5. Barbara L. S., MacGregor J., Matthews R. Learning Communities: Reforming Undergraduate Education. Jossey-Bass: 1 edition. 2004.
6. Kagan M., Kagan S. Advanced cooperative learning: Playing with elements. San Juan Capistrano, CA: Kagan Cooperative Learning. 1992.
7. Webb N. Testing a theoretical model of student interaction and learning in small groups. In R. Hertz-Lazarowitz, N. Miller (Eds.). 1992.
8. Reeve J. Motivating others: Nurturing Inner Motivational Resources. Boston, MA: Allyn Bacon. 1996.
PROVIDING SOCIAL WELFARE OF THE POPULATION ON THE BASIS OF OPTIMIZATION OF RESOURCES OF PHYSICAL O EDUCA TION OF THE REGION
U-
Semenova Aida Orelovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of Theoretical Foundations q_
of Physical Culture and Tourism, Karachay-Cherkessia State University named after U.D. Aiiyev, Karachaevsk <[
E-mail: [email protected] T
This article discusses the use of physical training capacity in the system to ensure the social welfare of the population, qj
it is proved that the provision of quality of life is the sphere of social policy and must inevitably affect the CXJ
professional interests of the population, it was determined that the problem of social welfare of the population on «—'
the basis of optimization of lifestyle and the use of physical training building possible, taking account of the "7 complex management decisions on the organization of cooperation in physical education and social institutions, such as health and education.
Keywords: social well-being of the population; a healthy lifestyle; physical resources of the region's culture.
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УДК 371.72 "¡^
НАСЕЛЕНИЯ НА БАЗЕ ОПТИМИЗАЦИИ РЕСУРСОВ ВАК РФ 13.00.04 КА'
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬ ТУРЫ РЕГИОНА
Ё
В статье рассматривается использование потенциала физической культуры в © Семёнова А.О., 2017 системе обеспечения социальной благополучия населения. Обосновывается, что обеспечение качества жизни населения является сферой социальной по- 63
литики государства и должна неизбежно затрагивать профессиональные интересы населения. Определено, что проблема обеспечения социального благополучия населения на базе оптимизации образа жизни и использования потенциала физической культуры возможно с учетом принятия комплекса управленческих решений по организации взаимодействия сферы физической культуры и таких социальных институтов, как здравоохранение и образование.
Ключевые слова: социальное благополучие населения; здоровый образ жизни; ресурсы физической культуры региона.
Рассмотрение проблемы обеспечения социального благополучия населения на базе оптимизации образа жизни и использования потенциала физической культуры достаточно четко свидетельствует о том, что улучшение положения дел в этом плане требует усиления роли государства как социального менеджера в деле подготовки индивида к реализации своих конституционных прав на социальную защиту своими собственными усилиями. Тем самым выявляется необходимость принятия комплекса управленческих решений по организации взаимодействия сферы физической культуры и таких социальных институтов, как здравоохранение и образование.
Внимание к вопросам социальному благополучию населения при акцентированном внимании государства к здравоохранительным аспектам социальной политики как одному из важных факторов обеспечения социального благополучия, определяется также тем, что сегодня диктуется необходимость приоритетного внимания к профилактической функции медицины. Это, в свою очередь, возможно лишь на базе поощрения индивида к социально позитивному самоопределению в оздоровлении образа жизни и повышению
СЕМЁНОВА Аида Орел овна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Теоретических основ физической культуры и туризма,
Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, Карачаевск [email protected]
¥
ш S
О ш
<
С1 ш
64
роли государства в создании предпосылокздо-рового образа жизни.
Именно этот аспект, на наш взгляд, может, должен стать и реально становится сегодня ведущим в использовании не только потенциала собственно здравоохранения, но и потенциала культуры общества, в первую очередь -культуры физической. Если же быть более конкретными в плане подготовки материалов для принятия управленческих решений, то, подводя итоги рассмотрения проблемы, логично сделать вполне определенные выводы:
- во-первых, нами установлено, что активный образ жизни позитивно сказывается на уровень подготовленности человека к жизнедеятельности в целом, причем этот фактор является существенной предпосылкой организации системы индивидуального социального благополучия; однако реально физическое состояние населения региона во многих случаях не позволяет достаточно большому контингенту реализовать свои жизненные планы в семейном, образовательном и профессиональном плане;
- во-вторых, исследованием установлено, что повышение трудовых ресурсов организма реализуется, как опосредовано - через укрепление здоровья, так и непосредственно - на основе глубинных связей между сферами трудовой и физкультурной активности;
- в-третьих, на таком фоне важнейшее значение приобретают профессионально-прикладные аспекты физической подготовки, вследствие чего физическая подготовленность выступает, с одной стороны, как фактор общей готовности к труду, с другой - как фактор повышения отдачи работника из-за снижения заболеваемости, то есть выступает как фактор обеспечения профессиональной активности и продуктивности человека;
- в-четвертых, социально-трудовая и профессиональная мобильность человека как показатель степени его социального благополучия, а тем самым и социальной защищенности, тесно связана с его физической активностью и физическим статусом; физическим состоянием во многом определяются служебные перспективы субъекта: можно утверждать с достаточной степенью уверенности, что продвижение по служебной и профессиональной лестнице, трудовая карьера специалиста и руководителя во многом определяются физической активностью данного контингента, его физическим статусом и состоянием здоровья.
Нами было также установлено, что причины, которые мешают содержательно решать
проблемы своего физического совершенствования и оптимизации состояния здоровья, кроются в недостаточной сформированности культа здорового образа жизни, в отсутствии социальной потребности и социальной установки на физическое совершенство и здоровье. Нет единой разработанной системы экономического и социального стимулирования индивидуального здоровья.
В этой связи дальнейшую работу по использованию потенциала физкультурно-спортив-ной активности в целях создания предпосылок оптимизации системы индивидуальной социальной защищенности населения вряд ли рационально осуществлять без учета интересов большей его части, равно как и без создания физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры,отвечающей запросам и потребностям населения.
Установлено также, что специфика управления в сфере физической культуры и спорта на всехуровнях обуславливает необходимость получения в динамике социологического знания, которое раскрывало бы запросы населения с учетом особенностей его социально-демографической структуры, выявляло бы оценку массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий и индустрии спорта в целом как специалистами и организаторами физической культуры, так и населением в целом. Особенно важны такие исследования и такие знания в целях получения органами управления оперативной и стратегической информации об отношении населения к тем или иным готовящимся решениям, к стратегии развития материальной базы физической культуры и спорта и физкультурно-спортивного движения в целом.
При этом необходимо преодолеть непропорциональность распределения средств на контингент "большого спорта" и на сферу формирования физической культуры населения в целом и реализации населением установок на физкультурно-спортивную активность, на что указывают многие авторы 1,54.
Успешное плодотворное решение современных проблем развития физической культуры и спорта как фактора оптимизации качества жизни населения, управления в этой сфере возможны в первую очередь на совершенной правовой основе, обеспечивающей конституционные права граждан РФ. В этой связи основные задачи в законотворчестве - государственная поддержка в стабилизации финансирования сферы физической культуры, институтов образования и здравоохранения как единого ком-
плекса, создания предпосылок эффективного функционирования механизмов обеспечения конституционных прав, которые способствуют реализации социально-экономических условий в физкультурно-оздоровительной и спортивно-рекреативной работе среди населения. И основой законодательной деятельности в этом плане является создание единой концепции программного обеспечения сферы физической культуры и спорта [2, 89].
Одной из конкретных задач нашего исследования было изучение отдаленных последствий и эффективности, разработанных и внедренных в практику управления сферой физической культуры и спорта региона практических рекомендаций. Для этой цели использовался метод эксперимента, который позволил с достаточно большой эффективностью получить информацию о характере и специфике изменений показателей деятельности и поведения социальных объектов под воздействием заданных факторов. Кроме того, целевые установки и задачи составленной программы касались непосредственных функций субъектов деятельности на этом уровне, что облегчает межведомственную координацию.
При сопряжении межведомственных задач у Министерства физической культуры и спорта республики возникают условия для обеспечения координации деятельности государственных и общественных органов и организаций по развитию физической культуры и спорта и обеспечение через систему физического воспитания задач, связанных с физическим и духовным развитием народа, повышения социального благополучия населения как одного из аспектов обеспечения его социальной защищенности через формирование здорового образа жизни населения, отвлечение молодежи от таких негативных явлений, как наркомания, пьянство,табакокурение, нарушение правил общежития и законов государства.
Оперативно-ситуационный уровень управления распределен на три блок-этапа, в соот-
ветствии с реализуемыми задачами, субъектами, принимающими управленческие решения и объектами управления (субъектами деятельности) (рис. 1).
Рисунок 1 - Схема оперативно-ситуационного
уровня управления ресурсами физической культуры региона для повышения социальной защищенности граждан
Первый блок-этап выполнял задачу обеспечения реализации функций физической культуры в регионе по повышению социального благополучия граждан. Этап напрямую связан со стратегическим уровнем управления и является технологическим его продолжением.
Через участие в деятельности министерства физической культуры и через получение статуса экспериментальной площадки на этапе удалось привлечь к соучастию в эксперименте СМИ, республиканские федерации по видам спорта, ДСО и ведомства; учебные заведения, учреждения ФК и спорта и др., а также перейти к реализации второго блок-этапа, основной задачей которого стало обеспечение реализации муниципальной стратегии развития физической культуры и повышения социального благополучия граждан.
Для реализации второго блок-этапа разработан проект республиканской программы "Физическую культуру - каждому", который частично был адаптирован к непосредственным условиям проведения эксперимента в Карачаевском районе Карачаево-Черкесской
Оперативно-ситуационный уровень управления
1 БЛОК-ЭТАП. Обеспечение реализации функций физической культуры в регионе по повышению социального благополучия граждан
Субъекты, принимающие управленческие решения: Министерство ФК и спорта республики; Министерство здравоохранения КЧР; Министерство образования и науки КЧР; Управление КЧР по делам молодежи, Министерство КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати; Администрации муниципальных образований Объекты управления, субъекты деятельности: муниципальные отделы по ФК и спорту, специалисты по физической культуре, входящие в отделы комитетов культуры, физической культуры и молодежной политики; производственные коллективы физической культуры, СМИ; республиканские федерации по видам спорта; ДСО и ведомства; учебные заведения; учреждения ФК и спорта
2 БЛОК-ЭТАП. Обеспечение реализации муниципальной стратегии развития физической культуры и повышения социального благополучия граждан
Субъекты, принимающие управленческие решения: Министерство ФК и спорта республики; Администрации муниципальных образований; Муниципальные отделы по ФК и спорту; Администрация учреждений образования и ФК; педагогические советы Объекты управления, субъекты деятельности: производственные коллективы физической культуры, СМИ; федерации по видам спорта; ДСО и ведомства; учебные заведения; учреждения ФК и спорта; ДСО и ведомства; коммерческие организации; учебные заведения; ДСШ, ШВСМ, СДЮШОР; педагоги, тренеры, работники, дети, спортсмены
3 БЛОК-ЭТАП. Организация процесса физического воспитания
Субъекты, принимающие решения: учебно-метод. комиссии; педагоги, тренеры, инструкторы Объекты управления, субъекты деятельности: производственные коллективы, учебные заведения; коммерческие организации; СМИ; учебные заведения; педагоги, тренеры, работники, дети, спортсмены
¥ I
UJ S
о
UJ
<
d UJ
66
республики. При ее составлении мы исходили из предпосылки, что решающим фактором повышения социального самочувствия граждан должна явиться здравоцентристская и профилактическая концепция построения сферы физической культуры, целевыми установками которой является использование собственных знаний, активности и умений граждан для формирования личностной физической культуры и обеспечения собственного социального благополучия.
Задача в сфере физической культуры состояла в том, чтобы интегрируясь со всеми заинтересованными государственными и общественными органами создать единую интегрированную систему, одновременно обеспечивающую:
а) оценку состояния общественного здоровья, социального благополучия и физического состояния граждан;
б) динамическое наблюдение за всеми параметрами здоровья каждого человека;
в) комплексное осуществление социально-экономических и медико-физкультурных мер, способствующих физическому, умственному и психическому развитию личности, и на этой основе формирование социального благополучия и здорового образа жизни граждан;
г) предупреждение и своевременное лечение заболеваний, повышение уровня здоровья и творческой активности.
Главной идеей программы является объединение усилий и финансовых возможностей министерств и ведомств, занимающихся проблемой обеспечения социального благополу-
чия, социальной защищенности граждан и охраны здоровья людей, усилия которых при их разрозненности и фрагментарности не приносит положительного результата.
Общее руководство реализацией программы осуществлял специально созданный совет по координации. В силу того, что программа "Физическую культуру - каждому" реализовы-валась на уровне муниципалитета в координационный совет входили ответственные работники - представители управлений науки и образования, по делам молодежи, физической культуры и спорта, руководители самостоятельных частей (подпрограмм), назначаемые председателем координационного совета (председателем комитета по делам молодежи, физической культуры и спорта Карачаевского района).
Таким образом, итогом наших исследований стала разработка концептуальных основ управленческих воздействий по обеспечению социального благополучия и социальной защищенности населения региона (на примере одного муниципального образования) в процессе реализации задач сферы физической культуры.
Литература:
1. Бауэр В.Т. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Спорт для всех. - 2001. - № 1. - С. 50-56.
2. Чермит К.Д. Формирование базовой физической культуры как ресурса сохранения здоровья участников образовательного процесса // Здоро-вьесберегающее образование: Научно-практический журнал.- Майкоп, 2010. - №1. - С. 88-91.
A NTHROPOCENTRISM ASA BASIS OF INTEGRA TION PROCESSES IN CHOREOGRAPHIC EDUCA TION
Slyadneva Lubov Nikolaevna, DSc of Pedagogical science, Professor, Department of Choreography, Stavropol State
Pedagogical institute, Stavropol
Slyadnev Alexandr Alexeevich, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of Choreography Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol E-mail: [email protected]
Search the vector of development of modern choreographic education requires consideration of the phenomenon of "dance education" from the standpoint of anthropocentrism. This view provides the overcoming of destructive tendencies in art education, provides an opportunity to reveal the regularities of formation of the productive-creative person in the subject field of choreography, holistic human development, is able to sameover-improvement and reproduction of cultural values.
Keywords: the anthropological paradigm in the theory of art education; artistic and creative environment of choreographic creativity; developing choreographic education.
УДК 793.3 АНТРОПОЦЕНТРИЗМ КАК ОСНОВА ИНТЕГРАЦИОННЫХ
ВАК РФ 13.00.02 ПРОЦЕССОВ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
© Сляднева Л.Н., 2017 Поиск вектора развития современного хореографического образования на-
©СлядневА.А.,2017 целивает на рассмотрение феномена "хореографическое образование" с по-