Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ ПРОТИВНИКА'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ ПРОТИВНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (АСУ) / ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ВВТ) / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ (ВС) / РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ БОРЬБА / РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / AUTOMATED CONTROL SYSTEMS / ARMAMENTS AND MILITARY EQUIPMENT / ARMED FORCES / ELECTRONIC WARFARE / ROBOTIC MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масленников Александр Николаевич, Вершилов Сергей Анатольевич, Жирнов Михаил Владимирович

Определены специфические аспекты подготовки специалистов радиоэлектронной борьбы (РЭБ), способных противодействовать применению противником робототехнических средств (РТС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масленников Александр Николаевич, Вершилов Сергей Анатольевич, Жирнов Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF TRAINING ELECTRONIC WARFARE SPECIALISTS TO COUNTER ENEMY’S ROBOTICS

Specific aspects of training electronic warfare specialists, who can counter the enemy’s employment of robotic equipment.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ ПРОТИВНИКА»

Некоторые аспекты подготовки специалистов радиоэлектронной борьбы по противодействию робототехническим средствам противника

Полковник в отставке АН. МАСЛЕННИКОВ кандидат военных наук

Полковник запаса С.А. ВЕРШИЛОВ, кандидат философских наук

Капитан М.В. ЖИРНОВ

АННОТАЦИЯ. Определены специфические аспекты подготовки специалистов радиоэлектронной борьбы (РЭБ), способных противодействовать применению противником робототехнических средств (РТС).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: автоматизированные системы управления (АСУ), вооружение и военная техника (ВВТ), вооруженные силы (ВС), радиоэлектронная борьба, робототехнические средства.

SUMMARY. Specific aspects of training electronic warfare specialists, who can counter the enemy's employment of robotic equipment.

KEYWORDS: automated control systems, armaments and military equipment, armed forces, electronic warfare, robotic means.

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования некоторых аспектов подготовки специалистов РЭБ по противодействию робототехническим средствам противника обусловливается рядом взаимосвязанных обстоятельств.

Во-первых, обстоятельствами онтологического характера. РТС армии США перешли в качественно новое состояние, которое может рассматриваться научным сообществом как продуктивное явление информационного противоборства. Возросший уровень боеготовности Вооруженных Сил РФ породил неутолимое желание ряда зарубежных «партнеров» ограничить пределы интересов нашей страны посредством принятия на вооружение новых ВВТ, в том числе систем искусственного интеллекта. Наличие в армии США РТС и уже приобретенный опыт эксплуатации подобных комплексов выдвигают перед отечественными учеными задачу исследования особенностей их использования.

Во-вторых, обстоятельствами гносеологического свойства. Обладание специалистами армии США знаниями о РЭБ существенно повлияло на способы ведения современных боевых операций, что, в свою очередь, заставляет российских ученых создавать и совершенствовать отечественные компьютерно-информационные системы управления. Засвидетельствованная тенденция важна сегодня в той мере, в какой постановка и решение такой задачи позволяют оценивать победы и поражения профессионалов в применении РТС. В данной связи стремление представителей силовых структур к совершенствованию подготовки творческих интеллектуалов РЭБ должно оставаться безусловным.

В-третьих, обстоятельствами методологического качества. Объяснение сущности наземных РТС предполагает использование арсенала обособленной совокупности приемов исследования, в том числе — военной системы знаний. Необходимо подвергнуть изучению максимально возможные для рассмотрения грани РТС противника. Без проведения такого анализа маловероятно повышение продуктивности подготовки профессиональных кадров РЭБ ВС РФ к выполнению задач по предназначению.

В-четвертых, обстоятельствами мировоззренческого своеобразия, поскольку в ситуации развернувшейся медиаборьбы субъекты органов военного управления вынуждены заниматься формированием, развитием и внедрением в ВС РФ соответствующих платформ РТС. Существующая установка на ведение информационно-психологического противоборства довольно эффективно воплощена в оригинальных разработках исследователей научных институтов отечественного военного ведомства. Вместе с тем недостаточно внимания уделяется определению стратегических задач специалистов РЭБ ВС РФ по противодействию закамуфлированным «головоломкам» РТС армий зарубежных стран.

В-пятых, обстоятельствами праксиологического отличия. Знания о РТС противоречивы, что обусловлено альтернативными подходами специалистов к их использованию в вооруженных конфликтах. Среди них особо выделяются оптимистический и пессимистический взгляды. Представители первой точки зрения утверждают: изменение способов ведения войны значительно расширит в ближайшем будущем масштабы применения рассматриваемого феномена. Вторые полагают то же самое, но с оговоркой: эксплуатация подобных средств может привести к так называемому «синдрому роботов» — приобретению личным составом антигуманного навыка в контексте их специфической деятельности. Эти рассуждения подразумевают появление в ВС РФ профессиональных кадров, всесторонне подготовленных к продуктивному противодействию РТС противника.

Таким образом, выявление некоторых аспектов подготовки специалистов РЭБ по противодействию РТС противника на базе анализа их характеристик, приемов и способов использования в современных вооруженных конфликтах имеет непреходящее значение для функционирования силовой составляющей РФ, так как способствует повышению ее боевых возможностей.

В эпоху глобализации существенным обстоятельством вооруженного противоборства выступает вполне определенная совокупность взглядов, точек зрения и оценок на ведение войны, в основе которой положение о завоевании информационного пространства является доминирующим. В своих работах С.А. Вершилов и Е.Б. Дроботун указывают на то, что необходимость следования подобному правилу подтверждается «применением противником средств информационного воздействия на объекты регулирования, совершенствованием АСУ, связи, разведки и РЭБ в условиях войн и вооруженных конфликтов»1. В данной связи важно раскрыть некоторые особенности использования РТС в вооруженных силах иностранных государств и описать накопленный специалистами РЭБ опыт участия в боевых операциях.

Исследование имеющегося объема знаний о современных вооруженных конфликтах позволяет утверждать о пристальном изучении

1 Вершилов С.А. Военная безопасность России в системе родового смысла. Ульяновск: Зебра, 2018. С. 23—24; Дроботун Е.Б., Бердышев В.П. Защита автоматизированных систем управления военного назначения от разрушающих программных воздействий // Военная Мысль. 2016. № 4. С. 15.

специалистами зарубежных армий вопросов использования РТС2. В. Русинов не без основания полагает: «Продуктивные разработки в данном направлении ведутся многими странами, но лидирующая позиция относительно данного вида деятельности принадлежит США»3. Как следствие, РТС достаточно широко применяются ими в Афганистане, Сирии и Ираке.

Летальное оружие боевым роботам пока доверяют редко, но с их помощью, например, успешно проводится разведка обстановки, складывающейся в районе боевого противостояния. Особенность платформ данного вида заключается в том, что полученные сведения передаются на базу управляющей системы в режиме реального времени. Это дает возможность специалистам аналитического центра своевременно предоставлять командиру необходимую информацию для принятия решения.

Так, специалисты РЭБ армии США имеют на вооружении миниатюрный робот-разведчик Recon Scout, имеющий вес 1,3 кг, длину 200 мм, оборудованный обычной и инфракрасной камерами. Такое РТС можно забрасывать за препятствия, но передвигаться оно может только по сравнительно ровной поверхности. Следовательно, в условиях горного ландшафта эксплуатация данного искусственного интеллекта не всегда целесообразна, что было подтверждено его применением в Афганистане.

Еще одним представителем группы роботов-разведчиков, широко используемых в армии США, является First Look-110. Он весит около 2,5 кг, имеет гусеницы и управляется с пульта, размещенного у специалиста РЭБ на запястье. Робот оснащен четырьмя камерами и способен преодолевать небольшие препятствия. На него можно устанавливать другие датчики: тепловизоры, индикаторы биологического, химического и радиационного заражения.

Самым массовым американским военным РТС (выпущено более 3 тыс. шт.), разработанным компанией Foster-Miller, является TALON. Эта машина позитивно воспринимается специалистами РЭБ армии США, поскольку ее применение оказалось эффективным в сложных условиях Афганистана. Опыт эксплуатации американскими военнослужащими данного робота показал, что он эффективен не только для разведки, но и для обезвреживания взрывных устройств. С его помощью было обезврежено около 50 тыс. мин4. Американские военные даже «доверили» TALON оружие, внедрив в него «манипуляторы». Была создана модификация роботизированной платформы, на которую можно устанавливать пулемет или снайперскую винтовку, в результате чего американские военнослужащие получили возможность ведения стрельбы с поистине снайперской точностью.

Следующим роботом, способным поражать противника, является Warrior. На него предусмотрена установка пулемета калибра 7,62 мм,

2 См.: Кондратьев А. Перспективы развития и применения беспилотных и роботизированных средств вооруженной борьбы в ВС ведущих зарубежных стран // Зарубежное военное обозрение. 2011. № 5. С. 14—21; Русинов В. Состояние и планы развития наземных ро-бототехнических комплексов США // Зарубежное военное обозрение. 2013. № 3. С. 44—56; Новая стратегическая система РЭБ сможет подавить связь войск США и НАТО URL: http:// derzhava.mirtesen.ru/blog/43079613477/Novaya-strategicheskaya-REB-smozhet-podaYit-svyaz-voysk- (дата обращения: 19.10.2017); Современные военные роботы — боевые системы будущего. URL: http://militaryarms. ru/voennaya-tehnica/boevye-mashiny/voennye-boevye-roboty/ (дата обращения: 5.11.2016).

3 Русинов В. Состояние и планы развития наземных робототехнических комплексов США // Зарубежное военное обозрение. 2013. № 3. С. 44.

4 См.: Современные военные роботы — боевые системы будущего. URL: http://mili-taryarms.m/voeimaya-tehnica/boevye-mashiny/voennye-boevye-roboty/ (дата обращения: 5.11.2016).

автоматического дробовика и другого оружия. Warrior можно эксплуатировать и в качестве сапера, и в качестве средства эвакуации раненых с поля боя.

В этой связи следует признать, что существующая грань между различными совокупностями военных роботов достаточно условна. Разведывательные РТС армии США способны осуществлять разведывательные действия, обнаруживать взрывные устройства, а также принимать непосредственное участие в боевых операциях.

Инженерные РТС эффективно применяются в зарубежных армиях для поиска, перевозки и обезвреживания взрывоопасных веществ и предметов, создания проходов в минных полях, подъема и транспортировки тяжестей, расчистки возникших в ходе ведения боевых действий лесных, камневых или мусорных завалов. Своеобразие развития таких комплексов заключается в постоянном увеличении их массы. Подобное обстоятельство значительно расширяет масштаб привлечения дистанционно управляемых машин для решения более серьезных задач.

Типичным примером инженерных роботов в армии США, управляемых дистанционно, выступает инженерная машина MV-4 (или М-160). Ее масса равна 5,32 т, имеет гусеничное шасси и применяется для обезвреживания боеприпасов/мин на глубине до 320 мм. Управлять MV-4 можно с расстояния в 2 км, что позволяет обеспечить саперам полную безопасность.

Еще более тяжелым инженерным РТС с дистанционным управлением является ABV {Assault Breacher Vehicle). Оно оборудовано минным тралом и зарядами для разминирования, также с его помощью ставятся дымовые завесы. В настоящее время в вооруженных силах США усиленно работают над полностью автономной модификацией машины.

Одним из наиболее известных РТС для разминирования является Mark V-A1. На нем установлено несколько видеокамер и водяная пушка для уничтожения бомб. Сегодня данная роботизированная система находится на вооружении подразделений не только США, но и Израиля, и Канады.

Как видим, имеется большое количество малогабаритных и тяжелых саперных роботов, которые активно используются военными профессионалами США.

Тыловые РТС применяются силами быстрого реагирования и подразделениями специальных операций. Данные комплексы предназначены для сопровождения бойцов, перевозки части боекомплекта, тяжелого вооружения или других грузов. Они также могут выполнять дополнительные функции: разведки и эвакуации раненых. Некоторые тыловые РТС перемещаются на четырех конечностях, что порой помогает им пройти там, где колесная техника передвигаться не может.

Специалисты армии США приобрели опыт эксплуатации тылового роботизированного средства — CAMEL. Оно представляет собой плоскую платформу, которая кроме вооружения способна нести 550 кг полезного груза. На колеса можно надевать резиновые гусеницы, что существенно повышает проходимость по пересеченной местности. Данный комплекс вполне способен сопровождать боевые отряды и передвигаться самостоятельно, ориентируясь по сигналам GPS.

Есть и другие тыловые (они же — боевые) роботы, применяемые в армии США. Например, Crusher («давилка» или «крушитель»). Это колесный автомобиль весом 6,5 т. Он оборудован несколькими видеокамерами, лазерным дальномером и тепловизором, возможна установка различных видов вооружения. Высокая проходимость и способность преодолевать значительные препятствия не один раз помогали американским военнослужащим решать специальные задачи.

Продуктивное использование РТС во многом зависит от их АСУ. Получение информационного превосходства реализуется различными системами боевого управления войсками и оружием, разведывательно-ударными и огневыми комплексами. Так, в ВС США на базе концепции «Системы управления, связи, разведки и компьютерного обеспечения для участников боевых действий» (Command, Control, Communications, Computers and Intelligence For The Warrior — C4IFTW) создана единая информационно-управляющая система. Также имеется глобальная коротковолновая система связи США (High Frequency Global Communications System)5.

Наличие в ВС США подобных комплексов позволяет специалистам приобретать практические навыки управления ими, решая при этом триединую задачу. Во-первых, осуществлять в вооруженных конфликтах централизованное управление частями и подразделениями в режиме реального времени. Во-вторых, предоставлять заинтересованным субъектам возможность фиксировать материалы информационного характера. В-третьих, приводить концентрацию, хранение, обработку и передачу необходимых сведений на всех уровнях управления частями и подразделениями в оптимальное состояние и всесторонне осуществлять контроль над указанными процессами.

Таким образом, наличие РТС и систем управления ими в армии США позволяют утверждать, что их развитию и совершенствованию уделяется пристальное внимание, а противодействие таким системам становится важной оперативной задачей ряда войсковых подразделений ВС РФ.

Кроме того, в современных условиях значимыми обстоятельствами внешней среды, объективно подтверждающими необходимость внесения изменений в подготовку специалистов РЭБ, выделяются следующие:

продолжающаяся борьба с международным исламским фундаментализмом;

непрекращающееся санкционное противостояние между Россией и рядом стран Запада;

участившиеся хакерские атаки на компьютерно-информационные системы управления войсками;

поступление в части и подразделения ВС РФ разнородных перспективных средств РЭБ;

кратное увеличение числа задач РЭБ и значительное усложнение правил их решения;

практическая реализация модернизации в вузовском образовании военнослужащих;

расширение целей обучения специалистов РЭБ.

Анализ существующей системы обучения специалистов РЭБ показал, что ни методические основы образовательного процесса, ни используемая для их подготовки материальная база не отвечают в полной мере велению времени, затормаживая в определенной степени решение насущной задачи6.

Так, негативно сказывается на уровне подготовки профессиональных кадров в рассматриваемой сфере деятельности отсутствие кафедры

5 См.: Новая стратегическая система РЭБ сможет подавить связь войск США и НАТО URL: http://derzhava.mirtesen.ru/blog/43079613477/Novaya-strategicheskaya-REB-smozhet-po-davit-svyaz-voysk-

6 Следует подчеркнуть, что некоторые практические шаги по совершенствованию системы подготовки специалистов РЭБ уже реализуются. В составе Военного учебно-научного центра ВВС «ВВА» сформирован Научно-исследовательский испытательный институт РЭБ. См.: Ласточкин Ю.И. Радиоэлектронная борьба ведется строго по науке. URL: http://army-news. ru/2016/04/radioelectronnaya-borba-vedetsya-strogo-po-nauke/ (дата обращения: 02.09.2017).

боевого применения подразделений и эксплуатации РЭБ с системами управления РТС в структуре Военного учебно-научного центра ВВС «ВВА». Это в значительной степени затрудняет решение как минимум двух задач. Во-первых, получение обучающимися необходимых знаний об основах боевого применения РТС зарубежных армий и ВС РФ. Во-вторых, приобретение ими твердого умения использовать силы и средства РЭБ наземного базирования в комплексе.

Другим не менее существенным негативным фактором подготовки кадров РЭБ ВС РФ является отсутствие курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации в сфере противоборства с системами управления РТС противника.

Еще одним негативным фактором подготовки кадров является отсутствие специализированного полигона войск радиоэлектронной борьбы, что не позволяет в сжатые сроки готовить к выполнению учебно-боевых (специальных) задач подразделения и воинские части РЭБ.

Сложившееся положение дел следует кардинально менять. Профессионалы РЭБ будущей формации должны иметь высокий уровень подготовки, обладать определенной совокупностью знаний, умений и опыта. Важно подчеркнуть, что без всего этого сложно, а порой невозможно подтвердить высокое звание квалификационного специалиста в столь неординарном виде деятельности. Авторы статьи солидарны с подходом C.B. Голубева, C.B. Плотникова и В.К. Кирьянова к знаниям и умениям специалистов РЭБ7, но полагают целесообразным расширить представленную ими совокупность существенными положениями. Творческим интеллектуалам в сфере РЭБ необходимо отвечать следующему.

Знать: теоретические установки ведения информационной войны противоборствующей стороной и специфику ее воплощения в действительность; базисные предпосылки искусства ведения РЭБ в пространственно-временных координатах современных вооруженных конфликтов; многообразие точек зрения о развитии и функционировании информационно-управляющих систем, связанных с обеспечением жизнеспособности противоборствующей стороны; нетривиальные порядки осуществления РЭБ.

Уметь: высказывать суждение о радиоэлектронной и информационной среде, в которой обитают противоборствующие военно-политические субъекты; упорядочивать и приводить в исполнение РЭБ для нейтрализации воздействия со стороны информационно-управляющих систем войсками, ВВТ неприятеля; продуктивно использовать качественные порядки усовершенствованных или впервые созданных средств РЭБ.

Иметь опыт: владения сложными информационными технологиями, разнообразными приемами и специфическими средствами осуществления медиапротивоборства; работы на всех образцах спецтехники, находящейся на вооружении войск РЭБ; самостоятельного и коллективного применения средств РЭБ в различных условиях обстановки.

Обладать высокими морально-психологическими качествами и ответственностью за полученные результаты работы.

В настоящее время подготовку кадров по рассматриваемой специальности следует воспринимать в качестве взаимосвязи целей, содержания, форм, методов и средств обучения специалистов РЭБ, способных выполнять функциональные обязанности по прямому предназначе-

7 См.: Голубев C.B., Плотников C.B., Кирьянов В.К. О необходимости подготовки специалистов радиоэлектронной борьбы с системами управления беспилотными летательными аппаратами и робототехническими средствами иностранных армий // Военная Мысль. 2017. № 4. С. 74-80.

нию. Отличительным признаком такой подготовки должна выступить адаптация общего тренинга профессионалов специфического вида деятельности к нововведениям в сфере сбора, обработки, хранения и передачи необходимых сведений. Все это предоставит хороший шанс для приобретения должного уровня знаний и умений представителям подразделений РЭБ не только в тактико-специальной подготовке, но и в информационной.

Следовательно, приоритетными в интересующей нас области оказываются как минимум три цели обучения: первая — уяснение обучаемыми продуктивных форм и способов борьбы с информационно-управляющими системами и центрами боевого управления противоборствующей стороны; вторая — приобретение опыта по концентрации, обработке, сбережению и передаче информации; третья — развитие приспособленности будущего специалиста РЭБ к стремительно меняющемуся информационному пространству.

Достижение первой цели обучения специалистов РЭБ предполагает: практическое восприятие средств и способов ведения информационной борьбы, уяснение программно-технического влияния на электронно-вычислительные комплексы;

приобретение навыков обнаружения информационного компонента, определение слабых звеньев систем и средств управления войсками и оружием неприятеля;

реализацию воздействия на информационные системы противоборствующей стороны;

сохранение гарантий эффективной работоспособности собственных информационно-управляющих систем и их потенциальных возможностей в условиях негативного влияния недружественных субъектов.

Анализ имеющихся знаний о применении РТС и средств РЭБ позволяет сделать следующий вывод: суть ведения боевых действий ВС США заключается в проведении центрально-сетевых совместных операций, в ходе которых смешанные (разновидовые) группировки противника, руководимые из единого центра, одновременно действуют по отдельным элементам системы государственного и военного управления, частям и подразделениям «сил ответного удара» на всей территории страны. Стремление «оказаться» в пределах досягаемости второй цели обучения специалистов РЭБ подразумевает неукоснительное овладение ими современными сетевыми технологиями.

Реализация третьей цели предусматривает подготовку, базирующуюся на внедрении в образовательный процесс контекстного и ситуационного подходов. Это станет отправной точкой развития у будущих профессионалов специфического вида деятельности логического мышления, столь необходимого для принятия решений в условиях дефицита времени, а также будет способствовать формированию у специалистов РЭБ интеллектуальных умений и навыков, необходимых в столь непростой информационной среде будущей вооруженной борьбы.

Поставленная триединая цель актуализирует потребность в осознании и разработке соответствующих положений программы подготовки специалистов РЭБ, которые четко должны отражать:

теоретические основы информационной войны и тактики ее ведения; характеристику средств РЭБ, используемых в противоборстве с противником;

особенности коммуникационных систем нового поколения зарубежных армий и способов воздействия на них;

специфику применения террористами современных информационно-коммуникационных технологий при осуществлении ими терактов в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов;

изучение инновационных методик оценки информационных сетей и АСУ, обнаружение их слабых составных частей и путей считывания (съема) информации;

освоение методов и способов нейтрализации хакерских атак;

овладение практическими навыками восстановления и поддержания жизнеспособности РТС;

умение обеспечить комплексную информационную безопасность объектов защиты.

Содержание подготовки специалистов РЭБ, соответствующее таким установкам, повлечет изменение и в формах овладения ими специфическими знаниями. Приемлемыми важно признать следующие шаблоны обучения:

получение необходимых информационных материалов как в составе учебных групп, распределенных по техническим площадкам военного вуза, испытательных полигонов ВС РФ, так и в виртуальном пространстве;

приобретение знаний по разработанным вопросам специальности с последующим рубежным и текущим отчетом о проделанной работе посредством новых технологий.

Среди различных методов обучения будущих специалистов РЭБ следует обратить внимание на выполнение творческих задач. Они должны быть сформулированы таким образом, чтобы подвигнуть обучаемых к продуктивному мышлению. Это будет способствовать утверждению их самостоятельности в достижении поставленной цели, а также повышению ответственности за принятое ими управленческое решение.

Немаловажное значение имеет метод создания обстановок, предусматривающих определенные напряжения в противодействии РТС противника. При таком подходе подводимый под него банк многообразных и неординарных условий ограничительного характера касательно как мирного, так и военного времени подразумевает соприкосновение большинства областей будущей деятельности специалистов РЭБ. Данный подход ставит обучаемых в положение, характеризующееся дефицитом времени при принятии решения, что дает возможность сформировать у них важные качества: собранность, организованность, внимание, быстроту, автоматизм в действиях и др.

Также кардинальному изменению важно подвергнуть и средства приобретения знаний, умений и навыков. В своей совокупности они могут составить более совершенное образовательное пространство для будущих профессионалов. Свое достойное место в нем должны занять: штатные ВВиСТ; специализированные полигоны; командные пункты; компьютерные классы со специальным программным обеспечением; учебно-тренажерные места подготовки и др.

Так, создание специализированного полигона войск РЭБ позволит в более сжатые сроки готовить специалистов к выполнению учебно-боевых задач. Это выразится в том, что будет учитываться конкретная оперативно-тактическая обстановка и возможности организации взаимодействия на планируемом виртуальном поле боя, вплоть до действий каждого обучаемого, а также значительно сократятся материально-технические и финансовые затраты за счет использования компьютерных средств приобретения знаний, продуктивной эксплуатации индивидуальных и комплексных тренажеров.

Производимые время от времени хакерские «атаки» на компьютерно-управляющие комплексы частей (подразделений) и ВВиСТ могут использоваться в образовательном процессе в качестве определенного информационного поля обучения. Оно должно характеризоваться более совершенными программно-техническими средствами воздействия, специальными платформами концентрации, хранения, передачи сведений и обмена ими. Овладение будущими специалистами РЭБ указанными приемами вселит в них твердую уверенность в том, что свою работу они смогут выполнять на высоком профессиональном уровне. Это немаловажно для организации и осуществления информационного противодействия РТС противника.

Таким образом, авторами статьи представлены и обоснованы некоторые аспекты подготовки специалистов РЭБ, реализация которых будет способствовать расширению возможности их профессионального образования в будущем. Это позволит:

укомплектовать воинские подразделения РЭБ кадрами, отличающимися высокоразвитым чувством долга, способными принимать адекватные решения, воплощать их в жизнь и нести ответственность за полученные результаты;

моделировать тактическую и радиоэлектронную обстановку; выкладывать информационные объекты в сетях и системах управления войсками и оружием противостоящей стороны;

разрабатывать средства сбора, накопления, передачи, обработки, распространения оперативных данных, необходимых для практической отработки вопросов информационной борьбы;

создавать условия напряжения, требующиеся для решения ситуационных задач.

Исследованная в научной статье задача не охватывает всего объема вопросов относительно подготовки специалистов РЭБ по противодействию РТС противника. Это обусловлено поставленной авторами целью — объяснить только некоторые ее аспекты. Практические выводы являются не окончательными, но есть основание полагать, что осуществление указанных в работе предложений и рекомендаций будет способствовать позитивной динамике рассмотренной специфической области деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.