Научная статья на тему 'Тенденции инвестиционной деятельности предприятий в сфере капитальных вложений и ее перспективы в экономически слаборазвитых регионах'

Тенденции инвестиционной деятельности предприятий в сфере капитальных вложений и ее перспективы в экономически слаборазвитых регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СФЕРА КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / АМОРТИЗАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЧИСЛЕННАЯ АМОРТИЗАЦИЯ / МЕХАНИЗМ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ / САЛЬДИРОВАННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Б. Х., Эльдарушева М. Д.

Важнейшим условием устойчивого экономического роста в модернизации производства в Российской Федерации является инвестиционный прорыв как результат четкой инвестиционной политики государства, отражающей его активное участие в инвестиционном процессе. Исследования важнейших проблем экономического развития России приводят к мысли о том, что большинство из них концентрируются в инвестиционной сфере. Одно из главных направлений улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации налоговое стимулирование инвестиционной деятельности по следующим направлениям: введение в налоговое законодательство новой категории налогоплательщиков в лице участников инвестиционного проекта на территории Северо-Кавказского федерального округа; введение специального налогового режима для решения комплекса проблем налогообложения инвестиционной деятельности, который успешно используется в ряде развивающихся стран; введение технико-внедренческих особых экономических зон с предусмотренными налоговыми льготами. В статье приведен анализ структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в основной капитал в Российской Федерации и по субъектам Северо-Кавказского федерального округа. При этом выявлено отставание доли инвестируемых собственных средств от доли привлеченных средств, а также отставание доли инвестируемых в основной капитал амортизационных средств от сумм начисленной амортизации и сделаны соответствующие выводы. Авторами в статье рекомендуется применять в Российской Федерации широко распространенную в Соединенных Штатах Америки форму государственного участия в инвестиционном процессе, стимулирование частных инвестиций с использованием налогового механизма в увязке с амортизационной политикой, а также обоснована необходимость увеличения доли собственных средств предприятий в структуре инвестиций в основной капитал. Проведенный анализ показал, что, несмотря на возросшие возможности экономики, в основной капитал инвестируется менее 20% прибыли. Кроме того, было выявлено отставание сумм амортизационных средств, инвестируемых в основной капитал от сумм начисленной амортизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции инвестиционной деятельности предприятий в сфере капитальных вложений и ее перспективы в экономически слаборазвитых регионах»

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 336.71

тенденции инвестиционной деятельности предприятий в сфере капитальных вложений и ее перспективы в экономически слаборазвитых регионах

Б.Х. АЛИЕВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов и денежного обращения Е-таИ: [email protected]

М.Д. ЭЛЬДАРУШЕВА, ассистентка кафедры налогов и денежного обращения Е-таИ: [email protected] Дагестанский государственный университет

Важнейшим условием устойчивого экономического роста в модернизации производства в Российской Федерации является инвестиционный прорыв как результат четкой инвестиционной политики государства, отражающей его активное участие в инвестиционном процессе. Исследования важнейших проблем экономического развития России приводят к мысли о том, что большинство из них концентрируются в инвестиционной сфере. Одно из главных направлений улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации - налоговое стимулирование инвестиционной деятельности по следующим направлениям:

- введение в налоговое законодательство новой категории налогоплательщиков в лице участников инвестиционного проекта на территории Северо-Кавказского федерального округа;

- введение специального налогового режима для решения комплекса проблем налогообложения инвестиционной деятельности, который успешно используется в ряде развивающихся стран;

- введение технико-внедренческих особых экономических зон с предусмотренными налоговыми льготами.

В статье приведен анализ структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в основной капитал в Российской Федерации и по субъектам Северо-Кавказского федерального округа. При этом выявлено отставание доли инвестируемых собственных средств от доли привлеченных средств, а также отставание доли инвестируемых в основной капитал амортизационных средств от сумм начисленной амортизации, и сделаны соответствующие выводы.

Авторами в статье рекомендуется применять в Российской Федерации широко распространенную в Соединенных Штатах Америки форму государственного участия в инвестиционном процессе, стимулирование частных инвестиций с использованием налогового механизма в увязке с амортизационной политикой, а также обоснована необходимость увеличения доли собственных средств предприятий в структуре инвестиций в основной капитал.

Проведенный анализ показал, что, несмотря на возросшие возможности экономики, в основной капитал инвестируется менее 20% прибыли. Кроме того, было выявлено отставание сумм амортизационных средств, инвестируемых в основной капитал, от сумм начисленной амортизации.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, сфера капитальных вложений, модернизация производства, основной капитал, амортизационные средства, налоговое регулирование, начисленная амортизация, механизм налогового стимулирования, сальдированный финансовый результат, инвестиционная активность

Определяющая роль в дальнейшем развитии народного хозяйства Российской Федерации принадлежит инвестиционной деятельности. Важнейшие проблемы развития экономики концентрируются в инвестиционной сфере, поэтому рост инвестиционной активности в сфере капитальных вложений имеет огромное значение для национальной экономики России.

Задача повышения инвестиционной активности как фактора экономического роста и придания устойчивости позитивным сдвигам в динамике инвестиций в основной капитал обеспечивается рынком и механизмом регулирующего воздействия государства на инвестиционные процессы. Оно может выражаться как в прямом участии государства в финансировании инвестиционных проектов, так и в стимулировании инвестиционной деятельности предприятий, что предполагает применение механизмов экономического регулирования - налогового, бюджетного, таможенно-тарифного и др. [1, 3, 6]. При этом государственное вмешательство в инвестиционные процессы в условиях рыночной экономики всегда ограничено. Оно необходимо и целесообразно только для того, чтобы переломить неблагоприятные тенденции, инвестиционную непривлекательность отдельных регионов и отдельных отраслей, пассивность хозяйственных субъектов в сфере инвестиционной деятельности.

Благодаря инвестиционной активности в сфере капитальных вложений лишь с 2003 г. удалось сформировать в российской экономике устойчивое превышение (в 2 и более раза) коэффициента обновления основных фондов над коэффициентом выбытия. Но этого явно недостаточно для сокращения доли полностью изношенных фондов (14% на конец 2012 г.) и снижения степени их износа. Между тем степень износа основных фондов постоянно возрастала и достигла 47,7% в 2012 г. (в 2001 г. - 41,1%). С учетом данной тенденции одной из основных задач государственной экономической политики является создание условий, призванных стимулировать расширенное воспро-

изводство основных фондов и технологическую модернизацию производства [4].

В этой связи перед государством неизбежно встает проблема поиска и выбора форм и методов воздействия на развитие инвестиционной активности и формирование инвестиционных ресурсов предприятия. Применяя налоговую политику, государство влияет на объем финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении предприятий (амортизационные отчисления и чистая прибыль), которые могут быть использованы как инвестиции в форме капитальных вложений в основной капитал и в форме финансовых вложений в ценные бумаги [10].

С понятием «инвестиции» тесно связано и определение «инвестиционная деятельность», т.е. вложения инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Именно такое определение содержания в Федеральном законе от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», где под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательные работы и другие затраты.

Данным законом предусмотрено государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем совершенствования системы налогообложения, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений, установления специальных налоговых режимов, защиты интересов инвесторов, развития финансового лизинга в Российской Федерации.

Важнейшим условием устойчивого экономического роста и модернизации производства в России является инвестиционный прорыв, который является результатом четкой инвестиционной политики государства, отражающей его активное участие в инвестиционном процессе.

При определении роли российского государства в инвестиционном процессе необходимо помнить, что в развитых мировых экономиках инвестиционный процесс формировался в течение продолжительного периода. Так, в США прямое государственное финансирование направлено на развитие

производственной и социальной инфраструктур и другие малопривлекательные для бизнеса проекты. Доля государственных инвестиций в общем объеме инвестиций в 1960-е гг. в США достигла более 30%, а к концу 1990-х гг. - уменьшилась до 15%.

В США широко распространенной формой государственного участия в инвестиционном процессе является стимулирование частных инвестиций с использованием налогового механизма (в части налогообложения реинвестируемой прибыли) в увязке с амортизационной политикой. Значительную роль в стимулировании инвестиций в основной капитал сыграл так называемый «инвестиционный налоговый кредит», представляющий собой уменьшение платежей по налогу на прибыль на определенную долю от стоимости закупленного оборудования, произведенного в стране.

Опыт США в государственном регулировании инвестиционного процесса свидетельствует о том, что власти используют методы прямого бюджетного финансирования и методы косвенного налогового стимулирования частных инвестиций в основной капитал.

В Российской Федерации сложилась определенная совокупность налогово-бюджетных методов регулирования инвестиционной деятельности, к которым относятся:

- налоговые льготы и преференции;

- инвестиционный налоговый кредит;

- государственные налоговые инвестиции;

- субсидии из инвестиционного фонда;

- государственные гарантии по банковским кредитам и поручительства инвесторов.

Не меньшее значение в регулировании инвестиционной деятельности отводится институциональ-

Структура инвестиций в основной кг

в 2001-

ным методам, в числе которых следует отметить создание особых экономических зон различного типа и уровня.

На современном этапе развития российской экономики, когда долгосрочные банковские кредиты остаются малодоступными, а самофинансирование выступает одной их важнейших форм финансового обеспечения инвестиционной деятельности организаций, принципиально важно стимулировать налоговыми методами активное использование собственных средств в качестве основных источников расширенного воспроизводства основного капитала [12].

Реализация курса на переход к инновационной модели развития экономики требует создания адекватного налогового поля, призванного способствовать инвестиционной активности предприятий, опираясь при этом на внутренние ресурсные источники и на привлечение прямых иностранных инвестиций, доля которых в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет всего 2,5%.

Сложившаяся в российской экономике структура финансовых ресурсов, инвестируемых в основной капитал, характеризуется отставанием доли собственных средств предприятий от доли привлеченных средств (табл. 1). В составе привлеченных средств доля заемных средств и банковских кредитов за период 2001-2009 гг. удвоилась с 10,1 до 20,1% главным образом за счет увеличения банковского кредитования капитальных вложений.

В западных странах в период после восстановления национальной экономики роль собственных источников (амортизация, прибыль) была довольно значительной (1953-1985 гг.) и составляла:

Таблица 1

!тал по источникам финансирования 12 гг., %

Показатели 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Инвестиции в основной капитал 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

В том числе по источникам

финансирования:

свободные средства: 49,4 45,0 45,2 45,4 44,5 42,1 40,4 39,5 37,1 41,0 41,9 44,5

- прибыль 24,0 19,1 17,8 19,2 20,3 19,9 19,4 18,5 16,0 17,1 17,9 -

- амортизация 18,5 21,9 24,2 22,8 20,9 19,1 17,6 17,3 18,2 20,5 20,4 -

привлеченные средства: 50,6 55,0 54,8 54,6 55,9 57,9 59,6 60,5 62,9 59,0 58,1 55,5

- заемные средства других 4,9 6,5 6,8 7,3 5,9 6,0 7,1 6,2 7,4 6,1 5,8 6,1

организаций

- банковские кредиты 4,4 5,9 6,4 7,9 8,1 9,5 10,4 11,8 10,3 9,0 8,6 8,4

- бюджетные средства 20,4 19,9 19,6 17,9 20,4 20,2 21,5 20,9 21,9 19,5 19,2 17,8

Источник: данные Росстата.

- в ФРГ - от 48 до 66,9%;

- в Великобритании - от 52,7 до 97,2%;

- во Франции - от 49,5 до 81,3%;

- в Японии - от 49,8 до 68,9%.

При этом в структуре собственных средств амортизация существенно преобладала в ФРГ (62%) и США (74%) [5]. В США значение амортизационных начислений в объеме внутренних инвестиций в основные фонды по-прежнему остается высоким: 74,8% в 1992-2000 гг. и 77,0% в 2001-2008 гг. [8].

В современной России доля собственных средств в структуре финансирования инвестиций в основной капитал не превышала 50%, а в течение 2005-2009 гг. сформировалась тенденция ее понижения за счет уменьшения значения прибыли и одновременного увеличения удельного веса амортизационных отчислений в структуре собственных средств, использованных в качестве инвестиций в основной капитал. Это означает, что в собственных ресурсах организаций, используемых на инвестиционные цели, преобладают (начиная с 2002 г.) средства, предназначенные не для накопления основного капитала, а для возмещения физически изношенных основных фондов, хотя финансовые возможности у организаций значительно возросли. В известной мере этому способствовали и отмена оборотных налогов (2002-2003 гг.) и снижение ставки налога на прибыль в 2002 г. и в 2010 г., а также ставок по налогу на добавленную стоимость и единому социальному налогу в 2004-2005 гг.

Анализ показывает, что, несмотря на возросшие возможности, в основной капитал инвестируется менее 20% прибыли в экономике. Сравнительный

анализ амортизационных средств, инвестируемых предприятиями в основной капитал, выявил их отставание от сумм начисленной амортизации: в 2006-2008 гг. в пределах 61-62% и в 2011 г. - 54,4% (табл. 2).

В условиях снижения значений прибыли и амортизационных начислений, инвестируемых в российскую экономику, инвестиционную деятельность предприятий в регионах, имеющих отрицательный сальдированный финансовый результат в экономике, можно оценивать как критическую. Таких регионов, по данным за 2011-2012 гг., насчитывается 11, из которых пять входят в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Сопоставление данных о всей сумме прибыли, полученной рентабельными предприятиями каждого из пяти субъектов Российской Федерации, с инвестициями в основной капитал показывает, что даже при условии стопроцентного использования прибыли в инвестиционных целях ее значение составляет от 2 до 5% (табл. 3). Удельный вес собственных средств в инвестициях в основной капитал в этих регионах составлял от 6 до 17% в 2011 г. и от 5 до 27% в 2012 г. (в Ставропольском крае - 42,6% и 44,2% соответственно). В регионах Северо-Кавказского федерального округа, имеющих отрицательный сальдированный финансовый результат, сохраняется высокий процент убыточных предприятий: от 37 до 50% в 2012 г. (в Ставропольском крае - 22,7%).

Таким образом, перед экономикой пяти регионов Северо-Кавказского федерального округа стоят задачи по сокращению убыточности предприятий и увеличению их рентабельности, а перед властями

Таблица 2

Динамика прибыли, амортизации и инвестиций в основной капитал

в 2006-2011 гг., млрд руб.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Прибыль в экономике 4 161,5 6 411,6 5 354,4 5 851,7 7 352,8 8 793,6

Инвестиции в основной капитал 3 809,0 5 217,2 6 705,5 6 040,8 6 625,0 8 406,8

В том числе за счет прибыли, остающейся 759,6 1 010,1 1 235,4 963,7 1 130,7 1 507,9

в распоряжении организаций

Отношение прибыли, инвестированной 18,3 15,8 23,0 16,5 15,4 17,1

в основной капитал, к сумме прибыли

в экономике, %

Сумма начисленной амортизации 1 181,1 1 483,9 1 907,1 2 348,6 2 668,8 3 148,7

Инвестировано в основной капитал 729,6 920,0 1 161,3 1 101,4 1 359,0 1 713,8

за счет амортизации

Отношение амортизации, инвестирован- 61,7 62,0 61,0 46,9 50,9 54,4

ной в основной капитал, к сумме

начисленной амортизации, %

Источник: данные Росстата.

Таблица 3

Показатели, характеризующие потенциал собственных средств предприятий в финансировании инвестиций в основной капитал в регионах, имеющих отрицательный сальдированный финансовый результат в экономике в 2011-2012 гг.

Субъект Российской Федерации Удельный вес убыточных предприятий, % Сальдированный финансовый результат, млн руб. Удельный вес собственных средств в инвестициях в основной капитал, % Прибыль, млн руб. Инвестиции в основной капитал, млн руб.

2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012

Северо-Кавказский федеральный округ 32,3 33,7 3788 -6612 27,4 26,3 46 420 45 157 347 504 397 180

Республика Дагестан 30,4 40,8 -5 870 -7 738 13,3 12,7 2 889 2 529 137 114 152 404

Республика Ингушетия 50,0 45,8 -824 -463 6,1 4,6 134 160 6100 10 498

Кабардино-Балкарская Республика 41,0 37,1 -1378 -710 15,6 16,8 1 063 1 052 20 855 25 572

Карачаево-Черкесская Республика 33,9 32,7 460 2 478 25,3 14,9 1 320 3 156 13 610 17 952

Республика Северная Осетия - Алания 39,0 39,6 -3 230 -2 499 16,0 26,8 537 309 19 927 21 825

Чеченская Республика 47,1 50,0 -10 939 -12 560 17,1 10,8 1234 861 51 632 53 506

Ставропольский край 23,1 22,7 25 569 14 880 42,6 44,2 39 243 37 090 98 265 1153

Источник: данные Росстата.

федерального и регионального уровней - по привлечению инвестиций в основной капитал, их рациональному распределению на новое строительство, на реконструкцию и модернизацию производства.

Для решения данных проблем, по мнению авторов, целесообразно в рамках Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г.1 конкретизировать приоритеты инвестиционной политики в регионах, а также пути их реализации по следующим направлениям:

- развитие инвестиционной инфраструктуры территорий (инвестиционные фонды, страховые организации, банки и другие институты);

- внедрение электронных инвестиционных паспортов предприятий и регионов;

- совершенствование института ипотечного кредитования инвестиционных кредитов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие и совершенствование механизма налогового стимулирования инвестиционной активности в регионах;

- совершенствование законодательной базы инвестиционной деятельности;

- развитие инфраструктуры инвестиционного процесса (систем информационного обеспече-

1 Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 № 1485-р.

ния, экспертизы, подготовки и переподготовки кадров, кредитно-финансовых учреждений, производственно-технологической поддержки и т.д.) [2, 11].

Для улучшения инвестиционного климата в России и в ее регионах большое значение имеет налоговое стимулирование инвестиционной деятельности, которое реализуется в основном совместно органами власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами и может быть осуществлено путем предоставления как абсолютных, так и целевых льгот и преференций [7, 9].

Для создания стимулов при обновлении основных фондов и снижения налоговой нагрузки с 01.01.2013 в Налоговом кодексе РФ был изменен перечень объектов, облагаемых региональным налогом на имущество организаций. Это позволит при осуществлении модернизации производства уменьшить затраты организаций, связанные с инвестициями в новое оборудование.

Особое место среди объектов налогового стимулирования занимают технико-внедренческие особые экономические зоны, для которых предусмотрено большое количество налоговых льгот.

Еще один подход к стимулированию инвестиционных процессов в Российской Федерации -введение новой категории налогоплательщиков в налоговое законодательство в лице участников

инвестиционного проекта на территории СевероКавказского федерального округа.

По мнению авторов, перспективным подходом к стимулированию инвестиционной деятельности было бы введение специального налогового режима для решения комплекса проблем по ее налогообложению, который активно используется в ряде развивающихся стран.

Список литературы

1. Алиев Б.Х., Абдулгалимов А.М., Алиев М.Б. Теория и история налогообложения: учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2008. 240 с.

2. Ахмедуев А.Ш., Рабаданова А.А. Стратегическое планирование и управление развитием экономики регионов Северо-Кавказского федерального округа // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2010. № 39. С. 99-106.

3. Алимирзоева М.Г., Алиев Б.Х., Джафа-рова З.К. Инвестиционный процесс и его влияние на экономику Республики Дагестан // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 5. С. 2-8.

4. Дадашев А.З. О стимулирующем потенциале налоговой политики // Экономист. 2009. № 8. С. 45-50.

5 . Жуков Е.Ф. Самофинансирование при капитализме: теория и практика. М.: Финансы и статистика. 1990. 160 с.

6. Исаев Э.А. Модернизация региональных финансов. М.: РАГС, 2009. 222 с.

7. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. М.: Юрайт, 2012. 680 с.

8. Соколов М. Роль амортизации в накоплении // Экономист. 2010 № 7. С. 36-57.

9. Совершенствование институциональных и финансовых механизмов формирования и реализации инвестиционной политики государства: монография. М: Финансовый университет, 2013. 248 с.

10. СулеймановМ.М., АлиевБ.Х. Региональная налоговая политика в детерминантах процессов децентрализации // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 40. С. 47-52.

11. Татуев А.А., Нагоев А.Б., Гергова З.Х. Приоритеты модернизации экономики СевероКавказского федерального округа: монография. М.: Креативная экономика, 2012. 272 с.

12. Экономика налоговых реформ: монография / под. ред. И.А. Майбурова. Киев: Алерта, 2013. С. 432.

Regional economics: theory and practice Investing

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

TRENDS OF THE ENTERPRISES' INVESTMENT ACTIVITIES IN CAPITAL INVESTMENTS AND THE PROSPECTS IN THE ECONOMICALLY UNDERDEVELOPED REGIONS

Basir Kh. ALIEV, Madina D. EL'DARUSHEVA

Abstract

The article states that an investment breakthrough as the result of well-defined investment policy of the State, reflecting its active participation in an investment process serves as the most important condition for the sustainable economic growth of production modernization of the Russian Federation The authors point out that the study of the most important problems of the Russian economic development leads to an assumption that they are mainly associated with an investment field The tax stimulation of investment activities as one of the main directions requires an improvement of the Russian Federation investment climate in the areas as follows: introduction to the tax laws of the new

categories of taxpayers represented by the participants of an investment project within the territory of the North Caucasus Federal District; introduction of a special tax regime for solving of complex of problems of the taxation of investment activities, which is successfully used in a number of developing countries; introduction of technical innovation of the special economic zones with the provision of a significant number of tax benefits . The article presents an analysis of the structure of financial resources invested in the fixed assets of the Russian Federation and in the territorial subjects of the North Caucasus Federal District. At the same time, the authors emphasize that the share of invested equities is lagging behind ofthe share ofborrowed funds. At the same time,

the share of the amortization fund, which is invested in the fixed capital, is lagging behind an accumulated depreciation funds and the authors make adequate conclusions in this regard . The authors recommend the form of the State participation in an investment process to be applied in Russia, since its successful usage is widespread in the United States, and also they encourage the private investment through the tax mechanism in conjunction with the depreciation policy The paper also substantiates the need of increasing an equity capital of an enterprise in an investment structure of fixed capital . The authors emphasize that the made analysis has demonstrated that, despite the increased possibilities of an economy, less than 20% of the profit is invested in fixed capital. Furthermore, the paper identifies that the amounts of depreciation funds invested in fixed capital lag behind of the amount of the accrued depreciation

Keywords: investment activity, capital investment sphere, production, modernization, fixed capital, depreciation funds, tax regulation, tax incentive mechanism, balanced financial result

References

1. Aliev B.Kh., Abdulgalimov A.M., Aliev M.B. Teoriya i istoriya nalogooblozheniya: ucheb. posobie [Theory and history of taxation: a textbook]. Moscow, Vuzovskii uchebnik Publ., 2008, 240 p.

2. Akhmeduev A.Sh., Rabadanova A.A. Stra-tegicheskoe planirovanie i upravlenie razvitiem ekonomiki regionov Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga [The strategic planning and management of economic development of the North Caucasus Federal District regions]. Vestnik Dagestanskogo nauchnogo tsentra RAN - Bulletin of Dagestan Scientific Center of RAS, 2010, no. 39, pp. 99-106.

3. Alimirzoeva M.G., Aliev B.Kh., Dzhafarova Z.K. Investitsionnyi protsess i ego vliyanie na ekonomiku Respubliki Dagestan [An investment process and its influence on the Republic of Dagestan economy]. Regional 'naya ekonomika: teoriya ipraktika - Regional economics: theory and practice, 2013, no. 5, pp. 2-8.

4. Dadashev A.Z. O stimuliruyushchem potent-siale nalogovoi politiki [On the stimulating potential of tax policy]. Ekonomist - Economist, 2009, no. 8, pp. 45-50.

5. Zhukov E.F. Samofinansirovanie pri kapital-izme: teoriya i praktika [Self-financing under capitalism: theory and practice]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 1990, 160 p.

6. Isaev E.A. Modernizatsiya regional'nykh fn-ansov [Modernization of regional finances]. Moscow, RANEPA Publ., 2009, 222 p.

7. Tatuev A.A., Nagoev A.B., Gergova Z.Kh. Prioritety modernizatsii ekonomiki Severo-Kavka-zskogo federal 'nogo okruga: monografiya [Priorities of modernization of the economy of the North Caucasus Federal District: a monograph]. Moscow, Kreativnaya ekonomika Publ., 2012, 272 p.

8. Panskov V.G. Nalogi i nalogooblozhenie: teoriya ipraktika [Taxes and taxation: theory and practice]. Moscow, Yurait Publ., 2012, 680 p.

9. Sokolov M. Rol' amortizatsii v nakoplenii [The role of depreciation in the accumulation]. Ekonomist -Economist, 2010, no. 7, pp. 36-57.

10 . Sovershenstvovanie institutsional'nykh i fi-nansovykh mekhanizmov formirovaniya i realizatsii investitsionnoi politiki gosudarstva: monografiya [An improvement of institutional and financial mechanisms of formation and realization of the State investment policy: a monograph]. Moscow, Financial University Publ., 2013, 248 p.

11. Suleimanov M.M., Aliev B.Kh. Regional'naya nalogovaya politika v determinantakh protsessov det-sentralizatsii [Regional tax policy in determinants of decentralization processes]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 40, pp. 47-52.

12 . Ekonomika nalogovykh reform: monografiya [Economics of tax reforms: a monograph]. Kiev, Alerta Publ., 2013, 432 p.

Basir Kh. ALIEV

Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation fef2004@yandex . ru

Madina D. EL'DARUSHEVA

Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation fef2004@yandex ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.