8.3. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ОБЪЕКТАХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Колегов А. Л., адъюнкт Академия управления МВД России
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Нередко органам внутренних дел (ОВД) приходится действовать в особых условиях - представляющих собой изменившуюся по степени опасности для жизни и здоровья людей, сохранности культурных, и материальных ценностей обстановку, вызванную явлениями природного, биологического, технического и социального характера и требующей для ее нормализации правовых, организационных, тактических и иных мер их ресурсного обеспечения от органов государственной власти1.
Исходя из системно-структурного построения и полномочий ОВД можно сделать вывод, что принимать участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) на объектах электроэнергетики будут подразделения милиции общественной безопасности, криминальной милиции и специально создаваемые оперативные штабы.
Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций2 (ЕГСЧС) различает три режима функционирования:
1. Режим повседневной деятельности функционирует при отсутствии угрозы возникновения ЧС.
2. Режим повышенной готовности наступает при наличии такой угрозы.
3. Режим чрезвычайной ситуации при возникновении и соответственно ликвидации ЧС, в том числе и на объектах электроэнергетики.
Данные режимы могут устанавливаться решениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Министерство внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с вышеназванным Положением, выпол-
1 См.: Майдыков А. Ф. Проблемы научного управления органами внутренних дел в особых условиях. // Труды Академии МВД СССР. Совершенствование управления органами внутренних дел в особых условиях. М., 1991. С. 12. В свою очередь, А. В. Мелехин дал следующее определение особых условий - деятельность органов внутренних дел и внутренних войск по выполнению стоящих перед ними задач в рамках мероприятий, направленных на предупреждение или ликвидацию чрезвычайных ситуаций различного вида, а также поддержание особых правовых режимов (чрезвычайного и военного положений, военного времени, на территории проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе).
2 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 // СЗ РФ. 2004. № 2. Ст. 121.
няет функцию по охране общественного порядка. В этой связи на основании Приказа МВД России от 13 июля 2007 года № 633 утверждено «Положение о функциональной подсистеме охраны общественного порядка единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (ФП ООП).
Основными мероприятиями по обеспечению готовности ОВД к ликвидации последствий ЧС на объектах электроэнергетики в режиме повседневной деятельности, являются:
- разработка, корректировка и согласование в установленном порядке планов ЧС;
- поддержание в готовности систем оповещения и связи;
- подготовка и поддержание готовности органов управления, сил и средств ОВД;
- принятие участия в разработке нормативных правовых актов МВД России регламентирующих деятельность ФП ООП;
- организация слежения и контроля за оперативной обстановкой, своевременное информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований при ее осложнении;
- выявление в процессе оперативно-служебной деятельности источников опасности и прогнозирование обстановки в случае возникновения ЧС;
- принятие участия в разработке мероприятий по охране общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, сохранности материальных и культурных ценностей при возникновении ЧС;
- обеспечения профессиональной и иных видов подготовки личного состава ОВД к действиям в условиях ЧС.
В режиме повышенной готовности:
- приведение органов управления , сил и средств ОВД в соответствующую степень готовности;
- сбор и оценка информации о ЧС, уточнение планов и расчетов, постановка предварительных задач подразделениям ОВД, их руководителям;
- принятие мер по обеспечению жизнедеятельности личного состава ОВД в условиях ЧС, решение вопроса о переводе личного состава на особый режим работы;
- поддержание взаимодействия с соответствующими территориальными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, координационными органами и органами управления территориальных и функциональных подсистем РСЧС, заинтересованными организациями.
В режиме чрезвычайной ситуации:
- органы управления, силы и средства ФП ООП приводятся в соответствующую степень готовности;
- происходит сбор и оценка информации о ЧС, уточнение планов и расчетов, постановка задач подразделениям ОВД, их руководителям;
- оперативные группы, силы и средства ФП ООП выдвигаются в зону ЧС;
- обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в зоне поражения ЧС, а так же при эвакуации населения, охрана культурных и материальных ценностей;
- участие в проведении в установленном порядке профилактических и оперативно-розыскных мероприятий, необходимых в сложившейся обстановке, а так же в предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, розыске лиц совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных случаях, предусмотренных законодательством;
- разработка и проведение мероприятий по предупреждению и пресечению возможных массовых беспорядков, паники среди населения, распространению ложных и провокационных слухов;
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
2’ 2008
- оказание помощи при вывозе погибших и эвакуации пострадавших людей в медицинские и другие пункты;
- содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований и организациям в привлечении населения, использования транспортных и иных средств для проведения эвакуации, аварийноспасательных и других неотложных работ;
- организация и выполнение мероприятий по защите личного состава ОВД от опасностей, возникающих при ЧС;
- обеспечение мероприятий по учету потерь населения совместно с органами записи актов гражданского состояния, органами местного самоуправления и медицинскими учреждениями, а так же участия в установлении личности погибших и пострадавших.
Психологическая готовность, готовность ОВД к проведению эвакуационных мероприятий населения, личного состава ОвД к работе в данных условиях является одной из основных и обеспечивает успех в ликвидации последствий ЧС. Сложившаяся практика, закрепленная в действующем законодательстве, на ведомственном уровне предусматривает следующие виды защиты населения: индивидуальная, массовая, комбинированная. Индивидуальная - укрытие в убежищах и эвакуация. С учетом особенностей технических аварий на объектах электроэнергетики эвакуация может носить массовый характер и осуществляться в удаленных регионах.
Например, при аварии на Чернобыльской АЭС сообщение об эвакуации населения из г. Припять (население 50 тысяч человек) было передано по радио. Эвакуация была завершена успешно в течении двух с половиной часов. Практически одновременно была начата эвакуация из тридцати километровой зоны ЧА-ЭС (дополнительно еще 50 тысяч человек), продолжавшаяся трое суток. Благодаря четким и слаженным действиям органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, Госавтоинспекции и во взаимодействии с другими силовыми ведомствами, при всей интенсивности движения транспорта, доставляющего людей, грузы, специальную технику к месту аварии было обеспечено своевременное прибытие к местам назначения всех транспортных средств. Параллельно с эвакуационными мероприятиями, охраной общественного порядка проводилась работа по учету и прописке эвакуированного населения. Была организованна адресно-справочная работа. Успешное выполнение столь сложной и ответственной задачи позволил комбинированный способ проведения эвакомероприятий. Наравне с использованием всех видов транспорта применялся и пеший порядок вывода населения из зараженной местности.
Сложность работы сотрудников милиции в подобных ситуациях заключается в следующем:
1. В строжайшем соблюдении законности, тактичности, но в то же время твердости, четкости и ясности действий сотрудниками органов внутренних дел при выполнении поставленных задач как при обращении с гражданами, так и должностными лицами. Учитывая психологические и физические нагрузки как со стороны сотрудников ОВД так и населения, малейшая не уверенность, недоверие может вызвать серьезные последствия.
2. Недопущение ложных провокационных слухов, которые могут спровоцировать такое явление среди населения как паника. Чувство страха, состояние тревоги и вызванного ею угнетения или возбуждения психики человека связанных с
осознанием опасности3 образует из населения неорганизованную толпу. Ее поведение характеризуется степенью эмоционального возбуждения стремящихся уйти (спастись) от реальной или мнимой опасности4.
Приказ МВД России от 28 октября 2006 года № 860 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» определяет порядок организации профессиональной подготовки в целом, для лиц рядового и начальствующего состава ОВД Российской Федерации. Исходя из этого обучение в процессе оперативно-служебной деятельности предусматривает систему мероприятий, направленных на закрепление и обновление в плановом порядке необходимых знаний, умений и навыков сотрудников с учетом оперативной обстановки, специфики и профиля их оперативно-служебной деятельности.
Повышение эффективности деятельности ОВД при ЧС на объектах электроэнергетики, рациональное использование сил и средств по охране общественного порядка и общественной безопасности является одной из актуальных задач обеспечения готовности ОВД. Ее решение имеет одним из своих направлений совершенствование правового регулирования ОВД, как на стадии установления юридических норм, так и на стадии их реализации. В целях дальнейшего совершенствования процесса правового регулирования подготовки ОВД к действиям при ликвидации последствий ЧС на объектах электроэнергетики, по мнению автора, основанному на проведенных исследованиях, имеется необходимость в разработке и принятии модели «Инструкции по основам подготовки органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных ситуациях на объектах электроэнергетики», где, в том числе будут отражены вопросы психологической подготовки личного состава ОВД, а так же проведению ими эвакуационных мероприятий населения. Это обеспечит готовность ОВД к выполнению задач при ликвидации последствий ЧС на объектах электроэнергетики в полном объеме.
Рецензия
Статья носит постановочный характер. Автор привлекает внимание читателей к существующим проблемам готовности органов внутренних дел к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах электроэнергетики Российской Федерации. Дается характеристика как ведомственным, так и межведомственным нормативным актам в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС).
Автор в логической последовательности, доказательно и аргументировано, юридически корректным языком смог показать некоторые аспекты обеспечения готовности органов внутренних дел к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах электроэнергетики Российской Федерации.
С учетом изложенного, считаю целесообразным статью рекомендовать к публикации.
Доцент Академии управления МВД России
доктор юридических наук
Мелехин А.В.
Перейти на Главное МЕНЮ
3 См.: Луков Г. Д., Платонов К. К. Психология. М., 1964. С. 196-199.
4 См.: Подвиг сотрудников МВД в Чернобыле и Кыштыме. Академия управления МВД России, М., 2002. С. 478-480.
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ