УДК 796.062
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Марина Александровна Семенова, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Витальевна Железнякова, старший преподаватель,
Елена Евгеньевна Щербакова, старший преподаватель, Московский политехнический университета (МПУ), г. Москва
Аннотация
В данной статье показана роль занятий физической культурой и спортом в формировании здорового образа жизни студенческой молодежи. Представлены результаты исследований воздействия занятий физической культурой на показатели жизнедеятельности студента.
Ключевые слова: спорт, здоровье, стресс, образ жизни, физические упражнения.
PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN FORMING HEALTHY LIFESTYLE OF
STUDENT YOUTH
Marina Aleksandrovna Semenova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Vitalievna Zheleznyakova, the senior lecturer, Elena Evgenievna Shcherbakova, the senior lecturer, Moscow Polytechnic University, Moscow
Annotation
This article shows the role of physical culture and sports in the formation of a healthy lifestyle of students. The results of researches of influence of occupations by physical culture on indicators of activity of the student are presented.
Keywords: sport, health, stress, lifestyle, exercise.
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье издревле считалось большой ценностью и благом. Под здоровьем обычно понимают отсутствие болезни. Предполагается, что те, у кого не обнаружено заболеваний, относятся к категории здоровых людей. Но это довольно условное и примитивное представление о здоровье. В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется не только как отсутствие болезней или фактических дефектов, но и как «полное физическое, душевное и социальное благополучие». Иначе говоря, здоровье обуславливается не только физическим состоянием человека, но и его взаимоотношениями и успехами дома, в учебном заведении и на работе.
Важнейшим подспорьем в укреплении здоровья является здоровый образ жизни. Под ним понимается: достаточный сон, поддержание массы тела на определённом уровне, отказ от вредных привычек, регулярная физическая активность (лучше физические упражнения аэробной направленности), ежедневные завтраки, соблюдение режима питания, который исключает переедание, приём пищи всухомятку или «на ходу».
Как видим, в понятие здорового образа жизни, как обязательный его элемент, включена физическая активность. И это не случайно. Прежде всего, занятия физической культурой, спортом являются главными составляющими необходимой для человека двигательной активности, поддерживающей и обеспечивающей нормальное функционирование всех органов и систем его организма и влияющей, тем самым, на его физическое состояние [3]. Кроме того двигательная активность оказывает влияние на развитие адаптационных возможностей организма при воздействии на него различных неблагоприятных факторов внешней среды [4].
В жизни мы постоянно подвергаемся этим воздействиям. Они вызывают в организме определённое функциональное напряжение — стресс. Способность организма
противостоять этому воздействию, приспосабливаться к нему и определяет степень здоровья. В процессе адаптации организма к влиянию какого-либо одного стрессора (раздражителя, вызывающего стресс) последовательно возникает три фазы (фазы тревоги, резистентности, истощения). Эти стадии стресса (напряжения) были открыты канадским физиологом Селье Г. Перечисленные фазы стресса наблюдались им при воздействии самых разных раздражителей. Поэтому весь ход этих изменений в организме был им назван общим адаптационным синдромом (далее ОАС).
Важной особенностью ОАС является то, что в стадии резистентности к одному стрессору начинает появляться устойчивость к влиянию ряда других стрессоров, то есть по мере приспособления организма к влиянию одного из неблагоприятных факторов, т. е. по мере приспособления к среде повышается его сопротивляемость к влиянию других факторов.
И ещё одно обстоятельство стресс - не болезнь. Это необходимое условие нормального функционирования организма. Без стрессов жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие с внешней средой и замерла бы. Селье Г. считал нормальные по силе воздействия стрессоры необходимыми для поддержания на должном уровне функциональной дееспособности организма. Лишь очень сильные стрессоры, вызывающие «дистресс» (страдание), он считал вредными для здоровья.
Физические упражнения, занятия физической культурой и спортом тоже являются своеобразными стрессорами, правда очень естественными и физиологическими. По мере адаптации организма к влиянию различных физических нагрузок возникает ОАС, и на определённом этапе его развития наступает стадия резистентности (устойчивости) к ним. В этой стадии наблюдается повышение устойчивости организма ко многим другим неблагоприятным факторам, в том числе к инфекциям и утомлению. Правда, в этой фазе стресса от физических нагрузок спортивные результаты растут медленнее, чем в фазе тревоги. Таков механизм проявления оздоровительного влияния занятий физической культурой и спортом [5].
Цель нашего исследования заключается в анализе эффективности влияния разных элементов и форм занятий физическими упражнениями, режима сна и питания на жизнедеятельность студента в формировании здорового образа жизни.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе исследования проведен опрос студентов Московского политехнического университета (1200 чел.) по показателям здорового образа жизни (различным формам двигательной активности, режима сна и питания), а также анализ показателей успеваемости студентов).
Проводившиеся опросы среди студентов, показали, что продолжительность ночного сна заметно отражается на уровне академической успеваемости студентов. Так при продолжительности ночного сна 46 и менее часов в неделю академическая успеваемость, в среднем, составляет 3,11 балла. Наиболее высокий её уровень - 3,8 балла - наблюдается при продолжительности ночного сна 56 часов в неделю, то есть около 8 часов в сутки.
На академическую успеваемость влияет и время отхода ко сну. Если студенты ложатся спать позже 1 часа ночи, то их средняя успеваемость составляет 3,25 балла. Те же, кто ложится спать не позже 11 часов вечера учиться лучше - 3,85 балла.
Влияет на академическую успеваемость и режим питания. Студенты, принимающие пищу 2 раза в течение дня, имеют средний балл успеваемости 3,2. Те же из них, кто принимают пищу 4 раза в день - 3-4 балла. Студенты, пренебрегающие завтраком, учатся в среднем на 3,29 балла, а принимающие пищу регулярно - на 3,59 балла.
Основой здорового образа жизни является режим дня, включающий в себя грамотное сочетание труда, отдыха, нормального режима питания и, конечно, режима
занятий физической культурой и спортом [1].
Двигательный режим студента должен включать в себя выполнение упражнений гигиенической гимнастики, посещение академических занятий по физическому воспитанию, дополнительные занятия физическими упражнениями в свободное от учёбы время, занятия спортом. Общий объём занятий физическими упражнениями должен составлять не менее 8-10 часов в неделю. Именно при этом объёме занятий начинают проявляться положительные изменения в состоянии здоровья, выражающиеся в повышении общего жизненного тонуса и снижении заболеваемости простудными заболеваниями. Правильной организации двигательного режима сопутствует не только более крепкое здоровье, но и более высокая академическая успеваемость. Студенты, занимающиеся физическими упражнениями и спортом, учатся лучше тех, кто занимается нерегулярно (соответственно на 3,77 и 3,43 балла).
Занятия физической культурой и особенно спортом требуют более строгого соблюдения режима дня, а том числе режима сна, питания, исключения вредных привычек.
В предлагаемой таблице 1 представлены группы студентов (%), соблюдающих режимы сна и питания при разных элементах и формах занятий физическими упражнениями.
Таблица 1 - Характеристики некоторых составляющих здорового образа жизни
№ Элементы двигательного режима Группы Характеристики режима дня, %
Соблюдают режим дня Соблюдают режим питания
1. Посещаемость занятий по физвоспита-нию, % 76 и более 93,3 73,3
75-41 74,7 45,8
40 и менее 47,1 35,3
2. Утренняя гимнастика Выполняют 80,5 58
Нет 59,7 40,6
3. Занятия спортом Занимаются 83 71
Нет 89 46,4
4. Регулярность занятий физ. упражнениями Регулярно 80,6 62,1
Нет 68,6 40
5. Объём физической нагрузки (часы в неделю) 7 и более 81,5 67,2
6,5-3 77,3 52,4
2,5 и менее 65,6 42,4
Сочетание правильной организации двигательного режима и более рационального построения элементов режима дня не случайно. Занятия физической культурой и спортом требуют определенных волевых усилий, организованности, дисциплины. Эти черты находят отражение в особенностях режима сна и питания.
Здоровый образ жизни подразумевает соблюдение режима труда, отдыха, сна на основе требований суточного биоритма. Суточный биоритм, который сложился в процессе эволюции, в упрощённом виде выглядит так: максимальная активность утром - 8-12 часов, минимум - в середине дня (с 12 до 16 часов), второй максимум активности - в вечернее время (16-22 ч.) и наиболее выраженный минимум - в ночное время (22-8 ч.). В соответствии с этим желательно строить свой личный режим дня, чередуя труд, отдых, сон.
Помимо правильной организации режимов труда, отдыха, сна, питания и двигательной активности здоровый образ жизни предполагает умение снимать нервное напряжение с помощью аутотренинга, разумно пользоваться средствами закаливания: водными процедурами, банями и т.д. Но всё это требует немалых личных усилий, проявить которые иногда очень трудно [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты опроса студентов Политехнического Университета говорят о том, что соблюдение режима сна и питания при различных элементах и формах занятий физической культурой, эффективно влияет не только на здоровье организма, но и на
академическую успеваемость.
Первым шагом в приобщении к нормальному двигательному режиму является обязательное посещение всех академических занятий по физкультуре. Это может стать организующим началом, необходимым для успешного обучения в университете.
Вторым этапом является приобщение себя к каждодневной утренней зарядке. Эта форма занятий предполагает нормализацию режима сна, так как для того, чтобы встать немного раньше обычного, нужно спать лечь пораньше. Завершение же зарядки водными процедурами, самомассажем положительно отразится на самочувствии и на состоянии здоровья.
Далее, необходимо попытаться дополнить академические занятия по физкультуре самостоятельными занятиями физическими упражнениями. Эти занятия могут включать в себя занятия бегом, оздоровительной гимнастикой, различными играми. Повышенные физические нагрузки, естественно, потребуют энергетической компенсации, что будет содействовать упорядочению режима питания.
Занятия физической культурой и спортом требуют затрат времени. Поэтому становится необходимой рациональная организация учебного труда, отдыха, соблюдение режима сна и питания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ибрагим, Т.О. Количественная оценка физической активности в свободное время среди студентов университетов на юго-западе, Нигерия / Т.О. Ибрагим, М.А. Аджибуа, О. Л. Доминик // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -2018. - № 1 - С. 72-78.
2. Кораблева, Е.Н. Формирование нравственных устоев и морально-волевых качеств в процессе занятий физическим воспитанием и спортом / Е.Н. Кораблева // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. - 2017. - № 1. - С. 5-7.
3. Паршикова, Н.В. Стратегические приоритеты государственной политики в области массового спорта / Н.В. Паршикова, С.И. Изаак, В.Н. Малиц // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 167-171.
4. Састамойнен, Т.В. Проблема оздоровления человека в XXI веке / Т.В. Састамойнен // Актуальные проблемы здоровья и физической культуры. - 2014. - № 1. - С. 11-14.
5. Семенова, М.А. Общие представления об индивидуальной физической подготовке и путях восстановления организма человека / М.А. Семенова, В.А. Прусакова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2013. - № 4. - С. 113-120.
REFERENCES
1. Ibrahim T.O., Ojibwa M.A. and Dominic O.L. (2018), "Quantitative assessment of physical activity in leisure time among University students in southwest", Pedagogical psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, No. 1, pp. 72-78.
2. Korableva E.N. (2017), "Formation of moral foundations and moral-volitional qualities in the process of physical education and sports", Problems of physical culture and sports development in the new Millennium, No.1, pp. 5-7.
3. Parshikova N.V., Izaak S.I. and Malits V.N. (2017), "Strategic priorities of state policy in the field of mass sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (148), pp. 167-171.
4. Saastamoinen T.V. (2014), "The Problem of improvement of man in the twenty-first century", Actual problems of health and physical culture, No. 1, pp. 11-14.
5. Semenova M.A. and Prusakova, V.A. (2013), "General ideas about individual physical training and ways of restoring the human body", Modern science: actual problems and ways of their solution, No. 4, pp. 113-120.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.05.2018