Научная статья на тему 'Особенности организации деятельности территориальных органов МВД России при участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций'

Особенности организации деятельности территориальных органов МВД России при участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5735
542
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
EMERGENCY SITUATIONS / ASPECTS OF ORGANIZATION / TERRITORIAL BRANCHES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AF• FAIRS OF RUSSIA / INTEGRATED NATIONAL SYSTEM FOR PREVENTING EMERGENCIES AND COPING WITH THEM / FUNCTIONAL SUBSYSTEM FOR PROTECTING PUBLIC ORDER / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МВД РОССИИ / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щукин В.М.

В статье рассматриваются особенности организации деятельности территориальных органов МВД России при участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках функциональной подсистемы охраны общественного порядка единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щукин В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of Organizing Efforts by Territorial Branchesof the Ministry of Internal Affairs of Russia to Fulfill Their Role in Coping with Emergencies

The author analyzes organizational aspects of action supposed to be taken by territorial branches of the Ministry of Internal Affairs of Russia in an emergency. These branches are expected to act in accordance with their role in the functional subsystem for protecting public order; this subsystem, in turn, is part of the integrated national system for preventing emergencies and coping with them.

Текст научной работы на тему «Особенности организации деятельности территориальных органов МВД России при участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций»

В.М. ЩУКИН,

заместитель начальника кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений,

кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

V.M. SHCHUKIN,

Deputy Head of the Department of Management of Interior Ministry Bodies and Units in Special Conditions of Center for Command Games, Candidate of Law, Associate Professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 351.74.76

особенности организации деятельности

территориальных органов МВд россии

при участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций

Aspects of organizing Efforts by Territorial Branches

of the Ministry of internal affairs of Russia to Fulfill their Role

in coping with emergencies

В статье рассматриваются особенности организации деятельности территориальных органов МВД России при участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках функциональной подсистемы охраны общественного порядка единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации, особенности организации, территориальные органы МВД России, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функциональная подсистема охраны общественного порядка.

The author analyzes organizational aspects of action supposed to be taken by territorial branches of the Ministry of Internal Affairs of Russia in an emergency. These branches are expected to act in accordance with their role in the functional subsystem for protecting public order; this subsystem, in turn, is part of the integrated national system for preventing emergencies and coping with them.

Emergency situations, aspects of organization, territorial branches of the Ministry of Internal Affairs of Russia, integrated national system for preventing emergencies and coping with them, functional subsystem for protecting public order.

В последние годы наша страна столкнулась с рядом крупномасштабных чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС): сложные, длящиеся природные пожары и наводнения, затопление судов, авиационные катастрофы, обрушения зданий, крупные дорожно-транспортные происшествия и многие другие ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера. В ходе ликвидации их последствий были задействованы функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, в состав которых входят силы и средства территориальных органов МВД России.

По данным МЧС России, на территории Российской Федерации только в 2015 г. произошло 257 ЧС, из них 87 % локального и муниципального характера. При этом погибли 699 чел., пострадали 20 785 чел., спасены 10 354 чел. Наибольшее количество ЧС произошло в Приволжском (57), Центральном (41), Южном (41) и Сибирском (35) федеральных округах. Только в первом полугодии 2016 г. произошло 138 ЧС, из них 81 техногенного, 30 природного и 26 биолого-социального характера, погибли 298 человек [5].

Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера является

б7

Таблица 1

Анализ по количеству и видам чрезвычайных ситуаций за 2012—2016 годы

Год Чрезвычайные ситуации Количество погибших

Биолого-социального характера Техногенного характера Природного характера Всего

2012 56 228 148 437 819

2013 45 166 114 332 631

2014 31 186 44 262 567

2015 33 179 45 257 699

2016 ( 6 мес.) 26 81 30 138 298

68

стратегической целью государственной и общественной безопасности [1], а обеспечение готовности личного состава территориальных органов МВД России к выполнению задач в условиях резкого осложнения оперативной обстановки относится к приоритетным направлениям деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» МВД России является функциональной подсистемой охраны общественного порядка (далее — ФП ООП) [2]. Положением о функциональной подсистеме охраны общественного порядка единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным приказом МВД России от 13 июля 2007 г. № 633 [3], определены основные задачи ФП ООП в зонах ЧС:

— охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

— охрана материальных и культурных ценностей.

Общее руководство ФП ООП осуществляет

Министр внутренних дел Российской Федерации, а непосредственное — первый заместитель министра.

В соответствии со структурой территориальных органов МВД России ФП ООП функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях.

Управление силами и средствами ФП ООП осуществляется специально созданными координационными органами, постоянно действующими органами и органами повседневного управления на каждом уровне функционирования.

Координационными органами ФП ООП являются комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, а также обеспечению пожарной безопасности. Постоянно действующим органом

управления и органом повседневного управления ФП ООП на федеральном уровне является Центр оперативного реагирования Оперативного управления МВД России, на остальных уровнях функционирования — дежурные части территориальных органов МВД России.

Система управления силами и средствами территориальных органов МВД России при ЧС включает в себя органы оперативного управления, пункты управления, средства управления.

Органами оперативного управления являются дежурные части территориальных органов МВД России, оперативные штабы, группы управления.

Дежурные части территориальных органов МВД России на первоначальном этапе реагирования на ЧС выполняют задачи по оповещению личного состава и управлению силами и средствами, задействованными в обеспечении правопорядка по плану единой дислокации. С началом функционирования оперативного штаба (группы управления) дежурные части становятся его рабочими органами.

Для организации работы органов оперативного управления по непосредственному управлению силами и средствами разворачиваются пункты управления: центры оперативного управления, пункты оперативного управления, подвижные пункты управления.

В состав оперативного штаба, созданного для ликвидации ЧС на базе территориального подразделения МЧС России, от органов внутренних дел выделяется оперативная группа, в задачи которой, как правило, входит:

— сбор и обобщение информации об оперативной обстановке по параметрам ЧС и доведение ее до органа оперативного управления территориального органа МВД России;

— координация действий группировки сил и средств территориальных органов МВД России, участвующей в ликвидации последствий ЧС;

Таблица 2

Участие территориальных органов МВД России в ликвидации чрезвычайных ситуаций за 2012—2015 годы

Год Чрезвычайные ситуации Количество привлекаемого личного состава

Всего Техногенного характера Природного характера

2012 309 183 126 41 642

2013 263 154 109 56 592

2014 147 52 95 16 338

2015 162 40 122 12 326

— уточнение порядка работы и обеспечение устойчивой радиосвязи между органами оперативного управления и общей группировкой сил и средств, привлекаемой к ликвидации последствий ЧС;

— принятие мер по обеспечению необходимыми средствами защиты сотрудников территориальных органов МВД России, участвующих в проведении специальных мероприятий по обеспечению правопорядка в зоне ЧС.

По данным Оперативного управления МВД России, за 2012—2015 гг. территориальные органы МВД России принимали участие в ликвидации последствий 881 ЧС, в том числе 429 техногенного и 452 природного характера. Для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности привлекались 126 898 сотрудников территориальных органов МВД России.

Органы и подразделения системы МВД России принимали активное участие в обеспечении правопорядка при проведении мероприятий, направленных на стабилизацию лесопожарной обстановки.

Значительные силы и средства задейство-вались в период осложнения обстановки, связанной с разливом паводковых вод: к охране правопорядка привлекались свыше 24 тыс. сотрудников полиции, более 3,8 тыс. единиц служебного автотранспорта.

В ходе ликвидации последствий ЧС, вызванных природными пожарами, в охране правопорядка было задействовано свыше 50 тыс. сотрудников полиции, более 16,5 тыс. единиц служебного автотранспорта.

Свыше 23 тыс. сотрудников полиции привлекались к проведению мероприятий по ликвидации последствий эпизоотий и обеспечению охраны правопорядка при проведении карантинных мероприятий в связи с заражением животных вирусом африканской чумы.

Только в 2015 г. сотрудники территориальных органов МВД России привлекались к обес-

печению правопорядка в условиях ликвидации ЧС в Дальневосточном (59), Сибирском (36), Приволжском (26) и Центральном (14) федеральных округах.

В сентябре 2016 г. в охране общественного порядка в ходе ликвидации последствий ЧС на территории муниципальных образований Приморского края, пострадавших от паводка, были задействованы более 350 сотрудников территориальных подразделений УМВД России по Приморскому краю.

В рамках ФП ООП территориальными органами на районном уровне выполнялись следующие основные мероприятия:

— запрет проезда большегрузного автотранспорта через районы затопления;

— обеспечение беспрепятственного проезда аварийно-спасательного, медицинского транспорта, транспорта, перевозящего продукты питания и первой необходимости;

— восстановление документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;

— обеспечение общественного порядка в местах выдачи населению, пострадавшему от ЧС, продуктов питания, питьевой воды, теплой одежды и другой гуманитарной помощи;

— выявление фактов мародерства.

Анализ результатов оперативно-служебной деятельности территориальных органов внутренних дел в условиях ЧС показывает, что они готовы к выполнению задач по ликвидации ЧС. Однако изучение нормативных правовых актов, отчетных документов, проведение социологического исследования выявили ряд особенностей в деятельности органов внутренних дел в указанных ситуациях.

Во-первых, на этапе планирования действий сил и средств территориальных органов МВД России целесообразно использовать существующие прогнозы развития ЧС и на их основе готовить свои прогнозы и расчеты по привлече-

69

70

нию личного состава к действиям в указанных ситуациях. Прогнозирование ЧС на территории Российской Федерации осуществляется Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Центр «Антистихия» МЧС России) [4].

Подготовка и представление прогнозов ЧС проводится в целях обеспечения заблаговременной организации предупредительных мероприятий при угрозе возникновения ЧС, минимизации риска гибели людей и снижения ущерба от ЧС и осуществляется на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

При прогнозировании ЧС техногенного характера размеры зон заражения рассчитываются при помощи специальных методик и программного обеспечения, например, методики выявления и оценки химической обстановки при разрушении (аварии) объектов, содержащих сильнодействующие ядовитые вещества; методики выявления и оценки радиационной обстановки при разрушениях (авариях) атомных электростанций; пакета программ «Автоматизированная информационная система прогнозирования и оценки последствий ЧС при авариях».

Во-вторых, последовательность действий руководителя территориального органа МВД России при ЧС имеет ряд особенностей. Основными элементами работы руководителя органа оперативного управления территориального органа МВД России с получением задачи по участию в ликвидации ЧС являются уяснение задачи, оценка обстановки, принятие решения по обеспечению охраны общественного порядка при ЧС.

К компетенции руководителя органа оперативного управления относится определение цели предстоящих действий, места, роли и задач сил и средств территориального органа МВД России, а также задач других органов и подразделений, привлекаемых к ликвидации ЧС, времени готовности их к выполнению.

Обстановка в районе ЧС оценивается по следующим элементам: характер и масштаб развития ЧС, степень опасности для населения, а также сотрудников, привлекаемых для ликвидации последствий; границы опасных зон, прогноз их распространения; виды, объемы и условия неотложных работ; потребности в силах и средствах для обеспечения охраны общественного порядка; количество, укомплектованность, обеспеченность и готовность к действиям сил и средств, последовательность их ввода в зону ЧС для развертывания и выполнения задач, а также необходимость защиты личного состава.

Выводы из оценки обстановки содержат основные сведения о характере и масштабах ЧС; объеме предстоящих задач и условиях их проведения; имеющихся силах и средствах, их

возможностях. Данные выводы, а также предложения по использованию сил и средств докладываются руководителю органа оперативного управления (руководителю ликвидации ЧС). Предложения членов органа оперативного управления обобщаются и используются в процессе принятия решения.

Уяснив задачу, оценив обстановку и учитывая результаты расчетов, руководитель органа оперативного управления принимает решение, в котором определяет замысел действий, задачи подразделений (функциональных групп, постов), основные вопросы взаимодействия, ресурсного обеспечения и управления.

Основу решения составляет замысел действий. В ходе разработки замысла определяются краткие выводы из оценки обстановки; направления сосредоточения основных усилий; способы и приемы решения поставленных задач; привлекаемые к выполнению силы и средства; порядок создания группировки сил и средств (сводного отряда).

В-третьих, в ходе проведенного социологического исследования слушатели Академии управления МВД России оценили готовность территориальных органов МВД России к действиям по участию в ликвидации последствий ЧС следующим образом: высокая — 19 %, удовлетворительная — 64 %, низкая — 15 %. В качестве основных причин и условий, влияющих на снижение готовности, были отмечены следующие: отсутствие опыта действий в указанных условиях — 72 %, слабые знания личного состава — 30 %, недостаточные умения и навыки руководителей органов оперативного управления — 30 %, недостаточное ресурсное обеспечение — 28 %.

Проведенный анализ деятельности территориальных органов МВД России при участии в ЧС позволяет сформулировать ряд проблемных вопросов, к которым относятся:

— отсутствие у руководителей территориальных органов МВД России достаточного опыта в организации личного состава и определении последовательности выполнения возложенных на них задач в указанных условиях;

— формальное планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования территориального органа МВД России (организации) и обеспечению жизнедеятельности сотрудников (работников) организаций в ЧС;

— несвоевременное реагирование на прогнозы возникновения ЧС и, как следствие, введение с опозданием соответствующих режимов функционирования (степени готовности), потеря времени на уточнение достоверности полученной информации и опоздание с оповещением соответствующих органов управления и сил государственной системы;

— недостаточное практическое применение планов действий территориального органа МВД России по решению задач при участии в предупреждении и ликвидации ЧС;

— недостаточное ресурсное обеспечение территориальных органов МВД России при участии в предупреждении и ликвидации ЧС, ее последствий.

В целях совершенствования деятельности территориальных органов МВД России при участии в предупреждении и ликвидации ЧС необходимо, на наш взгляд, принять нижеследующие меры.

1. Совершенствовать методы работы руководителя территориального органа МВД России, порядок действий группировки сил и средств, систему планирования действий территориаль-

ных органов МВД России по решению задач охраны общественного порядка.

2. Пересмотреть вопрос об организации и применении сил постоянной готовности ФП ООП в связи с созданием Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; нормы выделения средств индивидуальной и коллективной защиты, необходимых для обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в зоне ЧС.

3. В целях повышения эффективности решения задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в зоне ЧС рассмотреть вопрос о создании в территориальных органах на региональном уровне центров беспилотной авиации и оснащении их беспилотными летательными аппаратами.

Список литературы:

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 4. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

2. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: постановление Правительства от 30 декабря 2003 г. № 794 // СПС Консультант-Плюс. 5.

3. Об утверждении Положения о функциональной подсистеме охраны общественного порядка единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычай-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных ситуаций: приказ МВД России от 13 июля 2007 г. № 633 // СПС СТРАС «Юрист». Об утверждении Порядка подготовки, представления прогнозной информации и организации реагирования на прогнозы чрезвычайных ситуаций: приказ МЧС России от 31 декабря 2002 г. № 632. URL: http://www. mchs.gov.ru (дата обращения: 12.10.2016). Официальный сайт МЧС России. URL: http:// www.mchs.gov.ru (дата обращения: 12.10.2016).

E-mail: vshchukin7@mvd.ru

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.