Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ЗНАНИЯ / АКТИВНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРЕДМЕТ / ПЕДАГОГ / УЧАЩИЕСЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ельжанова Ермек Темирхановна, Курманжан Дарига

В системе образования в современное время сложилась довольно сложная ситуация. Во время проведения различных форумов и конференций, а также в социальных сетях широко обсуждаются проблемы, напрямую связанные с нежеланием обучающихся углубленно изучать основы своей будущей специальности. Вследствие этого представители молодого поколения серьезно не задумываются над тем, что в дальнейшем во время осуществления профессиональной деятельности им понадобятся определенные умения и навыки. В статье рассматриваются актуальные проблемы, возникающие в современной системе образования, связанные с профессиональной деятельности преподавателей, а также с мотивацией обучающихся. В работе поднимается многие вопросы, к примеру, вопрос о усилении интереса к изучаемым дисциплинам, вопрос о развитии профессиональных умений и навыков учащихся, вопрос о стремлении обучающихся в будущем стать высококвалифицированными специалистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ельжанова Ермек Темирхановна, Курманжан Дарига

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 371.32 Научная статья

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИИ В СИСТЕМЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

Ельжанова Е.Т., Курманжан Д. Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова

(г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В системе образования в современное время сложилась довольно сложная ситуация. Во время проведения различных форумов и конференций, а также в социальных сетях широко обсуждаются проблемы, напрямую связанные с нежеланием обучающихся углубленно изучать основы своей будущей специальности. Вследствие этого представители молодого поколения серьезно не задумываются над тем, что в дальнейшем во время осуществления профессиональной деятельности им понадобятся определенные умения и навыки. В статье рассматриваются актуальные проблемы, возникающие в современной системе образования, связанные с профессиональной деятельности преподавателей, а также с мотивацией обучающихся. В работе поднимается многие вопросы, к примеру, вопрос о усилении интереса к изучаемым дисциплинам, вопрос о развитии профессиональных умений и навыков учащихся, вопрос о стремлении обучающихся в будущем стать высококвалифицированными специалистами.

Ключевые слова: обучение, знания, активность, обучающиеся, предмет, педагог, учащиеся, умения, навыки, учебный процесс, профессиональная деятельность, занятия.

Для цитирования: Ельжанова, Е.Т.Особенности организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в школе. / Е.Т. Ельжанова, Д. Курманжан //Наука и реальность. - 2023. - № 2 (14). - С. 36-41.

В настоящее время удивительным остается тот факт, что в целом молодые люди не горят желанием получения знания, а во время сдачи сессии их особо не волнуют низкие баллы, получаемые при тестировании. Часто на учебных занятиях они могут отвлекаться на телефонные звонки и разговоры с однокурсниками, отсюда встает вопрос о целесообразности присутствия студентов на занятиях. В конце концов, сталкиваясь с нежеланием обучающихся учиться и приобретать определенные

знания, сами педагоги, разочаровываются и уже в дальнейшем не столь тщательно готовятся к занятиям, что конечно же, не может не сказаться на качестве образования.

Поэтому на сегодняшний день актуальной проблемой становится нахождение взаимосотрудничества двух сторон учебного процесса: обучающего и обучаемого. И в этом случае на первый план выходит мотивация обучаемого. В результате этого нами был сформирован перечень методических советов, которые бы, на наш взгляд, стимулировали бы стремление учащихся к обучению и развитию.

Мы считаем, что одним из главных принципов активного обучения является принцип так называемого «обожания» своего предмета. То есть нельзя наверно увлеченно и захватывающе учить предмету обучаемых, если ты сам не имеешь глубокие знания по предмету и по- настоящему не увлечен им. Поэтому при изучении той или иной темы необходимо ярко и содержательнее рассмотреть учебный материал. Необходимо всегда помнить, что внимание и запоминание новых знаний всегда пропорционально нашей вовлеченности в тему.

Не следует не в коем случае одну и ту же лекцию проводить автоматически, «уйдя в себя», всегда следует помнить, что только при активном взаимодействии и наличия обратной связи, ваше учебное занятие пройдет успешно и результативно. Часто о таких преподавателях в студенческой среде «ходят легенды», учащиеся часто называют их «чудаковатыми», «фанатично преданными своему делу людьми». И всегда с интересом слушают и на занятиях вступают с ними в дискуссии, а самое главное - не остаются равнодушными к изучаемой теме.

Современные эксперты в сфере педагогики отмечают: «Голые знания» - это, пожалуй, главный недостаток всех преподавателей. Они стараются дать максимально возможное количество теоретических знаний, без оглядки на их адекватность текущей ситуации, к тому же без обоснования их нужности. Но студент - это не школьник, которому можно сказать -так надо, студенту необходимо также объяснить каким образом эти знания ему пригодятся в будущем. И если преподаватель отвечает в духе - в жизни все может быть полезным, обучающийся по понятным причинам теряет интерес. Студент приходит в колледж не за знаниями, он приходит затем, чтобы стать хорошим работником, а это совершенно разные вещи. Нужно уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен студентам в их будущей деятельности или жизни вообще» [1].

Немаловажное место занимает сам имидж и жизненная позиция педагога. Если педагог активен, ответственен, дисциплинирован, доброжелательно относится к окружающим, делится своими знаниями и практическим опытом на занятиях, то соответственно и со стороны обучающихся будет исходить уважение, серьезное

отношение к преподаваемым этим педагогом дисциплинам, что в совокупности приведет к повышению качества обучения.

Еще одним важным моментом учебного процесса является индивидуальный подход и персонализация различных учебных заданий, которые в современной системе образования с каждым годом становятся необходимыми условиями. На сегодняшний день эффективно разработаны и успешно реализуются огромное количество способов решения данных проблем. Это и индивидуальные задания, ориентированные на особенностях личности обучаемого, небольшие творческие задания в группах, а также актуальные методы и приемы обучения. И здесь на первый план выдвигается идея нахождения для каждого обучаемого особенного задания, интересного для студента в силу его индивидуальности, которое бы в конечном счете должно способствовать раскрытию его творческого потенциала.

Конечно, когда мы говорим о результативном обучении, в первую очередь необходимо затронуть вопрос об активности самого студента, которая заключается прежде всего в преодолении боязни иметь и отстаивать свое мнение, а также возможность задавать вопросы. В таких случаях очень важно принципиальное поведение самого педагога. Хороший преподаватель должен позволить обучающимся свободу выбора в какой форме преподнести выполненные задания, не требовать от них зазубренных ответов. Обучающийся не должен бояться «ошибиться», иначе он разочаруется и перестанет развиваться и формировать компетенции и навыки, столь необходимые в профессиональной деятельности.

Отсюда следует, что нам следует не забывать на протяжении всего учебного занятия оценивать действия учащихся, поощряя и мотивируя их. В тоже время нецелесообразно все время говорить о наборе баллов, отчего в целом учебный процесс может превратиться в формальный, что не в кое случае не соответствуют современной концепцией о качественном образовании.

Сегодня педагог должен донести знания более в креативной форме, используя активные методы и приемы обучения, ораторское искусство, используя при этом высокий уровень общения и доброжелательности. Как отмечают многие исследователи: «Излишнее количество терминов (которые нужны, но которые стоит вводить постепенно), сложность логики - все это здорово и правильно, но такая подача материала не интересует никого, кроме преподавателей и научных сотрудников, для которых тема актуальна и интересна» [2].

«Образование должно опираться на интерес, увлеченность человека тем предметом, которому он в перспективе посвятит жизнь. Поэтому время от времени

практикуйте безоценочное обучение, чтобы он не боялся «сказать или спросить что -то не то» и тем самым ухудшить свои позиции в рейтинге успеваемости» [3].

Опытный педагог не только может правильно мотивировать действия, но и должен правильно направить деятельность обучающихся и объяснить, что знания, полученные в учебных заведениях, имеют практическую направленность. Поэтому так необходимы во время лекции приводить реальные примеры из действительности, которые бы подкрепили теоретический материал и напоминать о том, что конкретные примеры способствует формированию определенных навыков и умений, которые бы в дальнейшем необходимы на практике.

Одним из важных моментом является доверие к обучающимся, необходимо на всех этапах учебного процесса оказывать поддержку им. Наверно невозможно назвать более строгой демотивации обучающихся, когда при обсуждении педагог указывает на их профессиональную некомпетентность. В большинстве случаев известно, что учащиеся намного хуже вас могут разбираться в учебной дисциплине, необходимо дать возможность внедрения в учебный материал рассматриваемого предмета, следует оказать помощь в решении проблемы, поэтому не нужно критиковать и указывать на их профессиональную непригодность. Наоборот, для того чтобы повысить у учащихся «веру в себя», на протяжении учебного процесса следует хвалить их. Причем важно также отмечать достижения учащихся вручением сертификатов, дипломов и благодарственных писем родителям.

Особое доверие к обучающимся также можно проявить на протяжении всех учебных занятий: дайте им задания по подготовке дополнительного учебного материала и многоуровневых заданий, при оценивании домашнего задания, быть модератором при проведении дискуссий, «круглых столов», различных конференций и на заседаниях предметных кружков.

Из педагогической практики известно, что однообразность видов обучения на занятиях также не может повысить успеваемость, поэтому следует чередовать формы активности учащихся. Так на прослушивании нового учебного материала можно выделить минут десять, минут десять отвести на запись тезисов прослушанного материала, затем дать им выполнить ряд заданий-десять минут, а на заключение найти время на дискуссии-споры по новой теме. И здесь важно использовать различные виды наглядностей: использование учебных видеофильмов, работать с таблицами, схемами, графиками.

Можно практиковать и «...внеурочные формы обучения:посещение музеев и принимать участие в олимпиадах и конкурсах, которые приведут к разнообразию видов обучения и способствуют повышению качества образованию и успеваемости».

Основу образовательных технологий составляют не только глубокие знания предмета учителем, но и его умение донести их до класса. В помощь учителям сформировались методы обучения на уроке, которые стали базой для выработки техники коммуникации с учениками. Благодаря этому учителю стало легче находить со школьной аудиторией контакт и заинтересовывать ее учебным предметом.

При решении данной проблемы очень хорошо срабатывает рейтинговая система обучающихся, в этом случае у них просыпается дух соревнования, что сказывается на увеличении мотивации у них. Система позволяет оценивать не только выполненные задания, включающие различные виды обучения и способствующие формированию умений и навыков у учащихся, но и за прогулы и опоздания - внесение штрафных баллов.

Если мы возьмем одну дисциплину, преподаватель может заранее распределить баллы за выполнение того или иного задания, тем самым обучающийся может распределить свое время и продуманно выполнять заданное. Он уже знает и может подсчитать какие баллы он может получить и в сумме на какую оценку при завершающем этап может претендовать. Таким образом, учащийся будет мотивирован на своевременное выполнение какой-либо работы. в тоже время за пропуски учебных занятий, ошибочное исполнение заданий, а также любые провинности, он будет знать количество баллов, которые не получит и тогда он, если будет стремиться отработать пропущенные занятия. В результате этого учащийся будет замотивирован конкретными бонусами и преференциями на итоговом контрольном срезе и серьезно будет заниматься учебной дисциплиной.

Конечно огромная роль принадлежит самому педагогу, к примеру, есть учителя, которые прекрасно владеют искусством слова и поэтому добиваются значительно большего эффекта методом рассказа, лекции, чем их коллеги, у которых эта сторона деятельности оставляет желать лучшего. К примеру, следует начать занятие с сообщения какого-нибудь интересного или удивительного факта, крылатого выражения, знаменитой цитаты видного деятеля политики, науки и искусства, поговорки или пословицы, или какого-нибудь интригующего вопроса или постановки важной проблемы, которые относились бы к новой теме занятия.

Поэтому, так важно на современном учебном занятии заинтриговать, удивлять и привлекать внимание слушателей для того, чтобы наши занятия были увлекательными и интересными, запоминались, а самое лавное - способствовали развитию личности учащихся, пополнили бы его знания необходимыми знаниями и умениями, столь необходимыми в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.

Библиографический список

1.Профессиональная активизация студентов. [Электронный ресурс]: ШрБ: //пШе.Ьу/1та§е8Мео1о§;у/20.

2.Способы активизации студентов. [Электронный ресурс]: https://souor.siteedu.ru/media/sub/1814/documents.

3. Педагогические условия развития познавательного интереса. [Электронный ресурс]: http://elar.uspu.rU/bitstream/uspu/11337/2/10Otradnova.pdf.

Ельжанова Ермек Темирхановна, старший преподаватель кафедры «Международные отношения, история и социальная работа», Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

: e1zhanovae@mai1.ru

Курманжан Дарига, магистр истории, преподаватель кафедры «Международные отношения, история и социальная работа», Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Дата поступления: 10.04.2023

© Ельжанова Е.Т., Курманжан Д., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.