О СОЦИАЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙСУЩНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Соколов В. А., Круталевич М.М., Васюк В.Е.
Белорусский государственныйпедагогический университет имени Максима Танка
Аннотация. В систему защищенности личности как ее неотъемлемый компонент входит и физическая культура В сочетании с иными составляющими физическая культура обеспечивает индивиду свободное саморазвитие, самоопределение и самообеспечение в социальной деятельности. С другой стороны это социальный заказ на поиски решения чисто педагогической задачи - обеспечения процесса формирования положительного отношения к здоровому образу жизни с использованием всего потенциала физической культуры
Ключевые слова: образование, фактор, субъект, самоопределение, защищенность, деятельность, потребность, физическая культура образ жизни.
Анотація. Соколов В.О., Круталевич М.М., Васюк В.Е. Про соціальне і освітнє сутність фізичної культури В систему захищеності особи як її невід'ємний компонент входить і фізична культура В поєднанні з іншими складовими фізична культура забезпечує індивіду вільний саморозвиток, самовизначення і самозабезпечення в соціальній діяльності. З другого боку це соціальне замовлення на пошуки рішення чисто педагогічної задачі - забезпечення процесу формування позитивного відношення до здорового способу життя з використанням всього потенціалу фізичної культури
Ключові слова: освіта, чинник, субєкт, самовизначення, захищеність, діяльність, потреба, фізична культура спосіб життя.
Annotation. Sokolov V.A., Krutalevich M.M., Vasyuk V.E. About social and educational essence of physical culture. In the system of protected personality as its inalienable component a physical culture enters. In combination with other constituents a physical culture provides to the individual free samorazvitie, self-determination and samoobespechenie in social activity. From other side it is the social order on the searches of decision cleanly of pedagogical task - providing of process of forming of positive attitude toward the healthy way of life with the use of all potential of physical culture.
Keywords: education, factor, subject, self-determination, protected, activity, necessity, physical culture, way of life.
Введение.
Национальная программа социального развития общества, основанная на сбалансированном, ускоренном развитии всех сфер и отраслей народного хозяйства, предполагает широкое внедрение в жизнедеятельность человека достижений научно-технического прогресса, рост эффективности и качества труда Успешное решение намеченных задач, естественно, связано с повышением роли человеческого фактора. Такое внимание к указанной проблематике вызвано и тем, что прогресс в науке и технике облегчает жизнь человека. В то же время широкое внедрение их достижений в быт и все области производства, интенсивное использование механизированных видов транспорта обусловили малоподвижный образ жизни многих людей. А ведь только здоровый и физически развитый человек способен решать стоящие перед ним на современном этапе развития общества сложные социально-политические, экономические технические и культурныепроблемы.
Анализ научно-теоретических разработок, педагогической практики и собственный опыт практической работы приводит к выводу, что основные подходы к пониманию значения и роли физической культуры в системе социальной защиты в нашей стране были в основном разработаны уже к 90-ым годам прошлого века [I, 4, 5, 7], но как предмет исследования эта проблема не была в значительной степени осознана и не стала на повестку дня пока не произошли общественно-экономические изменения.
Работа выполнена по плану НИР Белорусскогогосударственногопедагогического университета имени Максима Танка.
Формулирование целей работы.
Если в столь недавние времена при решении проблем социального обеспечения населения, в том числе и дееспособного в большинстве случаев не требовалось значительных усилий самого субъекта деятельности, то сегодня вышедшие на первый план понятия «социальная защищенность», «социальная защита» требуют даже не переосмысления, а практически просто осмысления.
Понятно, что социальная защищенность населения, под которой мы понимаем положение субъекта в обществе, позволяющее ему свободно реализовать основные личностные запросы и потребности во всех сферах жизнедеятельности, если они не противоречат интересам общества в целом и не ущемляют прав и свобод других индивидов, в отношении недееспособного населения сохраняется в собственно государственных формах (пенсии, пособия и т.д.). В условиях рыночной экономики, однако, немаловажным является активность самого объекта социальной защиты, который одновременно становится или, скорее, должен стать ее субъектом Тем более, что это касается и представителей более молодого поколения, в первую очередь учащейся молодежи.
Такое совмещение социальных ролей, когда субъект социальной жизни, субъект общественных отношений выступает не только в качестве объекта социальной защиты со стороны государства, но и побуждается к активности в этой области, предполагает творческое отношение к своему самоопределению в социальной жизни. При этом факторами социальной защищенности начинают выступать не только и не столько усилия государства, сколько физическое состояние самого индивида и отношение последнего к своему
состоянию В систему социальной защищенности, таким образом, включается в качестве неотъемлемого компонента и культура личности индивида, в частности, его физическая культура Сегодня это еще только начинает осознаваться, а потому указанная проблематика все еще не вошла в сферу рассмотрения педагогической науки как ее важное и перспективное направление.
Результаты исследо ваний.
Выявляется реальное научное противоречие, требующее своего неотложного разрешения: при существующей потребности в воспитании и совершенствовании физической культуры личности в качестве фактора ее социальной защиты до сих пор практически не сформированы, не разработаны комплексные методы решения указанных проблем, поскольку они стали на повестку дня лишь в последние несколько лет. А от разрешения этих вопросов во многом зависит сохранение генофонда нации и соответствие современным требованиям общества входящего в жизнь подрастающего поколения
Разумеется, что любой анализ проблематики социальной защищенности не может быть содержательным, если его проводить вне взаимосвязи с проблематикой собственно социальной защиты как фактора государственногосоциального обеспечения В конструктивном, собственно педагогическом контексте сегодня гораздо важнее рассмотреть проблематику социальной защиты населения в аспекте творчества самого индивида, т.е. в социокультурномплане. Именно поэтому внимательного специального рассмотрения требуют такие аспекты физической культуры личности, которые могут и должны обеспечить индивиду свободное саморазвитие, самоопределение и самообеспечение своей социальной деятельности [5, 7].
Физическая культура как фактор, определяющий образ жизни личности, превратившись в необходимость, активизирует многие другие жизненно важные потребности личности и становится определяющей в здоровом образе жизни. Здесь, как и в культуре в целом, развертывается процесс освоения личностью новых ценностей, выработка на этой основе установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей А как известно, именно социальные потребности людей в конечном счете и определяют тот или иной их образ жизни.
Понятно, что в формировании потребностей главная роль принадлежит объективным, материальным условиям, хотя развиваются они не механически вслед за изменениями этих условий. Материальные условия являются определяющими лишь «в конечном итоге». Совершенно очевидно: для формирования привычки к занятиям физической культурой и спортом мало повысить материальный уровень человека, нужна еще целенаправленная деятельность по изменению сложившихся взглядов, отношений, стереотипов
Человек, понявший необходимостьфизического совершенствования имеющий осознанную потребность в занятиях физической культуройи спортом, практически всегда найдет возможность для таких занятий. Того же, кто не имеет такой потребности, надо каждый раз «привлекать», «организовывать», «приобщать» и т.д. Иными словами, этот важнейший аспект проблемы выступает как социальный заказ на поиски решения чисто педагогическойзадачи - обеспечения процесса формирования положительного отношения к здоровому образу жизни с использованием всего потенциала физической культуры, особенно у представителей подрастающего поколения и прежде всего в рамках регламентированных занятий по физическому воспитанию.
В отношении молодежи проблема приобретает особое звучание, поскольку в этом случае имеют место не только вопросы физического самосовершенствования, но и воспроизводства здорового потомства, включая аспекты чисто «биологического» плана и аспекты воспитания.
Для анализа такого явления как приобщенность субъекта к ценностям физической культуры и вовлеченность его в физкультурнэспортивную деятельность, следует обратить внимание на два фактора: во-первых, на положение субъекта в обществе в конкретной социально-исторической ситуации, а во-вторых, на уровень развития физической культурыв стране на конкретном историческом этапе.
Сегодня в научно-методической педагогической литературе уже немало данных, фиксирующих состояние дел с точки зрения физкультурной активности, побудительных мотивов занятий физическими упражнениями, роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья, повышения физических возможностей, всестороннего развития личности. Однако такие данные достаточно фрагментарны и не скоординированы, поскольку исследования, как правило, ведутся разрозненно и по разным методикам с преобладанием либо медико-биологического либо психологическогоили методико-педагогическогоподходов Словом, нередко различные компоненты здорового образа жизни рассматриваются изолированно друг от друга, не выявляется их взаимосвязь и взаимообусловленность
Вероятно, именно поэтому далеким от разрешения остается уже зафиксированное исследователями реальное научно-педагогическое противоречие - большие потребности в индивидуализации процесса формирования физической культуры личности при неразработанности научно-методического обеспечения указанного процесса [2, 5].
Такое системное видение проблемы образовательной и социальной сущности физической культуры, ее роли и места в обеспечении индивидуальной социальной защищенности определяет стратегию педагогической деятельности в целом в сфере физической культуры. В качестве основного направления, очевидно, должно рассматриваться создание предпосылок, условий и установок на свободу ориентации индивида в сложных социокультурныхобстоятельствах на разных уровнях социальной жизни: индивидуальном, микросоциальном (семья) и общественном (профессиональная деятельность) [6].
Тем самым, по сути дела, создается качественно новая педагогическая ситуация, при которой проблема решается не на уровне организационных перестроек и ситуационных реформаций, а на уровне разработки
новой (по терминологии П.Ф.Лесгафта) парадигмы физического образования [3]. Причем не профессионального в узком смысле этого слова, касающегося только специалистов в этой сфере деятельности, а каждого субъекта образовательного процесса.
Фактически это переход к стратегии, характерной для современной направленности педагогического образования, когда индивиду как субъекту образовательного процесса создаются условия для своего становления, становления ближайшего окружения (семьи) или коллектива В профессиональной деятельности такой субъект должен уметь, говоря словами В.А.Сластенина, ответственно и профессионально действовать в образовательно-воспитательных процессах [6].
Выводы.
Таким образом, все отмеченное не противоречит идее личностно-ориентированного образования и тем самым создаются предпосылки наиболее полной реализации образовательного потенциала физической культурыв социальном плане.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем социальной и образовательной сущности физической культуры
Литература
1. Бальсевич В.К. Физическая культурадля всех и каждого. - М.: Физкультураи спорт, 1988. - 208 с.
2. Коровин С.С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи: Автореф. дис. ... доктора пед. наук - М., 1997. - 45 с.
3. Лесгафт П.Ф. О физическом образовании в школе// Избранные педагогические сочинения / Сост. И.Н. Решетень. - М.: Педагогика, 1988. - С.312-366
4. Муравов И.В. Оздоровительные возможности физической культуры // Актуальные проблемы пропаганды физической культурыи спорта. - Вып.1. - М.: Знание, 1991. - 48 с.
5. Пономарчук В.А., Аяшев О.А. Физическая культураи становление личности. - М.: Физкультураи спорт, 1991. - 169с.
6. Сластенин В. А., Подымова Л.С. Педагогика инновационной деятельности - М.: Магистр, 1997. - 222 с.
7. Хакунов Н.Х. Физическая культурав системе образования. - М.: Советский спорт, 1994. - 132 с.
Поступила в редакцию 10.04.2008г.