Научная статья на тему 'Основные положения федерального Закона «о полиции»'

Основные положения федерального Закона «о полиции» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16056
1062
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правоохранительные органы / органы внутренних дел / Милиция / полиция / Органы полиции / сотрудники полиции / полицейские / служебные обязанности и права / надзор и контроль за деятельность полиции

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толоконников Валерий Константинович

В статье рассматриваются основополагающие положения нового Федерального закона «О полиции» о предназначении, правовых основах организации и деятельности органов полиции. Анализируются права и обязанности сотрудников полиции, ключевые критерии оценки работы органов полиции и новые формы надзора и контроля за их деятельностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные положения федерального Закона «о полиции»»

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПОЛИЦИИ»

© В. К. Толоконников

Толоконников Валерий Константинович

старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Самарская

гуманитарная академия

В статье рассматриваются основополагающие положения нового Фелерального закона «О полнинн'> о прелназначении, правовых основах организации и деятельности органов полиции. Анализируются права и обязанности сотру&ников полиции, ключевые критерии оценки работы органов полиции и новые формы налзо-ра и контроля за их леятельностью.

Ключевые слова: правоохранительные органы, органы внутренних лел, милиция, полиция, органы полиции, сотрулнпкп полиции, полицейские, служебные обязанности и права, налзор и контроль за деятельность полиции.

1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»1. Около года длилась работа над данным правовым актом.

Изменения государственного устройства, демократизация политической системы потребовало незамедлительного изменения морально устаревших норм прежнего Закона РФ «О милиции», принятого еще в 1991 году2.

Термин «милиция» использовался еще в законодательстве Российской Империи для наименования различных формирований, временно обеспечивающих охрану общественно-

1 Собрание законодательства РФ. 2011. ц 7. Ст. 900. Далее — Закон о полиции.

2 Закон РФ от 18.011991 г. № 1026-1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503. Далее — Закон о милиции.

го порядка. Постоянным же органом охраны общественного порядка являлась полиция, состоящая в ведении Министерства внутренних дел Российской Империи3.

В настоящее время восстановлена историческая справедливость значения термина «полиция», основными задачами которой являлись охрана безопасности и забота о благосостоянии граждан.

В деятельности любой правовой системы, ее основополагающим содержанием (стержнем), без которого эта деятельность теряет смысл, является идеология, то есть система основных взглядов и идей, характеризующих общество. Всестороннее рассмотрение норм нового закона свидетельствует об изменении профессиональной идеологии органов внутренних дел. Действительно, милиция, являясь системой государственных органов исполнительной власти, была инструментом государственного принуждения, «карающим мечом закона». Основным же предназначением полиции является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и общественной безопасности, а также незамедлительное оказание помощи каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. Таким образом, профессиональная идеология становится действительно правоохранительной.

Полиция является самостоятельной подсистемой единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Правовой основой в организации и деятельности полиции является, прежде всего, Конституция РФ. Второе место, по своей юридической силе, в деятельности полиции, в отличие от Закона РФ «О милиции», занимают общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, что соответствует закономерностям развития международных отношений и возросшей роли международного права (ч. 1 ст. 3 Закона о полиции).

Деятельность любого правоохранительного органа основана на соответствующих исходных, основных положениях, то есть принципах. Новым законом уделено особое внимание принципам деятельности полиции, им посвящена отдельная глава4.

Если принципы деятельности милиции носили чисто декларативный характер, их содержание и сущность законом не раскрывались (ч. 1 ст. 3 Закона о милиции), то новый закон коренным образом изменил содержание и сущность принципов деятельности полиции. Одним из ключевых принципов в деятельности полиции является: общественное доверие и поддержка граждан, согласно которого основным критерием официальной

3 См.: Правоохранительные органы : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред А. В. Ендольцевой, О. А. Га-лустьяна, А П Кизлыка. 6-е изд, перераб. и доп М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2009. С. 197.

4 См: Фалалеев М. Полиция и Закон // Российская газета 2011. 10 февраля С. 2.

оценки деятельности полиции является общественное мнение. Законодательно закреплены и другие, новые принципы, на которых основана деятельность полиции: открытость и публичность; беспристрастность; взаимодействие и сотрудничество, в том числе с общественными объединениями, организациями и гражданами (ст.ст. 7-10 Закона о полиции). В современных условиях результативность деятельности полиции невозможна без внедрения и использования научно-технических средств. В связи с этим, законодательно закреплен такой принцип, как использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11 Закона о полиции).

Рост преступности, проявления случаев экстремистской направленности, угроза террористических акций требуют от сотрудников полиции высокого профессионализма, умения эффективно и четко решать задачи в сфере обеспечения правопорядка и защиты граждан, общества и государства. Естественно круг обязанностей, возложенных на сотрудников полиции, был конструктивно дополнен новыми, а часть ранее возлагавшихся обязанностей на органы милиции претерпели изменения.

Так, в частности, к новым служебным обязанностям сотрудников полиции, согласно ст. 12 Закона о полиции, отнесены такие, как:

— принятие, при чрезвычайных ситуациях, неотложных мер по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействие в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб, обеспечение общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

— принятие в соответствии с федеральным законом мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан;

— участие в мероприятиях по противодействию терроризму и обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов;

— осуществление государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц.

Законодательное закрепление получил и такой важный правовой инструмент обеспечения прав граждан, как обязанность сотрудников полиции при приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях выдавать заявителю уведомление о принятии сообщения. В случае передачи этих заявлений и сообщений в другие органы, к компетенции которых относится решение этих вопросов, уведомлять в течение 24 часов заявителя (п 1 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).

Новым законом более четко регламентированы проверки полицией коммерческих организаций. Основания для истребования документов юридических лиц и ознакомления с ними непосредственно в организациях ограничены. Эти действия могут осуществляться только в рамках расследуемых уголовных дел и находящихся в производстве дел об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений граждан о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

За полицией осталась функция контроля за деятельностью частных охранных предприятий и оборотом оружия. Подразделения лицензионно-раз-решительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью продолжат осуществлять административно-надзорую функцию.

Перечень обязанностей полиции является исчерпывающим, и все иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в Закон о полиции.

Вопросы применения полицией отдельных мер государственного принуждения, затрагивающих основные конституционные права граждан на свободу, личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища, законодательно нашли свое отражение в отдельной главе нового закона.

Содержание и сущность отдельных прав полиции, в связи с выполнением ими возложенных обязанностей построена на неукоснительном соблюдении норм Конституции РФ.

Справедливости ради следует отметить, что апелляция к необходимости защиты интересов одних граждан не может безосновательно входить в противоречие и нарушать личную безопасность других равных с ними граждан России5.

Новый закон четко регламентирует порядок и условия задержания граждан, обязанности работника полиции и права задержанного. В каждом случае задержания гражданина, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причины и основания задержания, его право на юридическую помощь, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Более того, задержанное лицо, не позднее трех часов с момента задержания, имеет право на один телефонной разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения (пп. 3, 7 ст. 14 Закона о полиции).

Полиция, защищая право каждого на неприкосновенность жилища, обладает правом вхождения (проникновения) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории. В ст. 15 Закона предусмотрены основания для таких действий: спасение жизни граждан и их имущества, обеспечение безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; задержание лиц, подозрева-

Б См.: Фалалеев М. Читайте закон: он — не только для полиции, но и для вас // Российская газета. 2001. 8 февраля. С. 2.

емых в совершении преступления; пресечение преступления; установление обстоятельств несчастного случая.

Более того, в случаях пресечения преступления, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в помещение. Однако действия полиции, связанные с проникновением в жилище, против воли проживающих в нем лиц, строго контролируются. Согласно закону сотрудник полиции обязан в течение 24 часов письменно сообщить о вхождении (проникновении) своему начальнику, но и проинформировать собственника помещения, а также письменно уведомить прокурора в вышеуказанное время.

К правам полиции также отнесено право обработки данных о гражданах, необходимых для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. При этом законодательно несколько расширено число граждан, информация о которых подлежит внесению в банки данных. В частности, внесению в банки данных подлежит информация:

— о лицах, прошедших государственную геномную регистрацию, о лицах, подлежащих государственной защите;

— о лицах, получивших удостоверение частного охранника;

— о лицах, находящихся в беспомощном состоянии и неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить сведения о себе.

Следует отметить, что информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия является правом не каждого сотрудника полиции. Так, сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям, связанным с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, до решения аттестационной комиссии, отстраняется от выполнения вышеуказанных обязанностей.

При этом Законом несколько расширены случаи применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В настоящее время, применение физической силы допускается для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 20 Закона). Применение специальных средств (элект-рошоковых устройств, водометов, бронемашин и т. п.) может иметь место для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия (п. 11 ч 1 ст. 21 Закона). Сотрудник полиции также вправе применить огнестрельное оружие для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения (п 3 ч 3 ст. 23 Закона).

Согласно Закону о милиции сотрудник милиции обязан был информировать руководство лишь в случае применения им огнестрельного ору-

жия. Новым законом ужесточен контроль за случаями применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Закон требует от сотрудника полиции уведомления о случаях применения не только огнестрельного оружия, но и физической силы, и специальных средств. Так, в случаях причинения гражданину телесных повреждений в результате применения физической силы или специальных средств должны уведомляться его близкие родственники или близкие лица. В случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате причинения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в течение 24 часов уведомляется прокурор. Более того, о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств и огнестрельного оружия, сотрудник полиции обязан в течение 24 часов предоставить рапорт непосредственному начальнику либо руководителю близлежащего территориального органа полиции (пп 5, 6, 8 ст. 19 Закона).

Законом о полиции установлены жесткие критерии поступления на службу. Так, поступающие на службу в полицию обязаны пройти психофизиологические исследования, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость. Также, на гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет. Таким образом, лица, дающие рекомендацию, будут нести ответственность за дальнейшие действия сотрудника полиции.

Законом расширены основания, по которым гражданин не может быть принят на службу в полицию. Такими основаниями могут стать:

— наличие вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

— неоднократное, в течение года, предшествовавшего дню поступления в полицию, совершение умышленных административных правонарушений;

— несогласие соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции.

Набор в полицию будет осуществляться только по результатам внеочередной переаттестации, которая в настоящее время проводится в органах внутренних дел.

Законом о полиции впервые законодательно закреплена обязанность должностных лиц полиции информировать высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти РФ) и выборных должностных лиц местного самоуправления (глав муниципальных образований) о состоянии правопорядка на соответствующей территории (п. 36 ч. 1 ст. 12 Закона).

Более того, новым законом за деятельностью полиции предусматривается парламентский контроль. Также за деятельностью полиции законо-

дательно закреплен общественный контроль в лице Общественной палаты РФ, общественных наблюдательный комиссий и общественных советов, а также судебный контроль и надзор (ст.ст. 50-51 Закона).

Таким образом, впервые, государство передает право контроля над самой многочисленной вооруженной организацией непосредственно обществу (гражданскому обществу).

Данный закон не является догмой, его практическое применение, непременно, приведет к законодательному изменению и дополнению отдельных норм, их комментариям профессиональными юристами, но то, что новый закон оказался прозрачным, понятным и удобным в применении, в том числе и для рядовых граждан, является неоспоримым фактом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2. Закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

3. См.: Правоохранительные органы : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред А. В. Ендольцевой, О. А. Га-лустьяна, А П Кизлыка. 6-е изд, перераб. и доп М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2009.

4. Фалалеев М. Полиция и Закон // Российская газета. 2011. 10 февраля

5. Фалалеев М. Читайте закон: он — не только для полиции, но и для вас // Российская газета. 2011. 8 февраля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.