Научная статья на тему '«Удмуртская» церковь в Башкортостане (к истории православного храма в Князь-Елге)'

«Удмуртская» церковь в Башкортостане (к истории православного храма в Князь-Елге) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
325
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНЯЗЬ-ЕЛГИНСКИЕ УДМУРТЫ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СТРОИТЕЛЬСТВО / МИССИОНЕРСКАЯ РАБОТА / UDMURTS / BASHKORTOSTAN / ORTHODOX CHURCH / MISSIONARY WORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Садиков Ранус Рафикович

На основе опубликованных и полевых источников рассмотрена история строительства православной церкви в д. Князь-Елга Илишевского района Республики Башкортостан. Построенная в кон. XIX в., она стала культовым центром для местных «инородцев»: удмуртов, кряшен, мордвы. Основное число прихожан этой церкви составляли крещеные удмурты Бирского уезда Уфимской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Садиков Ранус Рафикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Udmurt church in Bashkortostan (the history of the orthodox church in Knyaz-Elga)

The building history of the orthodox church in Knyaz-Elga village of Ilishevski district of the Republic of Bashkortostan is considered in the article on the basis of published and field sources. Built in the end of the XIX century it became the religious centre for the local Udmurts, Kryashens and Mordvins. The christened Udmurts of Birski district of Ufimskaya province were the main part of parishioners in this church.

Текст научной работы на тему ««Удмуртская» церковь в Башкортостане (к истории православного храма в Князь-Елге)»

УДК 27(470.57) р.р. Садиков

«удмуртская» церковь в Башкортостане

(К ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА В КНЯЗЬ-ЕЛГЕ)

На основе опубликованных и полевых источников рассмотрена история строительства православной церкви в д. Князь-Елга Илишевского района Республики Башкортостан. Построенная в кон. XIX в., она стала культовым центром для местных «инородцев»: удмуртов, кряшен, мордвы. Основное число прихожан этой церкви составляли крещеные удмурты Бирского уезда Уфимской губернии

Ключевые слова: князь-елгинские удмурты, православная церковь, строительство, миссионерская работа.

Удмурты Башкортостана в подавляющем большинстве являются последователями своей традиционной религии («язычества»). Среди них выделяются две крещеные подгруппы, которые историей заселения, этнокультурными и языковыми особенностями резко выделяются среди других локальных подгрупп удмуртов Башкортостана. Это жители деревень Купченеево (Ермекеевский р-н, бавлинская подгруппа), Князь-Елга и Вотский Менеуз (Илишевский р-н, князь-елгинская подгруппа). Для отправления своих религиозных потребностей они нуждались в церковных зданиях. Стечением обстоятельств в кон. XIX в. церковь была построена в д. Князь-Елга Бирского уезда Уфимской губернии. Она являлась единственным православным храмом Уфимской епархии, основную часть прихожан которой составляли удмурты.

Селение крещеных удмуртов Князь-Елга расположено невдалеке от р. Сюнь на территории Илишевского района Башкортостана. По данным на 1 января 1999 г., здесь проживал 61 человек (удмурты и татары) [1]. По материалам Всероссийской переписи населения 2002 г., здесь жило 53 человека [2]. В кон. XIX - нач. XX вв. князь-елгинские удмурты проживали в нескольких населенных пунктах, а именно в дд. Князь-Елга, Вотский Менеуз, Исаево (На-дырово), Шидали, Новокиргизово (Юлдашево) [3], многие из которых впервые зафиксированы при проведении IV народной ревизии (1782 г.), жителями их названы «из вотяков новокрещены» [4]. По архивным источникам можно уста-

новить, что д. Надырово (Исаево) была основана новокрещеными татарами в 1755 г. [5]. Возможно, в дальнейшем к ним подселились удмурты-новокрещены. В деревнях Исаево, Шидали и Новокиргизово удмурты проживали совместно с крещеными татарами и башкирами-вотчинниками. К настоящему времени только жители Князь-Елги и Вотского Менеуза официально считаются удмуртами. Но и они, поддерживая тесные контакты с соседями - крещеными татарами, - испытали с их стороны сильнейшее этнокультурное воздействие. Ныне они перешли на татарский язык и называют себя крэшин. По словам информаторов, удмурты переселились сюда из местности Жыкия (Жикъя) [6]: название, вероятно, соответствовало их принадлежности к роду Жикъя. Их говор, как отмечают информаторы, не похож на говор жителей соседней деревни Ташкичи, где проживают удмурты-«язычники». В речи они употребляли фонему «ц» (например бацын), нехарактерную для других закамских удмуртов [7]. На этом основании, а также имея в виду, что князь-елгинские удмурты, вероятно, принадлежали к роду Жикъя, М.Г. Атаманов считает возможным заключить, что они являются переселенцами из нынешнего Малопургинского района Удмуртии, где имеются деревни Буро-Жикъя и Карашур-Жикъя [8].

Князь-Елга была основана удмуртами-новокрещенами (в одном архивном документе упоминаются и старокрещены [9]). По преданиям старожилов деревни, их предки переселились из местности Жыкия (Жикъя) Казанской губернии совместно с крещеными татарами из Ягодной слободы [10].

По устному сообщению Р.Ш. Насибуллина, посетившего д. Князь-Елга в 1972 г., местные удмурты-старожилы говорили ему, что они до коллективизации после наступления ледостава ездили на родину в д. Кня-Елга, что сейчас находится на территории Кукморского р-на Республики Татарстан. То, что жители дд. Кня-Елга и Князь-Елга цокают, говорит о родстве жителей этих деревень. В Малопургинском р-не нет явления цоканья (кыццы вместо кытчы). В Башкирии немало деревень имеют элемент Князь в названии, отсюда и Кня-Елга превратилась в Князь-Елгу.

Церковь в Князь-Елге была построена в самом конце XIX в. из красного кирпича, по типичному проекту для сельских приходских храмов. Она была посвящена Св. Великомученику и целителю Пантелеимону [11] и обслуживала нужды православных верующих из «инородческих» селений Князь-Елга, Ново-киргизово, Узункуль, Шидали, Менеуз, Исаево, Ивановка Андреевской волости Бирского уезда [12], где, как уже указывалось, жили крещеные удмурты и татары, а также мордва (последние в д. Ивановка). Ранее жители этих деревень были приписаны к церкви села Андреевка Бирского уезда.

Предыстория строительства храма началась еще в 1882 г., когда несколько жителей из вышеназванных деревень «отпало в магометанство» [13], что вызвало беспокойство епископа уфимского и мензелинского Никанора. В 1883 г. он обратился к святому Синоду с просьбой открыть при церкви села Андреевки вакансию священника «из инородцев» [14]. Но лишь только в 1887 г. уже епископом Дионисием был назначен священник «для заведывания инородческим Князеилгинским приходом» [15]. Им стал новорукоположенный священник «из инородцев» Сергий Сизов. Перед ним была поставлена задача построить

отдельную церковь для «инородцев». По прибытии в приход новый священник начал обдумывать планы строительства церкви. Постройка храма в Князь-Елге, ввиду того, что она находилась в удалении от остальных населенных пунктов прихода и от реки Белой с удобными пристанями, а также из-за отсутствия вблизи лесов, показалась ему нежелательной. В феврале 1888 г. он обращается к Преосвященному с просьбой разрешить строительство церкви в д. Шидали. Епископ дал разрешение. С. Сизов начал заниматься поиском благотворителей: с этой целью специально ездил в Елабугу и Сарапул. Но тут обстоятельства резко меняются. Как заключает сам священник, «человек полагает, а Бог располагает и как удивительно устрояет Он, где хощет прославиться!» [16]. Благотворители нашлись под самым боком, ими оказались местные купцы-хлебопромышленники Груздевы. Сын купца Гавриила Николаевича Груздева, Василий Гавриилович согласился взять постройку церкви на себя. Но не в Шидалях, а в Князь-Елге, в одной версте от которой находилось их имение.

В августе 1888 г. Дионисий вновь разрешил строительство церкви в Князь-Елге, а в Шидалях предложил построить часовню. Был выбран стандартный проект сельской каменной церкови на 350 человек, с каменной колокольней. Летом 1889 г. Преосвященный Дионисий побывал в Князь-Елге и благословил место для постройки церкви, причем предполагалось возведение церкви во имя Св. Архистратига Михаила [17]. В октябре того же года в Князь-Елге открывается миссионерская школа, где уже через год обучалось 25 мальчиков и 4 девочки - дети крещеных удмуртов [18]. В 1890 г. из Андреевского прихода выделяется отдельный «инородческий» Князь-Елгинский приход, состоящий из семи селений [19]. Но строительство церкви пока откладывается. В сентябре 1891 г. уфимский Владыка вновь прибывает в Князь-Елгу. После разговора с В.Г. Груздевым и принятием окончательного решения о строительстве храма на месте будущей церкви, Дионисий отслужил 20 сентября Св. Великомученику Пантелеимону, в память которого было решено соорудить храм, и освятил место святой водой. Закладка церкви состоялась 14 июня 1892 г. [20]. Уже к концу этого лета стены были подняты от земли на три аршина, то есть до окон, летом 1893 г. стены возвели до сводов, и в следующем году своды были сведены над алтарем, а купол покрыт железом. С осени 1894 г. строительством церкви, вследствие болезни В.Г. Груздева, стал управлять его отец Гавриил Николаевич. Он распорядился достраивать церковь не из своего кирпича, на изготовление которого тратилось много времени, а из покупного. Строительство продолжили с ранней весны 1895 г., и в апреле были завершены все основные строительные работы. Церковь выштукатурили изнутри и снаружи выкрасили масляной краской. К началу июля церковь была совершенно готова.

Г.Н. Груздев вместе со священником Сергием Сизовым отправились в Москву и Нижний Новгород для покупки церковных принадлежностей. По словам С. Сизова, «В Москве в магазине П.И. Оловянишникова сыновей куплено церковной утвари всего на 671 рублей 82 коп. В Нижнем, на ярмарке, куплено: в магазине С.С. Мешкова разных облачений церковных и вещей, потребных при освящении церкви, всего на 472 рубля 41 коп; в магазине Н.В. Немирова-Колоднина одно Евангелие за 120 рублей, крест за 70 рублей и кадило за 40 ру-

блей, всего на 236 рублей; куплено звона 9 колоколов весом 93 пуда 14 фунтов за 1517 рублей 70 коп.; куплены святцы, иконы двунадесяти праздников и ковры для церкви на 76 рублей 10 коп.; заплачено за кресты на церковь 150 рублей; а всего куплено в церковь в эту поездку на 3123 рубля 33 коп.» [21].

В первых числах августа в новой церкви установили иконостас. К этому времени были готовы дома на каменном фундаменте - для священника и псаломщика, также возведенные на средства купца. 10 сентября были подняты кресты и колокола (два железных позолоченных креста и девять колоколов, самый большой из которых весил 50 пудов).

Торжества освящения церкви начались вечером 24 сентября 1895 г. Сам Дионисий, вследствие болезни, присутствовать на торжествах не смог и поручил освящение храма ключарю Уфимского кафедрального собора протоиерею В. Покровскому. Было совершено всенощное бдение. Службу вел С. Сизов, на литию и величание выходили также протоиерей В. Покровский, священники сел Нагайбака, Белебеевского уезда - А.М. Цареградский, Андреевки -П. Оглоблин, Мелькени, Мензелинского уезда - Н. Егоров, Чераула, Бирского уезда - Н. Покровский и временнозаведующий Александро-Карламанским приходом П. Аманацкий. На следующий день с утра началось освящение, которое совершил протоиерей В. Покровский. На литургии пели попеременно по-русски и по-татарски ученики местной миссионерской школы. По окончании службы прозвучали поучения: священник с. Чераул Н. Покровский - по-русски и священник с. Мелькени Н. Егоровым - по-татарски. Торжества завершились трапезой в доме Г.Н. Груздева [22].

Затем начались работы по росписи храма, которые были завершены к осени 1898 г., когда состоялось малое освящение церкви [23]. По замечанию участвовавшего на торжествах священника села Николо-Березовки Бирского уезда Алексея Соколова, «храм блестит изящной позолотой, а смотря на лики угодников Божиих написанные на всех стенах и в самом куполе, как будто смотрим на звезды небесные и невольно вспоминается церковное песнопение: "в храме славы Твоея, Господи, стояще на земли, на небеси стояти мним"» [24].

Церковь во имя Св. Великомученика Пантелеимона стала центром духовной жизни Князь-Елгинского прихода. Помимо церковнославянского, службы велись на татарском, а в одно время и на удмуртском языках [25]. Все это способствовало более глубокому освоению православного вероучения удмуртами и татарами. Тому же способствовали миссионерская школа в Князь-Елге и школа от Министерства народного просвещения в Вотском Менеузе. По замечанию Д.М. Белова, учителя Князь-Елгинской миссионерской школы, «вотяки эти при моем поступлении не только не походили на христиан, но даже не умели осенять себя крестным знамением; в церковь они не ходили, а если когда по обязанности (крестить, отпевать и венчаться) и бывали, то ровно ничего не понимали: службы совершались на чуждом для них языке... в виду условий жизни среди магометан, они изучали татарский язык. Вместе с языком вотяки мало-по-малу переняли от татар религиозные обряды, домашний образ жизни, и даже костюм, пели татарские песни, в разговоре употребляли пословицы и поговорки татарские; вели знакомство исключительно с татарами» [26]. Далее он отмечает, что «служба

во вновь построенном храме стала совершаться частью на славянском, частью на татарском языке... На первых порах вотяки посещали церковь не особенно усердно и их приходилось даже наряжать. А потом труды и время сделали свое дело: вотяки стали ходить в церковь усердно, не пропуская ни одной воскресной и праздничной службы. Школа в разсеянии темноты шла с церковью рука об руку, - благодаря ей увеличился в населении процент грамотности. Теперь со времени открытия миссии в деревне Князи-Елге, прошло около 17 лет. Вотяки становятся неузнаваемы. Ихние обычаи, порядки, верования и даже костюм уходят в область предания» [27].

Церковь в 1930-е гг. была закрыта. Во время советско-финской войны в 1939 г. сняли колокола и кресты [28]. За годы советской власти церковное здание, к счастью, не пострадало. Некоторое время оно служило зерноскладом. В целости и сохранности кирпичная постройка сохранилась до наших дней. Но внутри она разгромлена, фрески частью рассыпались, частью испорчены различными надписями. Но и находясь столь долгое время без присмотра, и потеряв кресты, церковь выглядит величественно и монументально.

В церковной ограде была устроена усыпальница Груздевых. До наших дней сохранились три мраморные надмогильные плиты. Одна, наиболее хорошо сохранившаяся, была установлена на могиле Александры Ивановны Груздевой, супруги Г.Н. Груздева, со следующей надписью: «Господи приими дух ея с миром. Здесь покоится тело рабы Божией Александры Ивановны Груздевой. Скончалась 6 сентября 1907 года. Жития ей было 71 год. Память ея 23 апреля. Дорогой Бабушке от любящих внучат». На второй, плохо сохранившейся плите едва читается дата «29 февраль 1896 г.» и имя «Александр Груздев». Видимо, она была установлена над могилой Александра Гаврииловича Груздева, сына Г.Н. Груздева, скончавшегося в феврале 1896 г. [29]. На третьей плите отсутствуют какие-либо надписи. Но, скорее всего, она была посвящена Василию Гаврииловичу Груздеву, который скончался «в июне 1895 г. в кумысной лечебнице в Стерлитамакском уезде, откуда тело его впоследствии перевезено сюда и погребено в ограде церковной» [30]. Г.Н. Груздев тяжело переживал смерть сыновей. По замечанию очевидцев, «Если старец и прежде всей душой стремился на Афон, то теперь его никто уже не отговорит от приведения в исполнение сего намерения» [31]. Там, скорее всего, он и нашел свой последний приют, хотя, по словам Л.Н. Макарова, Груздев умер в Иерусалиме, куда ушел жить в старости. По его же словам, бирский купец третьей гильдии Гавриил Груздев, владевший пристанью, мельницами и пароходом, происходил из Рязанской губернии. Судьба его закинула в далекий Бирский уезд. Жаль, что нынешние жители Князь-Елги очень мало помнят о семье Груздевых.

Во время экспедиции 2007 г. выяснилось, что церковь начали восстанавливать. Местные жители сообщили, что здесь планируют организовать монастырь [32]. В настоящее время действует приход Свято-Пантелеимоновского храма д. Князь-Елга.

Касаясь местных жителей, еще раз отметим, что в настоящее время назвать их удмуртами можно лишь условно. Хотя они в документах и во время переписей отмечают себя удмуртами, но по этническому самосознанию причисляют себя к

кряшенам. Отмечают, что их предки были «ары», то есть удмурты. Удмуртского языка ни один из жителей не знает, разговаривают на татарском. В то же время сами кряшены продолжают называть их удмуртами - «арами».

Церковь в Князь-Елге. 2007 г. Фото автора Фреска Св. Пантелеимона.

2007 г. Фото автора

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан на 1 января 1999 года. - Уфа, 1999. - С. 180.

2. Населенные пункты Республики Башкортостан (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года): Стат. сб. - Уфа, 2006. - С. 88.

3. Сборник статистических сведений по Уфимской губернии. Т. 5. Бирский уезд. Оценочно-статистические материалы по данным местных исследователей 1897 года. -Уфа, 1899. - С. 12-14.

4. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (далее ЦГИА РБ) Ф. 138. Оп. 2. Д. 25. Л. 4.

5. Асфандияров, А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 4. - Уфа, 1993. - С. 158.

6. Полевые материалы автора (далее ПМА), 2002 г. Илишевский район Башкортостана, д. Князь-Елга, Андриянов В.Е., 1929 г.р.

7. ПМА, 1999 г. Илишевский район Башкортостана, д. Вотский Менеуз, Макаров Л.Н., 1928 г.р.

8. Атаманов, М.Г. Из истории формирования закамской группы южных удмуртов // Вордскем кыл. - 2003. - № 10. - С. 91.

9. ЦГИА РБ.Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 232.

10. ПМА, 2002 г. Илишевский район Башкортостана, д. Князь-Елга, Андриянов В.Е., 1929 г.р.

11. Уфимские епархиальные ведомости (далее УЕВ). - 1901. - № 3. - С. 158.

12. УЕВ. - 1890. - № 9. - С. 346.

13. Сизов, С. Построение церкви в селе Князеилге, Бирского уезда // УЕВ. -1896. - № 4. - С. 147.

14. Там же.

15. Там же. С. 146.

16. Там же. С. 149.

17. УЕВ. - 1890. - № 9. - С. 345.

18. УЕВ. -1891. - № 23. - С. 309.

19. Там же.

20. Сизов, С. Указ. соч. С. 151.

21. Там же. С. 152.

22. Там же. С. 155.

23. Соколов, А. Поучение при освящении храма в селе Князе-Илге // УЕВ. - 1899. -№ 8. - С. 390.

24. Там же.

25. ПМА, 1999 г. Илишевский район Башкортостана, д. Вотский Менеуз, Макаров Л.Н., 1928 г.р.; ПМА, 2002 г. д. Князь-Елга, Андриянов В.Е., 1929 г.р.

26. Белов, Д.М. Как велика польза учения детей инородцев в школе и отправление богослужений в храме на их родном языке // Пермские епархиальные ведомости. - 1906. -№ 23. - С. 471.

27. Там же. С. 473.

28. ПМА, 2002 г. Илишевский район Башкортостана, д. Князь-Елга, Андриянов В.Е., 1929 г.р.

29. УЕВ. - 1896. - № 13. - С. 180.

30. Там же.

31. Там же.

32. ПМА, 2007 г. Илишевский район Башкортостана, д. Князь-Елга. Тарасов Ю.Л., 1935 г.р.

Поступила в редакцию 7.08.2010

R.R. Sadikov

The "Udmurt" church in Bashkortostan

(the history of the orthodox church in Knyaz-Elga)

The building history of the orthodox church in Knyaz-Elga village of Ilishevski district of the Republic of Bashkortostan is considered in the article on the basis of published and field sources. Built in the end of the XIX century it became the religious centre for the local Udmurts, Kryashens and Mordvins. The christened Udmurts of Birski district of Ufimskaya province were the main part of parishioners in this church.

Key words: the Udmurts, Bashkortostan, orthodox church, missionary work.

Садиков Ранус Рафикович,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, заведующий отделом этнологии Института этнологических исследований

Уфимского научного центра РАН

г. Уфа

E-mail: kissapi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.