120
В практику педиатра
Е.В. Антонова1, Н.И. Макеев1, В.А. Родионов2
1 Научный центр здоровья детей РАМН, Москва
2 Городская клиническая больница, Жуковский
Особенности отношения подростков к физической культуре и спорту
Контактная информация:
Макеев Николай Иванович, аспирант отдела социальной педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел.: (965) 232-37-30, e-mail: [email protected] Статья поступила: 05.04.2009 г., принята к печати: 14.07.2009 г.
В последние годы значительно снизилась роль физической культуры и спорта в оздоровлении молодежи, упал общественный престиж занятий физической культурой с целью оздоровления и укрепления здоровья. В статье приведены результаты изучения отношения к физической культуре и спорту 310 учащихся старших классов общеобразовательных школ г. Жуковского Московской области в рамках программы исследования особенностей здоровьесберегающего поведения подростков. Наряду с низкой спортивной активностью, большинство детей этого возраста вообще не делают утреннюю гимнастику. Вместе с тем, их общая двигательная активность также находится на низком уровне. Сидячий образ жизни становится приоритетным направлением в развитии молодого поколения.
Ключевые слова: подростки, отношение к спорту, двигательная активность.
Физическая культура и спорт являются социально значимым видом деятельности, который отвечает потребностям формирующейся личности и обеспечивает ее успешную социализацию [1].
В последние годы значительно снизилась роль физической культуры и спорта в оздоровлении молодежи, упал общественный престиж занятий физической культурой с целью оздоровления и укрепления здоровья, сократились возможности для занятий физкультурой и спортом [2]. У основной массы населения отсут-
ствует потребность в занятиях физической культурой
[3]. Переориентация тенденций современной моды на модели поведения с ограничением двигательной активности может стать наиважнейшей причиной потери здоровья среди детей и подростков.
В статье приведены результаты изучения отношения к физической культуре и спорту 310 учащихся старших классов общеобразовательных школ г. Жуковского в рамках программы исследования особенностей здоровьесберегающего поведения подростков. Исследование
E.V. Antonova1, N.I. makeev1, V.A. Rodionov2
1 Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow
2 Town of Zhukovsky Clinical Hospital
Specifics of adolescent attitude to physical training and sports
Over the past years, the role of physical education and sports in youth health improvement has deteriorated, the public status of physical training for purposes of health improvement and promotion has fallen. The article outlines the results of a study of attitudes to physical education and sports among 310 senior grades in secondary schools of the town of Zhukovsky in Moscow region under the program of research into health-saving behaviours in adolescents. Along with a low sports activity most adolescents of both sexes do not do morning exercises at all. At the same time, their overall motor performance is also at a very low level. The sedentary life style becomes a dominant feature in the development of younger generation.
Key words: adolescents, attitude to sports, motor performance.
проводилось методом анкетирования с помощью комбинированного опросника, в состав которого включено определение параметров здоровьесберегающего поведения, склонности к реализации различных форм девиантного поведения и фактора «социальной желательности» (предрасположенности давать о себе недостоверную информацию).
Независимо от пола, большинство опрошенных респондентов занимаются спортом несколько раз в неделю (табл. 1). Среди мальчиков достоверно больше (р < 0,05) доля тех, кто занимается спортом ежедневно и меньше тех, кто занимается спортом очень редко. Ответ «несколько раз в неделю», как правило, означал плановые занятия спортом на уроках физкультуры в школе. Наряду с низкой спортивной активностью, большинство подростков обоего пола вообще не делают утреннюю гимнастику, и менее 5% делают ежедневно (табл. 2). В целом, мальчики делают утреннюю гимнастику чаще, чем девочки.
Распределение причин, мешающих подросткам делать утреннюю гимнастику, отражено в табл. 3. Большинство девочек в качестве доминирующей причины указывали на недостаток времени, а мальчики — на лень. Следует отметить, что определенную настороженность вызывает значительный процент подростков, выбравших ответ «не вижу необходимости», что говорит о низком уровне медицинской информированности и недостаточном понимании основ физической культуры.
Изучение двигательной активности подростков может иметь большое значение для прогноза состояния их здоровья в более старшем возрасте. Информация об отношении к физической культуре и спорту не отражает истинного объема двигательной активности подростков. Поэтому при составлении анкеты было решено включить вопросы о том, на что преимущественно подростки тратят свое время.
Большинство подростков проводят на свежем воздухе 1-2 часа в день (табл. 4). Причем девочки тратят на это достоверно меньше времени (р < 0,05).
На приготовление домашнего задания большинство респондентов, независимо от пола, тратит 1-2 часа (табл. 5). Девочки достоверно чаще (р < 0,05) тратят на приготовление домашнего задания более 4-х часов и в целом проводят больше времени за этим занятием. Большое влияние на ограничение двигательной активности оказывает работа за компьютером и просмотр телевизионных передач. Большинство подростков смотрят телевизор менее двух часов в день, в то же время не менее 12% уделяет этому занятию больше 4-х часов. В основном мальчики предпочитают развлекательные телепрограммы, а девочки — музыкальные (табл. 6).
Длительная работа за компьютером может приводить к нарушениям зрения и другим заболеваниям, связанным с электромагнитным облучением и долгим пребыванием в сидячем положении. Большинство подростков проводит за компьютером от 2 до 4 часов ежедневно и около четверти тратят на это более 4-х часов. При сравнении этих результатов с данными по шкале «склонность к реализации аддиктивного (зависимого) поведения» было выявлено, что мальчики, которые проводят за компьютером более 2-х часов в день, превышают средний уровень по данной шкале в 20% случаев, а те, кто проводит за компьютером до 2-х часов в день — все-
Таблица 1. Спортивная активность подростков (частота занятий спортом)
Частота занятий спортом Мальчики Девочки
Очень редко 23,3%* 41,5%*
Несколько раз в нед 49,6% 51,7%
Ежедневно 27,1%* 6,8 %*
Примечание.
* Различия между группами достоверны (здесь и в табл. 2-7).
Таблица 2. Частота выполнения подростками утренней гимнастики
Частота Мальчики Девочки
Не делают вообще 52,6% 67,2%
Делают редко 32,3% 30,5%
Делают часто 10,5%* 3,4%*
Делают ежедневно 4,5% 3,4%
Таблица 3. Причины, которые мешают подросткам делать утреннюю гимнастику (от общего процента ответов)
Причины Мальчики Девочки
Не хватает времени 37,2% 45,2%
Лень 40,1% 38,7%
Нет условий 0,7% 3,8%
Не видят необходимости 21,9%* 12,4%*
Таблица 4. Время, которое подростки ежедневно проводят на свежем воздухе
Время Мальчики Девочки
Более 4-х часов 27% 21,3%
2-4 часа 40,7% 31,3%
1-2 часа 22% 27,4%
Менее часа 10,3%* 20,1%*
Таблица 5. Время, которое подростки тратят на приготовление домашнего задания
Время Мальчики Девочки
Более 4-х часов 4,2%* 12,9%*
2-4 часа 29,7% 31,9%
1-2 часа 45,8% 40,5%
Менее часа 20,3% 14,7%
121
ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ /2009/ ТОМ 6/ № 4
В практику педиатра
Таблица 6. Виды телепередач, которым подростки отдают предпочтение
Время Мальчики Девочки
Музыкальные 2З,2%* 44,1%*
Развлекательные 42,6% ЗЗ,6%
Информационные 26,5%* 16,6%*
Свой вариант ответа 7,7% 5,7%
Таблица 7. Предпочтения подростков при работе с компьютером
Предпочтения Мальчики Девочки
Интернет 46,7%* 6З,9%*
Компьютерные игры ЗЗ,7%* 5,4%*
Приготовление домашнего задания 11,2%* 26,7%*
Свой вариант ответа 8,З% 4%
122
го в 5,2% (р < 0,001). У девочек подобных взаимосвязей выявлено не было. Данная шкала отражает предрасположенность испытуемых к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения
личностных проблем. Кроме того, высокие показатели по данной шкале свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях
[4]. Согласно результатам нашего исследования, существуют значительные гендерные различия в предпочтениях при занятиях с компьютером. Девочки чаще отдают предпочтение Интернету, а мальчики компьютерным играм (табл. 7).
Тенденции последних лет показывают, что проблема компьютерной и Интернет-зависимости, зависимости от мобильной связи достойна быть выделенной в самостоятельную нозологическую форму; она может рассматриваться не только как явная угроза психическому здоровью, но и как причина увеличения общей заболеваемости у подростков [5]. Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. В основе формирования патологического пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмов восприятия мира и обработки информации. Уровень развития компьютерной техники и программного обеспечения на данный момент создают иллюзию реальности, в которую погружается человек, работающий за компьютером [6]. Все это может оказывать самое неблагоприятное воздействия на соматическое и психическое здоровье подростков.
Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что двигательная активность подростков находится на предельно низком уровне. Сидячий образ жизни становится к сожалению, основным времяпрепровождением молодого поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кабачков В. А., Тюленьков С. Ю., Куренцов В. А. Информационно-образовательная кампания по развитию национальной системы детско-юношеского спорта // Социология молодежи. — 2003. — № 1. — С. 31.
2. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. — М., 2003. — С. 196.
3. Жуков Г. Н. К вопросу об управлении здоровьем населения: взгляд практического врача // Сов. здравоохранение. — 1990. — № 11. — С. 16-21.
4. Орел А. Н. Проблемы измерения психологических характеристик девиантного поведения. Стендовый доклад. — Вологда. Центр гуманитарных исследований и консультирования «Развитие».
5. Young K., Pistner M., O'Mara J. et al. Cyber-Disorders: The Mental Health Concern for the New Millennium. — 107th АРА convention, August 20, 1999. University of Pittsburgh.
6. Юсуф Ибрахим Ахмед. Чатовая зависимость как психосоциальная проблема в Эфиопии: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1991. — 129 с.
Письмо в редакцию
Уважаемый профессор Баранов!
Я хотел бы поблагодарить за приглашение и возможность выступить о перспективах ЕМЕА по вопросам педиатрических клинических исследований на IV Европейском конгрессе педиатров. Сессия по педиатрической фармакологии собрала много слушателей, несмотря на тот факт, что это традиционно «трудная» тема, конкурирующая со всеми другими интересными клиническими презентациями.
Я был очень впечатлен вашим Конгрессом, организацией и также большим интересом со стороны российских коллег. У меня было много интересных дискуссий и с коллегами из России, а также с делегатами со всех континентов. Я, безусловно, восхищен церемонией открытия, речью Президента России, который подчеркнул важную роль педиатров и педиатрии, а также Вашим городом, мне повезло увидеть по крайней мере некоторые из
удивительных культурных достопримечательностей Москвы.
Благодаря Вам и Вашей команде я приобрел огромный профессиональный и личный опыт!
С наилучшими пожеланиями Ralth Bax, научный руководитель отдела педиатрических препаратов (Англия, Европейское агентство лекарственных средств EMEA)