Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДИ ЗАКАМСКИХ УДМУРТОВ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX В.)'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДИ ЗАКАМСКИХ УДМУРТОВ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX В.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДМУРТЫ / ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / УФИМСКАЯ И ПЕРМСКАЯ ГУБЕРНИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Садиков Ранус Рафикович

В статье на основе архивных документов и опубликованных источников рассмотрена история становления и развития школьного образования среди закамских удмуртов, ныне проживающих в Республике Башкортостан и Пермском крае. Открытие первых учебных заведений в деревнях удмуртов Уфимской и Пермской губерний, куда они административно входили в конце XIX - начале XX в., относится к 1870-м гг. Тогда в некоторых из них появились миссионерские школы и министерские инородческие училища. Вопрос об открытии школ в языческих селениях Уфимской губернии, в том числе удмуртских, специально обсуждался в Министерстве народного просвещения. Учебный процесс был основан на системе Н. И. Ильминского: преподавание велось на родном языке с привлечением учителей из инородцев. Главной целью школьного просвещения признавалось религиозно-нравственное воспитание и утверждение в православии. К началу XX в. в крае сложилась сеть удмуртских школ, основное число которых составляли одноклассные министерские училища с трехлетним курсом обучения. В 1900 г. начало действовать двухклассное Каймашабашевское вотское училище. В это время стали открываться также земские школы. К 1917 г. практически во всех крупных удмуртских поселениях функционировали школы, подчинявшиеся Министерству народного просвещения, земству и духовному ведомству. Учителя готовились в Уфимском черемисском двухклассном училище и Бирской инородческой учительской школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF SCHOOL EDUCATION AMONG THE ZAKAMYE UDMURTS (SECOND HALF OF THE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES)

In the article on the basis of archival documents and published sources the history of formation and development of school education among the Udmurts living nowadays in the Republic of Bashkortostan and Perm Krai is considered. Opening of the first schools in villages of Udmurts in Ufa and Perm provinces where they administratively entered at the end of XIX - the beginning of XX centuries, refers to 1870s. At that time, missionary schools and ministerial non-Russian schools appeared in some of them. The question of opening schools in pagan settlements of the Ufa province, including Udmurt ones, was specially discussed in Ministry of public education. The educational process was based on N. I. Ilminsky’s system: the instruction was conducted in the native language with the use of non-Russian teachers. The main goal of school education was religious and moral education and the assertion of Orthodoxy. By the beginning of the 20th century there was a network of Udmurt schools which were mostly one-class ministry colleges with the three-year education course. In 1900 the two-classed Kaymashabash votyak school began to operate. At that time zemstvo schools also began to open. By 1917 practically in all largest Udmurt settlements there were functioning schools which were subordinated to the Ministry of public education, country council and clerical department. Teachers for Udmurt schools were trained at Ufa Cheremisskaya and Birskaya non-Russian teacher schools.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДИ ЗАКАМСКИХ УДМУРТОВ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX В.)»

ИСТОРИЯ

УДК 373(=511.131):(470.57)

DOI: 10.15350/26191490.2021.1.1 Р. Р. Садиков

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДИ ЗАКАМСКИХ УДМУРТОВ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX В.)*

В статье на основе архивных документов и опубликованных источников рассмотрена история становления и развития школьного образования среди закамских удмуртов, ныне проживающих в Республике Башкортостан и Пермском крае. Открытие первых учебных заведений в деревнях удмуртов Уфимской и Пермской губерний, куда они административно входили в конце XIX - начале XX в., относится к 1870-м гг. Тогда в некоторых из них появились миссионерские школы и министерские инородческие училища. Вопрос об открытии школ в языческих селениях Уфимской губернии, в том числе удмуртских, специально обсуждался в Министерстве народного просвещения. Учебный процесс был основан на системе Н. И. Ильминского: преподавание велось на родном языке с привлечением учителей из инородцев. Главной целью школьного просвещения признавалось религиозно-нравственное воспитание и утверждение в православии. К началу XX в. в крае сложилась сеть удмуртских школ, основное число которых составляли одноклассные министерские училища с трехлетним курсом обучения. В 1900 г. начало действовать двухклассное Каймашабашевское вотское училище. В это время стали открываться также земские школы. К 1917 г. практически во всех крупных удмуртских поселениях функционировали школы, подчинявшиеся Министерству народного просвещения, земству и духовному ведомству. Учителя готовились в Уфимском черемисском двухклассном училище и Бирской инородческой учительской школе.

Ключевые слова: удмурты, школа, образование, просвещение, Уфимская и Пермская губернии.

История школьного образования среди удмуртов, а также проблемы зарождения и развития преподавания удмуртского языка в школе - одни из актуальных направлений исследований современного удмуртоведения. Первые этапы просвещения удмуртского народа в целом изучены достаточно подробно, на этот счет существует разнообразная литература [Кутявин, 2006; Помелов, 2018; Васильева, Воронцов, 2013; Субботина, 2019]. В то же время, вопросы становления и функционирования школьного образования на конкретных

* Исследование выполнено в рамках государственного задания № АААА-А21-121012290086-0 ИЭИ УФИЦ РАН на 2021-2023 гг.

архивных источниках среди закамских удмуртов -локальной группе народа, проживающей в Республике Башкортостан и Пермском крае, пока не стали предметом исчерпывающего исторического исследования, рассмотрены лишь отдельные аспекты данной темы [Черных, 2005; Садиков, 2016; Садиков, 2019а].

История становления и развития школьного образования среди «инородческого» населения Уфимской и Пермской губерний, куда относилась территория проживания закамских удмуртов во второй половине XIX - начале XX в., также хорошо освещена в исторической и научно-педагогической литературе [Черных, 2002; Малютин, 2000; Сулейма-нова, 2011; Камалиева, 2013]. В отдельных работах

рассматриваются история развития просвещения среди мусульманских народов края [Кулбахтина, 2010], чувашей [Сухарева, 2011; 2019], марийцев [Гареева, 2011; Гареева, Гареев, 2017] и т.д. В данной статье на основе архивных материалов предпринята попытка представления начальных этапов развития школьного просвещения среди удмуртов Уфимской и Пермской губерний (закамских удмуртов). В качестве источников послужили документальные материалы, извлеченные из фондов Национального архива Республики Башкортостан (НА РБ, Ф. И-11 - Канцелярия Уфимского гражданского губернатора; Ф. И-109 - Попечитель Оренбургского учебного округа; Ф. И-113 - Директор училищ Уфимской губернии; Ф. И-151 - Бирская уездная земская управа; Ф. И-223 - Инспектор народных училищ Бирского уезда; Ф. И-295 - Оренбургское магометанское духовное собрание) и опубликованные сведения.

У истоков школьного просвещения закамских удмуртов стоит православная церковь, пытавшаяся путем распространения грамотности, привлечь их в свое лоно. В 1864 г. уфимские миссионеры планировали открыть школы в марийских деревнях Мишкиной и Кильтеевой и удмуртской деревне Верхние Татышлы [НА РБ. Ф. И-11. Оп. 1. Д. 560. Л. 236, 261]. Но, в итоге миссионерские школы были открыты в начале 1865 г. только в марийских деревнях Чураевой1 и Киебаковой Бирского уезда Уфимской губернии [НА РБ. Ф. И-11. Оп. 1. Д. 560. Л. 272, 282]. Предполагалось, что там будут учиться также дети удмуртов-язычников.

Открытию миссионерских школ в удмуртских деревнях Пермской и Уфимской губерний способствовало учреждение Пермского (1872 г.) и Уфимского (1878 г.) епархиальных комитетов Православного Миссионерского общества [Сапсай, 2018, с. 121; Садиков, 2019б, с. 50], одним из главных направлений деятельности которых в конце XIX в. стало открытие школ для инородцев.

Первая школа среди закамских удмуртов была открыта стараниями Пермского епархиального

1 В архивном документе за 1864 г. отмечается, что «В деревне Чураевой школа уже имеется, но содержится на деньги, переданные из бывшего 14 кантона, пожертвованные разными лицами, а ежели с израсходованием этой суммы школа должна закрыться, то лучше оставить ее, а не устраивать в Верхних Татышлах» [НА РБ. Ф. И-11. Оп. 1. Д. 560. Л. 236].

комитета в конце 1872 г. в д. Большой Гондырь Осинского уезда Пермской губернии [О-в, 1897, с. 208; Рыбаков, 1901а, с. 1; Рыбаков, 1901б, с. 2]. В другом источнике отмечается, что школа открыта в 1873 г. [Тезяков, 1892, с. 5]. Видимо, это даты принятия решения об открытии и фактического начала работы учебного заведения [О-в, 1897, с. 206]. Первоначально школа размещалась в наемной квартире в доме учителя из местных жителей, а в 1891 г. было построено собственное здание. Школа находилась под наблюдением и руководством священника из с. Аряж Василия Корепанова [О-в, 1897, с. 210]. С открытием в 1897 г. в селе Большой Гондырь церкви, школа размещалась в специально возведенном рядом с ней здании [О-в, 1897, с. 213]. Первыми учителями в разные годы работали Тимофеев, В. Никифоров (1891 г.), М. Груздев (1897 г.), А.С. Савельев [О-в, 1897, с. 214; Никитин, 1987, с. 6; Черных, 2005, с. 222; Садиков, 2018, с. 63]. По словам очевидца, эта «школа сумела привлечь в свои стены немало вотяков, распространяя среди них не только начальное образование, но и свет христианской веры, и успела удержать вотяков от перехода в магометанство» [Рыбаков, 1901б, с. 3]. В некоторые годы численность учеников в школе доходила до 60 человек [О-в, 1897, с. 208], преподавание велось на «родном для вотяков языке» [Тезяков, 1892, с. 5].

В 1895 г. комитетом были открыты еще две школы - в деревнях Кипчак и Гожан того же уезда [Черных, 2005, с. 219]. Обучение в них проводилось по системе Н. И. Ильминского, в епархиальном комитете считали, что «предметы и методы должны быть теми же, которые введены в Казанской крещено-татарской школе» - «в первые два года - на родном языке, с постепенным переходом к преподаванию на русском языке» [Цит. по: Черных, 2005, с. 220; фото 3]. В феврале 1897 г. миссионерскую школу в Кипчаке посетил епископ Пермский Петр, где беседовал с учениками: «Владыка всех их опрашивал из закона Божия, из В. Заветной и Н. Заветной истории, и, не смотря на то, что они некрещеные, твердо рассказывали свящ. истории и в заключение пели молитвы, за что и удостоились похвалы, и Владыка всех их одарил деньгами» [О-в, 1897, с. 218].

В отчете епархиального комитета за 1897 г. отмечается, что из 12 миссионерских школ три «вотяцких» - Больше-Гондырская, Гожанская, Кипчакская. Касательно миссионерских школ в нем замечено, что «изучаются все положенные

программами начальных школ предметы, а также чтение и письмо на природном наречии учащихся инородцев. Преподается и церковное пение (хором)... Посещение школы учениками за немногими исключениями, удовлетворительно. Особое усердие к школе проявляют ученики Кипчакской школы. Учитель названной школы Даныев своим усердием и знанием дела, и добрым отношением к учащимся настолько сумел расположить детей к школе, что они охотно посещают ее и по вечерам для подготовительных занятий к следующему дню. Кроме того, Даныев иногда по праздничным дням устраивает в школе религиозно-нравственное чтение на вотяцком языке, кои посещаются как учениками, так равно и взрослыми инородцами» [Пермские, 1898, с. 103-105]. Надо отметить, что во всех населенных пунктах, где были открыты миссионерские школы, жили удмурты-язычники.

Уфимским епархиальным комитетом Православного миссионерского общества в октябре 1889 г. была открыта миссионерская школа в сельце Князеилга Бирского уезда. В 1890 г. в ней уже обучалось 25 мальчиков и 4 девочки, «все учащиеся дети крещеных вотяков» [Уфимские, 1891, с. 309]. Учитель этой школы Д. М. Белов, писал, что после бесед со священником «о необходимости открытия школы», «Вотяки сознали пользу открытия школы и школа открывается. Дети их стали учиться в школе, читать молитвы на разговорном татарском языке1 и петь их, вместо совершенно непонятного для них раньше славянского языка. Когда же в школе раздалось пение молитв на понятном для всех языке, взрослые вотяки заинтересовались этим и стали толпами посещать школу и слушать пение» [Белов, 1906, с. 472]. По данным на 1912 г., учителем в школе состоял Михаил Меркурьев, окончивший Казанскую крещено-татарскую школу, законоучителем был сельский священник Ев-фимий Бабин, из татар [Уфимские, 1913, с. 40-41]. Миссионерские школы были открыты также в д. Арибаш (1901 г., в 1912 г - учительница Екатерина Макарова, окончившая епархиальное училище, вотячка; законоучитель - священник Александр Михайлов, вотяк), д. Ново-Киргизово (1904 г., в 1912 г. - учитель Яков Сергеев, окончивший двухклассную школу, из татар; законоучитель - священник Евфимий Бабин), Бирского, д. Канлы (1902 г., в 1912 г. - Николай (Айдан) Ай-

1 Крещеные удмурты этого поселения под влиянием кряшен перешли на татарский язык общения.

канов, окончивший Уфимское черемисское двухклассное училище; законоучитель - священник Андрей Кастров) Уфимского уездов [Уфимские, 1903, с. 815; 1906, с. 1072-1073; 1913, с. 38-39, 40-41, 44-45]. Причем, первая и третья из этих поселений являлись «вотскими языческими» деревнями. Миссионерские школы действовали также в с. Исаево и д. Шидали2, где наряду с кряшенами проживали также «крещеные вотяки» [Уфимские, 1913, с. 38, 56]. Как отмечали деятели просвещения, «Знание православного вероучения и церковного пения составляет главный и существенно-необходимый предмет в миссионерских инородческих школах» Православного миссионерского общества [Рыбаков, 1900, с. 16].

В 1870-е гг. стали открываться так называемые русско-инородческие школы. В Уфимской губернии их было принято делить по вероисповеданию: христианские (чувашские, мордовские, крещено-татарские, крещено-черемисские), магометанские (русско-башкирские и русско-татарские, а также русские классы при медресе) и языческие (черемисские и вотские). С целью не допустить влияния ислама запрещалось совместное обучение детей крещеных и языческих инородцев с мусульманскими детьми и всячески поощрялось смешанное обучение с русскими. Учебный процесс основывался на системе Н. И. Ильминского: преподавание велось на родном языке с привлечением учителей из народностей учащихся [Сулейманова, 2011, с. 161, 176]. Русско-инородческие школы подчинялись Министерству народного просвещения (МНП), надзор осуществлялся инспекторами народных училищ уездов. Народные училища были одно- и двухклассными, в первых курс обучения составлял 3 года, во вторых - 5 лет. В учебную программу входили русский язык (чтение, письмо, речь), арифметика, Закон Божий, пение, практические занятия по сельскому хозяйству. В двухклассных училищах изучали также историю, географию с естествознанием, черчение и геометрию [Гареев, Гареева, 2017, с. 29].

Решение о необходимости использования в преподавании родных языков учащихся в шко-

2 Законоучителем в Шидалях в 1912 г. был священник Андрей Данаев, из татар. Можно предположить, что он, а также вышеупомянутый учитель Кипчакской школы Даныев и уездный миссионер Андрей Даныев [Садиков, 2019б, с. 54] - одно и то же лицо.

лах Министерства народного просвещения было принято еще в 1867 г. [Сухарева, 2019, с. 300]. Согласно «Правил о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» 1870 г., «конечной целью образования инородцев, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом» [Цит. по: Сухарева, 2019, с. 299]. В 1874 г. данные правила были изменены, но, как и прежде, главной целью школы по отношению к инородческому населению оставались религиозно-нравственное образование и утверждение их в христианстве. В соответствии с системой Н. И. Ильминского было решено, что «орудием первоначального обучения для племени должно быть народное наречие его: учителями инородческих школ должны быть лица из среды соответствующего племени инородцев и при том хорошо знающие русский язык или же русские, владеющие соответственным инородческим языком» [Цит. по: Сухарева, 2019, с. 301].

Вопрос об открытии школ в языческих селениях Уфимской губернии специально обсуждался в министерстве. В 1876 г. министр народного просвещения Д. А. Толстой с целью изучения этой проблемы посетил Оренбургский учебный округ. Только после получения согласия императора на открытие школ для язычников, в мае 1877 г. последовало распоряжение министерства об открытии в 11 черемисских и вотских деревнях Бирского и Белебеевского уездов Уфимской губернии языческих начальных училищ. Условием для учреждения школ являлось выделение сельскими обществами помещений, квартир для учителей и обеспечение их отоплением и сторожем за счет местного населения. В последующем состоялись сельские и волостные сходы, на которых были обсуждены эти предписания [Гареев, Гареева, 2017, с. 21].

Первые министерские училища среди закам-ских удмуртов были открыты в конце 1877 г. в деревнях Большой Качак и Старый Варяж Бир-ского уезда [НА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 327. Л. 70]. В Приговоре сельского схода Качкин-Тураевского сельского общества Киебаковской волости от 27 мая 1877 г. отмечено, что «открываемую при деревне Большом Качаке школу для обучения детей русской грамоте для себя, хотя признаем полезным, но в отводе помещения под школу и для учителя, да за даровое отопление и сторожа считаем отяготительным, так как на этот предмет потребуется денежный расход и естли считать хотя приблизительно, то никак не менее до 150 руб. сер. в год» и предложено было ограничится

одной школой для волости в д. Киебак [НА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 316. Л. 14]. Несмотря на подобный приговор, волостной сход решил: «Для обучения детей русской грамоте вторую языческую школу открыть при деревне Большом Качаке» [НА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 316. Л. 21]. Приговором же сельского схода Андреевского сельского общества Кызылъяровской волости от 8 июня 1877 г. 340 домохозяев 7 удмуртских деревень согласились открыть школу в д. Четырмановой: «Убежденные нашим г. Мировым посредником в пользе обучения наших детей русской грамоте, мы единогласно признали полезным устроить в деревне Четырмановой школу, а потому с общего всех участвующих на сходе согласия, приговорили: нанять отдельные дома под школу и для учителя с отоплением от нас обоих помещений, а для охранения школы нанять сторожа, с тем обязательством, чтобы следующия издержки за наем означенных помещений с даровым отоплением и сторожа, мы обязуемся уплачивать всем обществом по особому постановленному нами приговору» [НА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 316. Л. 31]. В инородческую школу д. Четырмановой Бирского уезда учителем был назначен Загидул-ла Ишназаров [НА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 316. Л. 8]. В документе за март 1878 г. еще упоминается учебное заведение в д. Четырманове [НА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 316. Л. 41], но в дальнейшем вместо него отмечается уже Старо-Варяжская школа с учителем Ишназаровым [НА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 316. Л. 127]. Видимо, по каким-то причинам школа была переведена в другое удмуртское поселение волости - в д. Старый Варяж Кызылъ-яровской волости.

Преподавателями в эти училища были назначены выпускники Уфимской Черемисской школы, где они усвоили «нравственныя правила и правильныя религиозныя понятия» [НА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 327. Л. 71] - вотяки Ишназаров и Минликаев. В 1878 г. в Старо-Варяжском училище обучалось 28 учеников, успехи которых были признаны довольно хорошими [НА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 328. Л. 24].

В отчете инспектора народных училищ Уфимской губернии А. Н. Баранова за 1881/1882 учебный год отмечены только два вышеупомянутых вотских училища. В Больше-Качакском училище значились 29 учащихся: 28 мальчиков и 1 девочка, обучал их Зайнакай Минликаев. Школа располагалась в наемном за казенный счет удобном доме; классная мебель состояла из шести пятиместных

парт, доски, стола и шкафа. В библиотеке имелось 597 томов книг 69 названий. Учебный год продолжался 9 месяцев. Учащиеся посещали школу довольно исправно, классная дисциплина была весьма удовлетворительной [НА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 391. Л. 24-25]. В Старо-Варяжском училище было 36 учеников, все мальчики, учителем являлся Зайдулла Ишназаров. Школа располагалась в наемном от казны, мало удобном доме, из классной мебели числились четыре пятиместных парты, доска, стол и шкаф. В библиотеке насчитывалось 397 томов книг 60 названий. Обучались 9 месяцев в году [НА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 391. Л. 42-43].

В 1885 г. в Уфимской губернии, как и ранее, имелось два вотских одноклассных училища, в которых обучалось 70 мальчиков и 2 девочки [НА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 427. Л. 29, 31]. В 1886 г. было открыто вотское училище в д. Куп-ченеево Белебеевского, в 1887 г. - в дд. Вотский Менеуз и Ташкичи, в 1890 г. в - д. Новая Кырга Бирского уезда [Памятная книжка, 1890, с. 50, 54, 58]. В 1887 г. на средства государственного казначейства была открыта школа в удмуртской деревне Сухой Кырге Больше-Гондырской волости Осинского уезда Пермской губернии [Памятная книжка, 1890, с. 27].

По данным на 1890/1891 учебный год в Уфимской губернии в ведении Оренбургского учебного округа числились такие вотские училища: христианские Купченеевское (40 мальчиков, 3 девочки вотяков; учитель Виктор Фокин, окончивший курс Казанской центральной крещено-татарской школы); Менаузское (15 мальчиков вотяков; учитель Ив. Нугаев, выпускник Казанской центральной крещено-татарской школы); языческие Больше-Качакское (3 мальчика и 1 девочка русские, 37 мальчиков вотяков; учитель Нурислан Гайнитдинов, выпускник Бирской учительской школы); Ново-Кыргинское (18 мальчиков вотяков; учитель Михаил Груздев, выпускник Бирской учительской школы); Старо-Варяжское (2 русских мальчика, 31 вотяк и 1 башкир; учитель Салик Баязитов, выпускник Бир-ской учительской школы); Ташкичинское (18 мальчиков вотяков; учитель Гильманша Байбатыров, окончивший курс Бирской учительской школы) [Памятная книжка, 1890, с. 50, 54, 58]. В Пермской губернии к этому учебному округу относилось Кыргинское вотское училище (33 вотских мальчика; учитель Павел Асафов, инородец, окончил курс в Казанской крещено-татарской центральной школе) [Памятная книжка, 1890, с. 27]. В 1893 г.

новое вотское языческое училище открывается в д. Каймашабаш Бирского уезда [НА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 473. Л. 22].

По сведениям инспектора народных училищ, в Старо-Варяжском училище обучалось 50 мальчиков (в старшем отделении - 5, среднем - 11, младшем - 34), из них 9 - были русскими из соседних поселков, «а остальные вотяки - дети местных обывателей». Размещалась школа в наемной крестьянской избе, где по требованию инспектора были подняты потолки на два венца и прорублено одно венецианское окно с южной стороны. Учителем состоял Михаил Груздев, «из окончивших курс Бирской учительской школы». «Учитель он опытный и очень трудолюбивый», с учениками говорит «исключительно на вотском языке и это большая его ошибка»; «Кроме того поставлено на вид учителю, что много им пропущено учебных дней, благодаря соблюдению им языческих вотских праздников»1. Успехи учеников были признаны удовлетворительными, за исключением учащихся младшего отделения, которые «совершенно не понимали по русски, не понимали даже слов "встань, сядь"». Они «по Закону Божью... со слов учителя выучили некоторые молитвы: "Во Имя Отца", "Пресвятая Троица", "Отче наш" и др., но так как ученики не знают русской речи, то и читали они совершенно механично, без понимания смысла и с искажением слов» [НА РБ. Ф. И-223. Оп. 1. Д. 2. Л. 34-36].

В Ново-Кыргинском училище, где обучалось 21 мальчиков и 6 девочек, из которых 5 русских и 3 черемиса, а остальные - в основном дети местных удмуртов, учительствовал Александр Михайлов («из вотяков», «один из лучших воспитанников» Бирской инородческой школы): «получил хорошую педагогическую подготовку в школе и самостоятельно трудится над дальнейшим самообразованием, изучает разные методики по предметам: Закона Божия, русского языка и арифметики и читает педагогические журналы»; «Занятия ведет основательно, толково и спокойно. Сам говорит по русски совершенно правильно и вообще обещает

1 «В отчетном году и без того много было праздничных дней, а он еще дозволяет ученикам праздновать по целым неделям местные вотские праздники, каковы "куричкон" от 18 по 25 ноября - при том и праздник-то незначительный (начало варки пива). С русскими учениками он, впрочем, в это время занимается» [НА РБ. Ф. И-223. Оп. 1. Д. 2. Л. 36].

быть хорошим учителем в будущем». Школа располагалась в наемном двухэтажном доме на краю селения. Рекомендовано было учителю обратить «особенное внимание на изучение разговорного языка вновь поступающими учениками, указано ему и средство: пособничество русских учеников и занятия по американской методе обучения инородцев Шельцеля» [НА РБ. Ф. И-223. Оп. 1. Д. 2. Л. 36-38].

В Каймашабашевском вотском инородческом училище обучалось 45 мальчиков и 5 девочек, «из них 25 чел. из деревни русской Каймаши, а остальные вотяки из деревни Каймашебашевой». Учителем состоял «природный вотяк Николай Лу-коянов, окончивший курс Казанской учительской семинарии». Он «толков от природы, получил, как видно, основательную подготовку и сразу вошел в роль учителя», «вел занятия во всех трех отделениях ровно, спокойно и с тактом», «Ученики преданы учителю, любят его и внимательно слушают». «Успехи учеников ... удовлетворительны по всем предметам», ученики младшего отделения достаточно обучены учителем русской разговорной речи. «Священник села Петровки о. Высоцкий иногда посещает Каймашабашевское училище и принимает участие в преподавании Закона Божия, так как в Каймашабашевском училище около 1/3 учащихся русских и тем более, что ученики из вотяков относятся к посещению священника с совершенно безо всякой предвзятой мысли». Оно располагалось в «доме вотяка Исеметева», школьное помещение «обширно (8 х 6 саж.), светло, приноровлено к школьным занятиям и прилично. Находится оно на конце вотской деревни, но почти на рубеже слияния ея с вышеупомянутой русской Каймашой» [НА РБ. Ф. И-223. Оп. 1. Д. 2. Л. 39-41].

В Больше-Качаковском инородческом училище обучалось 48 мальчиков и 2 девочки, из которых 4 мальчика и 2 девочки были русскими, «остальные же вотяки - дети местных обывателей». Учительствовал Афанасий Иванов, окончивший курс в Казанской учительской семинарии. «Учитель Афанасий Иванов во всяком случае ценный учитель: разумный и совершенно трезвый. Кроме того местные жители и школьники относятся к нему с полным доверием и уважением». Школьное помещение «поместительное относительно количества обучающихся в нем, но холодно и печи дымят. Предложено учителю озаботиться подысканием более удобного помещения для классных занятий» [НА РБ. Ф. И-223. Оп. 1. Д. 2. Л. 43-46].

Вотско-Менаузское вотское училище помещается в наемной крестьянской избе, хотя и ветхой, но светлой и теплой. Обучалось 12 мальчиков и 4 девочки, «все учащиеся вотяки-христиане, за исключением 1 мухамеданина из татар». «Открытие училища в этой деревне имеет целию укрепление жителей в православии, что отчасти и достигается, поэтому, несмотря на малочисленность учащихся в училище, оно здесь совершенно необходимо, тем более, что соседнее Ташки-чинское вотское училище закрыто». Учителем состоял окончивший курс Казанской двухклассной крещенотатарской школы Иван Нугаев (из крещеных татар), он «не получивши специальной подготовки, старается приобрести педагогические приемы в обучении, усердно относится к своим занятиям и можно надеяться, что из него выработается хороший учитель». «По Закону Божию занимается он же, Нугаев, под наблюдением священника соседнего села Князиелги Алексея Сизова» [НА РБ. Ф. И-223. Оп. 1. Д. 2. Л. 85-86].

В отчете о состоянии народных училищ Уфимской губернии за 1893 г. отмечается, что «Образование инородцев черемис и вотяков идет в общем довольно успешно: те и другие охотно отдают своих детей в обучение, почему количество учащихся год от году все более и более увеличивается», но «Успешнее прививается образование к черемисам, нежели к вотякам, так как черемисы более способны к умственному развитию, нежели вотяки, и притом менее склонны сближаться с татарами и влиянию на них магометанства, нежели последние» [НА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 473. Л. 22].

В 1896 г. в Бирском уезде насчитывалось шесть удмуртских учебных заведений: в Новой Кирге, Каймашабаше, Вотском Менеузе, Князь-Елге, Старом Варяже и Большом Качаке [Полный список, 1896, с. 147-204]. Все они относились к ведомству МНП, кроме Князь-Елгинской школы. В 1898 г. в Бирском уезде были открыты четыре новых вотских училища в Байшадах, Киссияре, Можге и Верхних Татышлах [НА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 519. Л. 100, 103; Ф. И-109. Оп. 1. Д. 145. Л. 4-7]. Открытие школы в вотской деревне Киссияр обосновывалось, например, тем, что она «оторвана от прочих вотских селений и окружена башкирскими деревнями, поэтому население этой деревни весьма подвержено магометанскому влиянию, в противовес которому особенно желательно учреждение здесь училища. С детьми русских, проживающих на мельницах, в лавках ближайших деревень,

можно разчитывать человек на 30 учащихся» [НА РБ. Ф. И-109. Оп. 1. Д. 145. Л. 5]. Учителем в Кассияровское министерское училище был определен Николай Абратов, бывший заведующий Уфимской Черемисской школой [НА РБ. Ф. И-223. Оп. 2. Д. 2. Л. 2; Гареев, Гареева, 2017, с. 19].

В 1900 г. состоялось преобразование Кайма-шабашевского одноклассного вотского училища в двухклассное [НА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 534. Л. 11]. В 1903 г. было построено собственное двухэтажное здание. На первом этаже в одной половине располагался интернат, на втором - проходили учебные занятия. В интернате («Там помещается спальня учеников и кухня со столовой в ней») в 1903 г. жили 12 мальчиков-вотяков, «окончивших курс в одноклассных вотских училищах, близких к д. Каймашабашу, и поступивших во второй класс 2-х классного училища». Кроме одежды, воспитанники интерната получали также полное содержание [НА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 567. Л. 120, 132]. В 1902-1908 гг. учителем в данной школе работал Максим Прокопьев - известный удмуртский просветитель, революционер [Павлов, 1993, с. 28-35; фото 4]. В 1903 же году открылись два вотских училища в дд. Ташкичи и Мамады Бирского уезда [НА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 567. Л. 115].

В начале XX столетия для удмуртского населения Пермской и Уфимской губерний более активно начали открываться также земские школы. В 1899/1900 учебном году вотские миссионерские школы Пермской губернии были переданы в подчинение Осинской уездной земской управы [Черных, 2005, с. 222]. В 1900/1901 учебном году земством были открыты начальное училище в Верхнем Гондыре и школа грамоты в Барабане [Черных, 2005, с. 223]. Сообщалось, что «посещают классы инородцы весьма неисправно. Это происходит оттого, что вотское население весьма усердно занимается сельским хозяйством., а также оттого, что у вотяков совершается много праздников, молений, на которых участвуют и дети», но в то же время отмечали, что «вотяки имеют сильное стремление к продолжению образования. Многие из них по окончании курса в своей школе, не имея никаких средств, часто пешком, с одной котомкой за плечами, отправляются для продолжения образования в Карлыганскую 2-х классную школу Уржумского уезда» [Цит. по: Черных, 2005, с. 223]. В 1911 г. школа в Большом Гондыре была преобразована в двухкласное земское училище, учителем был назначен Гавриил

Прокопьев - известный удмуртский просветитель. По воспоминаниям старожилов, местные жители называли его Бадзын укытйсь - Большой учитель. В 1914 г. было построено кирпичное здание школы [Садиков, 2018, с. 60, 63-64; фото 1-2].

В 1900 г. на средства земства было открыто Четырмановское училище Бирского уезда [НА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 534. Л. 11]. В документах Уфимского губернского земства по народному образованию отмечалось, что «для органов местного самоуправления, более чем для всяких других ведомств и установлений, в этом деле не должно быть "ни эллин, ни иудей", не должно быть разделения на сыновей и пасынков; неоспоримо, наконец, что блага просвещения одинаково нужны всем и каждому» [Григорьев, 1910, с. 125]. По мнению исследователей, земские школы заметно отличались от министерских и церковно-приходских: в них активно внедрялись эффективные приемы школьной методики - звуковой метод обучения грамоте, объяснительное чтение, наглядное обучение и т.д. Деятельность земств по распространению начального образования позволила приступить к реализации введения всеобщего обучения. Так, например, в Бирском уезде оно начало осуществляться с 1910 г. [Азаматова, 2000, с. 19-20].

К 1 января 1901 г. в Бирском уезде состояло 1 христианское одноклассное, 1 языческое двухклассное и 11 языческих одноклассных вотских инородческих училищ [НА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 534. Л. 11]. В 1906 г. в Уфимской губернии школы числились в 16 удмуртских населенных пунктах. Они были четырех типов: министерские1 и миссионерские2 училища, земские3 и церков-но-приходские4 школы [Полный алфавитный список, 1906, с. 95-188]. Каймашабашевская школа считалась двухклассным министерским училищем. К 1 января 1909 г. в 1 районе Бирского уезда числилось 8 языческих вотских училища, где обучалось 240 мальчиков и 32 девочки, во 2 районе - 1 христианское и 9 языческих училищ, 296 мальчиков и 27 девочек. Из всех учебных заведений в постройке собственных зданий нуждались Больше-Качакское,

1 Каймашабаш (двухклассное), Мамады, Большой Качак, Нижний Тыхтем, Старый Варяж, Байшады, Ново-Асафова, Калмияр, Купченеево.

2 Вотский Менеуз, Вотские Шидали, Ташкичи.

3 Можга, Верхние Татышлы, Новые Татышлы.

4 Князь-Елга.

Киссияровское и Мамадинское училища. При Каймашабашевском и Вотско-Менеузском училищах имелись интернаты. В Больше-Качакском училище функционировал педагогический музей, коллекция которого состояла из 11 птичьих чучел, яиц и небольшого количества минералов [НА РБ. Ф. И-223. Оп. 1. Д. 3. Л. 3; Д. 4. Л. 1, 4, 16]. В последующие годы учебные заведения были открыты во всех крупных удмуртских поселениях губерний. Например, в 1914 г.образовано вотское однокласс-ное училище в д. Больше-Туганеево Бирского уезда [НА РБ. Ф. И-223. Оп. 1. Д. 31. Л. 14]. По данным на 1915 г. в Уфимской губернии в удмуртских селениях имелось уже 14 министерских одноклассных1, 1 министерское двухклассное2, 15 земских одно-классных3 и 4 одноклассных духовного ведомства4 начальных училища [Список учебных заведений, 1915, с. 1-58]. В Пермской губернии в 1916 г. числились земские двухклассное училище в Большом Гондыре и одноклассные - в Барабане, Большом Гондыре, Гожане, Кипчаке, Сухой Кырге, Вотском Шагирте, Вотской Ураде, т.е. практически во всех удмуртских деревнях Осинского уезда [Черных, 2005, с. 224]. В Бирском уезде в 1917 г. насчитывалось 12 министерских, 2 духовного ведомства и 14 земских начальных школ [НА РБ. Ф. И-151. Оп. 2. Д. 6. Л. 6-335].

Школы для нерусских народов в начале XX в. руководствовались «Правилами о начальных училищах для инородцев, живущих в Восточной и Юго-Восточной России» 1906 г. Согласно им, родной язык становился самостоятельным предметом изучения [Камалиева, 2013, с. 16]. В Уфимской губернии «Эти новые правила стали вводиться в жизнь при недостаточности средств к их выпол-

1 Купченеевское, Байшадинское, Бикзяновское, Больше-Качакское, Вотско-Менеузское, Калмия-ровское, Кизганбашевское, Киссияровское, Мама-динское, Нижне-Тыхтемское, Ново-Асафовское, Ново-Кыргинское, Старо-Варяжское, Ташкичин-ское.

2 Каймашебашевское.

3 Алтаевское, Андреевское, Бигинеевское, Верхне-Татышлинское, Кызылъяровское, Мак-симовское, Мало-Качакское, Можгинское, Ниж-не-Балтачевское, Ново-Татышлинское, Норканов-ское, Четырмановское, Чикашское, Шудиковское, Юдинское.

4 Арибашевское, Князь-Илгинское, Ново-Кирги-зовское, Канлинское.

нению. Основное требование их - преподавание на родном языке в течение первых двух лет обучения не могло быть осуществлено в должной степени за отсутствием достаточного количества учебных книг на родных для учащихся наречиях», «При определении на должность учителя в инородческие училища большое затруднение представляет приискание кандидатов инородцев, которые владели бы хорошо русским языком и вместе с тем были ознакомлены с методическими приемами преподавания в начальной школе» [НА РБ. Ф. И-223. Оп. 1. Д. 3. Л. 14]. Закон Божий не преподавался во многих инородческих языческих училищах, «частию потому, что учителями в них состоят лица языческой веры, частию по не желанию родителей учащихся (преимущественно в вотских училищах)» [НА РБ. Ф. И-223. Оп. 1. Д. 4. Л. 3]. В 1913 г. школьные правила были дополнены, в частности, предписывалось обратить особое внимание на преподавание русского языка в первые же годы обучения в школе [Камалиева, 2013, с. 17].

В конце XIX - начале XX в. в некоторых удмуртских деревнях функционировали мусульманские школы мектеб и медресе; их посещали дети исламизированных удмуртов. Первая такая школа среди удмуртов была открыта в 1860-х гг. в д. Гаребашево Бирского уезда, где часть жителей к тому времени перешла в ислам. По их приглашению в деревне поселился удмурт-мусульманин Фейзулла Иманов, который неофициально проводил богослужения и обучал «магомеданской грамоте детей магомеданских родителей» [НА РБ. Ф. И-295. Оп. 3. Д. 8188. Л. 4]. В 1880 г. он выдержал экзамен на знание правил мусульманской религии, «по которому оказался быть способным имам хатыпом и мугаллимом» [НА РБ. Ф. И-295. Оп. 4. Д. 12262. Л. 2]. В 1891 г. был испытан его сын Муртаза Файзуллин, который «оказался быть способным муазином и мугаллимом сабияном» [НА РБ. Ф. И-295. Оп. 4. Д. 17816. Л. 2]. Таким образом, в д. Гаребашево действовало медресе, где мугаллимом (учителем) был Фейзулла Иманов, а мугаллим сабияном (учителем младших классов) являлся его сын Муртаза Файзуллин. Сохранились также другие дела о назначении мусульманского духовенства с учительскими званиями. Например, в Нижних Татышлах в 1885 г. мугаллимом являлся Габдулихсан Губайдуллин, а мугаллим сабия-ном - Зидиган Ярмухаметов, происходивший от

удмуртов-язычников [НА РБ. Ф. И-295. Оп. 4. Д. 20167. Л. 2, 3]. В 1880-е гг. мусульманская школа была открыта в Верхнем Гондыре Осин-ского уезда, ее содержал местный житель Абдул-ла Фаткуллин. После открытия в 1898 г. мечети в Большом Гондыре, он же основал там мектеб, где мугаллим-сабияном был Хатмулла Сахаутдинов [Рыбаков, 1901б, с. 5, 8; НА РБ. Ф. И-295. Оп. 3. Д. 14618. Л. 23]. В этих школах, существовавших при мечетях, обучали детей основам ислама, арабской грамоте, арифметике, чтению Корана; учебный процесс велся на татарском языке.

Первоначальные кадры для удмуртских школ, как уже было отмечено, готовились в Уфимском черемисском двухклассном училище, открытом в 1870 г. Основную часть обучающихся (в разные годы от 15 до 39 человек) составляли марийцы, небольшую - удмурты («две трети из них были черемисы, остальная треть - вотяки»). Пятилетний курс обучения включал знакомство с элементарными правилами русского языка, двумя частями арифметики, с отечественной историей и окружающей природой, географией всех частей света, изучение священной истории Ветхого и Нового Завета, катехизиса, православной литургии с церковным пением [Темперов, 1876, № 49, 50]. Заведующим и учителем был назначен местный приходской священник Иоанн Темперов, с 1874 г. его помощником являлся Николай Абра-тов, учитель из черемис, который с 1879 г. стал и заведующим. В 1876 г. данное учебное заведение перешло в ведение Министерства народного просвещения. Основной целью черемисской школы было обучение грамоте и началам православного вероучения детей язычников края1 [Темперов, 1876, № 51].

В 1882 г. была открыта Бирская инородческая учительская школа. Здесь готовили учителей для марийских, удмуртских и чувашских школ. Со времени открытия и до 1900 г. в учебном заведении получили образование 75 марийцев, 28 русских,

1 «Цель школы. Это - путем умственного и нравственного развития детей поколебать суеверия черемис и вотяков, ослабить влияние на них магометан, ознакомив детей с русским языком и русскими нравами и добрыми навыками и по желанию детей, когда они станут приходить в должный возраст, привести к познанию истины Христовой, чрез св. Крещение» [Темперов, 1876, № 49].

15 чувашей, 10 удмуртов, 3 зырянина, 2 мордвина и по 1 пермяку и кряшену [Учреждение, 1902, с. 3-7]. Среди окончивших его удмуртов числились учителя Метелев Яков (православный, работал в одной из церковно-приходских школ), Гайнит-динов Нурислам, Исиметов Миншат (учитель Старо-Варяжского инородческого училища, после крещения - Груздев Михаил), Шамраев Сайран, Михайлов Александр (учитель Ново-Кыргинского училища), Куснияров Кистий [Отчет о состоянии, 1896, с. 109-119].

Несмотря на все трудности и недоработки в организации школьного обучения, первые школы в удмуртских поселениях Уфимской и Пермской губерний оставили неизгладимый след в истории народа, т.к. именно среди учителей этих учебных заведений зародились первые ростки удмуртского национального движения, они внесли большой вклад в просвещение и становление национального самосознания удмуртов.

Таким образом, можно отметить, что развитие школьного образования среди удмуртов Уфимской и Пермской губерний в конце XIX - начале XX в. шло в общем русле развития народного просвещения в России. Вопрос об открытии школ среди язычников края, в том числе и удмуртов, специально рассматривался в МНП. Первые учебные заведения в удмуртских деревнях региона появились в 1870-е гг., когда в некоторых из них были открыты миссионерские школы и министерские инородческие училища. Основной целью школьного просвещения среди удмуртов-язычников, наряду с распространением грамотности, признавалось религиозно-нравственное воспитание в духе православия. Учебный процесс основывался на системе Н. И. Ильминского: преподавание в первые годы велось на удмуртском языке с привлечением учителей из инородцев. К началу XX столетия сложилась сеть удмуртских учебных заведений края, основную часть которых составляли одноклассные министерские и земские училища, в меньшем количестве имелись также миссионерские и церковно-приходские школы. В поселениях исламизированных удмуртов распространением грамотности и обучением религиозным правилам занимались мектебы и медресе - мусульманские школы при мечетях. Подготовку учительских кадров вели Уфимское черемисское двухклассное училище и Бирская инородческая учительская школа.

Фото 1, 2. Здание Большегондырской школы, построенной в 1914 г. С. Большой Гондыр Куединского района Пермского края. 2010 г. Фото Р. Р. Садикова

Фото 3. Титульный лист учебника русского языка для удмуртов, изданного в Казани в 1892 г. Научная библиотека УФИЦ РАН

Фото 4. Автограф учителя Каймашабашевского двухклассного инородческого училища Максима Прокопьева. 1908 г. НА РБ. Ф. И-223. Оп. 1. Д. 15. Л. 2

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

НА РБ - Национальный архив Республики Башкортостан (Уфа).

Азаматова, 2000 - Азаматова Г. Б. Деятельность Уфимского земства в области народного образования (1874-1917 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 2000. 25 с.

Белов, 1906 - Белов Д. М. Как велика польза учения детей инородцев в школе и отправление богослужений в храме на их родном языке // Пермские епархиальные ведомости. 1906. № 23. С. 470-473.

Васильева, Воронцов, 2013 - Васильева О. И., Воронцов В. С. Национальная школа в Удмуртии: история и современность // Ежегодник финно-угорских исследований. 2013. № 2. С. 70-85.

Гареева, 2011 - Гареева М. П. Особенности развития начального образования среди марийцев Уфимской губернии во второй половине XIX - начале XX века // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2011. № 3. Ч. 2. С. 48-51.

Гареева, Гареев, 2017 - Гареева М. П., Гареев И. С. Бирская инородческая учительская школа (1882-1917 гг.). Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2017. 156 с.

Григорьев, 1910 - Григорьев П. Н. Очерк деятельности Уфимского губернского земства по народному образованию. 1875-1910 гг. Уфа, 1910. 160 с.

Камалиева, 2013 - Камалиева Г. Ф. Развитие образования нерусских народов Башкирии в 1870-1917 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 2013. 26 с.

Кулбахтина, 2010 - Кулбахтина А. З. Реформирование традиционной школы мусульман в Башкирии на рубеже XIX-XX веков.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 2010. 29 с.

Кутявин, 2006 - Кутявин А. Н. Формирование и развитие системы общего и профессионального образования в Удмуртии второй половины XIX - начале XX века: дис. ... канд. ист. наук. Ижевск, 2006. 322 с.

Малютин, 2000 - Малютин И. П. Становление и развитие национальной школы в Республике Башкортостан: дис. . канд. пед. наук. Уфа, 2000. 219 с.

Никитин, 1987 - Никитин В. К. История села Большой Гондырь Куединского района Пермской области. 1987 г. Рукопись. 25 л. / Большегондырский сельский краеведческий музей.

О-в, 1897 - О-в П. Г. Освящение храма в Большом Гондыре - вотяцкой деревне Осинского уезда // Пермские епархиальные ведомости. 1897. № 6. С. 205-219.

Отчет о состоянии, 1896 - Отчет о состоянии Бирской инородческой учительской школы и начального при ней училища за 1895 (гражданский) год. Казань, 1896. 144 с.

Павлов, 1993 - Павлов Н. П. Максим Прокопьев. Документальный очерк. Ижевск: Удмуртия, 1993. 160 с.

Памятная книжка, 1890 - Памятная книжка Оренбургского учебного округа на 1890-1891 учебный год. Оренбург, 1890. 63 с.

Пермские, 1898 - Пермские епархиальные ведомости. 1898. № 6. С. 98-116.

Полный алфавитный список, 1906 - Полный алфавитный список всех населенных мест Уфимской губернии. Уфа, 1906. 488 с.

Полный список, 1896 - Полный список населенных мест Уфимской губернии. Уфа, 1896. 545 с.

Помелов, 2018 - Помелов В. Б. Просвещение нерусских народов Вятского края (XIX - начало XX вв.). Киров: Вятский государственный университет, 2018. 219 с.

Рыбаков, 1900 - Рыбаков С. Ислам и просвещение инородцев Уфимской губернии. СПб., 1900. 28 с.

Рыбаков, 1901а - Рыбаков С. Просвещение инородцев в Пермской губернии. СПб., 1901. 8 с.

Рыбаков, 19016 - Рыбаков С. Русское просвещение и магометанская пропаганда в селе Б. Гондыре Осинского уезда Пермской губернии. СПб., 1901. 8 с.

Садиков, 2016 - Садиков Р. Р. Из истории просвещения закамских удмуртов (открытие первых школ) // Финно-угроведение. 2016. № 1. С. 71-83.

Садиков, 2018 - Садиков Р. Р. Село Большой Гондырь в первые десятилетия XX века: новый источник по истории и этнографии закамских удмуртов // Документы и материалы по истории и этнографии народов Южного Урала. Вып. 2. Уфа, 2018. С. 59-74.

Садиков, 2019а - Садиков Р. Р. Из истории удмуртских школ Башкортостана и Пермского края // Археография Южного Урала: 75 послевоенных лет в истории России: материалы XIX Всеросс. научно-практич. конф. Уфа, 2019. С. 194-203.

Садиков, 20196 - Садиков Р. Р. Миссионерская деятельность Православной церкви среди финно-угорского населения Уфимской губернии в XIX - начале XX в. // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2019. № 3. С. 48-61.

Сапсай, 2018 - Сапсай А. В. Участие Православного миссионерского общества в развитии инородческой миссии в Пермской епархии во второй половине XIX - начале XX вв. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 3. С. 117-137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список учебных заведений, 1915 - Список учебных заведений Уфимской губернии к 1 января 1915 г. Уфа, 1915. 63 с.

Субботина, 2019 - Субботина А. М. Решение вопроса об этнокультурной специфике школьного образования в Вятской губернии в 1860-1870-е гг. // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. 2019. № 1. С. 12-19.

Сулейманова, 2011 - Сулейманова Л. Ш. История становления и развития национальных школ народов Башкортостана в XX в. Уфа: Нефтегазовое дело, 2011. 455 с.

Сухарева, 2019 - Сухарева И. В. Историко-культурное развитие чувашей Башкортостана (XVIII - начало XX века). Уфа: Башк. энцикл., 2019. 488 с.

Сухарева, 2011 - Сухарева И. В. Об открытии школ Министерства народного просвещения (МНП) в чувашских населенных пунктах Уфимской губернии (вторая половина XIX - начало XX века) // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. История. 2011. № 1. С. 92-96.

Тезяков, 1892 - Тезяков Н. Вотяки Больше-Гондырской волости. Медико-статистический и антропологический очерк. Чернигов, 1892. 87 с.

Темперов, 1876 - Темперов И. А. Черемисская школа в Уфе // Уфимские губернские ведомости. 1876. № 47-51.

Уфимские, 1891 - Уфимские епархиальные ведомости. 1891. № 23. С. 836-851; 302-333.

Уфимские, 1903 - Уфимские епархиальные ведомости. 1903. № 12. С. 769-832.

Уфимские, 1906 - Уфимские епархиальные ведомости. 1906. № 17. С. 1027-1092.

Уфимские, 1913 - Уфимские епархиальные ведомости. 1913. № 16. Прил. С. 1-53.

Учреждение, 1902 - Учреждение Бирской инородческой учительской школы // Циркуляр по Оренбургскому учебному округу. 1902. № 9-10. Прил. С. 1-47.

Черных, 2002 - Черных А. В. Национальное образование в Прикамье в XIX - начале XX в. // Этнокультурные аспекты обновления содержания образования. Сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. Пермь, 2002. С. 74-76.

Черных, 2005 - Черных А. В. Национальное образование куединских удмуртов: история и современное состояние // Этнические культуры и современная школа: материалы межрегион. научно-практич. конф. Пермь, 2005. С.218-227.

REFERENCES

Natsional'nyi arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archive of the Republic of Bashkortostan] (Ufa). (in Russian)

Azamatova G. B. Deyatel'nost' Ufimskogo zemstva v oblasti narodnogo obrazovaniya (1874-1917 gg.) [The activity of Ufa country council in the field of public education (1874-1917)]: PhD dissertation abstract. Ufa, 2000. 25 p. (in Russian)

Belov D. M. Kak velika pol'za ucheniya detei inorodtsev v shkole i otpravlenie bogosluzhenii v khrame na ikh rodnom yazyke [How great is the benefit of teaching pupils of non-Russian descents in school and conducting church services in their native language] // Permskie eparkhial'nye vedomosti [Perm eparchial Bulletin]. 1906. № 23. Pp. 470-473. (in Russian)

Vasil'eva O. I., Vorontsov V. S. Natsional'naya shkola v Udmurtii: istoriya i sovremennost' [National School in Udmurtia: History and Modernity] // Ezhegodnik finno-ugorskikh issledovanii [Yearbook of Finno-Ugric Studies]. 2013. № 2. Pp. 70-85. (in Russian)

Gareeva M. P. Osobennosti razvitiya nachal'nogo obrazovaniya sredi mariitsev Ufimskoi gubernii vo vtoroi polovine XIX - nachale XX veka [Features of the development of elementary education among the Mari of Ufa prov-

ince in the second half of the XIX - early XX century] // Vestnik ChGPU im. I. Ya. Yakovleva [I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin]. 2011. № 3. Part. 2. Pp. 48-51. (in Russian)

Gareeva M. P., Gareev I. S. Birskaya inorodcheskaya uchitel'skaya shkola (1882-1917 gg.) [Birsk non-Russian teacher's school (1882-1917)]. Birsk: Birskii filial BashGU, 2017. 156 p. (in Russian)

Grigor'ev P. N. Ocherk deyatel'nosti Ufimskogo gubernskogo zemstva po narodnomu obrazovaniyu. 1875-1910 gg. [Essay about the activities of the Ufa provincial country council for public education. 1875-1910]. Ufa, 1910. 160 p. (in Russian)

Kamalieva G. F. Razvitie obrazovaniya nerusskikh narodov Bashkirii v 1870-1917 gg. [The development of education of non-Russian peoples of Bashkiria in 1870-1917]: PhD dissertation abstract. Ufa, 2013. 26 p. (in Russian) Kulbakhtina A. Z. Reformirovanie traditsionnoi shkoly musul'man v Bashkirii na rubezhe XIX-XX vekov. [Reforming the traditional school of Muslims in Bashkiria at the turn of the XIX-XX centuries]: PhD dissertation abstract. Ufa, 2010. 29 p. (in Russian)

Kutyavin A. N. Formirovanie i razvitie sistemy obshchego i professional'nogo obrazovaniya v Udmurtii vtoroi poloviny XIX - nachale XX veka [Formation and development of general and professional education system in Udmurtia in the second half of the XIX - early XX century]: PhD dissertation abstract. Izhevsk, 2006. 322 p. (in Russian) Malyutin I. P. Stanovlenie i razvitie natsional'noi shkoly v Respublike Bashkortostan [Formation and development of the national school in the Republic of Bashkortostan]: PhD dissertation abstract. Ufa, 2000. 219 p. (in Russian)

Nikitin V. K. Istoriya sela Bol'shoi Gondyr' Kuedinskogo raiona Permskoi oblasti. 1987 g. Rukopis'. 25 l. [History of the Bolshoi Gondyr village of Kueda district, Perm region. Manuscript. 25 sheets] / Bol'shegondyrskii sel'skii kraevedcheskii muzei [Bolshoi Gondyr village Museum of local lore]. (in Russian)

O-v P. G. Osvyashchenie khrama v Bol'shom Gondyre - votyatskoi derevne Osinskogo uezda [Consecration of the church in Bolshoi Gondyr - Votyak village in Osa district] // Permskie eparkhial'nye vedomosti [Perm eparchial Bulletin]. 1897. № 6. Pp. 205-219. (in Russian)

Otchet o sostoyanii Birskoi inorodcheskoi uchitel'skoi shkoly i nachal'nogo pri nei uchilishcha za 1895 (grazh-danskii) god [Report on the condition of the Birsk non-Russian teacher's school and the elementary school for 1895 (civil)]. Kazan', 1896. 144 p. (in Russian)

Pavlov N. P. Maksim Prokop'ev. Dokumental'nyi ocherk [Maksim Prokopyev. A documentary essay]. Izhevsk: Udmurtiya, 1993. 160 p. (in Russian)

Pamyatnaya knizhka Orenburgskogo uchebnogo okruga na 1890-1891 uchebnyi god [Memorable book of the Orenburg school district for the 1890-1891 school year]. Orenburg, 1890. 63 p. (in Russian)

Permskie eparkhial'nye vedomosti [Perm eparchial Bulletin]. 1898. № 6. Pp. 98-116. (in Russian) Polnyi alfavitnyi spisok vsekh naselennykh mest Ufimskoi gubernii [Full alphabetical list of all settlements in Ufa province]. Ufa, 1906. 488 p. (in Russian)

Polnyi spisok naselennykh mest Ufimskoi gubernii [Full list of all settlements in Ufa province]. Ufa, 1896. 545 p. (in Russian)

Pomelov V. B. Prosveshchenie nerusskikh narodov Vyatskogo kraya (XIX - nachalo XX vv.) [Enlightenment of non-Russian peoples of the Vyatka Region (XIX - early XX centuries)] / Vyatka State University. Kirov, 2018. 219 p. (in Russian)

Rybakov S. Islam i prosveshchenie inorodtsev Ufimskoi gubernii [Islam and the enlightenment of the non-Russians of Ufa province]. SPb., 1900. 28 p. (in Russian)

Rybakov S. Prosveshchenie inorodtsev v Permskoi gubernii [Enlightenment of non-Russian peoples in Perm province]. SPb., 1901. 8 p. (in Russian)

Rybakov S. Russkoe prosveshchenie i magometanskaya propaganda v sele B. Gondyre Osinskogo uezda Permskoi gubernii [Russian enlightenment and Mohammedan propaganda in B. Gondir village in Osa district of Perm province]. SPb., 1901. 8 p. (in Russian)

Sadikov R. R. Iz istorii prosveshcheniya zakamskikh udmurtov (otkrytie pervykh shkol) [From the history of enlightenment of the Zakamye Udmurts (opening of the first schools)] // Finno-ugrovedenie [Finno-Ugric Studies]. 2016. № 1. Pp. 71-83. (in Russian)

Sadikov R. R. Selo Bol'shoi Gondyr' v pervye desyatiletiya XX veka: novyi istochnik po istorii i etnografii zakamskikh udmurtov [Bolshoi Gondyr village in the first decades of the XX century: a new source for the history and ethnography of the Udmurts from Zakamia] // Dokumenty i materialy po istorii i etnografii narodov Yuzhnogo

Urala [Documents and materials on the history and ethnography of the Southern Urals peoples]. Issue 2. Ufa, 2018. Pp. 59-74. (in Russian)

Sadikov R. R. Iz istorii udmurtskikh shkol Bashkortostana i Permskogo kraya [From the history of udmurt schools in Bashkortostan and Perm krai] // Arkheografiya Yuzhnogo Urala: 75 poslevoennykh let v istorii Rossii: materialy XIX Vseross. nauchno-praktich. konf. [Archaeography of the Southern Urals: 75 Postwar Years in Russian history: Materials of the XIX All-Russian scientific and Practical conference]. Ufa, 2019. Pp. 194-203. (in Russian)

Sadikov R. R. Missionerskaya deyatel'nost' Pravoslavnoi tserkvi sredi finno-ugorskogo naseleniya Ufimskoi gubernii v XIX - nachale XX v. [Missionary activity of the Orthodox church among the Finno-Ugric population of Ufa province in the XIX- early XX century] // Vestnik NII gumanitarnykh nauk pri Pravitel'stve Respubliki Mor-doviya [Bulletin of the Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia]. 2019. № 3. Pp. 48-61. (in Russian)

Sapsai A. V. Uchastie Pravoslavnogo missionerskogo obshchestva v razvitii inorodcheskoi missii v Permskoi eparkhii vo vtoroi polovine XIX - nachale XX vv. [Participation of the Orthodox Missionary Society in the development of the foreign mission in the Perm diocese in the second half of the XIX - early XX centuries] // Vestnik Ekaterin-burgskoi dukhovnoi seminarii [Bulletin of Ekaterinburg Theological Seminary]. 2018. № 3. Pp. 117-137. (in Russian) Spisok uchebnykh zavedenii Ufimskoi gubernii k 1 yanvarya 1915 g. [The list of educational institutions of Ufa province by January 1, 1915]. Ufa, 1915. 63p. (in Russian)

Subbotina A. M. Reshenie voprosa ob etnokul'turnoi spetsifike shkol'nogo obrazovaniya v Vyatskoi gubernii v 1860-1870-e gg. [Resolving the issue of ethno-cultural specificity of school education in Vyatka province in 1860-1870s] // Istoriko-kul'turnoe nasledie narodov Uralo-Povolzh'ya [Historical and cultural heritage of the Ural-Volga region peoples]. 2019. № 1. Pp. 12-19. (in Russian)

Suleimanova L. Sh. Istoriya stanovleniya i razvitiya natsional'nykh shkol narodov Bashkortostana v XX v. [History of the formation and development of national schools of the peoples of Bashkortostan in the XX century]. Ufa: Neftegazovoe delo, 2011. 455 p. (in Russian)

Sukhareva I. V. Istoriko-kul'turnoe razvitie chuvashei Bashkortostana (XVIII - nachalo XX veka) [Historical and cultural development of the Chuvash people of Bashkortostan (XVIII - early XX century)]. Ufa: Bashk. entsikl., 2019. 488 p. (in Russian)

Sukhareva I. V. Ob otkrytii shkol Ministerstva narodnogo prosveshcheniya (MNP) v chuvashskikh naselennykh punktakh Ufimskoi gubernii (vtoraya polovina XIX - nachalo XX veka) [About the opening of schools of the Ministry of national enlightenment in the Chuvash settlements of Ufa province (second half of XIX - early XX century)] // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya [Bulletin of Chelyabinsk State University. History]. 2011. № 1. Pp. 92-96. (in Russian)

Tezyakov N. Votyaki Bol'she-Gondyrskoi volosti. Mediko-statisticheskii i antropologicheskii ocherk [Votyaks of Bolshoi-Gondir volost. Medical, statistical and anthropological sketch]. Chernigov, 1892. 87 p. (in Russian)

Temperov I. A. Cheremisskaya shkola v Ufe [Cheremis school in Ufa] // Ufimskie gubernskie vedomosti [Ufa province Gazette]. 1876. № 47-51. (in Russian)

Ufimskie eparkhial'nye vedomosti [Ufa Eparkhial Bulletin]. 1891. № 23. S. 836-851; 302-333. (in Russian) Ufimskie eparkhial'nye vedomosti [Ufa Eparkhial Bulletin]. 1903. № 12. S. 769-832. (in Russian) Ufimskie eparkhial'nye vedomosti [Ufa Eparkhial Bulletin]. 1906. № 17. S. 1027-1092. (in Russian) Ufimskie eparkhial'nye vedomosti [Ufa Eparkhial Bulletin]. 1913. № 16. Pril. Pp. 1-53. (in Russian) Uchrezhdenie Birskoi inorodcheskoi uchitel'skoi shkoly [The foundation of Birsk non-Russian teacher's school] // Tsirkulyar po Orenburgskomu uchebnomu okrugu [Circular in the Orenburg school district]. 1902. № 9-10. Pp. 1-47. (in Russian)

Chernykh A. V. Natsional'noe obrazovanie v Prikam'e v XIX - nachale XX v. [National education in Kama region in XIX - the beginning of XX century] // Etnokul'turnye aspekty obnovleniya soderzhaniya obrazovaniya: Sb. materialov mezhregion. nauch.-prakt. konf. [Ethno-cultural aspects of the updating of the educational content: Materials of an inter-regional scientific and practical conference]. Perm', 2002. Pp. 74-76. (in Russian)

Chernykh A. V. Natsional'noe obrazovanie kuedinskikh udmurtov: istoriya i sovremennoe sostoyanie [National education of Udmurts from Kueda: history and the present state] // Etnicheskie kul'tury i sovremennaya shkola: materialy mezhregion. nauchno-praktich. konf. [Ethnic cultures and the modern school: proceedings of the inter-regional scientific and practical conference]. Perm', 2005. Pp. 218-227. (in Russian)

R. R. Sadikov

FORMATION AND DEVELOPMENT OF SCHOOL EDUCATION AMONG THE ZAKAMYE UDMURTS (SECOND HALF OF THE 19th - EARLY 20th CENTURIES)

In the article on the basis of archival documents and published sources the history of formation and development of school education among the Udmurts living nowadays in the Republic of Bashkortostan and Perm Krai is considered. Opening of the first schools in villages of Udmurts in Ufa and Perm provinces where they administratively entered at the end of XIX - the beginning of XX centuries, refers to 1870s. At that time, missionary schools and ministerial non-Russian schools appeared in some of them. The question of opening schools in pagan settlements of the Ufa province, including Udmurt ones, was specially discussed in Ministry of public education. The educational process was based on N. I. Ilminsky's system: the instruction was conducted in the native language with the use of non-Russian teachers. The main goal of school education was religious and moral education and the assertion of Orthodoxy. By the beginning of the 20th century there was a network of Udmurt schools which were mostly one-class ministry colleges with the three-year education course. In 1900 the two-classed Kaymashabash votyak school began to operate. At that time zemstvo schools also began to open. By 1917 practically in all largest Udmurt settlements there were functioning schools which were subordinated to the Ministry of public education, country council and clerical department. Teachers for Udmurt schools were trained at Ufa Cheremisskaya and Birskaya non-Russian teacher schools.

Keywords: Udmurts, school, education, enlightenment, Ufa and Perm provinces.

Садиков Ранус Рафикович,

доктор исторических наук,

главный научный сотрудник,

Институт этнологических исследований

им. Р. Г. Кузеева УФИЦ РАН

(Уфа, Россия)

kissapi@mail.ru

Sadikov Ranus Rafikovich,

Doctor of Sciences (History), Chief Researcher,

Institute for Ethnological Studies of R. G. Kuzeev, Ufa Scientific Center, Russian Academy of Sciences (Ufa, Russia) kissapi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.