ПРИНЦИП ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ПЕТРОВСКАЯ Ольга Владимировна,
магистрант Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), лаборант-исследователь сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). E-mail: olgapetrovskaya@me.com
Краткая аннотация: В условиях развития информационного общества вопрос определения достоверности информации, критерии и механизмы, а также законодательное регулирование этих элементов являются важными вопросами в современной юридической науке. Для полноценного функционирования государственных информационных систем особенно важным является не только предоставление достоверной информации, но и отсутствие противоречий в ее правовом регулировании. Любое отступление от этого принципа понижает уровень доверия к власти. Соответственно, принцип достоверности информации должен распространяться не только на частные мнения, но и на правовые акты, которые не должны друг другу противоречить.
Abstract: In the information society the question of determining the reliability of information, criteria and mechanisms, as well as the legislative regulation of these elements are important issues in modern legal science. For the full functioning of state information systems, it is especially important not only to provide reliable information, but also the absence of contradictions in its legal regulation. Any deviation from this principle lowers the level of confidence in the authorities. Accordingly, the principle of reliability of information should extend not only to private opinions, but also to legislative elements that should not contradict each other.
Ключевые слова: информационное общество, юридическая ответственность, элемент достоверности, конфиденциальность информации, государственные информационные системы, информационный ресурс, фейковые новости, цифровые пропуска.
Keywords: information society, legal responsibility, reliability element, privacy of information, state information systems, information resource, fake news, digital passes.
Развитие информационно-коммуникационных технологий в современных условиях мирового кризиса и новых вызовов вызывает переход информационного общества к его новому этапу, когда обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства становится не только национальной, но и международной стратегией. Особую актуальность приобретает вопрос сочетания принципа открытости и достоверности информации. В целях обеспечения безопасности государства, общества, жизни, здоровья и нравственности граждан необходимо соблюдение баланса между институтами свободы информации и необходимыми ограничениями. Циф-ровизация расширяет возможности развития международного сотрудничества, формирует информационное пространство, в котором информация приобретает свойства ценнейшего элемента национального достояния, его стратегического ресурса. Но сегодня не менее актуальными являются вопросы правового регулирования умышленного распространения заведомо недостоверной информации в информационно- телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»), совершаемого в деструктивных целях, особенно с учетом нынешней санитарно-эпидемиологической обстановки в условиях объявленной ВОЗ мировой пандемии и развивающейся «инфодемии».
Информация обладает различными свойствами: выступать как источник получения знаний, необходима для принятия решений, является источником информирования о происходящих событиях и явлениях и др. Все эти свойства исключительно востребованы сегодня. Однако будучи недостоверной, информация может выступать и как источник, подрывающий доверие, оказывающей вредоносное воздействие на человека и общество в целом.
Информационное общество является высокоорганизованной социальной системой, в которой сформировался не
только более высокий уровень оборота информации, но и необходима высокая степень регулирования таких отношений, в том числе необходимых ограничений в этой сфере на правовой основе. Возрастает и усиливается информационное воздействие на общество различными способами (экономическими, социально-психологическими), а также правовыми. Вопрос о том, что из себя представляет «недостоверная» информация, какие критерии ее установления, каковы правовые последствия и ответственность, законодательно не решен и нуждается в научном исследовании.
Подходы к правового регулированию общественных отношений, связанных с информацией, позволяют определить недостоверную общественно значимую информацию как информацию, распространяемую под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо создания помех функционирования или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.
В юридической науке, включая и такую ее отрасль как информационное право активно изучается правовой режим недостоверной информации, в том числе в контексте одного из видов вредной информации, и актуальности надлежащей правовой защиты интересов личности, общества и государства в данной области.1 В связи с этим обращает на себя внимание понятие достоверность, под которой в толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова, а также в словаре русского языка
1 Куликова С.А. Недостоверная информация как один из видов вредной информации: анализ правовой природы и систематизация // Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. -2013. - № 4-2. - с. 704.
С.И. Ожегова понимается «что-либо подлинное, несомненное, не вызывающее сомнений». Тогда как «недостоверный» обладает противоположным значением.1 Достоверность как требование закона и как принцип информационного права закреплены в п. 6 ст. 3 Закона об информации и наличие в законодательстве этой нормы способствует выстраиванию формирования сознательного отношения граждан к ее соблюдению. Кроме того, в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646, к числу национальных интересов в информационной сфере относится доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры.
При этом обращает внимание пункт 9 Доктрины, где указано также, что реализация национальных интересов в информационной сфере направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации и устойчивой к различным видам воздействия информационной инфраструктуры в целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, стабильного социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности Российской Федерации.2
В современном информационном обществе на первый план выдвигается важность достоверности информации. Следует признать, что огромные потоки данных не всегда содержат верную информацию. Огромные информационные объемы вместе с тем создают условия, при которых, отсутствуют критерии определения корректности информации, и можно не только пропустить необходимую информацию, но и принять ошибочное решение, основанное на некорректных данных. Во многих странах ведется активная полемика по вопросам законодательного регулирования критериев определения корректности информации. При этом, с одной стороны, законодательное регулирование и соблюдение критериев истинности информации не должно нарушать права индивидов на выражение собственного мнения, с другой стороны, что особенно важно для государственных информационных систем, предоставляемая официальная информация должна тщательно выверяться и не быть противоречивой как на фактологическом, так и на законодательном уровне. Особенно опасна недостоверность информации в деятельности и в актах органам государствен-
1 К примеру, в словаре Т. Ефремовой значение слова «недостоверный» трактуется как не обладающий достоверностью, весьма сомнительный.
2 Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 50. - п. 9.
ной власти, поскольку ведет к рискам снижения доверия.
Принцип достоверности информации впервые законодательно закреплен-в Российской Федерации в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях формирования информационной культуры граждан и критериев для ее соблюдения, а также для обеспечения информационной открытости органов государственной и муниципальной власти, осуществления контроля за соблюдением интересов граждан.3
Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г.№ 203 утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, в которой необходимость получения, хранения, обработки, создания и распространения достоверной информации, характеризует современный его этап с правовым закреплением соблюдения принципов достоверности информации.4 В Стратегии отмечается необходимость формирования информационного пространства, основанного на знании, а также важность обеспечения прав отдельных лиц на получение объективной и достоверной информации. При этом первостепенное значение уделяется удовлетворению потребностей граждан в постоянном получении достоверной информации и приобретении новых компетенций с помощью системы безопасности, обеспечивающей точность полученных данных.
Хотя в законодательных актах имеются правовые нормы, связанные с достоверностью, однако отсутствует прямая законодательная формулировка «достоверности информации», также как и критерии ее установления. Ни в одном из официальных документов такое понятие не раскрыто. Для законодателя необходимо в процессе законодательной деятельности понять сам принцип надежности информации, необходимы четкие критерии егоопределения, понять, в каком случае достоверность будет носить чрезвычайно важный характер, а в каких случаях - возможны ограничения при выявлении источника ложной информации. Отдельного внимания заслуживает соблюдение принципов достоверности информации в государственных информационных системах.
Требования о ценности достоверной информации нужны не только на социальном-бытовом уровне, но и в государственном управлении, связаны с представлением корректной достоверной информации органами власти5. По этой причине требуется особенно глубокое изучение понятия «достоверности информации», понимания его сущности, четких критери-
3 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. I). Ст. 3448.
4 Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002 (дата обращения 28.04.2020).
5 Полякова Т.А. Правовое регулирование обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе: монография /под общ. ред. Т.А. Поляковой. Саратов: Амирит, 2019.
ев оценки и принципов реализации1.
Следует согласиться с Р. В. Амелиным, что «оформление и развитие в законодательстве категории «официальная информация» должно идти по пути признания презумпции достоверности такой информации, наделяющего ее пользователей соответствующими правами»2.
В. В. Долинская полагает, что есть ряд «информоло-гических параметров», посредством которых в вопросе регулирования информационных отношений можно рассматривать следующие элементы:
- структура содержания (включена предметная область информации в зависимости от параметра покрытия);
- охват (определение, описание и ограничение содержания);
- временной период взаимодействия (фиксация временного диапазона информационного взаимодействия);
- достоверность источника (определение источников информации, степень их точности, это также связано с параметром покрытия);
- соблюдение принципа качества (определение критериев, отражающих степень пригодности информации, отсутствие противоречий с иными официальными источниками).3
Полагаем, что для государственных информационных систем целесообразно воспринять указанные «информоло-гические параметры», особое внимание обращать на структуру содержания и соблюдение принципа их качества (отсутствие противоречий с иными официальными источниками).
В качестве примера несоблюдения таких параметров и их последствий можно привести издание Указа Мэра Москвы от 11.04.2020 № 43-УМ «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве»4. Механизм получения цифровых пропусков не содержал четких критериев определения достоверности информации при их оформлении, что привело к их последующему аннулированию. В ответ на многочисленные обращения мэрией Москвы были даны разъяснения и уточнены принципы определения критериев достоверности информации. Эта информация касается прав и обязанностей лиц и даже в таких сложных условиях требует внимательного
1 Минбалеев А.В. Правовая сущность права на достоверную информацию / А.В. Минбалеев // Проблемы права. 2019. № 1 (70). С. 22-24; Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Формирование системы информационного права как научного направления: этапы развития и перспективы // Государство и право. 2019. № 2. С. 85. DOI: 10.31857/Б013207690003854-1.
2 Амелин Р. В. Презумпция достоверности информации в государственных информационных системах // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 7. Вып. 4. С. 458 - 467.
3 Долинская В. В. Информационное общество, информационные отношения и право // Юридический вестник Самарского университета. 2017. Т. 3. №3. С. 27-36.
4 Указ Мэра Москвы от 11.04.2020 № 43-УМ «Об утверждении Порядка оформле-
ния и использования цифровых пропусков для передвижения по территории
города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/207572230.html/ (дата обращения 28.04.2020).
подхода, и не допускает распространения недостоверной или противоречивой информации, особенно в нормативных правовых актах. Выдача указанных пропусков осуществлялась непосредственно после заполнения формы (и после проверки достоверности данных значительная часть пропусков была аннулирована, на основе критериев наличия явных ошибок (Ф.И.О.), для рабочих пропусков - наличие ИНН работодателя в базе ФНС, а также проверка по реестрам граждан). Вызывает дискуссии также вопрос о правомерности введения указанных непопулярных мер и их несоответствии Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»5, поскольку без введения чрезвычайного положения граждане имеют право на свободное передвижение. И очевидно, что документы были недостаточно проработаны, в частности вопросы критериев достоверности информации.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о соблюдении критериев достоверности информации в сети Интернет. Так, по мнению А. В. Кутузова, Интернет характеризуется наличием большого объема недостоверной информации. В периоды, которые условно можно назвать «информационным противостоянием», создание недостоверной информации значительно ускоряется. Чаще всего ее появление связано с новостными ресурсами, что объясняется их популярностью, скоростью публикации данных и, следовательно, быстрым распространением в сети, а также сложностью проверять достоверность данных в режиме реального времени. Другими словами информация распространяется гораздо быстрее, чем процесс проверки и опровержения в случае обнаружения ненадежности. Таким образом, цель распространения недостоверной информации достигается гораздо быстрее, чем противодействие этому процессу. В результате возникает конфронтация определенных групп населения из-за противоречия мнений по данному вопросу6.
Тема достоверности информации получила определенный толчок в 2018 г., когда был внесен законопроект о «фей-ковых новостях», содержащий поправки в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Согласно Федеральному закону от 18.03.2019 № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» впервые было дано определение «фейковой новости» как: «заведомо недостоверная общественно значимая информация под видом достоверных сообщений, создавшая угрозу причи-
5 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 01.04.2020) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/ (дата обращения 28.04.2020)
6 Кутузов А. В. Проблема достоверности информации, полученной из сети Интернет, в условиях противодействия экстремизму // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2020. № 1 (51). С. 119 - 127.
нения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи»1. За осуществление публикации такой информации введена административная ответственность.
Вопрос ограничения информации при ее несоответствии критериям достоверности (например, фейковых новостей) получил новое развитие в связи с массовой пандемией COVID-19. Федеральными органами государственной власти принято решение о законодательном усилении критериев достоверности информации. Однако, фактически, вместо определения четких критериев определения достоверности информации были усилены карательные меры.
31 марта 2020 г. депутаты Госдумы РФ в трех чтениях приняли Федеральный закон № 100-ФЗ от 01.04.2020 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», который ужесточает наказание за публичное распространение недостоверной информации и касается уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил2. Ко второму чтению проект дополнили новыми статьями, предусматривающими наказание за распространение ложных новостей о чрезвычайных ситуациях, в том числе касающихся распространения коронавируса COVID-19.
Примечания к тексту указанных поправок содержат информацию об отнесении особых обстоятельств к «чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, чрезвычайным экологическим ситуациям, включающим эпидемии, эпизоотии и другие обстоятельства, возникшие в результате аварий, стихийных бедствий, стихийные бедствия, природные и другие стихийные бедствия, приводящие (возможно, приводящие) к человеческим жертвам, ущербу для здоровья человека и окружающей среды, значительным материальным потерям и нарушению условий жизни населения».
В случае публичного распространения под видом достоверных сведений заведомо ложной социально значимой информации, повлекшей за собой по неосторожности вред здоровью человека, предусмотрен штраф в размере от 700 тысяч до 1,5 миллиона рублей, в ином случае предусмотрено лишение свободы на срок до трех лет. Это же деяние, повлек-
1 Федеральный закон от 18 марта 2019 № 31-Ф3 «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2019. № 60. Ст. 7822.
2 Федеральный закон от 01.04.2020 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004010073 (дата обращения
28.04.2020)
шее по неосторожности смерть человека или другие тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от 1,5 до 2 миллионов рублей или предусматривают лишение свободы на срок до пяти лет.
Отдельно был принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», дополняющий основания для административной ответственности за распространение фейковых новостей (ст. 13.15 КоАП РФ — злоупотребление свободой массовой информации). Если ранее данная статья предусматривала штрафы за распространение недостоверной информации до 400 тысяч рублей для граждан и 1,5 миллиона рублей для юридических лиц, то новые поправки, (предложенные депутатами Андреем Исаевым и Сергеем Боярским) вводят новый вид штрафа для юридических лиц)3.
Его основанием является «распространение в средствах массовой информации и Интернете под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан или о мерах, принятых для обеспечения безопасности населения и территорий» и предусматривают наложение штрафа от 1,5 до 3 млн. рублей, если распространение ложной информации привело к гибели, повреждению здоровья или имущества, массовому нарушению общественного порядка, прекращению функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, энергетических объектов, промышленности, тогда максимальный штраф юридическим лицам в размере 5 млн. рублей. Повторное совершение этих правонарушений грозит юридическим лицам штрафом от 5 до 10 млн. рублей.
Таким образом, дефиниция «достоверность информации» может подразумевать наличие ряда критериев по ее выполнению и своевременности ее представления, и касается не только высказываний физических лиц, но и соблюдение особенной важности фильтрации и предоставления информации со стороны органов власти посредством государственных информационных систем. Очевидна тенденция усиления ответственности, путем наложения штрафов за распространение недостоверной информации физическими и юридическими лицами. Но законодательно «информологические критерии» не закреплены и не имеют четкой правовой формулировки. Соответственно, это может привести к путанице и неоднозначному пониманию различных критериев информационной достоверности и противоречий в правовых актах.
3 Федеральный закон от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004010076 (дата обращения 28.04.2020)
Библиография:
1. Амелин Р. В. Презумпция достоверности информации в государственных информационных системах // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 7. Вып. 4. С. 458 - 467.
2. Долинская В. В. Информационное общество, информационные отношения и право // Юридический вестник Самарского университета. 2017. Т. 3. №3. С. 27 -36.
3. Кутузов А. В. Проблема достоверности информации, полученной из сети Интернет, в условиях противодействия экстремизму // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2020. № 1 (51). С. 119 - 127.
4. Куликова С.А. Недостоверная информация как один из видов вредной информации: анализ правовой природы и систематизация // Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. - 2013. - № 4-2. - С. 704.
5. Минбалеев А.В. Правовая сущность права на достоверную информацию // Проблемы права. 2019. № 1 (70). С. 22-24.
6. Полякова Т.А. Правовое регулирование обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе: монография /под общ.ред. д.ю.н. профессора Т.А. Поляковой. Саратов: Амирит, 2019.
7. Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Формирование системы информационного права как научного направления: этапы развития и перспективы // Государство и право. 2019. № 2. С. 80-92. DOI: 10.31857^013207690003854-1.
8. Указ Мэра Москвы от 11.04.2020 N 43-УМ «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/207572230.html/ (дата обращения 28.04.2020).
9. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002 (дата обращения 28.04.2020).
10. Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 50. - п. 9.
11. Федеральный закон от 01.04.2020 N 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004010073 (дата обращения 28.04.2020)
12. Федеральный закон от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004010076 (дата обращения 28.04.2020)
13. Федеральный закон от 18 марта 2019 № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2019. № 60. Ст. 7822.
14. Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. 2019. № 60. Ст. 7818.
15. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ (в ред. от 01.04.2020) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/ (дата обращения 28.04.2020).
16. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. I). Ст. 3448.