Научная статья на тему 'Некоторые аспекты деятельности земств в области просвещения Казанской губернии в конце XIX - начале XX века'

Некоторые аспекты деятельности земств в области просвещения Казанской губернии в конце XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
земства / просвещение населения / конец XIX – начало XX века / Казанская губерния / Николай Алексеевич Бобровников / Ядринский уезд / Яков Дмитриевич Коблов / Казанское земское собрание.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Старостин Валерий

В данной публикации описывается деятельность земств в области просвещения в Казанской губернии в конце XIX – начале XX века. Вниманию читателей предлагаются документы, позволяющие выявить некоторые стороны деятельности земств в деле просвещения Казанской губернии в начале XX века. Это – фрагмент отчета Казанского губернского земства по вопросам школьного образования 1905 года, составленного Николаем Алексеевичем Бобровниковым (1854-1921), фрагмент отчета о состоянии земских училищ Ядринского уезда за 1907-1908 годы и фрагмент доклада 1911 года инспектора народных училищ Казанского уезда Якова Дмитриевича Коблова (1876-?) Казанскому земскому собранию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты деятельности земств в области просвещения Казанской губернии в конце XIX - начале XX века»

н

екоторые аспекты

деятельности земств в области просвещения в Казанской губернии в конце XIX — начале XX века

Образование - одна из важнейших сфер развития общества. Имея глубокие корни и устоявшуюся структуру обучения, образование в России под влиянием прогрессивных демократических настроений в обществе вынуждено было в начале XX века изменить направление своего развития в пользу просвещения простого народа. Рост национального самосознания, появление национальных движений стимулировали бурное развитие российской системы образования.

В российских губерниях важная роль в этой области отводилась земствам, административно-хозяйственным органам на местах, ведавшим широким кругом вопросов. Деятельность земств в области народного образования в начале XX века была весьма обширной. Они уделяли особое внимание вопросам школьного дела, созданию специальных фондов по сбору средств для школьного строительства, организации педагогических и сельскохозяйственных курсов для учителей, снабжению школ литературой, пособиями и другим.

На земских собраниях в Казанской губернии также периодически обсуждались вопросы, связанные с развитием национального начального образования, позволяющие разрабатывать учебные программы с учетом местной специфики1.

Мы представляем документы, позволяющие выявить некоторые стороны деятельности земств в деле просвещения населения в Казанской губернии в начале XX века. Вниманию читателей предлагаются фрагменты отчета Казанского губернского земства по вопросам школьного образования, составленного Н. А. Бобровни-ковым2 (1905), отчета о состоянии земских училищ Ядринского уезда за 1907-1908 годы и доклада инспектора народных училищ Казанского уезда Я. Д. Коблова3 Казанскому земскому собранию (1911) .

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Исхакова Р. Р. Педагогическое образование в Казанской губернии в середине Х1Х-начале XX веков.-Казань,2001 .-С.250.

2. Бобровников Николай Алексеевич (1854-1921) — преемник Ильминского на посту директора Казанской учительской семинарии. В начале XX в. был активным сторонником и автором концепции всеобщего начального обучения в Казанской губернии.

3. Коблов Яков Дмитриевич (1876-?) — доктор богословия (1911 г.), профессор Казанской духовной академии (1911-1916 гг.), с 1916 г. инспектор народных училищ Киевского учебного округа, автор ряда работ по проблемам конфессиональных школ.

.284:

В БЛОКНОТ ИСТОРИКА. АРХИВНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Фрагменты проекта Н. А. Бобровникова о начальном образовании

Казанской губернии

15 декабря 1905 г.

[...] В смешанных училищах общего типа дети-инородцы обычно покидают школу еще в первое полугодие, ровно ничему не выучившись; до конца курса доходят лишь те дети, которые при поступлении в школу уже знали русский язык. Это явление замечено многими наблюдателями.

По официальным данным проследить это влияние в Казанской губернии труднее, так как отчет директора народных училищ не отмечает племенного состава оканчивающих курс. Но и эти данные, несмотря на их неполноту, косвенно в общем подтверждают упомянутое наблюдение. [...]

Таким образом, огромный труд учащих, значительные средства и, что особенно грустно, огромный труд и время учащихся детей оказываются затраченными с ничтожными результатами — можно сказать, почти непроизводительно. В общей массе сотен детей, проходящих ежегодно перед экзаменационными комиссиями Казанской учительской семинарии, счастливым исключением являются инородческие дети, прошедшие школы — более или менее правильно поставленные — по системе Ильминского. Такие школы существуют преимущественно у крещеных татар и чуваш, и еще в отчете, напечатанном под личной редакцией Н. И. Ильминского, заявлено, что юноши из этих племен являются подготовленными лучше других инородцев. [...]

Я мог бы, вопреки господствующему мнению, документально доказать, что экономические причины имеют ограниченное значение в деле оставления детьми школы ранее конца курса. Главным фактором тут является нынешняя постановка производства учебной ревизии и экзаменов. Документальное и широкое выяснение этого влияния включено было в программу съезда инородческих учителей, который предположено было созвать при Казанской семинарии в 1902 году, но который, по не зависящим от семинарии причинам, не состоялся.

Причин столь печального факта много, но несомненно, что часть вины лежит на губернском земстве и его комиссии по народному образованию (меня приглашают иногда на заседания). Она собирается так редко, что систематическая работа в ней является почти невозможной. Надо надеяться, что с обновлением земства на всесословном начале это отношение Казанского земства к делу народной школы изменится к лучшему. Но мы, педагоги, не имеем права ждать этого времени, а должны работать и говорить о нуждах учебного дела ежедневно, ежечасно. Дело обучения в высшей степени важно; в нем потеря не только года и месяца, но даже недели отзывается на развитии ребенка и иногда так, что потерю эту нельзя вознаградить. Отсрочка же мер по народному образованию на год есть осуждение на вечную безграмотность части населения страны, ныне призванного принять участие в управлении государством. [...]

Бобровников Н. Школьная сеть Казанской губернии: Проект.-Казань,1905.-С.2-6.

Фрагменты отчета о состоянии земских училищ Ядринского уезда

1909 г.

[...] К 1 июля 1908 г. было 47 училищ — 10 училищ Министерства Народного Просвещения и 37 земских.

Из 47 начальных училищ Ядринского уезда русских училищ было 8: Ядринское приходское, Ядринское второе мужское, Ядринское женское, Елкинское, Русско-Сорминское женское, Стрелецко-Слободское, Полянковское и Чиганарское. Остальные 39 училищ — чувашские. Из них 4 смешанных (чувашско-русских): Норусовское женское одноклассное Министерства Народного Просвещения, Чурашевское, Русско-Сорминское мужское, Кош-лоушское и 35 чисто чувашских. В Ядринском уезде рост числа училищ в сравнении с количеством населения в данный период был весьма слаб. Так, в последнем десятилетии^ века земством было открыто всего 5 училищ. Это объясняется тем, что в Ядринс-ком уезде все новые училища открываются лишь по ходатайству со стороны сельских обществ. Ввиду же обременительности для крестьянских обществ сбора значительной суммы на постройку училищ, ходатайства об открытии их поступали от сельских обществ весьма редко. [...]

Сословный состав учащихся:

Духовного звания состояло 32 чел[овека] (12 мал[ьчиков] и 20 дев[очек]), городских сословий - 190 челов[ек] (110 мал[ьчиков] и 80 дев[очек]), детей дворян и чиновников -11 чел[овек] (7 мал[ьчиков] и 4 дев[очки]), крестьян - 3 019 челов[ек] (2 531 мальч[ик] и 488 девоч[ек]) и разночинцев — 2 человека. [...]

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗЕМСТВ В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ ...

Здание Казанской городской думы. Начало XX века.

В отношении учебно-воспитательного дела лучшими по успехам являются сельские двухклассные и одноклассные министерские училища, что обуславливается, с одной стороны, лучшим материальным обеспечением и педагогическими силами, так равно и самой системой учебно-воспитательного дела в них. [...]

Учебное дело в земских училищах в сравнении с министерскими поставлено много слабее. Важнейшими недостатками, с которыми приходилось иметь дело при ревизии училищ, являются слабые результаты по изучению закона Божьего, русскому и славянскому чтению, а равно церковному пению и письменным упражнениям. [...]

[...] На основании наблюдений над применением натурального метода изучения русской грамоты и языка в инородческих школах, Министерство народного просвещения издало от 31 марта 1906 года особые Правила об инородческих школах для юго-восточной России, коими вводится в действие система инородческого образования Н. И. Ильминс-кого. Но применение указанной системы в инородческих — чувашских школах Ядринского уезда в отчетном году не могла состояться вследствие того, что уездная управа за неимением средств не могла снабдить инородческие школы необходимыми для сего учебниками и учебными пособиями на инородческих языках. [...]

Славянское чтение в начальных земских училищах, сравнительно с министерскими, поставлено также слабо. Это само собою понятно, если принять во внимание слабые успехи по русскому чтению и знанию русского языка. При указанной выше системе школьного обучения нельзя ожидать хороших результатов по объяснительному русскому чтению, тем более по славянскому. Кроме указанной причины, обуславливающей слабые успехи по этому предмету, в значительной мере таковые объясняются отсутствием определенной системы и методов по славянскому чтению. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что под влиянием современной печати и общественного мнения некоторые учителя и учительницы не придают должного значения славянскому чтению в школе, и это обстоятельство также не может не отражаться вредно на успехах по названному предмету. [...]

В инородческих школах вовсе не изучается грамота на инородческом языке, и школьное обучение начинается с новичками сразу по русской азбуке. Объяснительное чтение, по прохождению азбуки, в течение всего школьного курса также ведется на русском языке, в лучшем случае учителя, знающие инородческий язык, прибегают при объяснении непонятных слов и фраз к помощи родного языка. [...]

Отчет о состоянии министерских и земских училищ Ядринского уезда 1907-1908 гг.-

Казань,1909.-С.6-15.

.286:

В БЛОКНОТ ИСТОРИКА. АРХИВНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Фрагмент доклада инспектора народных училищ Казанского уезда

Я. Д. Коблова

1911 г.

Из предположения по вопросу о просвещении татар Казанского уезда.

[...] В настоящее время тем более благовременно обратить серьезное внимание на просвещение татар, что отдельными личностями из них сознается необходимость общего образования. Правда, народ в массе фанатичен и подозрителен, но среди интеллигентного татарского общества уже слышатся новые речи и веяния, сказывается недовольство узким, конфессиональным образованием, раздаются голоса в пользу расширения образования. Это сказалось, между прочим, и на прошлогоднем (1910 г. - В. С.) земском собрании, в одном из заседаний которого гласные татары возбуждали вопрос об издании земской газеты на татарском языке, по поводу чего и был возбужден общий вопрос о просветительных мероприятиях среди казанских татар. В самой жизни конфессиональных татарских училищ начинают происходить некоторые изменения: учреждаются так называемые новометодные мектебе и медресе, в которых наряду с религиозным обучением пытаются ввести преподавание по общеобразовательным предметам, хотя все это обставлено, конечно, неудовлетворительно, а иногда даже тенденциозно. Несомненно

только одно, что у татар есть на местах стремление к усвоению культуры и просвещению. [...]

В настоящем докладе мы намечаем три просветительных меры: 1) это учреждение в татарских деревнях так называемых русско-татарских училищ; вторая мера, имеющая, наряду с другими, и самостоятельное просветительное значение и вместе подготовительное для осуществления идеи о русско-татарских училищах, - учреждение еженедельного или двухнедельного журнала на татарском языке; третья - переводная литература на татарском языке, с целью дать татарскому населению, которое в большинстве своем грамотно, здоровую, духовную, умственную пищу. [...]

В заключение всего я должен сказать, что предлагаемый мною в качестве просветительной меры журнал должен быть совершенно чужд какой-либо политической окраски и должен преследовать исключительно просветительные образовательные задачи. Очень печально было бы, если бы он стал питать какие-либо националистические или сепаратистские чувства в своих читателях, как это делают некоторые из татарских газет. И хотя татары земские плательщики и вправе требовать ассигновок на свои образовательные цели, в данном случае на журнал, но расходы эти должны быть продуктивны и полезны. Если же этого нет, то лучше обойтись без журнала, чем иметь журнал вредного направления. Поэтому журнал можно признать полезным только при условии точной регламентации, редактирования и контроля. Ведение его должно быть вверено в надежные руки, по возможности чуждому националистических поползновений татар, как консервативной, так и либеральной партии.

Постановления 47-го очередного, 49-го и 50-го чрезвычайных собраний Казанского уездного

земства.-Казань, 1911.-С.281-287.

Публикацию подготовил Валерий Старостин,

аспирант КГУ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗЕМСТВ В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.