Научная статья на тему 'Некоторые особенности организации сил и средств, привлекаемых к обеспечению общественной безопасности при чрезвычайных обстоятельствах'

Некоторые особенности организации сил и средств, привлекаемых к обеспечению общественной безопасности при чрезвычайных обстоятельствах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1789
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Факов Азамат Мухажидович

Для решения задач по обеспечению общественной безопасности в условиях чрезвычайной обстановки, сотрудники полиции, в рамках существующего законодательства, применяют силовые воздействия. Организация охраны общественного порядка в чрезвычайных обстоятельствах зависит от целого ряда факторов, важнейшим из которых является противостоящая сторона. Знание условий, причин и особенностей протекания массовых беспорядков, характеристики лиц, участвующих в них, а также организационной структуры и основ тактики действий правонарушителей поможет в организации деятельности при выполнении задач сотрудниками полиции по охране правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Факов Азамат Мухажидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of the organization of forces and means involved in ensuring public safety in emergency situations

To solve the problems of public safety in an emergency situation, police officers, within the framework of existing legislation, use force. Organization of public order in emergency circumstances depends on a number of factors, the most important of which is the opposing side. Knowledge of the conditions, causes and characteristics of the mass disturbances, the characteristics of the persons involved in them, as well as the organizational structure and the basics of the tactics of offenders will help in the organization of activities in the performance of tasks by police officers to protect the law in emergency situations.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности организации сил и средств, привлекаемых к обеспечению общественной безопасности при чрезвычайных обстоятельствах»

1.30. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИЛ И СРЕДСТВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Факов Азамат Мухажидович, канд. экон. наук. Должность: доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра деятельности ОВД в особых условиях. E-mail: Fakov_1984@mail.ru

Аннотация: Для решения задач по обеспечению общественной безопасности в условиях чрезвычайной обстановки, сотрудники полиции, в рамках существующего законодательства, применяют силовые воздействия. Организация охраны общественного порядка в чрезвычайных обстоятельствах зависит от целого ряда факторов, важнейшим из которых является противостоящая сторона. Знание условий, причин и особенностей протекания массовых беспорядков, характеристики лиц, участвующих в них, а также организационной структуры и основ тактики действий правонарушителей поможет в организации деятельности при выполнении задач сотрудниками полиции по охране правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах.

Ключевые слова: чрезвычайные обстоятельства, массовые беспорядки, сотрудник полиции, правонарушение, специальные средства, безопасность.

SOME FEATURES OF THE ORGANIZATION OF FORCES AND MEANS INVOLVED IN ENSURING PUBLIC SAFETY IN EMERGENCY SITUATIONS

Fakov Azamat Muhazhidovich, PhD in Economics. Position: associate professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute of Advanced training. Department: activities of internal affairs agencies in special conditions chair. E-mail: Fakov_1984@mail.ru

Annotation: To solve the problems of public safety in an emergency situation, police officers, within the framework of existing legislation, use force. Organization of public order in emergency circumstances depends on a number of factors, the most important of which is the opposing side. Knowledge of the conditions, causes and characteristics of the mass disturbances, the characteristics of the persons involved in them, as well as the organizational structure and the basics of the tactics of offenders will help in the organization of activities in the performance of tasks by police officers to protect the law in emergency situations. Keywords: emergency, riots, police officer, offence, special tools, safety.

Чрезвычайные обстоятельства - это обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

Большое значение охрана общественного порядка и обеспечение безопасности приобретает в условиях чрезвычайных обстоятельств. К таким обстоятельствам относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов, массовые беспорядки, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Возникновение массовых беспорядков - сложный социальный процесс, который приводит к чрезвычайной обстановке в городе или в районе города.

Причинами возможных массовых беспорядков могут быть:

несправедливость в перераспределении социальных благ, если такие факты стали известны широким слоям населения, националистическая кадровая политика;

экологические проблемы (загрязнение окружающей среды, вызвавшей массовые заболевания);

социальные проблемы (неудовлетворенность оплатой труда, сложности с обеспечением предметами первой необходимости, или обеспечением воды, отоплением, электроэнергией и др.);

нарушение общественного порядка, общественной безопасности при проведении, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий.

В уголовном законодательстве (ст. 212 УК РФ) массовые беспорядки определены как «действия по организации массовых беспорядков, сопровождающиеся погромами, разрушениями, поджогами и другими подобными действиями, а равно непосредственное совершение их участниками указанных выше преступлений, оказание ими вооруженного сопротивления власти», которые не имеют конкретной направленности.

При массовых беспорядках чрезвычайная обстановка характеризуется тем, что фактически прекращается организационная, хозяйственная, социальная деятельность. Это подрыв экономики и социального порядка на не определенное время. Чрезвычайную обстановку нельзя стабилизировать методами, применяемыми сотрудниками полиции при повседневной работе. Здесь требуется специальная деятельность в особых условиях.[4]

Учитывая, что в ОВД в данное время нет специальных сил, которые занимались бы только обеспечением общественной безопасности в чрезвычайной обстановке, для этой деятельности привлекают все силы и средства, способные предотвратить, а при необходимости - пресечь массовые беспорядки. Такими силами являются все территориальные подразделения УВД городов, области, края, а так же УВД на транспорте, все виды образовательных учреждений мВд России, подразделения и части других силовых структур, различные общественные формирования которые действуют по единому плану, в целях восстановления и обеспечения общественной безопасности. В специальных комплексных мероприятиях по предотвращению и пресечению массовых беспорядков проводят тактические действия силами и средствами сводного отряда субъекта Российской Федерации.

В зависимости от обстановки и поведения толпы специальные мероприятия по пресечению массовых беспорядков условно различают по способу проведе-

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Факов А.М.

ния: бесконтактные; контактные; с применением обоих способов.

Для пресечения массовых беспорядков чаще всего используются бесконтактный способ рассеивания толпы в одном или нескольких удобных для группы блокирования направлениях. Этот способ применяют, когда толпа сравнительно небольшая около 3 или 5 тыс. человек, находится в движении, плотность толпы менее одного человека на один метр, а также при высокой ее агрессивности. Положительная сторона этого способа заключается в отсутствии контактного, силового давления с применением физической силы на толпу. Это способствует более организованным действиям личного состава. Обычно эти действия выполняет группа блокирования толпы.[1]

Проведение специальной операции контактным способом рассечения или рассредоточения осуществляют тогда, когда толпа многочисленна более 5 тыс. человек, располагается с небольшой плотностью один человек на один метр, не передвигается, ведет себя в основном не агрессивно.

Применения специальных средств сотрудниками полиции регламентировано в Федеральном законе "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ, где указаны запреты и ограничения связанные с применением специальных средств.

Для успешного обеспечения общественной безопасности при предотвращении и пресечении массовых беспорядков необходимо эффективное взаимодействие нарядов, групп, подразделений. Для его обеспечения требуется организованное управление.

Организацию управления силами и средствами органов внутренних дел при предотвращении и пресечении массовых беспорядков подразделяют на три этапа.

Первый этап включает деятельность руководителя специальными мероприятиями по заблаговременному планированию и подготовке командного и всего личного состава к любому виду специальной деятельности.

Второй этап предполагает деятельность руководителя специальными мероприятиями по управлению силами и средствами при подготовке их к конкретным действиям в случае возникновения чрезвычайной обстановки при массовых беспорядках.

Третий этап - работа руководителя специальными мероприятиями по управлению силами и средствами в ходе их деятельности по восстановлению общественной безопасности в любых условиях обстановки.

Под организацией управления специальной деятельностью органов внутренних дел понимают комплекс действий руководителя по подготовке документов планирования и уточнения исходных данных в случае возникновения чрезвычайной обстановки, на последующих этапах - постоянное управленческое воздействие на подчиненных в ходе выполнения оперативного плана.

Для предотвращения массовых беспорядков планируют специальные мероприятия: оперативные, следственные, разъяснительные, профилактические, организационные, социально-бытовые. В особых случаях проводят режимные мероприятия и отдельные тактические действия, такие как оцепление района или места возможных беспорядков, а также усиленное патрулирование.

При планировании специальной деятельности учитывают время года. Отсюда определяют форму одежды и дополнительное обмундирование для привле-

каемого личного состава полиции и других силовых структур.

В составе планируемого сводного отряда создают следующие группы: оцепления, выявления и изъятия организаторов подстрекателей и активных участников массовых беспорядков; блокирования толпы; патрулирования; охраны важных объектов; применения специальных средств; регулирования движения транспорта и пешеходов; конвоирования задержанных; фильтрационные пункты; оперативно-следственная; пожаротушения; медицинского обеспечения, а также резерв. [2]

Особенности выполнения поставленной задачи сотрудниками полиции в чрезвычайных обстоятельствах связанно с местом возможного возникновения массовых беспорядков. При этом планирование производят относительно возможных мест противоправных действий, которые классифицируют по определенным признакам. Нарушение общественного порядка массового характера чаще всего происходит в местах большого скопления людей на площадях, улицах, проспектах, перекрестках улиц, стадионах, дворцах спорта, и в других местах сосредоточения зрителей. После установления классифицирующего признака производится распределение сил и средств.

К тактическим действиям относятся: полная изоляция района массовых беспорядков с выставлением контрольно-пропускных пунктов; блокирование толпы; рассеивание толпы; рассечение толпы и ее рассредоточение; применение специальных средств; в случае необходимости действия вооруженного резерва в целях захвата или уничтожения вооруженных преступников; захват подстрекателей, активных участников, экстремистов и других лиц, совершающих преступле-ния.[3]

При оценке общей обстановки учитывают предполагаемые места и особенности возникновения массовых беспорядков, оперативную обстановку, возможности своих сил и средств для выполнения поставленных задач, местность и погодные условия.

При оценке предполагаемых или возможных мест проведения массовых беспорядков учитывают: общую социально-экономическую обстановку в районе или в городе, наличие острых социальных конфликтов, в которые может быть втянуто большое количество граждан, и порядок их разрешения; причины и условия, которые могут способствовать возникновению массовых беспорядков; наличие учебных заведений, общежитий, социальный состав населения.

При оценке общей обстановки учитываются оперативная обстановка и перспективы ее развития, состояние преступности и ее виды; преобладание насильственных преступлений и тенденцию к увеличению их числа, количество и место жительства условно осужденных и досрочно освобожденных, неоднократно судимых (рецидивистов) за хулиганство, грабежи, разбои и другие умышленные преступления, враждебно относящихся к новым экономическим изменениям, наличие объектов, на которые могут быть направлены преступные посягательства.

При оценке своих сил исходят из их количества, уровня подготовки, опыта действия при массовых беспорядках, наличия специального снаряжения и техники. Оценивают возможности восстановления правопорядка, своевременное применение необходимых мер по организации действий личного состава.

Основной вывод из оценки обстановки при планировании специальной деятельности должен быть одно-

значен: - способны ли силы и средства полиции выполнить задачу в любом районе города, в любом расчетном месте. Если этого сделать невозможно, то определяют причины и проводят работу по их устранению. Это может быть неподготовленность личного состава, плохая его экипировка, отсутствие достаточного количества транспорта и людей.

Подводя итоги можно сказать, что планирование является составной частью организации управления силами и средствами полиции по обеспечению общественной безопасности в условиях чрезвычайной обстановки. Заблаговременные действия по общей подготовке командного и всего личного состава органов внутренних дел к специальной деятельности по предотвращению и пресечению массовых беспорядков являются важным управленческим элементом.

Список литературы:

1. Анищенко А.Ю. Тактико-специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: Учебное пособие — ЦОКР МВД России, М., 2006. -559с.

2. Бондаревский И.И. Специальная тактика: Учебник/ И.И. Бондаревский - М.: ЦОКР МВД России. 2005.-368с.

3. Николаев В.В. Обеспечение личной безопасности сотрудников полиции в различных ситуациях служебной деятельности: учебное пособие / В.В. Николаев, Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2012.-70с.

4. Типовые действия и приемы личной безопасности сотрудников ОВД в составе служебных нарядов и групп боевого порядка при проведении специальных операций: учебное пособие. - М.: ЦОКР МВД России, 2007. - 132с.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 90,05%

Рецензия

на статью «Некоторые особенности организации сил и средств, привлекаемых к обеспечению общественной безопасности при чрезвычайных обстоятельствах» доцента кафедры Деятельности ОВД в особых условиях СКИ (ф) КрУ МВД России, Факова Азамата Муха-жидовича.

В статье, представленной на рецензирование, автором Факовым А.М. рассмотрены особенности организации сил и средств, привлекаемых к обеспечению общественной безопасности при чрезвычайных обстоятельствах. Следует отметить, что при массовых беспорядках чрезвычайная обстановка характеризуется тем, что фактически прекращается организационная, хозяйственная, социальная деятельность. Это подрыв экономики и социального порядка на неопределенное время. Чрезвычайную обстановку нельзя стабилизировать методами, применяемыми сотрудниками полиции при повседневной работе. Здесь требуется специальная деятельность в особых условиях.

В данной статье рассматриваются особенности организации управления силами и средствами органов внутренних дел при предотвращении и пресечении массовых беспорядков поэтапно. Также при оценке общей обстановки учитывают предполагаемые места и особенности возникновения массовых беспорядков, оперативную обстановку, свои силы и средства, местность и погодные условия.

В связи с вышеизложенным, считаю, что в статье «Некоторые особенности организации сил и средств, привлекаемых к обеспечению общественной безопасности при чрезвычайных обстоятельствах», представленной Факовым А.М. рассматриваются достаточно актуальные на сегодня вопросы, и она может быть рекомендована к опубликованию.

Начальник кафедры огневой подготовки СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук, полковник полиции М.М.Хамгоков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.