ми средствами и вооружить современными информационными технологиями не хуже, а лучше, чем в странах Запада, то, по мнению авторов, необходимо без промедления внедрять новшества в этой сфере, в том числе названные в данной статье.
Примечания
1. Wi-Fi-сеть // ru.wikipedia.Org/wiki/wifi/.2007
2. ru.wikipedia.org/wiki/3G.2008
3. www.netinside.org.2009
4. wimax.livebusiness.rU/faq/.2009
5. www.getwifi.ru/p_wimax.html.2010
6. См.: Рэндалл Н. Беспроводные решения / Н. Рэндалл, Б. Сосински. — М., 2007.
7. ru.wikipedia.org/wiki/4G. 2009
8. Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 28. — Ст. 2895.
9. Собрание законодательства РФ. — 2006. — №31. — Ч. I. — Ст. 3448.
10. Собрание законодательства РФ. — 2009. — №21. — Ст. 2573.
11. Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 12. — Ст. 1110.
12. Системы серии «МСР — оперативный розыск» «МСР-ОРК» //www.kbor.ru.2010
13. См. там же.
К.А. Лушина
Лушина Ксения Александровна — преподаватель кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД Нижегородской академии МВД России, кандидат исторических наук
E-mail: lushina [email protected]
Особенности прохождения службы сотрудниками полиции зарубежных стран и ее правового регулирования в условиях чрезвычайного положения и военного конфликта
В статье рассматриваются и анализируются особенности деятельности правоохранительных органов
зарубежных стран в условиях чрезвычайного положения и военного конфликта. В подобных ситуациях сотрудникам полиции может принадлежать решающая роль в предупреждении развития конфликта. Важнейшей задачей является разработка типовых моделей действий сотрудников полиции в чрезвычайных ситуациях. Грамотное применение полицией наиболее адекватных стратегии и тактике гуманных методов будет способствовать скорейшему восстановлению правопорядка, поэтому решающее значение должно придаваться практическим умениям и навыкам, необходимым сотрудникам полиции в их служебной деятельности в условиях чрезвычайного положения.
This article reviews and analyses peculiar features of law enforcement abroad in case of emergency and military conflict. In such situations police officers can
take decisive role to prevent the conflict. The main task is to work out standard models of police actions at the state of emergency. Correct and competent use of the most appropriate strategy and tactics of humane methods will contribute to restoration of laworder. Therefore practical skills and abilities are of crucial importance in police officers’ official activities at the state of emergency.
Вопрос, который рассматривается в данной статье, безусловно, актуален не только для зарубежных стран, но и для Российской Федерации, так как гражданские беспорядки и вооруженные конфликты являются реалиями наших дней. Современные исследователи специфики функционирования органов полиции отмечают, что вопросы повышения эффективной деятельности правоохранительных структур в чрезвычайных ситуациях рассматриваются в качестве одной из приоритетных задач в большинстве зарубежных стран. Например, в США, Франции, Великобритании и Японии принципы та-
кой работы полиции последовательно развивались «в обстановке экономического и политического плюрализма, особого внимания к обеспечению прав личности и применения консенсуса как превалирующего метода разрешения социальных конфликтов»1. Из комплекса особенностей деятельности правоохранительных органов зарубежных стран вусловияхчрезвычайного положения и внутренних вооруженных конфликтов правоведы обычно выделяют проведение «операций полицейского типа, которые существенно не отличаются от других подобных операций, когда необходи-
Лушина К.А. Особенности прохождения службы сотрудниками полиции зарубежных стран и ее правового регулирования в условиях чрезвычайного положения...
Лушина К.А. Особенности прохождения службы сотрудниками полиции зарубежных стран и ее правового регулирования в условиях чрезвычайного положения...
мо взять преступников живыми и сохранить в тайне источники информации»2.
Следуетучитывать, что автор ведет речь о зарубежных полицейских органах, которые намеренно не включаются в состав вооруженных сил во время чрезвычайного положения, проведения контртеррористических мероприятий и внутренних вооруженных конфликтов либо гражданских беспорядков. В ряде правовых документов зарубежных стран можно обнаружить, что режим чрезвычайного положения объявляется там только на основании закона, когда это чрезвычайное положение угрожает существованию нации и обычных методов для урегулирования сложившейся ситуации недостаточно. Сотрудники полиции в условиях чрезвычайного положения и внутренних вооруженных конфликтов обязаны при выполнении служебно-профессиональных обязанностей и обеспечении надлежащего общественного порядка соблюдать как международные нормы в области прав человека, таки внутреннее законодательство государства3.
Собственно говоря, Положение о службе в органах внутреннихдел РФ в статье 70также отмечает, что особенности прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения определяются Президентом РФ в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года, в статье 5 прямо говорится о том, что в условиях внутренней политической нестабильности, при угрозе национальной безопасности или ином чрезвычайном положении сотрудники правоохранительных органов обязаны при обеспечении общественного порядка действовать в соответствии с законами страны, не нарушая прав и основных свобод человека4. Определенные служебные требования к сотрудникам полиции, проходящим службу в условиях осуществления контртеррористической деятельности и иных чрезвычайных ситуациях, содержатся в статье 8 Полицейской декларации, утвержденной Резолюцией № 690 Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 9 мая 1979 года5. Таким образом, в названных и некоторых иных документах содержатся принципы и правовые основы службы в правоохранительных органах зарубежных стран, а также указаны основные служебные обязанности и права их сотрудников при чрезвычайных ситуациях и внутренних вооруженных конфликтах.
В отношении профессиональной подготовки сотрудников полиции, задействованных на несение службы в условиях чрезвычайного положения или при проведении контртеррористических мероприятий, созданы и реализуются специальные программы. Например, в США для сотрудников полиции существуют учебные курсы по специальной программе, на которых полицейские овладевают необходимыми знаниями по пресечению массовых
беспорядков и террористических акций. Специалисты разрабатывают типовые модели действий сотрудников полиции в чрезвычайных ситуациях. При этом предусматриваются постоянное изучение социальной обстановки в отдельных регионах, заблаговременная разработка подробных организационных планов, конкретный подбор личного состава для реализации данных планов, обучение специальных групп исполнителей, планирование детальных профилактических мероприятий и мер по обеспечению контроля за кризисной обстановкой6.
Не случайно научное исследование поднятой нами проблемы в современных, порой весьма жестких, условиях признается зарубежными специалистами чрезвычайно актуальным и необходимым для дальнейшего совершенствования правоохранительной деятельности7.
Правила по организации профессиональной подготовки сотрудников полиции, задействованных в обеспечении правопорядка во время вооруженных конфликтов и в прочих чрезвычайных ситуациях (гражданских беспорядках) предусматривают деятельность курсовтеоретической и практической подготовки личного состава, разработку практических мер по поддержанию правопорядка и защите гражданского населения в периоды вооруженных конфликтов, разработку стандартных процедур сотрудничества полиции с медицинскими и пожарными службами, гражданскими и военными властями в чрезвычайных ситуациях. Особый акцент сделан на разработку четких инструкций, касающихся гражданского статуса полиции во время режима чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции.
Примечательно, что специалисты рекомендуют сотрудникам полиции в чрезвычайных ситуациях обращать особое внимание на специфические потребности наиболее уязвимых групп населения, а также советуют им помнить, что главными задачами являются поддержание порядка, безопасность и защита прав человека, а не соблюдение формальностей, касающихся наличия или отсутствия соответствующего разрешения или в отношении незаконного, но не угрожающего поведения.
В условиях внутренних вооруженных конфликтов сотрудники полиции обязаны в зависимости от общей обстановки, функций и возможностей противодействовать вооруженным оппозиционным группировкам, расследовать уголовные деяния, совершенные членами преступных групп, выполнять общие обязанности полицейских, в которые могут быть внесены некоторые изменения в зависимости от обстоятельств вооруженного конфликта. Что касается службы полиции в условиях чрезвычайного положения (например, гражданских беспорядков), то требования, предъявляемые к сотрудникам полиции, значительно возрастают, причем жизнь и здоровье сотрудников полиции могут находиться под угрозой. Однако выполнение служебных обязанностей сотрудниками полиции должно носитьабсолютныйхарактер.
226
Юридическая наука и практика
Во время проведения контртеррористических мероприятий служебные обязанности сотрудников полиции предусматривают применение превентивных мер и привлечение к ответственности виновных в совершении террористических актов. В связи с этим особую важность приобретают знания сотрудников полиции тех средств и мер, которые предусматриваются или рекомендуются международным сообществом и соответствующими международными органами8.
Итак, в периоды чрезвычайного положения, внутренних вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических мероприятий осуществление службы сотрудников полиции направлено на соблюдение и защиту всех прав, ограничение которых запрещено при любых обстоятельствах. В таких ситуациях сотрудникам полиции может принадлежать решающая роль в предупреждении развития конфликта. Грамотное применение полицией наиболее адекватных стратегии и тактике гуманных методов будет способствовать скорейшему восстановлению правопорядка, поэтому решающее значение должно придаваться практическим умениям и навыкам, необходимым сотрудникам полиции в их служебной деятельности в условиях чрезвычайного положения.
Примечания
1. Свон Р.Д. Эффективность правоохранительной деятельности и ее кадровое обеспечение в США и России. — СПб., 2000. — С. 50.
2. Колобов О.А. Контртерроризм и информационная безопасность в современном мире: Монография/О.А. Колобов, В.Н. Ясенев. — Н. Новгород, 2004. — С. 68.
3. См.: Foreword cont. doc //www.ohr.org /Documents/ Publications/training 5 part 3 ru.pdf
4. См.: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка // Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. — М., 2002. — С. 481.
5. См.: Основные принципы этики полицейской службы (Полицейская декларация) // Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. — М., 2002. — С. 486—487.
6. См.: Борьба с терроризмом. Подготовка в спец-подразделениях: Зарубежный опыт // www.vipv.ru/VI CICTEMA—5b/htm # Борьба с терроризмом.
7. См.: Чарльз М.Т. Профессиональная подготовка сотрудников полиции (милиции) США и России. — СПб., 2000. — С. 158.
8. См.: Международные нормы в отношении вооруженных конфликтов, чрезвычайного положения и гражданских беспорядков: Практическое применение // www.ohr.org/Documents/ Publications/training 5 part 3 ru.pdf
Н.В. Макарейко
Макарейко Николай Владимирович — начальник кафедры общеправовых дисциплин Нижегородской академии
МВД России, кандидат юридических наук, доцент
E-mail: [email protected]
К вопросу о соотношении насилия и государственного принуждения
Настоящая статья посвящена одной из значимых проблем государства и права, которой является государственное принуждение. Автор обосновывает насущную необходимость более четкого нормативного правового закрепления оснований, содержания и порядка применения мер государственного принуждения, что не позволит допустить его трансформацию в насилие.
This article is dedicated to one of the most significant problems of the theory of state and law which is the problem of public enforcement. The author substantiates the vital necessity for more precise legal securing ofthe grounds, the content and the order for the use of public enforcement measures, which will not allow such an enforcement to be transformed into violence.
На протяжении длительного времени государственное принуждение выступает социальным феноменом, который притягивает внимание исследователей различных областей научного поиска. Такое положение обусловлено потенциалом государственного принуждения, его способностью решать самый широкий круг задач. Утопические идеи, связанные с ограничением применения мер государственного принуждения в процессе общественного развития показали свою несостоятель-
ность. Особенно сильны позиции противников применения государственного принуждения были в экономической сфере. Они опирались на постулаты рыночной саморегуляции, возможности негосударственного разрешения экономических споров. Финансово-экономический кризис конца первого десятилетия XXI столетия показал, что принудительный потенциал государства весьма востребован и существует объективная необходимость в его безотлагательном применении.
Макарейко Н.В. К вопросу о соотношении насилия и государственного принуждения