Научная статья на тему 'Некоторые аспекты повышения эффективности налогового стимулирования инвестиционной деятельности в депрессивных республиках СКФО'

Некоторые аспекты повышения эффективности налогового стимулирования инвестиционной деятельности в депрессивных республиках СКФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / СПАД ПРОИЗВОДСТВА / ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕСПУБЛИКИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC CRISIS / DECLINE IN PRODUCTION / DEPRESSIVE REPUBLICS / INVESTMENT ACTIVITY / STATE REGULATION / TAX POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болгучева Р.Б., Мусаева Б.М.

Для эффективного госрегулирования социально-экономических процессов в любой стране задействуется блок различных механизмов (денежно-кредитный, бюджетный, налоговый, тарифно-денежный и др.), призванных для наращивания объемов инвестиций и обеспечения экономического роста. В соответствии с известными майскими указами Президента РФ необходимо было в течение ближайших лет увеличить нормы накопления основного капитала до 28% к 2018 г. Однако, этого не удалось достигнуть. По данным ФСГС РФ более 65% предприятий страны испытывают острую нехватку собственных средств. Трудно переоценить значимость этого фактора, ибо в сегодняшних реалиях в качестве источников собственных финансовых средств предприятий выступают, как правило, только чистая прибыль и амортизация. Надо отметить, что из 11 регионов по стране, имеющих отрицательный сальдированный финансовый результат, 5 регионов находятся в Северо-Кавказском федеральном округе. Понятно, что этот сальдированный отрицательный результат образуется от деятельности местных (региональных) предприятий. В этих условиях государство должно сосредоточить свои силы для создания соответствующих условий социально-экономического, институционального и иного характера, позволяющих активизировать приток инвестиций в депрессивные регионы. В сегодняшних реалиях это единственный путь существенного дополнения внутрирегиональных финансовых ресурсов. Надо отметить, что в структуре экономических условий наращивания инвестиционных процессов активную роль играет налоговая политика и в т.ч. эффективность используемого механизма налогового стимулирования инвестиционной деятельности предприятий. К этому также надо добавить обсуждаемую в печати неопределенность в понимании сути и структуры налоговой политики, методов мобилизации инвестиций в депрессивные регионы и др. Все вышеизложенное и предопределило выбор темы нашего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of improving the efficiency of tax incentives for investment activity in depressed republics of the North-Caucasian Federal District

For effective state regulation of socio-economic processes in any country, a block of various mechanisms (monetary, budget, tax, tariff-monetary, etc.) is used to increase investment and ensure economic growth. In accordance with the well-known May decrees of the President of the Russian Federation, it was necessary in the coming years to increase the rate of fixed capital formation to 28% by 2018. However, this was not achieved. According to the Federal State Statistics Service of the Russian Federation, more than 65% of the country's enterprises experience an acute shortage of their own funds. It is difficult to overestimate the importance of this factor, because in today's realities, as a rule, only net profit and depreciation act as sources of own financial resources of enterprises. It should be noted that out of 11 regions of the country with a negative balanced financial result, 5 regions are located in the North Caucasus Federal District. It is clear that this balanced negative result is formed from the activities of local (regional) enterprises. In these conditions, the state should concentrate its efforts to create appropriate conditions of a socio-economic, institutional and other nature, which would allow to intensify the influx of investments into depressed regions. In today's realities, this is the only way to significantly complement intra-regional financial resources. It should be noted that in the structure of economic conditions for building up investment processes, an active role is played by tax policy, including the effectiveness of the mechanism used for tax incentives for investment activities of enterprises. To this we must also add the uncertainty discussed in the press in understanding the essence and structure of tax policy, methods of mobilizing investments in depressed regions, etc. All of the above and predetermined the choice of the topic of our study.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты повышения эффективности налогового стимулирования инвестиционной деятельности в депрессивных республиках СКФО»

Р.Б. Болгучева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,

R.B. Bolgucheva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department "Taxes and Taxation", FSBElHE "Ingush State University";

Б.М. Мусаева - ассистент кафедры «Экономика предприятий» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

B.M. Musaeva - Assistant, Department of Business Economics, FSBEl of HE Chechen State University.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕПРЕССИВНЫХ РЕСПУБЛИКАХ СКФО SOME ASPECTS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF TAX INCENTIVES FOR INVESTMENT ACTIVITY IN THE DEPRESSED REPUBLICS OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Аннотация. Для эффективного госрегулирования социально-экономических процессов в любой стране задействуется блок различных механизмов (денежно-кредитный, бюджетный, налоговый, тарифно-денежный и др.), призванных для наращивания объемов инвестиций и обеспечения экономического роста. В соответствии с известными майскими указами Президента РФ необходимо было в течение ближайших лет увеличить нормы накопления основного капитала до 28% к 2018 г. Однако, этого не удалось достигнуть.

По данным ФСГС РФ более 65% предприятий страны испытывают острую нехватку собственных средств. Трудно переоценить значимость этого фактора, ибо в сегодняшних реалиях в качестве источников собственных финансовых средств предприятий выступают, как правило, только чистая прибыль и амортизация.

Надо отметить, что из 11 регионов по стране, имеющих отрицательный сальдированный финансовый результат, 5 регионов находятся в Северо-Кавказском федеральном округе. Понятно, что этот сальдированный отрицательный результат образуется от деятельности местных (региональных) предприятий.

В этих условиях государство должно сосредоточить свои силы для создания соответствующих условий социально-экономического, институционального и иного характера, позволяющих активизировать приток инвестиций в депрессивные регионы.

В сегодняшних реалиях это единственный путь существенного дополнения внутрирегиональных финансовых ресурсов. Надо отметить, что в структуре экономических условий наращивания инвестиционных процессов активную роль играет налоговая политика и в т.ч. эффективность используемого механизма налогового стимулирования инвестиционной деятельности предприятий. К этому также надо добавить обсуждаемую в печати неопределенность в понимании сути и структуры налоговой политики, методов мобилизации инвестиций в депрессивные регионы и др.

Все вышеизложенное и предопределило выбор темы нашего исследования.

Annotation. For effective state regulation of socio-economic processes in any country, a block of various mechanisms (monetary, budget, tax, tariff-monetary, etc.) is used to increase investment and ensure economic growth. In accordance with the well-known May decrees of the President of the Russian Federation, it was necessary in the coming years to increase the rate of fixed capital formation to 28% by 2018. However, this was not achieved.

According to the Federal State Statistics Service of the Russian Federation, more than 65% of the country's enterprises experience an acute shortage of their own funds. It is difficult to overestimate the importance of this factor, because in today's realities, as a rule, only net profit and depreciation act as sources of own financial resources of enterprises.

It should be noted that out of 11 regions of the country with a negative balanced financial result, 5 regions are located in the North Caucasus Federal District. It is clear that this balanced negative result is formed from the activities of local (regional) enterprises.

In these conditions, the state should concentrate its efforts to create appropriate conditions of a socio-economic, institutional and other nature, which would allow to intensify the influx of investments into depressed regions.

In today's realities, this is the only way to significantly complement intra-regional financial resources. It should be noted that in the structure of economic conditions for building up investment processes, an active role is played by tax policy, including the effectiveness of the mechanism used for tax incentives for investment activities of enterprises. To this we must also add the uncertainty discussed in the press in understanding the essence and structure of tax policy, methods of mobilizing investments in depressed regions, etc.

All of the above and predetermined the choice of the topic of our study.

Ключевые слова: экономический кризис, спад производства, депрессивные республики, инвестиционная деятельность, государственное регулирование, налоговая политика.

Keywords: economic crisis, decline in production, depressive republics, investment activity, state regulation, tax policy.

Комплекс задач формирования инвестиционной активности как фактора экономического роста и обеспечения устойчивости позитивных сдвигов динамике инвестиционных вложений в основной капитал обеспечивается посредством развития рыночных отношений, с одной стороны, и эффективным задействованием меха-

низма государственного регулирования инвестиционных процессов, с другой стороны, надо отметить, что вмешательство государства в развитие рыночной экономики несколько осознанно ограничено, ибо это осуществляется лишь с одной целью - нейтрализовать негативные тенденции, формировать инвестиционную привлекательность регионов и отраслей, активизировать участие в сфере инвестиционной деятельности предприятий.

В условиях нынешних реалий в РФ доля собственных средств в структуре финансирования инвестиций в основной капитал не превышает и 50%, а в северокавказских республиках уже длительное время наблюдается ее снижающаяся тенденция из-за ничтожности прибыли при одновременном увеличении доли амортизационных отчислений в структуре собственных средств, используемых в виде инвестиций в основной капитал. Иными словами - мы наблюдаем недопустимое положение, при котором собственные ресурсы предприятий, направляемые на решение инвестиционных задач, как правило, идут не на накопление основного капитала, а на возмещение физически и морально изношенных ОПФ. В связи с этим, инвестиционная деятельность предприятий депрессивных республик Юга России имеет отрицательный сальдированный финансовый результат в региональной экономике и является критической.[4,9,12]

Более того, если сопоставить всю сумму прибыли, полученную рентабельными предприятиями северокавказских республик, с целевыми инвестициями в основной капитал, очевидно, что даже в случае стопроцентного задействования прибыли для инвестиционной деятельности ее значение будет в пределах 3-5% - для сравнения в Ставропольском крае этот показатель более 45%.

Все это говорит о необходимости задействования всех возможностей и ресурсов, как на федеральном, так и на региональном уровнях, чтобы сократить убыточность предприятий, увеличить их рентабельность, что позволит привлекать дополнительные инвестиции в основной капитал. Одним из эффективных инструментов в этой деятельности является налоговая политика.[1,5,7]

Анализ специальной литературы показывает, что налоги в механизме госрегулирования экономики реализуют комплекс функций, в т.ч. таких, как фискальная, регулирующая, стабилизирующая и интегрирующая. Они довольно подробно рассмотрены в экономической литературе, поэтому мы выделим две из них, на наш взгляд, наиболее основные при проведении налоговой политики: фискальная и регулятивная функции.

Посредством задействования фискального механизма государство забирает определенную часть вновь созданной стоимости в доходную часть бюджетной системы. При этом, в соответствии с целями реализуемой налоговой политики формируется состав налогов и характеристика составляющих каждого налога (объект, налоговая база, налоговая ставка и т.д.). Все это в совокупности формирует уровень налогового бремени эконо-мики.[2,8,11]

Регулятивность налогов состоит в тех текущих изменениях отдельных составляющих конкретного вида налога, которые государство признало объективно оправданным при сложившихся новых обстоятельствах.

В специальной научной литературе приведено множество толкований понятия «налоговая политика», которые условно можно свести к трем группам.

Так, одна группа ученых под налоговой политикой предлагает рассматривать комплекс мероприятий в области налогов, проводимых государством. [3,13,14]

Сторонники второго подхода дают более широкое толкование и рассматривают анализируемое понятие в виде совокупности финансово-экономических и правовых мер государства на обеспечение целей насыщения федерального муниципального бюджета. [6,15,16]

Приверженцы третьего подхода дают данному определению расширительное толкование и полагают, что под налоговой политикой надо понимать как составную часть общенациональной экономической политики, направленной на создание налоговой системы, обеспечение экономического роста, гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом геополитической обстановки и социально-экономической ситуации в стране. [16]

Сравнение вышеизложенных определений, позволяет, на наш взгляд, отметить вторую группу определений, как наиболее соответствующую, ибо она охватывает и механизм реализации, и совокупность целей проводимой налоговой политики.

Обобщение вышерассмотренных и других подходов позволяет уточнить и дать модифицированное дополнение к понятию «налоговая политика».

Нам представляется, что налоговая политика являет собой комплекс нормативно-правовых положений и мер, с целью обеспечения регулирующего воздействия на уровень налогового бремени и экономическое поведение налогоплательщиков с учетом сбалансированности государственных, корпоративных и личных интересов.

Налоговая политика РФ реализуется на национальном, региональном и муниципальном уровнях посредством задействования соответствующих законов о налогах и сборах.

Успешная реализация налоговой политики позволяет государству аккумулировать финансовые ресурсы, необходимые для обеспечения своих функциональных обязанностей, в т.ч. на оборону страны, на поддержание правопорядка, на национальную безопасность, на социальное обеспечение и др.

Заметим, что этот аспект налоговой политики отличается четкой фискальной направленностью.

Не менее важной задачей налоговой политики является регулирующее воздействие на процессы социо-эколого-экономического развития страны. Данная цель налоговой политики реализуется путем манипулирования

отдельных элементов налога (объекты налогообложения, налоговая база, налоговая ставка и т.п.) регулировать и формировать экономическое поведение предприятий, в т.ч. в инвестиционной деятельности.[2,10,17]

В ходе реализации налоговой политики также могут упраздняться какие-то налоги в силу их устарения, неактуальности и т.д.

В депрессивных трудоизбыточных республиках Северного Кавказа активно используется схема предоставления налоговых льгот. Так, в Дагестане, Северная Осетия-Алания и Адыгее это касается имущественных налогов; по земельному налогу - в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии.

Надо отметить, что северокавказские республики неоднократно обращались в федеральные органы об уменьшении их дотационности посредством зачета налоговых льгот... Однозначно, что депрессивные республики нельзя сравнивать в экономических возможностях с промышленно развитыми регионами РФ, в т.ч. например с Нижегородской, Ярославской, Калужской и другими областями. Так, например, Калужская область имеет возможности предоставлять на своей территории налоговые льготы в 2,5 раза превышающие льготы НК РФ, что составляет более 63% общей суммы налогов к уплате в бюджет (это налог на имущество предприятий и земельный налог).

Примечательно, что сравнение объемов инвестиций и налогов позволяет говорить о том, что на один рубль предоставленных льгот в депрессивных республиках приходится больше, чем в развитых регионах. Но это только арифметика, ибо инвестиционную активность в депрессивных республиках можно обеспечить не столько предоставлением налоговых льгот, сколько целевым бюджетным финансированием.

Во всех республиках принят комплекс нормативных актов, регламентирующих порядок и алгоритм диагностирования эффективности налоговых льгот. При этом сам анализ эффективности налоговых льгот, как правило, осуществляется по 2-3 критериям, характеризующим соответствующую эффективность (в т.ч. бюджетную, социальную, экономическую). Так, например, при установлении социальной эффективности исследуются такие показатели оценки уровня социального развития территории, как создание новых рабочих мест, рост доходов и др.

Анализ республиканских законодательных актов позволяет отметить, что большая часть льгот идет на устранение встроенных финансовых потоков и на рациональное использование всевозможных бюджетных ресурсов. Более детальному анализу нам помешало то, что в территориальных органах ФНС РФ нет информации о предоставленных налогоплательщикам налоговых льгот и результативности их использования, т.к. подобная информация согласно статьи 102 НК РФ относится к налоговой тайне.

Все это, на наш взгляд, говорит о том, что налоговые льготы касательно региональных налогов нельзя рассматривать в виде стимулирующего механизма - они не более, чем методы временного высвобождения от налогового бремени определенных категорий налогоплательщиков - предприятий и учреждений, финансируемых из госбюджета. При этом, можно также отметить, что инвесторы при выборе региона как объекта инвестиций льготы по налогообложению не считают каким-то первостепенным...

В связи с вышеизложенным, в депрессивных республиках Северного Кавказа необходимо искать иные методы наращивания и реализации своего потенциала. Так, например, им необходимо более активно позиционироваться в конкурсах за получение статуса территории опережающего развития.

Наличие множества разнообразных методик расчета бюджетной, социальной и экономической эффективности налоговых льгот еще раз говорит об актуальности проведения регулярного сравнительного анализа. Это позволит не только выявить положительные достижения и отрицательные стороны, но и создать дифференцированную методику по анализу и диагностированию эффективности предоставленных льгот на региональном уровне.

В первую очередь, необходимо разграничить налоговые льготы и преференции, направляемые на симулирование инвестиционной деятельности. Как правило, в депрессивных республиках всегда наблюдается недопоступление налоговых доходов.

Используя данные ФСГС РФ мы произвели расчет коэффициентов инвестиционной значимости налоговых льгот и преференций и инвестиционной активности предприятий в субъектах СКФО.

Анализ коэффициента инвестзначимости налоговых льгот и преференций показал, что в 2017 г. наивысшего значения он достиг в Ставропольском крае, республиках Дагестан и Чечня. В этих регионах на 1 рубль этих показателей приходилось соответственно 19,2, 16,5 и 15,2 руб. инвестированных хозяйствующими субъектами в основной капитал за счет собственных средств. А минимальное значение рассматриваемого коэффициента наблюдалось в КБР, КЧР и ИР.

Касательно коэффициента инвестиционной активности (отношение инвестированных собственных средств к общему объему инвестиций в основной капитал) - его значение в 2017 г. несколько улучшилось в КБР (1,09), РСО-Алания (1,62), Ставропольском крае (1,12), а в КЧР и ЧР значимо ухудшилось (0,62 и 0,73).

Особо надо отметить, что напряженность на рынке труда в республиках остается крайне высокой, особенно, в горных районах, где безработица доходит до 70%.

Нам представляется, что в таких условиях для восстановления экономики депрессивных республик СКФО необходимо в оперативном режиме на определенный срок осуществить полное снижение налоговых обязательств, ввести пониженный (вплоть до 0%) размер налоговой ставки и освободить отдельные объекты от налогообложения.

Источники:

1. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М. Налоговое регулирование субъектов экономики как фактор стимулирования занятости: монография. - М.: АЛЕФ,2012. - 156 с.

2. Барулин С.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики //Финансы. - 2014. - №4. - С. 14-22

3. Дадашев А.З. Налоговая политика государства: цели, структура, перспективы //Все для бухгалтера. - 2006. - №7. - С. 18-25

4. Мажигова Е.М., Мисаков В.С., Гоова Р.Х. Систематизация принципов стратегического управления предприятиями //Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - Т. 5. - № 4-2. - С. 152-155.

5. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве. - Нальчик, 1986.

6. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

7. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. -№8. - С.0

8. Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансированного развития региона // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 6 (83). - С. 200-203.

9. Мисаков В.С., Гертер И.К. Критерии и показатели устойчивого развития территорий //В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов, 2011. - С. 190-193.

10. Мисаков В.С., Дзагоева И.Т., Кушбокова Р.Х. Особенности управления агропромышленным комплексом депрессивного региона //Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 3-2. С. 247-251.

11. Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - №5(55). - С.115-120

12. Мисаков В.С., Паршин А.Н. Малый бизнес как основа регионального развития //В сборнике: Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор: Г.Г. Матишов,2009. - С. 215-218.

13. Налоговая политика. Теория и практика: учебник /Под ред. И.А. Майбурова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2010

14. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2016. - №3(71). - С.143-148

15. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. - М: Юрайт,2012

16. Фишер О.В. К вопросу об оценке налоговых условий предпринимательской деятельности в России //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. - 2011. - №19. - С.142-149

17. Черкесов С.Х., Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Противодействие организованной преступности как основа региональной системы экономической безопасности // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2014. -№4(60). - С.121-127

Sources:

1. Aliev B.Kh., Musaev H.M. Tax regulation of economic entities as a factor in stimulating employment: a monograph. - M .: ALEF, 2012. - 156 p.

2. Barulin S.V. Tax incentives as an element of taxation and an instrument of tax policy // Finance. - 2014. - No. 4. - S. 14-22

3. Dadashev A.Z. The tax policy of the state: goals, structure, prospects // Everything for an accountant. - 2006. - No. 7. - S.

18-25

4. Mazhigova E.M., Misakov V.S., Goova R.Kh. Systematization of the principles of strategic enterprise management // Economic Bulletin of Rostov State University. - 2007. - T. 5. - No. 4-2. - S. 152-155.

5. Misakov V.S. New forms of economic work in construction. - Nalchik, 1986.

6. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - S.16

7. Misakov V.S. Functional-cost analysis of construction time // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0

8. Misakov V.S., Bout V.V., Adzhieva A.Yu. Innovation infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economics and Entrepreneurship. - 2017. - No. 6 (83). - S. 200-203.

9. Misakov V.S., Herter I.K. Criteria and indicators of sustainable development of territories // In the collection: Systemic crisis in the North Caucasus and the state development strategy of the macroregion. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor G.G. Matishov, 2011 .-- S. 190-193.

10. Misakov V.S., Dzagoeva I.T., Kushbokova R.Kh. Management features of the agro-industrial complex of the depressed region // Terra Economicus. 2009.Vol. 7. No. 3-2. S. 247-251.

11. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Methodological recommendations for the development of information technologies in regional production complexes // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. -No. 5 (55). - S.115-120

12. Misakov V.S., Parshin A.N. Small business as the basis for regional development // In the collection: National elites and problems of socio-political and economic stability. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor: G.G. Matishov, 2009. - S. 215-218.

13. Tax policy. Theory and Practice: Textbook / Ed. I.A. Mayburov. - M.: UNITY-DANA, 2010

14. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of balanced regional development // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2016. - No. 3 (71). - S. 143-148

15. Panskov V.G. Taxes and taxation: theory and practice. - M: Yurait, 2012

16. Fisher O.V. To the question of assessing the tax conditions of entrepreneurial activity in Russia // Bulletin of the Volgograd State University. Series 3. - 2011. - No. 19. - S.142-149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.