Научная статья на тему 'Некоторые аспекты государственной социальной политики в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации'

Некоторые аспекты государственной социальной политики в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
343
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / LAW ENFORCEMENT OFFICERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенов Сергей Александрович.

Предпринята попытка выявить проблемы, связанные с некоторыми теоретическими и практическими вопросами социальной политики государства в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the state of social policy in respect of law enforcement officers of Russia

Attempted to identify the problems associated with some theoretical and practical issues of social policy in respect of employees of the Interior of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты государственной социальной политики в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»

УДК 316 ББК 60.5

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕМЕНОВ,

слушатель кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России Научная специальность 22.00.08 - социология управления E-mail: semyonov. sergei@mail. ru Научный руководитель: профессор, доктор социологических наук О.В. Филимонов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Предпринята попытка выявить проблемы, связанные с некоторыми теоретическими и практическими вопросами социальной политики государства в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Ключевые слова: государство, социальная политика, сотрудники органов внутренних дел.

Annotation. Attempted to identify the problems associated with some theoretical and practical issues of social policy in respect of employees of the Interior of the Russian Federation.

Keywords: state, social policy, law enforcement officers.

Демократические преобразования, произошедшие в начале 90-х годов ХХ в., приведшие к смене политического курса в стране и повлекшие проведение широкого спектра реформ, в конечном итоге способствовали формированию современной правоохранительной системы. С одной стороны, модернизация правоохранительной системы Российской Федерации обусловлена необходимостью создания эффективного механизма, с помощью которого государство обеспечивает защиту граждан, их прав и свобод, а также охрану интересов государственных и иных организаций от противоправных деяний. С другой стороны, необходимость решения задач, связанных с повышением качества взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации, а также поиск наиболее эффективных путей их решения, послужили причиной создания нового федерального органа исполнительной власти, введенного в действие с вступлением в законную силу Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [1].

Для достижения полицией поставленных целей государство выделило двенадцать основных задач подлежащих решению [2, с. 32]. В современных условиях Министерством внутренних дел Российской Федерации уделяется значительное внимание необходимости их решения. Одним из условий успешного решения поставленных задач является создание профессионального кадрового ядра сотрудников ор-

ганов внутренних дел, а также привлекательности условий прохождения службы в полиции.

Таким образом, помимо традиционно сформировавшейся проблемы преступности как правового явления и необходимости противодействия ее проявлениям, в современных условиях, по нашему мнению, не менее актуальной становится социальная составляющая этой проблемы.

Совершенно очевидно, что полиция, являясь составной частью системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, олицетворяет собой государство. Другими словами, взаимодействие полиции и общества по своей сути является взаимодействием российского государства со своим гражданским обществом, при этом возникшие в результате такого взаимодействия связи характерны не только для политической, экономической, духовной, но и социальной сферы.

Представляется возможным выделить некоторые «реперные точки», обусловливающие взаимодействие гражданского общества с государственными институтами, наделенными легитимным правом применения силовых методов, одним из которых является полиция:

• несоответствие потребностей, возникших у одной из сторон, и возможностей законодательно-правовых норм, регламентирующих условия реализации имеющихся прав и свобод, касающихся политической, экономической, духовной и социальной сфер жизнедеятельности общества;

• отсутствие (или несоответствие) государственных механизмов, способствующих полной реализации одной из сторон предусмотренных прав и свобод, касающихся политической, экономической, духовной и социальной сфер жизнедеятельности общества;

• повышение кадрового профессионализма сотрудников полиции.

Не менее важным в контексте данной проблемы является решение вопроса, связанного с поиском универсальной социальной нормы (норматива), дающего возможность оценить соответствие уровня реализации социальных прав и гарантий с возникшими потребностями. Один из вариантов решения проблемы, по мнению доктора социологических наук О.В. Филимонова, видится в институциализации и законодательном закреплении социальных нормативов в соответствующих нормативных правовых актах [3].

Состояние социального обеспечения самым непосредственным образом влияет на уровень взаимодействия полиции и общества. Совершенно очевидно, что стабильность и соизмеримость пакета социальных гарантий в отношении сотрудников органов внутренних дел, непосредственным образом влияет на профессионализм и качеств ее кадрового состава. Это объясняется тем, что сотрудник полиции, стоящий на страже общественного порядка способен выполнять свои функциональные обязанности, ощущая в полной мере социально защищенным себя и членов своей семьи, не зависимо от состояния внешних угроз. С другой стороны, запрет распространяющий свое действие на государственного служащего, заключающийся в ограничении его прав заниматься иным видом деятельности (исключение составляют педагогическая и научная), налагает на государство обязанность предоставления последнему дополнительных преференций в виде соответствующего пакета социальных гарантий.

В тоже время, необходимость решения проблемы по формированию и закреплению кадрового ядра сотрудников полиции, подразумевает подготовку Министерством Внутренних дел Российской Федерации социального пакета, способного конкурировать с социальным пакетом, представляемым своим сотрудникам другими правоохранительными ведомствами. Об актуальности данной проблемы и необходимости дополнения денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел серьезным социальным пакетом аргументировано высказывался в одной из своих работ профессор А.А. Крылов [4, с.20].

Проблема социально-правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел не является «веянием последних лет». Вопросы развития социальной сферы, социальной защищенности личного состава органов внутренних дел рассматривалась и ранее, в том числе и в формате научно-практических конференций [5, с.83], межведомственных семинар-совещаний [6, с.12].

Выполнение социальных гарантий, касающихся членов гражданского общества непосредственным образом влияет на состояние социальной лояльности его членов по отношению к государству и государственным институтам, способность и готовность выполнять силами гражданских общественных объединений отдельные правоохранительные функции, а также на повышение уровня правового сознания общества. Это объясняется тем, что возможность выбора между законопослушным поведением или возможностью совершения административного правонарушения или преступления во многом зависит от социального положения гражданина и общества в целом.

По нашему мнению, именно с целью создания максимально комфортных условий для взаимодействия современного российского общества и современной полиции, руководители государства при непосредственном участии Министерства внутренних дел Российской Федерации продолжают поиски дальнейших путей реформирования органов внутренних дел Российской Федерации, в соответствии со специально разработанными предложениями [7].

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что государственная социальная политика в отдельных случаях в большей степени, чем политическая или экономическая составляющие, оказывает влияние на состояние взаимодействия полиции и современного гражданского общества.

Таким образом, с целью повышения качества взаимодействия полиции и российского общества необходимо осознать следующее:

• государственная социальная политика может быть эффективной только в случае ее полной реализации;

• для решения социальных проблем, стоящих перед государством (в том числе проблемы противодействия преступности как социальному явлению, создающему угрозу национальной безопасности Российской Федерации), достижения социальных целей в масштабах всей страны, необходимо разработать и создать безотказные механизмы реализации государственной социальной политики;

• необходимо формирование и закрепление профессионального кадрового ядра сотрудников органов внутренних дел, а также условий прохождения службы в полиции.

Только понимание необходимости сочетания научного подхода и реализации государственной социальной политики в полном объеме, по нашему мнению, может явиться одной из гарантий обеспечения успешного взаимодействия современного российского общества с правоохранительной системой, в том числе с органами внутренних дел Российской Федерации.

Литература

1. СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2. Гаврилов Б.Я. Правоохранительная система Рос-

сийской Федерации / Под ред. Б.Я. Гаврилова. М.: Академия управления МВД России. 2013.

3. Филимонов О.В. Актуальные проблемы введения нормативов в социальную сферу органов внутренних дел Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 4.

4. Крылов А.А. Органы внутренних дел в системе социальных и общеэкономических институтов современного российского общества // Информация и информационная безопасность правоохранительных органов: матер. XIX междунар. науч.-практ. конф. М.: Академия управления МВД России, 2010.

5. Проблемы социально-правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел в современных условиях: Сб. статей. Домодедово: РИПК работников МВД России, 1994.

6. Материалы межведомственного семинар-совещания «Социальная и правовая защищенность сотрудников органов внутренних дел» // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2008. № 2.

7. «Дорожная карта» дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал. 2013. № 1.

References

1. SZ THE RUSSIAN FEDERATION. 2011. No. 7. Article 900.

2. Gavrilov B.Ya. Law enforcement system of the Russian Federation / Edit. by B.Ya. Gavrilova. M: Administration Academy of the MIA of Russia. 2013.

3. Filimonov O.V. Actual problems of the introduction of standards in the social sphere of the internal affairs bodies of the Russian Federation // Proceedings of the Administration Academy of MIA Russia. 2013. No. 4.

4. Krylov A.A. The internal affairs bodies in the system of social and economic institutions of the modern Russian society / Information and information security law enforcement: Mater. of XIX international. scient.-practical confer. M.: Administration Academy of the MIA of Russia, 2010.

5. Problems of social and legal protection of employees of internal affairs bodies in modern conditions: Coll. of articles. Domodedovo: ripk employees of the interior Ministry of Russia, 1994.

6. Materials of interagency workshop «Social and legal protection of employees of bodies of internal Affairs» // Bulletin of Barnaul law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russian Federation, 2008, № 2.

7. «Road map» for further reform of the internal Affairs bodies of the Russian Federation // Professional. 2013. No. 1.

УДК 330 ББК 65

МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ НЕЗАВИСИМЫХ МАГАЗИНОВ В КНИЖНОЙ ИНДУСТРИИ США

НОДАРИ ДАРЧОЕВИЧ ЭРИАШВИЛИ,

доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники ДИНАРА НАДЕРОВНА САУДАХАНОВА, младший научный сотрудник Научно-исследовательского института образования и науки Научная специальность: 08.00.05 - экономика и управление

народным хозяйством E-mail: d2003k@list.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются маркетинговые стратегии независимых магазинов в книжной индустрии США. Ключевые слова: независимый магазин, книжная индустрия, США.

Annotation. Explored marketing strategies of independent stores in the book industry of the USA. Keywords: independent store, book industry, the USA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.