DOI 10.47643/1815-1337_2022_1 _156
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ - В ПОИСКАХ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ EUROPEAN EXPERIENCE IN LEGAL ENFORCEMENT OF INFORMATION SECURITY OF CHILDREN - IN SEARCH OF FUNDAMENTAL PRINCIPLES
СУСТИНА Татьяна Ильинична,
аспирант, Российский университет транспорта. 127994, Россия, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9. E-mail: 8090@apmo.ru;
SUSTINA Tatiana Ilyinichna,
PhD student, Russian University of Transport, 127994, Moscow, Obraztsova str., 9, bld. 9. E-mail: 8090@apmo.ru
Краткая аннотация. Автором на основе анализа законодательства Франции и Испании дается правовая характеристика, в сравнении с подходами российского законодателя, общих акцентов и расхождений в закреплении норм, обеспечивающих информационную безопасность несовершеннолетних детей, в условиях серьезных киберугроз и вызовов информационного общества. Особое внимание уделено также региональному аспекту. Автором предложены возможные меры по совершенствованию системы правового обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних детей в России.
Abstract. The author, based on the analysis of the legslation of France and Spain, gives a legal description of the general accents and differences in the consolidation of the norms that ensure the information security of minors in the face of serious cyber threats and challenges of the information society. Particular attention is also paid to the regional aspect. The author suggests possible measures to improve the system of legal support for information security of minors in Russia.
Ключевые слова: дети, безопасность, информационная безопасность, правовое обеспечение, цифровая зрелость, цифровая зависимость, деструктивное воздействие.
Keywords: children, security, information security, legal support, digtal maturty, digital addiction, destructive impact.
Дата направления статьи в редакцию: 15.12.2021
Дата публикации: 31.01.2022
Современное интернет-пространство таит в себе неисчисляемое число рисков, угроз в целом для всех пользователей, однако наиболее уязвимыми становятся несовершеннолетние дети. Рисковые факторы разноплановы, их можно классифицировать по различным основаниям, однако необходимо выделять, прежде всего, непосредственно интернет-риски:
а) содержание (контент) и связанные с ним риски, в том числе материалы порнографического характера, кибергруминг (как вид онлайн сексуального насилия) и кибербуллинг;
б) риски потребительского характера, например, онлайн-маркетинг мошеннических операций;
в) обеспечение конфиденциальности и информационной безопасности, в том числе при использовании социальных сетей без достаточного понимания потенциальных долгосрочных последствий.
Подходы, складывающиеся в процессе противодействия кибер-рискам и реальным угрозам, объединяют законодательные, саморегулируемые, технические, просветительские и образовательные и иные меры, а также предоставление позитивного контента и зоны безопасности для детей. Каждое современное государство формирует свою «повестку дня» в отношении формирования политики правового обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних детей. Необходимо подчеркнуть сложность формируемой политики в данном направлении как на национальном уровне, так и неоднородность подходов в разных странах. И Исследователями неоднократно подчеркивалась важность изучения зарубежного опыта. Так, изучая проблематику обеспечения информационно-психологической безопасности, А.А. Смирнов часто обращался к опыту Европейского Союза1.
В отношении складывающейся российской государственной политики по защите детей от возможных вызовов и угроз нередко агрессивной информационной среды (оказывающих деструктивное воздействие на чувствительную детскую психику) находится пока в зачаточном состоянии. Применительно к несовершеннолетним детям как ни к кому другому наиболее актуальна постановка вопроса о цифровой зрелости, о которой авторитетно рассуждают в одном из своих исследований Т.А. Полякова и А.В. Минбалеев2.
О проблематичности развития законодательства в данной сфере свидетельствует так и нерешенный вопрос с принятием новой Концепции информационной безопасности детей, которая должна выступить концептуальной основой для развития нормативной базы по реальному противодействию всех угроз. На пути выстраивания векторов борьбы с таковыми современные правительства сталкиваются с тремя основными проблемами: это управление сложностью политики за счет усиления координации, последовательности и согласованности политики; принятие основанного на фактических данных подхода к разработке политики; а также использование преимуществ меж-
1 Смирнов А.А. Обеспечение информационно-психологической безопасности детей в Европейском Союзе // Информационное право. 2010. № 4. С. 30-34; Смирнов А.А. Приоритеты обеспечения безопасности информационного общества: сравнительно-правовой анализ программ России и Европейского союза // Административное право и процесс. 2012. № 7. С. 48 - 55.
2 Полякова Т.А., Минбалеев А.В. Понятие и правовая природа «цифровой зрелости» // Государство и право. - Вып. № 9 - М., 2021. - С. 107-116.
дународного сотрудничества для повышения эффективности национальных политических рамок и содействия наращиванию потенциала.
Решение проблемы эффективного правового обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних детей серьезно осложняется неоднозначностью подходов к правовой характеристике непосредственно самого ключевого концепта - «ребёнок». Согласимся с Т.Н. Балашовой1, что «эффективность правового регулирования статуса ребенка во многом зависит от того, насколько четко в действующем законодательстве определено само понятие «ребенок», которое, хотя и имеет в настоящее время легальную дефиницию, тем не менее, является довольно спорным. В настоящее время сложились неоднозначные подходы к понятиям «ребенок», «несовершеннолетний», автором в рамках настоящего исследования используется понятие «несовершеннолетние дети», как принятое законодателем за основу в семейном законодательстве.
В соответствии с определением, содержащимся в статье 1 Конвенции ООН «О правах ребенка», «...ребенок означает каждое человеческое существо в возрасте до восемнадцати лет, если только в соответствии с законом, применимым к ребенку, совершеннолетие не достигается раньше»2. Таким образом, категория «ребенок» может варьироваться в зависимости от страны и контекста. Например, согласно немецкому законодательству о средствах массовой информации, детьми являются лица в возрасте до 14 лет, а подростками - лица в возрасте до 14 лет, но моложе 18,4 лет. Защита часто применяется до определенного возраста, иногда менее 18 лет. Так в соответствии с законодательством США Закон «О защите конфиденциальности детей в Интернете» (COPPA, вступил в силу в 2000 году) защищает персональные данные детей в возрасте до 13,5 лет3.
Онлайн-риски для детей тесно с офлайн-рисками сексуального насилия или сексуальной эксплуатации детей. Основу правового сотрудничества в борьбе с этими угрозами составляют «Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия»4 и Будапештская конвенция о киберпреступности5, которые предоставляют странам надлежащие инструменты и механизмы для решения этой проблемы.
В развитие Будапештской конвенции французское законодательство предусматривает, что несовершеннолетние должны быть защищены от контента, который является «порнографическим», «насильственным», «расистским» или может нанести ущерб человеческому достоинству. Эти материалы считаются «вредными» для несовершеннолетних. Действующие во Франции основополагающие Законы от 17 июня 1998 года о предупреждении и наказании половых преступлений и защите несовершеннолетних, от 4 апреля 2006 года об усилении профилактики и пресечения насилия в паре или в отношении несовершеннолетних, а также от 5 марта 2007 года, касающийся предупреждения правонарушений, в которых термин «телекоммуникации» заменен термином «электронная сеть связи», имеют своей непосредственной целью защиту детей.
Анализ правовой системы Испании обнаруживает, что непосредственно закона, который был бы аналогичной направленности российскому федеральному закону № 436 от 29.12.2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в данной стране нет, однако комплексно четыре важных закона регулируют защиту несовершеннолетних во многих общественных сферах, а не только в тех, которые связаны со СМИ или социальными сетями.
К таким нормативным актам Испании относятся: 1) Органический закон № 1/1996 от 15 января 1996 года о правовой защите несовершеннолетних; 2) закон Каталонии № 18/2003 от 4 июля 2003 года о поддержке семей; 3) Органический закон 3/2018 от 5 декабря 2018 года о защите персональных данных и гарантии цифровых прав и 4) Органический закон 8/2021 от 4 июня 2021 года о комплексной защите детей и подростков от насилия.
Анализ Органического закона Испании 1996 года обращает внимание на следующие основные принципы реализации несовершеннолетними своих информационных прав и основополагающие аспекты организационно-правового механизма организации правовой защиты несовершеннолетних от возможных вызовов и угроз.
Согласно ст. 5 данного Органического закона несовершеннолетние имеют право искать, получать и использовать информацию, соответствующую их развитию. Особое внимание уделяется цифровой и медиаграмотности, адаптированной к каждому этапу развития, позволяющей несовершеннолетним безопасно и ответственно действовать в сети и, в частности, выявлять ситуации риска, возникающие в результате использования новых информационных и коммуникационных технологий. инструменты и стратегии, чтобы противостоять этим рискам и защитить себя от них. При этом родители или опекуны и органы государственной власти обеспечивают, чтобы информация, полученная несовершеннолетними, была правдивой и соответствовала конституционным принципам.
На органы власти возложена обязанность следить за тем, чтобы средства массовой информации в своих сообщениях, направленных на несовершеннолетних, продвигали ценности равенства, солидарности и уважения к другим, избегали изображений насилия, эксплуатации в межличностных отношениях или унижающее достоинство и т.п. В целом они должны осуществлять контроль и
1 Балашова Т.Н. Соотношение понятий «Ребенок» и «Несовершеннолетний» в законодательстве Российской Федерации // Закон и право. 2019. № 11. С. 32-36.
2 Конвенция ООН «О правах ребёнка», 1989.
3 The Children's Online Privacy Protection Act, 1998 (Закон США «О защите конфиденциальности детей в Интернете» - COPPA, вступил в силу в 2000 году).
4 Council of Europe Convention on the Protection of Children from Sexual Exploitation and Abuse, CETS No. 201, 2007
5 The Council of Europe Convention on Cybercrime (ETS No. 185), 2001.
надзор за соблюдением кодексов поведения в СМИ, направленных на обеспечение продвижения описанных выше ценностей, ограничение доступа к изображениям и цифровому контенту, наносящим вред несовершеннолетним.
Особое внимание автора привлек принятый в прошлом году Органический закон Испании от 4 июня 2021 года о комплексной защите детей и подростков от насилия. В данном конкретном случае речь идет в том числе и о цифровом насилии. Данный закон подчеркивает обязанность сообщать о наличии в Интернете контента, который представляет собой форму насилия или жестокого обращения с детьми или подростками, независимо от того, являются ли они преступлением, поскольку Интернет и социальные сети особенно чувствительны к такому воздействию.
Пункт 2 статьи 1 данного закона под насилием понимается любое действие, бездействие или небрежное обращение, лишающие несовершеннолетних их прав и благополучия, создающие угрозу или препятствующие их упорядоченному физическому, психическому или социальному развитию, независимо от его формы и формы, средства совершения, в том числе осуществляемые с помощью информационно-коммуникационных технологий, особенно цифровое насилие. Закон предусматривает необходимость выработки эффективных мер по предотвращению насилия в отношении детей и подростков посредством адекватной информации для детей и подростков, специализации и совершенствования профессиональной практики в различных областях вмешательства, наблюдения за семьями, предоставления им инструментов позитивного воспитания несовершеннолетних.
Российские нормативные акты, касающиеся информационной безопасности детей, конкретизируют это понятие применительно к соответствующим отношениям. Так, в Федеральном законе от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»1, информационная безопасность детей трактуется как состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с информацией, причиняющей вред их здоровью и (или) физическому и психическому развитию. В «Национальном плане действий в интересах детей на 2012-2017 годы» одной из выявленных проблем было названо обеспечение информационной безопасности детей. Для достижения этой цели разработчики Стратегии предлагали на том историческом этапе ряд мер, которые должны были гарантировать информационную безопасность детства. Однако современная информационная сфера постоянно трансформируется; соответственно, отношения по обеспечению информационной безопасности граждан (в том числе детей) меняются и становятся более сложными.
Важно, что фокус внимания российской политики обращен на важнейшую часть граждан страны. Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 2402 2018 - 2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства. Принимая во внимание, что «ребенок в силу своей физической и психической незрелости нуждается в особой защите и заботе», таким образом, сегодня порядка 25 процентов населения России нуждается в особой защите и помощи.
Комплексное решение проблемы обеспечения информационной безопасности детей в условиях федерации невозможно без согласованных действий как федеральных органов власти, так и органов государственной власти всех регионов, которые, с учетом выявляемых факторов, должны вырабатывать свою концептуальную позицию по противодействию информационным вызовам и угрозам для несовершеннолетних. А.А. Чеботарева в своих исследованиях подчеркивает значение регионального аспекта в решении проблем правового обеспечения информационной безопасности личности3. На примере Испании видно, что, несмотря на принятые Органические законы страны, на уровне автономного сообщества Каталонии приняты свои акты, направленные на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних.
Анализ ряда отчетных документов органов государственной власти субъектов РФ обнаруживает, что работа в данном направлении ведется, несмотря на отсутствие в настоящий период государственной Концепции. Так, вот исполнение распоряжения Правительства Свердловской области от 26.10.2018 № 655-РП «Об утверждении Программы по обеспечению информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции в Свердловской области на 2018-2020 годы»4, в данном конкретном регионе в 2020 году проведены разноплановые мероприятия, направленные на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних. Данная региональная программа была принята в целях создания эффективных механизмов защиты ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и создания условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, а также формирования позитивного мировосприятия.
В рамках Программы, имеющей межведомственный характер, был предусмотрен комплекс системных мер, направленных на повышение уровня информационной безопасности детей, определен перечень мероприятий, обеспечивающих эффективную и дей-
1 Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями от 1 июля 2021 г. № 264-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. № 1. Ст. 48.
2 Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 29.05.2017.
3 Чеботарева А.А. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности личности в субъектах Российской Федерации: тенденции и проблемы // Вестник академии права и управления. - № 1 (50). - С.67-73.
4 Официальный портал «Кодекс» // режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/550229374?marker=6560Ю (дата обращения 12.12.2021).
ственную защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
С целью исключения доступа детей к информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в государственных организациях социальной сферы проводятся внутренние проверки по выявлению рисков несанкционированного использования компьютеров и доступа к запрещенным сайтам в Интернет и ревизии библиотечных фондов на предмет выявления литературы, содержащей материалы экстремистской направленности. В общеобразовательных организациях осуществляется оценка эффективности использования систем контент-фильтрации, препятствующей доступу к интернет-сайтам, содержащим информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей. Особое внимание оценке контента интернет-сайтов уделяется в ходе проверки готовности общеобразовательных организаций к началу учебного года. В обязанности классных руководителей, социальных педагогов образовательных организаций включен мониторинг аккаунтов социальных сетей обучающихся. Мониторинг проводится с целью предотвращения вовлечения обучающихся в группы деструктивной и экстремисткой направленности. С воспитанниками организаций социального обслуживания проводятся мероприятия на темы: «Защита детей от информации», «Зависимость ребенка от компьютерных игр», «Компьютерное общение», «Чем полезен интернет?», «Сетевой этикет», «День без компьютера» и другие. В рамках проведенных мероприятий воспитанникам даны разъяснения интернет-этикета и безопасного участия в социальных сетях.
Представляется, что в России должен быть реализован ряд задач, решение которых позволит говорить об эффективности механизма защиты детей от вредной информации и формирования полноценного правового обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних детей:
1. Несовершеннолетние дети являются особой категорией субъектов информационных отношений, при этом правовое обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних детей в настоящий период развития информационного законодательства формируется как субинститут, входящий как частное в общее, в ключевой институт информационной безопасности личности. Представляется верным характеризовать его как межотраслевой правовой институт, учитывая, что правовые нормы, связанные с регулированием общественных отношений содержатся в различных отраслях права (информационного, конституционного, семейного, уголовного и пр.)
2. Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних детей должно выступать приоритетным направлением государственной политики и основываться на специализированной Концепции, с учетом анализа результатов действия предыдущего концептуального документа, а также на позитивном опыте зарубежных стран.
3. Основным принципом обеспечения информационной безопасности детей должен быть принцип обеспечения доступа к «полезной» информации, а не ограничения доступа к «вредной информации», как это в настоящее время сделано в Федеральном законе № 4Э6-ФЗ. Такое отношение будет способствовать реализации права ребенка на доступ к информации, гарантированного Конвенцией ООН о правах ребенка.
4. Требуется разработать эффективный механизм взаимодействия между Российской Федерацией и ее субъектами на основе эффективной Концепции правового обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних детей. Выстраивание эффективной государственной политики в данном направлении невозможно без принятия нового концептуального документа.
б. Необходимо развитие Модельного законодательства, в частности - разработка и включение в Модельный информационный кодекс отдельной главы, содержащей основные принципы правового обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних.
б. Важной задачей государства должно стать оказание всесторонней и совместной помощи детям, родителям и учителям в формировании так называемой «цифровой зрелости», в противодействии цифровому насилию, в получении качественного интернет-образования.
Решение этой проблемы видится в разработке эффективных государственных программ в области образования, семейной и молодежной политики, центральным звеном которых было бы обеспечение информационной безопасности детей.
Библиография:
1. Балашова Т.Н. Соотношение понятий «Ребенок» и «Несовершеннолетний» в законодательстве Российской Федерации ll Закон и право. 2019. №
11. С. 32-3б.
2. Полякова Т.А., Минбалеев А.В. Понятие и правовая природа «цифровой зрелости» ll Государство и право. - Вып. №9 - М., 2021. - С.107-11б.
3. Смирнов А.А. Обеспечение информационно-психологической безопасности детей в Европейском Союзе ll Информационное право. 2010. №4. С.30-34.
4. Смирнов А.А. Приоритеты обеспечения безопасности информационного общества: сравнительно-правовой анализ программ России и Европейского союза ll Административное право и процесс. 2012. № У. С. 48 - бб.
б. Чеботарева А.А. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности личности в субъектах Российской Федерации: тенденции и проблемы ll Вестник академии права и управления. - № 1 (б0). - С.б7-7З.
References (transliterated)
1. Balashova T.N. Sootnoshenie ponyatij «Rebenok» i «Nesovershennoletnij» v zakonodatel'stve Rossijskoj Federacii II Zakon i pravo. 2019. № 11. S. З2-Зб.
2. Polyakova T.A., Minbaleev A.V. Ponyatie i pravovaya priroda «cifrovoj zrelosti» ll Gosudarstvo i pravo. - Vyp. №9 - M., 2021. - S.107-116.
3. Smimov A.A. Obespechenie infoгmacionno-psihologicheskoj bezopasnosti detej v Evropejskom Soyuze ll Informacionnoe pravo. 2010. № 4. S. 30-34.
4. Smimov A.A. Prioritety obespecheniya bezopasnosti informacionnogo obshchestva: sravnitel'no-pravovoj analiz programm Rossii i Evropejskogo soyuza II Administrativnoe pravo i process. 2012. № У. S. 48 - бб.
б. Chebotareva A.A. Organizacionno-pravovoe obespechenie informacionnoj bezopasnosti lichnosti v sub"ektah Rossijskoj Federacii: tendencii i problemy II Vestnik akademii prava i upravleniya. - № 1 (50). - M.: Institut delovoj kar'ery, 2018. - S.67-73.