Научная статья на тему 'Совершенствование деятельности территориальных органов МВД при ликвидации чрезвычайных обстоятельств'

Совершенствование деятельности территориальных органов МВД при ликвидации чрезвычайных обстоятельств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1608
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
планирование действий / чрезвычайные обстоятельства / план действий при чрезвычайных обстоятельствах / орган управления и пункт управления / группировка сил и средств. / action planning / emergency situations / contingency plan / government and control center / grouping of forces and assets.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валерий Григорьевич Акимов

Анализируется деятельность правоохранительных органов в ходе участия в борьбе с чрезвычайными ситуациями; дается правовая оценка этого сложного вида социального и технологического происшествия. Настойчиво проводится идея о том, что план действий при чрезвычайных обстоятельствах должен основываться на четкой и последовательной оценке обстановки и всестороннем прогнозе ее развития. Даны предложения по усовершенствованию планирования деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Валерий Григорьевич Акимов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVITIES THE ACTIVITIES OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS DURING EMERGENCY RESPONSE

The article analyzes the activities of law enforcement agencies in the course of participation in the fight against emergencies, and provides a legal assessment of this complex type of social and technological incident. The idea that the contingency plan should be based on a clear and consistent assessment of the situation and a comprehensive forecast of its development is being strongly pursued. The article provides suggestions for improving the planning of the activities of internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Совершенствование деятельности территориальных органов МВД при ликвидации чрезвычайных обстоятельств»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10190 © В.Г. Акимов, 2019

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Валерий Григорьевич Акимов,

доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки,

кандидат военных наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Анализируется деятельность правоохранительных органов в ходе участия в борьбе с чрезвычайными ситуациями; дается правовая оценка этого сложного вида социального и технологического происшествия. Настойчиво проводится идея о том, что план действий при чрезвычайных обстоятельствах должен основываться на четкой и последовательной оценке обстановки и всестороннем прогнозе ее развития. Даны предложения по усовершенствованию планирования деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: планирование действий, чрезвычайные обстоятельства, план действий при чрезвычайных обстоятельствах, орган управления и пункт управления, группировка сил и средств.

IMPROVITIES THE ACTIVITIES OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS DURING EMERGENCY RESPONSE

Valery G. Akimov,

Associate Professor of the Department of Internal Affairs Bodies in the special conditions of the educational and scientific complex special training, Candidate of Military Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article analyzes the activities of law enforcement agencies in the course of participation in the fight against emergencies, and provides a legal assessment of this complex type of social and technological incident. The idea that the contingency plan should be based on a clear and consistent assessment of the situation and a comprehensive forecast of its development is being strongly pursued. The article provides suggestions for improving the planning of the activities of internal affairs bodies.

Keywords: action planning, emergency situations, contingency plan, government and control center, grouping of forces and assets.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Акимов В.Г. Совершенствование деятельности территориальных органов МВД при ликвидации чрезвычайных обстоятельств. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):340-4.

В представленной научной статье рассмотрены проблемы функционирования территориальных органов МВД в ходе ликвидации чрезвычайных обстоятельств в целях охраны общественного порядка единой национальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В последние годы в нашей стране увеличивается количество крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, таких как:

- продолжительные по времени повсеместные природные возгорания и подтопления населенных пунктов;

- затопление речного и морского транспорта;

- крушения летательных аппаратов;

- обрушения зданий;

- крупные дорожно-транспортные происшествия и многие другие происшествия техногенного, природного и биолого-социального характера.

В ходе ликвидации последствий вышеупомянутых бедствий были задействованы функциональные подсистемы единой национальной системы предупреждения и ликвидации ЧС, в состав которых входят силы и средства территориальных органов МВД Российской Федерации.

По представленной официальной статистике МЧС России, на территории страны только в 2017 г.

зафиксировано 257 ЧС (в том числе 87% локального и муниципального характера), в результате которых погибли 699 человек, пострадали — 20 785, удалось спасти — 10 354. Наибольшее количество официально зафиксированных ЧС числится в Приволжском (57), Центральном (41), Южном (41) и Сибирском (35) федеральных округах. Только за первые шесть месяцев 2016 г. отмечено 138 ЧС, в том числе 81 техногенного, 30 природного и 26 биолого-социального характера, погибли 298 человек [5].

Одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации [1] считается комплекс мероприятий по обеспечению готовности личного состава территориальных органов МВД России к выполнению задач в условиях резкого осложнения оперативной обстановки. Это оказывает особое влияние на достижение такой стратегической цели государственного и общественногомасштаба какзащита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

В соответствии с постановлением Правительства от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» МВД России является функциональной подсистемой охраны общественного порядка. В положении о функциональной подсистеме охраны общественного порядка единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным приказом МВД России от 13 июля 2007 г. № 633, определены основные задачи ФП ООП в зонах ЧС:

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- охрана материальных и культурных ценностей.

В соответствии со структурой территориальных органов МВД России ФП ООП функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях подобщим руководствомминистравнутреннихделРоссийскойФе-дерации и непосредственным — первого заместителя министра.

Управление силами и средствами ФП ООП осуществляется специально созданными коорди-

национными органами, постоянно действующими органами и органами повседневного управления на каждом уровне функционирования. Координационными органами ФП ООП являются комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, а также обеспечению пожарной безопасности. Постоянно действующим органом управления и органом повседневного управления ФП ООП [2] на федеральном уровне является Центр оперативного реагирования Оперативного управления МВД России, на остальных уровнях функционирования — дежурные части территориальных органов МВД России.

Система управления силами и средствами территориальных органов МВД России при ЧС включает в себя органы оперативного управления, пункты управления и средства управления. Органы оперативного управления в совокупности представляют собой дежурные части территориальных органов МВД России, оперативные штабы, группы управления. Дежурные части территориальных органов МВД России на первоначальном этапе реагирования на ЧС выполняют задачи по оповещению личного состава и управлению силами и средствами, задействованными в обеспечении правопорядка по плану единой дислокации.

С началом функционирования оперативного штаба (группы управления) дежурные части становятся его рабочими органами. Для организации работы органов оперативного управления по непосредственному управлению силами и средствами разворачиваются пункты управления: центры оперативного управления, пункты оперативного управления, подвижные пункты управления. В составе созданного с целью ликвидации ЧС на базе территориального подразделения МЧС Россиио-перативного штаба от органов внутренних дел выделяется оперативная группа, задачами которой являются:

- сбор и обобщение оперативной информации об обстановке по стандартным параметрам и доведение ее до соответствующегооргана оперативного управления;

- координация действий участвующей в ликвидации последствий ЧСгруппировки сил и средств;

- организация и поддержание устойчивой радиосвязи между органами оперативного управ-

ления и привлекаемой к выполнению задачобщей группировкой сил и средств;

- принятие мер по обеспечению необходимыми средствами защиты личного состава, принимающего непосредственное участие в проведении специальных мероприятий по обеспечению правопорядка в районе предназначения.

По данным Оперативного управления МВД России, в период с 2012 по 2016 гг. территориальные органы МВД страны принимали участие в ликвидации последствий 881 ЧС, в том числе 429 техногенного и 452 природного характера. Для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности привлекались 126 898 сотрудников территориальных органов МВД России. Органы и подразделения системы МВД России принимали активное участие в обеспечении правопорядка при проведении мероприятий, направленных на стабилизацию лесопожарной обстановки. Значительные силы и средства задействовались в период осложнения обстановки, связанной с разливом паводковых вод: к охране правопорядка привлекались свыше 24 тыс. сотрудников полиции, более 3,8 тыс. единиц служебного автотранспорта. В ходе ликвидации последствий ЧС, вызванных природными пожарами, в охране правопорядка было задействовано свыше 50 тыс. сотрудников полиции, более 16,5 тыс. единиц служебного автотранспорта. Свыше 23 тыс. сотрудников полиции привлекались к проведению мероприятий по ликвидации последствий эпизоотий и обеспечению охраны правопорядка при проведении карантинных мероприятий в связи с заражением животных вирусом африканской чумы. Только в 2015 г. сотрудники территориальных органов МВД России привлекались к обеспечению правопорядка в условиях ликвидации ЧС в Дальневосточном (59), Сибирском (36), Приволжском (26) и Центральном (14) федеральных округах.

Следует отметить, что в сентябре 2016 г. к выполнению задач по охране общественного порядка в ходе ликвидации последствий ЧС на территории Приморского края, пострадавшей от паводка, были привлечены около 350 сотрудников подразделений УМВД России по Приморскому краю. На районном уровне в рамках ФП ООП территориальными органами выполнялись мероприятия, в том числе:

- блокирование проезда большегрузного автомобильного транспорта через затопленные районы;

- обеспечение беспрепятственного проезда автомобилей аварийно-спасательных и медицинских служб, а также транспорта, задействованного для подвоза продуктов питания и вещей первой необходимости;

- восстановление документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;

- поддержание общественного порядка в пунктах выдачи продуктов питания, питьевой воды, теплой одежды и другой гуманитарной помощипо-страдавшему населению;

- выявление и пресечение случаев мародерства среди населения.

Проведенный специалистами анализ результатов оперативно-служебной деятельности территориальных органов внутренних дел в условиях ЧС убеждает в готовностиих к выполнению поставленных задач. Тем не менее изучение нормативных правовых актов и отчетных документов, проведение социологического исследования выявили ряд особенностей в деятельности органов внутренних дел в рассмотренных ситуациях, которые необходимо учесть.

Первая особенность: на этапе планирования действий сил и средств территориальных органов целесообразно использовать реальные прогнозы развития ситуации и на их основе готовить свои расчеты, касающиеся количества привлекаемого к выполнению задач личного состава.

Следует отметить, что прогнозирование ЧС на территории нашей страны осуществляется Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Центр «Антистихия» МЧС России) [4]. Мероприятия по подготовкепрогнозов ЧС и их своевременному доведению до соответствующих должностных лиц и организацийдолж-ныпроводиться на федеральном, региональном и территориальном уровняхв целях обеспечения заблаговременной организации проведения предупредительных мероприятий в случае угрозы возникновения ЧС, минимизации риска гибели населения и снижения ущерба имеющейся инфраструктуре. Для проведения необходимых рас-

четовпараметров зон заражения применяются специальные методики и программное обеспечение, такие как:

- методика оценки химической обстановки при разрушениях (авариях) объектов с сильнодействующими ядовитыми веществами;

- методика оценки радиационной обстановки при разрушениях (авариях) атомных электростанций;

- программное обеспечение «Автоматизированная информационная система прогнозирования и оценки последствий ЧС при авариях».

Вторая особенность: основными элементами работы руководителя органа оперативного управления территориального органа МВД России с получением задачи по участию в ликвидации ЧС являются:

- уяснение задачи;

- оценка обстановки;

- принятие решения по организации охраны общественного порядка.

В рамках компетенции руководителя находится определение цели предстоящих действий, места, роли и задач сил и средств территориального органа МВД России, а также задач других органов и подразделений, привлекаемых к ликвидации ЧС, времени готовности их к выполнению. Обстановка в районе ЧС оценивается по следующим элементам:

- характер и масштаб развития ЧС;

- степень опасности для населения;

- степень опасности для сотрудников, привлекаемых для ликвидации последствий;

- видимые границы опасных зон, прогноз их расширения;

- виды, объемы и условия проведения спланированных и внезапно возникших неотложных работ;

- расчет сил и средств для обеспечения охраны общественного порядка;

- наличие, степень укомплектованности и обеспеченности личного состава;

- готовность сил и средствк выполнению задач;

- последовательность действий личного соста-вав ходе выполнения задач;

- степень необходимостивсесторонней защиты личного состава.

Выводы из оценки обстановки включают основные сведения о характере и масштабах ЧС;

сведения о ближайших и дальнейших задачах и порядке их решения; сведения об имеющихся силах и средствах и их возможностях. Данные выводы, а также предложения по использованию сил и средств докладываются руководителю органа оперативного управления (руководителю ликвидации ЧС). Уяснив задачу, оценив обстановку и применив результаты произведенных расчетов, руководитель органа оперативного управления принимает решение, в котором определяет замысел предстоящих действий, задачи подразделениям (функциональным группам, постам), определяет основные вопросы взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления. Основу решения составляет замысел действий. В ходе разработки замысла определяются краткие выводы из оценки обстановки; направления сосредоточения основных усилий; способы и приемы решения поставленных задач; привлекаемые к выполнению силы и средства; порядок создания группировки сил и средств (сводного отряда).

Третья особенность: в ходе проведенного социологического исследования слушатели Академии управления МВД России произвели оценку готовности территориальных органов МВД России к действиям в ликвидации последствий ЧС следующим образом: высокая — 19%, удовлетворительная — 64%, низкая — 15%. В качестве основных причин и условий, влияющих на снижение готовности, были отмечены отсутствие опыта действий в указанных условиях (72%), слабые знания личного состава (30%), низкий уровень знаний и опыта руководителей органов оперативного управления (30%) и недостаточное ресурсное обеспечение (28%).

Проведенный анализ деятельности территориальных органов МВД России в ЧС позволяет сформулировать ряд проблемных вопросов, в частности:

- формальный подход к планированию и проведению мероприятий по повышению устойчивости функционирования территориального органа МВД России (организации) и обеспечению жизнедеятельности сотрудников (работников) организаций в ЧС;

- отсутствие у руководителей территориальных органов МВД России достаточного опыта в организации действий личного состава и определении

последовательности выполнения возложенных на них задач в рассмотренных условиях;

- несвоевременное реагирование на прогнозы возникновения ЧС и, как следствие, введение с опозданием соответствующих режимов функционирования (степени готовности), потеря времени на уточнение достоверности полученной информации и опоздание с оповещением соответствующих органов управления и сил государственной системы.

В заключении следует подчеркнуть, что все вышесказанное определяет необходимость дальнего рассмотрения некоторых теоретических вопросов, касающихся особенностей оперативного планирования при чрезвычайных обстоятельствах, определении требуемого объема информации, ее сбора и анализ.

Литература

1. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности

Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

2. Постановление Правительства от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Приказ МВД России от 13 июля 2007 г. № 633 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме охраны общественного порядка единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СПС СТРАС «Юрист».

4. Приказ МЧС России от 31 декабря 2002 г. № 632 «Об утверждении Порядка подготовки, представления прогнозной информации и организации реагирования на прогнозы чрезвычайных ситуаций» // Ц^: http://www. mchs.gov.ru (дата обращения: 12.10.2016).

5. Официальный сайт МЧС России. Ц^: http://www.mchs.gov.ru (дата обращения: 12.10.2016).

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Психология

служебной деятельности

Психология служебной деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. Цветков В.Л. и др. 2019 г. 351 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.

Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.