Научная статья на тему 'Педагог-просветитель, ученый-филолог, один из основоположников башкирского языкознания'

Педагог-просветитель, ученый-филолог, один из основоположников башкирского языкознания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагог-просветитель, ученый-филолог, один из основоположников башкирского языкознания»

ПЕДАГОГ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ, УЧЕНЫЙ-ФИЛОЛОГ, ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

В этом году исполняется 125 лет со дня рождения Закира Шакировича Шакирова (1881-1968), видного педагога-просветителя, ученого-филолога с энциклопедическим кругозором, одного из основоположников современного башкирского языкознания. Он внес огромный вклад в развитие науки о языке, литературоведение, фольклористику, краеведение, историю и этнографию.

Начав свой трудовой путь в годы первой русской революции,

З.Ш. Шакиров более полувека отдал народному образованию и науке. Во многих областях филологии и краеведения он был первопроходцем. Человек большой эрудиции и широкого кругозора, он пользовался уважением и авторитетом среди своих коллег. За глубину и фундаментальность научного мышления, прекрасное владение многими восточными языками его высоко ценили не только научные и вузовские коллективы, но и многочисленные благодарные ученики.

З.Ш. Шакиров родился 3 (16) ноября 1881 года в деревне Кара-сай-Елга Московской волости Бирского уезда Уфимской губернии (ныне Кушнаренковский район Республики Башкортостан) в семье сельского учителя и муллы (хазрета). Первоначальное образование Закир получил в своей родной деревне, а затем обучался в новоме-тодной школе-медресе в деревне Расмакай. По совету отца освоил метод самостоятельного получения знаний и преуспел в арифметике, географии и истории. С особым усердием занимался русским

языком, роль которого в овладении знаниями понял смолоду и пронес это убеждение через всю свою жизнь и педагогическую деятельность. Наряду со чтением Корана и хадисов (преданий о словах и действиях пророка Мухаммеда), уже в те годы ознакомился с фонетикой арабского языка и основами тюркской грамматики.

После долгих размышлений Закир решил овладеть профессией учителя, для чего отправился учиться в Казань, бывшую в начале XX века одним из самых крупных культурных центров Российской империи. Осенью 1895 года поступил в медресе «Мухаммадия», в то время одну из лучших в Поволжье конфессиональных новоме-тодных школ, основанную еще в 1882 году Галимджаном Баруди.

Сохраняя общепринятые представления об исламе и морали, Баруди имел собственное критическое мнение о порядке организации религиозной жизни мусульман, особенно в сфере обучения и образования. В учебные программы «Мухаммадии», кроме традиционных богословских предметов, входили и светские науки - гуманитарные, естественные и точные, в том числе, логика, экономика, история философии. «Мухаммадия» не предусматривала подготовку специалистов какого-либо определенного профиля, обучавшиеся в ней шакирды получали общее среднее образование.

Закир Шакиров сразу поступил в классы «игдади» (предшествующие высшим), быстро их окончил и был переведен в «гали» (высшие классы). Упорно овладевал арабским, персидским и турецким языками, превосходное знание которых наряду с татарским и башкирским позволило ему впоследствии освоить ряд других языков народов СССР: азербайджанский, узбекский, киргизский и казахский. Еще будучи шакирдом, встретился и познакомился с Каю-мом Насыри, выдающимся татарским просветителем, мужественным борцом против религиозной схоластики, национальной замкнутости и косности. С 75-летним ученым, несмотря на разницу в возрасте, у него сложились дружеские отношения. Ученому нравилось, что его молодой друг был хорошо знаком с большинством написанных им книг, имел глубокие познания в области истории, географии и восточной литературы. Каюм Насыри представил его своему близкому другу, профессору Казанского университета Н.Ф. Катанову, знакомство с которым быстро переросло в большую дружбу, сыгравшую огромную роль в последующей научной и педагогической судьбе Закира Шакирова.

Благодаря своим знаниям в области восточных языков, литературы и истории, большому трудолюбию и доброжелательному отношению с окружающими, Закир Шакиров быстро стал пользоваться заслуженным авторитетом среди учителей и шакирдов. Это послу-

жило причиной того, что в 1902 году, будучи еще учеником высших классов «Мухаммадии», он стал сначала помощником учителя в младших классах этого медресе, а несколько позже самостоятельно проводил уроки по родному языку и литературе в средних классах.

За сравнительно короткий срок Закир Шакиров близко познакомился с передовой татарской интеллигенцией. Редактор газеты «Аль-Ислах» (Реформа) Фатих Амирхан познакомил его с поэтом Габдуллой Тукаем - одним из родоначальников новой татарской литературы. Тукай посетил урок географии молодого учителя и высоко оценил методику его преподавания. Так началась их дружба, в которой великий поэт увидел в новом знакомом свой идеал современного педагога. Он с особым вниманием слушал его рассказы о порядках, царивших в различных медресе, их преподавателях и ша-кирдах. Может быть, результатом именно этих бесед явился ряд сатирических публикаций Тукая, в частности, эссе «Что говорят ша-кирды, вышедшие из медресе» (1907). В них, на страницах газеты «Аль-Ислах», Габдулла Тукай, заведовавший литературным отделом, бичевал феодально-патриархальные пережитки, господствовавшие в то время в старометодных медресе. По совету Тукая, Закир Шакиров опубликовал в этой газете свою первую небольшую статью, посвященную состоянию обучения в «Мухаммадии». Однако не она открывает список научных публикаций Закира Шакирова. В качестве своей первой научной работы он всегда называл статью «Кто они, тептяри Уфимской губернии?», опубликованную в 1908 году в общественно-политической и экономической газете «Бая-нельхак» (Разъяснение истины). В том же году в Казани вышло в свет первое написанное им методическое пособие - «Краткий учебник географии с иллюстрациями», - адресованное учащимся начальных классов медресе.

Закир Шакиров вошел в круг интеллигентов, среди которых были один из лидеров либерально-демократической партии российских мусульман «Иттифак аль-мусульмин» (Союз мусульман) Юсуф Акчура, писатель-переводчик Фатих Халиди, педагог Мухитдин Кур-бангалиев и многие другие.

В 1908 году, выдержав экзамен на звание учителя, З.Ш. Шакиров стал работать преподавателем общеобразовательных дисциплин. Уже на следующий год, понимая, что для претворения в жизнь мечты стать настоящим учителем только знаний по конкретным предметам недостаточно и что для профессионального обучения шакирдов необходимо овладеть методикой преподавания, он предпринял попытку поступить в Казанский учительский институт, однако не получил необходимого для этого разрешения

Министерства народного просвещения. Тогда, по рекомендации профессора Н.Ф. Катанова, он поступил в открывшийся незадолго до этого Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского. Несмотря на то, что материальные затруднения вынудили его уйти с IV курса, обучение в этом университете оказало большое влияние на становление Закира Шакирова как профессионального педагога.

Закир Шакиров возвратился в Башкирию и с 1 января 1915 года начал работать инструктором и помощником заведующего инородческим подотделом отдела народного образования Уфимского губернского земства. В его обязанности входили организация и руководство внешкольным обучением нерусских детей, подбор учебников и руководств для инородческих школ. Эти работы выполнялись Закиром Шакировым с большим знанием дела и всегда присущей ему добросовестностью и аккуратностью. Уже в качестве заместителя заведующего подотделом инородческого образования в июне 1915 года он провел совещание учителей и мугаллимов, созванное для просмотра и рекомендации учебников, по которым занимались в то время в большинстве начальных инородческих школ России. В совещании приняли участие 25 человек: из Москвы, Казани и Казанской губернии, Уфы, Оренбурга, Челябинска, Троицка и уездов (Уфимского, Бирского, Мензелинского, Бугульминского). В числе 63 учебников и руководств, рекомендованных к пользованию в инородческих начальных школах, оказался и «Краткий учебник географии с иллюстрациями» Закира Шакирова, вышедший в Казани в 1908 году и переизданный там же в 1914 году, незадолго до проведения совещания. Сохранив интерес к преподаванию географии, Закир Шакиров, начавший во внерабочее время преподавание на курсах подготовки учителей начальных классов при земской управе, подробно изучил экономику и природные условия Уфимской губернии, результатом чего стал выход в свет в 1917 году его «Географии Уфимской губернии», переизданной затем в 1919 году.

Важный этап в становлении Закира Шакирова как профессионального педагога был связан с его работой с осени 1912 года на 3-годичных педагогических курсах, открытых годом ранее Уфимским губернским земством. По существу, это было первое в России мусульманское учебное заведение (типа семинарии), готовившее учителей для русско-татарских и русско-башкирских школ, в котором официально признавалось право гражданства за родным языком, верой и, отчасти, национальной культурой.

Летом 1917 года, по инициативе Закира Шакирова, в Уфе для детей татарского и башкирского населения были организованы 2-

месячные подготовительные курсы для комплектования открывающейся осенью того же года специальной национальной гимназии. В создании этого учебного заведения, аналога которому в России также не было, кроме земства, активное участие приняло местное мусульманское духовенство, предоставившее для обучения гимназистов часть помещений медресе «Усмания». Эта национальная гимназия, в которой Закир Шакиров сначала был помощником заведующего, а затем и заведующим, работала и в годы гражданской войны, когда Уфа неоднократно переходила от красных к белым, и наоборот. После окончательного освобождения города от колчаковцев в июне 1919 года на основе национальной гимназии сначала были созданы две татаро-башкирские школы (I и II ступени), а затем (с 1923 года) Единая трудовая советская школа №2 города Уфы. До 1929 года их заведующим продолжал оставаться Закир Шакиров. Как заведующий, он уделял особое внимание профессиональному и культурному уровню возглавляемого им педагогического коллектива. «Знания и способности, хороший характер, - говорил Закир Шакиров, - отнюдь не являются врожденными качествами человека, они формируются только в результате систематического обучения и воспитания». Особое внимание в школе, которой он заведовал, уделялось преподаванию родного языка как важному средству воспитания детей. Одним из преподавателей родного языка в этой школе долгое время был Наки Исанбет, уже в то время хорошо известный ученый-фольклорист (впоследствии - Народный писатель Татарии).

Заведование школой в условиях разрухи, наступившей после окончания гражданской войны, требовало упорства и затраты большого количества времени для организации нормальной работы учительского коллектива. Однако и в этих условиях З.Ш. Шакиров продолжал активно заниматься общественной работой. Летом 1919 года, сразу же после окончательного освобождения Уфы от белых, он стал руководить на общественных началах созданным при ГубОНО отделом по распространению знаний среди башкирско-татарского населения города.

С большим энтузиазмом З.Ш. Шакиров взялся за восстановление того, что осталось от бывшего Уфимского губернского музея, потерявшего в годы гражданской войны основную часть своих экспонатов и по этой причине закрытого в начале осени 1919 года. Из чудом сохранившихся экспонатов этнографического и археологического отделов музея он, фактически заново, начал создавать новый музей, сначала получивший название историко-социального музея Народов Востока, в 1921 году ставший краевым «Музеем Южного

Приуралья». Все эти годы З.Ш. Шакиров был основным хранителем и заведующим музеем.

Уже в 1920 году музей организовал первую этнографическую экспедицию в Туркестан, а с середины 20-х годов такие экспедиции стали проводиться регулярно. В середине 1922 года, после создания Большой Башкирии со столицей в Уфе, в стенах музея разместилось «Научное общество по изучению Башкирии» (Начав свою деятельность годом раньше в Стерлитамаке, оно называлось «Обществом по изучению быта, культуры и истории Башкирии», и тогда его членами были всего 10 человек). Общество стало быстро расти: в 1924 году оно насчитывало 37 человек, в 1926 году - 83 человека с самостоятельными отделениями в 18 кантонах Башкирии. С 1926 года Общество стало издавать собственный непериодический альманах «Башкорт Аймагы» (Башкирский край), в котором печатались материалы по истории, этнографии и географии Башкирии. Активно сотрудничал с ним и З.Ш. Шакиров. В 1926-1929 годах он опубликовал в альманахе несколько своих статей, в числе которых были «Современное состояние тюркологии и пути ее развития в будущем» и «Что сделали сами башкиры и татары в соответствии со своими традициями», «Северная Монголия». В связи с 25-летием трудовой и научной деятельности З.Ш. Шакирова, широко отмеченной общественностью республики, альманах «Башкорт Аймагы» поместил на своих страницах несколько статей о нем.

Когда в начале 20-х годов XX века назрела необходимость разработки башкирского алфавита и орфографии, З.Ш. Шакиров приложил немало сил как к созданию башкирской письменности на основе реформированной арабской графики, так и внедрению в жизнь башкирского литературного языка, возникшего на основе старых письменных традиций тюрки, народно-разговорной речи и языкового фольклора. К этому времени он был уже вполне сформировавшимся тюркологом, взявшим на себя смелость не только дать собственную оценку состоянию тюркологии того периода, но и выступить с целым рядом конкретных предложений по дальнейшему ее развитию. В феврале 1926 года З.Ш. Шакиров принял участие в работе I Всесоюзного тюркологического съезда в Баку, на котором был рассмотрен вопрос о переводе письменности тюркоязычных народов СССР на латинизированную графику. В начале января 1928 года на секции языка и литературы Общества по изучению Башкирии он прочитал большой доклад «О жизни и деятельности видного ученого Востока XI века Махмуди Хусаина Кашгари» - автора знаменитого «Словаря тюркских наречий» (1072-1074), наиболее раннего

письменного памятника тюркских языков, содержащего многочисленные литературные образцы.

В качестве хорошего специалиста З.Ш. Шакиров принял активное участие в разработке первых программ, учебников и учебных пособий для изучения башкирского языка. В 1924 году издательство «Башкни-га» выпустило написанный им совместно с Ш. Чураевым учебник для школ II ступени «Уроки башкирского языка для русских». Очень небольшое по объему, но емкое по содержанию введение «О звуках и их произношении», написанное им к учебнику, фактически, представляло собой первое серьезное научное исследование, посвященное сравнению звуковых систем башкирского и русского языков и разработке наиболее важных вопросов лексикографии и грамматических категорий башкирского языка. Неудивительно, что это введение к учебнику З.Ш. Шакиров в списках своих научных работ всегда приводил как отдельную научную публикацию. Вслед за «Уроками башкирского языка для русских» последовал «Практический учебник башкирского языка» (1929) тех же авторов, предназначенный для школ I ступени, техникумов и рабфаков. К этим учебникам З.Ш. Шакиров написал три части «Рабочей книги по башкирскому языку для русской школы» и «Методические записки по изучению башкирского языка в русских школах» (вышли в Башкирском книжном издательстве в 1932 году). В том же году был издан «Учебник башкирского языка (начальный курс)», часть 1, написанный З.Ш. Шакировым совместно с К. Ахмеровым; в 1934 году появилась вторая часть этого учебника под названием «Учебник башкирского языка для русских» З.Ш. Шакирова в соавторстве с З. Утяшевым. Кроме того, в 1932-

1934 годах З.Ш. Шакиров написал и издал также учебники башкирского языка и рабочие книги по башкирскому языку для 2, 5, 6 и 7 классов школ II ступени. Два учебника З.Ш. Шакирова были адресованы взрослым - «Башкирский язык для взрослых» (1934) и «Учебник башкирского языка для руководящих партийных и советских работников» (Уфа, 1941), написанный в соавторстве с З. Кульбековым.

Участие З.Ш. Шакирова в работе по языковому строительству, в том числе и по написанию учебников башкирского языка, происходило сначала в рамках сотрудничества с Академическим центром Башнаркомпроса в 1922-1929 годах, а затем работы в Башкирском комплексном научно-исследовательском институте (и выделившемся из него в 1932 году самостоятельном БашНИИ национальной культуры). В этих учреждениях он являлся или научным сотрудником, или консультантом по вопросам лингвистики, этнографии и фольклору башкирского языка.

Весьма плодотворной была работа З.Ш. Шакирова в стенах Баш-НИИ национальной культуры по созданию целой серии первых учебных терминологических словарей. Эта работа координировалась специальной Терминологической комиссией, функционировавшей с 1922 года при Народном комиссариате просвещения республики, и была направлена на выработку официальной системы терминов в области науки, производства и искусства на башкирском языке. В 1932 году в соавторстве с С. Барановым З.Ш. Шакиров издал терминологический словарь по ботанике - «Названия растений на латинском, русском и башкирском языках» (268 слов). В том же году в соавторстве с Х. Абдрашитовым, Г. Юсуповым и Р. Фахретдиновым он опубликовал «Термины по химии, русско-башкирские и башкирско-русские» (584 слова), а с В. Сулеймановым и М. Срумовым - «Термины по математике, русско-башкирские» (384 слова). З.Ш. Шакиров был одним из шести авторов вышедшего в свет в 1934 году дополненного и переработанного словаря «Терминов по математике, русско-башкирских» (957 слов). В 1935 году совместно с У. Хусни он издал «Термины по языку». В последующие годы разработку терминологии самого различного профиля и ее внедрение в практику через периодическую печать взяла на себя постоянная правительственная Терминологическая комиссия, состоявшая из ведущих башкирских языковедов, в работе которой З.Ш. Шакиров принимал самое активное участие.

Особое место в научной деятельности З.Ш. Шакирова занимали различные экспедиции по изучению культурного наследия Башкирии. Так, в мае 1929 года он возглавил экспедицию Общества по изучению Башкирии с целью исследования отдельных диалектов и местных говоров, а также фольклора башкир, населяющих Аргаяш-ский и Коншакский районы Челябинской области. В 1928-1929 годах З.Ш. Шакиров принял активное участие в работе лингвофольклорного подотряда Башкирской комплексной экспедиции АН СССР, начальником которого был известный тюрколог и востоковед Н.К. Дмитриев. Именно Н.К. Дмитриеву башкирское языкознание обязано своим становлением, успешным развитием и наиболее значительными достижениями. Вспоминая свое участие в комплексной экспедиции АН СССР в 1928-1929 годах под руководством Н.К. Дмитриева, З.Ш. Шакиров писал: «В связи с тем, что в области экспедиционных работ тюркологи значительно отставали от своих коллег по другим специальностям, Н.К. Дмитриев предложил новую методику экспедиционных исследований, сущность которой сводилась к тому, чтобы применить к тюркскому (в частности, башкирскому) материалу все те достижения, которые были получены русскими и западно-европейскими диалектологами

и прочно вошли в их повседневную практику». Знакомство с Н.К. Дмитриевым переросло в дальнейшем в крепкую многолетнюю дружбу. В ходе экспедиции, проходившей на территориях нынешних Баймакского и Абзелиловского районов, удалось собрать большое количество песен, сказок, легенд, изречений местного населения. На фонограф было записано много мелодий местных кураистов. Особенно плодотворной оказалась экспедиция, возглавляемая Н.К. Дмитриевым, которая работала в пределах нынешних Учалинского и Белорецкого районов. В рамках ее проведения З.Ш. Шакиров возглавил группу исследователей, направившуюся в сторону Ар-гаяша, Коншака и Ялан-Катая. Полученный в результате экспедиции богатый диалектический и фольклорный материал в виде кратких отчетов периодически публиковался З.Ш. Шакировым в журналах «Белем», «Культурная революция» и в «Краеведческом сборнике». Кроме материалов по народному творчеству и разговорному языку башкир, участники экспедиции установили ряд конкретных фактов, проливающих свет на историю просвещения башкир. В частности, сам З.Ш. Шакиров обнаружил неизвестные ранее стихи классика башкирской поэзии, поэта-просветителя Мифтахетдина Камалетди-нова, известного в настоящее время под именем Акмуллы. В беседах с очевидцами он получил сведения о встречах Акмуллы с другим выдающимся башкирским просветителем - первым исследова-телем-краеведом из башкир - Мухаметсалимом Уметбаевым.

Трудно переоценить значение всех этих экспедиций под руководством Н.К. Дмитриева, в работе которых принял участие З.Ш. Шакиров. Живая речь, диалекты и фольклор башкирского народа, с которыми ознакомились участники экспедиции, в дальнейшем были использованы Н.К. Дмитриевым при создании им не имеющей прецедентов «Грамматики башкирского языка» (М.-Л., 1948; Уфа, 1950, башк. яз.). В ней был праведен тончайший анализ элементов башкирской речи, остроумно сопоставлены факты из башкирской, арабской, иранской и английской фонетики, даны смелые ракурсы межъязыковых сравнений, давшие новые представления об исторических корнях звуков башкирского языка.

Принимая активное участие в развитии народного образования Башкирии, З.Ш. Шакиров более полувека проработал преподавателем родного языка и литературы в различных высших учебных заведениях республики: с 1920 года в Уфимском институте народного образования, затем в реорганизованном из него в 1929 году Башкирском государственном педагогическом институте имени К.А. Тимирязева. В пединституте он заведовал кафедрой башкирского языка и литературы в течение 10 лет, а в 1931 году был ут-

вержден доцентом. Одновременно в 1932-1933 годах З.Ш. Шакиров - преподаватель и заведующий кафедрой башкирского языка в только что открывшемся Башкирском медицинском институте, а в 1933-1934 годах - преподаватель родного языка в Башкирском институте повышения квалификации учителей. Кроме того, в 1934-

1935 годах он был преподавателем-лектором на областных курсах руководящих работников и аппарата Башкирского обкома ВКП(б).

Признанный педагог и ученый, З. Шакиров много сделал не только для обеспечения студентов вуза своими учебниками и методическими разработками, но и для практической подготовки в стенах вуза педагогов с глубокими филологическими знаниями и высокой методической культурой.

Еще в 1927 году, когда исполнилось 25 лет педагогической и научной деятельности З.Ш. Шакирова, он стал Героем Труда. В 1914 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, тогда же ему, в числе первых в республике, было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля науки Башкирской АССР. В 1954 году неутомимая научно-педагогическая деятельность З.Ш. Шакирова, направленная на расцвет образования и культуры народа, была высоко оценена высшей наградой страны - орденом Ленина.

В 1956 году З.Ш. Шакиров вышел на пенсию, но фактически не оставил своей педагогической и научной деятельности. Еще много лет он обучал студентов Башкирского государственного университета (созданного в 1957 году на базе Башгоспединститута) старотюркским языкам, сотрудничал с Институтом языка и литературы Башкирского филиала АН СССР.

«Его кончина 5 декабря 1968 года стала невосполнимой утратой для работников народного образования Республики» (газета «Советская Башкирия»).

Ю.В. Ергин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.