Научная статья на тему 'Неизвестные страницы: деятельность Уфимского земства в области народного образования (1916-1917 годы)'

Неизвестные страницы: деятельность Уфимского земства в области народного образования (1916-1917 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ЦГИА РБ / ФОНД / ОПИСЬ / ДЕЛО / CENTRAL STATE HISTORICAL ARCHIVE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN (CSHA RB) / HISTORY OF EDUCATION / ARCHIVAL DOCUMENTS / FUND / INVENTORY / DOSSIER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ергин Юрий Викторович

В статье рассказывается об открытии при Уфимском земстве «Трехгодичных мусульманских педагогических курсов» (1916) и реорганизации старейшего уфимского медресе «Усмания» в первую Национальную гимназию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNKNOWN PAGES: ACTIVITY OF THE UFA ZEMSTVO IN THE FIELD OF NATIONAL EDUCATION (1916-1917)

The article informs about opening at the Ufa zemstvo of «a three-year Muslim pedagogical courses» (1916) and reorganization of the oldest Ufa madrasah «Usmaniya» into the first National grammar school.

Текст научной работы на тему «Неизвестные страницы: деятельность Уфимского земства в области народного образования (1916-1917 годы)»

% t *4t ?r Ю.В. Ергин

НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УФИМСКОГО ЗЕМСТВА В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1916-1917 ГОДЫ)

Ключевые слова: история образования, архивные документы, ЦГИА РБ, Фонд, опись, дело.

Keywords: history of education, archival documents, Central State Historical Archive of the Republic of Bashkortostan (CSHA RB), Fund, inventory, dossier.

Аннотация: В статье рассказывается об открытии при Уфимском земстве «Трехгодичных мусульманских педагогических курсов» (1916) и реорганизации старейшего уфимского медресе «Усмания» в первую Национальную гимназию.

Abstract: The article informs about opening at the Ufa zemstvo of «a three-year Muslim pedagogical courses» (1916) and reorganization of the oldest Ufa madrasah «Usmaniya» into the first National grammar school.

Недавно в издательстве «Гилем» вышла в свет обстоятельная монография Г.Б. Азаматовой [1], посвященная исследованию деятельности Уфимского земства в области народного образования. К сожалению, вне поля внимания автора остались два, несомненно, очень важных результата, достигнутые земством в последние годы его существования, касающиеся проблемы совершенствования «инородческого образования». Речь идет об открытии при Уфимском земстве осенью 1916 года «Трехгодичных мусульманских педагогических курсов» [2; 3], а осенью следующего года - реорганиза-

ции старейшего уфимского медресе «Усмания»1 в первую Национальную гимназию [4].

Издаше Уфимскаго Губернскаго Земства ^сримская Татарская ] имназия.

УСТАВЪ ПРОГРАММЫ

Трехгодичныхъ педагогическихъ мусульманскихъ курсовъ для поступления в приготовительные, первый и второй классы гимназии.

Г. УФА электро-типографш “Восточная Печать” 1916г. Г. УФА электро-типографЫ "Восточная Печать" 1918 года

На 55-й Чрезвычайной сессии Уфимского губернского собрания, состоявшейся 17 июня 1917 года, обсудившей итоги работы первого учебного года «Трехгодичных мусульманских педагогических курсов», было сказано, что «14 ноября 1916 года, дата их открытия, войдет не только в летопись Уфимского земства, но и как крупное завоевание земства в России вообще: по существу эти курсы представляют собой первое в России мусульманское учебное заведение для подготовки учителей русско-татарских и русско-башкирских школ, признающее права гражданства за родным языком, верой и, отчасти, национальной культурой»[5]. Безусловно, передовой была инициатива земства по реорганизации медресе «Усмания» в «Уфимскую татарскую гимназию»: «Уфимская татарская гимназия, открывшаяся 3 ноября 1917 года, есть первое в России среднее специальное учебное заведение для мусульман, в котором при возможно полном удовлетворении при настоящих условиях национально-культурных стремлений мусульман и при сохранении общепедагогических ценностей дети-мусульмане получают вполне законченное общее образование и здоровое национальное воспитание»[6].

Шесть раз (в 1898, 1899, 1902, 1904, 1912 и 1915 годах) Уфимское губернское земство возбуждало перед Министерством народного просвещения ходатайства об открытии в Уфе учебного заведения для подготовки преподавателей школ для инородцев, составлявших в то время свыше 60% населения губернии. Лишь последнее из них, после длительных мытарств в управлении Оренбургским учебным округом, увенчалось успехом. Губернскому земству было разрешено со второй половины 1916 года «на точном основании закона и правах от 1 июля 1914 года о частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства просвещения, не пользующихся правами правительственных учебных заведений, открыть трехгодичные мусульманские педагогические курсы для подготовки учителей для русско-татарских и русско-башкирских начальных училищ»[2].

В силу упомянутого выше закона, звание учителя могло присваиваться окончившим курсы только после того, как они выдержали соответствующие испытания в специальной комиссии при учебном округе. Курсы находились в ведении попечителя Оренбургского учебного округа и содержались за счет средств Уфимского губернского земства.

В начале ноября 1916 года состоялись первые приемные испытания на курсы, руководство которыми было возложено на преподавателя Фельдшерско-акушерской школы Уфимского земства

В.А. Кондакова2. Всего было подано 85 прошений о приеме, среди которых 10 поступило от девушек. На испытания явились 66 человек

- 57 мужчин и 9 девушек. Испытания состояли из письменных работ и устных собеседований по мусульманскому вероучению, татарскому и русскому языкам, арифметике и «родиноведению». Последнее включало в себя начальные сведения из отечественной географии, истории и природы, не превышавшие программу 2-классных начальных школ. Всего на I курс было принято 29 человек. По образованию: 3 человека мужского пола из высших начальных училищ, 4 -из медресе «Галия»3, 11 - мужского пола и 6 женского - из двухклассных училищ, 3 мужского пола и 2 женского - из одноклассных училищ. По месту жительства: 2 - из Уфы, 24 - из Уфимской губернии, 3 - из других губерний.

Занятия проводились в помещениях Фельдшерско-акушерской школы Уфимского губернского земства, расположенной в Уфе по ул. Приютской (ныне ул. Кирова), 35. Для курсантов был организован интернат: фактически, все воспитанники получали ежемесячное пособие на проживание. Плата за обучение на курсах не взималась.

Учащиеся, пользующиеся стипендией от земства, были обязаны после окончания курсов прослужить на должности учителя не менее двух лет за каждый год пользования стипендией. В противном случае они обязывались возвратить земству ту сумму, которую получили за время обучения на курсах.

Работу курсов координировало педагогическое совещание, возглавляемое председателем Уфимской губернской управы П.Ф. Коропачинским. В ней приняли участие представители лучших учебных заведений Уфы: В.А. Словохотов (выпускник Казанского университета), преподаватель русского языка мужской гимназии,

С.М. Юрьев (выпускник Пермского университета), преподаватель геометрии Коммерческого училища, Т.С. Песков (выпускник Уфимского учительского института), преподаватель арифметики Епархиального училища, П.А. Соколов (выпускник Петроградского университета), преподаватель физики и естествознания мужской гимназии, В.А. Ефремов (выпускник Харьковского университета), преподаватель истории гимназии, В.А. Лебедев, преподаватель рисования и чистописания Уфимского учительского института. Кроме того, заведующий курсами В.А. Кондаков преподавал на них географию, а Га-лимджан Ибрагимов (преподаватель медресе «Галия») и Г.Р. Терегулов (заведующий инородческим отделом образования Земства) - татарский язык и литературу. Преподавателем мусульманского вероисповедания был Автах Асадуллин.

В основу преподавания на курсах были положены практические занятия: физика и химия - самостоятельная постановка элементарных опытов и демонстраций, ботаника - проведение экспериментов по морфологии и определение цветковых растений, география -работы с масштабом, вычерчивание карт и их чтение. На практических занятиях по истории воспитанники занималась чтением и разбором отрывков из произведений всеобщей и русской литературы, содержащей исторический материал. В конце 1916/1917 учебного года, когда наступившие в стране события чрезвычайной исторической важности выдвинули в подготовке преподавателей на первый план социально-экономические вопросы, особое внимание было уделено обществоведению.

Анализ итогов первого учебного года, захватившего февральскую революцию 1917 года, показал, что в основу работы педагогических курсов Уфимского земства был заложен верный и прочный фундамент для их последующей учебной деятельности. Эти курсы, фактически, стали новым типом национальной мусульманской общеобразовательной и профессионально-педагогической школы, в

которой был реализован метод преподавания трудовых начал. Чрезвычайно существенным оказался тот факт, что между учащими (учителями) и учащимися были созданы такие взаимоотношения, которые совершенно исключали всякую, даже теоретическую, возможность какого-либо недоверия между ними.

И тем не менее, 17 июля 1917 года на 55-й чрезвычайной сессии Уфимского губернского земского собрания был поставлен вопрос о реорганизации трехгодичных педагогических курсов: преобразование их в правительственную четырехлетнюю мусульманскую учительскую семинарию с отнесением всех дополнительных расходов по первоначальному оборудованию и содержанию сверх сумм государственного казначейства на средства Уфимского губернского земства4.

При обсуждении итогов первого года существования трехгодичных педагогических курсов выявился и ряд недостатков в организации их работы. Самым существенным оказались перегрузки уроками преподавателей курсов, основная учебная деятельность которых проходила в других учебных заведениях города. Некоторые из них не могли уделять воспитанникам курсов необходимое для такого типа обучения специальное внимание, в особенности при проведении внеучебной работы. Так, первоначально приглашенный и изъявивший согласие преподавать татарский язык и литературу Галимджан Ибрагимов во второй половине учебного года в связи с активным участием в событиях, предшествующих февральской революции 1917 года и последующих за ней, фактически, оставил преподавание. Найти ему должного заместителя при крайне ограниченном составе образованных мусульман в Уфе в то время не удалось. Уход преподавателя среди учебного года был подвергнут резкому осуждению, признан совершенно недопустимым с точки зрения педагогической этики. Именно с этим обстоятельством было связано привлечение с сентября 1917 года к преподаванию татарского языка и литературы на трехгодичных педагогических курсах молодого в то время сотрудника «инородческого отдела» Уфимского губернского земства Закира Шакирова, выпускника известного казанского медресе «Мухаммадия»5.

Закир Шакиров стал и организатором открывшихся летом 1917 года в Уфе подготовительных курсов для детей татарского и башкирского населения, выпускники которых (35 человек) должны были составить основной контингент планируемой земством к открытию «Татарской гимназии совместного обучения», в которую предполагалось реорганизовать бывшее уфимское медресе «Усмания» [7].

Первоначально открытие Национальной гимназии было назначено на 17 августа 1917 года, однако происшедшая через два месяца октябрьская революция сдвинула эту дату на 3 ноября. Из-за революции и последовавшей за ней гражданской войны большинство архивных документов о ее деятельности в 1917-1918 годах оказались уничтоженными или потерянными. О первом учебном годе Уфимской татарской гимназии сохранились весьма скудные сведения6.

З.Ш. Шакиров (во втором ряду третий слева) среди преподавателей и учащихся Уфимской татарской гимназии, 1918г.

Известно, что изначально количество учащихся в гимназии не превышало 40 человек, половина из них являлись детьми малоимущих граждан, и поэтому их обучение было бесплатным. Родители остальной части воспитанников гимназии вносили за обучение своих детей небольшую плату. Первым заведующим гимназией был уже упомянутый выше В.А. Кондаков, одновременно руководивший трехмесячными татарскими педагогическими курсами. Обучающаяся на курсах молодежь принимала, кстати, активное участие в практической работе гимназии. Национальная гимназия располагалась в здании по ул. Александровской, 29 (ныне Карла Маркса, 33), принадлежавшем известному уфимскому заводчику М.С. Ларионову. Затем учебные занятия стали проводиться в собственном доме купца Б. Назирова по ул. Пушкинской, 68 (ныне Пушкина, 90, здание

Уфимского НИИ глазных болезней), в зданиях мужской правительственной гимназии по ул. Б.Ильинской (ныне Фрунзе), 49 и, наконец, в бывшем медресе «Усмания» по ул. Фроловской (ныне Тукаева), 35/37.

В июне 1919 года заведующим Уфимской татарской гимназией становится З. Шакиров: В.А. Кондаков, как и большинство старых квалифицированных преподавателей, покинул город вместе с отступившими белыми войсками. Уже в начале 1919/1920 учебного года З. Шакиров по документам числится заведующим сразу двумя татаро-башкирскими школами, образованными на основе бывшей Татарской мусульманской гимназии: из старших групп учащихся была создана 4-я Советская школа II ступени, младшие группы выделили в отдельную 16-ю школу I ступени7.

В сентябре 1923 года обе эти школы были переведены в двухэтажное каменное здание по ул. Малой Казанской (ныне Свердлова), 10. Позже их объединили в Единую Трудовую Советскую школу №2 (до 1929 года заведующий - З.Ш. Шакиров), находившуюся в этом здании до 1986 года. Его реконструировали и передали Уфимскому хореографическому училищу имени Рудольфа Нуриева, а для школы №2 построили новое комфортабельное здание по ул. Гафури, 103.

Член-корреспондент АПН РСФСР Вадим Александрович Кондаков, вспоминая годы совместной работы с Закиром Шакировым, в письме к нему от 30 марта 1946 года писал: «... Когда подходишь в жизни к какому-нибудь знаменательному рубежу, невольно начинаешь подытоживать пройденный путь, начинаешь перелистывать страницы прожитого и пережитого, отворачиваться от одного и, наоборот, иное вспоминаешь с удовольствием и удовлетворением... Перелистывая прошлое, я не мог не вспомнить Уфу, в которой началась моя общественно-политическая деятельность -интересная, творческая. Я многому научился и много хорошего делал в Уфе. В числе хорошего: 1) организация и открытие первой в России Башкирской учительской семинарии Уфимского губернского земства [так автор письма называет трехгодичные татаробашкирские педагогические курсы, прим.Ю.Е.]; 2) открытие первой в России татаро-башкирской гимназии. (Какое это было чудесное время, и как хорошо в учебно-воспитательном отношении поставленное учебное заведение!) Кроме этого: широкое участие во внешкольной просветительской деятельности внешкольного отдела губернского Земства... По тем временам все это были весьма прогрессивные начинания, поэтому трудные, рискованные, но и

очень увлекательные. В связи с этим вспомнил старых уфимских друзей и, прежде всего, Вас, дорогой Закир Шакирович, с кем была связана моя жизнь и по внешкольному отделу Земства, и по работе в Башкирской учительской семинарии, и в татаро-башкирской гимназии»8

1. «Усмания» - медресе повышенного типа, основанное в 1887 году при Первой Соборной мечети города Уфы Хайруллой Усмановым (1848-1907), после смерти которого получило свое название. Находилось в ведении Оренбургского магометанского собрания, содержалось на частные пожертвования. Первоначально было типичной старометодной религиозной школой, имевшей целью подготовку учителей приходских школ. С 1895 года стало преобразовываться: был введен звуковой метод обучения грамоте, классно-урочная система преподавания, расширилась учебная программа, в которой стали преобладать уроки арабского языка, логика, мусульманская догматика, философия и право. С 1907 года «Усмания» стала перестраиваться Джигангиром Абызгильдиным (1875-1938) по образцу медресе «Хусаиния» (Оренбург). Однако все начинания уперлись в отсутствие средств, появившихся лишь в 1915 году, когда местные мусульмане-богачи (С. Назиров, С. Шамигулов, С. Джандюрин и др.) отказались от материальной поддержки уфимского медресе «Галия» и взяли «Усманию» под свою опеку.

В 1917 году медресе «Усмания» было преобразовано в Уфимскую татарскую гимназию.

2. Кондаков В.А. (1886-1959) - педагог, активный деятель Уфимского Учительского союза (1917-1918). После окончания гражданской войны - в Западной Сибири, на Алтае, затем вернулся на Урал. Редактировал педагогические журналы «На третьем фронте» (Пермь, 1923-1924), «Уральский учитель» (Свердловск, 1925-1927), заведовал кафедрами Пермского (1932-1937) и Казанского (с 1947 г.) педагогических институтов. Член-корреспондент АПН РСФСР (1945г.).

3. «Галия» - высшее мусульманское учебное заведение университетского типа, открытое в Уфе в ноябре 1906 года при Соборной мечети второго прихода известным педагогом и богословом Зией Камали (1873-1942). Главное внимание в программе уделялось изучению Корана, хадисов, мусульманского права, истории и философии ислама. Преподавание было поставлено на уровне богословских факультетов университетов в исламских странах. Кроме упомянутых предметов, изучались языки (арабский, тюрко-татарский и

русский), история, психология, педагогика, математика, физика, химия и ряд других предметов; содержалось за счет нерегулярных пожертвований богатых мусульман. К преподаванию привлекались лучшие педагогические силы Урало-Поволжского региона: Х. Махмудов (мусульманское право), Закир Кадыри (арабский язык и литература), Галимджан Ибрагимов (татарский язык и литература), Фатих Сайфи - Казанлы (история) и др.

В 1919 году было преобразовано в светскую общеобразовательную школу 2-й ступени для башкир и татар.

4. При обсуждении этого вопроса на 55-й Чрезвычайной сессии Уфимского городского земского собрания было вынесено также постановление об открытии в Уфе за счет Земства женской учительской семинарии, а в Белебее и Стерлитамаке - учительских семинарий для подготовки кадров из инородческого населения. Все эти планы через три месяца были перечеркнуты октябрьской революцией 1917 года и последовавшей затем гражданской войной.

5. З.Ш. Шакиров работал в Губернском земстве с 1 февраля 1915 года по 10 октября 1917 года [7]. Под его руководством уже в июне 1915 года губернская земская управа провела совещание учителей и мугаллимов, созванное для просмотра и рекомендации учебников, используемых в то время в начальных инородческих школах. Он же был редактором многостраничных подробных «Протоколов и докладов» этого совещания, вышедших отдельной книгой в издании «Восточная печать» в 1916 году [8].

6. В [4] утверждается, что Татарская национальная гимназия была создана лишь летом 1918 года, когда в Уфе чехословацкие мятежники ликвидировали советскую власть. Это не соответствует действительности. Гимназия, как и трехгодичные педагогические курсы, не прекращала свою работу и тогда, когда город неоднократно переходил из рук красных в руки белых, и наоборот (4 июля - 30 декабря 1918 года, 13 марта - 8 июня 1919 года).

7. Сразу же после окончательного освобождения Уфы от белых (июнь 1919 года) в части здания бывшей «Усмании», в то время уже два года бывшей Уфимской татарской гимназией, для детей-сирот, потерявших в годы гражданской войны родителей, была создана небольшая школа-приют, получившая имя революционера-большевика Хусаина Ямашева (1882-1912). Первым ее директором был И. Ишмухаметов, затем его сменил К. Ибрагимов. Никакого отношения к вышеназванным школам (4-й II ступени и 16-й I ступени), которыми заведовал З.Ш. Шакиров, она не имела.

8. Закир Шакиров долгие годы состоял с В.А. Кондаковым в личной переписке. Сохранилось письмо, в котором он, отвечая на приглашение приехать в Казань на 70-летний юбилей В.А. Кондакова в 1956 году, пишет: «... Я всегда помню Вас, и каждое известие напоминает все то далекое, но очень дорогое, что связывает меня с Вами в прошлом. Я до сих пор, дорогой Вадим Александрович, не могу пройти мимо того дома, где жили Вы: этот дом постоянное живое воспоминание о живом человеке, которого я уважал всю свою жизнь... Годы бегут, и мне в этом году будет 75 лет. Обнимаю, целую. Ваш Закир Шакиров».

В.А. Кондаков проживал в Уфе по ул. Центральной (ныне Ленина), 19. Этот одноэтажный кирпичный дом сохранился до настоящего времени.

1. Азаматова, Г.Б. Уфимское земство (1874-1917). Социальный состав, бюджет, деятельность в области народного образования. -Уфа : Гилем, 2005.

2. Устав трехгодичных мусульманских педагогических курсов Уфимского Губернского Земства. - Уфа : Изд. Губ. земства, 1916.

3. Краткий отчет о деятельности Уфимского Губернского Земства по народному образованию за 1916 год. - Уфа : Изд. Губ. земства, 1917.

4. Валеева, М.Г. Медресе «Усмания» // Дорога к храму. История религиозных учреждений города Уфы. - Уфа : Изд. ЦГИА РБ, 1993.

- С.92-95.

5. Сборник журналов Уфимского Губернского Земского собрания 53-ей, 54-ой и 55-ой Чрезвычайных сессий (3 декабря 1916 года, 10 марта и 17 июня 1917 года) с приложением докладов Управы. -Уфа : Изд. Губ. земства, 1917. - С. 42-55.

6. Уфимская татарская гимназия. Программы для поступающих в подготовительный, первый и второй классы гимназии. - Уфа : Вост.печать, 1918.

7. Ергин, Ю.В. З.Ш. Шакиров (1881-1968). Библ. «Педагогического журнала Башкортостана». - Уфа : Вагант, 2007.

8. Протоколы и доклады совещания учителей и мугаллимов, состоявшегося при Уфимской губернской земской управе от 20 до 27 июня 1915 года для просмотра учебников, употребляемых в национальных инородных школах. - Уфа : Вост. Печать, 1916.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.