Научная статья на тему 'Закир Шакиров: жизнь и судьба'

Закир Шакиров: жизнь и судьба Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

77
79
Поделиться

Текст научной работы на тему «Закир Шакиров: жизнь и судьба»

1470

СТРАНИЦЫ ПАМЯТИ

ЗАКИР ШАКИРОВ: ЖИЗНЬ И СУДЬБА

В 2011 году исполняется 130 лет со дня рождения видного башкирского языковеда, филолога-тюрколога, одного из активных организаторов народного образовния в Республики Башкортостан Закира Шакирова.

Закир Шакиров родился 16 ноября 1881 года в деревне Карасай-Елга Кушнаренковского района Башкирии.

Отец Закира Шакировича Мухаметшакир Мухаметзянов был образованным человеком и долгие годы работал мугаллимом (учителем) соборной мечети.

После окончания русско-башкирской школы З. Шакиров поступает в медресе «Мухаммадия» в г. Казани. В этом учебном заведении получали не только религиозное и светлое образование, здесь изучались логика, экономика, философия, педагогика, рсский и восточные языки. В этом учебном заведении он овладел арабским и персидским языками. В формировании будущего филолога огромную роль сыграли дружба с Каюмом Насы-ри, профессором Казанского университета Н. Ф. Катановым, Мажитом Гафури. В период учебы в медресе «Мухаммадия» Закир Шакиров серьезно изучает восточные языки и литературу. Он регулярно читает выходящую в Каире газету «Эл-Лива» («Знамя»), произведения АбуАли Сипа, Омара Хайями и многих других.

В 1902 году он становится помощником учителя в медресе. Так начинает воплощать в жизнь его мечта стать учителем. В 1907 состоялась его встреча с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем. Их большая дружба и тесное сотрудничество продолжалась до последних Г. Тукая.

Трудно переоценить огромное влияние великого татарского поэта Закира Шакирова.

В 1909 г. публикуется книга З. Шакирова «Мохтасар дэреслек рэсемле география», которая была переиздана несколько раз.

По рекомендации профессора Н. Ф. Катанова в 1912 он поступает на историко-философский факультет Московского народного университета имени А. Л. Иганявского. Этот университет был одним из самых передовых вузов того времени. К сожалению из-за материальных затруднений, будучи студентом 4 курса, он прекращает учебу в университете. В 1915 году З. Шакиров приезжает в Уфу и начинает работать инспектором отдела нерусских школ Уфимского губернского ведомства и очень скоро становится заведующим отделом. В период работы в Земской управе Шакиров активно и научно-исследовательскую работу. Он опубликовал несколько проблемных статей, связанных с башкирским языком, составляет каталоги художественных произведений, словарей.

В 1917 году его назначают директором гимназии для мусульманской мелодии, которая благодаря активной деятельности З. Шакирова становится средней школой, директором которой он был до 1930-х годов.

В эти годы и немало сил приложил к разработке башкирской письменности на основе арабской грамматики. По данной проблеме он опубликовал несколько статей в журнале «Баштсорт аймагы».

В феврале 1926 года З. Шакиров принимает участие в первом съезде тюркологов в Баку, где рассматривался вопрос о переводе письменности тюркоязычных народов на латинизированную графику. В статье, посвященной работе тюркологического съезда, он обосновывает целесообразность перехода на новый алфавит (Башкирский краеведческий сборник. Уфа, 1926, №1). З. Шакировым написаны первые учебники и учебные пособия для школ.

В 1930 года одним из важнейших проблем языкового строительства в республики в то время было создание научной терминологии башкирского литературного языка. З. Шакиров был одним из составителей русско-башкирского словаря по ботанике (1933), по химии (1932), по математике, словаря лингвистических терминов (1935). Он также принял активное участие в составлении первого академического «Русско-башкирского словаря» (М., 1948).

В 1928-1932 гг. был участником комплексной экспедиции лингвистов-фольклористов, организованной Академии наук СССР во главе с выдающимся тюркологом Н. К. Дмитриевым. Экспедиционной группой было собрано огромный материал по диалектам, фольклору. Так, например, число записанных народных песен достигло 800. Ученые работали в основном в Зауралье, а подгруппа З. Ш. Шакирова работала в Аргаяшском и Ку-нашакском районах. Во время экспедиции Закир Шакуров обнаружил текст стихотворения Мифтахетдина Ак-муллы «Баштсорттарым, утсыу кэрэк, утсыу кэрэк».

В 1930 году З. Ш. Шакиров свою педагогическую деятельность в высшем учебном заведении - он становится преподавателем Башкирского педагогического института. Он работал в Башкирском пединституте, преобразованном в 1959 году в Башкирский государственный университет, 26 лет. В 1956 году, когда ему исполнилось 75 лет, он уходит на пенсию. Таким образом, З. Ш. Шакиров 54 года жизни посвятил делу народного образования.

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. №4

1471

Трудно переоценить значения его трудов по методике преподавания башкирского языка в школе и вузе. Он придавал особое значение воспитанию детей средствами родного языка. Он писал: «Любовь к Родине, народу, труду ребенок приобретает прежде всего через родной язык. В языке очень много философских понятий, удивительно красивых поэтических форм. Язык отражает все стороны жизни народа, уроки родного языка способствует обогащению словаря, учат осмысленно выражать мысли и чувства. Необходимо, чтобы учителя глубоко осознали важность родного языка». З. Ш. Шакиров был организатором аспирантуре, и, будучи зав. кафедрой особое внимание обращал на проведение педпрактики студентов.

Научно-педагогическая и общественная деятельность Закира Шакировича была высоко оценена нашим государством: Указом Президиума Верховного Совета СССР он был награжден орденоми Ленина и Трудового Красного Знамени (1944), ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки БАССР».

По воле судьбы я и мои однагруппники в 1954-1957 гг. Были студентами Закира Шакировича в течение трех лет. Он вел занятия по арабскому и персидскому языкам, а по старотюркскому языку он вел свои практические и занятия на высоком теоретическом уровне, мы восхищались тем, как он красиво писал примеры арабским шрифтом: как правило, после занятий он спрашивал о том, все ли было понятно и раздавал тексты для устного пересказа на следующем уровне. Вот он заходит в аудиторию и приятным тембром голоса спрашивает: - Дети мои, все ли справились с домашним заданием.

З. Ш. Шакирович был очень красивый человек, мужчина высокого роста с добрыми голубыми глазами, высокобразованным преподавателем, интеллигентным человеком.

Имя выдающегося педагога, видного башкироведа и тюрколога внимательного и доброжелательного учителя, благородного человека навсегда сохранится в истории науки и университете в памяти всех тех, кому посчастливилось учиться у него, работать рядом с ним.

М. В. Зайнуллин, доктор филологических наук, профессор, академик АН РБ, зав. кафедрой башкирского и общего языкознания