DOI 10.47643/1815-1337_2021_10_185
АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММНО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ ПРИНОСЯЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ ИНФОРМАЦИИ ANALYSIS OF REGIONAL PROGRAM AND LEGAL MECHANISMS FOR PROTECTING CHILDREN FROM INFORMATION HARMFUL TO THEIR HEALTH
СУСТИНА Татьяна Ильинична,
аспирант, Российский университет транспорта. 127055, Россия, г. Москва, Минаевский пер., 2. E-mail: [email protected];
SUSTINA Tatiana Ilyinichna,
PhD student, Russian University of Transport. 127055, Russia, Moscow, Minaevsky Lane, 2. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В статье анализируется проблема обеспечения информационной безопасности детей. Автор подчеркивает факт отсутствия нового концептуального нормативного документа, который бы заменил предыдущую Концепцию информационной безопасности детей. Рассмотрен опыт ряда российских регионов в сфере регулирования информационной безопасности детей и предложены рекомендации по совершенствованию нормативной базы в рассматриваемой сфере.
Abstract. The article analyzes the problem of ensuring the information security of children. The author emphasizes the fact that there is no new conceptual normative document that would replace the previous Concept of information security of children. The experience of a number of Russian regions in the field of regulating the information security of children is considered, and recommendations for improving the regulatory framework in this area are proposed.
Ключевые слова: дети, безопасность, информационная безопасность, правовое регулирование, правовые программы.
Keywords: children, security, information security, legal regulation, legal programs.
Дата направления статьи в редакцию: 27.08.2021
Дата публикации: 29.10.2021
Обеспечение интернет-безопасности [1] детей в свете изменений Конституции и признания государством защиты детства одним из приоритетных направлений государственной политики является фундаментальной.
Принимая во внимание разработку в настоящее время новой Концепции информационной безопасности детей, направленной на защиту детей от вредоносного контента [2] и учитывая предложения некоторых законодателей ограничить детям свободный поиск информации в сети Интернет, представляется, что данная тема заслуживает исследования и является актуальной.
Важно отметить, что срок действия Концепции информационной безопасности детей (2015-2020 гг.) истек, а новая до сих пор не создана, и её разработка связана с многочисленными «пробуксовками». 15 сентября 2021 года Общественная палата РФ отвергла предложенный вариант «Концепции информационной безопасности детей», разработанный Минцифры и Минпросвещения, таким образом, на конец 2021 года отсутствует концептульно согласованное представление о том, каким должен стать новый документ, способный выполнять определяющую роль в вопросе обеспечения информационной безопасности детей [3] в настоящее время и на будущий пятилетний период.
Одной из основных целей национальной политики в интересах детей в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 124 -ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»1 является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание у них патриотизма и осознания своей гражданской идентичности. Для достижения этой цели статья 14 вышеупомянутого закона предусматривает в качестве способа обеспечения прав детей в Российской Федерации защиту детей от информации, пропаганды и агитации, наносящей ущерб их здоровью, нравственному и умственному развитию.
В соответствии с российским законодательством органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, причиняющей вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио и видео-продукции, которая пропагандирует насилие и жестокость, порнографию, употребление наркотиков, злоупотребление психотропными веществами, антиобщественное поведение. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, моральной, эмоциональной безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются стандарты распространения печатной продукции, аудио-, видео- и иной продукции, не рекомендованной для использования детьми в возрасте до 18 лет.
Важным шагом на пути укрепления механизма правовой защиты детей [4] от негативной информации стало принятие Федерального закона № 436-Ф3 от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»2. С точки зрения содержания ФЗ № 436:
1 Федеральный закон РФ № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3802.
2 Федеральный закон РФ № 436-Ф3 от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. № 1. Ст. 48.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 10(202)
- закрепляет определение ключевых понятий в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию;
- устанавливает полномочия федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты детей от информации, вредной для их здоровья или развития;
- определяет виды информации, вредной для здоровья или развития детей;
- закрепляет категории информационной продукции и правила ее классификации;
- устанавливает требования к обороту информационной продукции;
- регламентирует порядок проведения экспертизы информационной продукции;
- назначает субъектов надзора и контроля и их права в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или)
развитию.
Далее обратимся к опыту ряда российских регионов по реализации программно-правовых механизмов в сфере обеспечения информационной безопасности детей и представим результаты анализа в виде таблицы (см. Табл.1).
Таблица 1
Анализ программно-правовых механизмов защиты детей от приносящей вред их здоровью информации в российских регионах
Субъект РФ Нормативный документ Опыт региона в сфере обеспечения информационной безопасности детей Содержание механизмов защиты детей
Ярославская область «Программа обеспечения информационной безопасности детей и молодежи на 20212027 гг.» - при поддержке Ярославского областного молодежного информационного центра с 2018 года активно действует добровольческое движение «Киберконтроль», которое следит за обеспечением безопасности детей на пространстве Интернета. - областная акция «День единых действий», направленная на мониторинг и искоренение интернет-контента, наносящего вред здоровью детей. - областная акция «Неделя безопасного поведения детей в сети Интернет», которая на постоянной основе проводится с 2017 года. - создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью, несовместимой с задачами гражданского становления детей и направленной на распространение антиобщественных тенденций, а также внедрение систем исключения доступа к информации, в том числе средств фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств -организация классификации и возрастной маркировки информационной продукции в социальных учреждениях, точках розничной торговли и т.д. -организация профилактических семинаров, открытых лекций и дискуссионных панелей, посвященных профилактике «информационного здоровья» детей и молодёжи
Республика Татарстан Программа «Цифровой Татарстан». Принята в 2021 года и рассчитана на трехлетний срок. - реализация проекта «Школа цифровых чемпионов», направленного на развитие цифровой зрелости [5] школьников - включение в школьные программы ежегодного единого урока безопасности в интернете - постановка на учёт владельцев вредоносного интернет-контента с последующей блокировкой соответствующих аккаунтов (порталов)
Ростовская область «Программа обеспечения информационной безопасности детей на 2018-2020 гг.». Принята в 2018 году, в настоящий момент ожидает продления на трехлетний срок. - совместная акция школ и правоохранительных органов «Добрый интернет детям». Реализуется с 2018 года и направлена на мониторинг и удаление вредоносного для детей контента. - мониторинг и фильтрация интернет-траффика [7] на предмет вредоносного для детей контента - просветительская работа с родителями по привитию у детей культуры информационной зрелости и информационного здоровья
Заключение
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Вопрос информационной безопасности детей основывается на четком пересечении вопросов культуры и безопасности [6], в
связи с чем вопрос формирования культуры информационной безопасности детей должен быть раскрыт в разрабатываемой новой Концепции информационной безопасности детей отдельным разделом.
2. Предложения о возможности ограничения прав несовершеннолетних на свободный поиск, получение, распространение информации в случае, если эти права могут причинить вред здоровью и развитию детей, нецелесообразны в связи с опасным характером тенденции ограничения основополагающего информационного, конституционно-закрепленного права.
3. Ограничение свободного доступа детей к сети Интернет несоразмерно допущенным нарушениям их прав на свободное получение информации, выражение мыслей, свободу слова и объединений.
4. Обосновывается необходимость согласованного подхода в формировании региональных программ в сфере информационной безопасности детей, в том числе в определении перечня их подпрограмм и мероприятий для реализации. Это особенно актуально в свете отсутствия новой Концепции информационной безопасности детей, которая должна служить основой для выработки региональных программ.
5. Необходимо укреплять институт семьи и проводить просветительскую работу, направленную на родителей о необходимости уделять детям больше качественного времени, укрепляя личные, доверительные отношения с ними - для этой цели необходимо четко определить терминологию и роль семьи в обеспечении информационной безопасности ребенка.
Библиогра фия:
1. Грингард С. Интернет вещей. Будущее уже здесь. - М.: Альпина Паблишер, 2016. 188 с.
2. Дубов С.С., Линьков В.В., Карбаинова М.А. Информационная безопасность ребенка в цифровом пространстве Российской Федерации // Российский технологический журнал. - 7(4). - М., 2019. - С.21-30.
3. Екимовская М. А. Информационно-психологическая безопасность, как глобальная проблема человечества // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (4). - С. 84-87.
4. Интернет для детей: специфика аудитории и требования к контенту / Российская государственная детская библиотека, отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения; составитель А. Ю. Губанова; редакторы: Е. А. Колосова, Е. Н. Тимошкина. - М., 2018. - 95 с.
5. Полякова Т.А. Цифровизация и синергия правового обеспечения информационной безопасности // Информационное право. - № 2 (60). - М.: Юрист, 2019. - С. 4-8.
6. Чеботарева А.А. Информационная безопасность личности в системе информационных прав и свобод // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2015. No 4 (20). С .110 - 117.
7. Чеботарева А.А. Реализация и защита прав и свобод в информационном обществе: актуальные проблемы правоприменительной практики // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право», 2014. No 1. - С. 220 - 230.
References (transliterated)
1. Gringard S. Internet veshchej. Budushchee uzhe zdes'. - M.: Al'pina Pablisher, 2016. 188 s.
2. Dubov S.S., Lin'kov V.V., Karbainova M.A. Informacionnaya bezopasnost rebenka v cifrovom prostranstve Rossijskoj Federacii // Rossijskij tekhnolog-icheskij zhurnal. - 7(4). - M., 2019. - S.21-30.
3. Ekimovskaya M. A. Informacionno-psihologicheskaya bezopasnost', kak global'naya problema chelovechestva // Molodoj uchenyj. — 2015. — № 6 (4). -
S. 84-87.
4. Internet dlya detej: specifika auditorii i trebovaniya k kontentu / Rossijskaya gosudarstvennaya detskaya biblioteka, otdel sociologii, psihologii i pedagogiki detskogo chteniya; sostavitel' A. Yu. Gubanova; redaktory: E. A. Kolosova, E. N. Timoshkina. - M., 2018. - 95 s.
5. Polyakova T.A. Cifrovizaciya i sinergiya pravovogo obespecheniya informacionnoj bezopasnosti // Informacionnoe pravo. - № 2 (60). - M.: YUrist, 2019. -
S. 4-8.
6. Chebotareva A.A. Informacionnaya bezopasnost' lichnosti v sisteme informacionnyh prav i svobod // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «YUridicheskie nauki». 2015. No 4 (20). S .110 - 117.
7. Chebotareva A.A. Realizaciya i zashchita prav i svobod v informacionnom obshchestve: aktual'nye problemy pravoprimenitel'noj praktiki // Vestnik Ud-murtskogo universiteta. Seriya «Ekonomika i pravo», 2014. No 1. - S. 220 - 230.