Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ РИСКИ И УГРОЗЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ'

ОСНОВНЫЕ РИСКИ И УГРОЗЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-УГРОЗЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАПРЕЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дзанагова Маргарита Константиновна, Бетеева Мадина Майрамовна

Цель статьи заключается в характеристике международных и национальных источников правового регулирования обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, анализе их современного состояния и направления развития законодательства об обеспечении информационной безопасности детей в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR RISKS AND THREATS TO MINORS IN THE INFORMATION SPHERE

The purpose of the article is to characterize international and national sources of legal regulation of ensuring information security of minors, analyze their current status and the direction of development of legislation on ensuring information security of children in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ РИСКИ И УГРОЗЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ»

Информационное право

ОСНОВНЫЕ РИСКИ И УГРОЗЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

ДЗАНАГОВА Маргарита Константиновна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. E-mail: dzanagova.margarita@mail.ru;

БЕТЕЕВА Мадина Майрамовна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. E-mail: madina.beteeva@mail.ru

Краткая аннотация: Цель статьи заключается в характеристике международных и национальных источников правового регулирования обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, анализе их современного состояния и направления развития законодательства об обеспечении информационной безопасности детей в Российской Федерации.

Abstract: The purpose of the article is to characterize international and national sources of legal regulation of ensuring information security of minors, analyze their current status and the direction of development of legislation on ensuring information security of children in the Russian Federation.

Ключевые слова: дети, безопасность, интернет-угрозы, информационная безопасность, запрещенная информация, социальная сеть.

Keywords: children, security, Internet threats, information security, prohibited information, social network.

Вопросы обеспечения информационной безопасности лиц, не достигших совершеннолетия, на данном этапе развития информационного пространства стоят особенно остро перед правовым сообществом. Значимым шагом в этой области следует назвать принятие Доктрины информационной безопасности РФ. В разделе 3 данного документа говорится о том, что в настоящее время происходит увеличение информационного влияния на граждан РФ, и прежде всего на молодых людей, направленного на то, чтобы нивелировать исконно русские духовные ценности. На этом основании мы можем утверждать, что именно не достигшие совершеннолетия граждане рассматриваются составителями названного документа как главный субъект правовой защиты [5, с.53].

На данном этапе развития информационного пространства информационно-коммуникационные технологии позволяют активно и эффективно развивать и обучать рассматриваемую категорию граждан. Сетевые технологии глобальной сети Интернет позволяют молодым людям получать доступ к открытым цифровым хранилищам музеев и библиотек, государственных и муниципальных образовательных коллекций, различных образовательных телевизионных каналов, которым присущи информационный элемент, интенсивность и большое разнообразие передаваемых ценностей. В настоящее время быстро развиваются СМИ и компьютерные технологии, Интернет стал общедоступным ресурсом. Все это не только помогает развивать и обучать не достигших совершеннолетия лиц, но и представляет разнообразные угрозы. В частности, повсеместно пропагандируется употребления спиртных напитков, наркотиков и иных одурманивающих веществ. Кроме того, некоторые информационные источники поощряют половую распущенность молодых людей, агрессию и садизм, агрессивные и суицидальные действия, порнографию, неуважительное отношение к старшим, использование нецензурной брани. Все эти отрицательные явления могут спровоцировать антисоциальные поступки молодых людей и их виктимизацию [6, с.71].

Фонд развития Интернета «Дети РФ онлайн» провел исследование, которое свидетельствует, что каждый день в интернет заходит 89% несовершеннолетних, из которых выделяется 5 кате-

горий пользователей. Это, в частности, «нацеленные на образование» (29 %), «нацеленные на общение» (25 %), «читатели» (22 %), «игроки» (17 %), «универсалы» (7 %). Возможность наткнуться на риски, связанные с использованием интернета, увеличивается, когда пользователи не соблюдают элементарные нормы безопасности -распространяют лишние сведения о себе, общаясь с незнакомыми людьми, не соблюдают нормы хранения паролей.

После того как появился Интернет, представляющий собой информационно-телекоммуникационную сеть, также появились коллизии в сфере обеспечения баланса между правом каждого на получение информации, правом защиты частной жизни и обязанностью государства обеспечить безопасность своего населения.

Следует отметить, что политика РФ в области обеспечения информационной безопасности лиц, не достигших совершеннолетия, представляет собой обязательный компонент всей государственной политики, касающейся названной категории лиц. Основные угрозы, с которыми сталкиваются пользователи глобальной сети, представлены киберпреследованием, киберзапугиванием, кибербу-лингом; влиянием контента на взрослых людей; наличием вредоносных программ и случаями мошенничества; обменом персональными данными; наличием ресурсов экстремистского содержания [5, с.94].

В 2019 г. Президент России Владимир Путин поручил правительству регулярно проводить исследования в интернете по поводу потребительских предпочтений и особенностей поведения молодежной аудитории. Соответствующий документ по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей опубликовала пресс-служба Кремля. В поручении целью опросов называется повышение уровня информированности органов государственной власти о влиянии информационной среды на формирование взглядов подрастающего поколения. В этом же документе также поручается создать на базе некоммерческой организации координационный центр по организации производства контента, направленного на духовно-нравственное воспитание молодежи, и его распространения в интернете.

В мае прошлого года стало известно, что одним из клю-

Информационное право

чевых показателей эффективности управлений внутриполитического блока администрации президента стало повышение доли активной патриотически настроенной молодежи. Вероятно, это обусловлено необходимостью закладывать будущее страны, а также тем, что подростки являются будущими избирателями.

В начале сентября, комментируя протестные акции, президент заявил, что молодежь имеет право на выражение своего мнения. По его мнению, иногда это приводит к позитивному результату, потому что встряхивает власти. При этом он заметил, что обязанность власти - сделать все, чтобы у молодежи была возможность найти свое место.

Приведем максимально полную группировку ключевых рисков и угроз, которые несет информационное пространство для лиц, не достигших совершеннолетия. В частности, это информация следующего характера:

1) Многочисленные мошенничества, онлайн-казино, склонность покупать дорогую информационную продукцию.

2) Социальные сети, в которых у подростка вырабатывается зависимость от компьютера. В социальных сетях несовершеннолетние могут столкнуться с взрослыми с преступными намерениями, обнаружить сайты, через которые можно купить запрещенную продукцию (оружие, наркотики и психоактивные вещества, ворованные вещи).

3) Игры, через которые подростки погружаются в виртуальное пространство, содержащие призывы к насилию, способствующие развитию игромании, мешающие умственному развитию.

4) Приводящая к отклонениям в сексуальном поведении посредством пропаганды порнографии, нетрадиционной сексуальной ориентации, разнообразных извращений.

5) Содержащая пропаганду запрещенных в социуме понятий типа терроризма, фашизма, расизма, сектантства, наркомании, агрессии и т.д.;

6) Наносящая ущерб здоровью за счет высокочастотного излучения, чрезмерно высокого уровня шума, приводящая к нарушениям зрения и артриту суставов кистей и пр.

Ключевые мероприятия, позволяющие защитить информацию, приводятся в ч. 1 ст. 16 ФЗ от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Этот закон ориентирован на правовой статус подростков, в нем выделяется несколько особых направлений защиты информа-

- обеспечение конфиденциальности сведений ограниченного доступа о подростке;

- осуществление права подростка на получение своевременного доступа к полным и достоверным данным, включая данные касательно содержания основного и среднего общего образования.

- Обеспечение защиты подростков от отрицательного влияния информации. Названный Закон получил свое развитие в Концепции информационной безопасности несовершеннолетних (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.12.2015 г. № 2471^). Согласно данной концепции, к 2020 г. в РФ должно появиться поколения молодых людей, способных легко и самостоятельно ориентироваться в информационной среде.

Кроме того, следует подчеркнуть, что 27 мая 2017 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Указ «Об объявлении в РФ Десятилетия детства». В соответствии с этим указом, Десятилетие должно продолжить 5-летнюю программу осуществления государственной стратегии действий в интересах несовершеннолетних лиц. Десятилетие детства пройдет с 2018 по 2027 годы. Правительство должно в течение трех лет утвердить план основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия [7, с.74].

На данный момент единственным способом защиты детей от вредной информации является требование проведения экспертизы информационной продукции и отметка таковой знаком информационной продукции. Экспертиза информационной продукции может проводиться двумя и более экспертами одной специальности (комиссионная экспертиза) или разных специальностей (комплексная экспертиза). Срок проведения экспертизы информационной продукции не может превышать тридцать дней с момента заключения договора о ее проведении. Оплата услуг экспертов, экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением экспертизы информационной продукции расходов осуществляются за счет заказчика экспертизы. Согласно ст. 1 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей» действие данного закона не распространяется на оборот информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию. Однако сам закон не дает определения данным терминам [9, с.48].

Таким образом, представляется необходимым ограничить тематику продукции, содержащей научную, научно-техническую и статистическую информацию, распространение которой возможно без знака информационной продукции.

ционных прав рассматриваемой категории лиц: Библиография:

1. Европейская Конвенция по киберпреступлениям (преступлениям в киберпространстве) Будапешт, 23 ноября 2001 г. // Справочно-правовая система «Гарант» (http://www.garant.ru).

2. Конституция РФ 1993г. // Справочно-правовая система «Гарант» (http://www.garant.ru).

3. Указ Президента РФ от 05 декабря 2016г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации/ pravo.gov.ru

4. Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации/ pravo.gov.ru.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» // Официальный интернет-портал правовой информации/ pravo.gov.ru.

6. Саидов А.Г., Рагимханова Д.А., Аливердиева М.А. К вопросу о защите несовершеннолетних от воздействия вредной информации // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 4.

7. Талапина Э.В. Публичные и частные правовые регуляторы информационных отношений // Теоретические проблемы информационного права. Сб. трудов. М., 2006.

8. Хохлова Н.И. Обеспечение детской безопасности в интернете: российский опыт и зарубежные инициативы // Пространство и Время. 2012. № 1.

9. Швецова Т.В. Информационная безопасность, безопасность информации, защита информации: соотношение понятий // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 2.

10. Шпагина Е.М. Информационная безопасность в контексте защиты прав детей в Российской Федерации // Психология и право. 2017. Т.6. №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.