверными считаются сведения, не вызывающие сомнений, имеющие подлинный характер. В толковом словаре С.И. Ожегова «достоверный» толкуется как соответствующий действительности, точный, подлинный5. С.А. Куликова описывает достоверность как «соответствие данных объективной реальности»6. На основе анализа приведенных суждений предложен авторский подход к определению понятия «достоверность информации», которое необходимо рассматривать как ее состояние, при котором она соответствует объективной действительности, признается субъектами, в том числе может быть публично признаваема управомоченными субъектами. Для обеспечения такого состояния могут использоваться различные правовые и иные средства, в том числе обнародование, официальное включение и хранение в специальных реестрах, регистрах, а также иных информационно-правовых учетных системах, в государственных (публичных) информационных системах, использование презумпции достоверности информации и др. Сегодня информация приобрела статус ключевого ресурса общества и по-другому оценивается людьми. Увеличение количества информации превратило ее в своего рода «массовый товар», порой очень доступный, ценность которого часто переоценивается, а в ряде случаев, наоборот, недооценивается [2, с 18].
Фейковая информация как одна из угроз безопасности
В условиях современного, глобального информационного общества особое значение приобретает про-
блема распространения фейковой информации (фейко-вых новостей), что является угрозой информационной безопасности. На каком-то этапе общество перестало контролировать массовый поток недостоверной информации. В результате реальностью стало массовое распространение ложных сведений, т. н. фейковой информации, а вслед за этим — недоверие людей к информации, обеспокоенность перед новыми информационными технологиями [3].
Понятие «фейк» определяется как явление, ставшее одной из угроз безопасности, получившей широкое распространение в последние годы в связи с цифрови-зацией общества. «Фейк» (англ. fake) в переводе с английского «подделка» — нечто ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное, реальное, достоверное с целью ввести в заблуждение [4]. Вместе с тем следует согласиться с позицией Р.Г. Головкина, отметившего, что «фейк — это фактор риска в праве, порождающий неопределенность при реализации права в виде искажения действительности или создания мнимой информационной реальности, а также подделка различных объектов процессов или предметов, результат деяний, сориентированный на извлечение любой выгоды, который причиняет или может причинить вред охраняемым законом общественным отношениям или существующему правопорядку» [5]. В связи с этим особую актуальность для общества приобретает задача скорейшего поиска путей и механизмов обеспечения достоверности информации. Распространение фейковой информации и необходимость перепроверки практически любой информации, циркулирующей в средствах массовой коммуникации, детерминируют общественную потребность осмысления проблем достоверности информации уже на качественно ином уровне.
В основополагающих стратегических документах Российской Федерации для реализации стратегических национальных приоритетов в целях правового обеспечения информационной безопасности как приоритетного направления государственной политики в Российской Федерации в числе приоритетных задач развития названа безопасность информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия, сбережения народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан. Это предусмотрено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 4007. Обеспечение информационной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на формирование безопасной среды оборота достоверной информации, повышение защищенности информационной инфраструктуры Российской Федерации и устойчивости ее функционирования8.
4 Касавин И.Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М : Канон+, 2009. 1247 с.
5 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российский фонд культуры. М. : Азъ, 1994. 944 с.
6 Куликова С.А. Информационное право России : учеб. пособие для
студентов, обучающихся по специальностям (направлениям) «юри-
спруденция» и «прикладная информатика и юриспруденция». Сара-
тов : Изд-во Саратовского университета, 2010. 194 с.
7 Указ Президента РФ от 02.06.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 20.10.2021).
8 Указ Президента РФ от 02.06.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 20.10.2021).
Следует обратить внимание, что в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы в качестве стратегической задачи определено обеспечение потребностей граждан и общества в получении «качественных и достоверных сведений» при формировании информационного пространства. Реализация национальных интересов в информационной сфере направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации и развитие устойчивой к различным видам воздействия информационной инфраструктуры в целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, стабильного социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности Российской Федерации9.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации как в документе стратегического планирования закреплено, что одним из ключевых «национальных интересов в информационной сфере является доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально-значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры»10.
Думается, что сегодня нет необходимости убеждать кого-либо в том, какую роль именно достоверная информация играет в современном информационном обществе, так как очевидно её значение в официальных информационных процессах, при использовании современных информационных, в том числе цифровых технологий во всех сферах общественной жизни. Именно цифровая трансформация в обществе и появление новых средств и способов обработки информации (с помощью технологий искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, нейронных сетей) обусловили увеличение объема недостоверной информации и ее зачастую негативное восприятие обществом, а также усиление распространения новых вызовов и угроз в Интернете, модификацию и фальсификацию информации. Но очевидно, что технологии искусственного интеллекта позволяют не только обеспечить информационную безопасность, но и создают угрозы в сфере информационной безопасности, возможности нарушения прав человека и гражданина. В связи с этим распространение недостоверной информации сегодня представляет собой информационную угрозу всему мировому сообществу в целом и особенно российскому обществу в условиях глобальных изменений и напряжённости, а искажение фактов реальной действительности, предоставление фейковой информации вводит в заблуждение и вызывает обеспокоенность граждан во всем мире. Это требует осмысления тех сложностей, с которыми сталкивается государство, а также необходимости пред-
упреждения от возможных ошибок в развитии системы правового обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе, цифровизации и трансформации права [6]. Полагаем, что в современном обществе в эпоху цифровой трансформации назрела необходимость переосмысления и модернизации права на информацию, что особенно важно в условиях цифровых технологий и платформенных решений, искусственного интеллекта, облачных технологий, которые обеспечат возможность получения правовой информации. Несомненно, важной проблемой в информационном обществе правового характера является обеспечение качества и достоверности информации как одного из основных критериев предоставляемой информации, имеющих ключевое значение для обеспечения информационной безопасности. В настоящее время отмечается постоянный рост информационных потоков, включающий массивы данных, с которыми нужно работать и принимать необходимые меры для обеспечения (сохранения) достоверности информации [7, с. 130]. Безусловно, важной составляющей этих мер являются организационно-правовые, технические, технологические, программно-аппаратные и иные меры информационной безопасности. Проведенное исследование позволило обосновать вывод о том, что обеспечение достоверности информации следует рассматривать в первую очередь как важную составную часть состояния защищенности [9]. В свою очередь, информационная безопасность как состояние защищенности предполагает11 целый ряд состояний, включая как состояние обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, так и состояние достоверности информации. Для этого необходимо проведение мер по защите информации, что позволит также обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере. Весьма важно, что достоверность информации выступает как особое требование, прежде всего, в целях обеспечения информационной безопасности, поскольку предполагает именно обеспечение достоверности, в том числе целостность и точность информации [8]. Соответственно, необходимо рассматривать реализацию и защиту права на достоверную информацию как фактор обеспечения информационной безопасности. И это должно четко прослеживаться как на уровне стратегических документов12, так и законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
В целях защиты от фейковой информации, представляющей реальную угрозу информационной безопасности, в Федеральном законе от 18 марта 2019 г. № 31- ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» содержится определение фейковой информации, под которой понимается «недостоверная общественно значимая информация, распространяемая
9 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения 19.05.2021).
10 Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 50. Ст. 7074.
11 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
12 Приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 256н «Об утверж-
дении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций
государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского
учета и отчетности организаций государственного сектора».
под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи»13. Кроме того, Федеральным законом от 18.03.2019 № 27-ФЗ14 внесены дополнения, направленные на противодействие фейковым новостям, в статью 13.15 КОАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации» внесена и законодательно закреплена административная ответственность за распространение недостоверных сведений в СМИ и информационно-телекоммуникационных сетях для граждан, должностных и юридических лиц в случае общественно опасных последствий.
Представляется не менее важным в этом отношении федеральный закон от 1 июля 2021 г. № 290-ФЗ, которым внесены изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и «вводится запрет на распространение информации в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным СМИ, об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена»15. Кроме того, следует иметь в виду, что информация может иметь разную степень достоверности; определять ее будет Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители в рамках своей компетенции. При этом их решение, в случае несогласия, можно оспорить в суде. Критерии опасности будут определяться руководством надзорного ведомства. В случае обнаружения в сетевом издании недостоверной и общественно опасной информации передается сигнал в Роскомнадзор России с требованиями о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию. Роскомнадзор обращается к руководству редакции интернет-издания, после чего фейковую информацию удаляют и блоки-
руют16. Полагаем, что указанные меры подтверждают необходимость продолжения исследований правовой природы достоверности как особого принципа в первую очередь информационного права и выявления критериев достоверности. Сегодня особенно важно систематизировать имеющиеся и сформировать новые правовые инструменты обеспечения достоверности информации в целях их развития и использования в процессе правового регулирования информационных отношений.
В этой связи представляется целесообразным осуществление и повышение эффективности как государственного, так и общественного контроля при распространении информации посредством массовых коммуникаций для обеспечения ее достоверности. На законодательном уровне необходимо обеспечить возможность реализации ряда таких организационно-правовых средств, как создание системы оповещения о недостоверных сообщениях в средствах массовых коммуникаций, развитие системы общественного контроля за недостоверной информацией в сети Интернет17. Требуется совершенствование официальных сайтов органов государственного и общественного контроля, стимулирования развития в интернет-среде систем оповещения о недостоверном контенте.
В заключение необходимо отметить, что исследование в рассматриваемой сфере подтверждает особую значимость таких свойств информации и принципов регулирования связанных с ней отношений, как достоверность и доступность информации18. В связи с этим повышение значимости доступа к достоверной информации требует формирования научно обоснованного концептуального подхода на основе информационного взаимодействия субъектов в целях обеспечения национальных интересов19 в цифровом мире [10, с. 239]. Для этого важно разработать и законодательно закрепить систему правовых средств, включая субъективные права, гарантии, юридическую ответственность, обеспечивающих достоверность информации [11, с. 24]. Необходимо предусмотреть на законодательном уровне механизмы обеспечения презумпции достоверности информации в целом ряде общественных отношений для обеспечения стабильного информационного обмена и взаимодействия.
13 Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 31-Ф3 «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.03.2019).
14 Федеральный закон от 18.03.2019 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.03.2019).
15 Федеральный закон от 1июля 2021 г.№ 290-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 01.07.2021).
16 Что такое фейковые новости и как за них будут наказывать // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://duma.gov.ru/news/29982 (дата обращения: 09.06.2022).
17 Полякова Т.А. О современных тенденциях развития правового регулирования в области обеспечения информационной безопасности при построении информационного общества в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2008. № 1. С. 12—19.
18 Полякова Т.А. Теоретико-правовой анализ законодательства в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации : дисс...к.ю.н. М., 2002. 230 с.
19 Развитие правового обеспечения информационной безопасности / А.А. Стрельцов. М. : Престиж, 2005. 200 с.
Литература
1. Троян Н.А. Правовая информация как условие трансформации информационного общества в эпоху цифровизации // Право и государство: теория и практика. 2020. № 10(190). С. 133—137.
2. Петровская О.В. Принцип достоверности в информационном праве: дис...канд. юрид. наук. М., 2022. 199 с.
3. Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Развитие науки информационного права и правового обеспечения информационной безопасности: формирование научной школы информационного права (прошлое и будущее) // Государство и право. 2021. № 12. С. 97—108.
4. Головкин Р.Б., Зыбкин Д.Г. Фейк как правовое явление // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2018. № 4. С. 132—136.
5. Головкин Р.Б., Ходырев А.В. «Фейк» как один из факторов риска в праве // Юридическая техника. 2019. № 13. С. 142—144.
6. Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Бойченко И.С. Концептуальные подходы к правовому регулированию информационной безопасности в условиях цифровизации и трансформации права // Вестник УрФо «Безопасность в информационной сфере». 2019. № 3 (33). С. 64—68.
7. Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Бойченко И.С. Проблемы правового обеспечения информационной безопасности в процессе использования цифровых технологий в глобальной цифровой среде // Вестник Академии права и управления. 2018. № 3(52). С. 32—36.
8. Петровская О.В. Цифровая трансформация и проблемы обеспечения достоверности информации // Аграрное и земельное право. № 3(183). 2020. С. 130—132.
9. Полякова Т.А., Камалова Г.Г. Концептуальные основания развития института доступа к информации в Российской Федерации при применении цифровых технологий // Мониторинг правоприменения. 2020. № 4(37). С. 22—27.
10. Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Формирование единого российского электронного пространства знаний как стратегическая задача обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации // Информационные технологии и право: Правовая информатизация-2018 : сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Минск, 17 мая 2018 года / под общ. ред. Е.И. Коваленко. Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2018. С. 235—240.
11. Минбалеев А.В. Правовая сущность права на достоверную информацию // Проблемы права. 2019. № 1(70). С. 22—24.
Information unreliability as a threat to information security
Ol'ga Petrovskaia20
Keywords: reliable information, fake information, responsibility, information society, digital transformation, breakthrough technologies, information and telecommunication technologies, public administration, artificial intelligence, threats.
Abstract.
Purpose of the paper: identifying features and problems related to the definition of the concept of information reliability, the principle of information reliability in information technology law as well as tendencies in the development of the right of access to reliable information in the Russian Federation based on digital technologies. In this regard, a search for mechanisms of securing information reliability is needed.
Methods of study. The system analysis method plays a significant role in the study: it makes it possible to identify attributes of reliability, to systematise a number of patterns and features of development of the information reliability principle. General scientific and special methods of cognition were used in the study.
Results obtained. The study made it possible to make a number of well-grounded conclusions: under the conditions of information society, reliable information becomes an important information resource and should become official, open, and accessible. In the course of the study, it was found that the spread of fake information created the need to doublecheck almost any information circulating in the media. These circumstances determine comprehending legal problems of information reliability already at a qualitatively different level.
Scholarly novelty. It is proposed to introduce in law a definition of the concept of reliable information. It is important to develop and introduce in law a system of legal means, including subjective rights, guarantees, legal liability, which ensure information reliability. It is also important to provide, at the law-making level, mechanisms for securing the presumption of information reliability in a number of social relations in order to secure stable information interchange and co-operation. It is necessary to consider the implementation and protection of the right to reliable information as a threat and factor for ensuring information security which should be clearly observable both at the level of strategic documents and legislative and other legal regulations of the Russian Federation.
20 Ol'ga Petrovskaia, Researcher at the Sector of Information Technology Law and International Information Security of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
References
1. Troian N.A. Pravovaia informatsiia kak uslovie transformatsii informatsionnogo obshchestva v epokhu tsifrovizatsii. Pravo i gosudarstvo: teoriia i praktika, 2020, No. 10(190), pp. 133-137.
2. Petrovskaia O.V. Printsip dostovernosti v informatsionnom prave: dis.. .kand. iurid. nauk. M., 2022. 199 pp.
3. Poliakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. Razvitie nauki informatsionnogo prava i pravovogo obespecheniia informatsionnoi bezopasnosti: formirovanie nauchnoi shkoly informatsionnogo prava (proshloe i budushchee). Gosudarstvo i pravo, 2021, No. 12, pp. 97-108.
4. Golovkin R.B., Zybkin D.G. Feik kak pravovoe iavlenie. Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii, 2018, No. 4, pp. 132-136.
5. Golovkin R.B., Khodyrev A.V. "Feik" kak odin iz faktorov riska v prave. Iuridicheskaia tekhnika, 2019, No. 13, pp. 142-144.
6. Poliakova T.A., Minbaleev A.V., Boichenko I.S. Kontseptual'nye podkhody k pravovomu regulirovaniiu informatsionnoi bezopasnosti v usloviiakh tsifrovizatsii i transformatsii prava. Vestnik UrFo "Bezopasnost' v informatsionnoi sfere", 2019, No. 3 (33), pp. 64-68.
7. Poliakova T.A., Minbaleev A.V., Boichenko I.S. Problemy pravovogo obespecheniia informatsionnoi bezopasnosti v protsesse ispol'zovaniia tsifrovykh tekhnologii v global'noi tsifrovoi srede. Vestnik Akademii prava i upravleniia, 2018, No. 3(52), pp. 32-36.
8. Petrovskaia O.V. Tsifrovaia transformatsiia i problemy obespecheniia dostovernosti informatsii. Agrarnoe i zemel'noe pravo, No. 3(183), 2020, pp. 130-132.
9. Poliakova T.A., Kamalova G.G. Kontseptual'nye osnovaniia razvitiia instituta dostupa k informatsii v Rossiiskoi Federatsii pri primenenii tsifrovykh tekhnologii. Monitoring pravoprimeneniia, 2020, No. 4(37), pp. 22-27.
10. Poliakova T.A., Minbaleev A.V., Formirovanie edinogo rossiiskogo elektronnogo prostranstva znanii kak strategicheskaia zadacha obespecheniia informatsionnoi bezopasnosti v Rossiiskoi Federatsii. Informatsionnye tekhnologii i pravo: Pravovaia informatizatsiia-2018 : sbornik materialov VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Minsk, 17 maia 2018 goda. Pod obshch. red. E.I. Kovalenko. Minsk : Natsional'nyi tsentr pravovoi informatsii Respubliki Belarus', 2018, pp. 235-240.
11. Minbaleev A.V. Pravovaia sushchnost' prava na dostovernuiu informatsiiu. Problemy prava, 2019, No. 1(70), pp. 22-24.