Научная статья на тему 'Неизвестные страницы: М. Н. Мухамедов (1886-1950) - педагог-медик'

Неизвестные страницы: М. Н. Мухамедов (1886-1950) - педагог-медик Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УФИМСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / ПЕДАГОГ / ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ / THE UFA TEACHER'S INSTITUTE / THE TEACHER / HISTORICAL ARCHIVE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неизвестные страницы: М. Н. Мухамедов (1886-1950) - педагог-медик»

НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ:

М.Н. МУХАМЕДОВ (1886-1950) - ПЕДАГОГ-МЕДИК

Ключевые слова: Уфимский учительский институт, педагог, исторический архив.

Keywords: the Ufa teacher's institute, the teacher, historical archive.

Вступая в 2010 год, объявленный в России Годом учителя, нельзя не вспомнить о некоторых талантливых педагогах, настоящих мастерах своего дела, имена которых, к сожалению, с течением времени забываются даже теми, кто профессионально занимается историей образования и науки в нашей республике.

К числу таких людей относится Мард-Галям Нугманович Муха-мед(т)ов (1886-1950), выпускник Уфимского учительского института (1914), после окончания Московского университета (1931), получивший второе, медицинское, образование. В свое время имя М.Н. Мухамедова было одинаково близко и педагогам, и врачам: в центре его многосторонней деятельности всегда находился ребенок-школьник, его здоровье. Ради этого М.Н. Мухамедов творил в своей медицинской клинике, читал лекции в вузе, писал книги и научные статьи, беседовал с практическими работниками и родителями на понятном для каждого из них языке.

Из « Автобиографии М.Н. Мухамедова» (1938):

«Я, Мард-Галям Мухамедов, родился 5 февраля 1886 года в селе Гирьял Орского уезда Оренбургской области. Мой отец был

многодетным малоземельным казаком оренбургского казачьего войска.

С 7-летнего возраста летом батрачил (сначала был подпаском, а затем самостоятельным пастухом), а зимой учился в местной казачьей школе. В 1905 году перебрался в город Троицк и поступил в медресе «Расулия»1, содержавшееся купцами Яушевыми. Одновременно занимался репетиторством, в летнее время подрабатывал подмастерьем у сапожника, упорно изучал русский язык и в 1909 году сдал экзамен на звание учителя начальной школы.

В 1910 году поступил в Уфимский учительский институт, одновременно преподавал в младших классах медресе «Галия»2, на педагогические и методические темы начал печататься на страницах местной печати и в журнале «Шура»3, издававшемся в Оренбурге...» [1, 2].

В Центральном государственном историческом М.Н. Мухамедов архиве Республики Башкортостан (ЦГИА РБ) сохранились некоторые документы о воспитанниках Уфимского учительского института.

Из «Кондуитного журнала воспитанника М.Н. Мухаметова»:

«... При зачислении в число воспитанников института Муха-метова Педагогический Совет Уфимского учительского института руководствовался теми соображениями, что хотя Мухаме-тов имеет слабую подготовку, как инородец, был бы очень желателен в качестве будущего учителя городского училища. Обладая способностями, Мухаметов при плохом знании русского языка не смог достигнуть хороших успехов, хотя по всем предметам занимался с большим прилежанием. При таком серьезном отношении к своим обязанностям, которое проявил Мухаметов, можно ожидать, что и в будущем своим усердным прилежанием он оправдает те надежды, которые на него возлагаются Педагогическим Советом института» [3].

При зачислении воспитанником 1-го класса Уфимского учительского института М.Н. Мухаметов, на основании § 40 «Положения об учительских институтах» 1872 года, дал письменное обязательство после окончания института прослужить два года учителем высшего начального училища за выделенную ему Оренбургским учебным округом казенную стипендию.

После окончания института М.Н. Мухамедов был направлен в Ново-Каргалинское высшее начальное училище Уфимской губернии, где преподавал естествознание: он организовал лабораторные

занятия с «живыми объектами», проводил экскурсии на природе, собирал с учениками материалы о местном крае.

В библиотеке при училище М.Н. Мухамедов часто выступал с лекциями для родителей по педагогике и на сельскохозяйственные темы, организовал с учащимися театральный кружок. Он пользовался среди родителей и учащихся большим уважением, и поэтому в октябре 1917 года был единогласно избран заведующим Ново-Каргалинским высшим начальным училищем.

В конце 1918 года М.Н. Мухамедов был переведен в Уфу и назначен заведующим трехгодичными мусульманскими педагогическими курсами Уфимского губернского земства.

История создания этих курсов и их деятельность в 1916-1918 годах подробно описана нами в [4]. На 55-й Чрезвычайной сессии Уфимского губернского собрания, состоявшейся в июле 1917 года и обсудившего итоги первого учебного года, говорилось: «... 14 ноября 1916 года, дата открытия 3-годичных мусульманских педагогических курсов, войдет не только в летопись Уфимского земства, но и как крупное завоевание земства в России вообще: по су-

ществу эти курсы представляют собой первое в России мусульманское учебное заведение для подготовки учителей русско-татарских и русско-башкирских школ, признающее право гражданства за родным языком, верой и, отчасти, национальной культурой».

После Уфы подобного же рода трехгодичные педагогические курсы были открыты в Казани, Оренбурге и ряде других городов.

М.Н. Мухамедов сменил на должности заведующего трехгодичными курсами В.А. Кондакова4 и три года (с ноября 1918 до декабря 1921 года) руководил ими фактически до того момента, как они были реорганизованы в Башкирский педагогический техникум5.

25 декабря 1921 года, провожая М.Н. Мухамедова в Москву, куда он был направлен в распоряжение Наркомпроса РСФСР, коллектив курсов преподнес ему «Адрес», в котором говорилось: «... Совет 1-х Уфимских мусульманских педагогических курсов отмечает Ваши выдающиеся административные способности и констатируем громадную пользу, которую Вы им принесли, заведуя курсами с 1918 по 1921 год, подняв их на должную высоту, и высоко ценим Ваше сердечное, товарищеское чувство как к учащимся курсов, так и к сослуживцам».

Дальнейшая педагогическая работа М.Н. Мухамедова органически переплелась с медициной.

Осенью 1922 года, в 35-летнем возрасте, М.Н. Мухамедов поступил учиться на медицинский факультет Московского университета, но не прекратил педагогическую деятельность: он читал лекции по общей биологии в Коммунистическом университете трудящихся Востока. Некоторое время (с сентября 1927 по март 1928 года) он работал также врачом в Центральном институте по изучению профзаболеваний (Москва).

После окончания Московского университета (получив специальность «Детские болезни и педагогия») М.Н. Мухамедов приобрел двухгодичный клинический стаж: один год он стажировался в терапевтической клинике профзаболеваний (Москва), а другой год - в Институте усовершенствования врачей (Казань). С 1929 по 1932 год он проходил аспирантуру в Центральном НИИ охраны здоровья детей и подростков (Москва). В 1931 году в двух номерах журнала «Здоровье» М.Н. Мухамедов опубликовал результаты медицинского обследования детей школьного возраста Арского и Аннинского районов Татарской республики, а еще раньше, в 1928 году, в журнале «Магариф Эшчесе»6 («Работник просвещения») большой обзор -рекомендацию «Как улучшить санитарно-гигиеническое состояние

башкирских и татарских детей». В 1931 году в Москве в издательстве «Центромед» вышла книга М.Н. Мухамедова «Охрана здоровья татарских детей-школьников».

С 1932 по 1935 год М.Н. Мухамедов работал в Уфе ученым секретарем Башкирского НИИ здравоохранения, врачом-педиатром детской больницы и заведовал кафедрой школьной гигиены и психологии Башкирского государственного педагогического института. Он активно участвовал в работе Терминологической комиссии, созданной при Башнаркомпросе: в 1935 году вышли в свет написанные им «Русско-латино-башкирские термины по анатомии и общемедицинские» [6]. С 1936 года М.Н. Мухамедов стал работать в Башкирском медицинском институте.

В 1938 году М.Н. Мухамедов защитил в Москве кандидатскую диссертацию на тему «Кожная реакция при бациллярной дизентерии у детей на внутрикожное введение дизентерийной ультрафиолетовой вакцины». Этот научный труд сыграл большую роль в спасении сотен детских жизней: впервые в стране он был использован в Уфе.

В 1939-1945 годах М.Н. Мухамедов начал активно работать в области лечения дифтерии. Он стал инициатором создания в Уфе для лечения детей специальных боксированных отделений и впервые в городской детской инфекционной больнице использовал метод интубации, отличавшийся от других способов лечения дифтерии тем, что не был связан с хирургическими операциями.

Исследование практического использования этого метода, получившего название «серовакцинотерапии» стало темой докторской диссертации М.Н. Мухамедова, которую он защитил в 1945 году в Киевском медицинском институте. С 1946 года М.Н. Мухамедов возглавил в Башкирском мединституте кафедру детских болезней. Он стал одним из инициаторов создания Башкирского отделения Всесоюзного общества педиатров и до последних дней своей жизни был его незаменимым председателем.

1. В начале XX века медресе «Расулия», открытое в 1884 году шейхом Зайнуллой Расулевым (1833-1917) при 5-й Соборной мечети города Троицка, превратилось в популярное учебное заведение, ставшее центром религиозной жизни зауральских башкир и казахов. Оно имело 11-летний курс обучения и подготавливало муллов и учителей-мугаллимов для начальных мусульманских школ. Было закрыто в первые годы советской власти (1919).

2. Основателем и руководителем медресе «Галия», которое открылось в Уфе в 1906 году, был Зия Камали (1817-1942), известный теолог и общественный деятель, выступавший в своих богословских и философских трудах с реформистской трактовкой основных положений ислама. Был необоснованно репрессирован, посмертно реабилитирован. Медресе «Галия» в первые годы Советской власти (1920) было закрыто.

3. «Шура» («Совет») - общественно-просветительский и литературно-публицистический журнал, издававшийся с января 1908 года по январь 1918 года в Оренбурге на татарском языке два раза в месяц как приложение к газете «Вакыт» («Время»). Вышло 240 номеров, издатель - М.-Ш. Рамиев, затем Дартменд, редактор Р. Фахретдинов.

4. Кондаков В.А. (1886-1953), первый заведующий этими курсами, активный деятель Уфимского учительского союза (19171918). В декабре 1918 года покинул Уфу с отошедшими из города белыми войсками. После окончания гражданской войны вернулся на Урал, редактировал журналы «На третьем фронте» (Пермь, 19231924), «Уральский учитель» (Свердловск, 1925-1927), заведовал кафедрами в Пермском (1932-1937) и Казанском (с 1947) педагогических институтах. Член-корреспондент АПН РСФСР (1945).

5. Башкирский педтехникум располагался в Уфе по ул. Пушкинской, 86.

6. «Магариф Эшчесе» («Работник просвещения»), общественно-политический и научный ежемесячный журнал Наркомпроса РСФСР. Издавался в 1926-1931 годах на татарском языке. Вышло 47 номеров.

Литература:

1. ЦГИА РБ. Фонд Р - 95. Оп.1, дело 26, л.л. 1-2.

2. ЦГИА РБ. Фонд Р - 802. Оп.9, дело 48, л. 5-6.

3. ЦГИА РБ. Фонд И - 123. Оп.1, дело 104а, л. 2 об.

4. Ергин, Ю.В. Неизвестные страницы деятельности Уфимского земства в области народного образования (1916-1917 годы) // Педагогический журнал Башкортостана. 2009. № 2 (21). С. 141-150.

5. Мухамедов М.Н. Русско-латино-башкирские термины по анатомии и общемедицинские [Текст] / М.Н. Мухамедов. - Уфа : Башгиз, 1935, 150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.