2 015' 0 5
ВЛАСТЬ
111
впитывают определенные социально-психологические качества, привязанность к конкретному виду деятельности, а затем на более высоком уровне реализуют развитие семейного проекта и таким образом добиваются определенного политического статуса в государстве (семьи Рокфеллеров, Ротшильдов, Притцкеров, Гамбино, Коломбо, Уолтон, Кох, Марс и др.). Конечно, в приведенном примере — самые богатые семьи в мире, причем многие из них эмигранты, а сколько есть других, обычных семей, которые прекрасно существуют семейным сообществом в каком-либо сегменте экономики! Стоит призадуматься, какой способ существования более рационален в настоящее время.
А что если на данную проблему посмотреть с точки зрения мировых глобализа-ционных процессов? Конечно, глобализация — это позитивный процесс. Но, как мне кажется, ее нельзя ускорять искусственно, путем силового давления отдельной страны. Это касается, например, американизации человечества, которая ни к чему не может привести, кроме антагонизма. Все должно произойти эволюционным путем: слияние народов, языка, культуры, образа жизни и др., иначе существующие противоречия могут осложнить жизнь как коренного населения, так и людей, эмигрировавших из других стран.
PESHCHEROV Georgy Ivanovich, Doc.Sci.(MHit.Sci.), Professor, Member of Academy of Military Sciences, Head of the Chair of Social Sciences and State Administration, Moscow State Regional University (Radio St, 10a, Moscow, Russia, 105005; [email protected])
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF LIFE IN A FOREIGN COUNTRY
Abstract. The article investigates the social and psychological characteristics of human activity abroad, being far from their homeland. The author examines various aspects of human activity that have an impact on the survivability in an alien environment and on socialization among the indigenous population of the country. For his analysis the author uses the political science prism.
Keywords: homeland, indigenous people, immigrants, traditional way of life
МАМАЕВ Аслан Исхакович — магистрант кафедры инвестиций и инноваций Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; mаmаev-аslаn@ yandex.ru)
ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация. В статье дается оценка инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики. Автором выделены основные проблемы привлечения инвестиций в регион, предложены механизмы повышения уровня инвестиционной активности в республике. Обозначены приоритетные отрасли и стратегические направления инвестирования. Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность региона, Кабардино-Балкарская Республика, стратегия развития региона
ать однозначную оценку инвестиционного климата Кабардино-Балкарской Республики достаточно сложно. С одной стороны, республика имеет высокий
112
ВЛАСТЬ
2 01 5' 0 5
инвестиционный потенциал с учетом благоприятного географического положения, наличия разнообразных природно-климатических ресурсов, высокой обеспеченности энергоресурсами, которые могут дать толчок развитию туристско-рекреационного кластера, сельского хозяйства, промышленного кластера и перерабатывающего производства. С другой стороны, имеются высокие инвестиционные риски, которые складываются из совокупности криминального, финансового и социального рисков.
Динамика основных показателей социально-экономического развития свидетельствует о наличии серьезных проблем в экономике и социальной сфере. Это 1) нехватка инвестиционных ресурсов для развития производственной деятельности; 2) низкая бюджетная обеспеченность на душу населения; 3) неконкурентоспособность отдельных видов выпускаемой продукции; 4) высокий уровень задолженности по налогам в бюджеты всех уровней и сборам во внебюджетные фонды.
Кабардино-Балкарская Республика является дотационным регионом. За период с 2005 по 2012 г. уровень дотационности снизился приблизительно с 65% до 50%. При этом по расходам бюджета на душу населения Кабардино-Балкарская Республика занимает 82-ю позицию среди 83 субъектов РФ1. Это говорит о том, что снижение дотационности происходило не за счет опережающего роста собственных доходов (как должно быть), а за счет сокращения средств, привлекаемых из федерального бюджета.
В настоящее время Кабардино-Балкарская Республика находится в сложной социально-экономической ситуации, но руководство республики поставило перед собой цель улучшить ее экономическое положение ускоренными темпами, что позволит в кратчайшие сроки сократить разрыв со среднероссийскими показателями и повысить уровень жизни населения республики.
В настоящее время уровень инвестиционной активности в Кабардино-Балкарской Республике не соответствует уровню ее потенциальной инвестиционной привлекательности.
Это объясняется наличием следующих проблем:
— в регионе практически нет земельных участков с развитой инженерной инфраструктурой, которые можно предоставлять в пользование инвесторам для размещения новых производств;
— отсутствует эффективная система продвижения инвестиционных возможностей Кабардино-Балкарской Республики как в России, так и за рубежом;
— не используются механизмы государственно-частного партнерства при реализации крупных инфраструктурных инвестиционных проектов;
— не осуществляется должная поддержка инноваций;
— существуют высокие административные барьеры при осуществлении таких процедур, как получение разрешений на строительство, регистрация собственности и предприятий, подключение к системе электроснабжения.
Также основными факторами, ограничивающими инвестиционную привлекательность Кабардино-Балкарской Республики, являются финансовый и криминальный риски, несоответствие существующего инвестиционного законодательства бюджетно-финансовым реалиям республики.
В целях обеспечения инвестиционных площадок необходимой инфраструктурой в Кабардино-Балкарской Республике был создан республиканский инвестиционный фонд.
Для совершенствования нормативно-правовой базы в сфере инвестиционной деятельности постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 августа 2012 г. № 202-ПП утвержден новый порядок предоставления льгот по налогу на имущество организаций и снижения ставки налога на прибыль организациям, реализующим инвестиционные проекты в Кабардино-Балкарской Республике. Однако реально льготы, например по налогу на имущество, на сегодня
1 Парадокс по кабардино-балкарски: показатели все выше, а уровень экономики все ниже. — Северо-Кавказские новости. 24.01.2014. Доступ: http://www.sk-news.ru/news/authority/39046/ (проверено 27.03.2014).
2015'05
ВЛАСТЬ
113
предоставляются только 9 предприятиям, реализующим 10 крупных инвестиционных проектов Кабардино-Балкарской Республики.
Еще одной важной проблемой является концентрация значительных объемов инвестиций всего в трех муниципальных образованиях (г. Нальчик, Черекский и Чегемский районы) и отсутствие инвестиций в других муниципальных образованиях республики, что не позволяет малым городам и отдаленным от центра территориям создавать собственные источники социально-экономического развития, обеспечить достойный уровень жизни населения. Поэтому инвестиционные проекты, направленные на создание новых производств, а значит и рабочих мест, в отдаленных и экономически слабых муниципальных образованиях, представляют особый государственный интерес1.
В соответствии со Стратегией развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 г. с учетом выгодного географического положения, природно-ресурсного потенциала и высокой обеспеченности энергоресурсами в качестве приоритетных отраслей обозначены следующие стратегические направления:
— туристско-рекреационная деятельность;
— сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции;
— генерация электрической энергии;
— промышленность на базе местных ресурсов.
Кабардино-Балкария обладает уникальным сочетанием природных условий, благоприятных для создания мощного рекреационно-оздоровительного центра Российской Федерации. Необходимо отметить, что курортно-рекреационный комплекс республики получил значительное развитие еще в советское время. Однако существующий туристический поток не соответствует потенциалу курортной зоны.
Правительству КБР в этой связи предстоит проделать значительный объем работы для обеспечения предоставления качественного туристического продукта. Эти планы в республике связывают с реализацией проекта по созданию туристического кластера.
Еще одно преимущество Кабардино-Балкарской Республики — это высокий уровень экологичности, что вместе с благоприятными климатическими условиями обеспечивает возможность эффективной реализации инвестиционных проектов, связанных с производством экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Значительную инвестиционную привлекательность имеют такие сферы агропромышленного комплекса, как мясное и молочное скотоводство, овощеводство закрытого и открытого грунта, садоводство.
Потенциальные инвесторы сталкиваются с земельной проблемой вследствие недостаточности информационной базы о качестве земельных участков и их кадастровой стоимости.
Безусловно, одним из серьезнейших факторов, снижающих инвестиционную привлекательность Кабардино-Балкарской Республики, является криминогенная обстановка. Основной угрозой является сильно возросшая в последние годы террористическая активность в регионе.
Для решения данных проблем необходимо последовательное совершенствование нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности с целью одновременной разработки новых стимулирующих мер поддержки инвестиционной деятельности, закрепления способов защиты прав и гарантий инвесторов, минимизации инвестиционных рисков, а также повышения качества государственного управления.
Для решения проблем, препятствующих повышению уровня инвестиционной активности в республике, считаем целесообразным использование следующих механизмов.
1. Перераспределение расходной части бюджета в пользу развития реального сек-
1 Инвестиционное послание временно исполняющего обязанности главы Кабардино-Балкарской Республики «Об инвестиционном климате и инвестиционной политике Кабардино-Балкарской Республики в 2014 году». — Официальный сайт Президента КБР. 12 мая 2014 г. Доступ: http://www. president-kbr.ru/kbr-events/news/meeting/9847--l-2014-r.html (проверено 27.03.2014).
114
ВЛАСТЬ
2015'05
тора экономики путем создания инвестиционных площадок и инфраструктуры, которые обеспечат рост доходов бюджета в будущем.
2. В полной мере должен заработать механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Предпосылки для этого созданы: принят закон Кабардино-Балкарской Республики от 25 февраля 2010 г. № 15-РЗ «О государственно-частном партнерстве Кабардино-Балкарской Республики»1. Однако наблюдается «нормативный вакуум» на уровне подзаконных актов, который не позволяет в полной мере запустить этот механизм и решать с его помощью важные социальные задачи. Использование инструментов государственно-частного партнерства при реализации социально значимых проектов требует дополнительной проработки. Ввиду специфики вопроса практика привлечения внебюджетных средств для реализации социальных проектов в регионе практически отсутствует. С этой целью правительству КБР необходимо в кратчайшие сроки принять нормативные акты по организации процесса реализации инвестиционных проектов в форме ГЧП.
3. Одной из важных задач является мониторинг реализации федерального стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Важно, чтобы отдельные элементы стандарта внедрялись и на уровне местных администраций. Это создаст дополнительные гарантии для потенциальных инвесторов, что будет способствовать привлечению инвестиций на территории.
4. По аналогии с федеральным уровнем необходимо продолжить практику разработки региональных дорожных карт, направленных на снижение административных барьеров и улучшение условий ведения бизнеса в сферах, имеющих отношение к предпринимательской деятельности.
5. Требуют совершенствования механизмы привлечения инвесторов на территорию. Должен быть расширен инструментарий государства по поддержке субъектов инвестиционной деятельности. В этой связи правительству КБР необходимо подготовить предложения по расширению перечня форм государственной поддержки для существующих организаций и инвесторов с новыми проектами.
5. Целесообразно прорабатывать механизмы предоставления «налоговых каникул» для начинающих предпринимателей, открывающих новые производства. Соответствующие права регионам сейчас предоставлены.
MAMAEV Aslan Iskhakovich, M.A. student of the Chair of Investment and Innovation, Financial University under the Government of the Russian Federation (Leningradskij av., 49, Moscow, Russia, 125993; [email protected])
PROBLEMS OF ATTRACTING INVESTMENTS IN THE ECONOMY OF KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC
Abstract. The paper shows interdependence of the objects of investments and the methods of investment. The essence and necessity of estimation of the investment appeal of the region are considered. Using the data of social and economic development of Kabardino-Balkaria the author judges upon the level of the republican investment appeal. The author attempts to define the factors that influence on the investment activity in Kabardino-Balkaria and suggests some recommendations about the effectiveness of investment policy.
Keywords: investment appeal, ranging, social and economic development, investment activity
1 http://www.zakonprost.ru/content/regional/19/47224