Научная статья на тему 'Закир Шакиров: жизнь и судьба'

Закир Шакиров: жизнь и судьба Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

78
79
Поделиться
Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Закир Шакиров: жизнь и судьба»

1470

СТРАНИЦЫ ПАМЯТИ

ЗАКИР ШАКИРОВ: ЖИЗНЬ И СУДЬБА

В 2011 году исполняется 130 лет со дня рождения видного башкирского языковеда, филолога-тюрколога, одного из активных организаторов народного образовния в Республики Башкортостан Закира Шакирова.

Закир Шакиров родился 16 ноября 1881 года в деревне Карасай-Елга Кушнаренковского района Башкирии.

Отец Закира Шакировича Мухаметшакир Мухаметзянов был образованным человеком и долгие годы работал мугаллимом (учителем) соборной мечети.

После окончания русско-башкирской школы З. Шакиров поступает в медресе «Мухаммадия» в г. Казани. В этом учебном заведении получали не только религиозное и светлое образование, здесь изучались логика, экономика, философия, педагогика, рсский и восточные языки. В этом учебном заведении он овладел арабским и персидским языками. В формировании будущего филолога огромную роль сыграли дружба с Каюмом Насы-ри, профессором Казанского университета Н. Ф. Катановым, Мажитом Гафури. В период учебы в медресе «Мухаммадия» Закир Шакиров серьезно изучает восточные языки и литературу. Он регулярно читает выходящую в Каире газету «Эл-Лива» («Знамя»), произведения АбуАли Сипа, Омара Хайями и многих других.

В 1902 году он становится помощником учителя в медресе. Так начинает воплощать в жизнь его мечта стать учителем. В 1907 состоялась его встреча с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем. Их большая дружба и тесное сотрудничество продолжалась до последних Г. Тукая.

Трудно переоценить огромное влияние великого татарского поэта Закира Шакирова.

В 1909 г. публикуется книга З. Шакирова «Мохтасар дэреслек рэсемле география», которая была переиздана несколько раз.

По рекомендации профессора Н. Ф. Катанова в 1912 он поступает на историко-философский факультет Московского народного университета имени А. Л. Иганявского. Этот университет был одним из самых передовых вузов того времени. К сожалению из-за материальных затруднений, будучи студентом 4 курса, он прекращает учебу в университете. В 1915 году З. Шакиров приезжает в Уфу и начинает работать инспектором отдела нерусских школ Уфимского губернского ведомства и очень скоро становится заведующим отделом. В период работы в Земской управе Шакиров активно и научно-исследовательскую работу. Он опубликовал несколько проблемных статей, связанных с башкирским языком, составляет каталоги художественных произведений, словарей.

В 1917 году его назначают директором гимназии для мусульманской мелодии, которая благодаря активной деятельности З. Шакирова становится средней школой, директором которой он был до 1930-х годов.

В эти годы и немало сил приложил к разработке башкирской письменности на основе арабской грамматики. По данной проблеме он опубликовал несколько статей в журнале «Баштсорт аймагы».

В феврале 1926 года З. Шакиров принимает участие в первом съезде тюркологов в Баку, где рассматривался вопрос о переводе письменности тюркоязычных народов на латинизированную графику. В статье, посвященной работе тюркологического съезда, он обосновывает целесообразность перехода на новый алфавит (Башкирский краеведческий сборник. Уфа, 1926, №1). З. Шакировым написаны первые учебники и учебные пособия для школ.

В 1930 года одним из важнейших проблем языкового строительства в республики в то время было создание научной терминологии башкирского литературного языка. З. Шакиров был одним из составителей русско-башкирского словаря по ботанике (1933), по химии (1932), по математике, словаря лингвистических терминов (1935). Он также принял активное участие в составлении первого академического «Русско-башкирского словаря» (М., 1948).

В 1928-1932 гг. был участником комплексной экспедиции лингвистов-фольклористов, организованной Академии наук СССР во главе с выдающимся тюркологом Н. К. Дмитриевым. Экспедиционной группой было собрано огромный материал по диалектам, фольклору. Так, например, число записанных народных песен достигло 800. Ученые работали в основном в Зауралье, а подгруппа З. Ш. Шакирова работала в Аргаяшском и Ку-нашакском районах. Во время экспедиции Закир Шакуров обнаружил текст стихотворения Мифтахетдина Ак-муллы «Баштсорттарым, утсыу кэрэк, утсыу кэрэк».

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В 1930 году З. Ш. Шакиров свою педагогическую деятельность в высшем учебном заведении - он становится преподавателем Башкирского педагогического института. Он работал в Башкирском пединституте, преобразованном в 1959 году в Башкирский государственный университет, 26 лет. В 1956 году, когда ему исполнилось 75 лет, он уходит на пенсию. Таким образом, З. Ш. Шакиров 54 года жизни посвятил делу народного образования.

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. №4

1471

Трудно переоценить значения его трудов по методике преподавания башкирского языка в школе и вузе. Он придавал особое значение воспитанию детей средствами родного языка. Он писал: «Любовь к Родине, народу, труду ребенок приобретает прежде всего через родной язык. В языке очень много философских понятий, удивительно красивых поэтических форм. Язык отражает все стороны жизни народа, уроки родного языка способствует обогащению словаря, учат осмысленно выражать мысли и чувства. Необходимо, чтобы учителя глубоко осознали важность родного языка». З. Ш. Шакиров был организатором аспирантуре, и, будучи зав. кафедрой особое внимание обращал на проведение педпрактики студентов.

Научно-педагогическая и общественная деятельность Закира Шакировича была высоко оценена нашим государством: Указом Президиума Верховного Совета СССР он был награжден орденоми Ленина и Трудового Красного Знамени (1944), ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки БАССР».

По воле судьбы я и мои однагруппники в 1954-1957 гг. Были студентами Закира Шакировича в течение трех лет. Он вел занятия по арабскому и персидскому языкам, а по старотюркскому языку он вел свои практические и занятия на высоком теоретическом уровне, мы восхищались тем, как он красиво писал примеры арабским шрифтом: как правило, после занятий он спрашивал о том, все ли было понятно и раздавал тексты для устного пересказа на следующем уровне. Вот он заходит в аудиторию и приятным тембром голоса спрашивает: - Дети мои, все ли справились с домашним заданием.

З. Ш. Шакирович был очень красивый человек, мужчина высокого роста с добрыми голубыми глазами, высокобразованным преподавателем, интеллигентным человеком.

Имя выдающегося педагога, видного башкироведа и тюрколога внимательного и доброжелательного учителя, благородного человека навсегда сохранится в истории науки и университете в памяти всех тех, кому посчастливилось учиться у него, работать рядом с ним.

М. В. Зайнуллин, доктор филологических наук, профессор, академик АН РБ, зав. кафедрой башкирского и общего языкознания