Научная статья на тему 'О социальной и образовательной сущности физической культуры'

О социальной и образовательной сущности физической культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
124
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ФАКТОР / СУБЪЕКТ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЗАЩИЩЕННОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОСВіТА / ЧИННИК / СУБ'єКТ / САМОВИЗНАЧЕННЯ / ЗАХИЩЕНіСТЬ / ДіЯЛЬНіСТЬ / ПОТРЕБА / ФіЗИЧНА КУЛЬТУРА / СПОСіБ ЖИТТЯ / EDUCATION / FACTOR / SUBJECT / SELF-DETERMINATION / PROTECTED / ACTIVITY / NECESSITY / PHYSICAL CULTURE / WAY OF LIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соколов В. А., Круталевич М. М., Васюк В. Е.

В систему защищенности личности как ее неотъемлемый компонент входит и физическая культура. В сочетании с иными составляющими физическая культура обеспечивает индивиду свободное саморазвитие, самоопределение и самообеспечение в социальной деятельности. С другой стороны это социальный заказ на поиски решения чисто педагогической задачи обеспечения процесса формирования положительного отношения к здоровому образу жизни с использованием всего потенциала физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Соколов В. А., Круталевич М. М., Васюк В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About social and educational essence of physical culture

In the system of protected personality as its inalienable component a physical culture enters. In combination with other constituents a physical culture provides to the individual free samorazvitie, self-determination and samoobespechenie in social activity. From other side it is the social order on the searches of decision cleanly of pedagogical task providing of process of forming of positive attitude toward the healthy way of life with the use of all potential of physical culture.

Текст научной работы на тему «О социальной и образовательной сущности физической культуры»

О СОЦИАЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙСУЩНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Соколов В. А., Круталевич М.М., Васюк В.Е.

Белорусский государственныйпедагогический университет имени Максима Танка

Аннотация. В систему защищенности личности как ее неотъемлемый компонент входит и физическая культура В сочетании с иными составляющими физическая культура обеспечивает индивиду свободное саморазвитие, самоопределение и самообеспечение в социальной деятельности. С другой стороны это социальный заказ на поиски решения чисто педагогической задачи - обеспечения процесса формирования положительного отношения к здоровому образу жизни с использованием всего потенциала физической культуры

Ключевые слова: образование, фактор, субъект, самоопределение, защищенность, деятельность, потребность, физическая культура образ жизни.

Анотація. Соколов В.О., Круталевич М.М., Васюк В.Е. Про соціальне і освітнє сутність фізичної культури В систему захищеності особи як її невід'ємний компонент входить і фізична культура В поєднанні з іншими складовими фізична культура забезпечує індивіду вільний саморозвиток, самовизначення і самозабезпечення в соціальній діяльності. З другого боку це соціальне замовлення на пошуки рішення чисто педагогічної задачі - забезпечення процесу формування позитивного відношення до здорового способу життя з використанням всього потенціалу фізичної культури

Ключові слова: освіта, чинник, субєкт, самовизначення, захищеність, діяльність, потреба, фізична культура спосіб життя.

Annotation. Sokolov V.A., Krutalevich M.M., Vasyuk V.E. About social and educational essence of physical culture. In the system of protected personality as its inalienable component a physical culture enters. In combination with other constituents a physical culture provides to the individual free samorazvitie, self-determination and samoobespechenie in social activity. From other side it is the social order on the searches of decision cleanly of pedagogical task - providing of process of forming of positive attitude toward the healthy way of life with the use of all potential of physical culture.

Keywords: education, factor, subject, self-determination, protected, activity, necessity, physical culture, way of life.

Введение.

Национальная программа социального развития общества, основанная на сбалансированном, ускоренном развитии всех сфер и отраслей народного хозяйства, предполагает широкое внедрение в жизнедеятельность человека достижений научно-технического прогресса, рост эффективности и качества труда Успешное решение намеченных задач, естественно, связано с повышением роли человеческого фактора. Такое внимание к указанной проблематике вызвано и тем, что прогресс в науке и технике облегчает жизнь человека. В то же время широкое внедрение их достижений в быт и все области производства, интенсивное использование механизированных видов транспорта обусловили малоподвижный образ жизни многих людей. А ведь только здоровый и физически развитый человек способен решать стоящие перед ним на современном этапе развития общества сложные социально-политические, экономические технические и культурныепроблемы.

Анализ научно-теоретических разработок, педагогической практики и собственный опыт практической работы приводит к выводу, что основные подходы к пониманию значения и роли физической культуры в системе социальной защиты в нашей стране были в основном разработаны уже к 90-ым годам прошлого века [I, 4, 5, 7], но как предмет исследования эта проблема не была в значительной степени осознана и не стала на повестку дня пока не произошли общественно-экономические изменения.

Работа выполнена по плану НИР Белорусскогогосударственногопедагогического университета имени Максима Танка.

Формулирование целей работы.

Если в столь недавние времена при решении проблем социального обеспечения населения, в том числе и дееспособного в большинстве случаев не требовалось значительных усилий самого субъекта деятельности, то сегодня вышедшие на первый план понятия «социальная защищенность», «социальная защита» требуют даже не переосмысления, а практически просто осмысления.

Понятно, что социальная защищенность населения, под которой мы понимаем положение субъекта в обществе, позволяющее ему свободно реализовать основные личностные запросы и потребности во всех сферах жизнедеятельности, если они не противоречат интересам общества в целом и не ущемляют прав и свобод других индивидов, в отношении недееспособного населения сохраняется в собственно государственных формах (пенсии, пособия и т.д.). В условиях рыночной экономики, однако, немаловажным является активность самого объекта социальной защиты, который одновременно становится или, скорее, должен стать ее субъектом Тем более, что это касается и представителей более молодого поколения, в первую очередь учащейся молодежи.

Такое совмещение социальных ролей, когда субъект социальной жизни, субъект общественных отношений выступает не только в качестве объекта социальной защиты со стороны государства, но и побуждается к активности в этой области, предполагает творческое отношение к своему самоопределению в социальной жизни. При этом факторами социальной защищенности начинают выступать не только и не столько усилия государства, сколько физическое состояние самого индивида и отношение последнего к своему

состоянию В систему социальной защищенности, таким образом, включается в качестве неотъемлемого компонента и культура личности индивида, в частности, его физическая культура Сегодня это еще только начинает осознаваться, а потому указанная проблематика все еще не вошла в сферу рассмотрения педагогической науки как ее важное и перспективное направление.

Результаты исследо ваний.

Выявляется реальное научное противоречие, требующее своего неотложного разрешения: при существующей потребности в воспитании и совершенствовании физической культуры личности в качестве фактора ее социальной защиты до сих пор практически не сформированы, не разработаны комплексные методы решения указанных проблем, поскольку они стали на повестку дня лишь в последние несколько лет. А от разрешения этих вопросов во многом зависит сохранение генофонда нации и соответствие современным требованиям общества входящего в жизнь подрастающего поколения

Разумеется, что любой анализ проблематики социальной защищенности не может быть содержательным, если его проводить вне взаимосвязи с проблематикой собственно социальной защиты как фактора государственногосоциального обеспечения В конструктивном, собственно педагогическом контексте сегодня гораздо важнее рассмотреть проблематику социальной защиты населения в аспекте творчества самого индивида, т.е. в социокультурномплане. Именно поэтому внимательного специального рассмотрения требуют такие аспекты физической культуры личности, которые могут и должны обеспечить индивиду свободное саморазвитие, самоопределение и самообеспечение своей социальной деятельности [5, 7].

Физическая культура как фактор, определяющий образ жизни личности, превратившись в необходимость, активизирует многие другие жизненно важные потребности личности и становится определяющей в здоровом образе жизни. Здесь, как и в культуре в целом, развертывается процесс освоения личностью новых ценностей, выработка на этой основе установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей А как известно, именно социальные потребности людей в конечном счете и определяют тот или иной их образ жизни.

Понятно, что в формировании потребностей главная роль принадлежит объективным, материальным условиям, хотя развиваются они не механически вслед за изменениями этих условий. Материальные условия являются определяющими лишь «в конечном итоге». Совершенно очевидно: для формирования привычки к занятиям физической культурой и спортом мало повысить материальный уровень человека, нужна еще целенаправленная деятельность по изменению сложившихся взглядов, отношений, стереотипов

Человек, понявший необходимостьфизического совершенствования имеющий осознанную потребность в занятиях физической культуройи спортом, практически всегда найдет возможность для таких занятий. Того же, кто не имеет такой потребности, надо каждый раз «привлекать», «организовывать», «приобщать» и т.д. Иными словами, этот важнейший аспект проблемы выступает как социальный заказ на поиски решения чисто педагогическойзадачи - обеспечения процесса формирования положительного отношения к здоровому образу жизни с использованием всего потенциала физической культуры, особенно у представителей подрастающего поколения и прежде всего в рамках регламентированных занятий по физическому воспитанию.

В отношении молодежи проблема приобретает особое звучание, поскольку в этом случае имеют место не только вопросы физического самосовершенствования, но и воспроизводства здорового потомства, включая аспекты чисто «биологического» плана и аспекты воспитания.

Для анализа такого явления как приобщенность субъекта к ценностям физической культуры и вовлеченность его в физкультурнэспортивную деятельность, следует обратить внимание на два фактора: во-первых, на положение субъекта в обществе в конкретной социально-исторической ситуации, а во-вторых, на уровень развития физической культурыв стране на конкретном историческом этапе.

Сегодня в научно-методической педагогической литературе уже немало данных, фиксирующих состояние дел с точки зрения физкультурной активности, побудительных мотивов занятий физическими упражнениями, роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья, повышения физических возможностей, всестороннего развития личности. Однако такие данные достаточно фрагментарны и не скоординированы, поскольку исследования, как правило, ведутся разрозненно и по разным методикам с преобладанием либо медико-биологического либо психологическогоили методико-педагогическогоподходов Словом, нередко различные компоненты здорового образа жизни рассматриваются изолированно друг от друга, не выявляется их взаимосвязь и взаимообусловленность

Вероятно, именно поэтому далеким от разрешения остается уже зафиксированное исследователями реальное научно-педагогическое противоречие - большие потребности в индивидуализации процесса формирования физической культуры личности при неразработанности научно-методического обеспечения указанного процесса [2, 5].

Такое системное видение проблемы образовательной и социальной сущности физической культуры, ее роли и места в обеспечении индивидуальной социальной защищенности определяет стратегию педагогической деятельности в целом в сфере физической культуры. В качестве основного направления, очевидно, должно рассматриваться создание предпосылок, условий и установок на свободу ориентации индивида в сложных социокультурныхобстоятельствах на разных уровнях социальной жизни: индивидуальном, микросоциальном (семья) и общественном (профессиональная деятельность) [6].

Тем самым, по сути дела, создается качественно новая педагогическая ситуация, при которой проблема решается не на уровне организационных перестроек и ситуационных реформаций, а на уровне разработки

новой (по терминологии П.Ф.Лесгафта) парадигмы физического образования [3]. Причем не профессионального в узком смысле этого слова, касающегося только специалистов в этой сфере деятельности, а каждого субъекта образовательного процесса.

Фактически это переход к стратегии, характерной для современной направленности педагогического образования, когда индивиду как субъекту образовательного процесса создаются условия для своего становления, становления ближайшего окружения (семьи) или коллектива В профессиональной деятельности такой субъект должен уметь, говоря словами В.А.Сластенина, ответственно и профессионально действовать в образовательно-воспитательных процессах [6].

Выводы.

Таким образом, все отмеченное не противоречит идее личностно-ориентированного образования и тем самым создаются предпосылки наиболее полной реализации образовательного потенциала физической культурыв социальном плане.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем социальной и образовательной сущности физической культуры

Литература

1. Бальсевич В.К. Физическая культурадля всех и каждого. - М.: Физкультураи спорт, 1988. - 208 с.

2. Коровин С.С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи: Автореф. дис. ... доктора пед. наук - М., 1997. - 45 с.

3. Лесгафт П.Ф. О физическом образовании в школе// Избранные педагогические сочинения / Сост. И.Н. Решетень. - М.: Педагогика, 1988. - С.312-366

4. Муравов И.В. Оздоровительные возможности физической культуры // Актуальные проблемы пропаганды физической культурыи спорта. - Вып.1. - М.: Знание, 1991. - 48 с.

5. Пономарчук В.А., Аяшев О.А. Физическая культураи становление личности. - М.: Физкультураи спорт, 1991. - 169с.

6. Сластенин В. А., Подымова Л.С. Педагогика инновационной деятельности - М.: Магистр, 1997. - 222 с.

7. Хакунов Н.Х. Физическая культурав системе образования. - М.: Советский спорт, 1994. - 132 с.

Поступила в редакцию 10.04.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.