Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННЫХ АРМИЙ'

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННЫХ АРМИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ БОРЬБА / РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ / MODEL OF ORGANIZING PROFESSIONAL MILITARY TRAINING / ELECTRONIC WARFARE / ROBOTIC MEANS / SYSTEMS OF ROBOT CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубев Сергей Владимирович, Кирьянов Владимир Константинович, Жирнов Михаил Владимирович

Представлена модель организации военно-профессиональной подготовки специалистов радиоэлектронной борьбы в военном вузе для выполнения задач дезорганизации систем управления робототехническими средствами иностранных армий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубев Сергей Владимирович, Кирьянов Владимир Константинович, Жирнов Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF ORGANIZING PROFESSIONAL MILITARY TRAINING OF EXPERTS IN ELECTRONIC WARFARE FOR DISORGANIZING SYSTEMS OF ROBOT CONTROL IN FOREIGN ARMIES

The paper offers a model of organizing professional military training of experts in electronic warfare at a military university for disorganizing control systems of robotic means in foreign armies.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННЫХ АРМИЙ»

Модель организации военно-профессиональной подготовки специалистов радиоэлектронной борьбы для выполнения задач дезорганизации систем управления робототехническими средствами иностранных армий

Полковник в отставке C.B. ГОЛУБЕВ, доктор военных наук

Майор В.К. КИРЬЯНОВ, кандидат военных наук

Майор М.В. ЖИРНОВ

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Представлена модель организации The paper offers a model of organizing

военно-профессиональной подготовки professional military training of experts in специалистов радиоэлектронной борь- electronic warfare at a military university бы в военном вузе для выполнения задач for disorganizing control systems of robot-дезорганизации систем управления po- ic means in foreign armies, бототехническими средствами иностранных армий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА KEYWORDS

Модель организации военно-профес- Model of organizing professional mil-

сиональной подготовки, радиоэлектрон- itary training, electronic warfare, robotic ная борьба, робототехнические средства, means, systems of robot control, системы управления робототехническими средствами.

В XXI веке произошли значительные изменения в вооруженной борьбе, связанные с расширением ее сфер, развитием информационных технологий, изменением подходов к управлению войсками и оружием, смещением акцентов в информационную сферу за завоевание превосходства над противником.

Для завоевания информационно- новные положения принципиально

го превосходства над противником новых концепций «сетецентрическая

в иностранных армиях (НА) прак- война» (NCW—Network Centric Warfare,

тическую реализацию получают ос- США), «сетецентрические возмож-

ности ВС» (NCC — Network Centric Capability, ОВС НАТО), «комплексные сетевые возможности ВС» (NEC — Network Enabled Capability, Великобритания), «Информационно-центриче-ская война (ICW—Info Centric Warfare, Франция) и др.

В выполнении задач достижения информационного превосходства над противником, а также для выполнения различного рода боевых и обеспечивающих задач значительно возрастает роль робототехниче-ских средств (РТС): беспилотных летательных аппаратов (БЛА) и наземных робототехнических средств (НРТС).

Результаты анализа опыта применения РТС в локальных войнах и военных конфликтах начала XXI века (табл. 1) показывают, что их использование позволяет эффективно выполнять различные боевые и обеспечивающие задачи при одновременном сокращении потерь в живой силе и военной технике.

Как указано в дорожной карте безэкипажных и беспилотных систем (Unmanned Systems Integrated Roadmap FY 2009—2034), Министерство обороны США планирует к 2034 году разработать и принять на вооружение 93 типа БЛА и 171 тип НРТС соответственно1.

Таблица 1

Применение робототехнических средств в локальных войнах и военных конфликтах начала XXI века

Год применения Страна применения Основные типы БЛА Выполняемые задачи Основные типы НРТС Выполняемые задачи

2000 Босния и Герцеговина Hunter; Pioner; CL-289; Phoenix; Predator Разведывательные, формирование ЕИП, оценка результатов бомбардировок, передача информации на ПУ в реальном масштабе времени Talon Разведка, обезвреживание СВУ

2001— 2002 Афганистан Hunter; Pioner; Raven; Shadow-2 00 Разведывательные, целеуказание, обнаружение минных полей, передача информации экипажам боевых самолетов и вертолетов; нанесение ударов ракетами PackBot Зачистка пещер и бункеров, обследование зданий и поиск противопехотных мин

2003— 2007 Ирак Hunter (П); Pointer; Phoenix; Raven; Predator; Shadow-2 00 Разведывательные, целеуказание, поиск и уничтожение целей Talon; MV-4; PackBot; Dragon Runner Разведка, обезвреживание СВУ, разминирование, наблюдение

2008— 2009 Сектор Газа Hermes-ISO; Scout; Searcher II Разведывательные, целеуказание D9; Eyedrive; AvantGuard Mk2 Расчистка дорог от мин и СВУ, наблюдение, разведка, обследование помещений, доставка грузов

Продолжение таблицы 1

2008 Абхазия, Южная Осетия Hermes-450 Разведывательные — —

2008— 2014 Афганистан Raven; Predator; Reaper Разведывательные, целеуказание, обнаружение минных полей, нанесение ракетных и бомбовых ударов MV- 4; Recon-Scout; Talon; PackBot; SMSS; Spartacus Разведка, поиск целей и целеуказание, обезвреживание мин и СБУ, наблюдение, транспортировка, проделывание проходов

2011 Ливия Predator Доставка боеприпасов к назначенным для уничтожения целям — —

2015 Сирия Reaper Разведывательные задачи, нанесение ракетных и бомбовых ударов — —

Для управления РТС в ИА разрабатываются специальные системы управления (СУ), от качества функционирования которых во многом зависит эффективность выполнения задач РТС2.

В данной связи задача дезорганизации специальных СУ РТС ИА становится одной из актуальных. В выполнении задачи дезорганизации СУ РТС ИА важная роль кроме войск ПВО, СВ и ВКС отводится силам и средствам радиоэлектронной борьбы (РЭБ) в части снижения качества функционирования радиоэлектронных средств (информационно-технических объектов) СУ РТС. Одной из важных задач подготовки войск РЭБ к выполнению задачи дезорганизации специальных СУ РТС ИА наряду с подготовкой техники и вооружения является подготовка специалистов РЭБ3.

Для организации подготовки специалистов РЭБ к выполнению задач дезорганизации СУ РТС ИА разработана и предлагается определенная оптимальная модель (рис. 1).

Отправными пунктами разрабатываемой модели являются:

а) модель подготовки специалистов РЭБ к выполнению задач по информационному обеспечению военных (боевых) действий4;

б) обоснование необходимости подготовки специалистов РЭБ с СУ БЛА и РТС иностранных армий5;

в) выявленные специфические аспекты подготовки специалистов РЭБ по противодействию РТС противника6.

Авторы ограничивают исследуемую модель тремя взаимосвязанными контурами: теоретико-методологи-ческим, структурно-функциональным и технологическим.

В модели упорядочено применение трех форм организации подготовки: индивидуально-опосредованной на самостоятельной подготовке; групповой — при проведении практических занятий и групповых упражнений, коллективной — при проведении тактико-специальных занятий. За базисную форму организации подготовки принят такой вид событийной связи, как причин-но-следственная, где критерием перехода на новую форму подготовки является оперативность выполнения

ФГОС впо

КТ, дополнительные требования

Цель организации подготовки: подготовить УМБ и разработать УММ для обучения специалистов РЭБ для выполнения задач дезорганизации СУ РТС Цель подготовки: получение знаний, формирование умений, навыков и компетенций необходимых для дезорганизации СУ РТС______

Теоретико-методологический контур

При

Принципы обучения

—* 11одходы к подготовке

гь

Задачи организации подготовки

Организация подготовки

подходов к подготовке

Разработка требований к подготовке

Разработка содержания подготовки

Подготовка УМБ

Определение перечня методик подготовки

Определение перечня методик оценки

Планирование мероприятий подготовки

Организация проведения занятий

Направления подготовки

Организация дополнительной подготовки по существующим специальностям для выполнения задач дезорганизации СУ РТС

Расширение этапов подготовки

Должностное лицо

боевого расчета средства комплекса РЭБ

Должностное лицо боевого расчета ПУ подразделений РЭБ

Командир подразделения РЭБ

Организация подготовки по новой специальности

Структурно - функци Разработка этапов подготовки

Должностное лицо

боевого расчета, комплекса РЭБ с СУ

РТС, оператор полезной нагрузки РТС РЭБ

Должностное лицо боевого расчета ПУ подразделения РЭБ

с СУ РТС, подразделения РТС РЭБ

Командир подразделения РЭБ с СУ РТС.

Командир подразделения РТС РЭБ

Организация процесса сб\ чешп

|обучающийся| < >|учебная деятельность <........►! 1реподаватель!

Выбор методов обучения

(методики подготовки)

Освоение дополнительного содержания подготовки

Организация процесса обучения

|обучающийся| - Учебная деятельность^ >| Преподаватель!

Выбор формы обучения

Выбор средств учебно-профессиональной среды обучения

Выбор методов обучения

(методики подготовки)

Освоение содержания подготовки

N

3=

•тур

Учебно-плановая Служебно- „ _

(КТСЗ)__плановая Внеслужебная

Выбор формы обучения

I

Выбор средств учебно-профессиональной среды обучения

Учебно-плановая Служебно-(КТСЗ) плановая

Внеслужебная

Организация контроля, с иту ацио и ны е тесты

Результаты обучения

Результаты обучения

Организация контроля ситуационные тесты

Рис. 1. Модель организации военно-профессионаяьной подготовки специалистов РЭБ для выполнения задач дезорганизации СУ РТС ИА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учебных задач по выполнению задач в части касающейся оценки СУ РТС ИА, принятию решения на боевое применение подразделений РЭБ.

Разработанная модель отличается от известных содержанием таких компонентов, как: направления подготовки; содержание подготовки; содержание учебно-профессиональной среды; методики обучения, а также методики подготовки и проведения комплексного тактико-специального занятия с разнородными подразделениями.

Организация подготовки в военном вузе с использованием разрабо-

танной модели позволит обеспечить подготовку специалистов РЭБ к выполнению задач дезорганизации СУ РТС ИА по двум направлениям: по учебным планам и программам существующих специальностей, а также по программам новой специальности.

Важным для разработки модели является анализ и учет внешних аспектов, оказывающих существенное влияние на организацию военно-про-фессиональной подготовки: условия подготовки; требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессио-

нального образования (ФГОС ВПО) и квалификационных требований (КТ); дополнительные требования к воен-но-профессиональной подготовке.

Одним из условий организации успешной подготовки специалистов РЭБ к выполнению задач дезорганизации СУ РТС ИА является выявление и учет факторов, влияющих на

В результате анализа установлено, что на организацию военно-профес-сиональной подготовки специалистов РЭБ к выполнению задач дезорганизации СУ РТС ИА наиболее существенное влияние оказывают изменения в иностранных армиях. Учет выявленных групп факторов позволяет оперативно вносить изменения в систему подготовки специалистов РЭБ, а также корректировать содержание компонента системы подготовки специалистов РЭБ к выполнению задач дезорганизации СУ РТС ИА.

Для организации военно-про-фессиональной подготовки специалистов РЭБ к выполнению задач дезорганизации СУ РТС ИА необходимо создать соответствующие условия. По мнению авторов, такими условиями могут являться: ведение боевых действий в едином информационном пространстве; наличие информационного конфликта основных систем вооружения противоборствующих сторон; мас-

результативность их подготовки. На основе использования метода факторного анализа определены группы факторов, оказывающих влияние на организацию военно-професси-ональной подготовки специалистов РЭБ и степень их влияния, характеризуемая нормированным коэффициентом важности (Кв) (табл. 2).

сированное применение авиации и высокоточного оружия; активное радиоэлектронное противодействие противоборствующих сторон; отсутствие явно выраженной линии соприкосновения войск; интенсивное использование РТС; ведение войсками боевых действий в рассредоточенных боевых порядках и др.

Появление новой задачи, связанной с дезорганизацией СУ РТС ИА обусловливает соответствующие новые требования к военно-профессиональ-ной подготовке специалистов РЭБ.

Разработка и обоснование новых (дополнительных) требований выполнены с использованием методов анализа, синтеза, логики, экспертных оценок, а также ранжирования. Требования разработаны с учетом факторов и условий, влияющих на организацию военно-профессиональной подготовки, изменений в вооруженной борьбе, а также в развитии техники, вооружения, форм и способов вооруженной борьбы.

Таблица 2

Перечень групп факторов, влияющих на военно-профессиональную подготовку специалистов РЭБ

№п/п Наименование группы факторов Кв, %

1 Изменения в иностранных армиях 32,7

2 Изменения в войсках РЭБ 24,1

3 Изменения в системе образования 23,1

4 Глобальные изменения, в том числе в вооруженной борьбе 20,1

Итого 100,0

Оценка важности дополнительных требований осуществлялась группой экспертов по критериям знать, уметь, владеть. Исходные данные, используемые экспертами, представляли собой перечень показателей, каждый из которых оценивался экспертом по степени значимости (по дискретной шестимерной шкале):

не влияет (0), слабое (1), среднее (2), сильное (3), очень сильное (4), решающее влияние (5). Результаты обобщенной оценки экспертами степени значимости влияния конкретных изменений в вооруженной борьбе на подготовку специалистов РЭБ к выполнению задач дезорганизации СУ РТС показаны в таблице 3.

Таблица 3

Дополнительные требования к военно-профессиональной подготовке специалистов РЭБ для выполнения задач дезорганизации СУ РТС ИА

№ п/п Изменения в вооруженной борьбе Дополнительные требования к подготовке специалистов РЭБ Значимость

Знать

1 Принятие на вооружение ВС ИА РТС, применение РТС в военных конфликтах Назначение, ТТХ, задачи, боевые возможности, способы применения РТС 4,64

2 Оснащение РТС бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) (средствами разведки, связи, навигации и др.) Назначение, состав, основные характеристики, порядок функционирования, уязвимые звенья БРЭО РТС 4,68

3 Установка на боевых РТС систем оружия Назначение систем наведения оружия, основные характеристики вооружения РТС, возможности применения 3,04

4 Создание специальных СУ РТС Назначение, состав, основные характеристики, порядок функционирования, уязвимые звенья СУ РТС 4,72

5 Применение РТС для решения задач разведки, РЭБ, связи, навигации Способы применения подразделений и средств РЭБ при выполнении задач дезорганизации СУ РТС 4,6

б Применение БЛА РФ для решения задач разведки, РЭБ, навигации, связи и ретрансляции Способы защиты СУ БЛА РФ в ходе выполнения задач дезорганизации СУ РТС 3,76

Уметь

1 Формирование СУ РТС, новые объекты РЭБ и цели радиопомех в СУ РТС Производить оценку радиоэлектронной и информационной обстановки, выявлять уязвимые звенья, объекты РЭБ и цели радиопомех в СУ РТС 4,56

2 Развитие способов применения РТС Принимать решение на боевое применение подразделений РЭБ для дезорганизации СУ РТС 4,6

3 Применение сетевой организации управления РТС Организовать воздействие на сеть управления РТС (в том числе при совместном применении с экипажной техникой) 3,24

4 Формирование СУ РТС, новые объекты РЭБ и цели радиопомех в СУ РТС Выполнять задачи радиоэлектронного подавления объектов РЭБ и целей радиопомех в СУ РТС 4,76

Продолжение таблицы 3

5 Применение БЛА РФ для решения задач разведки, РЭБ, навигации, связи и ретрансляции Применять способы защиты СУ БЛА РФ в ходе выполнения задач дезорганизации СУ РТС 3,76

Владеть

1 Формирование СУ НРТС, новые объекты РЭБ и цели радиопомех в СУ РТС Методикой оценки радиоэлектронной обстановки (РЭО), СУ РТС иностранных армий и выявления в них объектов РЭБ и целей радиопомех 4,6

2 Использование различных способов применения РТС Методикой боевого применения подразделений и средств РЭБ при выполнении задач дезорганизации СУ РТС 4,64

3 Применение сетевой организации управления РТС Методикой проведения сетевых атак в СУ РТС 2,32

4 Применение БЛА РФ для решения задач разведки, РЭБ, навигации, связи и ретрансляции Приемами защиты СУ БЛА РФ в ходе выполнения задач дезорганизации СУ РТС 3,76

Наиболее значимыми требованиями, по оценке экспертов, являются:

• знать: назначение, состав, основные характеристики, порядок функционирования, уязвимые звенья СУ РТС (4,72); назначение, состав, основные характеристики, порядок функционирования, уязвимые звенья БРЭО РТС (4,68);

• уметь: выполнять задачи радиоэлектронного подавления объектов РЭБ и целей радиопомех в СУ РТС (4,76); принимать решение на боевое применение подразделений РЭБ для дезорганизации СУ РТС (4,6);

• владеть: методикой боевого применения подразделений и средств РЭБ при выполнении задач дезорга-

низации СУ РТС (4,64); методикой оценки РЭО, СУ РТС иностранных армий и выявления в них объектов РЭБ и целей радиопомех (4,6).

Теоретико-методологический контур модели составляет теоретическую и методологическую основу организации подготовки и состоит из цели и задач подготовки; принципов и задач организации подготовки; принципов обучения; подходов к подготовке и направлений подготовки.

В разработанной модели достижение цели организации подготовки специалистов РЭБ к выполнению задач дезорганизации СУ РТС ИА обеспечивается решением ряда частных задач: разработка методик

На организацию военно-профессиональной подготовки специалистов

РЭБ к выполнению задач дезорганизации СУ РТС ИА наиболее существенное влияние оказывают изменения в иностранных армиях. Учет выявленных групп факторов позволяет оперативно вносить изменения в систему подготовки специалистов РЭБ, а также корректировать содержание компонента системы подготовки специалистов РЭБ к выполнению задач дезорганизации СУ РТС ИА. Появление новой задачи, связанной с дезорганизацией СУ РТС И А обусловливает соответствующие новые требования к военно-профессиональной подготовке специалистов РЭБ.

организации подготовки и содержания обучения, подготовка учеб-но-материальной базы, разработка учебно-методических комплексов, планирование подготовки и организация проведения занятий. При этом использованы общепринятые принципы организации подготовки (комплексность, специализация, последовательность, пропорциональность) и обучения (научность, системность; последовательность обучения; доступность; наглядность; сознательность и активность обучающихся; прочность овладения знаниями, умениями, навыками; обучение на высоком уровне трудности; коллективный и индивидуальный подход в обучении; проблемность).

С учетом выделенных принципов процесс подготовки специалистов РЭБ осуществляется на основе использования системного, деятель-ностного и личностно-ориентиро-ванного подходов, нацеленных на развитие творческого потенциала обучающихся. Использование выбранных подходов позволяет определить стратегию и основные способы решения задач подготовки специалистов РЭБ к выполнению задач дезорганизации СУ РТС ИА.

Основными задачами организации подготовки являются: разработка подходов к подготовке и основных положений организации подготовки по существующим учебным планам и программам обучения и программам обучения по новой специальности; разработка дополнительных требований к подготовке специалистов РЭБ с учетом изменений в вооруженной борьбе и их обоснование; разработка, отбор и обоснование содержания обучения для подготовки специалистов к выполнению задач дезорганизации СУ РТС ИА; подготовка УМБ, разработка учебно-профессиональной среды обучения, средств обучения, обучающих программ; определение

перечня методик подготовки, выбор существующих и разработка новых методик подготовки; выбор методик оценки; определение перечня работ и исполнителей; организация проведения занятий.

Структурно-функциональный контур модели предназначен для определения этапов подготовки к различным видам профессиональной деятельности, он отражает процесс подготовки специалистов РЭБ в военном вузе для выполнения задач дезорганизации СУ РТС ИА и практический механизм их подготовки. Основу контура составляют виды военно-профессиональной деятельности и этапы подготовки. В модели предусмотрено два направления подготовки: дополнительная подготовка по существующим специальностям и подготовка по новой специальности.

В направлении дополнительной подготовки внесены изменения в три основных этапа, характеризующих параметры подготовки специалистов РЭБ в военном вузе в соответствии с должностным предназначением и задачами, которые им предстоит выполнять в боевой обстановке.

Формирование способностей будущих специалистов РЭБ, которые понадобятся им для выполнения задач дезорганизации СУ РТС ИА целесообразно реализовывать в три этапа, при этом каждый последующий из них является продолжением предыдущего или вытекает из него.

В направлении подготовки по новой специальности обоснованы три новых этапа, в ходе которых организуется подготовка специалистов РЭБ к выполнению функциональных обязанностей в должности оператора (оператора полезной нагрузки РТС), должностного лица боевого расчета ПУ подразделения РЭБ с СУ БЛА и НРТС (подразделения БЛА РЭБ), а также командира формирования РЭБ с СУ БЛА и НРТС (БЛА РЭБ).

Структурно-функциональный контур модели предназначен для определения этапов подготовки к различным видам профессиональной деятельности, он отражает процесс подготовки специалистов РЭБ в военном вузе для выполнения задач дезорганизации СУРТСИА и практический механизм их подготовки. Основу контура составляют виды военно-профессиональной деятельности и этапы подготовки. В модели предусмотрено два направления подготовки: дополнительная подготовка по существующим специальностям и подготовка по новой специальности.

Технологический контур предназначен для осуществления проектирования и реализации педагогического взаимодействия, а также проведения мониторинга, в ходе которого оцениваются динамика и результаты подготовки специалистов РЭБ для выполнения задач дезорганизации СУ РТС ИА. Контур включает дополнительное содержание подготовки, формы, методы и методики подготовки, учебно-профессиональ-ную среду, процесс подготовки, результаты обучения, а также контроль и оценку результатов подготовки.

В дополнительное содержание подготовки включены новые разделы, связанные с изучением ТТХ, основных типов РТС, способов применения, систем управления РТС, бортового РЭО, полезной нагрузки, вооружения, особенностей управления при выполнении боевых и обеспечивающих задач, роли РТС в системе информационного обеспечения боевых действий войск и др., что обеспечивает накопление знаний, необходимых специалистам РЭБ для выполнения задач дезорганизации СУ РТС ИА.

В предложенной модели выделены три основные формы подготовки специалистов РЭБ в военном вузе: учебно-плановая, служебно-плано-вая и внеслужебная. Выбор методов обучения осуществляется с учетом особенностей военно-профессио-нальных задач специалистов РЭБ. Для организации подготовки к оценке СУ РТС ИА, принятию решения, организации боевого применения подразделений РЭБ для выполнения задач-дезорганизации СУ РТС ИА активно используются методы ситуаций, проблемного обучения и др.

Новыми в предлагаемой модели являются методики обучения и проведения комплексных такти-ко-специальных занятий, ситуационные задачи, тактические эпизоды, дидактические игры, модели РЭО, а также используемые для подготовки различные условия оперативно-так-тической обстановки, ситуационные задания и тесты.

На основе результатов экспериментальной работы авторами разработаны и предлагаются практические рекомендации по использованию модели в учебном процессе, основными из которых являются:

• военно-профессиональную подготовку специалистов РЭБ к выполнению задач дезорганизации СУ РТС ИА целесообразно осуществлять в модуле «специальная военная подготовка»;

• в содержание обучения специалистов РЭБ дополнительно включить разделы, связанные с изучением СУ РТС ИА, тактики частей и подразделений РЭБ, способов дезорганизации СУ РТС ИА;

• формирование у специалистов РЭБ умений, навыков и компетенций, необходимых для оценки СУ РТС, выявления в них уязвимых звеньев и целей радиопомех для принятия решения на боевое применение частей и подразделений РЭБ целесообразно осуществлять в курсах учебных дис-

Технологический контур предназначен для осуществления

проектирования и реализации педагогического взаимодействия, а также проведения мониторинга, в ходе которого оцениваются динамика и результаты подготовки специалистов РЭБ для выполнения задач дезорганизации СУ РТС ИА. Контур включает

дополнительное содержание подготовки, формы, методы и методики подготовки, учебно-профессиональную среду, процесс подготовки, результаты обучения, а также контроль и оценку результатов подготовки.

циплин «Системы управления и радиоэлектронные средства иностранных армий», «Тактика частей и подразделений РЭБ» с использованием разработанных методик;

• для создания элементов РЭО в ходе проведения занятий, КТСЗ рекомендуется использовать разра-

ботанные модели РЭО и СУ РТС ИА, а также комплект ситуаций и тактических эпизодов;

• обучение специалистов РЭБ принятию решения на боевое применение подразделений РЭБ для дезорганизации СУ РТС ИА, организации управления, взаимодействия с разнородными подразделениями видов ВС и родов войск, формирования комплексных умений, навыков и компетенций осуществлять в ходе проведения комплексных так-тико-специальных занятий с разнородными подразделениями в соответствии с усовершенствованным замыслом.

Таким образом, по мнению авторов, применение разработанной модели в учебном процессе в соответствии с предложенными рекомендациями обеспечит требуемый уровень воен-но-профессиональной подготовки специалистов РЭБ в военном вузе для выполнения задач дезорганизации систем управления робототехнически-ми средствами иностранных армий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: James R. Clapper, Jr., John J. Young, Jr., James E. Cartwright, John G. Grimes, Sue C. Payton, Sean J. Stackley, and Dean Popps. Unmanned Systems Integrated Roadmap FY 2009-2034. Washington, DC: U.S. Department of Defense, April 6, 2007. URL: www.agriculturedefensecoalition.org/ sites/default/files/file/drones_517/517X_ 4_2009_U.S._Department_of_Defense_ UMS_Integrated_Roadmap_April_6_2009_ Report.pdf.

2 Голубев C.B., Плотников C.B., Кирьянов B.K О необходимости подготовки специалистов РЭБ с системами управления БЛА и РТС иностранных армий // Военная Мысль. 2017. № 4. С. 74—80.

3 Масленников А.Н., Вершилов С.А., Жирное М.В. Некоторые аспекты подготовки специалистов радиоэлектронной

борьбы по противодействию робототех-ническим средствам противника // Военная Мысль. 2018. № 11. С. 91—99.

4 Донское Ю.Е., Голубев C.B., Могилёв A.B. Модель подготовки специалистов радиоэлектронной борьбы к выполнению задач по информационному обеспечению военных (боевых) действий // Военная Мысль. 2015. № 5. С. 47—51.

5 Голубев C.B., Плотников C.B., Кирьянов В.К. О необходимости подготовки специалистов РЭБ с системами управления БЛА и РТС иностранных армий // Военная Мысль. 2017. № 4. С. 74—80.

6 Масленников А.Н., Вершилов С.А., Жирное М.В. Некоторые аспекты подготовки специалистов радиоэлектронной борьбы по противодействию робототех-ническим средствам противника // Военная Мысль. 2018. № 11. С. 91—99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.