Научная статья на тему 'Нормативная правовая регламентация деятельности полиции при чрезвычайных обстоятельствах'

Нормативная правовая регламентация деятельности полиции при чрезвычайных обстоятельствах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
936
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
полиция / военное положение / чрезвычайное положение / чрезвычайная ситуация / контртеррористическая операция / национальная безопасность / чрезвычайное законодательство. / police / legal regime / martial law / state of emergency / emergency / counter-terrorism operation / national security / emergency legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Владимирович Константинов

Рассматриваются вопросы регламентации деятельности полицией при чрезвычайных обстоятельствах, а также затронуты некоторые аспекты формирования и развития российского чрезвычайного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алексей Владимирович Константинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY LEGAL REGULATION OF POLICE ACTIVITIES IN EMERGENCY SITUATIONS

Deals with the regulation of the activities of the police in emergency circumstances, and also touches upon some aspects of the formation and development of Russian emergency legislation.

Текст научной работы на тему «Нормативная правовая регламентация деятельности полиции при чрезвычайных обстоятельствах»

© А.В. Константинов, 2018 УДК 342.9 ББК 67.401

НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Алексей Владимирович Константинов,

старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук

E-mail:1e-mail: alexk_pochta@mail.ru Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы регламентации деятельности полицией при чрезвычайных обстоятельствах, а также затронуты некоторые аспекты формирования и развития российского чрезвычайного законодательства.

Ключевые слова: полиция, военное положение, чрезвычайное положение, чрезвычайная ситуация, контртеррористическая операция, национальная безопасность, чрезвычайное законодательство.

Для цитирования: Константинов А.В. Нормативная правовая регламентация деятельности полиции при чрезвычайных обстоятельствах. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):150-2.

REGULATORY LEGAL REGULATION OF POLICE ACTIVITIES IN EMERGENCY SITUATIONS

Aleksey V Konstantinov,

Tarsh Teacher of the Department of Administrative Activity of ATS Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,

Candidate of Legal Sciences

Abstract. Deals with the regulation of the activities of the police in emergency circumstances, and also touches upon some aspects of the formation and development of Russian emergency legislation.

Keywords: police, legal regime, martial law, state of emergency, emergency, counter-terrorism operation, national security, emergency legislation.

Современное состояние национальной безопасности и угроза возникновения чрезвычайных обстоятельств требует от полиции качественной и последовательной реализации правовых норм, среди которых особое место занимают правовые нормы чрезвычайного законодательства. В условиях повышения уровня внутренних и внешних угроз безопасности в государстве большое значение играет нормативное правовое и организационное обеспечение деятельности полиции в особых условиях.

Реализация полицией норм чрезвычайного законодательства заключается в практическом претворении их в деятельности субъектов права в результате соблюдения запретов, исполнения юридических обязанностей и использования субъективных прав. Юридическим результатом реализации будет яв-

ляться правомерное поведение субъектов и правовая урегулированность общественных отношений, а фактическим — преобразование реальной действительности для достижения желаемых целей [3, с. 366]. Таким образом необходимость нормативного правового обеспечения как самой деятельности полиции при чрезвычайных обстоятельствах, так создание правовой базы, регулирующей возникающие в данных условиях общественные отношения. Данный правовые предпосылки будут способствовать достижению поставленных перед полицией целей, а также выполнению стоящих задач.

В рамках чрезвычайного законодательства в основу формирования таких целей легло представление о безопасности (национальной безопасности), в которой законодатель выделил четыре ключевых

составляющих — безопасность личности, общественную безопасность, безопасность государства и экологическую безопасность. Также возможны другие виды безопасности, предусмотренные российским законодательством.

В систему обеспечения национальной безопасности входят силы и средства органов внутренних дел, которые применяются в особых условиях в соответствии с задачами, возложенными на них правовыми актами чрезвычайного законодательства.

Так, прохождение службы сотрудниками органов внутренних дел в особых условиях устанавливается ст. 35 ФЗ от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». К особым условиям службы законодатель отнес действие военного положения и чрезвычайного положения, проведения контртеррористической операции, условия вооруженного конфликта, ликвидация последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, а также другие чрезвычайные ситуации.

В свою очередь ФЗ от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» в ст. 12 возлагает на полицию обязанности, выполнение которых осуществляется в особых условиях и направленны на предотвращения или устранение причин, условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

В этой связи, Ю.А. Тихомиров подчеркивает то, что исходящая реальная или потенциальная угроза объектам безопасности определяет содержание деятельности органов внутренних дел, в том числе и полиции [2, с. 382].

Реализация субъективных обязанностей полиции во время действия чрезвычайных ситуаций осуществляется с помощью правовых норм чрезвычайного законодательства. В виду особой значимости чрезвычайного законодательства обратим внимание на крайне важную сторону правового регулирования, как реализация законов.

Реализация ФЗ «О полиции» в части касающейся возложенных на полицию обязанностей осуществляется через систему нормативно-правовых актов чрезвычайного законодательства, применение правовых норм которого будет обусловлено соответствующими условиями и обстоятельствами чрезвычайного характера.

Так, в п. 7 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» указана обязанность полиции принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

Установленный в чрезвычайном законодательстве строгий приоритет закона над всеми подзаконными актами означает самостоятельность действий органов по реализации Конституции и законов, в установленных пределах и рамках которых осуществляются субъективные права и обязанности, а также в границах предоставленной компетенции по изданию подзаконных актов.

В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» деятельность полиции направлена на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан должна осуществляться согласно ФЗ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», учитывая Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».

«Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» (утв. Президентом РФ 28 ноября 2014 г. № Пр-2753), в которой обозначены основные направления государственной политики по противодействию экстремизму на период до 2025 г.

Утвержденная Стратегия направлена на реализацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер организационного и правового характера. В рамках одного из этапов на 2016— 2024 годы планируется разработать и принять законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ, направленные на решение задач в сфере противодействия экстремизму, что, без всякого сомнения, обогатит российское чрезвычайное законодательство.

В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» полиция участвует в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в

№ 1 / 2018

Вестник экономической безопасности

151

обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов.

В своей деятельности полиция руководствуется ФЗ от 06.03.2006 N° 35-Ф3 «О противодействии терроризму», в котором устанавливаются организационные и правовые основы в сфере противодействия терроризму, профилактики и борьбы с ним, минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма.

Согласно п. 29 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» полиция участвует в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

В соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» полиция оказывает содействие пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы РФ, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима, обеспечивать по представлениям пограничных органов федеральной службы безопасности временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы РФ во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию РФ или при воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы Российской Федерации.

Правовую основу реализации возложенных обязанностей полиции составляет ст. 10 ФЗ «О полиции», в рамках которой вводится принцип взаимодействия и сотрудничества полиции с другими правоохранительными органами [1].

И п. 42 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» закрепляет обязанность полиции осуществлять контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с ФЗ от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», а также в рамках реализации Указа Президента РФ от 28 октября 2014 г. № 693 «Об осуществлении контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энерге-

тического комплекса», согласно которому на МВД России решено возложить полномочия по контролю за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Необходимо учитывать то, что нередко административно-правовой массив чрезвычайного законодательства формируется и развивается ситуационно иногда стихийно, бессистемно, что в итоге, приводит или может привести к негативным последствиям. Кроме того, негативное влияние оказывает отрицательная практика по реализации субъективных прав и обязанностей, а также наличие правоприменительных ошибок, что, без всякого сомнения, указывает на не достаточную проработку отдельных моментов в законах и реализацию в подзаконных актах [6, с. 61].

Важным моментом в формировании и развитии административно-чрезвычайного законодательства является тот факт, что существует реальная необходимость заблаговременного принятия законодательных актов. Необходимо начинать с проведения анализа и определения тех целей и задач, которые будут актуальны и насущны в конкретных чрезвычайных условиях. Это напрямую зависят от проводимой государственной политики, так как на формирование целей влияет множество внешних и внутренних факторов, имеющих политический, экономический, социальный характер.

Литература

1. АврутинЮ.Е., Булавин С.П., СоловейЮ.П., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). // Проспект. 2016 г.

2. Административное право и процесс: полный курс. Тихомиров Ю.А. М.: Изд. Тихомирова М. Ю. 2005.

3. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит. 1989.

4. Левина М.И. Система российского законодательства: теоретическая конструкция и действующая модель // Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики / под общ. ред. Т.И. Заславской. М., 2002.

5. Константинов А.В. Специфика юридической природы правового режима в административном праве // Наука, техника и образования. 2015. № 11 (17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.