Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития физической культуры и здорового образа жизни населения региона'

Организационно-педагогические условия развития физической культуры и здорового образа жизни населения региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА / АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Аида Ореловна

В статье изложен авторский подход к решению проблемы развития физической культуры и основ здорового образа жизни населения региона. На основе анализа факторов, раскрывается содержание организационно-педагогических условий, являющихся основой для разработки региональных программ развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни. В рамках авторской программы «Физическая культура и здоровье жителям КЧР» сформулированы основные принципы организации физкультурного образования и здорового образа жизни различных категорий населения Карачаево-Черкесской республики, раскрыты направления и последовательность этапов её реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Аида Ореловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and pedagogical conditions of development of physical culture and healthy lifestyle of population of region

The article presents the author's approach to the solution of the problem of development of physical culture and bases of a healthy lifestyle of the population of the region. On the basis of the analysis of factors, the contents is revealed covering the organizational and pedagogical conditions which are bases for development of the regional programs of physical culture, sport and a healthy lifestyle. Within the author's program "Physical Culture and Health to inhabitants of KChR" the basic principles of the organization of sports education and a healthy lifestyle for various categories of the population of the Karachay-Cherkessia Republic are formulated, the directions and sequence of stages of its realization have been opened.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития физической культуры и здорового образа жизни населения региона»

4. Михеев, А.Н. Развитие выносливости у курсантов различающихся личностными особенностями / А.Н. Михеев, С.П. Хозей, В.А. Сальников // Актуальные проблемы физической культуры и спорта. Материалы 5й международной научно-практической конференции. В 3-х частях, часть 3-я. - Чебоксары : [б.и.]. 2015. - С. 742-745.

5. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте, Общая теория и ее практическое приложение / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 809 с.

6. Соловьев, Г.М. Педагогическая технология форсирования физической культуры личности студентов : Автореф. ... дис. д-ра пед. наук / Соловьев Г.М.. - Ставрополь, 1999. - 34 с.

7. Столяров, В.И. Концепция физической культуры и физического воспитания (инновационный подход) / В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 11

8. Суслов, Ф.П. Современная система спортивной тренировки / Ф.П. Суслов. - М.: Изд-во «СААМ», 1995. - 448 с.

9. Сущенко, В.П. Физическая подготовка специальных подразделений: монография / В.П. Сущенко ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб.: [б. и.], 2005. - 215 с.

REFERENCES

1. Bibyaev, V.N. (2009), "The technology of application of individual approach to the development of physical endurance of cadets of the University of the airborne forces", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 51, No. 5, pp. 15-19.

2. Verkhoshansky, Yu.V. (2014), Physiological basis and methodological principles of training to running endurance, Soviet sport, Moscow.

3. Entaltsev, B.V. Physical culture, health and human performance in extreme conditions : monograph, St. Petersburg.

4. Mikheev A.N., Kxosey, S.P. and Salnikov, V.A. (2015), "Development of endurance of the students, different by the personal characteristics", Actual problems of physical culture and sports. Materials of the 5th international scientific-practical conference. In 3 parts, part 3-I, Cheboksary, pp. 742-745.

5. Platonov, V.N. (2004), The system ofpreparation of sportsmen in Olympic sport, the General theory and its practical application, Olympic literature, Kiev.

6. Solovyov, G.M. (1999), Pedagogical technology offorcing the personality physical culture of students, dissertation, Stavropol, 1999.

7. Stolyarov, V.I., Bykhovskaya, I.M. and Lubysheva L.I. (1998), "The concept of physical culture and physical education (innovative approach)", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 11.

8. Suslov, F P. (1995),Modern system of sports training, Publishing house "SAAM", Moscow.

9. Sushchenko V.P. (2005), Physical training of special units: monograph, Military. Institute of physical culture, St. Petersburg.

Контактная информация: nachfiz78610@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.07.2017

УДК 796.01

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

РЕГИОНА

Аида Ореловна Семенова, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет, г. Карачаевск

Аннотация

В статье изложен авторский подход к решению проблемы развития физической культуры и основ здорового образа жизни населения региона. На основе анализа факторов, раскрывается содержание организационно-педагогических условий, являющихся основой для разработки региональных программ развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни. В рамках авторской программы «Физическая культура и здоровье - жителям КЧР» сформулированы основные принципы организации физкультурного образования и здорового образа жизни различных категорий населения Карачаево-Черкесской республики, раскрыты направления и последовательность

этапов её реализации.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, физическая культура, здоровый образ жизни, населения региона, авторская программа.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND HEALTHY LIFESTYLE OF POPULATION OF REGION

Aida Orelovna Semenova, the senior teacher, Karachai-Circassian State University, Karachaevsk

Annotation

The article presents the author's approach to the solution of the problem of development of physical culture and bases of a healthy lifestyle of the population of the region. On the basis of the analysis of factors, the contents is revealed covering the organizational and pedagogical conditions which are bases for development of the regional programs of physical culture, sport and a healthy lifestyle. Within the author's program "Physical Culture and Health — to inhabitants of KChR" the basic principles of the organization of sports education and a healthy lifestyle for various categories of the population of the Karachay-Cherkessia Republic are formulated, the directions and sequence of stages of its realization have been opened.

Keywords: organizational and pedagogical conditions, physical culture, healthy lifestyle, population of the region, author's program.

ВВЕДЕНИЕ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Одной из основополагающих функций государства является содействие полноценному развитию личности каждого гражданина. В этой связи одной из социальных проблем становится ухудшающееся состояние здоровья и снижение двигательной активности населения России, что приводит к ощущению гражданами недостаточной комфортности своего существования [5]. Слабая научная разработанность путей оптимизации здорового образа жизни (ЗОЖ) и использования физкультурно-спортивного потенциала региона актуализирует поиск эффективного решения сферой физической культуры проблемы повышению физкультурно-спортивной активности граждан.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Исследование выполнялось автором и сотрудниками кафедры теоретических основ физического воспитания ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет» в 2012-2016 гг. В ходе пилотажной части исследования, проведённого среди различных категорий населения Карачаево-Черкесской республики (КЧР) было опрошено 2157 респондентов, что дало возможность определить факторы, отрицательно влияющие физическую активность человека, на состояние здоровья и социальное самочувствие личности. К ним относятся:

- постоянно снижающаяся двигательная активность детей (в общеобразовательных учреждениях, в условиях семейного воспитания, во внеучебной деятельности учреждений дополнительного образования);

- низкое качество организации физического и валеологического воспитания в регионе, по месту жительства и в системе образования;

- неудовлетворительная организация оздоровительной и профилактической работы в период профессиональной подготовки [1; 3].

В качестве гипотезы исследования было определено, что успешная реализация потенциала социума в сфере физической культуры и здоровья на базе эффективного взаимодействия социальных институтов государства и общественных движений и организаций может быть осуществлена посредством создания региональных программ развития физической культуры, спорта и ЗОЖ. Такие программы должны содержать основные принципиальные положения, раскрывающие процесс формирования физической культу-

ры и спорта и ЗОЖ различных социально-демографических групп населения региона.

В ходе экспериментальной работы была разработана авторская программа «Физическая культура и здоровье - жителям КЧР» и педагогическая технология, раскрывающая содержание и последовательность этапов её реализации.

В процессе исследования были выявлены и экспериментально подтверждены следующие организационно-педагогические условия развития физической культуры и основ здорового образа жизни населения республики:

- совершенствования механизмов реализации конституционных прав граждан в сфере физической культуры и спорта путем оптимизации форм и содержания организационно-управленческого, научно-методического, медицинского и информационного обеспечения развития физического статуса личности, состояния здоровья и социальной защищенности населения;

- формирования физической культуры личности детей дошкольного возраста, учащейся и студенческой молодежи, населения среднего и старшего возрастов, инвалидов, предусматривая меры по укреплению и развитию материально-технической и научно-исследовательской базы физической культуры и спорта;

- развития с учетом экологических особенностей региона системы базового и дополнительного физкультурного образования молодежи, физического воспитания, адаптивной физической культуры, системы спорта для всех, любительского спорта;

- обеспечения преемственности форм, средств и методов формирования физической культуры личности граждан и формирования здорового образа жизни различных социально-демографических контингентов населения на основе национально-культурных традиций этносов;

- совершенствования системы подготовки и переподготовки специалистов и обеспечения отрасли квалифицированными кадрами;

- внедрения принципов здорового образа жизни в повседневный быт населения путем вовлечения его в физкультурно-спортивное движение, активизации работы физ-культурно-спортивных объединений и спортивных клубов, развития рекреационного туризма, усиления информационно-образовательной и пропагандистской деятельности по физической культуре и спорту;

- использования потенциала физической культуры и спорта в целях формирования социально позитивных ценностных ориентации молодежи, профилактики девиант-ного поведения и правонарушений;

- активизации развития межрегиональных связей с физкультурно-оздоровительными и спортивными организациями с целью обмена опытом и внедрения передовых технологий в области физической культуры и спорта.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Выделенные условия были реализованы в рамках авторской программы, основные положения которой состояли в следующем:

- востребованность физической культуры со стороны общества должна быть реализована, прежде всего, через создание инфраструктуры, ориентированной на развитие социокультурного пространства физической культуры;

- реализация своих конституционных прав конкретными гражданами невозможна без создания обществом определенных условий и средств, без культивирования определенных ценностных ориентации, благодаря которым человек имеет возможность для всесторонней реализации своего потенциала.

При разработке программы нами учитывались принципы организации физкультурного образования и ЗОЖ различных категорий населения, для системы базового образования в образовательных учебных заведениях разного типа, уровня и системы дополнительного образования [2; 4].

ВЫВОДЫ

Проблема эффективной организации физического воспитания и оздоровления населения республики связана с недостаточной грамотностью в сфере физической культуры и ЗОЖ, которая у большинства населения сформирована на низком уровне. Это не позволяет использовать средства физической культуры в целях улучшения здоровья, физического подготовки.

На основе учёта выявленных факторов, нами определены и апробированы организационно-педагогические условия развития физической культуры и здорового образа жизни различных категорий населения Карачаево-Черкесской республики.

Реализация авторской программы «Физическая культура и здоровье - жителям КЧР» позволила создать благоприятные предпосылки для раскрытия индивидуальных способностей каждого, возможности удовлетворения потребностей в совершенствовании личностного физического потенциала; стимулировала физическое развития личности с учетом интересов, мотивов и ценностных установок в сфере физической культуры и здорового образа жизни; способствовала развитию рекреативно-спортивных и оздоровительных форм организации физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бессарабова, Ю.В. Рекреационная среда вуза как средство формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к жизнедеятельности / Ю. В. Бессарабова,

B.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2014. № 4 (146). - С. 22-27.

2. Джаубаев Ю.А. Теория спортивной тренировки. Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 033100. Физическая культура / Ю.А. Джаубаев. - Карачаевск : Изд-во КЧГУ, 2003.

3. Семенова, А.О. Управление потенциалом физической культуры региона для повышения социальной защищенности граждан : дис. ... канд. пед. наук / Семенова А.О. - Майкоп, 2013. -278 с.

4. Технология проектирования рекреационно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении / Ю.А. Джаубаев, Р.В. Бальба, Г.А. Лундина, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2015. - №4 (169). -

C.94-99.

5. Sport and physical education. - Helsinki: The Finnish Society for Research in Sport and Physical Education, 1997. - 40 p.

REFERENCES

1. Bessarabova, Yu.V. and Petkov, V.A. (20140, "The recreational environment of higher education institution as means of formation of readiness of students with limited opportunities of health to activity", Journal of the Adyghe State University. Series 3: pedagogy and psychology, No. 4 (146), pp. 2227.

2. Dzhaubaev, Yu.A. (2003), Theory of sports training. Textbook for students majoring in 033100. Physical culture, publishing house GKChSU, Karachayevsk.

3. Semenova, A.O. (2013), The control of the potential of physical culture in the region to improve the social protection of citizens, dissertation, Maykop.

4. Dzhaubaev, Yu.A., Balba, R.V., Lundina, g.a. and Petkov, V.A. (2015), "Design Technology for recreation-wellness-based activity in the educational institution", Herald of the Adyghe State University. Series 3: pedagogy and psychology, No. 4 (169), pp. 94-99.

5. Sport and physical education (1997), The Finnish Society for Research in Sport and Physical Education, Helsinki.

Контактная информация: valerype@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.07.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.