Научная статья на тему 'Институциональные факторы и условия обеспечения инвестиционной привлекательности регионов России'

Институциональные факторы и условия обеспечения инвестиционной привлекательности регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2940
627
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РИСК / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА / INVESTMENT POTENTIAL / INVESTMENT RISK / INSTITUTIONAL PROVIDING / FACTORS AND CONDITIONS OF INVESTMENT APPEAL OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ситнова Инна Алексеевна, Лисица Александр Владимирович

Проанализированы и сопоставлены различные методики оценки инвестиционной привлекательности. На основе их применения исследованы институциональные факторы и условия формирования инвестиционной привлекательности регионов России и предложены направления совершенствования институционального обеспечения данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL FACTORS AND USLOVIYAOBESPECHENIYA OF INVESTMENT APPEAL OF REGIONS OF RUSSIA

In article are analyzed and compared techniques of an assessment of investment appeal. On the basis of their application institutional factors and conditions of formation of investment appeal of regions of Russia are investigated, and also the directions of improvement of institutional ensuring this process are offered.

Текст научной работы на тему «Институциональные факторы и условия обеспечения инвестиционной привлекательности регионов России»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 5 (334).

Экономика. Вып. 43. С. 74-86.

И. А. Ситнова, А. В. Лисица

институциональные факторы и условия обеспечения инвестиционной привлекательности

РЕГИОНОВ РОССИИ

Проанализированы и сопоставлены различные методики оценки инвестиционной привлекательности. На основе их применения исследованы институциональные факторы и условия формирования инвестиционной привлекательности регионов России и предложены направления совершенствования институционального обеспечения данного процесса.

Ключевые слова: инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, институциональное обеспечение, факторы и условия инвестиционной привлекательности региона.

Важнейшим условием устойчивого функционирования и стабильного развития региона в современных условиях становится реализация его социально-экономического потенциала на основе совершенствования механизмов ресурсного обеспечения. Одним из основных элементов данного процесса является инвестиционная составляющая, включающая, в том числе, формирование благоприятной инвестиционной среды, уровень привлекательности которой способствует активизации хозяйствующих субъектов, рассчитывающих на получение длительного социально-экономического эффекта, и становится определяющим показателем для осуществления предпринимательской и/или иной полезной деятельности на территории региона.

Анализ динамики результатов оценки инвестиционной привлекательности регионов России позволяет определить текущую ситуацию в сфере инвестиционного обеспечения хозяйственной деятельности, выявить проблемы и закономерности, характерные для различных регионов России на современном этапе развития, обозначить возможные направления корректировки региональных программ инвестирования.

Существует ряд методик оценки инвестиционной привлекательности, каждая из которых в разной степени отражает благоприятность условий осуществления инвестиционной деятельности и диагностирует наличие ряда факторов, способствующих или препятствующих данному процессу.

К числу наиболее доступных и распространенных форм представления результатов оценки инвестиционной привлекательности можно отнести рейтинги, поскольку, будучи компактными и простыми в построении, данные инструменты сравнительного анализа являются достаточно понятными и информативными. Объекты анализа

(в нашем случае — регионы) ранжируются по различным критериям с целью сопоставления в единой системе представлений итоговых результатов и систематизации соотношения объектов по выбранным направлениям исследований.

Методики рейтинговой оценки условно можно разделить на три группы:

1) основанные на применении экспертных балльных оценок (методика Гарвардской школы бизнеса, методика журнала «Еиготопеу», методика присвоения кредитного рейтинга и др.);

2) основанные на применении статистических балльных оценок (методика «Эксперт РА», методика экономического департамента Банка Австрии, методика «Инвестиционной газеты», методики К. Гусевой и И. Бланка и др.);

3) основанные на применении интегрального показателя, включающего различные частные показатели инвестиционной привлекательности (методика экономического департамента Банка Австрии, методика «Эксперт РА» и др.) [5].

Необходимо отметить, что каждой из перечисленных групп методик присуща некоторая методологическая ограниченность. Так, экспертные балльные оценки в подавляющем большинстве случаев являются субъективными и, как правило, нивелируют реальный разброс показателей инвестиционной привлекательности исследуемых территорий в силу влияния человеческого фактора (личное предпочтение) и инстинктивного отторжения экспертами крайних (как положительных, так и отрицательных) оценок. Статистические балльные оценки могут также содержать значительную погрешность, поскольку изначально ограничены применяемыми интервалами разделения данных или заранее заданным диапазоном балльных оценок. Кроме того, ряд признаков инвестиционной привлекательности региона не может быть оценен статистическими методами:

географическое положение относительно выхода на внешние рынки, политическая стабильность и т. д. Интегральные показатели, широко применяемые сегодня в целях сравнительного анализа, также методологически несовершенны. Сопоставление регионов относительно друг друга по одному или совокупности признаков показывает, насколько один регион превосходит другой (другие) по данному критерию. Однако без должного внимания остаются прочие частные показатели инвестиционной привлекательности, что может быть немаловажным в определении приоритетов вложения средств для потенциальных инвесторов. Тем не менее, именно рейтинги позволяют оценить реальное соотношение инвестиционной привлекательности регионов и определить возможные направления совершенствования региональной и национальной инвестиционной политики.

Для целей нашего исследования особый интерес представляют критерии, отражающие институциональные факторы и условия, по которым осуществляется ранжирование регионов, поскольку именно их соотношением определяется инвестиционная привлекательность как отдельных регионов, так и страны в целом.

Так, согласно методике Гарвардской школы бизнеса [7], ранжирование регионов может быть проведено на основе оценки следующих показателей: законодательных условий для иностранных и национальных инвесторов; политической ситуации в стране или регионе; возможности использования национального (регионального) капитала в инвестиционных целях; возможности свободного вывоза инвестиционного капитала; уровня инфляции. Данный набор критериев достаточно узок и связан в основном с оценкой рисков инвестиционной деятельности в стране или регионе. Тем не менее, данная методика считается одной из первых успешных попыток оценки инвестиционной привлекательности, ее инструментарий со временем был развит и усовершенствован.

Методика журнала «Еиго топеу» [6] включает девять групп критериев, с помощью которых оцениваются: эффективность экономики, уровень политического риска, наличие и состояние задолженности страны или региона, способность или неспособность обслуживать внешний и внутренний долг, кредитоспособность страны или региона, доступность банковских кредитов, краткосрочного финансирования,

долгосрочного ссудного кредитования на инвестиционные цели. Данная методика также является узкоспециальной, направленной в основном на оценку финансовой устойчивости страны или региона.

Методика Экономического департамента Банка Австрии основана на исследовании риска вложения капитала в различные регионы с учетом экономической, политической и социальной ситуации. То есть в данной методике заложен механизм анализа не только инвестиционного риска, но и инвестиционного климата региона как совокупности благоприятных (или неблагоприятных) факторов [4]. На основе применения данной методики Экономическим департаментом Банка Австрии был подготовлен материал «Regwnal Risk Rating in Russia», включающий генеральный рейтинг страны (расчет оценок групп риска показателей с учетом их веса) и рейтинг отдельных регионов с учетом степени благоприятности условий осуществления инвестиционной деятельности.

Недостатком вышеназванных методик является неоднозначность трактовок различными исследовательскими коллективами понятия «инвестиционная привлекательность», что повлекло за собой разнородность применяемых оценочных систем и разночтение полученных результатов, ограниченность набора учитываемых показателей, эпизодичность проведения исследований и некоторую предвзятость учета российского опыта реформирования экономики. Тем не менее, рейтинговые исследования российских регионов, проводимые зарубежными исследовательскими группами, положили начало систематическим исследованиям проблем социально-экономического развития регионов.

Российские методики также отличаются разнообразием исследуемых предметных областей и набором критериев оценки. Так, методика «Инвестиционной газеты» основана на анализе совокупности показателей, отражающих инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. При этом анализируются финансовый, политический, экономический и законодательный риски. Потенциал включает трудовые ресурсы, уровень развития производства и инфраструктуры в стране или регионе, инновационный, институциональный и финансовый потенциал территории. Данная методика была взята за основу и получила дальнейшее развитие в широко применяемой сегодня системе оценки инвестиционной

привлекательности регионов рейтингового агентства «Эксперт РА».

Методика К. Гусевой базируется на учете различий «стартовых условий» вхождения регионов в рынок и включает, помимо оценки традиционных факторов, определяющих инвестиционные процессы, факторы рыночного реформирования системы региональных экономических отношений [5]. Принципиальной особенностью методики является возможность оценки реакции регионов на рыночные преобразования с помощью такого показателя, как «степень адаптации регионов к новым условиям». При этом «положительная рыночная реакция означает активное формирование предпосылок для оздоровления инвестиционного климата, отрицательная — подавление инвестиционных мотиваций» [2].

Методика И. А. Бланка основана на сопоставлении ряда наиболее важных показателей социально-экономического развития региона: уровня общеэкономического развития, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, демографической характеристики, уровня развития рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры, степени безопасности осуществления инвестиционной деятельности [1].

Методики, связанные с оценкой инвестиционной привлекательности муниципальных образований, применимы для анализа текущего состояния социально-экономического развития муниципальных территорий, эффективности формирования и использования местных бюджетов, качества администрирования в муниципальном образовании, успешности управления муниципальным долгом и иными долговыми обязательствами местных органов власти [2].

Одной из наиболее комплексных и адекватно отражающих ситуацию в российской экономике методик оценки инвестиционной привлекательности регионов является интегральная оценка рейтингового агентства «Эксперт РА», согласно которой инвестиционная привлекательность регионов может быть оценена по состоянию и динамике двух комплексных показателей, интегрирующих в себе все вышеперечисленные институциональные факторы и условия,— инвестиционного риска и инвестиционного потенциала. При этом инвестиционный риск регионов рассчитывается по социальной, экономической, финансовой, криминальной, экологической, управленческой составляющим. Инвестиционный потенциал включает трудовой, потребительский, производственный,

финансовый, институциональный, инновационный, инфраструктурный, природно-ресурсный, туристический потенциалы. Необходимо отметить, что данная методика разработана с учетом отечественного и зарубежного опыта сопоставительного анализа инвестиционной привлекательности различных стран и регионов.

Инвестиционный риск — показатель, отражающий вероятность потерь, связанных с недополучением (снижением) дохода и/или утратой капитала вследствие неопределенности условий осуществления инвестиционной деятельности.

Совокупный инвестиционный риск регионов за 2012 г., рассчитанный согласно методике рейтингового агентства «Эксперт РА», представлен в табл. 1*.

Ранг региона по каждому виду риска рассчитывается по значению индекса — относительному отклонению от среднероссийского уровня риска, принимаемого за единицу. Интегральный индекс инвестиционного риска каждого региона рассчитывается как средневзвешенная сумма частных инвестиционных рисков данного региона. Значение ранга «1» по инвестиционному риску получает регион, имеющий наименьший риск.

Как видно из таблицы, для регионов с наименьшим уровнем риска характерны: благоприятное географическое положение (как правило, регионы расположены в центральной части России), развитая инженерно-транспортная инфраструктура и/или высокая обеспеченность природными ресурсами (Москва, Санкт-Петербург, близлежащие области — традиционные лидеры по созданию благоприятных условий для инвестиций в бизнес; республики Татарстан, Башкортостан, Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) — Югра — регионы, экономика которых в значительной степени зависит от эффективности работы предприятий по добыче и переработке минерально-сырьевых ресурсов).

Однако низкий инвестиционный риск не всегда означает высокий инвестиционный потенциал. Так, Липецкая область, находящаяся на третьем месте по инвестиционному риску (причем второй год подряд), по инвестиционному потенциалу имеет ранг 42, Тамбовская область (шестое место по инвестиционному риску) — ранг 56, Москва (десятое место по инвестиционному риску) — ранг 1 и т. д.

* В таблице приведены данные по регионам, вошедшим в первую десятку, а также регионы-лидеры по отдельным составляющим инвестиционного риска.

Таблица 1

Инвестиционный риск российских регионов в 2012 году

Ранг риска Ранг составляющей риска

2012 2011 Регион Индекс риска социальный экономический финансовый криминальный экологический управленческий

1 2 Белгородская область 0,164 4 7 15 и 5 28

2 1 Краснодарский край 0,169 14 3 19 16 10 7

3 3 Липецкая область 0,173 3 12 14 12 30 16

4 5 Санкт-Петербург 0,178 2 15 2 41 45 29

5 4 Московская область 0,181 5 5 12 59 24 27

6 10 Тамбовская область 0,190 6 23 38 38 6 3

7 9 Республика Татарстан 0,191 19 2 39 15 34 12

8 7 Ленинградская область 0,192 8 13 4 51 46 19

9 23 Воронежская область 0,193 24 26 17 13 12 8

10 11 Москва 0,199 1 25 6 4 32 68

11 8 Калужская область 0,202 20 16 30 62 25 1

14 12 Республика Башкортостан 0,234 67 1 8 53 39 42

24 24 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 0,255 40 24 1 64 73 43

33 42 Калининградская область 0,268 72 40 59 19 1 5

35 44 Хабаровский край 0,271 39 29 43 1 67 58

Источник: данные рейтингового агентства «Эксперт РА». Цифры в таблице означают место, занимаемое регионом по инвестиционному риску (первое место — минимальный риск).

Проанализируем составляющие инвестиционного риска.

Экономический риск характеризует основные тенденции в экономическом развитии страны (региона). Как явление экономический риск — это совокупность факторов, способствующих или препятствующих осуществлению экономической деятельности. Как процесс — вероятность потерь, связанных с осуществлением экономической деятельности.

По совокупности всех экономических факторов в контексте минимизации их негативного влияния регионами-лидерами являются республики Башкортостан (1)* и Татарстан (2), Краснодарский край (3), Ростовская (4) и Московская (5) области.

Регионы-лидеры характеризуются положительной динамикой показателей регионального экономического развития, налаженными связями с регионами-контрагентами, что подтверждается уже заключенными и находящимися на стадии согласования двух- и многосторонними

* Здесь и далее в скобках указано место региона в соответствующем рейтинге.

договорами о сотрудничестве в различных сферах жизнедеятельности, ростом объемов инвестиций как в средние и крупные предприятия, так и в малый бизнес.

В последнюю десятку по данному виду риска вошли регионы Дальнего Востока и Южного федерального округа, Республика Карелия, Курганская и Костромская области.

Финансовый риск отражает вероятность потерь, связанных с неустойчивостью системы финансового обеспечения инвестиционной деятельности. Как правило, величина финансового риска зависит от уровня инфляции в регионе, степени прозрачности финансовых потоков, в том числе бюджетных, развитости финансовой инфраструктуры, стабильности национальной валюты, ее позиции относительно валютной корзины. Регионами, в которых созданы наиболее благоприятные финансовые условия для осуществления инвестиционной деятельности, являются ХМАО — Югра (1), Санкт-Петербург (2), ЯмалоНенецкий автономный округ (3), Ленинградская

(4), Иркутская (5) области. Финансово рискованные регионы: республики Дагестан (79), Тыва (81),

Ингушетия (82), Северная Осетия — Алания (80), Чеченская Республика (83).

Социальный риск характеризует вероятность потерь инвестора, обусловленных уровнем социальной напряженности в регионе, который определяется уровнем жизни и социальным благополучием населения, насыщенностью региона социальными и культурными объектами, степенью реализации государственных и региональных социальных программ (образование, здравоохранение, социальная инфраструктура). Стабильно в данном рейтинге лидируют Москва (1) и Санкт-Петербург (2), Липецкая (3), Белгородская (4) и Московская (5) области. Социально неблагополучная ситуация в республиках Тыва (83), Калмыкия (82), Бурятия (80), Марий Эл (82), Алтай (78), Чувашия (81).

Экологический риск отражает вероятность потерь, связанных с уровнем загрязнения окружающей среды (загрязнение отходами производства, радиационный фон), эффективностью работы региональных институтов мониторинга окружающей среды, соблюдением промышленными предприятиями экологических стандартов. Характерным является то, что регионы — лидеры по экономическому развитию являются не вполне благополучными по критериям «экологической чистоты» и эффективности реализации мер по сбережению окружающей среды, хотя и не входят в лидирующую пятерку. Так, наиболее «загрязненными» являются Республика Саха (Якутия) (79), Ненецкий автономный округ (80), Магаданская область (81), Чукотский автономный округ (82), Ямало-Ненецкий автономный округ (83). Первые пять мест в экологическом рейтинге занимают Калининградская (1), Курская (2), Белгородская (5) области, республики Адыгея (3), Мордовия (4).

Криминальный риск характеризует вероятность ухудшения ситуации в регионе вследствие высокого уровня экономической преступности с учетом тяжести преступлений, а также совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Наиболее благоприятная ситуация — в Хабаровском крае (1), Пензенской (2), Ростовской (3), Ярославской (5) областях и Москве (4). Сложная криминогенная ситуация — в республиках Дагестан (83), Ингушетия (80), Чечне (82), Тюменской области (79) и Камчатском крае (81).

Управленческий риск отражает насыщенность и полноту существующей системы власти,

эффективность деятельности органов управления, их легитимность и полноту реализации полномочий. Результаты оценки агентством «Эксперт РА» данного показателя следующие: регионы лидеры — Калужская (1), Сахалинская (2), Тамбовская (3) области, Республика Саха (Якутия) (4), Калининградская область (5). Наиболее неблагоприятная ситуация в плане организации системы управления регионом сложилась в республиках Северная Осетия — Алания (80), Тыва (81), Ингушетия (82), Карачаево-Черкесии (79) и в Чукотском автономном округе (83).

Необходимо отметить, что практически по всем составляющим инвестиционного риска рейтинги регионов являются стабильными по составу как лидеров, так и аутсайдеров. Такая ситуация отражает сложившиеся на постсоветском пространстве тенденции, характеризующиеся интенсивной эксплуатацией природных ресурсов, использованием существующей инфраструктуры, преобладанием нерыночных методов обеспечения региональных бюджетов и неэффективной системы регулирования финансовых потоков при обеспечении инвестиционной деятельности в большинстве регионов, нецелостностью механизмов реализации большинства федеральных программ. Опасение вызывает устойчивая стабильность «нижней части» рейтинга. По всем видам рисков в состав неблагополучных регионов чаще всего входят республики Северного Кавказа и Центральной Сибири, регионы Дальнего Востока.

Наряду с инвестиционным риском не менее значимой характеристикой инвестиционной привлекательности регионов является инвестиционный потенциал, представляющий собой совокупность возможностей развития региона и отражающий степень его готовности к приему инвестиций с предоставлением соответствующих гарантий для инвестора. Совокупный инвестиционный потенциал регионов за 2012 г., рассчитанный по методике рейтингового агентства «Эксперт РА», представлен в табл. 2*.

Первое место по инвестиционному потенциалу занимает Москва, что обеспечивается ее статусом национального бизнес-центра (более 80 % активов банковской системы и более 90 % фондовых активов сосредоточено в столице). В число экономически сильных регионов

* В таблице приведены данные по регионам, вошедшим в первую двадцатку.

входят Санкт-Петербург и Московская область с большой долей предприятий машиностроения и высоких технологий, развитой наукой и культурой, Свердловская, Нижегородская области, Республика Татарстан, Красноярский край с диверсифицированными и конкурентоспособными промышленностью, наукой и образованием. Не входят в число лидеров субъекты с высокой концентрацией предприятий военно-промышленного комплекса, финансирование которых в советское время осуществлялось за счет бюджетных ассигнований.

Характерной особенностью рейтинга инвестиционного потенциала является его относительная стабильность во времени и наличие явных регио-нов-лидеров. Девятнадцать регионов из двадцати, находящихся на первых позициях рейтинга, сохранили свои позиции по сравнению с прошлым периодом (колебание составило ±1 балл). Данная

ситуация отражает реальное малодинамичное положение дел в инвестиционном пространстве страны. Типичной как для регионов-доноров, так и для регионов-реципиентов становится эксплуатация ранее созданных институциональных условий для осуществления хозяйственной деятельности.

Кардинально меняющей ситуацию в регионе должна стать реализация крупнейших инвестиционных проектов: саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Приморском крае, зимней 0лимпиады-2014 — в Краснодарском крае, Унивесиады-2013 — в Республике Татарстан, саммита Шанхайской организации сотрудничества и стран БРИКС — в Республике Башкортостан.

Однако данные проекты могут улучшить лишь инфраструктурную и туристическую составляющие инвестиционного потенциала, что не в полной мере решает все проблемы регионов

Таблица 2

Инвестиционный потенциал российских регионов в 2012 году

Ранг потенциала Регион Доля в общем потенциале страны Ранг составляющей потенциала

2011 2012 трудовой потребительский производственный финансовый ы н ь л а н о « ц ут и т с н и инновационный й ы н р у утк & т с а р ф н и природно -ресурсный туристический

1 1 Москва 14,832 1 1 1 1 1 1 1 82 1

2 2 Московская область 6,249 2 2 2 2 3 2 3 49 3

3 3 Санкт-Петербург 5,434 3 3 3 3 2 3 2 83 4

4 5 Свердловская область 2,723 8 4 5 5 7 7 46 13 5

5 4 Краснодарский край 2,654 4 5 7 7 4 19 5 26 2

6 7 Республика Татарстан 2,521 5 7 6 6 5 5 15 40 6

7 6 Красноярский край 2,462 14 14 15 8 14 18 74 1 9

8 13 Нижегородская область 1,969 10 11 13 13 10 4 30 56 12

9 8 Самарская область 1,930 7 9 12 10 9 11 16 47 16

10 9 Республика Башкортостан 1,929 11 6 9 9 12 15 45 22 7

11 10 Ростовская область 1,914 6 8 14 15 6 17 20 33 15

12 12 Челябинская область 1,907 9 10 10 14 11 9 29 27 10

13 13 Пермский край 1,904 19 13 7 11 15 12 62 6 11

14 14 ХМАО — Югра 1,730 24 20 4 4 39 45 71 8 59

15 15 Кемеровская область 1,701 18 16 11 13 24 28 51 5 29

16 16 Новосибирская область 1,628 12 15 21 18 8 6 47 39 32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 17 Белгородская область 1,417 29 29 22 19 26 36 10 4 39

18 18 Иркутская область 1,382 20 21 19 16 20 31 76 7 13

19 20 Республика Саха (Якутия) 1,200 52 45 39 34 53 35 81 2 68

20 22 Приморский край 1,154 21 27 25 31 21 23 43 19 8

Источник: данные рейтингового агентства «Эксперт РА».

в части обеспечения привлекательности их для инвесторов. Необходимы долгосрочные стратегические инициативы, вложения в реализацию которых будут эффективны для всех участников инвестиционного процесса в регионе.

Рассмотрим составляющие инновационного потенциала российских регионов.

Трудовой потенциал включает уровень и качество человеческого капитала, образовательный уровень населения, степень обеспеченности предприятий и организаций высококвалифицированной рабочей силой, стабильность ситуации на региональных рынках труда (положительные тенденции: спрос и предложение на рынке труда уравновешены, структура экономики формируется с учетом отраслевой специфики и демографических процессов, уровень безработицы находится в пределах естественного; отрицательные тенденции: значительные диспропорции спроса и предложения, интенсивная (постоянная и временная) трудовая миграция за пределы региона, высокий уровень безработицы).

Условия «наибольшего благоприятствования» для реализации трудового потенциала созданы в центральных регионах России. Лидером, как во всех прочих составляющих инвестиционного потенциала, является Москва (1). Московская область занимает 2-е место, Санкт-Петербург — 3-е, Краснодарский край — 4-е, Республика Татарстан — 5-е. Замыкают рейтинг трудового потенциала регионов Магаданская область (79), Республика Алтай (80), Еврейская автономная область (81), Чукотский автономный округ (82), Ненецкий автономный округ (83).

Потребительский потенциал представляет собой совокупную характеристику, отражающую покупательную способность населения, объем приобретения товаров длительного пользования, размер и структуру средней по региону потребительской корзины. Лидируют Москва (1) и Санкт-Петербург (3), Московская (2) и Свердловская (4) области, Краснодарский край (5), республики Башкортостан (6) и Татарстан (7). Отстают в плане потребительской способности населения Республики Алтай (79) и Калмыкия (81), Еврейская автономная область (80), Ненецкий автономный округ (82), Чукотский автономный округ (83).

Производственный потенциал включает валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный продукт (ВРП), объем производства промышленности региона, структуру производства основных видов продукции на душу

населения, обеспеченность различными видами энергии, емкость рынка продукции, наличие и эффективность выхода производителей на международный уровень, конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках. Лидируют в данном рейтинге регионы, которые являются лидерами и по потребительскому потенциалу: Москва (1) и Санкт-Петербург (3), Московская (2) и Свердловская (4) области, Краснодарский край (5), республики Башкортостан (5) и Татарстан (6). Низкий производственный потенциал характерен для Еврейской автономной области (79), республик Алтай (80), Калмыкия (81), Тыва (82), Ингушетия (83).

Финансовый потенциал отражает сбалансированность регионального и местного бюджетов, устойчивость финансовой системы, уровень инфляции и его динамику, наличие и объемы золотовалютных резервов страны и прогнозы относительно их изменения, объем чистого экспорта, насыщенность региональных финансовых потоков, объем налоговой базы, прибыльность отраслей экономики. Лидируют Москва (1), Московская область (2), Санкт-Петербург (3), ХМАО — Югра (4), Свердловская область (5). Замыкают рейтинг регионов по финансовому потенциалу республики Тыва (79), Алтай (80), Калмыкия (81), Еврейская автономная область (82), Ненецкий автономный округ (83).

Институциональный потенциал отражает способность региона выполнять свои функции, степень развития институтов рыночной экономики, степень легитимности институтов. Данная составляющая инновационного потенциала характеризует насыщенность институциональной среды осуществления инвестиционной деятельности внутренними и внешними инвесторами. Среди ре-гионов-лидеров Москва (1) и Санкт-Петербург (2), Московская область (3), Краснодарский край (4), Республика Татарстан (5). Аутсайдерами являются Магаданская область (79), республики Ингушетия (80) и Тыва (81), Чукотский (82) и Ненецкий (83) автономные округа.

Инновационный потенциал отражает степень благоприятности условий для активного воспроизводственного процесса создания инноваций путем развития человеческого и интеллектуального потенциала, аккумулирования на приоритетных направлениях развития основного капитала и фондов, рациональной эксплуатации природного потенциала на основе интеграции всех

необходимых ресурсов: знаний, инноваций, финансовых средств, материальных запасов и человеческого капитала. Инновационный потенциал включает задел собственных и приобретенных научно-технических разработок и изобретений; информационное обеспечение хозяйственной деятельности; кадровый потенциал; инфраструктурное обеспечение фундаментальных и прикладных исследований, отраслевую и фундаментальную науку. Лидируют в данном рейтинге Москва (1) и Санкт-Петербург (3), Московская (2) и Нижегородская (4) области, Республика Татарстан (5). Замыкают рейтинг республики Калмыкия (79), Алтай (80), Хакассия (81), Ингушетия (82), Чукотский автономный округ (83).

Инфраструктурный потенциал характеризует экономико-географическое положение региона и его инфраструктурную обеспеченность: качество коммуникаций и транспортных магистралей, наличие нефте- и газопроводов, надежную связь, удобство и функциональность логистических центров, насыщенность территории региона сервисными и ремонтными организациями. Наиболее благоприятные инфраструктурные условия созданы в Москве (1) и Санкт-Петербурге (2), Московской (3) и Калининградской (4) областях, Краснодарском крае

(5). Неблагоприятными в данном плане являются республики Алтай (79), Саха (Якутия) (81), Тыва (82), Томская область (80), Ненецкий автономный округ (83).

Природно-ресурсный потенциал отражает обеспеченность экономики природными ресурсами: наличие и объемы запасов природных ресурсов, степень их разработки и вовлечения в промышленный оборот; природно-климатические факторы и условия. Наиболее благоприятная ситуация сложилась в Красноярском крае (1), Республике Саха (Якутия) (2), Ямало-Ненецком автономном округе (3), Белгородской (4) и Кемеровской (5) областях. Незначительная обеспеченность природными ресурсами (или их отсутствие) характерны для Ивановской области (79), республик Адыгея (80) и Ингушетия (81), Москвы (82) и Санкт-Петербурга (83).

Туристический потенциал отражает возможности региона по созданию и предоставлению туристических услуг: наличие объектов для водного, горного, сельского, культурного, экстремального туризма, исторических и культурных памятников; условия размещения; уровень обслуживания;

рекреационный потенциал территории. В несколько лучшем положении находятся Москва (1), Краснодарский край (2), Московская область (3), Санкт-Петербург (4), Свердловская область (5). Наименьший ранг по данному потенциалу имеют Магаданская область (79), Республика Калмыкия (80), Еврейская автономная область (81), Чеченская Республика (82), Ненецкий автономный округ (83).

Сгруппируем все вышеперечисленные факторы и условия инвестиционной привлекательности регионов по их институциональной принадлежности (рис. 1).

Нормативно-правовые: совершенство законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность и создание соответствующих благоприятных нормативно-правовых условий для отечественных и иностранных инвесторов; степень соответствия национального законодательства международным нормативно-правовым актам, регулирующим отношения, складывающиеся в процессе осуществления инвестиционной деятельности; уровень разработанности регионального нормативно-правового обеспечения инвестиционной деятельности; наличие и полнота гарантий соблюдения прав отечественных и иностранных инвесторов.

Политические: политическая ситуация в стране или регионе; политическая стабильность; соблюдение прав и свобод граждан; уровень политического риска; степень и формы участия государства в инвестиционных процессах; предсказуемость мер государственного регулирования инвестиционной деятельности и реализации государственной инвестиционной политики; полнота и легитимность политических институтов в стране и регионе, их эффективность и значимость для населения.

Организационные: состояние и уровень развития рыночной инфраструктуры и рыночных отношений; наличие условий для развития внешнеэкономической торговли; степень безопасности осуществления инвестиционной деятельности; структура и масштабы институциональных преобразований в стране (регионе); благоприятные административные условия, полнота и адекватность современным требованиям организационного обеспечения инвестиционной деятельности в стране (регионе); наличие каналов свободного перемещения инвестиционного капитала.

Кредитно-валютные: состояние и стабильность валютных институтов; текущее и прогнозное

Финансовое (в том числе бюджетное) обеспечение инвестиционной деятельности

Состояние и стабильность валютных институтов

1. Факторы и условия ресурсного обеспечения

Промышленная структура экономики, в том числе наличие крупных промышленных комплексов

Наличие и объемы запасов природных ресурсов

Уровень развития промышленной инфраструктуры

Кредитно-финансовая политика банковских и небанковских институтов

Эффективность использования промышленного капитала

Степень вовлечения природных ресурсов в промышленный оборот и оборот услуг

Степень зависимости экономики от природных ресурсов

2. Нормативно-правовые факторы и условия

Совершенство

инвестиционного

законодательства

Соответствие инвестиционного законодательства международным нормам

Наличие и полнота гарантий соблюдения прав инвесторов

О

О

Макроэкономические

факторы

Инвестиционная

привлекательность

региона

Факторы регионального и муниципального уровней

О!

3. Организационные факторы

Уровень развития рыночной инфраструктуры

Уровень развития рыночных отношений

Благоприятные административные условия

Экономическая и социальная безопасность

Структура и масштабы институциональных преобразований

Факторы и условия развития науки и техники (научноисследовательские и научнотехнические, инновационные факторы и условия)

4. Факторы и условия развития общества

Политические факторы и условия

Экологические факторы и условия

г

Факторы и условия развития человеческого капитала: медицина, образование, культура

ч_

Рис. 1. Факторы и условия инвестиционной привлекательности регионов

состояние национальной валюты; устойчивость национальной валюты к конъюнктурным колебаниям на валютных рынках; внешняя и внутренняя задолженность; способность (неспособность) обслуживать внешний и внутренний государственный (региональный) долг; кредитоспособность страны (региона); доступность банковского кредитования, краткосрочного финансирования, долгосрочного ссудного капитала; степень участия субъектов экономических отношений в кредитно-валютных операциях.

Макроэкономические: эффективность экономики; тип экономической системы; объем ВВП (ВРП); структура экономики; уровень инфляции; степень контроля над ключевыми секторами экономики; международный статус страны

(региона); близость страны (региона) к мировым экономическим центрам; изменения и их динамика в торговом балансе; уровень развития меж-бюджетных отношений; качество налогового законодательства; качество управления бюджетами всех уровней; качество администрирования на всех уровнях власти.

Социальные: структура и качество трудовых ресурсов; общая демографическая ситуация в стране (регионе); наличие и развитость социальной инфраструктуры в стране и регионе; разработанные и реализуемые социальные программы (образование, здравоохранение, государственная поддержка малообеспеченных слоев населения, людей с ограниченными возможностями и пр.), факторы и условия развития человеческого капитала.

Капитальные: наличие промышленных комплексов национального и регионального уровня; уровень развития промышленной инфраструктуры; возможность использования национального и регионального капитала; возможность свободного вывоза инвестиционного капитала за пределы страны и региона; эффективность использования капитала (прирост отдачи на единицу капитала); эффективность инвестирования в капитал (прирост отдачи на единицу инвестиционных вложений).

Природно-ресурсные: обеспеченность и прогнозируемые запасы природных ресурсов; степень их вовлечения в промышленный оборот; масштабы геологической разведки и добычи полезных ископаемых; прогнозируемые объемы добычи и переработки полезных ископаемых; степень зависимость экономики страны и региона от наличия и использования природных ресурсов;

природно-климатические факторы и условия; привлекательность природных ресурсов для туристов; уровень развития туристских услуг.

Научно-технические (инновационные): производственно-технологический и инновационный потенциал; наличие и уровень развития научнообразовательной инфраструктуры; реализация приоритетных инновационных проектов на территории региона; инновационные формы привлечения и использования инвестиций.

Экологические: охрана окружающей среды; сохранение биоразнообразия; формирование экологически устойчивых и безопасных агро- и промышленных систем; производство экологически чистой продукции.

В результате совокупного воздействия всех перечисленных институциональных факторов формируется инвестиционная привлекательность региона (рис. 2).

Инвестиционные риски региона

Институциональные

факторы

инвестиционной

привлекательности

Макро-и мезоэкономичевские факторы

Факторы

регионального

развития

Нормативно-

правовые

факторы

Организационные

факторы

Социально-

экологические

факторы

Инновационные

факторы

Инвестиционный

потенциал

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА

г---------

Инвесторы

Посредники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реципиенты

Органы власти

Рис. 2. Взаимодействие рисков, потенциала и факторов инвестиционной привлекательности

Институциональные факторы инвестиционной привлекательности увязываются в единую систему взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности, основными из которых являются инвесторы, инвестиционные посредники, получатели (реципиенты) инвестиций, государственные, региональные и муниципальные органы управления. Сдругой стороны, каждый из субъектов экономики в ходе осуществления инвестиционной деятельности вырабатывает свою линию поведения, оформляя ее соответствующими проектными и распорядительными документами, формируя собственные и привлекая внешние источники инвестирования.

Сопоставление институциональных факторов и условий инвестиционной привлекательности,

а также результатов их влияния на инвестиционную привлекательность регионов позволяет смоделировать прогнозную структуру ресурсного обеспечения формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе (рис. 3).

Нормативно-правовое обеспечение играет важную роль в увеличении возможностей регионов в плане привлечения инвестиционных ресурсов, поскольку обеспечивает реализацию интересов и гарантирует соблюдение прав и обязанностей всех субъектов инвестиционной деятельности на территории. Дальнейшее его совершенствование должно быть направлено на создание нормативно-правового поля, соответствующего, с одной стороны, интересам субъектов

Федеральный и региональный бюджеты

Ресурсное обеспечение

Внебюджетные фонды регионального развития

Материально-техническая база регионального развития

Земельные ресурсы и прочие объекты недвижимости

Объекты социальной инфраструктуры региона

Информационные

ресурсы

Банковские и небанковские учреждения - участники инвестиционной

Объекты инженерной инфраструктуры региона

Трудовые ресурсы

Нормативно-правовое и методическое обеспечение

О

о

Макроэкономические

факторы

Инвестиционная

привлекательность

региона

Органы местного самоуправления муниципальных территорий и городских округов

о

о

Организационное обеспечение

Организационные институты

Консультационные

институты

Институт кадрового обеспечения

Коммуникационные институты, СМИ

С

Общеэкономические

условия

Политические условия

Рыночные условия

Этнографические условия

Обеспечение развития общества

Социокультурные условия

Экологические условия

Природно-климатические

условия

Научно-технологические

условия

Условия взаимодействия субъектов сельской экономики м органов власти

Условия государственного регулирования и управления

Рис. 3. Институциональное обеспечение инвестиционной привлекательности региона

социально-экономических отношений, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории региона, с другой — требованиям международных нормативно-правовых актов, регулирующих стандарты взаимодействия участников инвестиционного процесса.

Методическое обеспечение способствует унификации процедур, сопутствующих организации и осуществлению инвестиционной деятельности, позволяет минимизировать затраты времени на оформление необходимой документации, оптимизирует систему отношений, возникающих в процессе взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности.

Организационное обеспечение инвестиционной деятельности на уровне регионов формирует институциональную среду эффективного взаимодействия экономических субъектов. Его совершенствование может быть осуществлено в следующих направлениях:

1) создание эффективного механизма привлечения и размещения инвестиций в приоритетных для региона и выгодных для инвесторов направлениях деятельности, отраслях народного хозяйства, промышленных комплексах и предприятиях: разработка реализация соответствующих региональных программ;

2) совершенствование организационно-регламентных процедур осуществления инвестиционной деятельности на территории региона: порядок регистрации предприятий (в том числе иностранных), осуществляющих инвестиционную деятельность на территории региона; лицензирование субъектов инвестиционной деятельности; создание специальных структур в органах власти субъектов РФ, непосредственно реализующих программы поддержки и привлечения инвестиций на территорию региона;

3) акцентирование внимания на социальноэкономическом развитии региона: определение приоритетных для инвестирования направлений развития региона, отраслей регионального хозяйства и предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории региона; разработка и принятие целевых инвестиционных программ по созданию импортозамещающих производств в регионе, повышению конкурентоспособности отдельных отраслей и объектов;

4) оптимизация механизмов бюджетного финансирования и обеспечения инвестиционной деятельности: прямое участие субъектов РФ и муниципальных образований в финансировании

инвестиционных проектов, реализуемых на территории региона и муниципального образования; предоставление инвестиционных кредитов на льготных условиях за счет средств региональных и местных бюджетов; выпуск региональных и муниципальных ценных бумаг; создание региональных целевых инвестиционных фондов; предоставление государственных гарантий субъектов РФ по обеспечению исполнения обязательств инвесторами; создание залогового фонда субъектов РФ;

5) разработка системы действенных льгот и привилегий участникам инвестиционной деятельности: предоставление и обеспечение гарантий прав инвестора; предоставление льгот и освобождений по налогам и сборам в части, зачисляемой в региональный и местный бюджеты, предоставление инвестиционных налоговых кредитов; решение вопросов ускоренной амортизации; создание льготных условий пользования землей; предоставление льготных ставок в части арендной платы за недвижимость, пользование недрами, природными ресурсами;

6) осуществление государственного контроля и защиты государственных интересов: мониторинг инвестиционной деятельности на территории региона; создание эффективного механизма защиты интересов регионов от незаконных действий инвесторов, связанных со злоупотреблением предоставленными правами, с недобросовестной конкуренцией и ограничительной деловой практикой; разработка механизма компенсации возможных социальных и экологических потерь.

Реализация данных мероприятий будет способствовать модернизации хозяйственной деятельности на территории региона, структурной перестройке региональной экономики, повышению конкурентоспособности перерабатывающих комплексов и производств, ускоренному развитию секторов «новой экономики», прежде всего инновационной и информационной отраслей, формированию нового технологического облика современного регионального хозяйства, всемерному содействие развитию территорий и населенных пунктов, их становлению как самостоятельных, самодостаточных и устойчиво развивающихся субъектов экономики, что в свою очередь будет способствовать активизации деятельности всех субъектов инвестиционного процесса в регионе и эффективному выходу региональной экономики на качественно новый уровень развития.

Список литературы

1. Бланк, И. А. Управление инвестициями предприятия / И. А. Бланк. Киев : Ника-Центр, 2003.

2. Гусева, К. Ранжирование регионов по степени благоприятности инвестиционного климата / К. Гусева // Вопр. экономики. 1996. № 6.

3. Марченко, Г. Кредитный рейтинг как механизм повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований / Г. Марченко, О. Мичульский // Новые рынки. 2002. № 6.

4. Оценка инвестиционного климата регионов России. Методика Экономического департа-

мента Банка Австрии // Директор (Новосибирск). 1997. № 15.

5. Панасейкина, В. С. Оценка инвести-

ционной привлекательности территориальных образований: основные концепции /

В. С. Панасейкина // Общество: политика, экономика, право. 2010. № 2.

6. Сафиуллин, А. Регион во главе угла / А. Сафиуллин // Экон. стратегии. 2009. № 8.

7. Rоbert, B. Stoubaugt №w to Analyze Fоreign Investment Climates / В. Rоbert // Harvard Bussiness Rev. 1999. Sept.— Okt.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.