Научная статья на тему 'Роль земских учреждений в развитии народного образования в конце XIX - начале XX веков (на примере Чистопольского уезда Казанской губернии)'

Роль земских учреждений в развитии народного образования в конце XIX - начале XX веков (на примере Чистопольского уезда Казанской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NATIONAL EDUCATION / ЗЕМСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL GOVERNMENT / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / DEMOCRATIZATION OF EDUCATION / TERRITORIAL ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гайфутдинов Айрат Агдялович

В статье рассматривается история развития народного образования, его демократизация, различные формы учебных заведений и методов обучения в дореволюционной России, положительный опыт деятельности земских учреждений для развития местного самоуправления и гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF TERRITORIAL ESTABLISHMENTS IN DEVELOPMENT OF NATIONAL EDUCATION AT THE END OF XIX AND THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES (on the example of the Chistopol district of the Kazan province)

In this article the history of development of national education, its democratization, various forms of educational institutions and training methods in pre-revolutionary Russia, positive experience of activity of territorial establishments for development of local government and civil society is considered.

Текст научной работы на тему «Роль земских учреждений в развитии народного образования в конце XIX - начале XX веков (на примере Чистопольского уезда Казанской губернии)»

УДК 947

РОЛЬ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ (на примере Чистопольского уезда Казанской губернии)

© 2014

А.А. Гайфутдинов, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических дисциплин

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается история развития народного образования, его демократизация, различные формы учебных заведений и методов обучения в дореволюционной России, положительный опыт деятельности земских учреждений для развития местного самоуправления и гражданского общества.

Ключевые слова: народное образование, земские учреждения, местное самоуправление, демократизация образования.

На сегодняшний день социальная политика становится приоритетной в деятельности государства, так как именно в этой сфере сегодня накопилось немало острых социальных проблем. Очевидно, что решения проблем в данной области во многом зависит будущее самой России. С этой точки зрения будет не безынтересно посмотреть на Россию кон. XIX - нач. XX веков через историю таких небольших ее частей, как Чистопольский уезд, из которых в целом и состоит наша необъятная Родина. История Чистопольского Закамья уходит в глубину веков. Сегодня, стремясь решить назревшие проблемы в духовной жизни, с целью объективной ее оценки, мы вновь обращаемся к историческому опыту прошлых лет, в том числе и в системе образования, где важной составной частью является начальное образование. Изучение положительного опыта прошлого с целью развития гражданского общества, демократизации образования и органов местного самоуправления на сегодняшний день является одной из актуальнейших вопросов.

Изучению деятельности земских органов в Российской империи свои работы с анализом различных аспектов земской деятельности, в том числе и организационных вопросов местного самоуправления посвятили А.И.Анастасиев, В.П.Безобразов, А.В.Лохвицкий, С.В.Рождественский, Б.Н.Чичерин, А.И.Васильчиков, А.А.Головачёв, Е.А.Звягинцев, В.И.Чарнолуский, Г.А.Фальборк и другие. Вообще историография по данной теме, рассматриваемого периода довольно обширна. Большим уважением среди них пользуются работы А.И.Анастасиева, Г.А.Фальборка, В.И.Чарнолуского [1], Б.Б.Веселовского, Е.А.Звягинцева, Н.А.Корфа, которые раскрывают самые разнообразные вопросы, касающиеся деятельности земств. Особое внимание уделяется вопросам участия государства в этих процессах. Анализируется деятельность общественных организаций в образовании. Конкретные статистические материалы раскрывают роль земств в развитии народного образования. Довольно подробно по уездам и губерниям раскрывается состояние земских школ. Приводятся интересные факты из жизни и социального положения сельских, городских земских учителей.

Вместе с тем, хочется отметить, что есть необходимость более конкретного и более предметного изучения данного вопроса с целью объективной оценки исторического прошлого и дальнейшего применения его в демократизации образования, в развитии органов местного самоуправления и развития гражданского общества в современной России.

В городах уровень народного образования в рассматриваемый нами период, был выше, чем в сельской местности. Если в русских селах первые настоящие школы появились только во второй половине XIX века, то в городах - на полстолетия раньше.

Первым учебным заведением в Чистополе стало Малое народное училище, открывшееся в 1796 году, хотя известно, что уже «в 30-е годы XVIII века на территории края появляются новокрещенские школы для детей нерусского населения. Это были начальные духов-

ные школы, где учили чтению, письму, Закону Божию, грамматике, пению, истории, географии» [2]. Первая попытка открытия уездного училища в городе Чистополе не увенчалась успехом. Тогда второго сентября 1832-го года из учащихся подготовительного класса этого училища было открыто приходское училище. Вскоре для училища был построен специальный двухэтажный каменный дом с шестью классными комнатами. В данном училище учились только мальчики. Их количество было не постоянное, но все время возрастающее и к 1859-ому году дошло до двухсот пятидесяти шести человек. Учились в основном дети торговцев, духовенства и некоторых состоятельных крестьян. Открытие училищ в первой половине XIX века в Чистополе и в некоторых селах уезда были первыми шагами в области просвещения.

Процесс открытия земских школ в уезде регулировался «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» (1864 г.), а также «Положением о начальных народных училищах» (1864 г.), в которых отражены типы начальных школ, их ведомственная принадлежность, а также цели и особенности обучения. Данные документы раскрывали государственную необходимость развития сети начальных народных школ. Расходы на их открытие и содержание, хозяйственные заботы были переложены на земства, которые не могли вмешиваться в учебно-воспитательный и другие не менее важные процессы.

На первое октября 1867-го года в уезде числилось двенадцать училищ постоянных, штатных, приходских, одно женское в Билярске и восемь училищ временных. Кроме того, миссионерским обществом в 1872-ом году на средства самих крестьян была открыта домашняя школа в деревне Чувашская Чебоксарка. В последующие годы школы открывались и в некоторых других селениях уезда. Первого ноября 1877-го года в городе Чистополе было открыто второе приходское училище в составе двух отделений. Особого женского училища в Чистополе не существовало. Его заменяли женские классы, открытые в 1879-ом году. И только в 1907-ом году Чистополь получил разрешение на открытие мужской прогимназии. Второго октября торжественно было открыто это первое мужское среднее учебное заведение города. Существовало в Чистополе и медресе для обучения детей из татарских и других мусульманских семей.

Последовательно из года в год в уезде количество земских школ увеличивается. По архивным данным в 1888-ом году в уезде значилось восемьдесят пять училищ, в том числе, земских было шестьдесят, церковноприходских - девятнадцать и частных - шесть. По количеству земских училищ Чистопольский уезд в 1887-1888 годах занимал первое место в Казанской губернии.

К концу XIX века в Чистопольском уезде действовало 68 земских школ, 22 церковных прихода, 42 школы грамотности, 1 министерская, 2 городских школы, итого 135 начальных школ. В них было учащих 189, учащихся 7132 (на 1 учителя - 37,7 учащихся). Имеется еще 77 школ (медресе) при мечетях, в которых получали обучение и воспитание 4060 мальчиков и 1800 девочек. По

смете земских расходов на 1902 г. на народное образование было назначено 44,9 тыс. руб.

При земских школах в 90-е годы стали создаваться учебные поля, состоящие из огорода, фруктового сада, питомника и пасеки. Работа на школьных полях, которые являлись собственностью школы, имела большое воспитательное значение. Также она способствовала выработке у учащихся практических навыков по уходу за культурами, воспитывала любовь к труду, к прекрасному и позволяла получить удовлетворение от, созданных собственными руками, результатов труда. Такие поля должны были стать образцово-показательными.

В 1907 году в Чистополе стали строить 3-х классные церковно-приходские бревенчатые школы. Всего в городе было построено 4 школы (в Новоселках, по Казанскому тракту, и две по ул. Галактионова). В дореволюционном городе была и одна ремесленная школа, которую посещало сорок мальчиков.

Вопросы постановки инородческого образования в уезде, большое педагогическое наследие по которому оставлено Николаем Ивановичем Ильминским (18221891), известным просветителем Казанского края, поднимались не раз. «Первоначальное образование инородцев на их родном языке есть самый надежный путь к усвоению ими русского языка, и русского образования», - писал Н.И.Ильминский [3]. Интересы нерусского населения земства в своей деятельности часто не учитывали. Нечастые инициативы, в основном, были связаны с активностью конкретных земцев.

Особое внимание Чистопольским земством было уделено инородческим школам. Однако из восьмидесяти пяти училищ в 1888-ом году в уезде «инородческих», то есть нерусских, было только восемнадцать. Из восемнадцати инородческих школ три чувашских и семь крещено-татарских содержались миссионерским обществом, земства содержали пять училищ и три училища были церковно-приходскими.

В татарских населенных пунктах Казанской губернии школы, которые финансировались бы и контролировались соответствующими органами государственной власти, не существовали. Это касается не только Казанской губернии, но и других регионов страны, где имелись населенные пункты с нерусским населением. До 90-х годов XIX века распространение русской грамотности среди нерусского населения носило стихийный характер. Ведь не зря количество русско-татарских школ было чуть более пятидесяти. Эти школы создавались в населенных пунктах, где наряду с русским проживало и татарское население.

Уровень образования горожан по итогам переписи населения 1897-го года был невысок. Из всего населения города Чистополя старше 9 лет только 44% были грамотными (59% мужчин и 29% женщин). А в Чистопольском уезде грамотные составляли всего 15,7 % населения. В 1891-ом году в Чистополе имелось одно двухклассное училище, мужское духовное училище, женская прогимназия и церковно-приходское училище. В них учились одна тысяча шестьдесят четыре подростка. В сельских населенных пунктах (в ныне действующих административных делениях) существовали только русские начальные школы с трехлетним сроком обучения, финансируемые правительством.

Многие наши современники, воспитанные на советской идеологии склонны считать, что грамотного населения в дореволюционной России не было и двух процентов. Учитывая вышесказанное, можно считать, что данное мнение является ошибочным, в том числе и в отношении к регионам с мусульманским населением, в частности в отношении к Казанской губернии в целом. О том, что в каждом селении, где имелась мечет, существовала также и школа, писал еще Ш.Марджани [4]. Всего мечетей по данным переписи населения 1897 года в Чистопольском уезде насчитывалось 144 [5]. По данному вопросу довольно интересным представляет-

ся источник середины XIX века, выдержку из которого можно привести в целях подтверждения нашей мысли. Иван Григорьевич Томас профессор Казанского университета, живший в Казани с 1801 года по 1819 год, о татарах пишет следующее: «Каждый из них умеет читать и писать по-арабски, а еще старательнее они изучают арифметику, не изучать которую они считают грехом. Самые богатые из них посылают своих детей учиться в больших школах Бухары» [6].

Мулла, вступивший в должность, начинал обучать мальчиков 5 - 8 летнего возраста основам ислама. Сначала они знакомились с азбукой и учились читать и писать. Усвоив механизм буквосложения, ученики приступали к чтению произведений типа «Иман шарты» (условия веры) и «Хафтияк» (Седьмая часть Корана). Первоначальное обучение детей было почти обязательным и для муллы, и для родителей мальчиков.

Постепенно перестройка школьного образования татар набирала размах. Однако новометодные учебные заведения еще не заняли главенствующего положения. К концу XIX столетия их удельный вес в Казанской губернии по отношению ко всем татарским школам не превышал пяти процентов. Необходимо учесть, что программа джадидистов предусматривала обновление различных сторон жизни нации. Она включала в себя организацию женского образования, открытие библиотек, клубов, читален, издание газет. Джадидисты выступали за то, чтобы татары носили европейскую одежду, посещали театр. Реформированию подлежал также ислам.

На рубеже веков, в особенности в начале XX века широко стали распространяться новометодные, джадидист-ские школы, обучающие звуковым методом. В данной школе появилась своя программа обучения. Здесь кроме основ религии, чтения, письма, изучались арифметика, география, история, русский (закон от 26 марта 1870 года, кроме прочих регламентаций, предписывал впредь новые мектебы и медресе открывать лишь при наличии русских классов при них), арабский и татарский («тюрки тель») языки. Ученики по своему уровню развития были разделены на классы и занимались по расписанию. В классах были классные доски, парты, столы, географические карты, были предусмотрены экзамены.

Стали появляться школы и для девочек, в том числе и Ф.Гайнутдиновой в городе Чистополе.

Чистопольское медресе на новый метод перешло в 1890-х годах. В деревенских мектебах такой переход осуществлялся в течение первого десятилетия XX века. Необходимо заметить, что в селах Каргали, Кутлушкино, Исляйкино, Старое Ромашкино, Татарская Багана, Татарский Елтан было по три прихода, а в селе Татарский Толкиш аж пять приходов. В данных селениях соответственно было по столько же мектебов.

Особый интерес представляет материал о татарском населении города Чистополя. Татарская община, насчитывавшая более 4900 человек, была третьей по численности в России - уступая только Казани и Оренбургу, а по доле татар в городском населении (24%) Чистополь занимал первое место (по городам Казанской губернии около 19%). Эти двадцать четыре процента (всего по губернии - 29 %) могли быть не обучены русской грамоте, но умели читать и писать на родном татарском языке, что также улучшает общую довольно мрачную, по мнению некоторых, картину образованности населения.

Желание покончить с неграмотностью населения и необходимость решения данной проблемы была очевидной, и являлась предметом обсуждения земских уездных собраний Казанской губернии и России в целом. В начале XX века в Чистопольском уезде планировалось введение обязательного начального образования. Так инспектор народных училищ Чистопольского уезда Стрельников, выступая на уездном земском собрании в 1903 году, говорил о необходимости введения в Чистопольском уезде обязательного начального образования. И повсеместно этого добиться он призывал к 1911 году - к 50-летию от-

мены крепостного права [7]. Такая необходимость была вызвана реалиями времени, потребностями экономического развития и все более растущим желанием народа в получении образования. Важную роль в повышении спроса крестьян на образование сыграла бесплатность обучения и бесплатное обеспечение необходимыми учебными материалами и принадлежностями, ориентация на подготовку учителей из крестьян, развитие школ с национальной спецификой.

Таким образом, на протяжении всего XIX столетия в России шла ликвидация безграмотности населения, как одной из важных социальных проблем, в связи с чем, создавались народные училища и начальные школы, джадидистские мектебы и медресе. На примере Чистопольского уезда видно, что в результате продолжительного, сложного пути развития начальная школа сформировалась в систему разнообразных типов начальных учебных заведений, сочетающих в себе принципы светских и религиозных начал просвещения. Немаловажным фактом является и то, что все типы начальных школ были доступны для всех сословий.

Образованность населения росла среди всего населения, хотя ликвидировать безграмотность из-за быстрого прироста населения не удалось. Вместе с тем, не стоит забывать о том, что татарский народ дал стране таких выдающихся деятелей татарской культуры, получивших образование в метебах и медресе как Г.Кулахметов, Г.Исхаки, З.Дэрдмэнд, Ф.Амирхан, Ф.Карим, Г.Камал, Ш.Камал, М.Гафури, Ф.Бурнаш, Ф.Сайфи, К.Наджми,

Х.Такташ и другие. Вместе с рано умершим Г.Тукаем они были широко известны в тюркском мире. Данный исторический опыт в деле взаимодействия власти и общества, как в сфере развития народного образования, так и в сфере развития местного самоуправления, является положительным и дающим возможность демократизации образования, развития местного самоуправления и гражданского общества в современной многонациональной, многоконфессиональной Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фальборк Г.А., Чарнолуский В.И. Народное образование в России. Настольная книга по народному образованию в 2-х томах. - СПб., 1900.

2. Панина О.А. Начальное образование в Среднем Поволжье во второй половине XIX - начале XX в.в.: ав-тореф. дис. ... канд. ист. наук. - Самара, 2000. - С. 16.

3. Ильминский Н.И. О системе просвещения инородцев в Казанской Центральной крещено-татарской школе. - Казань, 1913. - С. 221.

4. О татарах и татарском народе: из воспоминаний писателей, историков и современников / Сост. Ф.Ф.Харисов. - Казань, 1999. - С. 33.

5. Давлетшина Г.З., Мотыгуллин Р.В. География Чистопольского района. - Казань, 2001. - С. 70.

6. Знаменитые люди о Казанском крае. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1987. - С. 82.

7. Чистополь и чистопольцы / Рук. Проекта Л.Абрамов. Казань, 2004. - С. 287.

ROLE OF TERRITORIAL ESTABLISHMENTS IN DEVELOPMENT OF NATIONAL EDUCATION AT THE END OF XIX AND THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES (on the example of the Chistopol district of the Kazan province)

© 2014

A.A. Gaifutdinov, candidate of history sciences, associate professor of the chair «Social and political sciences» Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: In this article the history of development of national education, its democratization, various forms of educational institutions and training methods in pre-revolutionary Russia, positive experience of activity of territorial establishments for development of local government and civil society is considered.

Keywords: national education, territorial establishments, local government, democratization of education.

УДК 947

ТОРГОВО - ПРОМЫШЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАТАР НА ТЕРРИТОРИИ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВВ.

© 2014

Э.М. Гибадуллина, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Социально-политические дисциплины» Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В процессе экономической интеграции стран - участниц СНГ одними из перспективных являются российско-казахстанские отношения. В процессе развития российско-казахстанской торговли актуально изучение позитивного опыта. Татарская диаспора, мобилизованная российским правительством Российской империи, являлась активной участницей включения Казахстана во всероссийский рынок.

Ключевые слова: торговое предпринимательство, интеграция, всероссийский рынок, ярмарки, меновая торговля, оптовая торговля.

Особое место в российско-казахстанских хозяйственных отношениях принадлежит торговле - самостоятельной отрасли экономики, представляющей собой совокупность организаций и предприятий, занимающихся куплей-продажей товаров, отражающей процесс обмена продукции на деньги и являющейся конечной стадией в движении товаров. Развитие торгового оборота в соответствии с ростом покупательной способности населения способствует укреплению финансовой системы государства, формированию ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие общества. Не случайно французский историк Фернан Бродель отмечал, что именно «торговля развивается быстрее всех; она идет впереди, увлекает другие сферы за собой, подчиняет их себе» [1].

Как справедливо отмечают казахстанские исследователи (С.Д.Асфендияров [2], Н.Е.Бекмаханова [ 3 ], 12

К.Ж.Абилов [4] и др. ) торговля играла важнейшую роль в процессе включения Казахстана в общероссийский рынок.

В этом процессе особая роль принадлежала татарам, мобилизованным российским правительством для участия в процессе интеграции населения Казахстана в единое социально-экономическое, политическое, культурно-информационное пространство империи. В связи с этим представляет интерес изучение их роли в развитии различных видов и форм торгового предпринимательства.

Акмолинская область занимала обширную территорию Центрального и Северного Казахстана, она граничила на севере с Тобольской губернией, на западе - с Тургайской, на юге - с Сырдарьинской и на востоке - с Семипалатинской областями. В административном отношении область была разделена на 5 Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.