Удк 336.225.6
налогово-бюджетный механизм активизации инвестиционных процессов в регионах с напряженной ситуацией
на рынке труда*
а. З. ДАДАШЕв, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры налогов и налогообложения
е-mail: bn@vzfei. ru Заочный финансово-экономический институт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
В статье рассматриваются инвестиционные процессы в депрессивных регионах. Выявлено, что сложившаяся в них низкая инвестиционная привлекательность объективно требует проведения особой региональной политики федеральных властей в отношении субъектов РФ, постоянно включаемых в перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда. В связи с этим обосновывается необходимость разработки и реализации промышленной политики, предусматривающей создание и развитие трудоемких обрабатывающих производств, рост занятости населения и снижение уровня безработицы в депрессивных регионах. Рекомендуется усилить бюджетный механизм поддержки депрессивных регионов за счет государственных прямых инвестиций и активизировать налоговый механизм путем установления в них режима особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
Ключевые слова: депрессивный регион, занятость, безработица, инвестиционная активность, налогово-бюджетный механизм, особая экономическая зона.
В системе государственного регулирования социально-экономических процессов задействованы различные механизмы:
* Статья подготовлена на основе доклада, с которым автор выступил на Международной научно-практической конференции «Экономический рост и конкурентоспособность России: тенденции, проблемы и стратегические перспективы» 24-25 апреля 2012 г в г Москве.
- налоговый;
- бюджетный;
- таможенный;
- кредитный и др.
Каждый из этих механизмов призван оказывать регулирующее воздействие на формирование условий, способствующих:
- предпринимательской активности;
- инвестиционной деятельности;
- росту конкурентоспособности товаров;
- занятости населения и т. д.
С помощью форм и методов налогового и бюджетного регулирования государство может воздействовать на экономические и социальные процессы в нужном направлении:
- на национальном уровне;
- на региональном уровне.
В российских условиях достаточно чувствительной остается региональная доминанта. В связи с этим система регулирования экономики и занятости нуждается в объективном анализе:
- современного состояния;
- территориальных особенностей;
- факторов роста;
- механизмов их учета и реализации в субъектах РФ.
Это особенно важно для субъектов РФ, у которых на протяжении многих лет социально-экономическая отсталость сочетается с устойчиво высоким
финансы и кредит
15
уровнем безработицы. Это высокодотационные регионы, экономику которых внешние частные инвесторы обходят стороной из-за высоких рисков.
В целях формирования инвестиционной привлекательности отдельных территорий государство с помощью налоговых, таможенных и бюджетных механизмов создает институт особых экономических зон (ОЭЗ) различного профиля и разного уровня:
- на уровне субъекта РФ;
- на уровне муниципального образования.
Конкурсный характер отбора проектов для
размещения и развития ОЭЗ показывает, что высокодотационные регионы по-прежнему остаются в стороне от инвестиционных потоков. Складывающиеся тенденции с учетом действия демографического фактора (роста численности населения) характеризуют увеличение степени отставания этих регионов от среднероссийских показателей социально-экономического развития, на формирование которых демографический фактор оказывает обратное воздействие (в силу сокращения численности населения).
Касаясь существа проблемы социально-экономической дифференциации, член-корреспондент РАН В. Медведев особо отметил значение отраслевого и регионального аспектов ее анализа: «.. .Считать, что депрессивные отрасли и регионы России сами ответственны за свое состояние и сами должны находить выход, не рассчитывая на государственную помощь, мягко говоря, - это неправильный подход как в экономическом, так и в моральном смысле. Нельзя снимать ответственность с государства за то, что произошло. Эта проблема заслуживает серьезного научного анализа и выработки эффективных практических мер» [2].
В связи с этим перед государством встает проблема поиска и выбора форм и методов регулирующего воздействия на формирование инвестиционной активности в депрессивных регионах. В качестве действенного инструмента согласования интересов государства и регионов, существенно отстающих в социально-экономическом развитии от среднероссийских показателей, центральными властями была признана федеральная целевая программа на долгосрочную перспективу (ФЦП). Первая такая программа была принята в числе 14 ФЦП на заседании Правительства РФ 23.08.2001. Называлась она «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов (2002-2010 гг.
и до 2015 г.). Впоследствии принимались и другие ФЦП в отношении отдельных депрессивных регионов или группы регионов («Юг России» и др.), по завершении срока исполнения которых их экономическое отставание не преодолевалось, проблема занятости населения не решалась. Высокой оставалась и безработица.
Устойчиво высокий уровень общей и зарегистрированной безработицы в депрессивных регионах побудил Правительство РФ принять постановление о ежегодном определении, начиная с 2000 г., перечня территорий (субъектов РФ) с напряженной ситуацией на рынке труда [6]. Утвержденный перечень направляется «.в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ для принятия мер по стабилизации положения на рынке труда» [6].
Отнесение субъектов Российской Федерации к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда осуществляется на основании статистических данных о занятости населения и безработице. Госкомстат России ежегодно (до 15 марта) представляет в Министерство труда и социальной защиты РФ статистические данные по Российской Федерации в целом и по субъектам Российской Федерации за два предыдущих года по следующим показателям:
а) уровень занятости населения - отношение численности занятого населения к общей численности населения (в процентах);
б) уровень общей безработицы - отношение общей численности безработных к численности экономически активного населения (в процентах);
в) уровень регистрируемой безработицы - отношение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, к численности экономически активного населения (в процентах);
г) доля безработных, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных (в процентах);
д) доля работающих неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках по инициативе администрации (по крупным и средним организациям) в общей численности работающих в этих организациях (в процентах);
е) коэффициент напряженности на рынке труда -отношение общей численности безработных к количеству вакансий в крупных организациях. Уровень напряженности на рынке труда для соответствующей территории определяется делением
общего показателя по этой территории на общий показатель по Российской Федерации в целом. Если общий показатель по территории превышает показатель по Российской Федерации более чем в 1,5 раза, то эта территория считается территорией с напряженной ситуацией на рынке труда.
По результатам расчетов показателей за 19992000 гг. были установлены в 2001 г. 10 субъектов РФ с напряженной ситуацией на рынке труда, четыре из которых являются северокавказскими республиками, ныне входящими в Северо-Кавказский федеральный округ:
- Республика Дагестан;
- Кабардино-Балкарская Республика;
- Республика Северная Осетия - Алания;
- Республика Ингушетия.
По Чеченской Республике расчеты не проводились из-за отсутствия информации.
В 2002 г. таких регионов стало меньше за счет «выбытия» из перечня Брянской области и Республики Северная Осетия - Алания.
В 2010 г. состав расширился за счет «вхождения» в перечень Республики Адыгея и Республики Северная Осетия - Алании, а также Алтайского и Забайкальского краев.
В 2011 г. к ним добавился еще один субъект РФ -Республика Марий Эл (табл. 1).
Шесть субъектов РФ входят в состав СевероКавказского федерального округа, в котором насчитывается семь регионов (седьмой - Ставропольский край).
Субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, в социально-экономическом плане уже с начала 1990-х гг. по ряду причин оказались в числе регионов, наиболее подверженных кризису.
Реальный сектор экономики Северо-Кавказского федерального округа остается слаборазвитым. Об этом свидетельствуют следующие данные:
- доля аграрного сектора в валовом региональном продукте достигает 15 % (по Российской Федерации - менее 5 %);
- доля продукции обрабатывающих производств не превышает 10 % (по Российской Федерации - 19 %).
Экономическая отсталость депрессивных регионов и продолжающаяся на протяжении десятилетия напряженность на рынках труда в этих регионах, отличающихся высокими темпами роста населения и трудовых ресурсов, требуют принятия мер, при-
Таблица 1
Перечень субъектов Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда в 2001-2011 гг.
Субъект РФ 2001 2002 2010 2011
Республика Бурятия + + + +
Республика Дагестан + + + +
Республика Ингушетия + + + +
Кабардино-Балкарская Республика + + + +
Республика Калмыкия + + + +
Республика Северная Осетия - Алания + - + +
Республика Тыва + + + +
Чеченская Республика + +
Агинский Бурятский АО + +
Брянская область + - - -
Читинская область + +
Карачаево-Черке сская Республика - + + +
Республика Адыгея - - + +
Республика Алтай - - + +
Республика Марий Эл - - - +
Алтайский край - - + +
Забайкальский край* + +
Итого субъектов РФ 10 9 12 13
с напряженной ситуацией
на рынке труда
*Ранее Читинская область и Агинский Бурятский АО.
званных умножить инвестиционную активность в них. Речь идет в первую очередь о депрессивных регионах Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).
Сохраняющийся высокий уровень общей и зарегистрированной безработицы в депрессивных регионах СКФО, несмотря на отрицательное сальдо миграции населения (отток смягчает проблему занятости)1, обусловлен недостаточным притоком капитальных вложений в экономику. Инвестиции в основной капитал на душу населения хотя и возрастали в 2000-е гг., но по-прежнему отстают от уровня, достигнутого по Ставропольскому краю. Причем существенная часть этих инвестиций обеспечивается за счет бюджетных средств, две трети из которых составляют средства федерального бюджета (табл. 2).
В значительной мере именно за счет бюджетных инвестиций в 2000-е гг. было обеспечено
1 Суммарное отрицательное сальдо миграции населения за 2007-2011 гг. по пяти республикам СКФО достигло 81 тыс. чел. Устойчиво положительное сальдо имели Ставропольский край -28,4 тыс. чел. (за тот же период) и Республика Ингушетия -10 тыс. чел.
Таблица 2
Показатели инвестиционной и экономической деятельности в СКФО в 2000 и 2010 гг.
Субъект РФ Инвестиции в основной капитал на душу населения Доля бюджетных средств в инвестициях, 2010 ВРП на душу населения
2000 2010 Всего Федеральный 2000 2009
Руб. В процентах Руб. в процентах бюджет Руб. В процентах Руб. В процентах
РФ 7 949 135,6 64 024 200,0 19,5 10,0 42 731 203,8 226 008 220,7
СКФО 2993 51,7 30 311 94,6 41,3 27,2 - - 86 266 84,2
Республика 1 412 24,4 38 771 121,0 52,1 30,6 8 578 40,9 97 300 95,0
Дагестан
Республика 2 425 41,9 15 778 49,2 87,8 50,6 14 828 70,7 36 406 35,5
Ингушетия
Кабардино- 2 722 47,0 16 389 51,2 27,1 18,8 17 800 84,9 74 378 72,6
Балкарская Республика
Карачаево- 1 447 25,0 18 656 58,2 43,5 29,4 13 006 62,0 90 335 88,2
Черкесская Республика
Республика 2 369 40,9 19 653 61,3 39,2 30,9 14 393 68,6 92 881 90,7
Северная
Осетия - Алания
Чеченская 922 15,9 31 246 97,5 74,7 49,8 - - 51 139 50,0
Республика
Ставропольский 5 788 100 32 035 100 18,8 12,9 20 969 100 102 415 100
край
существенное увеличение инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения и рост экономики в Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике, Кабардино-Балкарской Республике и Чеченской Республике.
Рабочие места как результат трансформации капитальных вложений в основной капитал создаются благодаря новому производственному строительству и расширению действующих предприятий (строительству новых цехов, производств, обособленных филиалов). При этом с позиций обеспечения занятости более эффективными являются инвестиции в некапиталоемкие виды экономической деятельности:
- обрабатывающие производства;
- торговля;
- гостиничное хозяйство.
Между тем основной поток инвестиций направляется в капиталоемкие отрасли:
- на развитие транспорта (строительство автомобильных дорог с твердым покрытием);
- на производство и распределение электроэнергии (в горных регионах - гидроэнергетики) -распределение газа и воды.
В сектор обрабатывающих производств поступает незначительный процент инвестиций в основной капитал:
- Республика Ингушетия - 0,3 %;
- Чеченская Республика - 2,7 %;
- Республика Дагестан - 4,2 %;
- Республика Северная Осетия - Алания -
7,1 %;
- Карачаево-Черкесская Республика - 14,3 %;
- Кабардино-Балкарская Республика - 26,8 %.
В целом по СКФО - 14,0 % в 2010 г.
Президент Российской Федерации в декабре
2011 г. отметил: «Должны быть созданы условия для опережающего развития депрессивных густонаселенных территорий». Это четкое указание должно найти отражение не только в концепции совершенствования региональной политики, но и в стратегии и государственных программах социально-экономического развития субъектов РФ, оказавшихся слаборазвитыми в силу различных причин объективного и субъективного свойства.
В проекте Концепции совершенствования региональной политики в РФ (2010 г.) имеется раздел 3 «Совершенствование налогово-бюджетных инструментов региональной политики», в котором основным инструментом содействия достижению региональными органами власти конкретных целей и задач, исходя из приоритетов общефедеральной политики в различных сферах, являются
межбюджетные трансферты, предоставляемые в форме субсидий из федерального бюджета на со-финансирование расходных обязательств субъектов РФ [1]. Далее предлагается путем «.поэтапного сокращения федеральных льгот по региональным налогам» (речь по сути дела о налоге на имущество организаций) увеличить налоговые поступления бюджетов субъектов РФ.
Прописаны и другие меры, которые совершенно не связаны с развитием механизма стимулирования инвестиционной активности в депрессивных регионах: типа «скорейшего введения налога на недвижимость», «зачисления работодателем налога на доходы физических лиц по месту жительства работающих».
Перечисленные меры с большой натяжкой можно отнести к инструментам налогово-бюджетного механизма регулирования и поддержки социально-экономического развития депрессивных регионов.
Бюджетный механизм поддержки инвестиционной активности (в форме государственно-частного партнерства, в форме государственных гарантий и др.) в сочетании с налоговым механизмом формирует комбинированный налогово-бюджетный механизм развития инвестиционной привлекательности отдельных регионов и отраслей экономики.
Налоговый механизм стимулирования инвестиционной активности привлечения частного капитала включает следующие основные формы:
1) специальные налоговые режимы (в форме соглашения о разделе продукции) 2;
2) изменение срока уплаты налога (в форме предоставления инвестиционного налогового кредита);
3) налоговые льготы, связанные со стимулированием инвестиций в основной капитал и научно-технические разработки (налоговые стимулы инвестиционной и инновационной активности) [3]. Совокупность налоговых льгот рассматривается как часть механизма налогового регулирования, призванного способствовать увеличению (при прочих равных условиях) прибыльности хозяйствующих субъектов путем уменьшения их налоговых обязательств перед государством.
Указанная совокупность включает следующие виды налоговых льгот:
2 Специальный налоговый режим в форме соглашения о разделе продукции основан на привлечении иностранных инвестиций в связи с освоением месторождений углеводородного сырья.
- освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога в течение определенного периода (так называемые налоговые каникулы на 3-5 лет и более);
- установление в составе объекта налогообложения отдельных элементов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения бессрочно или на ограниченный срок);
- льготы, предоставляемые посредством уменьшения налоговой базы;
- льготы, предоставляемые посредством установления пониженной налоговой ставки.
Экономистами признано, что именно прямые налоги (среди них - налог на прибыль) содержат наибольшие потенциальные возможности для регулирующего воздействия на масштабы и направления инвестиционной активности. В сочетании с амортизационной политикой налог на прибыль определяет размеры собственных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, которые могут быть использованы для обеспечения дальнейшего роста. В конечном счете именно они формирует существенную часть инвестиционного потенциала, необходимого для развития экономики.
В целях привлечения инвестиций в экономику отдельных регионов Правительство РФ предусмотрело введение механизма бюджетного, налогового и таможенного стимулирования деятельности резидентов (участников) в особых экономических зонах (ОЭЗ).
С 2011 г. законодательно регулируется деятельность резидентов ОЭЗ на уровне субъектов РФ:
- Особая экономическая зона в Калининградской области;
- Особая экономическая зона в Магаданской области.
Также регулируется деятельность резидентов муниципальных ОЭЗ:
1) промышленно-производственного типа (на территориях Елабужского района Республики Татарстан и Грязинского района Липецкой области);
2) технико-внедренческого типа (на территориях г. Дубны Московской области и столичного Зеленограда, г. Томска и г. Санкт-Петербурга);
3) туристско-рекреационного типа (в семи субъектах РФ);
4) портовых (аэропортовый в г. Ульяновске и морской в г. Советская Гавань в Приморском крае) [4]. Как показал пятилетний период (2006-2011 гг.)
становления и функционирования особых эконо-
мических зон, действующий налогово-бюджетный механизм стимулирования инвестиционной активности в ОЭЗ не стал привлекательным для потенциальных инвесторов, как на это рассчитывали федеральные и региональные власти3. Значительная часть земельных участков в границах ОЭЗ, предназначенных для сдачи в аренду потенциальным резидентам, остается не востребованной (сведения о них с указанием кадастрового номера и площади земельного участка регулярно публикуются на страницах «Российской газеты»).
Учитывая недостаточную востребованность института ОЭЗ, Минэкономразвития России инициировало разработку мер по совершенствованию действующей системы государственной поддержки. В конечном счете они нашли отражение в Федеральном законе от 30.11.2011 № 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» и отдельные законодательные акты РФ» (введен в действие с 01.01.2012) [5].
В числе новаций отметим уточнение формулировки целей создания ОЭЗ: «Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции».
Продлены сроки создания и существования ОЭЗ всех типов - с 20 до 49 лет (так же, как это предусматривалось для портовых ОЭЗ).
Установлено, что резидент ОЭЗ промышлен-но-производственного типа обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее чем 120 млн руб. (за исключением нематериальных активов (НА), из которых не менее чем 40 млн руб. (за исключением НА) - в течение трех лет со дня заключения соглашения об осуществлении деятельности). Соглашение это заключается на срок, не превышающий срока, оставшегося до прекращения существования данной ОЭЗ.
В части налогового механизма резидентам всех ОЭЗ продлены налоговые освобождения по налогу
3Объявлено о досрочном прекращении существования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территориях города-курорта Анапы, города-курорта Геленджика, г. Сочи и Туапсинского муниципального района Краснодарского края. По итогам 2011 г. расторгнуты соглашения с 20 инвесторами, планировавшими участвовать в зонах технико-внедренческого типа.
на имущество организаций и земельному налогу: не в течение 5 лет, а в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем приобретения имущества или земельного участка.
Пониженная ставка региональной части налога на прибыль организаций устанавливается в размере, который не может быть выше 13,5 % (ранее формулировка была «...не может быть ниже 13,5 %). Это означает расширение компетенции субъекта РФ в части установления резидентам ОЭЗ (кроме портовых) региональной ставки налога на прибыль организаций менее 13,5 %, т. е. вплоть до ее нулевого значения.
В отношении федеральной части налога на прибыль организаций (2 %) установлена ставка в размере 0 %:
- для организаций - резидентов технико-внедренческой ОЭЗ;
- для организаций - резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер.
Увеличена сумма инвестиционного налогового кредита с 30 до 100 % стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого для проведения научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства.
Полномочия по принятию решений об изменении сроков уплаты налога на прибыль организаций в части его региональной ставки и региональных налогов в форме инвестиционного налогового кредита переданы субъектам РФ, власти которых определяют органы, принимающие решения по предоставлению указанного кредита.
Федеральные власти в стратегии социально-экономического развития большинства депрессивных регионов уповают на реализацию проекта Северокавказского туристического кластера, рассчитанного на 2011-2020 гг. В рамках данного проекта предусмотрено построить пять новых горнолыжных курортов мирового уровня:
- Лагонаки - в Адыгее;
- Архыз - в Карачаево-Черкесии;
- Эльбрус-Безенги - в Кабардино-Балкарии;
- Мамисон - в Северной Осетии - Алании;
- Матлас - в Дагестане.
Протяженность горнолыжных трасс составит 898 км, будут построены 179 подъемников, возведены гостиницы вместимостью на 89 тыс. чел. Проект
предусматривает поэтапное создание в регионе свыше 330 тыс. рабочих мест4 .
Созданное для реализации проекта ОАО «Курорты Северного Кавказа» привлекает в качестве партнера французскую компанию France-Caucase (дочерняя фирма госкорпорации Caisse des Depots et Consignations), с которой на Х Международном инвестиционном форуме в Сочи (сентябрь 2011 г.) заключено соглашение о создании совместного предприятия с уставным капиталом 10 млн евро:
- 51 % - у российской стороны;
- 49 % - у французской стороны.
ОАО «Курорты Северного Кавказа» заключило также соглашение с Внешэкономбанком об оказании услуг инвестиционного консультирования и разработке программ кредитования малого и среднего бизнеса в связи с реализацией указанного проекта.
По мнению автора, создание туристического кластера не станет тем звеном в цепи институтов экономического роста, посредством которого в депрессивных регионах СКФО можно будет:
- обеспечить приток частных инвестиций;
- создать рабочие места;
- снизить уровень безработицы;
- сократить бедность.
В этих регионах прежде всего предстоит изменить репутацию края, которая сложилась и сохраняется у потенциальных туристов5 .
Для обеспечения условий опережающего развития реального сектора экономики депрессивных регионов, создания рабочих мест разработана и утверждена распоряжением Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (далее - Стратегия СКФО-2025) [7]. Создано ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа», ответственное за реализацию указанной стратегии, и правительственная комиссия по социально-экономическому развитию региона.
В 2010-2025 гг. среднегодовые темпы роста составят:
4 Правительство РФ рассматривает вопрос о включении в проект туристического кластера каспийского побережья Дагестана, Кавказских Минеральных вод и Джейрахского района Ингушетии.
5 То, что репутация края как небезопасная сохраняется, кос-
венно подтверждается установленными для солдат и офицеров, проходящих здесь службу, дополнительными выплатами в размере двух должностных окладов ежемесячно за напряжение и риск «кавказской» службы.
- валового регионального продукта субъектов РФ в СКФО - 7,7 % (рост в 3,3 раза по сравнению с 2008 г.);
- промышленного производства - 10,1 % (рост в 5,1 раза).
Будет создано не менее 400 тыс. новых рабочих мест, что позволит снизить уровень официальной безработицы с 16 до 5 %.
Общий объем финансирования составит 3 896,4 млрд руб. В том числе:
- из федерального бюджета - 2 604,3 млрд руб., или 66,8 %;
- из бюджетов субъектов РФ - 195,2 млрд руб., или 2,0 %;
- за счет внебюджетных источников - 1 096,9 млрд руб., или 31,2 %.
Для стимулирования притока частных инвестиций предусматривается создать более привлекательные, чем в других регионах РФ, финансовые стимулы, включающие:
- государственное софинансирование создания базовой инфраструктуры;
- обеспечение гарантий по привлекаемым кредитам;
- расширение территорий с особым экономическим режимом.
Создание в депрессивных регионах особых экономических зон промышленно-производственного типа в рамках муниципального образования не даст нужных результатов в силу известной репутации, а также налоговой конкуренции со стороны центральных областей. Для подтверждения обострения налоговой конкуренции в борьбе за привлечение инвестиций приведем пример.
Новая (третья по счету) особая экономическая зона промышленно-производственного типа функционирует с 2012 г. на территории Ставропольского муниципального района Самарской области (ОЭЗ «Тольятти»). Правительством области подписано 11 соглашений с потенциальными российскими и зарубежными резидентами6, инвестиционные проекты которых рассчитаны на 41 млрд руб. и создание 20 тыс. рабочих мест в сфере производства автокомпонентов, авиационных газотурбинных двигателей.
Строительство инженерной, транспортной, социальной и других видов инфраструктуры осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов на условиях софинансирования:
6 В их числе ГК «Ростехнологии», компания Pirelli, ЗАО «Группа Химэкс», ЗАО «Ренфорс - Новые технологии».
инвестиции из федерального бюджета составят 7 193 млн из 7 967 млн руб., или 90 %. Остальные 10 % - из областного бюджета.
Среди налоговых льгот на резидентов ОЭЗ «Тольятти» следует отметить введение на 2012-2017 гг. нулевой ставки налога на прибыль организаций в его региональной части (остается лишь 2 % федеральной части ставки налога).
Могут ли муниципальные образования депрессивных регионов составить бюджетную конкуренцию (даже при равенстве налоговых условий) Ставропольскому району Самарской области в части создания и функционирования особой экономической зоны? Ответ может быть только один. А если сюда добавить и инвестиционный климат области, то сравнение становится вообще излишним.
На одном из заседаний Правительства РФ, посвященном вопросу об особых экономических зонах, Г. Греф поведал кабинету министров давнюю мечту - Россия должна превратиться в одну большую особую экономическую зону, чтобы победить в конкуренции с другими странами за привлечение иностранных инвестиций.
По аналогии для обеспечения опережающего экономического роста депрессивные регионы следует превратить в одну большую особую экономическую зону, чтобы победить в конкуренции с другими регионами за привлечение инвестиций -иностранных и отечественных7.
В ст. 1 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области» указано основание принятия самого закона: «.с учетом геополитического положения Калининградской области в целях ускорения ее социально-экономического развития» 8. Менее чем через три года в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 года (утверждены 17.11.2008 № 1663-р) в рамках приоритетного развития регионов, имеющих важное значение для страны, снова была отмечена Калининградская область, а также южные регионы, регионы Дальнего Востока и Забайкалья.
7 Некоторые политики - лидеры партий в своих предвыборных программах предлагали ввести безналоговый режим хозяйствования на территории Дальневосточного федерального округа и в Калининградской области.
8 Ранее были приняты Федеральный закон от 22.01.1996 № 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области» и постановление Правительства РФ от 07.12.2001 № 866 «О федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года».
Целесообразно по образцу Калининградской области (но с одним изъятием) разработать федеральное законодательство об особой экономической зоне в депрессивных регионах Северо-Кавказского федерального округа. Изъятие касается таможенных льгот, предусмотренных для резидентов ОЭЗ Калининградской области, которые по своим размерам в десятки ряд превышают налоговые льготы:
- сумма таможенных льгот - 63 250 млн руб.;
- сумма налоговых льгот - 1 274 млн руб.
Актуальность разработки ОЭЗ в депрессивных
регионах СКФО возрастает с учетом завершения федеральной целевой программы «Юг России (2008-2012 гг.)», результативность которой остается более чем скромной (в 2010 г. использовано 57,9 млн руб. бюджетных инвестиций).
В отличие от ОЭЗ в Калининградской области, рассчитанной на 25 лет (с 01.04.2006 до 01.04.2031), продолжительность функционирования ОЭЗ в депрессивных регионах предлагается ограничить периодом 2014-2040 гг. (26 лет), сохранив характеристики налоговых льгот и уменьшив размер минимального объема капитальных вложений до 120 млн руб. (без нематериальных активов). Инвестиционные проекты резидентов ОЭЗ в депрессивных регионах СКФО должны быть связаны с созданием и развитием обрабатывающих производств за исключением отдельных видов:
- производство этилового спирта;
- производство алкогольной продукции;
- производство табачных изделий и др.
Центральной проблемой государственного регулирования социально-экономических процессов в депрессивных регионах является преодоление экономической отсталости на основе реализации промышленной политики, предусматривающей создание и развитие обрабатывающих производств с использованием собственных трудовых ресурсов. Рост промышленной занятости населения призван способствовать структурной перестройке экономики, в которой определяющее значение будет принадлежать промышленности (вместо нынешней аграрной специализации).
Сравнительные данные об условиях деятельности резидентов ОЭЗ в Калининградской области и предлагаемого проекта создания ОЭЗ промыш-ленно-производственного типа в депрессивных регионах СКФО приведены в табл. 3. Они наглядно иллюстрируют общность и различия между ними.
Таблица 3
Сравнительные данные об условиях деятельности резидентов Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области и проекта Особой экономической зоны промышленно-производственного типа в депрессивных регионах СКФО
ОЭЗ регионального развития Специализация ОЭЗ Объем инвестиций Государственная поддержка
Налоговые инструменты Таможенные и бюджетные инструменты
Калининградская область (Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ). Период функционирования: 01.04.2006 -01.04.2031 (25 лет) Инвестиционные проекты резидентов ОЭЗ (за исключением отдельных видов экономической деятельности, перечисленных в федеральном законодательстве), одобренные администрацией ОЭЗ Осуществление капитальных вложений на сумму не менее 150 млн руб. в течение трех лет со дня включения в реестр резидентов ОЭЗ Налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций в течение первых 6 лет не уплачивается (налоговая ставка составляет 0 %), а с 7-го по 12-й годы ставка по указанным налогам уменьшается на 50 % Предоставление режима свободной таможенной зоны для резидентов ОЭЗ
Депрессивные регионы СКФО (предлагаемый проект). Период функционирования: 2014-2034 гг. (26 лет) Инвестиционные проекты резидентов ОЭЗ по созданию и развитию обрабатывающих производств (за исключением отдельных видов) Осуществление капитальных вложений на сумму не менее 120 млн руб., из которых не менее 40 млн руб. -в течение трех лет со дня заключения соглашения об осуществлении деятельности Налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций в течение первых 6 лет не уплачивается (ставка составляет 0 %), с 7-го по 12-й годы ставка по указанным налогам уменьшается на 50 %, а с 13-го по 18-й годы уменьшается на 75 % Предоставление гарантий Правительства РФ по кредитам, привлекаемым на реализацию инвест-проектов; финансирование из Инвестиционного фонда РФ объектов производственной инфраструктуры реализуемых инвестпроектов
Итак, в условиях нейтральности налогового фактора (равной компетенции субъектов РФ в предоставлении налоговых льгот) и низкой инвестиционной привлекательности депрессивных регионов их структурная модернизация может быть осуществлена на основе полноценного налогово-бюджетного механизма, предусматривающего:
- использование совокупности налоговых стимулов в рамках создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа в депрессивных регионах;
- прямое государственное финансирование инвестиционных проектов межрегионального значения;
- предоставление государственных гарантий по кредитам, привлекаемым для реализации ин-вестпроектов;
- предоставление субсидий из федерального бюджета для компенсации процентной ставки по банковским кредитам, связанным с финансированием инвестпроектов;
- государственно-частное партнерство для реализации региональных инвестиционных проектов.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Дифференциация российского общества в зеркале публичной политики / под ред. Ю. А. Красина. М.: Горбачев-Фонд. 2004.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
4. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ.
5. О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» и отдельные законодательные акты РФ: Федеральный закон от 30.11.2011 № 365-ФЗ.
6. О правилах отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда: постановление Правительства РФ от 21.11.2000 № 875.
7. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р.