А.В. СНЕГОВОЙ,
заместитель начальника кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)
S H
и о X
л
<
и
H
к
s
:|S
0
1
л
<
и
H
s
X
<
а
X о о
са <
а
С
<
а S н
¡Ü
<
а С
К
s
а
О и
H
бб
A.V. SNEGOVOY, Candidate of Law, Associate Professor, Deputy Chief, Department of Police Management in Special Conditions (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 351/354
Выполнение задач при чрезвычайных обстоятельствах как одно из направлений деятельности полиции
carrying out of Tasks in special conditions as one of police Activity
В статье исследуются задачи, выполняемые полицией при чрезвычайных обстоятельствах. Рассмотрены возможные направления совершенствования нормативного правового, организационного обеспечения деятельности полиции и иных государственных органов при чрезвычайных обстоятельствах.
Полиция, чрезвычайные обстоятельства, деятельность полиции при чрезвычайных обстоятельствах.
The paper examines the tasks carried out by police in special conditions. More over the paper considers the possible directions of improvement of normative-legal, organizational support of police and other state agencies in special conditions.
Police, emergency situations, activity of police in special conditions.
В рамках осуществления деятельности при чрезвычайных обстоятельствах полиция выполняет значительный объем работы. Это обусловлено широтой полномочий полиции, которые позволяют ей активно в различных формах посредством разнообразных методов действовать в названных условиях. В то же время участие других правоохранительных органов в решении задач при чрезвычайных обстоятельствах также весьма существенно, что связано с особенностями реализуемых ими функций.
Анализ положений Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» показывает, что деятельность полиции при чрезвычайных обстоятельствах и выполняемые при этом задачи предопределяют следующие обязанности полиции:
принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан; участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов;
участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;
— оказывать содействие пограничным органам Федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима, обеспечивать по представлениям пограничных органов Федеральной службы безопасности временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы РФ во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию РФ или при воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы Российской Федерации [2, ст. 12]. Полиция обладает значительными силами и средствами, располагает в том числе и специальными подразделениями (специальными отрядами быстрого реагирования, отрядами мобильными особого назначения, авиационными отрядами специального назначения), благодаря чему может эффективно проводить мероприятия правового, организационного, силового характера, направленные на защиту прав и свобод граждан, а также на обеспечение безопасности общества и государства при чрезвычайных обстоятельствах.
Статистика свидетельствует о регулярном выполнении задач полицией во взаимодействии с иными субъектами при чрезвычайных обстоятельствах социального характера и периодическом участии в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. К примеру, по данным Оперативного управления МВД России, в 2014 г. к действиям при чрезвычайных обстоятельствах в связи с преступными проявлениями сотрудники полиции привлекались 646 раз, при этом было задействовано более 83100 сотрудников территориальных органов МВД России и 4700 военнослужащих внутренних войск МВД России. За тот же период территориальные органы МВД России участвовали в ликвидации последствий 147 чрезвычайных ситуаций, в том числе 52 техногенного и 95 природного характера. При этом было задействовано 16338 сотрудников территориальных органов МВД России и 2829 военнослужащих внутренних войск МВД России.
Проведенное исследование свидетельствует о том, что в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» необходимо определить такое направление деятельности, как «осуществление деятельности при чрезвычайных обстоятельствах», и включить его в ст. 2 «Основные направления деятельности полиции» названного нормативного правового акта. Такой подход позволит легитимировать комплекс выполняемых задач, используемых спо-
собов действий, компетенцию полиции в рассматриваемой нами сфере. Указанное мнение поддержали 64 % сотрудников органов внутренних дел, опрошенных в ходе исследования.
Деятельность при чрезвычайных обстоятельствах осуществляется специально уполномоченными законом субъектами, наделенными для этого определенными правами и обязанностями. Задачи, реализуемые в рассматриваемых условиях, обусловливают участие системы органов государства и органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц. Основные принципы и содержание деятельности указанных субъектов по обеспечению государственной и общественной безопасности при чрезвычайных обстоятельствах предусмотрены законодательством РФ.
Предлагаем рассматривать деятельность полиции при чрезвычайных обстоятельствах как основанный на законе вид правоохранительной деятельности, который осуществляется полицией в пределах ее компетенции во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами, и направленный на предупреждение и пресечение чрезвычайных обстоятельств социального характера, участие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также на минимизацию последствий чрезвычайных обстоятельств.
Как показывают результаты проведенного нами исследования, решение актуальных проблем, связанных с повышением эффективности применения сил и средств полиции и взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, задействованных в решении задач при чрезвычайных обстоятельствах, целесообразно осуществлять в рамках разработанной нами концепции деятельности органов внутренних дел РФ при чрезвычайных обстоятельствах (далее — Концепция) [6].
В качестве приоритетного условия реализации Концепции рассматривается необходимость формирования системы мониторинга и прогнозирования угроз безопасности, способных вызвать чрезвычайные обстоятельства, прогнозирования их масштаба и последствий, а также мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние на ситуацию в сфере реагирования на чрезвычайные обстоятельства.
Кроме того, важнейшей составляющей механизма реализации Концепции является совершенствование той части законодательства РФ, которая образует совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся при реагировании органов государственной власти и органов местного само-
S н и о X
л
<
и н к
о X
л
<
и н S
X
<
а
X О
о
са <
а
С
<
а S н
bS
<
а С
к S а
О и н
67
S н и о X
л
<
и н к
:|S
0
1
л
<
и н S
I
<
а
X о о
л
<
а
С
<
а S н
bS
<
а С
к S а
О и н
68
управления, а также физических и юридических лиц на угрозы возникновения, непосредственно на чрезвычайные обстоятельства и в процессе ликвидации их последствий. Указанную совокупность правовых норм, на наш взгляд, следует рассматривать как комплексный правовой институт реагирования на чрезвычайные обстоятельства.
Одним из необходимых условий реализации Концепции является всестороннее развитие потенциала специальных подразделений и авиации, входящих в состав полиции и обеспечивающих силовую поддержку при решении наиболее сложных задач при чрезвычайных обстоятельствах.
Существенным условием реализации Концепции должна стать модернизация механизмов управления, функционирующих при чрезвычайных обстоятельствах, информационно-техническое переоснащение новейшими средствами органов оперативного управления, создаваемых для управления силами и средствами федеральных органов исполнительной власти при чрезвычайных обстоятельствах.
Опираясь на результаты проведенного нами исследования, можно предложить внести изменения в структуру органов управления, создаваемых при чрезвычайных обстоятельствах социального характера. В Российской Федерации на региональном уровне функционируют межведомственные комиссии и совещания: координационные совещания по обеспечению правопорядка в субъектах, координационные совещания руководителей правоохранительных органов, антинаркотические, антитеррористические комиссии и другие органы. Такой организационный подход к сбору и анализу информации, проведению профилактических мероприятий, а также мероприятий по минимизации и ликвидации последствий противоправных деяний в силу различной их сущности и содержания, на наш взгляд, оправдан. Что же касается управления (планирования, организации выполнения решений, координации и взаимодействия, контроля) силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов при чрезвычайных обстоятельствах социального характера, то эту функцию мог бы взять на себя единый межведомственный оперативный штаб.
Учитывая сущность чрезвычайных обстоятельств как понятия, используемого в деятельности полиции и иных правоохранительных органов, и анализируя положения Стратегии национальной безопасности РФ [3] как основного программного документа в сфере обеспечения безопасности, можно прийти к выводу о том, что вопросы, связанные с реагированием на чрезвычайные обстоятельства социального
характера и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, находятся в области обеспечения государственной и общественной безопасности.
Что касается полиции, то в зависимости от объема и содержания компетенции при чрезвычайных обстоятельствах следует разграничивать выполняемые задачи на следующие группы:
— задачи непосредственной компетенции полиции, вытекающие из обязанностей, возложенных законодательством РФ на полицию и органы внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах (пресечение массовых беспорядков, пресечение захвата особо важных объектов и др.);
— задачи по оказанию содействия иным федеральным органам исполнительной власти (например, Федеральной службе безопасности, Федеральной службе исполнения наказаний) и участию в мероприятиях, проводимых территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти при возникновении чрезвычайных обстоятельств во взаимодействии с полицией (участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований, в проведении мероприятий по защите, охране Государственной границы Российской Федерации и др.).
В правовом регулировании деятельности полиции при чрезвычайных обстоятельствах имеются пробелы, связанные с недостаточным обеспечением правовыми нормами режимов функционирования органов управления, а также привлекаемых сил и средств при угрозе и наступлении чрезвычайных обстоятельств социального характера (в период до возможного введения чрезвычайного положения). Таким образом, возникает необходимость в разработки новых и доработки действующих правовых актов, регламентирующих порядок действий и выполнения задач полицией при чрезвычайных обстоятельствах. Основным методом регулирования общественных отношений в этот период становится публично-правовой. Преимущество отдается использованию государством административных правоотношений, носящих властновертикальный характер [4].
Проведенный нами в ходе исследований анализ программных и иных нормативных правовых актов свидетельствует, что в настоящее время для консолидации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по реагированию на чрезвычайные обстоятельства следует внести дополнения и изменения в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации. Указанные изменения касались бы создания единой государственной системы реагирования на чрезвычайные обсто-
ятельства как одной из стратегических целей государственной и общественной безопасности.
В представленном на сайте Совета Безопасности Российской Федерации материале, посвященном анализу принятой в феврале 2015 г. Стратегии национальной безопасности США, имеющей явную антироссийскую направленность, отмечается, что все более широкое распространение для устранения неугодных США политических режимов приобретут усовершенствованные технологии «цветных революций» с высокой вероятностью применения их в отношении России [5].
К основным угрозам государственной и общественной безопасности в настоящее время отнесена деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности РФ, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций» [3].
События могут иметь так называемый про-тестный характер и протекать по сценариям, аналогичным обстановке в государствах дальнего и ближнего зарубежья («Арабская весна», Украина и т. п.). Несанкционированные выступления могут выливаться в такие общественно опасные деяния, как массовые беспорядки, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, попытки насильственного изменения конституционного строя, захват или присвоение власти и др. Такого рода события, относимые нами к категории чрезвы-
Список литературы:
1. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ // СПС Гарант.
2. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683. URL: http:// www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения: 02.01.2016).
4. Майдыков А.Ф., Мелехин А.В. Проблемы обеспечения эффективных действий по-
чайных обстоятельств социального характера, могут служить основанием для введения режима чрезвычайного положения [1, п. «а» ст. 3].
Учитывая сказанное и исходя из стратегических целей обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности, изложенных в Стратегии национальной безопасности РФ, следует предложить отнести совершенствование правового регулирования и организации системы экстренного (немедленного) реагирования на чрезвычайные обстоятельства социального характера к главным направлениям государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности.
В п. 44 Стратегии национальной безопасности РФ может быть предложено дополнение, относящее к обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу наряду с иными мероприятиями — создание единой государственной системы реагирования на чрезвычайные обстоятельства социального характера.
Предложенные дополнения в Стратегию национальной безопасности РФ позволят рассматривать деятельность МВД России, иных государственных органов при чрезвычайных обстоятельствах как одно из направлений деятельности по обеспечению национальной безопасности РФ. Указанное направление может конкретизироваться в ведомственных правовых актах, формулироваться в различных федеральных целевых (ведомственных) программах и выполняться тем или иным субъектом обеспечения национальной безопасности. В то же время деятельность государственных институтов в рассматриваемой сфере будет осуществляться во взаимодействии с институтами гражданского общества.
лиции при участии в обеспечении режима чрезвычайного положения // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21).
5. О Стратегии национальной безопасности США. URL: http://www.scrf.gov.ru/news/865. html (дата обращения: 15.08.2015).
6. Снеговой А.В. О концептуальных основах деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 3 (35).
E-mail: [email protected]
S н и о X
л
<
и н к
о X
л
<
и н S
X
<
а
X О
о
са <
а
С
<
а S н
¡Ü
<
а С
к S а
О и н
69