Научная статья на тему 'Неизвестная рукопись А. Н. Островского?'

Неизвестная рукопись А. Н. Островского? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
186
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неизвестная рукопись А. Н. Островского?»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Сер. 9. Филология. 2008. № 1

Е.А. Рахманькова

Неизвестная рукопись А.Н. Островского?

Известно, что А.Н. Островский писал оперные либретто по своим пьесам, сотрудничая с такими композиторами, как В.Н. Кашпе-ров (опера «Гроза»), А.Н. Серов («Вражья сила»), П.И. Чайковский («Воевода»). Кроме того, по пьесе Н.А. Чаева «Сват Фадеич», опубликованной в журнале «Эпоха» за 1864 г. (№ 11), Островский писал также для В.Н. Кашперова либретто, до последнего времени считавшееся незаконченным. Его черновой автограф (текст написан карандашом) хранится в Отделе рукописей ИРЛИ (Пушкинский дом).

Впервые это (незавершенное) произведение Островского было опубликовано в седьмом томе Полного собрания сочинений в 12 томах. Автор комментария Т. Орнатская вслед за А.И. Ревя-киным причину, по которой Островский оставил начатую работу, видела в охлаждении отношений между Островским и Чаевым из-за ситуации с постановкой исторической хроники «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». Островского огорчил и оскорбил отказ в постановке его пьесы на сцене Александринского театра, где уже шла хроника Чаева «Дмитрий Самозванец», а затем и в Москве.

В процессе работы над статьей для «Энциклопедии А.Н. Островского» мне удалось найти рукопись полного текста либретто оперы «Сват Фадеич», принадлежащую «неустановленному автору». Характер письма, стиль, авторские пометки на полях позволяют предположить, что это автограф А.Н. Островского.

Рукопись представляет собой 45 листов большого формата. Текст написан по обеим сторонам листа чернилами, различные вставки сделаны чернилами и карандашом — как в самом тексте, так и на полях. Обращают на себя внимание доработанные с учетом оперного искусства ремарки, содержащие в себе «режиссерский план». Обнаруженный мной полный текст либретто отличает строго продуманная композиция. Здесь учтены особенности жанра, требующие распределения текста между вокальными партиями солистов, по сравнению с уже опубликованным текстом существенно обогатился стиль, стихи приобрели новое звучание, усилился национальный колорит. В новонайденной рукописи глубже разработаны характеры, убедительно мотивированы поступки персонажей, появился мягкий юмор, приближенный к народному. Перед нами — новое свидетельство многогранного и яркого дарования великого драматурга.

Однако эта рукопись требует тщательной экспертизы для окончательного установления авторской принадлежности, тем не менее радует тот факт, что на сегодняшний день мы имеем еще одно законченное произведение, как нам кажется, А.Н. Островского.

8 ВМУ, филология, № 1

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.