Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ДОСТОВЕРНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРАВЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

ПРИНЦИПЫ ДОСТОВЕРНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРАВЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
598
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОСТОВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПРЕЗУМПЦИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петровская Ольга Владимировна

Цель работы: выявление тенденций развития права доступа к информации в Российской Федерации на базе современных технологий. В статье освещаются проблемы, связанные с определением понятия «достоверность информации», обосновывается необходимость исследования достоверности информации как принцип информационного права. Метод исследования: работа основана на методах диалектики и системного анализа, позволяющих комплексно исследовать процессы цифровизации достоверной информации в контексте ее правового регулирования. Полученные результаты. Проведенное исследование позволило сделать ряд обоснованных выводов: в условиях информационного общества достоверная информация становится важным правовым ресурсом и должна стать официальной, открытой, доступной. Предложено закрепить на законодательном уровне определение понятия «достоверная информация».Purpose of the paper: identifying tendencies in the development of the right to access information in the Russian Federation on the basis of modern technologies. The paper covers problems related to the definition of the concept of “reliability of information”, justifies the need to study the reliability of information as a principle of information technology law. Method of study: the work is based on the methods of dialectics and system analysis allowing a multi-faceted studying of processes of digitalisation of reliable information in the context of its legal regulation. Results obtained: the study made it possible to make a number of well-founded conclusions: under the conditions of the information society, reliable information becomes an important legal resource, and it should become official, open, accessible. It is proposed that the definition of the concept of “reliability of information” should be enshrined in the law.Purpose of the paper: identifying tendencies in the development of the right to access information in the Russian Federation on the basis of modern technologies. The paper covers problems related to the definition of the concept of “reliability of information”, justifies the need to study the reliability of information as a principle of information technology law. Method of study: the work is based on the methods of dialectics and system analysis allowing a multi-faceted studying of processes of digitalisation of reliable information in the context of its legal regulation. Results obtained: the study made it possible to make a number of well-founded conclusions: under the conditions of the information society, reliable information becomes an important legal resource, and it should become official, open, accessible. It is proposed that the definition of the concept of “reliability of information” should be enshrined in the law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петровская Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ДОСТОВЕРНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРАВЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

Принципы достоверности в информационном праве в условиях

цифровой трансформации1

Петровская О.В.2

Ключевые слова: достоверная информация, доступ к информации, информационные технологии, информационное общество, цифровая трансформация, презумпция достоверности.

Аннотация.

Цель работы: выявление тенденций развития права доступа к информации в Российской Федерации на базе современных технологий.

В статье освещаются проблемы, связанные с определением понятия «достоверность информации», обосновывается необходимость исследования достоверности информации как принцип информационного права.

Метод исследования: работа основана на методах диалектики и системного анализа, позволяющих комплексно исследовать процессы цифровизации достоверной информации в контексте ее правового регулирования.

Полученные результаты. Проведенное исследование позволило сделать ряд обоснованных выводов: в условиях информационного общества достоверная информация становится важным правовым ресурсом и должна стать официальной, открытой, доступной. Предложено закрепить на законодательном уровне определение понятия «достоверная информация».

DOI: 10.21681/2226-0692-2021-3-46-50

1Информационная сфера жизни общества весьма мобильна и неустойчива: ширится ее пространство, меняются технологии, рушатся привычные информационные представления о границах конфиденциальности информации и одновременно ее массовости, доступности и открытости [1, с 14]; перед обществом ставится задача поиска путей обеспечения достоверности информации [2, с 12; 3, с. 310, 402], особенно с учетом глобального характера информационных процессов [4, с 24].

Сегодня информационное общество переходит к цифровой трансформации на базе современных цифровых технологий, обеспечивающих доступ к актуальной, достоверной правовой информации [5, с 75—77]. В основе деятельности членов информационного общества лежит информация, информационные ресурсы и информационные продукты, а само его существование основано на обращении информации. Правовые проблемы обращения информации исследуются на основе модели информационной среды — сферы производства, преобразования и потребления информации [6, с 133].

Вопрос о значении достоверной информации в жизни общества и каждого из нас не нуждается в дополнительном обосновании, но, несомненно, требует пристального внимания. В информационном обществе, основанном на знаниях, роль информации определяется потребностью реализации права человека на информацию, а также необходимостью обеспечения системы

стратегического планирования и развития информационно-правовой среды. Общество, ориентированное на прогрессивное движение, не может не быть информационным. Несомненно, наряду с информационными и коммуникационными технологиями, находящимися в основании современного общества, особую роль призвано выполнять право, которое в данной миссии присутствует весьма многопланово [7, с. 106].

Сущность информации в формате ее восприятия индивидами означает отражение в их сознании образов существующей действительности, выраженной посредством символов. Цель получения информации — в объективном понимании своего места в жизни и адаптации к существующим условиям, а также происходящим изменениям. Для понимания (осознания) своего места в существующей действительности, в обществе жизненно важным является соблюдение фактора достоверности получаемой информации, недопустимости ее искажения. Таким образом, достоверность информации должна иметь ключевое значение в формировании системы общественных отношений, причем как в случае, когда объектом этих взаимоотношений являются материальные блага, так и когда в центре внимания будут блага нематериальные [8]. Достоверность информации — это неотъемлемый элемент общественных отношений. Теоретический метод исследования в соответствии с его гносеологической природой немыслим без предварительного изучения знаний об

Статья выполнена по Государственному заданию № 0136-2021-0042 «Правовое регулирование цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности».

Петровская Ольга Владимировна, магистрант Московского государственного юридического университета имени О.Е Кутафина (МГЮА), младший научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН), г. Москва, Российская Федерация. E-mail: olgapetrovskaya@me.com

объекте достоверной информации. Так, В.Д. Могилевский рассматривает достоверность информации «с позиции определения места и сущности информации в процессе управления любой системой, особенно при соотношении системы и среды ее существования. В этом контексте особое значение придается достоверности информации о системе и ее противоположности — дезинформации, когда создается искаженная информационная картина системы» [9, с. 100—124]. Следует привести интересное высказывание А.А. Дынкина, что «достоверность не может быть домыслом, а также не может быть гипотезой». Достоверность можно рассматривать с объективной и субъективной сторон. Так, с объективной стороны достоверность — это понятие, характеризующее значение как твердо установленное, исключающее сомнение, а с субъективной стороны — форма осознания истины человеком [10], следовательно, субъект после принятия достоверной информации становится источником этой информации для других субъектов. Достоверными считаются сведения, не вызывающие сомнений, имеющие подлинный характер.

В толковом словаре С.И. Ожегова «достоверный» толкуется как соответствующий действительности, точный, подлинный [11, с 173]; в толковом словаре Д.Н. Ушакова — как достоверный, подлинный, несомненный, не вызывающий сомнений. Достоверные сообщения. Сообщения из достоверных источников3.

В словаре В.И. Даля содержится более широкое толкование этого понятия. Так, правдивый, точный, подлинный, достоверный — это содержание понятия «достоверность» [12, с. 332]. В Энциклопедии эпистемологии и философии науки к «достоверности» относится, например, знание эмпирических свидетельств или рациональных аргументов, которые обладали бы большей достоверностью только тогда, когда есть нечто такое, что не подвергается сомнению и не требует обоснования, достоверность — это атрибут4. В Краткой философской энциклопедии достоверность не связана с истинностью, т. е. достоверность может быть субъективной (в вере), объективной (в науке), непосредственной (основанной на созерцании, собственном восприятии, собственном переживании — интуитивная достоверность) или опосредованной, исторической или логической (полученный посредством сообщения или мышления) [13, с. 143]. Согласимся с мнением С.А. Куликовой, что «достоверность — это соответствие данных объективной реальности» [14, с. 11]. На основе анализа приведенных суждений предложен авторский подход к определению понятия «достоверная информация» в широком смысле, под которой предлагается понимать сведения (сообщения, данные) о событиях, явлениях и фактах, имеющие подлинность, правдивость, истину, основанные на знании, исключающие всякое сомнение, от имеющего степень информированного, надежного источника подтвержденных, представленных фактов, в режиме реального времени. Либо «достоверность информации» надо

понимать как информацию подлинную, идентичную и точную, полученную посредством передачи от одного источника другому, без искажения и потери этой информации. В узком смысле целесообразно понимать, что «достоверная информация» — это истина, полученная посредством знаний и исключающая всякое сомнение.

В эпоху цифровой трансформации появилась необходимость переосмысления и модернизация права на информацию, в условиях цифровых технологий и платформенных решений, искусственного интеллекта, облачных технологий, которые предоставят возможность получить ценную, полную и достоверную правовую информацию. Представляется, что важной проблемой в информационном обществе, в том числе и правовой, является обеспечение качества и достоверности информации как одного из основных критериев предоставляемой информации, имеющих существенное значение для обеспечения информационной безопасности. Огромный информационный поток («Большие данные») составляет массив данных, с которыми нужно работать и принимать необходимые меры для обеспечения (сохранения) достоверности информации [15, с. 130].

В процессе анализа автором выявлено, что практически в большинстве правовых актов различных сфер правового регулирования, т. е. в различных областях социального пространства, которое охватывает право, многократно упоминается «достоверная информация», или «достоверные сведения», или «достоверные данные». Так, например5, в ходе исследования правового ре-

3 Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: 1935—1940. URL: http://enc.biblioclub.ru/Encyclopedia/117_tolkovyj_ slovar_russkogo_jazyka_pod_red._d.n._ushakova (дата обращения: 20.05.2021).

4 Gufo.me — словари и энциклопедии. URL: https://gufo.me/

search?term=достоверный (дата обращения: 22.05.2021).

Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (вместе с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению); приказ Роскомнадзора от 31 июля 2019 г. № 227 «Об утверждении Порядка контроля за достоверностью и полнотой информации о цели использования пересекающей Государственную границу Российской Федерации линии связи, а также о средствах связи, установленных на указанной линии связи, представляемой собственниками или иными владельцами линии связи»; постановление Правительства РФ от 16 июня 2018 г. № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)» (вместе с Положением об осуществлении запроса организацией финансового рынка у своих клиентов информации о таких клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, ее обработки, в том числе документальной фиксации, и анализа, о принятии, в том числе документальной фиксации, обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, включая проверку достоверности и полноты представленной клиентом информации, а также о составе, об условиях, о порядке и сроках представления указанной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов); Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ (ред. от 20 апреля 2021 г.) «О негосударственных пенсионных фондах» и др.

гулирования в Российской Федерации понятия «информация» и принципов ее достоверности установлено, что важным шагом стало принятие Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В данном Федеральном законе достоверность информации в качестве принципа информационного права и требования законодательства закрепляется в п. 6 ст. 36. При этом законодатель прямо не определяет, что представляет собой достоверность информации, какие критерии достоверности могут существовать, возможно ли устанавливать критерии достоверности применительно к той или иной сфере и на каком уровне возможно раскрывать критерии достоверности информации. В рамках реализации принципа достоверности информации не только в информационном, но и в отраслевом законодательстве устанавливаются требования по обеспечению достоверности информации. Надо отметить, что в нормативных правовых актах толкование достоверности и ее критерии раскрываются очень редко. Обеспечение достоверности информации в законодательстве часто осуществляется в декларативной форме посредством установления требования достоверности. В ряде случаев законодатель устанавливает меры или систему мер, которые позволят обеспечить и проверить достоверность. Так, в Доктрине информационной безопасности установлено «доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и в мире»7. В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы «достоверные сведения», «достоверная информация» указываются не один раз: «...получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации»8. Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ (ред. от 30 апреля 2021 г.) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»9 в ст. 11 законодателем также установлены основные требования при обеспечении доступа к информации.

Не менее важным для развития системы правового обеспечения достоверности информации является утвержденный приказом Роскомнадзора Порядок

контроля за достоверностью и полнотой информации о цели использования пересекающей Государственную границу Российской Федерации линии связи, а также о средствах связи, установленных на указанной линии связи, представляемой собственниками или иными владельцами линии связи10, предметом мероприятий по контролю является проверка достоверности и полноты информации. Также совсем недавно, в марте 2021 г. распоряжением Правительства РФ утверждена Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года, направленная на комплексное развитие библиотечного дела и модернизацию библиотечной системы страны, внедрение современных информационных технологий, научного и методического обеспечения деятельности библиотек, а также расширения свободного доступа граждан к ин-формации11. Ключевым является развитие библиотечного дела, основанное на принципах обеспечения максимальной актуальности, полноты, открытости, достоверности и доступности информации. Отдельного внимания заслуживает Постановление Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г. № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза»12, где в соответствии с п. 10 ст. 38 Таможенного кодекса таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ и ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ)13.

Закон о средствах массовой информации требует проверять достоверность как сообщаемой журналисту информации (п. 8 ст. 47), так и сообщаемой им инфор-

6 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 19.05.2021).

7 Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 50. Ст. 7074.

8 Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.05.2021).

9 Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ (ред. от 30 апреля 2021 г.) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.05.2021).

10 Приказ Роскомнадзора от 31 июля 2019 г. № 227 «Об утверждении Порядка контроля за достоверностью и полнотой информации о цели использования пересекающей Государственную границу Российской Федерации линии связи, а также о средствах связи, установленных на указанной линии связи, представляемой собственниками или иными владельцами линии связи» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: ).

11 Распоряжение Правительства РФ от 13 марта 2021 г. № 608-р «Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.03.2021).

12 Постановление Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г. № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 06.12.2019).

13 Там же.

мации (п. 2 ст. 49)14. В Федеральном законе «О рекламе»15 в п. 1 ст. 5 установлены общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются», а в п. 3 ст. 5 содержится разъяснение, что понимается под недостоверной рекламой: «Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения».

Вместе с тем следует отметить, что законодательного закрепления дефиниции понятия «достоверность информации» пока не нашли, как и критерии ее установления. Однако указанный принцип правового регулирования в информационной сфере необходимо соблюдать в процессе законотворческой деятельности.

Очевидно, что требования ценности достоверной информации важны на уровне государственного управления, они имеют ключевое значение в юридической деятельности, определяют содержание доказательств, а также необходимы в обществе. В связи с этим требуется особенно глубокое изучение понятия «достоверность информации», понимание его сущности, четкие критерии оценки и принципы реализации.

В ходе исследования установлено, что достоверная информация имеет междисциплинарный характер в цифровом обществе знаний. В связи с этим автором обоснована необходимость определения достоверности информации на законодательном уровне. Необходимо внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; полагаем целесообразным включить в понятийный аппарат определение «достоверная информация». Кроме того, достоверность информации необходимо рассматривать не только как принцип, но и как требование к ее формированию, отражающее факты и реальную действительность.

В условиях цифровой трансформации внедрение государственных информационных систем сопровождается принятием ряда правовых актов, регулирующих правовой режим. В информационном праве пока не выработаны единые требования правового регулирования отношений, возникающих в процессе создания и использования государственных информационных систем, а также информационных ресурсов, информации актуальной и достоверной. Так, в ч. 9 ст. 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Исследуя данную норму, необходимо отметить, что в законодательстве РФ отсутствует законодательно закрепленная дефиниция понятия «официальная информация», но мы отождествляем понятие «информация, созданная государственными органами», с официальной информацией, и ее использование гарантирует достоверность. В процессе иссле-

14 Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1-ФЗ (ред. от 30 декабря 2020 г.) «О средствах массовой информации» // Российская газета. 1992. 8 февр. № 32.

15 Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.05.2021).

дования автором обосновано, что признаком официальной информации является презумпция достоверности, т. е. государство обязано обеспечить достоверность официальной информации, а также соответствующие гарантии ее пользователям, которые позволят обеспечить достоверность, полноту и своевременность информации. На сегодняшний день вопрос «официальной информации» нуждается в дальнейшем изучении и более детальной теоретической проработке.

Вопрос ограничения информации при ее несоответствии критериям достоверности (например, фейковых новостей) получил новое развитие в связи с пандемией СОУШ-19. Так, Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»16 впервые дает определение понятия «фейковые новости». Сегодня вопросы об ответственности за распространение недостоверной информации пока остаются открытыми, но в соответствии с Федеральным законом от 18 марта 2019 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»17, а также вышеупомянутым Федеральным законом от 18 марта 2019 г. № 31-ФЗ предусмотрен порядок работы с недостоверной информацией, согласно которому органы прокуратуры направляют представление в Роскомнадзор, содержащее требование об ограничении доступа к ресурсу, который распространяет недостоверную общественно значимую информацию, а представители Роскомнадзора обращаются к администрации ресурса с требованием об удалении такой информации. Федеральными органами государственной власти принято также решение о законодательном усилении критериев достоверности информации. Однако фактически вместо определения четких критериев определения достоверности информации были усилены карательные меры. Так, 31 марта 2020 г. депутаты Госдумы РФ в трех чтениях приняли Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»18, который ужесточает наказание за публичное распространение недостоверной информации.

Сегодня роль достоверности как требования и условия существования информации изменяется, появилась необходимость теоретически осмыслить все компоненты принципа достоверной информации, это требует отдельных научных исследований и поможет урегулировать правовой режим. Полагаем, что сегодня

16 Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 12. Ст. 1221.

17 Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.03.2019).

18 Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004010073 (дата обращения: 28.04.2020).

актуальные задачи, направленные на совершенствование организационно-правового обеспечения достоверности информации в информационном праве, состоят в формировании и решении практических задач на основе межотраслевых знаний в области как гуманитарных, так и технических наук. Именно межотраслевые знания являются важнейшим элементом развития права, в том числе в области обеспечения информационной безопасности [16, с. 205—207; 17, с. 18—19; 18; 19, с. 87].

В настоящее время особо значимыми являются такие свойства информации и принципы ее регулирования, как достоверность и доступность информации. Повы-

шение значимости доступа к достоверной информации требует концептуального подхода на основе информационного взаимодействия субъектов в целях обеспечения национальных интересов в цифровом мире [20, с. 26]. Для этого важно разработать и законодательно закрепить систему правовых средств, включая субъективные права, гарантии, юридическую ответственность, обеспечивающих достоверность информации. Важно на законодательном уровне предусмотреть механизмы обеспечения презумпции достоверности информации в целом ряде общественных отношений для обеспечения стабильного информационного обмена и взаимодействия. ■

Литература

1. Бачило И.Л. Информационное право : учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2020. 419 с.

2. Минбалеев А.В. Роль медиаобразования в формировании информационно-правовой культуры современной молодежи // Медиаобразование. 2007. № 1. С. 12—16.

3. Минбалеев, А.В. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества : дис. ... докт. юрид. наук. Челябинск, 2012. 451 с.

4. Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Новые векторы развития информационного права в условиях цивилизаци-онного кризиса и цифровой трансформации // Государство и право. 2020. № 5. С. 75—87.

5. Полякова Т.А. Глобализация и национальная стратегия построения информационного общества в России // Человек: преступление и наказание. 2007. № 4(59). С. 24—28.

6. Троян Н.А. Правовая информация как условие трансформации информационного общества в эпоху цифровизации // Право и государство: теория и практика. 2020. № 10(190). С. 133—137.

7. Рыбаков О.Ю. Правовая информация как условие реализации современной российской правовой политики // Журнал российского права. 2015. № 4. С. 105—112.

8. Устюжанина Е.В. Принцип достоверности информации: постановка проблемы // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2017. № 4(42). С. 47—52.

9. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. М. : Экономика Год, 1999. 256 с.

10. Касавин И.Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М. : Канон+, 2009. 1247 с.

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. М. : Азъ, 1994. 944 с.

12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М. : РИПОЛ-КЛАССИК, 2002. Т. 1: А—З.

13. Краткая философская энциклопедия. М. : Прогресс, 1994. 576 с.

14. Куликова С.А. Информационное право России : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям (направлениям) «Юриспруденция» и «Прикладная информатика и юриспруденция». Саратов : Изд-во Саратов ун-та, 2010. 194 с.

15. Петровская О.В. Цифровая трансформация и проблемы обеспечения достоверности информации // Аграрное и земельное право. № 3(183). 2020. С. 130—132.

16. Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Наумов В.Б. Форсайт-сессия «Информационная безопасность в XXI веке: вызовы и правовое регулирование» // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2018. Т. 13. № 5. С. 194—208.

17. Полякова Т.А. О современных тенденциях развития правового регулирования в области обеспечения информационной безопасности при построении информационного общества в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2008. № 1. С. 12—19.

18. Развитие правового обеспечения информационной безопасности / А. А. Стрельцов, Е. К. Волчинская, А. Н. Козырев [и др.]. М. : Престиж, 2005. 200 с.

19. Полякова Т.А. Методологические подходы к систематизации информационного законодательства в условиях перехода к информационному обществу // Вестник Российской правовой академии. 2007. № 4. С. 85—87.

20. Полякова Т.А., Камалова Г.Г. Концептуальные основания развития института доступа к информации в Российской Федерации при применении цифровых технологий // Мониторинг правоприменения. 2020. № 4(37). С. 22—27.

Рецензент: Андрей Витальевич Морозов, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Москва, Россия. E-mail: av_morozov@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.