Научная статья на тему 'Национальный вопрос в философии В. С. Соловьёва'

Национальный вопрос в философии В. С. Соловьёва Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальный вопрос в философии В. С. Соловьёва»

дарства, а также в деятельности Петра I , обратившегося к опыту Европы. Философ называет это качество высшим выражением национального достоинства, высшим проявлением национального духа и выражает надежду, что это качество поможет русскому народу выдержать самые жестокие проверки временем.

Многие из тех фактов, о которых рассуждал Соловьёв, остались в прошлом, достоянием истории стали также противоречия и конфликты того времени. Однако произведения русского философа содержат основные общечеловеческие принципы решения подобных проблем, лишенные национальной односторонности и ограниченности. Именно поэтому к его работам мы будем обращаться снова и снова.

A.B. ЛЕБЕДЕВА

Ивановский государственный энергетический университет

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ФИЛОСОФИИ B.C. СОЛОВЬЁВА

Тема национального вопроса была и остается актуальной во все исторические эпохи развития человечества. Вопрос о роли русского народа в процессе сохранения мира в целом, в преодолении противоречий между странами для наиболее рациональной и совершенной организации людей всегда волновал политиков, ученых, философов, религиозных деятелей, он является одним из важнейших вопросов современности.

В России наиболее глубоко этот вопрос был разработан известным философом Владимиром Сергеевичем Соловьёвым. Его взгляды на эту тему неоднократно анализировались многими русскими мыслителями XIX-XX вв. и продолжают волновать современных авторов.

Так, один из современников В.С.Соловьёва, E.H. Трубецкой в своем труде «Миросозерцание Вл.С.Соловьёва» дал обстоятельную характеристику всего творчества великого философа. Глубоко изучив его литературную деятельность, E.H. Трубецкой подверг резкой критике учение В.С.Соловьёва о национальном призвании России, ошибочно считая, что миссия Рос-

сии во всемирном объединении у Соловьёва «предполагает, если не всемирное владычество, то, по крайней мере, всемирную диктатуру»1. По мнению Е.Н.Трубецкого, причиной, по которой Соловьёв отдает предпочтение русскому народу в процессе объединения Востока и Запада, является его патриотизм, поддерживаемый «ненормальностью нашего национального существования: чем непригляднее настоящее, тем сильнее потребность любящего патриотизма вознаградить себя мечтой о будущем. Недаром самая бедность и пустота существования русского народа в современной действительности для Соловьёва превращаются в свидетельство о его великом историческом призвании»2.

Современный исследователь В.С.Соловьёва, наиболее всесторонне изучивший его философскую деятельность, жизнь и учения, М.В.Максимов отмечает, что «фундаментальной основой философии всеединства В.С.Соловьёва является вечная философская проблема - соотношение единого и многого. В.С.Соловьёв предельно остро чувствовал и осознавал нависшую над человечеством угрозу вырождения и хаоса. Вследствие отпадения Софии как души мира от Абсолюта мир «распался сам в себе на множество враждующих элементов». Это оказалось роковым и для человечества, погрузив его в состояние разобщенности и отчуждения. В преодолении этого состояния, в достижении человечеством всеединства и в превращении его в Богочеловечество В.Соловьёв видел смысл истории, его русская идея есть осмысление роли России в этом процессе». По мнению М.В.Максимова, «В.С.Соловьёв исходит из того, что «органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенской жизни», может быть понята в том случае, если мы признаем существенное и реальное единство человеческого рода, ибо смысл существования наций не лежит в них самих, но в человечестве»3.

Истоки взглядов философа на национальный вопрос коренятся, прежде всего, в метафизических рассуждениях о положительном всеединстве. «Поскольку в человеке мировая душа, или София, впервые сознает себя, стихийное движение к единству, характерное для космической эволюции, сменяется сознательным стремлением к реализации всемирного процесса единения. В ходе исторической эволюции человечество, достигнув состояния совершенства и одухотворенности, преодолевает как разобщен-

ность, разорванность в своем собственном существовании, так и разрыв между человеком и природой, между материальным и идеальным. Идеальное совершенное человечество становится субъектом исторического процесса. Но София как Абсолютное становящееся - вечный субъект, воспринимающий воздействие Абсолюта и сама воздействующая на Абсолют. Столь вечным со-деятелем бога становится и человек. Речь у Соловьёва идет «о человеке идеальном, но, тем не менее, вполне существенном и реальном, нежели видимое проявление человеческих существ. В нас самих заключается бесконечное богатство сил и содержания, скрытых за порогом нашего теперешнего сознания, через который переступает постепенно лишь определенная часть этих сил и со-

4

держания, никогда не исчерпывающая целого» .

Воспринимающий и носящий в своем сознании вечную божественную идею и вместе с тем связанный с природой по происхождению «человек является естественным посредником между Богом и материальным миром, проводником всеединяще-го божественного начала в стихийную множественность, устроителем и организатором вселенной»5. Таким образом, призванием человечества, по В.С.Соловьёву, является стремление преодолеть «разобщенность, разорванность», постоянно присутствующую вражду, разногласия между народами и установить от-6

ношения всеединства .

Следует отметить, что одним из источников философской деятельности В.С.Соловьёва, определяющей подход мыслителя ко многим вопросам, в том числе и к национальному вопросу, было совершенное понимание и чувство истории. В конце раннего периода творчества философом было создано одно из важнейших и проникновенных произведений - «Три силы»(1877). В данной работе он раскрывает итоги исторического развития Востока и Запада, а также обосновывает роль русского народа во всемирном единении в историческом ракурсе. Восточная и Западная цивилизации в ходе исторического процесса были духовно и культурно противоположны, их общественное и государственное развитие было также неодинаково. Мусульманский Восток (первая сила) представляет собой обезличенную народную массу, находящуюся под властью доминирующих религиозных основ в обществе. «Восточный мир, считает Соловьёв,

уничтожает самостоятельность человека и утверждает только бесчеловечного бога»7. Западная цивилизация (вторая сила), построенная на соблюдении принципов индивидуальности и демократических основ, превратилась в безнравственное и бездуховное эгоистичное общество. «Последнее слово Западной цивилизации - экономический социализм в области общественной, позитивизм в области знания и утилитарный реализм в сфере творчества. Эти результаты исторического развития Западной цивилизации по своей узости и мелкости могут удовлетворять только такие же узкие и мелкие умы и сердца. Западная цивилизация приводит к потере всякого универсального содержания: отдельный эгоистический интерес, случайный факт, мелкая подробность - атомизм в жизни, атомизм в науке, атомизм в искусстве. Эта цивилизация выработала частные формы и внешний материал жизни, но внутреннего содержания самой жизни не дала человечеству»8. По мнению философа, существует сила, способная объединить Восток и Запад, ликвидировать нравственную бездуховность первых двух сил, организовать все человечество в единый целый организм. «Она оживит мертвые в своей вражде элементы высшим примирительным началом. И тот народ, через который эта сила проявится, призван сообщить живую душу, дать жизнь и целостность разобщенному человечеству через соединение его с вечным, божественным началом»9. Этой третьей силой является славянство, в частности национальный характер русского народа, способный творить нравственные поступки, совершить подвиг самоотречения во имя достижения теократического идеала. «Славянство и народ русский - полны жизни и в состоянии дать жизнь и обновление двум первым, причем не на путях борьбы с ними, а примиряя их в себе обоих»10. В.С.Соловьёв ставит перед русским народом серьезную всемирно-историческую задачу восстановления единства между Востоком и Западом.

Необходимо отдельно отметить влияние на воззрения В.С.Соловьёва представителей русской общественной мысли. Примечательно, что первые свои произведения В.С.Соловьёв создавал, во многом соприкасаясь с представлениями славянофилов. Но их идеи об особом, отличном от западного пути исторического развития России, о православии как единственно ис-

тинном христианстве, не нашли положительного отзыва в творчестве философа. В период 80-90-х годов «в историософских взглядах В.С.Соловьёва намечается серьезная эволюция, что напрямую было связано с обращением к новой проблематике. В это время его творчество «пронизано идеями теократического преображения человеческого общества, и в этом всемирном деле особую роль он отводит России»11. В.С.Соловьёв видел путь к созданию всеобщей теократии в воссоединении католической и православной церквей, а также в духовном заключении мира между Востоком и Западом в богочеловеческом единстве всемирной церкви. Духовное сотрудничество народов стало бы ключом к примирению и в остальных областях социальной деятельности. Славянофилы же со своей позицией о превосходстве православного направления в христианстве над католическим противоречили убеждениям философа. Кроме того, они проповедовали идеи национализма, возвеличивали русский народ в сравнении с другими, что было не приемлемо для В.С.Соловьёва, по мнению которого, миссия России заключается в духовном спасении и примирении человечества. Особое неприятие вызывало у него отсутствие нравственного отношения к другим народам и человечеству в целом у Н.Я.Данилевского в его теории о «культурно-исторических типах». Между славянофилами и В.С.Соловьёвым шла активная публицистическая полемика, которая и привела его к более глубокому и тщательному поиску решений национального вопроса.

В публицистических статьях по национальному вопросу, объединенных затем в работу «Национальный вопрос в России» (1883-1891), мы можем отметить обращение философа к нравственно-политическому аспекту в разработке национального вопроса. Мыслитель приходит к выводу, что политическая деятельность государства должна быть исключительно нравственной, тогда она сможет преодолеть вражду между государствами и в конечном итоге распространить по всей земле мир и согласие.

При этом В.С.Соловьёв подчеркивал, что осуществление на земле истинного христианства русским народом является не привилегией, а её нравственной обязанностью. «Христианский принцип обязанности или нравственного служения есть единственно состоятельный, единственно определенный и единственно

полный, или совершенный, принцип политической деятельности»12. Единственно состоятельный, потому что несет в себе идею творения высшего добра, через преодоление национального эгоизма, оказание всевозможной помощи другим народам. Также этот принцип является единственно определенным началом в политике, так как не содержит в себе цели материального обогащения, не имеющего границ и способного привести к жадному стремлению захватить все, или старания одного народа возвеличиться над всеми остальными. Принцип христианской обязанности, по мнению мыслителя, «есть нечто совершенно реальное и твердое»13. И, наконец, это есть «единственно полный принцип», поскольку позволяет одновременно воплотить в жизнь и «личные» интересы государства и через духовное обогащение других народов своим примером нравственности вывести человечество на новый уровень развития.

Поздний период творчества философа, завершающий его жизненный путь и философскую деятельность, совпал с моментом, когда Россия находилась в сложной общественно-политической ситуации, в мире начинается обострение противоречий между ведущими мировыми державами из-за передела колоний и сфер влияния. В работах В.С.Соловьёва этого времени прослеживается понимание невозможности претворения в жизнь его идей по национальному вопросу. Соловьёв обращает пристальное внимание на окружающую его действительность и находит множество несоответствий своим воззрениям, наблюдает безнравственность во внешней и внутренней политике России, национальный эгоизм зарубежных стран. Как писал Е.Н.Трубецкой, «из-за несовершенных земных способов осуществления христианского идеала целостной жизни»14 философ разочаровывается в существовавшей реальности.

Но, не смотря на недостатки и некоторую утопичность концепции В.С.Соловьёва, её необходимо рассматривать, прежде всего, как попытку преодоления проблем, стоящих перед человечеством, потому что в течение всей своей жизни именно русский философ В.С.Соловьёв настойчиво проповедовал идеи не насилия и вражды, а толерантного отношения народов друг к другу.

В последние десятилетия происходит все большая ориентация к объединению человечества, сближению стран и народов. Совершается рост центростремительных, интеграционных процессов, обусловленных появлением проблем общемирового характера, требующих совместных усилий и мероприятий со стороны всех государств. Человечество выходит на совершенно новый уровень развития, когда народы становятся все более зависимыми друг от друга в решении глобальных общемировых проблем. Исторический процесс развития всего человечества свидетельствует о том, что он может быть успешным только тогда, когда соблюдаются нормы общечеловеческой нравственности. Поэтому национальное призвание России и заключается в том, чтобы «вместе с другими народами установить такие отношения, которые бы исключали вражду и войну между ними, которые бы способствовали совместному выживанию, развитию и совершенствованию всех людей Земли15. Для этого политика государства должна быть высоконравственной как во вешней, так и во внутренней своей деятельности, иметь нравственный ориентир на общее счастье, свободу, справедливость и благополучие, способствующий её гуманизации.

1 Трубецкой E.H. Миросозерцание Вл.С. Соловьёва. М.: Медиум, 1995. С.505.

2 Там же. С.505.

3 Максимов М.В. Владимир Соловьёв и Запад: невидимый континент. Моно-

графия. М.: Прометей, 1998. С.98.

4 Соловьёв B.C. Соч. В 2 т. М., 1989. Т. 2. С.116

5 Там же. С.140.

6 См.: Максимов М.В. Метафизические основания историософии Вл. Соловьева // Вестник ИГЭУ. - 2003. - №4. С.10.

7 Максимов М.В. Владимир Соловьев и Запад: невидимый континент. Монография. М.: Прометей, 1998. С.100.

8 Там же. С.100.

9 Малая В.Г. Русская идея и национальный вопрос в творчестве Владимира Соловьева//Соловьевские исследования. -2006. -№3. - С.161.

10 Максимов М.В. Вл. Соловьев и Запад: невидимый континент. Монография. -М.:Прометей,1998. - С.101.

11 Максимов М.В. Владимир Соловьев и Запад: невидимый континент. Монография. -М.: Прометей, 1998. - С.167.

12 Там же. С .271.

13 Там же. С .271.

14 Трубецкой E.H. Миросозерцание Вл.С.Соловьева. М.: Медиум, 1995. С. 94.

15 См.: Денисов В.Н. Россия и человечество в философии B.C. Соловьева // Соловьевские исследования. 2001. №2. С.188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.