НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Круталевич М.М., Васюк В.Е., Коледа В. А., Пономарчук В. А.
Белорусский госу дарственныйпедагогический университет имени Максима Танка
Аннотация. В контексте современных требований к подготовке кадров высшей квалификации в области физической культурывместе с формированием высокого уровня профессиональной подготовкив данной сфере особое внимание уделяется социальной сущности физической культуры Следовательно, сегодня изменяются стратегические целевые установки и содержание подготовки специалистов, в том числе для высшей школы, а также переориентируется процесс подготовки кадров в системе высшего профессионального физкультурного образования на новые социальные цели. Этому процессу придается общегуманистическая и общекультурная направленность.
Ключевые слова: процесс, образование, компетентності, специалист, подготовка потенциал, стандарт, деятельность, содержание, физическая культура
Анотація. Круталевич М.М., Васюк В.Є., Коледа В.А., Пономарчук В.О. Деякі аспекти підготовки кадрів вищої кваліфікації за фахом «фізична культура». У контексті сучасних вимог до підготовки кадрів вищої кваліфікації в області фізичної культуриразом з формуванням високого рівня професійної підготовки в даній сфері особливу увагу надається соціальної сутності фізичної культури Отже, сьогодні змінюються стратегічні цільові установки і зміст підготовки фахівців, у тому числі для вищої школи, а також переорієнтується процес підготовки кадрів в системі вищої професійної фізкультурноїосвіти на нову соціальну мету. Цьому процесу додається загальногуманістична і загальнокультурнаспрямованість.
Ключові слова: процес, освіта, компетентність, фахівець, підготовка потенціал, стандарт, діяльність, зміст, фізична культура
Annotation. Krutalevich M.M., Vasyuk V.E., Koleda V.A., Ponomarchuk V.A. Some aspects of the personnel training of higher qualification on speciality “physical culture”. In the context of modem requirements to the personnel training of higher qualification in area of physical culture together with forming of high level of professional preparation in the given sphere the special attention is spared to social essence of physical culture. Consequently, strategic options and maintenance of preparation of specialists having a special purpose change today, including for high school, and also the process of the personnel training in the system of higher professional athletic education on new social purposes reorientation. T o this process a general humanism and public humanistic orientation is given. Keywords: process, education, competence, specialist, preparation, potential, standard, activity, maintenance, physical culture.
Введение.
В документах Болонского процесса во главу угла в разработке нормативных требований в сфере высшего образования европейские государствавыдвигают компетентность выпускника высшего учебного заведения, т.е. интегрированные характеристики качества подготовки специалистов Компетентностный подход к подготовке специалистов предполагает ориентацию на междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса. Договоренность о создании единого образовательного пространства, зафиксированная в виде Болонской декларации, самым непосредственным образом затронула систему высшего образования в Беларуси Основной предпосылкой реализации принципов Болонского процесса в нашей стране является принятие Закона Республики Беларусь от 11 июля 2007 года «О высшем образовании», в котором предусмотрена двухступенчатая система подготовки кадров высшей квалификации На первой ступени высшего образования подготовка осуществляется в зависимости от специальности 4 года или 5 лет. Выпускник с таким дипломом (специалист) может претендовать на штатные должности, для которых согласно существующей нормативно-правовой базе, предусмотрено наличие высшего образования. Вторая ступень (магистратура), срок обучения в которой 1-2 года, предполагает более узкую специализацию и в основном ориентирована на научно-исследовательскуюили преподавательскуюработу. По существу, это так называемая предаспирантура со сдачей кандидатского минимума (кандидатских экзаменов), позволяющая в последствии поступление в аспирантуру В соответствии с указанным Законом практически разработаны образовательные стандарты («Высшее образование. Первая ступень»)) подготовки специалистов, в том числе и в области физической ку льтуры
В педагогическойдеятельности преподавателя физической культурысегодня преобладает практический компонент подготовки что не в полной мере соответствует общеевропейским тенденциям. Поскольку в настоящее время знания устаревают очень быстро, выпускнику-специалисту необходимо дать широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости Поэтому одной из наиболее важных и актуальных проблем высшей школы является переход к деятельностно-компетентностнойориентации стандартов высшего образования [1].
Работа выполнена по плану НИР Белорусскогогосударственногопедагогического университета имени Максима Танка.
Формулирование целей работы.
Цель исследования - изучить основные аспекты подготовки кадров высшей квалификации по специальности „ физическая ку ль тура’.
Результаты исследо вания.
При содержательном анализе деятельности профессорско-преподавательского состава по физической культуре в высшей школе стало очевидно, что система подготовки физкультурных кадров нуждается в соответствующей корректировке Ведь система физкультурного образования сегодня ориентирована в основном на высокий спортивный результат или совершенствование физического состояния человека. При такой установке главной целью обучения все еще остается подготовка специалиста-ремесленника по совершенствованию двигательных навыков, а ведущим научным знанием является собственно спортивная деятельность, спортивный результат, физические качества И это вопреки тому, что при современных требованиях на передний план в контексте социального заказа выходит задача не только формирования у населения здорового образа жизни (в Беларуси 2008 год объявлен годом здорового образа жизни), но и формирование должного уровня профессиональной физической культурыличности специалиста. А потому при профессиональной подготовке кадров физкультурногопрофиля (в том числе и для высшей школы) становится актуальным вопрос о приобретении профильных знаний и умений для дальнейшего использования потенциала физической культуры в конкретной профессиональной деятельности В зависимости от профиля учебного заведения преподавание физической культурыдолжно осуществляться с учетом его специфики
Попытки такого рода уже предпринимаются, но пока еще в самом общем виде. Например, в Казахстане, где на уровне содержания образования стандарт по физической культуре в системе цикла социальногуманитарных дисциплин ориентирован не только на проблемы здорового образа жизни, но и на учет особенностей будущейпрофессии, специфики профильной подготовки выпускников что делает преподавание и обучение физической культуреболее многомерным, актуализированным, социально значимым [1. С.15].
Можно обратиться также и к опыту Тартуского университета, в котором еще в советское время подготовка специалистов по спортивной медицине велась на базе высшего физкультурного образования. Понятно, такие специалисты могли бы обеспечивать педагогический процесс по физической культуре в обозначенном выше аспекте в вузах медицинского профиля.
В настоящее время подготовка кадров в вузах физкультурногопрофиля Беларуси осуществляется лишь для системы общего среднего образования и спортивных учреждений, тогда как адекватной системы подготовки специалистов по физической культуредля высшей школы пока еще не создано. В лучшем случае в вузовских программах по дисциплине «физическая культура) предусматривается лишь личностно ориентированный раздел профессионально-прикладной физической подготовки а социально значимые проблемы использования потенциала физической культуры в профессиональном плане остаются вне поля зрения организаторов педагогического процесса. Тем более, что реализация социальной роли высшего образования, его доступность не противоречит основным задачам Болонской декларации.
В качестве примера сошлемся на подход к проблеме российского ВНИК при Исследовательскомцентре качества подготовки специалистов Его руководитель И.А. Зимняя при разработке стандартов высшего образования нового поколения по циклу социально-гуманитарных дисциплин выделяет из предложенной ею классификации компетентностей среди собственно социальных компетентностей «компетентность здоровьесбережения>, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека [2. С.28]. Понятно, что проблема социальной значимости профессиональной компетентности специалиста в сфере физической культурыв таком случае остается вне поля зрения.
Лишь личностно (индивидуально) ориентированными видят социальные компетентности и российские разработчики «Проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования» (руководителиВНИК - академики РАО Э.Д.Днепров и В.Д.Шадриков). Они полагают, что в социальном плане компетенциив сфере трудовой деятельности могут ограничиваться в контексте их целевых установок проблематикой заключения и добросовестного исполнения трудового договора, соблюдения правил трудовой дисциплины и пользования льготами для работников совмещающих работу с учебой [3]. Как видим, и в этом случае не предусматривается необходимость формирования установок и ориентаций индивида по использованию знаний и умений конкретных социальных институтов в будущей профессиональной деятельности, хотя бы в общем плане как реальной установки. Поэтому вызывает удивление комментарий белорусских разработчиков, что в данном образовательном стандарте компетентностный подход очень четко «прописан» уже на уровне целеполагания [1. С.30].
Таким образом, и на уровне средней школы и на уровне школы высшей образовательные стандарты нацеливаются на узкодисциплинарный подход с акцентом в определении содержания конкретных дисциплин на личностно ориентированные потребности индивида при игнорировании проблем социальной значимости конкретной профессиональной деятельности.
Рассмотренный подход к целевым установкам образовательного процесса, в том числе и в отношении дисциплины «физическая культура), отражает не столько перспективные тенденции обеспечения нужд социума, сколько закрепляет существующие реалии образовательного процесса со всеми его недостатками В этом случае принимаются во внимание лишь два из трех необходимыхдля социума векторов физкультурного образования:
- во-первых, ориентация на обеспечение готовности индивида к здоровому образу жизни с использованием
средств и методов физической культуры
- во-вторых, обеспечение готовности индивида к физическому самосовершенствованию, в том числе в плане
готовности к конкретной профессиональной деятельности.
При этом в тени остается третий вектор профессиональной физической культурыличности специалиста, обеспечивающий именно социально значимый компонент - готовность к использованию потенциала физической культуры в его профессиональной деятельности по всему спектру специальностей, которые предусматривают взаимодействие «человек-человек» [4].
Понятно, конкретная работа в этом плане должна предполагать не только подготовку кадров общего профиля, деятельность которых призвана обеспечить улучшение здоровья нации, т.е. кадров для сферы оздоровительной и рекреационной физической культуры и «спорта для всех». Не менее, а возможно, даже более важно обеспечить подготовкукадров специализированного профиля, способных решать и специфические проблемы конкретных социально-профессиональных групп Вследствие этого подготовленный для системы высшего профессионального образования специалист помимо умения обеспечить физическую подготовленность студентов в том числе и профессионально-прикладную, должен быть способен к формированию профессиональной физической культуры специалиста, т.е. к формированию способности использовать потенциал физической культурыв своей профессиональной деятельности
Новые подходы к истолкованию сущности, целей и значимости физической культурыдля личности и социума заставляют под иным углом зрения посмотреть на проблему конечных целей подготовки физкультурных кадров высокой квалификации для высшей школы При этом принципиально важным для поиска путей развития системы указанной подготовки становится постулат «знания, умения и навыки по физической культуре - средства для обогащения, оздоровления социальной адаптации индивида и эффективности его профессиональной деятельности».
Это в свою очередь диктует необходимость переориентации процесса подготовки кадров в системе высшего профессионального физкультурного образования на новые социальные цели, придание этому процессу общегуманистической и общекультурной направленности при параллельном решении проблемы формирования способности у педагогических кадров к организации их деятельности в соответствии с социально-профессиональными особенностями контингента
Иными словами, стратегической целью высшей школы сегодня может и должна стать подготовкадля нее самой преподавателей физкультуры, способных творчески подходить к применению научных знаний в своей профессиональной педагогической деятельности в вузе конкретного профиля. Однако это требует изменения стратегических целевых установок и содержания подготовки специалистов для высшей школы. В связи с этим целесообразен и реален переход в организационно-управленческом плане от традиционного построения системы высшего физкультурногообразования к системе, основанной на принципах обеспечения специального профессионального образования в сочетании учебной и научно-исследовательскойдеятельности [5].
Выводы:
Учитывая вышеизложенное, можно констатировать:
1. В высшей школе требуется существенная перестройка целевых установок и содержательных компонентов преподавания дисциплины «физическая культура).
2. В стандартах нового поколения по физической культуре предусмотреть специальный курс или ряд дисциплин по социальным проблемам физической культуры и спорта с акцентом на выявление роли физической культурыв социуме.
3. Через систему повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, а также максимально используя возможности второй ступени высшего образования (магистратуру), осуществлять специализированную подготовкукадров для высшей школы с учетом специфики вузов.
4. При реализации намеченных проектов необходима координация квалифицированных кадров, способных решить проблему программно-методического обеспечения подготовки специалистов высшей квалификации, и, безусловно, учет отечественного и зарубежного опыта в данной области.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем подготовки кадров высшей квалификации по специальности «Физическая культура).
Литература
1. Макаров А.В. Проектирование стандартов высшего образования нового поколения по циклу социальногуманитарных дисциплин - Мн., 2005.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностоногоподходав образовании. - М., 2004.
3. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть I, II. - М., 2002.
4. Пономарчук В.А. Третий вектор системы высшего физкультурного образования // Образовательный процесс в физкультурномвузе: теория и практика: Международная научно-практическая конференция -Минск, 2003. - С.143-144.
5. Кореневский С. А. Образование и наука: Социально-педагогические аспекты взаимодействия. - Смоленск, 2004.
Поступила в редакцию 10.04.2008г.