Возрастные периоды (периодизация В.В.Бунака, 1965) [6]: I - первое детство, II - второе детство, III - подростковый возраст, IV - юношеский возраст.
Полученные результаты определили возрастно-половую гетерохронность и алло-метричность роста жировой массы звеньев верхней конечности. Приведенный фактический материал использовался при планировании физических нагрузок в ДЮСШ с положительными результатами при комплексном учете индивидуальных сенситивных периодов и темпов прироста жировой массы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бубненкова, О.М. Нетрадиционный педагогический подход к физическому воспитанию девочек 5-10 лет с ожирением : автореф. дис...канд. пед. наук : 13.00.04 / Бубненкова О.М. - Смоленск, 2007. - 21 с.
2. Властовский, В.Г. Акселерация роста и развития детей: эпохальная и внутригрупповая / В.Г. Властовский ; Московский гос. ун-т. - М. : Изд-во МГУ, 1976. - 278 с.
3. Давыдовский, И.В. Общая патология человека / И.В. Давыдовский. - 2-е изд., пепераб. и доп. - М. : Медицина, 1969. - 605 с.
4. Мартиросов, Э.Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э.Г. Мартиросов, Д.В. Николаев, С.Г. Руднев. - М. : Наука, 2006. - 248 с.
5. Никитюк, Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке / Б.А. Никитюк. - М. : СпортАкадемПресс, 2000. - 440 с.
6. Чурилова, Т.М. Дифференцированная и возрастная психофизиология : учебное
пособие / Т.М. Чурилова, Ю.Е. Леденева, М.В. Топчий. - Ставрополь : Изд-во Северо-
Кавказ. соц. ин-та, 2004. - 220 с.
REFERENCES
1. Bubnenkova, O.M. (2007), Nonconventional pedagogical approach to physical training of girls of 5-10 years with obesity, dissertation, Smolensk, Russian Federation.
2. Vlastovsky, V.G. (1976), Acceleration of growth and development of children, publishing house of the Moscow University, Moscow, Russian Federation,278р.
3. Davydovsky I.V. (1969), Total pathology of the person: collection, publishing house “Medicine”, Moscow, Russian Federation.
4. Martirosov, E.G. (2006), Technologies of definition of structure of a body person, publishing house "Science", Moscow, Russian Federation.
5. Nikityuk, B.A. (2000), Integration of knowledge in sciences about person, publishing house “SportAcademPress”, Moscow, Russian Federation.
6. Churilova, T.M., Ledenev, Yu.E. and Topchy M.V. (2004), Differentiated and age psychophysiology: textbook, North Caucasus Social institute, Stavropol, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.09.2013.
УДК 796.078
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ГРАЖДАН: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аида Ореловна Семенова, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (КЧГУ),
Карачаевск
Аннотация
В статье обоснована актуальность проблемы обеспечения социального благополучия населения на основе оптимизации образа жизни и использования потенциала физической культуры
региона. Представлена технология экспериментального исследования влияния управленческого воздействия на обеспечение социальной защищенности населения региона в процессе реализации задач сферы физической культуры. Статья содержит анализ изменений мотиваций, ценностных ориентации, запросов и потребностей населения в сфере физической культуры и спорта в ходе социального эксперимента. Представлены эмпирические данные характеризующие уровень самооценки состояния здоровья, уровень самооценки физической подготовленности и отношения к физической культуре, уровень самооценки двигательной активности; оценка вовлеченности населения в сферу физической культуры и спорта, уровень двигательных режимов различных социальнодемографических групп, уровень эффективности деятельности сферы физической культуры. Установлено, что специфика управления в сфере физической культуры и спорта на всех уровнях обуславливает необходимость получения в динамике социологического знания, которое раскрывало бы запросы населения с учетом особенностей его социально-демографической структуры.
Ключевые слова: социальная защищенность граждан, здоровый образ жизни, качество жизни, управление физической культурой и спортом, социальный менеджер.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p140-146
PECULIARITIES OF USING THE POTENTIAL OF PHYSICAL CULTURE OF THE REGION TO ENSURE THE SOCIAL PROTECTION OF CITIZENS: THE
EMPIRICAL ASPECT
Aida Orelovna Semenova, the senior lecturer,
Karachaevo-Cherkess state University named after U. D. Aliyeva, Karachaevsk
Annotation
The article substantiates the urgency of the problem of providing the social welfare of the population on the basis of optimization of lifestyle and usage of the potential of physical culture of the region. The technology of experimental study of the influence of managerial effect on the provision of social security of the population of the region in the process of implementation of tasks in the sphere of physical culture has been presented. The article contains the analysis of changes in motivation, value orientations, demands and needs of the population in the sphere of physical culture and sports in the course of the social experiment. The empirical data have been presented, characterizing the level of self-assessment of health status, level of self-esteem of physical preparedness and attitudes to physical culture, level of self-esteem of motor activity; evaluation of the involvement of the population in the sphere of physical culture and sports, the level of motor regimes of different socio-demographic groups, the level of activity in the sphere of physical culture. It has been established that the specifics of management in the sphere of physical culture and sport at all levels necessitates the obtaining of the sociological knowledge in the dynamics, which would opened the requests of the population taking into account the peculiarities of the socio-demographic structure.
Keywords: social protection of citizens, healthy lifestyle, quality of life, administration of physical culture and sports, social manager.
Изучение проблемы обеспечения социального благополучия населения на базе оптимизации образа жизни и использования потенциала физической культуры позволило установить необходимость усиления роли государства как социального менеджера в деле подготовки индивида к реализации конституционных прав на социальную защиту своими собственными усилиями. Выявляется актуальность проблемы принятия комплекса управленческих решений по организации взаимодействия сферы физической культуры и таких социальных институтов, как здравоохранение и образование. Также актуализируется необходимость поощрения индивида к социально позитивному самоопределению в оздоровлении образа жизни и повышению роли государства в создании предпосылок здорового образа жизни в процессе реализации конституционных прав граждан на жизнь и здоровье.
Основной задачей исследования было изучение эффективности разработанных и внедренных в практику управления сферой физической культуры и спорта региона практических рекомендаций. Для этой цели использовался метод эксперимента, который поз-
волил с достаточно большой достоверностью получить информацию о характере и специфике изменений показателей деятельности и поведения социальных объектов под воздействием заданных факторов.
Продолжительность эксперимента, ее этапность, а также невозможность детального учета всей совокупности определяющих уровень социальной защищенности граждан факторов приводит к необходимости общего планирования воздействия, повторяемости в зависимости от достигнутого результата. Это обстоятельство позволило применить на каждом уровне управления повторяющийся цикл, расширения потенциала физической культуры региона.
Цикл воспроизводился на стратегическом и оперативно-ситуационном уровнях управления. Оперативно-ситуационный уровень управления распределены на блоки-этапы, в соответствии с реализуемыми задачами, субъектами, принимающими управленческие решения и объектами управления (субъектами деятельности). Первый блок-этап выполнял задачу обеспечения реализации функций физической культуры в регионе по повышения социального благополучия граждан. Этап напрямую связан со стратегическим уровнем управления и является технологическим его продолжением. Для реализации второго блок-этапа разработан проект республиканской программы «Физическая культура - каждому», который частично был непосредственно адаптирован к условиям проведения эксперимента в Карачаевском муниципальном районе Карачаево-Черкесской республики. Главной идеей программы является объединение усилий и финансовых возможностей министерств и ведомств, занимающихся проблемой обеспечения социального благополучия, социальной защищенности граждан и охраны здоровья людей, усилия которых при их разрозненности и фрагментарности не приносит положительного результата.
Итогом предварительных исследований стала разработка концептуальных основ управленческих воздействий по обеспечению социального благополучия и социальной защищенности населения региона в процессе реализации задач сферы физической культуры.
Для более глубокого анализа возможных изменений мотиваций, ценностных ориентации, запросов и потребностей населения в сфере физической культуры и спорта в ходе социального эксперимента были выделены следующие показатели: уровень самооценки состояния здоровья; уровень самооценки физической подготовленности и отношения к физической культуре; уровень самооценки двигательной активности; оценка вовлеченность населения в сферу физической культуры и спорта; уровень двигательных режимов различных социально-демографических групп; уровень эффективности деятельности сферы физической культуры.
Рассмотрим изменения после эксперимента некоторых качеств, характеризующих эти показатели по данным самооценки (табл. 1). Структура ответа на вопрос «Довольны ли Вы своим здоровьем?» за время эксперимента существенно не изменилась, наверное, другого и нельзя было предположить. Уже на начальном этапе эксперимента было выявлено, что для подавляющего большинства респондентов собственное здоровье является большой ценностью (85,7%). В ходе эксперимента количество респондентов, для которых собственное здоровье имеет большое значение, достигло 100% (Р<0,001). Достоверно уменьшилось наполняемость не задумывавшихся и тех, которые не могли ответить на этот вопрос (Р<0,001) до 0%.
Среди ответов респондентов на вопрос о необходимом количестве выполнения утренней гигиенической в недельном цикле гимнастики на начальном этапе эксперимента доминировал ответ о необходимости ее выполнения 3-4 раза. Понимание необходимости ежедневно выполнять комплекс утренней гимнастики выявлено у всех участников респондентов, подвергшихся экспериментальному управленческому воздействию.
Таблица 1
Осознание ценностей физической культуры и представление о здоровом образе _______________________жизни участников эксперимента______________________________
Вопрос Ответ Ответы участников (%) Достоверность различий
Исх. этап (п=1068) Конеч. этап (п=935) ф* Р
Довольны ли Вы своим здоровьем да 43,9 45,6 1,51 >0,05
отчасти 34,3 11,0 12,83 <0,001
нет 21,8 41,4 9,35 <0,001
Какое значение имеет для Вас собственное здоровье большое 87,5 100 17,32 <0,001
небольшое 7,1 - 12,12 <0,001
не задумывался 2,9 - 7,6 <0,001
никакого 0,0 - 0,0
не знаю 2,5 - 7,10 <0,001
Сколько раз в неделю следует делать утреннюю зарядку ежедневно 19,7 92,5 37,20 <0,001
3-4 раза 57,7 7,5 27,03 <0,001
1-2 раза 21,3 - 21,40 <0,001
не имеет значение 1,3 - 5,11 <0,001
Сколько раз в неделю Вы выполняете утреннюю зарядку ежедневно 6,8 46,67 21,74 <0,001
2-3 раза 35,1 49,99 6,81 <0,001
не выполняю 58,1 3,33 30,49 <0,001
Какой недельный двигательный режим является оптимальным для Вас свыше 10 часов 6,6 30,0 13,90 <0,001
4-6 часов 26,5 56,67 13,86 <0,001
2-4 часа 62,2 13,33 23,95 <0,001
до часа 4,7 0,0 9,64 <0,001
Какого недельного двигательного режима вы придерживаетесь свыше 10 часов 2,2 7,8 6,07 <0,001
4-6 часов 23,5 63,2 18,88 <0,001
2-4 часа 43,2 29,7 6,05 <0,001
до часа 31,1 2,3 19,64 <0,001
Какое время ежедневно затрачивается Вами на поддержание своего здоровья более 60 минут 7,3 32,2 14,73 <0,001
30-60 минут 7,3 58,2 26,52 <0,001
10-20 минут 56,1 9,6 23,41 <0,001
нет времени 29,3 0,0 25,8 <0,001
Что мешает Вам заниматься физическими упражнениями и вести здоровый образ жизни нет необходимости 5,9 0,0 10,94 <0,001
нет времени и условий 60,4 15,9 21,36 <0,001
мешают бытовые условия 25,3 11,3 8,17 <0,001
мешает собственная лень 8,4 26,6 11,36 <0,001
не хватает инвентаря, тренажеров - 11,6 15,19 <0,001
не хватает знаний - 34,6 28,26 <0,001
Ведете ли Вы записи результатов самоконтроля да 3,1 26,8 16,49 <0,001
не знаком с методикой 13,8 23,3 15,96 <0,001
нет, хотя этим следует заниматься 23,8 49,9 12,21 <0,001
нет, это пустая трата времени 59,3 - 40,86 <0,001
Можете ли Вы составить комплекс утренней гимнастики да - 43,4 31,92 <0,001
да, с помощью специалиста 33,3 53,2 9,08 <0,001
нет 77,7 3,4 40,02 <0,001
Примечание: при оценивании изменений показателей оцениваемых в процентах применен расчет Ф* - углового преобразования ф* - Фишера [1].
Позитивные изменения, произошедшие в понимании значимости физических упражнений, привели к изменению исходного отношения (ежедневное выполнение -
19,7%; 3-4 раза - 57,7%) к пониманию необходимости ежедневно выполнять утреннюю зарядку (92,5%, Р<0,001). Явно просматривается прагматический подход к использованию средств физического воспитания, что означает осознание подавляющим большинством позитивного влияния физических упражнений на организм. Выявлено, что ежедневно выполняющих гимнастику увеличилось с 6,8% до 46,7% (Р<0,001), а количество респондентов, не выполняющих утреннюю гимнастику, сократилось с 58,1% до 3,3% (Р<0,001).
Состояние здоровья существенным образом зависит от двигательного режима. Именно рациональный двигательный режим является мощным средством оздоровления. Занятия более 10 часов в неделю требуют включения субъекта в организованную и самостоятельную, а 4-6 часов, как минимум, в самостоятельную активную физкультурную деятельность. Понимание необходимости именно такого уровня двигательной активности свойственно достигает 80% (из их числа у 7,8% двигательный режим превышает 10 часов). На завершающем этапе не выявлено ни одного респондента, считающего оптимальным для себя недельную активность менее часа.
Достоверно изменилась временная характеристика ежедневных затрат на поддержание своего здоровья. Основной подгруппой наполнения на начало эксперимента была та, которая затрачивала ежедневно 10-20 минут (56,1%) и те, которые на это не могли выделить время (29,3%). Обе подгруппы во время эксперимента достоверно уменьшились в наполняемости (Р<0,001), при чем последняя подгруппа распалась (%).
Одновременно возрастает количество представителей группы затрачивающей на поддержание своего здоровья более одного часа (с 7.3% до 32,2; (Р<0,001), и тех, которые затрачивают от 30 минут до 1 часа (с 7,3% до 58,2; (Р<0,001). То есть, конечный результат опроса позволяет утверждать о сформированности деятельностного внимания у подавляющего большинства респондентов, подвергшихся управленческому воздействию.
Деятельностная сторона физической культуры оценена и по бальной шкале. Полученные данные свидетельствуют о значительных отличиях в группах оценки факторов, препятствующих формированию мотивации и активного отношения к физкультурной деятельности. Исходное состояние характеризовалось наличием трех основных причин, приводящих к отказу от занятий физическими упражнениями и от идеологии здорового образа жизни: недостаток времени (60,4%); отсутствие соответствующих бытовых условий (25,3%); собственная лень (8,4%).
Изменение структуры позиций отрицательно влияющих факторов в процессе эксперимента выявило, что: небольшое количество (4,65%) пренебрежительно относившихся к физической культуре и ЗОЖ изменило свое отношение, и теперь данная категория лиц не определяется (0%); до ~ 11% уменьшилось количество тех, которые указывают бытовые условия как главную помеху; количество респондентов, чувствующих недостаток знаний в области методики физического воспитания, возрастает и смещается на ведущие позиции. Таким образом, в число главных причин, препятствующих занятиям физическими упражнениями, попадают технологические причины, проявляющиеся лишь при активных физических занятиях. Наблюдается достоверное увеличение двигательной составляющей (Р<0,001) относительно исходной.
Формирование физической культуры личности предполагает переход от организованных форм физического воспитания к формам физического самосовершенствования. Эффективность самостоятельных занятий может быть значительно повышена при постоянном самоконтроле. Собственно, самоконтроль является единственным способом реализации принципа «не навреди». Такой позиции на начальном этапе обследования не поддерживаются и не принимают 59,3%. На завершающем этапе подобная группа перестала существовать (0%). Достоверно (Р<0,001) увеличилась наполняемость группы, реализующих предложенную схему самоконтроля (с 8,4% до 26,8%). Вместе с тем более половины респондентов теоретически понимая необходимость, тем не менее, дневник не
ведут. Причем подавляющему большинству было объяснено медицинскими работниками методика и выданы специальные дневники. Этому компоненту работы в дальнейшем следует уделить особое внимание, так как именно эта работа ежедневно заставляет вспомнить о своем здоровье и проанализировать свои самоощущения.
Дифференциация участников эксперимента по отношению к деятельности позволила выявить группы: с устойчиво-положительным отношением к физической культуре; с ситуационно-положительным отношением; с нейтральным (равнодушным) отношением; с отрицательным отношением.
На начальном этапе эксперимента (табл. 1) в группу с устойчиво-положительным отношением к физической культуре отнесены лишь 18,8% респондентов. В группу с ситуационно-положительным отношением к физической культуре попадают 37,4%. Нельзя оценивать данную группу респондентов как недостаточно готовых к принятию ценностей физической культуры. Они лишь имеют осознанные интересы в области занятий физической культурой и спортом, и именно эти интересы выходят на доминирующие уровни по сравнению с потребностью реализации двигательных потребностей. Количество равнодушных и отрицательно относящихся к занятиям учащихся составляло более 40%, в обеих группах.
Первым шагом построения системы формирования личностной физической культуры должно явиться направленное изменение их отношения к физической культуре, изменение субъективных позиций.
В результате управленческого воздействия количество респондентов, имеющих устойчиво-положительное отношение к физической культуре, увеличилось с 18,8 до 25,0% (Р<0,001). В группе ситуационно-положительно относящихся к физической культуре изменения, происходящие по наполняемости первой, что заставляет согласиться с эффективностью предлагаемого подхода. Количество равнодушных сократилось с 31,2 до 12,5% (Р<0,001), а группа отрицательно относящихся уменьшилась с 12,5% до 9,8 (Р<0,05). Таким образом, можно констатировать, что при организации управления потенциалом физической культуры региона для повышения социальной защищенности граждан прослеживается позитивное изменение отношений к физической культуре.
Кроме того, у респондентов проявляется изменение общих представлений о системе и сфере физической культуры в современном обществе. 36% респондентов на заключительном этапе эксперимента считали, что главным показателем эффективности деятельности сферы физической культуры является бюджетное финансирование. Но при этом лишь 10,3% отмечает, что приоритетом является федеральное и 12,4% - регионально-муниципальное финансирование. То есть, более 10% из числа тех, которые считают важным сохранение бюджетного финансирования, вовсе не понимая под этим ее превалирования. На завершающем этапе 77,3% респондентов приоритет в финансировании отдают частному финансированию и самофинансированию. Важно, что на начальном этапе эксперимента число тех, которые считали подобным образом, составляло лишь 16,3%, при этом 45,3% считали приоритетным федеральное, а 35,8% региональномуниципальное финансирование. Важно то обстоятельство, что почти 40% респондентов понимают и готовы взять на себя финансовые затраты на поддержание своего физического состояния.
Резюмируя основные результаты деятельности сферы физической культуры региона по обеспечению социальной защищенности граждан, следует отметить, что наблюдается сопряжение межведомственных задач и координация деятельности государственных и общественных органов и организаций по развитию физической культуры и спорта; обеспечение через систему физического воспитания задач, связанных с физическим и духовным развитием народа; повышения социального благополучия населения как одного из аспектов обеспечения его социальной защищенности через формирование здорового образа жизни населения; повышение личностной удовлетворенностью жизнью, состо-
янием здоровья, изменением отношения личности к своему телу как к ценностям физической культуры, понимание назначения и роли сферы физической культуры в регионе; признание личностной роли в поддержании собственного здоровья и позитивного миропонимания; поддержание оптимального уровня реактивной и личностной тревожностей, личностных характеристик лежащих в основе объективной оценки собственной социальной защищенности.
Так же можно отметить, что специфика управления в сфере физической культуры и спорта на всех уровнях обуславливает необходимость получения в динамике социологического знания, которое раскрывало бы запросы населения с учетом особенностей его социально-демографической структуры, выявляло бы оценку массовых физкультурнооздоровительных мероприятий и индустрии спорта в целом как специалистами и организаторами физической культуры, так и населением в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии I Е.В. Сидоренко. - М. : Речь, 2007. - 350 с.
REFERENCES
1. Sidorenko, E.V. (2007), Methods of mathematical processing in psychology, publishing house “Rech”, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.09.2013.
УДК 159.9
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНИЧЕСКИХ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Файзура Ореловна Семенова, доктор психологических наук, профессор,
Азрет Абукович Урусов, кандидат психологических наук, доцент, член-корреспондент Международной Академии наук педагогического образования, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (КЧГУ),
Карачаевск
Аннотация
В статье представлены результаты исследования этнических и индивидуальнопсихологических особенностей студентов. Обоснована актуальность необходимости знания и учёта в образовательном процессе не только индивидуальных особенностей студентов, но и этнических, глубокое понимание которых, а также творческое использование наследия традиционной народной педагогики и психологии раскрывают перед преподавателями дополнительные возможности для работы в многонациональных студенческих коллективах. Представлены данные лонгитюдного исследования интегральной индивидуальности студентов первых и пятых курсов. Установлена общая тенденция развития интегральной индивидуальности студентов в процессе обучения в вузе. Выявлено, что с возрастом у всех этнических групп увеличивается общее и уменьшается уникальное, причем общее растет быстрее, а уникальное - медленнее. Независимо от возраста межэтническая общность превалирует на низших уровнях, а межэтническая уникальность - на высших уровнях интегральной индивидуальности. Изменения, происходящие в структурах интегральной индивидуальности этнофоров в образовательном пространстве вуза, зависят в большей степени от личностных и социально-психологических факторов.
Ключевые слова: интегральная индивидуальность, психодинамический уровень, нейроди-намический уровень, личностный уровень, социально-психологический уровень, общее и уникальное в структуре индивидуальности.