Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
214
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов А.А.

В статье анализируются проблемы правового обеспечения информационно-психологической безопасности. Изучается история правовых исследований информационно-психологической безопасности, формулируются определения основных понятий в рассматриваемой области. Исследуется система правового обеспечения информационно-психологической безопасности в Российской Федерации, включающая упорядоченный комплекс правовых средств, используемых для поддержания состояния защищенности личности, социальных групп и общества от деструктивного информационно-психологического воздействия. Дается оценка состояния законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности и формулируются предложения по его развитию.The article analyzes the problems of legal provision of information and psychological security. The history of legal studies of information and psychological security is studied, definitions of the basic concepts in the field under consideration are formulated. The system of legal provision of information and psychological security in the Russian Federation is investigated, including an ordered set of legal means used to maintain the state of protection of individuals, social groups and society from destructive information and psychological impact. The assessment of the state of the legislation of the Russian Federation in the field of information and psychological security is given and proposals for its development are formulated.The article analyzes the problems of legal provision of information and psychological security. The history of legal studies of information and psychological security is studied, definitions of the basic concepts in the field under consideration are formulated. The system of legal provision of information and psychological security in the Russian Federation is investigated, including an ordered set of legal means used to maintain the state of protection of individuals, social groups and society from destructive information and psychological impact. The assessment of the state of the legislation of the Russian Federation in the field of information and psychological security is given and proposals for its development are formulated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

ПРАВО И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ СМИРНОВ

Институт государства и права Российской академии наук 119019, Российская Федерация, Москва, ул. Знаменка, д. 10 E-mail: smirnov_research@bk.ru SPIN-код: 4374-5566

DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-5-smirnov

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания № FMUZ-2021-0042 «Правовое регулирование цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности».

Аннотация. В статье анализируются проблемы правового обеспечения информационно-психологической безопасности. Изучается история правовых исследований информационно-психологической безопасности, формулируются определения основных понятий в рассматриваемой области. Исследуется система правового обеспечения информационно-психологической безопасности в Российской Федерации, включающая упорядоченный комплекс правовых средств, используемых для поддержания состояния защищенности личности, социальных групп и общества от деструктивного информационно-психологического воздействия. Дается оценка состояния законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности и формулируются предложения по его развитию.

Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность, деструктивное информационно-психологическое воздействие, правовое обеспечение, правовые средства, правовые механизмы, информационное право

ALEKSANDR A. SMIRNOV

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences 10, Znamenka str., Moscow, 119019, Russian Federation E-mail: smirnov_research@bk.ru SPIN code: 4374-5566

PROBLEMS OF FORMATION OF THE SYSTEM OF LEGAL PROVISION OF INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY

The article was prepared as part of the implementation of the State assignment No. FMUZ-2021-0042 "Legal regulation of the digital economy, artificial intelligence, information security".

Abstract. The article analyzes the problems of legal provision of information and psychological security. The history of legal studies of information and psychological security is studied, definitions of the basic concepts in the field under consideration are formulated. The system of legal provision of information and psychological security in the Russian Federation is investigated, including an ordered set of legal means used to maintain the state of protection of individuals, social groups and society from destructive information and psychological impact. The assessment of the state of the legislation of the Russian Federation in the field of information and psychological security is given and proposals for its development are formulated.

Keywords: information and psychological security, destructive informational and psychological influence, legal support, legal means, legal mechanisms, information law

Активное развитие глобального информационного общества и процессов цифровой трансформации существенно повысило значимость информационной сферы. Наряду с уникальными возможностями для социального прогресса, цифровая среда породила новые вызовы и угрозы для национальной и международной безопасности, требующие адекватного реагирования. Вызовы «цифровой революции» обусловливают необходимость проведения фундаментальных исследований правового обеспечения информационной безопасности и системной модернизации правового регулирования отношений в данной сфере1.

1 Модели правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе: Монография / Под общ. ред. Т.А. Поляковой. Саратов, 2020. С. 36.

В период 1990-2000-х гг. в фокусе внимания российского научного и экспертного сообщества в силу своей новизны находились в основном информационные риски вредоносного воздействия на объекты информационной инфраструктуры и содержащуюся в них информацию. В правовой плоскости это нашло отражение в базовых федеральных законах от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»2 и от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»3, в которых предметное поле информационной безопасности сведено к защите информации. Однако открытые новой информационной реальностью возможности были использованы и в целях оказания деструктивного информационно-психологического воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание.

Угрозы информационно-психологического характера прошли длительную эволюцию, но именно в последние десятилетия произошла их резкая актуализация и повышение значимости в связи с расширением возможностей деструктивного психологического воздействия на человека, социальные группы и население страны в целом. Это обусловлено тем, что новые информационные технологии и средства массовой коммуникации многократно усилили возможности психического воздействия на человека, социальные группы и население страны в целом4.

Глобальные потрясения еще больше усиливают остроту проблемы. Так, охватившая мир пандемия коронавирусной инфекции СОУГО-19 породила огромное количество спекуляций, слухов и дезинформации, заставивших ООН и Всемирную организацию здравоохранения говорить о возникновении «инфодемии» — нарастающей волне фейков о коронавирусе5.

2 СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

3 СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3448.

4 См.: ШиловцевА.В. Современные информационные технологии как фактор угроз безопасности личности в современной России: аксиологический аспект // Информационное право. 2012. № 2. С. 14; Бурняшева Л.А. Духовное пространство в условиях трансформации современного российского общества: Дисс. ... докт. философ. наук. Ставрополь, 2014. С. 20.

5 См.: Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Новые векторы развития информационного права в условиях цивилизационного кризиса и цифровой трансформации // Государство и право. 2020. № 5. С. 79.

Более того, процесс погружения человечества в цифровую реальность непрерывно ускоряется. Все больше времени тратится на создание и потребление медиаконтента, человеческое общение все чаще протекает в форматах виртуальной коммуникации. Мы уже стоим на пороге широкого внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта, способны довести процесс виртуализации общества до его логического завершения. Однако ни сам человек, ни социум оказались не готовы к данной ситуации. Психика человека не способна «отфильтровать» все возрастающий информационный поток, а потому страдает от информационной перегрузки и лавины фейковой информации6. Традиционные ценностные ориентиры и социальные регуляторы объективно отстают от галопирующей динамики развития информационно-технологической сферы. В этих условиях исследование современных вызовов цифровой среды и выработка методологических подходов к их нейтрализации на основе адекватных правовых инструментов становятся архиважными.

История правовых исследований информационно-психологической безопасности

Научное осмысление проблем обеспечения информационно-психологической безопасности в постсоветской России шло волнообразно, и представители юридической науки играли в этом процессе ключевую роль. Драйвером научных исследований информационно-психологической безопасности зачастую выступали законотворческие инициативы. Первым мощным импульсом к изучению данной проблематики послужила разработка проекта федерального закона «Об информационно-психологической безопасности», в рамках которой в 1990-е гг. было проведено множество солидных научных конференций и издан ряд важных научных трудов членов рабочей группы. Проведенная в этот период работа заложила солидный научный

6 С.В. Чугров очень точно описывает ситуацию с фейковой информацией: «Да, манипулирование коллективным сознанием в массмедиа не является чем-то новым. Но новизна ситуации в том, что засоренность СМИ и особенно социальных сетей сфальсифицированными фактами превысила критический порог, что привело к появлению качественно нового феномена — искривленного информационного пространства» (Чугров С.В. Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии? // Полис. Политические исследования. 2017. № 2. С. 54).

фундамент для изучения теоретических, правовых и психологических аспектов темы информационно-психологической безопасности.

В том же году был принят первый документ стратегического планирования в сфере информационной безопасности — Доктрина информационной безопасности Российской Федерации 7, значение которой трудно переоценить. В документе было существенное внимание уделено вопросам защиты от информационно-психологических угроз.

Следующий этап разработки проблем правового обеспечения информационно-психологической безопасности был связан с разработкой еще одного законодательного акта — проекта федерального закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию». Его разработка велась длительное время на базе НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ авторским коллективом под руководством В.Н. Лопатина и О.В. Пристанской с привлечением широкого круга экспертов8. Итогом данной работы стало сначала принятие такого акта в формате модельного закона СНГ9, а затем — Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и разви-тию»10 (далее — Закон о защите детей от информации).

Принятие отдельного федерального закона, в свою очередь, стимулировало дальнейшие научные исследования проблемы обеспечения информационной безопасности детей11, наиболее фундаментальным

7 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895) (утратила силу) // Российская газета. 2000. 28 сент.

8 См.: Лопатин В.Н, Пристанская О.В. О проекте федерального закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию» // Информационное право. 2007. № 4. С. 7-13.

9 Модельный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (принят постановлением МПА СНГ от 3 декабря 2009 г. № 33-15) // Информационный бюллетень МПА СНГ. 2010. № 46. С. 190-228.

10 Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 48.

11 См.: Горбачева Е.В. Административно-правовое обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних: Дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2011; Информационная безопасность детей: российский и зарубежный опыт: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013; Богатырева Ю.И. Подготовка будущих педагогов к обеспечению информационной безопасности школьников: Дисс. ... докт.

из которых стала научная Концепция информационной безопасности детей, разработанная большим исследовательским коллективом по заказу Роскомнадзора12.

Важнейшее значение для утверждения информационно-психологической безопасности в качестве составляющей предмета правового регулирования в области информационной безопасности стало ее отражение в двух знаковых научных правотворческих инициативах.

Во-первых, в изданной в 2014 г. Концепции Информационного кодекса Российской Федерации, разработанной авторским коллективом ИГП РАН, среди основных принципов в области правового обеспечения информационной безопасности названо «сдерживание распространения информации террористического, экстремистского и сепаратистского характера, а также подрывающей политическую, экономическую и социальную стабильность государства, культурный и духовный уклад обществ»13.

Во-вторых, в 2014 г. Межпарламентской ассамблеей СНГ был принят модельный закон «Об информации, информатизации и обеспечении информационной безопасности»14. Такое название документа было предложено видными российскими учеными И.Л. Бачило и М.А. Вусом, которые обосновывали его необходимостью включения в закон норм «о защите открытой информации от возможного ее деструктивного воздействия на сознание и поведение массового потребителя распространяемых сведений»15. Этот содержательный блок

педагог. наук. Тула, 2014; Трухачева М.А. Культура детства в информационном обществе: Дисс. ... канд. культурологии. Саратов, 2019.

12 Концепция информационной безопасности детей. URL: http://rkn.gov.ru/ mass-communications/p700/p701/ (дата обращения: 27.12.2013).

13 Концепция Информационного кодекса Российской Федерации / Под ред. И.Л. Бачило. М., 2014. С. 93.

14 Модельный закон «Об информации, информатизации и обеспечении информационной безопасности» (принят постановлением Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ от 28 ноября 2014 г. № 41-15). URL: http:// www.iacis.ru/upload/iblock/25c/prilozhenie_k_postanovleniyu_15.pdf (дата обращения: 14.01.2015).

15 Бачило И.Л, Вус М.А. Аналитическая записка к вопросу о проекте изменений в Модельный закон «Об информации, информатизации и защите информации», представленная по пункту 8 Повестки дня заседания Объединенной комиссии при Межпарламентской ассамблее СНГ по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам (17 апреля 2014 г.) (не была опубликована). Следует отметить, что данную позицию разделяет А.А. Чеботарева, обосновавшая необходимость внесения аналогичных изменений в название Федерального закона «Об информации, информационных технологиях

нашел отражение в тексте данного документа: в число объектов обеспечения информационной безопасности отнесены индивидуальное и общественное сознание (ч. 2 ст. 18); отдельная статья посвящена защите от распространения вредной и использования деструктивной информации (ст. 25).

С начала 2010-х гг. в связи с широким проникновением Интернета в России резко актуализируется проблема защиты пользователей сети от негативного контента. Фокус научного интереса здесь постоянно изменяется, включая все новые аспекты: детскую порнографию, интернет-травлю (буллинг), пропаганду терроризма, разжигание розни, подстрекательство массовых беспорядков, фейковые новости и т.д. Активно изучаются проблемы информационного противоборства в сети «Интернет». Все перечисленные вопросы характеризуют современное предметное поле информационно-психологической безопасности.

Не стояло на месте и правовое регулирование. Начиная с июля 2012 г., когда впервые был учрежден правовой механизм блокировки интернет-ресурсов с противоправным контентом, по настоящее время в базовый Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон об информации) было внесено большое количество поправок, направленных на противодействие различным угрозам информационно-психологической направленности. Многочисленные изменения были внесены и в иные законодательные акты. Все они требуют системного научного осмысления.

Революционным шагом в плане переоценки значения роли информационной безопасности в официальной системе взглядов стало принятие в 2021 г. новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации16 (далее — Стратегия НБ 2021). В документе информационная безопасность впервые выделена в качестве стратегического национального приоритета, т.е. важнейшего направления обеспечения национальной безопасности. Данный приоритет направлен на обеспечение реализации национальных интересов РФ, связанных с развитием безопасного информационного простран-

и о защите информации». См.: Чеботарева А.А. Правовое обеспечение информационной безопасности личности в глобальном информационном обществе: Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2017. С. 121—122.

16 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400). URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202107030001 (дата обращения: 08.07.2021).

ства, защитой российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия (пп. 4 п. 25 Стратегии НБ 2021).

Понятие и характеристика информационно-психологической безопасности

Термин «информационно-психологическая безопасность» пока не получил общепризнанный статус ни в информационном праве, ни в других науках, хотя он встречается в диссертационных иссле-дованиях17 и иных научных трудах российских ученых18. В этом плане вряд ли можно согласиться с В.Е. Усановым и Н.П. Кирилловым, утверждавшими в 2009 г., что понятие информационно-психологической безопасности на практике стало «фактически общепризнанным и основным терминологическим обозначением в литературе для психологической разновидности информационной безопасности»19.

17 См.: Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: Теория и технология психологической защиты: Дисс. ... докт. психол. наук. М., 2000; Некляев С.А. Участие средств массовой информации в обеспечении информационно-психологической безопасности в условиях локальных войн и международного терроризма: Дисс. ... канд. филолог. наук. М., 2003; Чистяков Д.В. Управление информационно-психологической защитой социальной организации как фактор обеспечения безопасности личности: социологический аспект: Дисс. . канд. социолог. наук. М., 2007; Мельницкая Т.Б. Информационно-психологическая безопасность населения в условиях риска радиационного воздействия: концепция, модель, технологии: Дисс. ... докт. психол. наук. Обнинск, 2009; Рыдченко К.Д. Административно-правовое обеспечение информационно-психологической безопасности органами внутренних дел Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2011; Вольнов Р.В. Психолого-правовые особенности обеспечения информационно-психологической безопасности личности: Дисс. . канд. психол. наук. М., 2011 и др.

18 См.: Смолян Г.Л., Зараковский Г.М., Розин В.М., Войскунский А.Е. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). М., 1997; Емельянов Г.В., Лепский В.Е., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России // Информационное общество. 1999. № 3. С. 47—51; Сапожникова А. Информационно-психологическая безопасность России: состояние и тенденции // Власть. 2008. № 2. С. 8—14; Степанов А.М., Бухтояров А.А., Бутенко Д.В. Проблемы правовой политики обеспечения информационно-психологической безопасности // Информационное право. 2012. № 1. С. 30—35; Информационно-психологическая и когнитивная безопасность: Коллективная монография / Под ред. И.Ф. Кефели, Р.М. Юсупова. СПб., 2017.

19 Усанов В.Е., Кириллов Н.П. Психологическая безопасность российского общества и проблемы ее социально-правового обеспечения: учебник. М.: Издательство «Элит», 2009. С. 60. К сожалению, даже в настоящий период общепризнанного статуса это понятие не приобрело.

Анализ действующего российского законодательства показывает, что данный термин в нем не употребляется. Законопроект «Об информационно-психологической безопасности»20 как исключение из общего тренда не был принят. В Стратегии национальной безопасности, Доктрине информационной безопасности и других действующих документах стратегического планирования искомый термин также отсутствует.

Автор видит необходимость введения понятия «информационно-психологическая безопасность» в юридические науки и правовую практику по следующим причинам:

а) потребность в рельефном обозначении «психологической» составляющей информационной безопасности;

б) присутствие ярко выраженной специфики в системе информационной безопасности;

в) наличие четкой грани между защитой информации и информационно-психологической безопасностью по критериям объекта и методов воздействия;

г) существование комплекса специфических угроз;

д) преимущество перед другими конкурирующими терминами (духовная, идеологическая, культурная, информационно-коммуникационная безопасность), позволяющих интегрировать психологические компоненты информационной безопасности в целостный объект правового регулирования;

е) общность правового инструментария, используемого для защиты от различных форм деструктивного информационно-психологического воздействия.

Принципиальное отличие информационно-психологической безопасности от традиционного блока информационной безопасности состоит в том, что ее содержанием выступает не защита информации, а защита от информации. На основе проведенного анализа нами предложено определение информационно-психологической безопасности как составной части системы информационной безопасности, представляющей собой состояние защищенности личности, социальных групп и общества от деструктивного информационно-психологического воздействия.

При этом под деструктивным информационно-психологическим воздействием мы предлагаем понимать негативное влияние на лич-

20 Проект федерального закона № 99114515-2 «Об информационно-психологической безопасности» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 3 декабря 1999 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

ность, социальные группы и общество деструктивного контента или коммуникации, а также сигналов от технических устройств, дистанционно воздействующих на психику человека через зрительные и слуховые сенсорные системы, создающее опасность причинения вреда интересам личности, общества и государства. Такой подход существенно расширяет научное понимание предметного поля информационно-психологической безопасности в информационном праве. Ранее среди исследователей доминировал подход, согласно которому его содержание сводится к защите от вредной информации21.

На основе проведенного анализа научной литературы по психологии нами определены основные объекты деструктивного информационно-психологического воздействия, к числу которых относятся: 1) личность, большие и малые социальные группы, общество в целом; 2) психика человека, общественное (групповое) сознание и коллективное подсознание (бессознательное); 3) индивидуальные и групповые психические процессы (восприятие, память, мышление, мотивация и т.д.) и психические образования (образы, эмоции, цели, установки, архетипы и т.д.). Приоритетным объектом правовой защиты от деструктивного информационно-психологического воздействия на макросоциальном уровне выступают дети.

Система правового обеспечения информационно-психологической безопасности

В науке информационного права сформировался подход к пониманию правового обеспечения информационной безопасности прежде всего как правового регулирования. По мнению А.А. Стрельцова, правовое регулирование отношений в сфере обеспечения информационной безопасности предполагает установление определенных правовых норм, их применение и охрану от нарушения с использованием государственного принуждения22. А.А. Чеботарева справедливо отме-

21 См.: Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Дисс. ... докт. юрид. наук. СПб., 2000 С. 14; АндреевП.Г. Институциональное развитие правового обеспечения информационной безопасности в российском информационном праве: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012. С. 23; ТамодлинА.А. Государственно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности личности: Дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов: 2006. С. 6—7; РыдченкоК.Д. Указ. соч. С. 10 и др.

22 См.: Стрельцов А.А. Теоретические и методологические основы правового обеспечения информационной безопасности России: Дисс. . докт. юрид. наук. М., 2004. С. 90-91.

чает, что правовое обеспечение информационной безопасности помимо правового регулирования отношений включает и правоприменительную деятельность23.

Разделяя в целом данную позицию, мы считаем, что правовое обеспечение безопасности включает в себя не только нормотворчество и правоприменение, но и иные формы реализации права24. А их, как известно, в теории права всего четыре: соблюдение, исполнение, использование, применение25. Поэтому автор считает целесообразным определение правового обеспечения информационно-психологической безопасности через понятие «правовых средств», лежащих в основе механизма правового регулирования26.

С учетом изложенного предлагается рассматривать правовое обеспечение информационно-психологической безопасности как деятельность по разработке и реализации системы правовых средств, направленных на обеспечение защищенности личности, социальных групп и общества от деструктивного информационно-психологического воздействия. Соответственно, система правового обеспечения информационно-психологической безопасности определяется нами как упорядоченный комплекс правовых средств, используемых для поддержания состояния защищенности личности, социальных групп и общества от деструктивного информационно-психологического воздействия.

Среди исследователей информационного права устоялось представление о рассмотрении правового регулирования обеспечения информационной безопасности в качестве института информационного права27, хотя ряд исследователей идентифицируют его как подотрасль

23 См.: Чеботарева А.А. Указ. соч. С. 15.

24 На это справедливо обратил внимание А.Н. Арзамаскин. См.: Арзамас-кин А.Н. Определение понятия «Правовое обеспечение»: постановка проблемы // Наука и школа. 2016. № 6. С. 48.

25 См.: Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 453-454.

26 Подход к определению правового обеспечения информационной безопасности через категорию правовых средств также использован авторами коллективной монографии. См.: Парадигма правового регулирования обеспечения международной информационной безопасности на примере опыта СНГ и ОДКБ: Монография / Под ред. О.С. Макарова. Минск, 2016. С. 49.

27 См.: Бачило И.Л. Информационное право: Учебник для магистров. М., 2015. С. 483-485; Рассолов И.М. Информационное право: Учебник. М., 2011. С. 353-359; Концепция Информационного кодекса Российской Федерации / Под ред. И.Л. Бачило. С. 88-89; Макаров О.С. Правовое обеспечение информационной

информационного права28. Учитывая современное состояние правового обеспечения информационной безопасности, автор солидарен с точкой зрения Т.А. Поляковой и иных ученых, рассматривающих его в качестве подотрасли информационного права, имеющей при этом межотраслевой характер29.

Соответственно, мы предлагаем рассматривать совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности, в качестве правового института «правовое обеспечение информационно-психологической безопасности» в составе названной подотрасли.

Нормы информационного права играют ключевую роль в правовом регулировании целей, задач, принципов и направлений обеспечения информационно-психологической безопасности 30. В рассматриваемой сфере существует один специализированный федеральный закон, посвященный исключительно информационно-психологической безопасности — Закон о защите детей от информации. Согласно ч. 1 ст. 1 данного Закона предмет его регулирования составляют отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

Принятие Закона о защите детей от информации в 2010 г. было прорывным событием. Он установил важные правовые механизмы

безопасности на примере защиты государственных секретов государств — участников Содружества Независимых Государств: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2013. С. 23.

28 См.: Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Дисс. ... докт. юрид. наук. С. 136; Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2008. С. 13; Андреев П.Г. Указ. соч. С. 9—10; Чеботарева А.А. Указ. соч. С. 146.

29 См.: Модели правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе: монография / Под ред. Т.А. Поляковой. С. 23.

30 В статье ведущих российских ученых по информационному праву отмечалось, что «предметная и целевая основа отрасли определяется интересами человека, общества, государства как субъектов информационных отношений при использовании новых возможностей расширить базу своих знаний и использовать современные средства информационных коммуникаций, с одной стороны, и защитить этих участников информационного развития социума от возможного разрушительного или вредного для общества влияния — с другой» (Бачило И.Л., Полякова Т.А., Антопольский А.А. и др. Об основных направлениях развития информационного права за 2000-2015 гг. // Государство и право. 2017. № 1. С. 72).

обеспечения информационно-психологической безопасности наиболее уязвимого объекта деструктивного информационного-психологического воздействия — детей. Вместе с тем, хотя нормы закона регламентируют большинство наиболее значимых форм распространения информации — зрелищные мероприятия, печатные издания, продукцию СМИ, они практически не распространяют свое действие на интернет-ресурсы. Однако именно сеть «Интернет» в настоящее время выступает главным источником угроз информационно-психологической безопасности.

Для закрытия этой важнейшей области проявления угроз информационно-психологической безопасности были внесены многочисленные поправки в Закон об информации — базовый источник информационного права России. Именно его законодатель рассматривает в качестве основного правового источника противодействия интернет-угрозам различного рода, включая угрозы психологического характера.

Закон об информации регламентирует следующие основные аспекты обеспечения информационно-психологической безопасности:

— закрепление общего правового запрета на распространение противоправной информации (ч. 6 ст. 10);

— установление обязанностей отдельных субъектов по обеспечению информационно-психологической безопасности (ст. 6, 10.1, 10.3-10.6);

— регламентация порядка ограничения доступа к определенным видам негативной информации (ст. 15.1—15.1.2, 15.3, 15.3.1) и информационным ресурсам (15.4, 15.8, 15.9).

Со времени введения в 2012 г. в Закон об информации ст. 15.1, впервые закрепившей правовой механизм ограничения доступа к вредной информации в сети «Интернет», блок правовых норм, направленный на закрепление различных правовых средств и механизмов обеспечения информационно-психологической безопасности, существенно вырос и продолжает постоянно расширяться. В этой связи А.А. Чеботаревой совершенно обоснованно указывалось на неадекватность названия самого закона сфере его регулирования и предлагалось заменить в нем слова «и о защите информации» словами «и обеспечении информационной безопасности»31. При этом данный ученый ссылается на опыт модельного законодательства СНГ, а именно принятый в 2014 г. Модельный закон «Об информации, информатизации и обеспечении информационной безопасности».

31 См.: Чеботарева А.А. Указ. соч. С. 122. Труды Института государства и права РАН. 2022. Том 17. № 5

Автор разделяет данное мнение. Реализация указанной инициативы повлечет необходимость закрепления базового понятийного аппарата в области информационной безопасности, включая информационно-психологическую безопасность, а также дополнение Закона об информации статьями, посвященными организационно-правовым основам обеспечения информационной безопасности, а также информационно-психологической безопасности как ее составной части наряду с защитой информации.

Отметим еще один важный аспект. Признавая ключевую роль Закона об информации в противодействии интернет-угрозам информационно-психологической безопасности, следует признать, что в основном он предусматривает правовые механизмы борьбы с противоправным контентом. Тогда как коммуникационные угрозы в сети «Интернет» нормы Закона практически не затрагивают.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сфера СМИ в силу своей особой значимости является предметом регулирования отдельного законодательного акта — Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»32 (далее — Закон о СМИ), одного из старейших источников информационного права России. К числу СМИ с 2011 г. относятся и сетевые издания — большой класс интернет-ресурсов.

Важнейшее значение для обеспечения информационно-психологической безопасности в деятельности СМИ имеет ст. 4 Закона о СМИ, регламентирующая недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Под этим понятием скрывается большое число различных форм распространения противоправного контента и иных общественно опасных действий в сфере массовой информации. Правовой запрет на злоупотребление свободой массовой информации в Законе о СМИ подкреплен широким спектром статей Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ, устанавливающих ответственность за его нарушение.

Таким образом, российское информационное законодательство содержит большой комплекс правовых норм, регламентирующих вопросы обеспечения информационно-психологической безопасности в СМИ и сети «Интернет» — двух ключевых источниках информационных угроз.

Сквозной характер имеет такой вид информации, как реклама, поскольку он охватывает как традиционные и новые медиа, так и офлайновые форматы (наружная, печатная, сувенирная реклама).

32 Российская газета. 1992. 8 февр.

В связи с повсеместным присутствием рекламы и широким применением в ней методов информационного-психологического воздействия она также требует внимания в контексте обеспечения информационно-психологической безопасности. Отношения в сфере рекламы являются предметом регулирования Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»33 (далее — Закон о рекламе). Согласно п. 1 ст. 3 данного Закона под рекламой понимается «информация, ...адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».

Закон о рекламе регламентирует следующие правовые аспекты обеспечения информационно-психологической безопасности:

- общие требования к рекламе, включая критерии недобросовестной и недостоверной рекламы (ст. 5);

- правовые гарантии защиты детей в рекламе (ст. 6);

- закрепление перечня запрещенных объектов рекламирования (ст. 7);

- ограничения для отдельных способов распространения рекламы (ст. 14-20) и рекламы отдельных видов товаров (ст. 21-30.2).

Таким образом, рассмотренные законодательные акты, относящиеся к источникам информационного права, регламентируют отдельные аспекты обеспечения информационно-психологической безопасности в офлайн и онлайн информационных средах, таких как СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть «Интернет», зрелищные мероприятия и иные офлайновые формы распространения информации. Особое внимание заслуженно уделено правовым гарантиям защиты детей от негативной информации. Также обособленно установлены требования по предотвращению деструктивного информационного-психологического воздействия в рекламе.

Вместе с тем информационно-правовое регулирование не исчерпывает всей предметной области обеспечения информационно-психологической безопасности. Поэтому правовую основу информационно-психологической безопасности составляют также нормы иных отраслей права, включая конституционное, административное, уголовное, гражданское.

Конституционное право устанавливает базовые принципы государственного и общественного устройства, правового статуса личности, а также систему органов публичной власти в Российской Фе-

33 СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232. Труды Института государства и права РАН. 2022. Том 17. № 5

дерации, имеющие отправное значение для всех сфер обеспечения безопасности. Кроме того, нормы конституционного законодательства в отдельных областях касаются вопросов противодействия деструктивному информационно-психологическому воздействию (например, манипуляции общественным сознанием в ходе предвыборной агитации).

Роль административного права проявляется прежде всего в регламентации правового статуса органов исполнительной власти, являющихся основными субъектами обеспечения информационно-психологической безопасности. Также административное право, равно как и уголовное право, устанавливает юридическую ответственность за правонарушения, связанные с оказанием деструктивного информационно-психологического воздействия на личность и социальные группы.

Нормы гражданского права регламентируют вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации как нематериальных благ физических и юридических лиц, а также основания и виды гражданской ответственности в изучаемой нами области.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что правовой институт обеспечения информационно-психологической безопасности носит межотраслевой характер.

Проведенный нами анализ информационного и иного отраслевого законодательства Российской Федерации позволил выделить следующие основные правовые механизмы обеспечения информационно-психологической безопасности: а) установление правовых запретов и иных ограничений на распространение определенных видов негативной информации; б) установление специальных правил оборота информационной продукции определенных видов; в) закрепление обязанностей субъектов информационных правоотношений по обеспечению информационно-психологической безопасности; г) возрастная классификация и маркировка информационной продукции; д) экспертиза информационной продукции; е) идентификация личности абонентов, пользователей сети «Интернет» и цифровых сервисов;

ж) удаление или ограничение доступа к противоправному контенту;

з) установление юридической ответственности за правонарушения, посягающие на информационно-психологическую безопасность;

и) правовое закрепление мер контрпропаганды; к) правовое стимулирование развития цифровой грамотности и формирования культуры информационной безопасности.

Проблемы развития системы правового обеспечения информационно-психологической безопасности

Проведенный анализ действующего законодательства России показал наличие достаточно развитой системы правового обеспечения информационно-психологической безопасности. Вместе с тем нами был обнаружен ряд пробелов в правовом регулировании. Кроме того, в связи с чрезвычайно высокой динамичностью развития информационной сферы в условиях цифровой трансформации необходимо «заглядывать за горизонт» и вырабатывать правовые решения, позволяющие успешно подготовиться к появлению новых инфоугроз. Поэтому в завершение статьи сформулируем ряд авторских концептуальных предложений по совершенствованию системы правового обеспечения информационно-психологической безопасности.

Один из наиболее явных выявленных нами пробелов в действующем информационном законодательстве РФ состоит в том, что при наличии широкого перечня правовых механизмов обеспечения информационно-психологической безопасности в базовых источниках информационного права отсутствуют основополагающие положения и отправные начала информационно-психологической безопасности. При этом для другого ключевого элемента информационной безопасности — защиты информации — такие основополагающие нормы закреплены в Законе об информации. Статья 16 данного Закона закрепляет правовую дефиницию защиты информации, определяет методы и содержание государственного регулирования отношений в данной сфере, а также устанавливает ряд правовых обязанностей и требований по защите информации.

Справедливости ради надо отметить, что базовых отправных норм нет в Законе об информации и для информационной безопасности в целом. Причина этого очевидна — название данного Закона совершенно неадекватно отражает его современный предмет регулирования, поскольку блок информационной безопасности выходит далеко за рамки защиты информации.

Придание информационной безопасности статуса стратегического национального приоритета в Стратегии НБ 2021 требует изменения сложившейся ситуации и полноценной правовой регламентации основ обеспечения информационной безопасности на уровне федерального закона. Наиболее перспективной нам представляется идея кодификации информационного законодательства и выделения в структуре будущего Информационного кодекса отдельного раздела

по информационной безопасности. В 2014 г. авторским коллективом Института государства и права РАН под руководством И.Л. Бачило была подготовлена концепция Информационного кодекса Российской Федерации. На состоявшейся в том же году конференции в ИГП РАН разработанная концепция была поддержана большинством авторитетных российских экспертов по информационному праву34. Однако, к сожалению, такой поддержки идея кодификации пока не получила на государственном уровне, в связи с чем ее перспективы остаются весьма туманными.

Поэтому на современном этапе мы считаем архиважной реализацию предложения А.А. Чеботаревой об изменении названия Закона об информации и дополнении его содержания базовыми нормами об обеспечении информационной безопасности. Наше авторское предложение заключается во внесении в данный Закон отдельной статьи, касающейся обеспечения информационно-психологической безопасности. Такое решение обеспечит построение логичной и целостной системы правового регулирования информационной безопасности, включающей сначала базовые отправные начала ее обеспечения, а затем правовые нормы, касающиеся двух фундаментальных направлений ее обеспечения — защиты информации и информационно-психологической безопасности.

На основе анализа существующих и перспективных источников угроз информационно-психологической безопасности, зарубежного и российского законодательства в рассматриваемой сфере нами также разработан ряд дополнительных предложений по развитию системы правового обеспечения информационно-психологической безопасности, включая:

— разработку и принятие федерального закона «О системах виртуальной и дополненной реальности» в целях регламентации правовых механизмов защиты от деструктивного информационно-психологического воздействия пользователей систем виртуальной и дополненной реальности;

— разработку и принятие отдельного законодательного акта, регламентирующего информационное противоборство как самостоятельное направление противодействия информационным угрозам;

— внесение изменений в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», закрепляющих правовой механизм

34 См.: Систематизация и кодификация информационного законодательства: Сб. науч. работ / Отв. ред. И.Л. Бачило. М., 2015.

признания запрещенными в Российской Федерации деструктивных субкультур;

- внесение изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в части введения контентной маркировки информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей.

Полагаем, что комплексная реализация данных мер способна существенно повысить устойчивость российского общества к внутренним и внешним деструктивным информационно-психологическим воздействиям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Андреев П.Г. Институциональное развитие правового обеспечения информационной безопасности в российском информационном праве: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2012.

Арзамаскин А.Н. Определение понятия «Правовое обеспечение»: постановка проблемы // Наука и школа. 2016. № 6. С. 47-51.

Бачило И.Л. Информационное право: Учебник для магистров. М.: Юрайт, 2015.

Бачило И.Л, Полякова Т.А., Антопольский А.А. и др. Об основных направлениях развития информационного права за 2000-2015 гг. // Государство и право. 2017. № 1. С. 71-79.

Богатырева Ю.И. Подготовка будущих педагогов к обеспечению информационной безопасности школьников: Дисс. ... докт. педагог. наук. Тула: Тульский государственный университет, 2014.

Бурняшева Л.А. Духовное пространство в условиях трансформации современного российского общества: Дисс. . докт. философ. наук. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014.

Вольнов Р.В. Психолого-правовые особенности обеспечения информационно-психологической безопасности личности: Дисс. ... канд. психол. наук. М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2011.

Горбачева Е.В. Административно-правовое обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних: Дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д: Ростовский юридический институт МВД России, 2011.

Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: Теория и технология психологической защиты: Дисс. ... докт. психол. наук. М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2000.

Емельянов Г.В, Лепский В.Е., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России // Информационное общество. 1999. № 3. С. 47-51.

Информационная безопасность детей: российский и зарубежный опыт: Монография. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

Информационно-психологическая и когнитивная безопасность: Коллективная монография / Под ред. И.Ф. Кефели, Р.М. Юсупова. СПб.: ИД «Петрополис», 2017.

Концепция Информационного кодекса Российской Федерации / Под ред. И.Л. Бачило. М.: ИГП РАН, 2014.

Концепция информационной безопасности детей. URL: http://rkn.gov.ru/ mass-communications/p700/p701/ (дата обращения: 27.12.2013).

Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Дисс. ... докт. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000.

Лопатин В.Н, Пристанская О.В. О проекте федерального закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию» // Информационное право. 2007. № 4. С. 7—13.

Макаров О.С. Правовое обеспечение информационной безопасности на примере защиты государственных секретов государств — участников Содружества Независимых Государств: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М.: Институт государства и права РАН, 2013.

Мельницкая Т.Б. Информационно-психологическая безопасность населения в условиях риска радиационного воздействия: концепция, модель, технологии: Дисс. ... докт. психол. наук. Обнинск: Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова, 2009.

Модели правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе: Монография / Под ред. Т.А. Поляковой. Саратов: Амирит, 2020.

Некляев С.А. Участие средств массовой информации в обеспечении информационно-психологической безопасности в условиях локальных войн и международного терроризма: Дисс. ... канд. филолог. наук. М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2003.

Парадигма правового регулирования обеспечения международной информационной безопасности на примере опыта СНГ и ОДКБ: Монография / Под общ. ред. О.С. Макарова. Минск: Институт национальной безопасности Республики Беларусь, 2016.

Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: Дисс. ... докт. юрид. наук. М.: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, 2008.

Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Новые векторы развития информационного права в условиях цивилизационного кризиса и цифровой трансформации // Государство и право. 2020. № 5. С. 75-87.

Рассолов И.М. Информационное право: Учебник. М.: Юрайт, 2011.

Рыдченко К.Д. Административно-правовое обеспечение информационно-психологической безопасности органами внутренних дел Российской Федерации: Ав-

тореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2011.

Сапожникова А. Информационно-психологическая безопасность России: состояние и тенденции // Власть. 2008. № 2. С. 8—14.

Систематизация и кодификация информационного законодательства: Сб. науч. работ / Под ред. И.Л. Бачило. М.: ИГП РАН, Изд-во «Канон+», 2015.

Смолян Г.Л., Зараковский Г.М., Розин В.М., Войскунский А.Е. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). М.: Институт системного анализа РАН, 1997.

Степанов А.М., Бухтояров А.А., Бутенко Д.В. Проблемы правовой политики обеспечения информационно-психологической безопасности // Информационное право. 2012. № 1. С. 30-35.

Стрельцов А.А. Теоретические и методологические основы правового обеспечения информационной безопасности России: Дисс. ... докт. юрид. наук. М.: Московский инженерно-физический институт, 2004.

Тамодлин А.А. Государственно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности личности: Дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2006.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Маль-ко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2003.

Трухачева М.А. Культура детства в информационном обществе: Дисс. ... канд. культурологии. Саратов: Саратовский государственный университет имени Гагарина Ю.А., 2019.

Усанов В.Е., Кириллов Н.П. Психологическая безопасность российского общества и проблемы ее социально-правового обеспечения: учебник. М.: Элит, 2009.

Чеботарева А.А. Правовое обеспечение информационной безопасности личности в глобальном информационном обществе: Дисс. ... докт. юрид. наук. М.: Институт государства и права РАН, 2017.

Чистяков Д.В. Управление информационно-психологической защитой социальной организации как фактор обеспечения безопасности личности: социологический аспект: Дисс. ... канд. социолог. наук. М.: Современная гуманитарная академия, 2007.

Чугров С.В. Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии? // Полис. Политические исследования. 2017. № 2. С. 42-59.

Шиловцев А.В. Современные информационные технологии как фактор угроз безопасности личности в современной России: аксиологический аспект // Информационное право. 2012. № 2. С. 13-17.

REFERENCES

Andreev, P.G. (2012). Institucional'noe razvitiepravovogo obespecheniya informacionnoj bezopasnosti v rossijskom informacionnom prave [Institutional Development of Legal Provi-

sion of Information Security in Russian Information Law]. The Candidate of Legal Sciences Thesis' Abstract. Ekaterinburg: Ural State Law Academy. (in Russ.).

Arzamaskin, A.N. (2016). Opredelenie ponyatiya «Pravovoe obespechenie»: posta-novka problemy [Definition of the Concept of "Legal support": Statement of the Problem. Nauka i shkola [Science and school], 6, pp. 47—51. (in Russ.).

Bachilo I.L. ed. (2014). Koncepciya Informacionnogo kodeksa Rossiiskoy Federacii [The Concept of the Information Code of the Russian Federation]. Moscow: IGP RAN. (in Russ.).

Bachilo, I.L. (2015). Informacionnoepravo: uchebnik dlya magistrov [Information Law: Textbook for Masters Information Law]. Moscow: Yurajt. (in Russ.).

Bachilo, I.L. ed. (2015). Sistematizaciya i kodifikaciya informacionnogo zakonodatel'-stva: sb. nauch. rabot [Systematization and Codification of Information Legislation: Collection of Scientific Works]. Moscow: IGP RAN, Izd-vo «Kanon+». (in Russ.).

Bachilo, I.L., Polyakova, T.A., Antopol'skij, A.A. i dr. (2017). Ob osnovnyh naprav-leniyah razvitiya informacionnogo prava za 2000-2015 gg. [About the Main Directions of Development of Information Law for 2000-2015]. Gosudarstvo ipravo [State and Law], 1, pp. 71-79. (in Russ.).

Bogatyreva, Yu.I. (2014). Podgotovka budushchihpedagogov k obespecheniyu informa-cionnoj bezopasnosti shkol'nikov [Preparation of Future Teachers to Ensure the Information Security of Schoolchildren]. The Doctor of Pedagogical Sciences Thesis. Tula: Tula State University. (in Russ.).

Burnyasheva, L.A. (2014). Duhovnoeprostranstvo v usloviyah transformacii sovremen-nogo rossijskogo obshchestva [Spiritual Space in the Conditions of Transformation of Modern Russian Society]. The Doctor of Philosophical Sciences Thesis. Stavropol: North Caucasus Federal University. (in Russ.).

Chebotareva, A.A. (2017). Pravovoe obespechenie informacionnoj bezopasnosti lichnos-ti vglobal'nom informacionnom obshchestve [Legal provision of personal information security in the global information society]. The Doctor of Legal Sciences Thesis. Moscow: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. (in Russ.).

Chistyakov, D.V. (2007). Upravlenie informacionno-psihologicheskoy zashchitoy so-cial'noy organizacii kakfaktor obespecheniya bezopasnosti lichnosti: sociologicheskiy aspekt [Management of Information and Psychological Protection of a Social Organization as a Factor of Ensuring Personal Security: Sociological Aspect]. The Candidate of Sociological Sciences Thesis Dis. ... kand. sociolog. nauk. Moscow: Modern Humanitarian Academy. (in Russ.).

Chugrov, S.V. (2017). Post-truth: transformaciya politicheskoj real'nosti ili samora-zrushenie liberal'noj demokratii? [Post-truth: Transformation of Political Reality or Self-Destruction of Liberal Democracy?]. Polis. Politicheskieissledovaniya [Policy. Political Studies], 2, pp. 42-59. (in Russ.).

Emel'yanov G.V., Lepskii V.E., Strel'cov A.A. (1999). Problemy obespecheniya infor-macionno-psihologicheskoj bezopasnosti Rossii [Problems of Ensuring Information and Psychological Security of Russia]. Informacionnoe obshchestvo [Information Society], 3, pp. 47-51. (in Russ.).

Gorbacheva, E.V. (2011). Administrativno-pravovoe obespechenie informacionnoj bezo-pasnosti nesovershennoletnih [Administrative and Legal Provision of Information Security of Minors]. The Candidate of Legal Sciences Thesis. Rostov-on-Don: Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. (in Russ.).

Grachev, G.V. (2000). Informacionno-psihologicheskaya bezopasnost' lichnosti: Teoriya i tekhnologiya psihologicheskoj zashchity [Information and Psychological Security of Personality: Theory and Technology of Psychological Protection]. The Doctor of Psychological Sciences Thesis. Moscow: Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation. (in Russ.).

Kefeli, I.F. and Yusupova, R.M. eds. (2017). Informacionno-psihologicheskaya i kogni-tivnaya bezopasnost'. Kollektivnaya monografiya [Informational, Psychological and Cognitive Security. Collective Monograph]. Saint Petersburg: ID «Petropolis». (in Russ.).

Koncepciya informacionnoy bezopasnosti detey [The Concept of Information Security of Children] [online]. Available at: http://rkn.gov.ru/mass-communications/p700/ p701/ [Accessed: 27.12.2013]. (in Russ.).

(2013). Informacionnaya bezopasnost' detey: rossijskiy i zarubezhnyy opyt: monografiya [Information Security of Children: Russian and Foreign Experience: Monograph]. Moscow: YUNITI-DANA. (in Russ.).

Lopatin, V.N. (2000). Informacionnaya bezopasnost' Rossii [Information Security of Russia]. The Doctor of Legal Sciences Thesis. Saint Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. (in Russ.).

Lopatin, V.N., Pristanskaya, O.V. (2007). O proekte Federal'nogo zakona «O za-shchite detej ot informacionnoj produkcii, prichinyayushchej vred ih zdorov'yu, nravstven-nomu i duhovnomu razvitiyu» [On the Draft Federal Law " On the Protection of Children from Information Products that Harm Their Health, Moral and Spiritual Development"]. Informacionnoepravo [Information Law], 4, pp. 7—13. (in Russ.).

Makarov O.S. (2013). Pravovoe obespechenie informacionnoj bezopasnosti na primere zashchity gosudarstvennyh sekretovgosudarstv — uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Go-sudarstv [Legal Provision of Information Security on the Example of the Protection of State Secrets of the Member States of the Commonwealth of Independent States]. The Doctor of Legal Sciences Thesis' Abstract. Moscow: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Makarov, O.S. (2016). Paradigmapravovogo regulirovaniya obespecheniya mezhduna-rodnoj informacionnoj bezopasnosti na primere opyta SNG i ODKB: monografiya [Paradigm of Legal Regulation of Ensuring International Information Security on the Example of the CIS and the CSTO: Monograph]. Minsk: Institute of National Security of the Republic of Belarus. (in Russ.).

Matuzov, N.I. and Mal'ko, A.V. eds. (2003). Teoriya gosudarstva iprava: kurs lekciy [Theory of State and Law: Course of Lectures]. Moscow: Yurist. (in Russ.).

Mel'nickaya, T.B. (2009). Informacionno-psihologicheskaya bezopasnost' naseleniya v usloviyah riska radiacionnogo vozdejstviya: koncepciya, model', tekhnologii [Information and Psychological Safety of the Population in Conditions of Risk of Radiation Exposure: Concept, Model, Technologies]. The Doctor of Psychological Sciences Thesis. Obninsk:

All-Russian Center for Emergency and Radiation Medicine named after A.M. Nikiforov. (in Russ.).

Neklyaev, S.A. (2003). Uchastie sredstv massovoj informacii v obespechenii informa-cionno-psihologicheskoj bezopasnosti v usloviyah lokal'nyh vojn i mezhdunarodnogo terroriz-ma [Role of the Media in Providing Information and Psychological Security in the Context of Local Wars and International Terrorism]. The Candidate of Philological Sciences Thesis. Moscow: Lomonosov Moscow State University. (in Russ.).

Polyakova, T.A. (2008). Pravovoe obespechenie informacionnoj bezopasnostipripostroe-nii informacionnogo obshchestva v Rossii [Legal Provision of Information Security in Building an Information Society in Russia]. The Doctor of Legal Sciences Thesis. Moscow: Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation. (in Russ.).

Polyakova, T.A. ed. (2020). Modelipravovogo regulirovaniya obespecheniya informacionnoj bezopasnosti v usloviyah bol'shih vyzovov v global'nom informacionnom obshchestve: monografiya [Models of Legal Regulation of Information Security in the Context of Major Challenges in the Global Information Society: Monograph]. Saratov: Amirit. (in Russ.).

Polyakova, T.A., Minbaleev, A.V. and Krotkova, N.V. (2020). Novye vektory razvitiya informacionnogo prava v usloviyah civilizacionnogo krizisa i cifrovoj transformacii [New Vectors of Information Law Development in the Conditions of the Civilizational Crisis and Digital Transformation]. Gosudarstvo ipravo [State and Law], 5, pp. 75-87. (in Russ.).

Rassolov, I.M. (2011). Informacionnoepravo: uchebnik [Information Law: Textbook]. Moscow: yurajt. (in Russ.).

Rydchenko, K.D. (2011). Administrativno-pravovoe obespechenie informa-cionno-psihologicheskoy bezopasnosti organami vnutrennih del Rossiiskoy Federacii [Administrative and Legal Provision of Information and Psychological Security by the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation]. The Candidate of Legal Sciences Thesis' Abstract. Voronezh: Voronezh State University. (in Russ.).

Sapozhnikova, A. (2008). Informacionno-psihologicheskaya bezopasnost' Rossii: sostoyanie i tendencii [Information and Psychological Security of Russia: State and Trends] // Vlast' [Power], 2, pp. 8-14. (in Russ.).

Shilovcev, A.V. (2012). Sovremennye informacionnye tekhnologii kak faktor ugroz bezopasnosti lichnosti v sovremennoy Rossii: aksiologicheskiy aspekt [Modern Information Technologies as a Factor of Threats to Personal Security in Modern Russia: Axiological Aspect]. Informacionnoe pravo [Information Law], 2, pp. 13-17. (in Russ.).

Smolyan, G.L., Zarakovskiy, G.M., Rozin, V.M., Voiskunskiy, A.E. (1997). Infor-macionno-psihologicheskaya bezopasnost' (opredelenie i analizpredmetnoj oblasti) [Information-Psychological Security (Identification and Analysis of a Subject]. Moscow: Institute for System Analysis of RAS. (in Russ.).

Stepanov, A.M., Buhtoyarov, A.A., Butenko, D.V. (2012). Problemy pravovoy politi-ki obespecheniya informacionno-psihologicheskoy bezopasnosti [Problems of Legal Policy of Providing Information and Psychological Security]. Informacionnoe pravo [Information Law], 1, pp. 30-35. (in Russ.).

Strel'cov, A.A. (2004). Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy pravovogo obespecheniya informacionnoj bezopasnosti Rossii [Theoretical and Methodological Foundations of

the Legal Provision of Information Security in Russia]. The Doctor of Legal Sciences Thesis. Moscow: Moscow Engineering Physics Institute. (in Russ.).

Tamodlin, A.A. (2006). Gosudarstvenno-pravovoj mekhanizm obespecheniya informa-cionnoj bezopasnosti lichnosti [The State-Legal Mechanism for Ensuring Information Security of the Individual]. The Candidate of Legal Sciences Thesis. Saratov: Saratov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. (in Russ.).

Truhacheva, M.A. (2009). Kul'tura detstva v informacionnom obshchestve [Culture of childhood in the information society]. The Candidate of Cultural Sciences Thesis. Saratov: Saratov State University named after Yuri Gagarin. (in Russ.).

Usanov V.E., Kirillov N.P. Psihologicheskaya bezopasnost' rossijskogo obshchestva iprob-lemy ee social'no-pravovogo obespecheniya: uchebnik [Psychological security of Russian society and problems of its social and legal support: textbook]. M.: Elit, 2009. (in Russ.).

Vol'nov, R.V. (2011). Psihologo-pravovye osobennosti obespecheniya informacionno-psi-hologicheskoj bezopasnosti lichnosti [Psychological and Legal Features of Ensuring Information and Psychological Security of the Individual]. The Candidate of Psychological Sciences Thesis. Moscow: Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation. (in Russ.).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Смирнов Александр Александрович — старший научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, кандидат юридических наук, доцент.

AUTHOR'S INFO:

Aleksandr A. Smirnov — Senior Research Fellow of the Department of Informational Law and International Information Security, Institute of State and Law Russian Academy of Sciences, Candidate of Juridical Sciences, Associate professor.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Смирнов А.А. Проблемы формирования системы правового обеспечения информационно-психологической безопасности // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2022. Т. 17. № 5. С. 82-106. DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-5-smirnov

FOR CITATION:

Smirnov, A.A. (2022) Problems of formation of the system of legal provision of information and psychological security. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 17 (5), pp. 82-106. DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-5-smirnov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.