Научная статья на тему 'ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ В ВОЕННО-ВОЗДУШНОЙ АКАДЕМИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ В ВОЕННО-ВОЗДУШНОЙ АКАДЕМИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ / СПЕЦИАЛИСТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ И ОРУЖИЕМ / ORGANIZATION OF TRAINING / ELECTRONIC WARFARE / CONTROL SYSTEMS OF TROOPS AND WEAPONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубев Сергей Владимирович, Жирнов Михаил Владимирович

Статья посвящена организации подготовки специалистов радиоэлектронной борьбы в ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубев Сергей Владимирович, Жирнов Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN TRAINING SPECIALISTS OF ELECTRONIC WARFARE ORGANIZATION OF TRAINING ELECTRONIC WARFARE IN THE AIR FORCE ACADEMIES AT THE PRESENT STAGE

The article is devoted to the training of electronic warfare in MESC AF «N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin Air Force Academy» in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ В ВОЕННО-ВОЗДУШНОЙ АКАДЕМИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

С. В. ГОЛУБЕВ, М.В. ЖИРНОВ

S.V. GOLUBEV, M.V. ZHIRNOV

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ

EXPERIENCE IN TRAINING SPECIALISTS OF ELECTRONIC WARFARE

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ В ВОЕННО-ВОЗДУШНОЙ АКАДЕМИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ORGANIZATION OF TRAINING ELECTRONIC WARFARE IN THE AIR FORCE ACADEMIES AT THE PRESENT STAGE

Сведения об авторах: Голубев Сергей Владимирович - профессор кафедры ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», доктор военных наук, профессор (г. Воронеж);

Жирное Михаил Владимирович - адъюнкт кафедры ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», майор (г. Воронеж).

Аннотация. Статья посвящена организации подготовки специалистов радиоэлектронной борьбы в ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в современных условиях.

Ключевые слова: организация подготовки, специалист радиоэлектронной борьбы, системы управления войсками и оружием.

Information about the authors: Sergey Golubev - Professor of a Deparment, MESC AF «N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin Air Force Academy», D. Sc. (Mil.), Professor (Voronezh);

Mikhail Zhirnov - Postgraduate Officer of a Deparment, MESC AF «N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin Air Force Academy», Major (Voronezh ).

Summary. The article is devoted to the training of electronic warfare in MESC AF «N. E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin Air Force Academy» in modern conditions.

Keywords: organization of training, electronic warfare, control systems of troops and weapons.

В современных условиях развитие информационных технологий, средств вооруженной борьбы привело к изменению целей, форм, способов ведения боевых действий, а также подходов к управлению войсками и оружием.

Новой целью вооруженной борьбы в армиях ведущих зарубежных стран в соответствии с основными положениями концепции «сетецентрическая война» (по американской терминологии) является завоевание инфор-

мационного превосходства над противником.

Для завоевания информационного превосходства над противником в армиях ведущих зарубежных стран ведутся работы по формированию единого информационного пространства (ЕИП) ведения боевых действий, техника и вооружение оснащаются современным радиоэлектронным оборудованием. Осуществляется интеграция систем управления (СУ) войсками и оружием, а также систем информацион-

ного обеспечения боевых действий (СИО БД), от качества функционирования которых во многом зависит эффективность выполнения войсками боевых задач.

Принятие на вооружение армий ведущих зарубежных стран робототехнических средств и систем (РТС), которые рассматриваются руководством вооруженных сил США и стран - членов блока НАТО в качестве одного из важнейших средств повышения боевых возможностей вооруженных сил

и расширения перечня успешно выполняемых боевых и обеспечивающих задач на качественно новом уровне при существенном снижении потерь личного состава в ходе ведения боевых действий, привело к изменению условий и способов ведения боевых действий, а также к появлению новых угроз.

С принятием на вооружение армий ведущих зарубежных стран РТС конфликт основных систем вооружения противоборствующих сторон все больше приобретает характер информационного в части противоборства радиоэлектронных средств (систем) на этапах добывания информации (сведений) о другой стороне, передачи ее потребителям, принятия решений, выдачи целеуказаний средствам поражения, управления войсками и оружием.

В изменившихся условиях ведения боевых действий одной из важных задач войск радиоэлектронной борьбы (РЭБ) ВС РФ становится дезорганизация современных интегрированных СУ войсками и оружием, а также систем информационного обеспечения противника.

Развитие в армиях ведущих зарубежных стран СУ беспилотными летельными аппаратами (БЛА) и наземными РТС (НРТС), с одной стороны, а с другой - поступление в войска РЭБ ВС РФ специальной техники нового поколения и формирование подразделений БЛА РЭБ обусловили появление новых задач, связанных с дезорганизацией СУ БЛА и НРТС, которые специалисты РЭБ должны выполнять в бою и операции.

Эффективность выполнения задачи дезорганизации современных

СУ войсками и оружием иностранных армий во многом зависит от уровня подготовки специалистов РЭБ (см. схему 1).

Базовым образовательным учреждением, осуществляющим полную магистерскую, военно-специальную подготовку и деятельность в области дополнительного профессионального образования специалистов для соединений, воинских частей, подразделений РЭБ всех видов и родов войск ВС РФ, а также других силовых структур и ведомств, является ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» (г. Воронеж). На современном этапе подготовка специалистов РЭБ в академии осуществляется на факультете РЭБ (и информационной безопасности), который занимает лидирующее положение по организации учебной, методической и научной работы.

Схема 1. Основные компоненты системы подготовки специалистов РЭБ в ВУНЦ ВВС «ВВА»

Организация подготовки специалистов РЭБ осуществляется на основе требований руководящих документов, определяющих порядок организации и осуществления образовательной деятельности в военных учебных заведениях.

Согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и квалификационным требованиям заказчика подготовка специалистов РЭБ производится по двум направлениям подготовки (специальностям):

- специальные радиотехнические системы (СРТС);

- информационная безопасность автоматизированных систем (ИБАС).

Им соответствуют пять военных специальностей:

- применение подразделений и эксплуатация средств РЭБ с наземными системами управления войсками и оружием (РЭБ-Н);

- применение подразделений и эксплуатация средств РЭБ с воздушно-космическими системами управления войсками и оружием (РЭБ-С);

- применение подразделений и эксплуатация средств РЭБ авиации (РЭБ-А);

- применение и эксплуатация средств информационной борьбы (ИБ);

- применение подразделений и эксплуатация средств комплексного технического контроля мер противодействия техническим разведкам (КТК).

Основное предназначение выпускников по указанным специальностям подразумевает прохождение ими службы в подразделениях РЭБ на первичных офицерских должностях командира взвода, начальника группы и ему равных, заместителя командира отдельной вертолетной эскадрильи РЭБ по РЭБ - бортового оператора РЭБ и др.

Образовательный процесс специалистов РЭБ на факуль-

тете осуществляется на основе использования современных информационных технологий, автоматизированных тренажерных систем и новых образцов военной техники.

Профессорско-преподавательский состав (ППС) активно проводит научную работу, привлекая к выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИР и ОКР) наиболее подготовленных курсантов. Такой подход позволяет осуществлять НИРы 1-й, 2-й и 3-й категорий, а ППС за проводимые исследования получать гранты Президента РФ по поддержке научных школ и патенты на изобретения.

Работы ППС и курсантов факультета неоднократно представлялись на Международном военно-техническом форуме «Армия», Международном салоне промышленной собственности «Архимед», Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи «НТТМ», Всероссийских выставках «Диверсификация ОПК. Технологии двойного назначения», «Высокие технологии XXI века», «Интерполитех» и др.

Экспонаты курсантов - участников военно-научных кружков кафедр факультета - удостаивались дипломов победителей различных конкурсов. Активное, главное плодотворное участие курсантов факультета неоднократно позволяло становиться им победителями и призерами вну-триакадемических и межвузовских олимпиад, а также конкурсов по полевой выучке среди подразделений и сержантского состава РЭБ.

Офицеры факультета принимают участие в учениях войск, испытаниях перспективных образцов военной техники, обеспечении безопасности проводимых политических и спортивных мероприятий, а многие из них приобрели опыт в боевых действиях. Серьезное внимание уделяется подготовке научно-педагогических кадров. На факультете регулярно проводят-

ся научные конференции, функционируют постоянно действующие научные школы, в которых осуществляется подготовка докторов и кандидатов наук.

Происходящие на современном этапе изменения в вооруженной борьбе обусловили появление новых требований к уровню подготовки специалистов РЭБ для выполнения военно-профессиональных задач по предназначению в части подготовки к выполнению задач в ЕИП ведения боевых действий; оценке систем информационного обеспечения и выявлению в них объектов РЭБ; дезорганизации СУ РТС; освоению способов совместного применения состоящей на вооружении и перспективной специальной техники РЭБ с учетом опыта боевых действий.

Появление новых требований вызвало необходимость внесения изменений в организацию подготовки специалистов РЭБ в части совершенствования таких основных компонентов методической системы обучения, как цели, содержание, методы, средства обучения и контроля.

На современном этапе ведущими целями обучения специалистов РЭБ становятся: подготовка к выполнению задач в ЕИП ведения боевых действий; овладение обучающимися эффективными современными формами и способами дезорганизации систем боевого управления и информационного обеспечения иностранных армий; формирование устойчивых навыков работы в виртуальной среде и обработки информации; развитие способностей адаптации к быстро меняющейся информационной среде.

Изменение целей обучения, интенсивное развитие в армиях иностранных государств средств вооруженной борьбы, оснащение их радиоэлектронным оборудованием для обеспечения возможности ведения боевых действий в ЕИП, интеграция СУ и информационного обеспечения, а также поступление

на вооружение войск РЭБ ВС РФ специальной техники нового поколения и развитие теории РЭБ обусловили необходимость корректировки содержания обучения в курсах специальных дисциплин.

В недалеком прошлом военное образование базировалось на достаточно устоявшихся взглядах на характер войн. В основном изучались оборонительные, наступательные и контрнаступательные операции. В последние годы резко расширился диапазон форм и разновидностей вооруженной борьбы.

Современные тенденции развития и использования в армиях иностранных государств СИО БД, сетецентрических принципов управления войсками и оружием накладывают определенный отпечаток на содержание специальных дисциплин, которое должно обеспечить обучение:

• выявлению интегрированных систем боевого управления и информационного обеспечения боевых действий иностранных армий;

• радиоэлектронному поражению систем и средств управления войсками и оружием противника;

• радиоэлектронной защите своих систем и средств управления войсками и оружием;

• противодействию техническим средствам разведки противника.

Достижение новых вышеизложенных целей неизбежно приводит к необходимости разработки новых специфических разделов в содержании обучения, включающих: основы информационной борьбы и базовые положения по тактике ее ведения в войнах будущего; способы боевого применения имеющихся на вооружении перспективных комплексов и средств радиоэлектронного подавления в современном бою и виртуальном пространстве и др.

В новом содержании обучения акценты смещаются в область изучения и использования средств программного и электронно-огневого воздействия, в виртуальную сферу. Возрастает роль учебных дисциплин, связанных с управленческой

деятельностью, использованием автоматизированных СУ и информационных технологий, изучением информатики, обеспечением комплексной информационной безопасности объектов.

Выбор методов обучения осуществляется исходя из целей обучения, характера решаемых задач, содержания обучения, категории и уровня подготовки обучающихся, а также состояния учебно-материальной базы (УМБ).

Анализ военно-профессиональной деятельности специалистов РЭБ показал, что в современных условиях боевой обстановки выпускникам военных вузов приходится выполнять задачи в нестандартных ситуациях, принимать решения в условиях неопределенности, отсутствия достоверных данных и наличия противоречивой информации. Это обстоятельство вызывает необходимость использования в учебном процессе методов обучения, способствующих развитию обучающихся, формированию компетенций и готовности к действиям в нестандартных ситуациях. Приоритетным является метод ситуаций, основанный на рассмотрении конкретных ситуаций и предназначенный для практической подготовки обучающихся к выполнению задач боевой управленческой деятельности.

Для обеспечения подготовки специалистов РЭБ к выполнению задач в ЕИП ведения боевых действий совершенствуются существующие и разрабатываются новые методики обучения оценке

информационно-управляющих систем, СУ БЛА и НРТС, подготовки и проведения компьютерных тактико-специальных учений (ТСУ), а также комплексных тактико-специальных занятий (ТСЗ).

Проведена модернизация

УМБ. Средства обучения, включающие штатную технику и вооружение, учебные полигоны, учебные командные пункты, тренажеры, автоматизированные обучающие системы, ситуационные задачи, модели тактической и радиоэлектронной обстановки (РЭО) и др., позволяют сформировать учебно-профессиональную среду подготовки специалистов РЭБ и обеспечить в процессе обучения практическую направленность.

Штатная техника и вооружение используются для формирования у курсантов практических умений, навыков и компетенций, необходимых специалистам РЭБ в военно-профессиональной деятельности. Для обучения специалистов РЭБ действиям в составе боевых расчетов, формирования компетенций в выполнении обязанностей должностных лиц боевых расчетов пунктов управления, а также развития управленческих способностей применяются учебные командные пункты. Использование учебных командных пунктов позволяет обучать курсантов управлению подразделениями в автоматизированном и неавтоматизированном режимах.

Использование ситуационных задач, моделей тактической

Направления подготовки

Организация дополнительной подготовки по существующим специальностям

Организация подготовки по новой специальности

Схема 2. Направления подготовки специалистов РЭБ для выполнения задач дезорганизации СУ БЛА и НРТС

и РЭО, возможностей учебно-профессиональной среды позволяет реализовать в учебном процессе элементы контекстного и ситуационного обучения, а также создавать условия, характерные для условий ведения боевых действий в ЕИП.

Тесные связи с научно-исследовательским испытательным институтом (РЭБ) способствуют освоению в короткие сроки специальной техники РЭБ нового поколения.

Изменение условий ведения боевых действий в связи с реализацией в армиях иностранных государств сетецентрических принципов управления войсками, формированием СИО БД вызвало необходимость изменения подходов к организации и проведению со специалистами РЭБ ТСЗ и ТСУ.

Для формирования у обучающихся умений комплексного использования результатов ведения радио-, радиолокационной, радиотехнической разведки при организации боевого применения разнородных сил и средств авиационной и сухопутной группировок войск, а также организации взаимодействия между ними разработано и проводится комплексное ТСЗ.

В замыслах проведения ТСУ расширено содержание традиционных этапов включением вопросов, связанных с выявлением и оценкой СИО БД противника, ведением радиоразведки и радиоподавления компонентов систем информационного обеспечения, управлением подразделениями с использованием компьютерных технологий.

Разработан новый этап ТСУ «Информационно-техническое воздействие на компоненты информационно-управляющих систем тактического звена управления противника», в ходе которого специалисты РЭБ обучаются ведению компьютерной разведки, выявлению компонентов СИО БД, определению их состава и принадлежности, выявлению в них объектов РЭБ, а также ведению радиоподавления и осуществлению информационно-технического воздействия.

Новыми элементами моделируемой РЭО являются СИО БД, информационно-управляющие системы, локальные вычислительные сети в группировке войск противника, сети систем определения местоположения, системы наведения высокоточного оружия. РЭО моделируется применительно к тактическим эпизодам, характерным для условий ведения боевых действий в ЕИП.

Использование виртуальной среды обучения позволяет практически отработать вопросы, связанные с ведением компьютерной разведки и воздействием на компоненты систем информационного обеспечения.

Для моделирования РЭО используются единая система обозначения действий противника и имитации, виртуальная среда обучения, компьютерный полигон, а также программное обеспечение.

Развитие в армиях ведущих зарубежных стран СУ БЛА и НРТС, а также поступление в войска РЭБ ВС РФ специальной техники нового

поколения и формирование подразделений БЛА РЭБ обусловили необходимость корректировки моделей организации подготовки специалистов РЭБ по военным специальностям (специализациям) в части подготовки к выполнению задач дезорганизации СУ БЛА и НРТС иностранных армий.

Подготовка специалистов РЭБ к выполнению задач дезорганизации СУ БЛА и НРТС начата в рамках существующей системы подготовки специалистов РЭБ. В перспективе такую подготовку целесообразно выделить в отдельное направление. Необходимо открыть новую военную специальность «Применение подразделений и эксплуатация средств РЭБ с СУ БЛА и НРТС» по специальности (специализации) 210602 «СРТС (средства и комплексы РЭБ)» (см. схему 2).

Профессиональную переподготовку и повышение квалификации офицеров - специалистов в области РЭБ с СУ БЛА и НРТС предлагается осуществлять по образовательным программам дополнительного профессионального образования на двухмесячных курсах.

Для организации такой подготовки необходимо разработать квалификационные требования, учебные планы и программы, модели подготовки, обосновать содержание обучения, замыслы проведения комплексной ТСЗ и ТСУ, а также сформировать соответствующую УМБ.

Реализация основных положений предложенного подхода позволила организовать многоуровневую подготовку высококвалифицированных специалистов РЭБ к выполнению военно-профессиональных задач на современном этапе.

Таким образом, учет происходящих изменений в вооруженной борьбе обязывает оперативно вносить изменения в систему подготовки специалистов РЭБ для качественного выполнения задач по предназначению, "¡г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.