Научная статья на тему 'Некоторые аспекты повышения уровня инвестиционной привлекательности регионов'

Некоторые аспекты повышения уровня инвестиционной привлекательности регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / ИНВЕСТИЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ДОТАЦИОННОСТЬ БЮДЖЕТА / БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / БИЗНЕС-ИНИЦИАТИВА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АТЛАС РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жапаров Т.К.

Инвестиционная привлекательность региона это совокупность факторов, определяющих приток инвестиций или отток капитала. Инвестиционная привлекательность региона определяется инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском. Инвестор оценивает инвестиционную привлекательность региона по движению капитала, уровню инфляции, политической, экономической, законодательной и социальной стабильности, а также по уровню и качеству человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты повышения уровня инвестиционной привлекательности регионов»

10. Литовка Л.С. Развитие и территориальная организация познавательного туризма в рекреационной системе ленинградской области: автореф. дисс. ... кандидата географических наук. - Ленинград, 1990. - 17 с.

11. Стратегия кластерного развития туризма как части социально-экономической системы региона на примере Республики Калмыкии [Текст] / Э.Л. Пашнанов [и др.]. - Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2013. - 152 с.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ

© Жапаров Т.К.1

Костанайский филиал Челябинского государственного университета, Республика Казахстан, г. Костанай

Инвестиционная привлекательность региона - это совокупность факторов, определяющих приток инвестиций или отток капитала. Инвестиционная привлекательность региона определяется инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском. Инвестор оценивает инвестиционную привлекательность региона по движению капитала, уровню инфляции, политической, экономической, законодательной и социальной стабильности, а также по уровню и качеству человеческого капитала.

Ключевые слова инвестиционная привлекательность региона, инвестиции, социально-экономическое развитие региона, дотационность бюджета, бюджетные инвестиционные проекты, государственные программы развития, бизнес-инициатива, инвестиционный атлас региона.

Современные условия воспроизводства, обострение конкуренции между регионами за ресурсы резко повысили значимость вопросов инвестиционного обеспечения развития региональной экономики. Проблема формирования механизма региональной инвестиционной политики, повышения инвестиционной активности и привлекательности, улучшения инвестиционного климата является одной из ключевых в сфере региональной экономики и региональной экономической политики Республики Казахстан. Надо отметить, что правительство нашей страны уделяет значительное внимание на инвестирование экономики регионов, выравнивание межрегиональных различий, преодоление кризисных явлений и отставания в экономическом развитии отдельных регионов [6].

Программы социально-экономического развития регионов имеют ряд недоработок, не позволяющих оптимально использовать их финансовый,

1 Доцент кафедры Экономики, кандидат экономических наук.

ресурсный и организационный потенциал, возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов, а значит, не могут реально способствовать привлечению в регионы дополнительные инвестиционные ресурсы. Такие выводы основываются на следующих недостатках существующих подходов программ:

- распределительный принцип построения программ, основанный в основном на внутренних источниках финансовых ресурсов;

- низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональных рынков, проводящихся без учета фактора обеспечения экономической безопасности региона;

- отсутствие мероприятий, направленных на улучшение инвестиционной привлекательности района, проектов государственно-частного партнерства и организационной инфраструктуры их реализации;

- отсутствие в программе развития инновационных производств, предполагающих глубокую переработку и получение продуктов с высокой добавленной стоимостью;

- отсутствие информационного сопровождения процесса реализации программ социально-экономического развития (в т.ч. на основе использования современных информационных технологий), создания положительного имиджа программ как в регионах (для мобилизации внутренних ресурсов), так и за их пределами (для привлечения стратегических партнеров и потенциальных инвесторов в экономику регионов).

При этом мониторинг социально-экономического развития регионов свидетельствует о следующих общих трендах:

1) устойчиво ухудшается наиважнейший фактор роста экономики -человеческий капитал (продолжается снижение численности населения, особенно в сельских населенных пунктах, растет дефицит высококвалифицированных специалистов);

2) сокращается объем товарной продукции в промышленности, индекс физического объема промышленной продукции;

3) в сельском хозяйстве констатируется снижение поголовья, продуктивности и репродукции скота и птицы;

4) регрессирует инвестиционная и деловая активность хозяйствующих субъектов и населения, меньше используются заемный капитал;

5) сокращается ввод в действие жилых домов;

6) ухудшилась эффективность трудоустройства граждан.

Анализ источников формирования бюджетов регионов свидетельствует об устойчивом росте их дотационности. Констатируется абсолютное и относительное увеличение суммы трансфертов и субвенций.

Доля трансфертов и субвенций в доходах бюджетов регионов составляет около 80 % бюджета, а показатель удельных дотаций увеличился за три

года более чем в 2 раза. Прогноз параметров бюджетов регионов на 20182020 годы представленных в проектах программ социально-экономического развития регионов также предусматривает дальнейшее увеличение абсолютных и удельных параметров дотационности.

При этом анализ структуры фактических расходов бюджетов в разрезе категорий подтверждает, что бюджеты регионов социально ориентированы. Из общего объема расходов расходы социальной сферы составляют более 60 %. Следует отметить усиливающийся тренд растущих неосвоенных по разным причинам бюджетных средств, что говорит в пользу снижения эффективности их использования.

Бюджетные инвестиционные проекты, как правило, в основном нацелены на развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры, реконструкцию и строительство жилых зданий, наращивание производства мяса, молока, создание дополнительных емкостей для хранения зерновых. При этом сохраняется высокий риск несвоевременного завершения строительства или реконструкции, риск недофинансирования, по многим объектам зачастую допускаются по различным причинам некачественное и несвоевременное выполнение работ, растраты и нецелевое использование бюджетных средств. По многим производственным проектам констатируется не достижение проектной мощности и как следствие их временная убыточность.

Мониторинг рынка потребительских услуг сельских населенных пунктов свидетельствует в пользу наличия свободных ниш (ремонт и пошив одежды и обуви, ремонт компьютерной и бытовой техники, ремонт и обслуживание автомобилей, фотосалоны, салоны красоты и парикмахерские и др.).

Сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест, а также обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики в регионах планируется в рамках программы «Дорожная карта бизнеса - 2020» путем реализации бизнес - инициатив в системе малого и среднего бизнеса (МСБ). Однако следует отметить высокие риски нереализации запланированных проектов МСБ. Так, например, из запланированных к реализации в 2015 году бизнес - инициатив лишь 60 % реализовано [3].

Основными проблемами реализации программы «Дорожная карта бизнеса - 2020» являются [4]:

- низкая заинтересованность и активность представителей малого бизнеса в участии в данной программе;

- несоответствие предлагаемых бизнес-проектов требованиям и идеям программы;

- большой перечень документов, требуемый для рассмотрения бизнес-проекта;

- чрезмерная продолжительность рассмотрения бизнес-проектов Фондом развития предпринимательства «Даму» и банками второго уровня;

- высокие требования коммерческих банков к залоговому обеспечению потенциальных участников;

- малоэффективная работа местных исполнительских органов по привлечению потенциальных участников в программу из числа предпринимателей района.

Регулярный мониторинг предприятий в регионах для анализа их финансового состояния, производственной, инвестиционной активности и изменения экономической конъюнктуры не ведется. При этом анализ финансового состояния ряда крупных компаний регионов свидетельствует о существенном увеличении их капитализации за счет собственных источников, высоком уровне автономии и наличии сверх ликвидности.

При этом финансовый менеджмент данных компаний, несмотря на наличие свободных финансовых ресурсов, исключает их использование для реализации новых инвестиционных проектов в регионах, наоборот, предпочитая выводить свободные активы. Подобная тактика неблагоприятно сказывается на общей инвестиционной и деловой активности в регионах.

В сложившейся непростой ситуации целесообразным было бы, определить с учетом результатов маркетинговых исследований возможные масштабы и потенциальные перспективы развития действующих производств и создания новых (точки роста экономики региона).

Также содействовать в разработке бизнес-планов по наиболее перспективным направлениям развития МСБ в регионе и разместить данные материалы на сайте местного исполнительного органа для усиления консалтинговой поддержки местных предпринимателей.

Помимо этого следует определить круг потенциальных товаро- и услу-гопроизводителей, способных заполнить соответствующие товарные ниши, активно проводить среди них индивидуальную разъяснительную работу по программе «Дорожная карта бизнеса - 2020».

Для обеспечения открытого доступа потенциальным инвесторам к информации об инвестиционной привлекательности региона, а также информационного и организационного сопровождения инвестиционных проектов разработать и разместить на сайте местного исполнительного органа «Инвестиционный атлас региона», в который включить следующую информацию:

- презентация региона и его инвестиционного потенциала для внешних инвесторов, включая информацию о свободных активах для осуществления инвестиций;

- приоритеты и перспективные направления развития (точки роста) экономики региона;

- ориентировочные показатели инвестиционной привлекательности ожидаемых проектов;

- инструменты и механизмы государственной поддержки инвестиционных проектов;

- механизмы и инструменты взаимодействия с финансовыми институтами и институтами развития;

- условия совместной деятельности, включая реализацию проектов на принципах государственно-частного партнерства;

- информацию о реализованных инвестиционных проектах.

Список литературы:

1. Назарбаев Н.А. Стратегия «Казахстан-2050» [Электронный ресурс] // Казахстанская правда. - 2012. - 15 декабря. - Режим доступа: http://ranking.kz/.

2. Анализ инвестиций в основной капитал в Республике Казахстан и странах-членах ЕЭП. АО «Казахстанский институт развития индустрии». - Астана, 2013. - 16 с.

3. Официальный сайт АО «Инвестиционный Фонд Казахстана» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ifk.kz/.

4. Анализ инвестиций в основной капитал в Республике Казахстан и странах-членах ЕЭП / АО «Казахстанский институт развития индустрии» Астана, 2013. - 16 с.

5. Статистический ежегодник Казахстана = Statistical Yearbook of Kazakhstan: Статистический сборник / Под ред. А.А. Смаилова. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике.

6. http://artidekz.com/artide/12502.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

© Ибрагимова П.А.1

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

В статье рассматриваются возможные меры по расширению доходной базы местных бюджетов за счет собственных внутренних резервов.

Ключевые слова муниципальное образование, местный бюджет, налоговые доходы, неналоговые доходы, имущество, муниципальная собственность.

Недостаточность собственной доходной базы местных бюджетов и зависимость от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов является основной проблемой муниципального уровня управления России. В настоящее время данная проблема усугубляется сокращением объемов финансирования территорий из федерального центра. Поэтому необходимость изыскания внутренних резервов для наращивания доходов муниципальных об-

1 Доцент кафедры «Аудит и экономический анализ», кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.