УДК 001.18:614.8:351.86:338.2
Порядок создания сил для выполнения мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2011
А.В. Верескун, И.В. Жданенко, М.Е. Норсеева
Аннотация
В статье рассмотрен порядок решения задачи по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и создания группировки сил для выполнения мероприятий по ее реализации.
Ключевые слова: военное положение; гражданская оборона; охрана общественного порядка; мероприятие; чрезвычайная ситуация.
Order of Creation of Forces for Performance of Actions for Restoration and Order Maintenance in the Areas which have Suffered at Conducting of Military Operations or Owing to these Actions, and also Owing to Emergency Situations of Natural and Technogenic Character
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2011
A. Vereskun, I. Zhdanenko, M. Norseeva
Abstract
In article the order of the decision of a problem on restoration and order maintenance in the areas which have suffered at conducting of military operations or owing to these actions, and also owing to emergency situations of natural and technogenic character and creation of grouping of forces for performance of actions for its realization is considered.
Key words: the martial law; civil defense; public order protection; action; emergency situation.
Задача гражданской обороны (далее — ГО) по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определенная Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» [1], всегда вызывала неоднозначное мнение специалистов МЧС России с точки зрения ее выполнения и привлечения сил и средств.
К мероприятиям по ГО, осуществляемым в целях решения этой задачи, относятся:
создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области ГО;
восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил ГО;
охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра [2].
Анализ нормативной правовой базы (в том числе нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России)), проведенный в рамках научно-исследовательской работы «Методическое руководство проведением мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», выполненной в 2011 году, наглядно показал, что организация и проведение мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка являются прерогативой органов внутренних дел Российской Федерации (далее — органы внутренних дел) и внутренних войск МВД России (далее — внутренние войска).
Это относится как к территориям, на которых согласно законодательству Российской Федерации введен режим военного либо чрезвычайного положения [3, 4], так и к крупномасштабным чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (далее — ЧС).
На территориях, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, выполнение мероприятий по восстановлению и охране общественного порядка возложено на формирования Службы гражданской обороны охраны общественного порядка МВД России (далее — Служба ГО и ООП).
При чрезвычайных ситуациях (в мирное время) эти мероприятия выполняют подразделения и формирования, входящие в состав функциональной подсистемы «Охраны общественного порядка» МВД
России (далее — ФП ОПП) Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
К выполнению органами внутренних дел задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при ведении ГО в соответствии с федеральным законодательством в порядке, установленном нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и МВД России, и по соответствующим планам привлекаются или могут привлекаться:
соединения, воинские части (подразделения), военные образовательные учреждения высшего профессионального образования и учреждения внутренних войск МВД России;
воинские части МВД России военного времени; соединения и воинские части (подразделения) Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, воинские формирования, органы и специальные формирования [5].
К широкому перечню мероприятий, выполняемых на территориях, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области охраны общественного порядка относятся:
приведение органов управления и сил в соответствующую степень готовности;
выдвижение оперативных групп, сил и средств в зону ЧС;
обеспечение общественного порядка в городах и других населенных пунктах, на охраняемых объектах, на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, на маршрутах эвакуации, охрана культурных и материальных ценностей;
проведение мероприятий по предупреждению и пресечению возможных массовых беспорядков, паники среди населения, распространению ложных и провокационных слухов;
обеспечение общественного порядка и безопасности дорожного движения на маршрутах ввода сил РСЧС и ГО в зоны ЧС (очаги поражения), при проведении там аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР), а также при выводе из этих зон (очагов) пострадавших;
осуществление пропускного режима, выполнение должностными лицами и гражданами правил карантина;
организация регистрации эвакуированных граждан в местах их размещения, ведения адресно-справочной работы;
организация помощи при вывозе погибших и эвакуации пострадавших людей в лечебные учреждения;
содействие федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям в привлечении населения,
использовании транспортных и иных средств для проведения эвакуации и АСДНР;
ограничение или запрещение дорожного движения на разрушенных и опасных для движения участках улиц и дорог, организация установки необходимых технических средств обеспечения дорожного движения;
осуществление контроля за техническим состоянием автотранспортных средств, предназначенных для перевозки людей и грузов;
развертывание контрольно-пропускных пунктов и постов дорожно-патрульной службы, организация их работы на автомобильных дорогах;
осуществление контроля за состоянием и оборудованием автомобильных дорог и улиц и др.
Тем не менее, в соответствии с Положением о Службе гражданской обороны охраны общественного порядка МВД России, вспомогательными силами для выполнения комплекса мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка на территориях, пострадавших в ходе военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера, могут являться:
нештатные аварийно-спасательные формирования (далее — НАСФ);
спасательные службы охраны общественного порядка (далее — служба), создаваемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Порядок создания НАСФ определен Приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований». Аналогичного руководящего документа, регламентирующего порядок создания спасательных служб (в частности, спасательной службы охраны общественного порядка), к сожалению, нет.
Вопрос, в каких органах создаются и как функционируют спасательные службы, в настоящее время остается открытым в связи с недостаточностью не только руководящих документов по их созданию, но и научной базы в данной области.
Тем не менее некоторый опыт в области охраны общественного порядка нештатными формированиями в Российской Федерации накоплен.
В декабре 1995 г. для обеспечения охраны общественного порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с обострением событий в Чеченской Республике в г. Москве был введен «особый режим».
В период до июля 1996 г. на усиление подразделений внутренних дел придавались формирования (по территориальному принципу), создаваемые из личного состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и воинских частей г. Москвы и Московской области,
которые под управлением сотрудников внутренних дел выполняли значительную часть вышеперечисленных мероприятий. Эффективность применения таких формирований не вызывает сомнения.
Формирование единого подхода к организации и выполнению мероприятий по охране общественного порядка заключается в едином подходе к созданию таких сил и распределении задач, которые они будут выполнять.
Спасательная служба может создаваться на нештатной основе по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (по территориально-производственному принципу) в целях решения задачи в области восстановления и поддержания общественного порядка.
Служба входит в состав сил гражданской обороны [1], не комплектуется аттестованными спасателями и не предназначена для проведения АСДНР.
Службы субъекта Российской Федерации и муниципального образования являются территориальными и применяются для выполнения мероприятий в интересах создающих их органов на соответствующих территориях. Служба объекта является объектовой и предназначена для выполнения мероприятий на территории организации, которая ее создает.
Деятельность Службы осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Порядок действий спасательной службы определяется в плане действий спасательной службы, утверждаемом ее начальником.
Служба включает органы управления и силы (формирования).
Наименование и оснащение формирований службы могут быть аналогичны наименованиям и оснащению НАСФ (охраны общественного порядка).
Количество и состав формирований, входящих с состав службы, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, определяется на основании расчета объема и характера задач по восстановлению и поддержанию общественного порядка, в соответствии с Планом охраны общественного порядка, разрабатываемым МВД России.
Комплектование Службы целесообразно осуществлять за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время, а также находящихся в возможных зонах ЧС.
Привлечение других групп населения к выполнению мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка возможно только при введении режимов «Военное положение» и «Чрезвычайное положе-
ние» в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К организациям, создающим Службу и комплектующим формирования территориальных служб, целесообразно относить организации, расположенные на территории Российской Федерации, соответствующие хотя бы одному из следующих условий:
организации, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов или внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
организации, отнесенные в соответствии с Порядком отнесения организаций к категории по гражданской обороне, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115 к категории особой важности, первой или второй категории по гражданской обороне;
организации, продолжающие работу при введении на соответствующей территории в соответствии с законодательством Российской Федерации режимов военного и чрезвычайного положения и в условиях крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера;
организации, размещенные в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного опасного радиоактивного загрязнения и (или) возможного катастрофического затопления.
Перечень таких организаций определяется руководителем гражданской обороны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления.
Такой принцип комплектования службы организаций ставит под сомнение целесообразность создания НАСФ объектового уровня, т. к. задачи по охране общественного порядка, возложенные на них, будут дублироваться.
Решением этой проблемы может стать принцип создания службы на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а в организациях — НАСФ охраны общественного порядка.
Оснащение формирований может осуществляться за счет техники и специального имущества, имеющихся в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, а при их отсутствии или недостаточном количестве — за счет заблаговременного закрепления за формированиями специальной техники и имущества других органов и организаций.
Закрепление за формированиями техники и специального имущества других органов и организаций производится на договорной основе.
Организация и методика обучения, тематика, содержание тем и расчет часов базовой и специальной
подготовки, рекомендуемое распределение тем специальной подготовки, а также требования к уровню знаний, умений и навыков личного состава Службы, прошедшего обучение, определяются в Примерной программе обучения личного состава спасательных служб, утвержденной МЧС России.
Тем не менее в содержание специальной подготовки целесообразно включить тематику, посвященную основным задачам охраны общественного порядка при проведении АСДНР в организациях.
В связи с тем, что служба не комплектуется аттестованными спасателями, формирования не проходят аттестацию и не предназначены для проведения АСДНР, личный состав не имеет полного спектра полномочий и специальной подготовки в области обеспечения общественной безопасности, не вооружается и не экипируется специальными средствами, находящимися на вооружении подразделений, организаций и служб МВД России, на нее целесообразно возложение ограниченного перечня мероприятий по охране, восстановлению и поддержанию общественного порядка, выполняемых самостоятельно.
Формирования Службы могут привлекаться к выполнению мероприятий:
а) по восстановлению и охране общественного порядка:
обеспечение общественного порядка на территориях городов и муниципальных образований (в том числе в местах с массовым пребыванием людей), на охраняемых объектах, в том числе на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, на маршрутах эвакуации;
патрулирование населенных пунктов и общественных мест;
предупреждение и пресечение возможных массовых беспорядков, паники среди населения, распространения ложных и провокационных слухов;
обеспечение функционирования групп сопровождения, постов наблюдения, цепочек и т. п.;
оцепление опасных зон, развертывание заградительных постов и заслонов, контрольно-пропускных пунктов и патрульных групп для обеспечения установленного пропускного режима;
обеспечение общественного порядка на маршрутах ввода сил в очаги поражения и зоны ЧС, для проведения АСДНР, а также на маршрутах эвакуации населения;
б) по обеспечению безопасности дорожного движения:
обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;
обеспечение безопасности дорожного движения и регулирование на маршрутах ввода сил и средств в очаги поражения и зоны ЧС, для проведения АСДНР, а также на маршрутах эвакуации населения;
ограничение или запрещение дорожного движения на разрушенных и опасных для движения участках улиц
и дорог, организация установки необходимых технических средств обеспечения дорожного движения;
участие в развертывании контрольно-пропускных пунктов и постов дорожно-патрульной службы, организация их работы на автомобильных дорогах;
ведение радиационного, химического и биологического контроля на маршрутах движения.
При обеспечении эвакуации населения основными задачами Службы могут являться:
пресечение паники на сборных эвакуационных пунктах, местах формирования пеших колонн и посадки на транспорт. Обеспечение порядка при движении на маршрутах эвакуации, в пунктах высадки и в местах временного размещения;
сопровождение колонн с эвакуируемым населением и оказание помощи органам местного самоуправления при расселении эвакуируемых;
ведение радиационного, химического и биологического контроля на сборных пунктах, местах посадки, маршрутах выдвижения, в пунктах высадки и местах временного размещения.
Формирования Службы могут принимать непосредственное участие в охране объектов, подлежащих обязательной охране полицией, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, и охране имущества граждан и организаций (физических и юридических лиц) на договорной основе.
Заключение договора предусматривает, что формирования службы на охраняемых объектах и маршрутах патрулирования обеспечивают в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный порядок и общественную безопасность.
Основными задачами при охране объектов в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера, являются:
защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;
обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Охрана объектов осуществляется в соответствии с инструкцией по охране объекта, утвержденной его руководителем, либо соответствующим документом установленной формы, утвержденным органами внутренних дел Российской Федерации.
Охрана имущества, оставленного без присмотра, может осуществляется во взаимодействии с подразделениями ведомственной и вневедомственной охраны силами муниципальных образований и организаций формированием караулов и постов охраны.
Методическое руководство созданием и обеспечением готовности спасательной службы охраны общественного порядка в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организаци-
ях, а также контроль в этой области осуществляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами.
Методическое руководство организацией и проведением мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка заключается в разработке нормативных правовых актов МЧС России в области создания, функционирования и взаимодействия (в том числе с другими силами ГО и силами ФОИВ) спасательных служб и формирований охраны общественного порядка, организационно-методических документов по проведению мероприятий по восстановлению и охране общественного порядка, обеспечению безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны, охране объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятию мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
Таким образом, создание служб охраны общественного порядка в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, как вспомогательных сил МВД России, позволит повысить эффективность выполнения задачи по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Литература
1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
2. Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации».
3. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».
4. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
5. Приказ МВД РФ от 6 октября 2008 г. № 861 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России».
Сведения об авторах
Верескун Алексей Викторович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (495) 445-44-62. E-mail: [email protected]
Жданенко Ирина Васильевна: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (495) 449-90-76. E-mail: [email protected]
Норсеева Мария Евгеньевна: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н.с.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (495) 449-90-76. E-mail: [email protected]
Разработки ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
/59
ББК 68.9 я2
Сосунов И. В. Актуальные вопросы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в условиях реформы технического регулирования. Монография. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2008. — 254 с.
ISBN 978-5-93970-029-0
Настоящая монография подготовлена на основе фундаментальных и прикладных научных исследований, выполненных научными сотрудниками Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России под научным руководством, а также при личном участии кандидата технических наук доцента Сосунова И. В. и предназначенная для информирования широкого круга читателей об актуальных вопросах гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в условиях реформ технического регулирования. Кроме того, монография содержит разъяснения по особенностям учета вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций в проектной документации и планирующих документах потенциально опасных объектов, направленных на снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
© Сосунов И. В., 2008
© ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2008
Сведения об авторе
Сосунов Игорь Владимирович (Sosunov Igor) свою трудовую и научную деятельность осуществляет в Федеральном государственном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в должности заместителя начальника института.
Сосунов И. В. является кандидатом технических наук, доцентом, академиком Всемирной академии наук комплексной безопасности, экспертом Системы экспертизы
промышленной безопасности Ростехнадзора в области экспертизы проектной документации и деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов нефтяной и газовой промышленности.
Игорь Владимирович активно совмещает свою научную деятельность с преподавательской — является профессором кафедры «Строительное производство» и преподавателем кафедр «Инженерных систем, безопасности жизнедеятельности и экологии», «Безопасности в чрезвычайных ситуациях» Государственной академии специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС). Сосунов И. В. принимает активное участие в работе международных, всероссийских и отраслевых конференций по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения комплексной безопасности потенциально опасных объектов. Он является автором более 50 научных публикаций, 12 учебников и учебных пособий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Контактная информация: тел. раб. (495) 449-90-45; моб. 8-903-171-62-34, E-mail: [email protected].
Содержание
Предисловие
1. Реформа технического регулирования и перспективы учета мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в проектной документации объектов капитального строительства
2. Актуальные вопросы стандартизации в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в условиях реформирования системы технического регулирования
3. О сертификации как форме подтверждения соответствия продукции требованиям, обеспечивающим гражданскую оборону и защиту от чрезвычайных ситуаций
4. О роли и месте системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в системе технического регулирования
4.1. Предпосылки и нормативная база создания системы независимой оценки рисков
4.2. Требования в области гражданской обороны, подлежащие проверке в ходе независимой оценки рисков
4.3. Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций и защите населения от чрезвычайных ситуаций, подлежащие проверке в ходе независимой оценки рисков
4.4. Критерии оценки деятельности организаций, осуществляющих независимую оценку рисков в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности
5. Актуальные вопросы предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
5.1. Общие положения
5.2. Разработка технологий моделирования аварийных разливов нефти на суше и на акваториях
5.3. Разработка и внедрение технологий мониторинга распространения нефтяных загрязнений
5.4. Методика инженерного расчета сил и средств, необходимых для ликвидации аварийных разливов нефти
5.5. Методика расчета необходимого технического оснащения объектовых аварийно-спасательных формирования силами и средствами первого уровня реагирования для ликвидации аварийных разливов нефти (нефтепродуктов)
6. Паспорта безопасности опасных объектов: вопросы теории и практики
7. Особенности учета вопросов предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов
8. Особенности учета вопросов предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декларациях безопасности гидротехнических сооружений
Послесловие
Электронная версия книги в формате PDF
http://elibrary.ru/item.asp?id=12580229