Научная статья на тему 'Некоторые аспекты историософии В. С. Соловьева'

Некоторые аспекты историософии В. С. Соловьева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
392
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты историософии В. С. Соловьева»

Секция истории

Секция истории

ББК 87.3(2)5

В.В. Бурьков НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИОСОФИИ В.С. СОЛОВЬЕВА

Философия Владимира Сергеевича Соловьева /1853-1900/,по словам С. Булгакова, - "самый полнозвучный аккорд" в истории философской мысли. Великолепный знаток мировой философской мысли, он был связан многими нитями с отечественной культурой. На эти связи повлияло, прежде всего, семейное воспитание - он был сыном выдающегося историка России С.М. Соловьева.

В России XIX века центральным становится вопрос о месте и роли отчизны в мировой истории. На протяжении всей жизни Владимир Соловьев никогда не оставался равнодушным к спору о судьбе России и ее роли в истории. Увлечение славянофильством в молодые годы сопровождалось постепенным переходом на западнические позиции. Так же как и славянофилы, молодой Владимир Соловьев искал ответ на вопрос о причинах духовной немощи современного общества. Выступая в 1877г. в "Обществе любителей российской словесности", он фактически подтверждает диагноз, поставленный в свое время славянофилами: "Отдельный личный интерес, случайный факт, мелкая подробность - атомизм в жизни, атомизм в науке, атомизм в искусстве - вот последнее слово западной цивилизации" /Соловьев B.C. Соч. в 2-х т. М: Правда, 1989. T.I, с.28/. В дальнейшем тема кризиса как неизбежного результата именно западного пути развития сходит в его творчестве на нет.

В зрелые годы для него развитие общества по западному образцу -это единственно реальный путь человечества.

История, по Соловьеву, есть положительный, созидательный духовный процесс, который никак не может быть сведен к дурной бесконечности противоборства двух крайних тенденций исторического бытия: человека и общества. Три силы, о которых писал философ в своих ранних работах, олицетворяли для него три исторических мира, три культуры: мусульманский Восток, Западную цивилизацию и мир Славянский. В истории, писал Вл. Соловьев, постоянно действует "третья сила", которая дает положительное содержание двум первым, созидает цельность общечеловеческого организма и дает ему внутреннюю тихую жизнь. Именно эта "внутренняя тихая жизнь" и составляет смысл исторического развития. И в современном мире, надеялся и верил Вл. Соловьев, роль третьей силы, примиряющей крайности и помогающей человечеству обрести внутреннюю цельность, может выполнить Россия. И П.Я. Чаадаев, и славянофилы, и Вл. Соловьев были едины в том, что путь участия России в общечеловеческом деле - это путь духовно-нравственного созидания.

В истории России Вл. Соловьев выделял два события, которые он считал эпохальными и имеющими символическое значение: первый шаг в становлении русской государственности - "призвание Рюрика и его

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

братьев" и приобщение к "европейскому просвещению" - реформы Петра I (там же, с.285).

Вл. Соловьев разделял взгляды А.С. Пушкина на русскую историю как на глубоко трагический, но при этом живой и созидательный процесс государственного и культурного строительства. Так же, как и поэт, Вл. Соловьев видел трагичность исторической судьбы России в ее отъединенное™ от Европы и считал, что исторически возникшее отчуждение должно быть преодолено. В подходе к философии истории у Вл. Соловьева доминирующим был европоцентристский подход, согласно которому путь западной цивилизации является магистральным направлением мировой истории. За иными действующими культурными традициями он признавал лишь прежние исторические заслуги.

90-е годы XIX века стали для Вл. Соловьева периодом переоценки многих его прежних идей. Надежды на возможность скорого достижения "всечеловеческого единства" остались в прошлом. В конце жизни, предчувствуя, что его Родину ожидает трагическое будущее, Вл. Соловьев без всякого оптимизма смотрел и на будущее остального мира. В "Воскресных письмах" /1897/ Вл. Соловьев практически повторяет данную им двумя десятилетиями ранее /в "Трех силах"/ отрицательную оценку западного развития.

Вл. Соловьев констатирует, что в современной истории сталкиваются лишь две силы: западная цивилизация и мусульманский мир, причем обе они, по его мнению, переживают не прогресс, а упадок. Но если двадцать лет назад молодой философ верил, что третьей силой, способной вывести человечество из духовного кризиса, суждено стать России, то теперь эта вера осталась уже в прошлом. "Заглядывая в душу нашего общества, не увидишь там ни ясного добра, ни ясного зла..." - так Вл. Соловьев в "Письме о восточном вопросе" /1898/оценивал духовное состояние российского общества. Но, по существу, то же самое он видел и за пределами России. Русский мыслитель чувствовал, что человечество на рубеже веков переживает времена смутные. А в такое время "зверь", сорвавшийся с нравственной привязи, особенно опасен. И философ был глубоко убежден, что это не может быть компенсировано никакими внешними успехами, никаким внешним прогрессом.

ББК 63.3(2Р)

И.И. Кустов РЕФОРМА ИЛИ ЗАГОВОР ? /ПРЕСТУПНЫЕ ДЕЯНИЯ В РУССКОЙ ИСТОРИИ/

Рано л, , поздно л, , а Констант, нополъ должен быть наш.

Ф.М. Достоевский

Непреходящая ценность истории в ее загадках, нераскрытых тайнах и даже в сомнительных фактах, что порождает споры, научные дискуссии и способствует творческой работе мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.