Научная статья на тему 'Нехристианские кладбища г. Красноярска - региональная специфика'

Нехристианские кладбища г. Красноярска - региональная специфика Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
475
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соколова А. Г., Чижова Е. А.

Во все времена непроницаемыми для «чужих» оставались границы особых прстранств кладбища. Если семья переселилась далеко от родины, то могилы предков становятся практическим единственным связующим звеном с прошлым. Искусство художественного надгробия всегда развивалось в общем русле с другими видами прикладного искусства, воплощая в конкретных формах значения, важные для живых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нехристианские кладбища г. Красноярска - региональная специфика»

стью, однако такой ход будет полностью подтверждать наличие художественности у графических работ, так как наличие собственного стиля уже будет говорить о процессе творчества и созидания, при его подборе.

Что касается решений данной проблемы, которые можно предложить заказчикам подобных видов работ, то здесь также присутствует несколько вариантов. Во-первых, необходимо быть осведомленным. Лучше всего изучить актуальные тенденции среди дизайнеров графических работ, а также просмотреть работы наиболее популярных из них. Это поможет выявить элементы копирования при столкновении с недобросовестным дизайнером.

Во-вторых, прежде чем заказывать графическую работу обязательно ознакомьтесь с портфолио потенциального исполнителя, в случае же его отсутствия можно попросить исполнителя выполнить пробную, показательную работу, в которой попросить его изобразить что-либо в его собственном фирменном стиле.

Подводя итог вопроса о художественности в графическом дизайне, необходимо отметить, что основной корень проблемы таится в сугубо человеческом факторе. Недобросовестные дизайнеры желают при минимальных затратах усилий получить максимально выгодный результат, заказчики же гонятся за дешевизной услуг. Все это порождает огромное количество унифицированных работ без всяческого намека на

творчество, что, в свою очередь, деструктивно влияет на развитие искусства в целом. Поэтому главное, на что необходимо делать упор - это культивация в дизайнерской среде художественного вдохновения и желания созидать и творить.

Библиографические ссылки

1. Ильбейкина М. И. «Художественность» как качественная характеристика произведений изобразительного искусства // Инновации гуманитарных и естественных наук. Дискуссия: материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конференции. Екатеринбург, 2010. С. 151-152.

2. Платные графические редакторы (обзор) / PERFOCARTA. Программное обеспечение для Windows [Электронный ресурс]. URL: http://ru.perfokarta. com/w/c/graphic_editors/commercial (дата обращения: 02.04.2014).

3. Лучшие бесплатные графические редакторы [Электронный ресурс] // Дизайн-журнал номер один «Дежурка». URL: http://www.dejurka.ru/graphics/best-free-graphic-editing-software/ (дата обращения: 02.04.2014).

4. Методы сканирования [Электронный ресурс] // Документные сканеры. URL: http://www.docscan.ru/ allabout/files_formats.html (дата обращения: 02.04.2014).

© Пьянкова В. В., 2014

УДК 008

А. Г. Соколова Научный руководитель - Е. А. Чижова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

НЕХРИСТИАНСКИЕ КЛАДБИЩА Г. КРАСНОЯРСКА - РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА

Во все времена непроницаемыми для «чужих» оставались границы особых прстранств - кладбища. Если семья переселилась далеко от родины, то могилы предков становятся практическим единственным связующим звеном с прошлым. Искусство художественного надгробия всегда развивалось в общем русле с другими видами прикладного искусства, воплощая в конкретных формах значения , важные для живых.

Социальная память не может работать без прошлого - индивидуального и коллективного, которое воплощается в памятниках. Памятник может быть официальным и существовать как элемент государственной политики, а может быть и личным, камерным, например, как надгробие на могиле предков. Если же получилось так, что семья переселилась далеко от родины, то могилы предков становятся практическим единственным связующим звеном с прошлым, а надгробие воплощает все основные ценности, которые хочется сохранить. В мире, где все меняется, новое становится старым за несколько мгновений, любой памятник становится очень важным.

Во все времена непроницаемыми для «чужих» оставались границы особых пространств, принадлежавших значительным этно-конфессиональным группам населения. Такими пространствами были кладбища:

еврейские (иудейские), мусульманские (магометанские/татарские), японских военнопленных 1945-1950 годов.

Искусство художественного надгробия всегда развивалось в общем русле с другими видами прикладного искусства, но при этом сохраняло ряд специфических черт. Прежде всего, это условия заказа памятника, в которых личные вкусы заказчика играют не меньшую роль, чем особенности художественного мышления эпохи и уровень мастерства исполнителя. Формы надгробий, как и вкусы, консервативны и могут не изменяться десятилетиями. Эволюция художественных стилей все же заставляла эволюционировать и этот вид искусства как никакой другой, придерживающийся традиционных форм.

Традиционными мотивами еврейских стел являются семирожковые подсвечники с горящими свеча-

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

ми, подобно лампе, символизирует индивидуальный свет, и изображения одного или двух (гербовых) львов, в ряде случаев с коронами на головах, призванных по символике охранять места захоронения. Древа жизни, к началу ХХ века получают усложненную декоративную разработку. В резном декоре применяется курсив, который занимает до одной трети поверхности стелы. Встречается изображение клейма в виде круга, содержащего надпись на иврите, которое, как правило, располагалось в верхней части или по углам надгробной плиты. Для обозначения культово-родовой принадлежности умершего на стелах аа-ронидов (Kohanim - род, ведущий от первосвященника Аарона) встречается изобразительный мотив руки с ладонями, изрезанными «линиями судьбы», разведенными попарно пальцами - благословляющего жеста когенов - потомков храмовых священников. Развитие изобразительных форм еврейского искусства тормозилось расширенным толкованием известных религиозных запретов на изображение представителей мира животных. В рельефах надгробий не встречается изображение человека. Там, где предполагается его присутствие, художник вместо всей фигуры показывает только руку (прием известный как pars pro fofo -часть вместо целого) либо заменяет человеческий образ мотивом зверя или птицы.

Многозначны образы животного мира. Обращение к ним мастеров могло быть подсказано в Талмуде назиданием, требующим быть «смелым, как пантера, легким, как орел, быстрым, как олень, и сильным, как лев, в исполнении воли Божьей». В этом изречении заключен источник сюжетов, способный питать воображение художника, и каждый из них в отдельности мог служить знаком благочестия покойного. А в образах птиц воплощены души детей.

Не лишены конкретного значения и изображения растительных форм, хотя их декоративная роль первостепенна. Цветущие растения и отдельно цветы, плоды яблони и гроздья винограда - все это в тех или иных случаях может выражать идею плодотворной деятельности человека.

Изобразительный язык резьбы прост и убедителен. В нем выработался ряд условных приемов, идущих от своеобразного понимания формы, пространства и масштаба. В его лаконизме можно увидеть известные причинные связи. Дело в том, что требование обязательной установки памятника на каждом захоронении предполагало недорогую его стоимость, и тем самым влияло на сам характер изображения. Кроме того, свойства самого камня, по преимуществу пористого и ломкого песчаника, ограничивают, а в ряде случаев исключают возможность детализации. Условность рисунка в рельефах сочетается с ясностью изложения. В резьбе нет ракурса и нет перспективы. Образы зверей и птиц даются в профильном изображении, не встречено изображений животного в фас, т. е. идущего «на зрителя». Листья и цветы тщательно расправ-

*

Когены - иудейские жрецы-священники, обслуживающие вместе с левитами храм Яхве в Иерусалиме // Крюковских А. Словарь исторических терминов. 1998.

лены, как в гербарии, не заслоняют друг друга, не мешают выявлению полноты их формы.

Исламизация Красноярского края связана с процессами его промышленного освоения и с маршрутом торговли, прежде всего чайной, пролегавшим из Китая в Центральные регионы страны. Сохранение старого татарского кладбища - дело чести нынешних мусульман. В будущем такой поступок поможет надеяться на то, что потомки будут чтить эти традиции и передавать их следующим поколениям. Красноярск: магометан - 204 человека. Все ссыльные, не имеют ни мечети, ни муллы [1].

Оформлены мусульманские могилы на красноярском старом мусульманском кладбище строго по требованию Шариата - свода правил поведения мусульман. Оформление мусульманских могил отличается от православной традиции. Все надмогильные памятники обращены в сторону Мекки. Оформление включает могильный холм примерно на четыре пальца в высоту и табличку (камень, вертикально вкопанная доска) с именем покойного и датой смерти. Могут быть также написаны эпитафии или цитаты из Корана. Фотографии отсутствуют. Порой можно встретить только намогильный холм с отсутствием опознавательных знаков похороненного человека. Все надгробия скромные и минимально заметные, так как пышность и указание на благосостояние умершего или его родственников строго запрещены. Это продиктовано многовековыми традициями и обрядами, сохранившимися со времен кочевой жизни мусульман. Любые надмогильные постройки Шариат считает расточительством, унижающим бедных мусульман, способствуя появлению чувства жадности [2].

В 1945 году советские войска разгромили японскую Квантунскую армию. По данным историков, в плен попали около 640 тысяч японских солдат и офицеров. Порядка 20 тысяч из них содержались на территории Красноярского края. В 1994 году потомки солдат основали общество родственников японских военнопленных, умерших в период интернирования на территории Красноярска в 1945-1950 годах. «Японские солдаты были захоронены в четырех местах города» [3]. К настоящему времени кладбища японских военнопленных в г. Красноярске находятся в плачевном состоянии или вообще не сохранились: попали под застройку, отданы под садовые участки и перекопаны, заросли. Русское кладбище, расположенное в г. Красноярске в районе станции «Енисей», где хоронили в 1945-1946 годах японских военнопленных, работавших на красноярском ДОКе, ныне застроено гаражами. На месте кладбища военнопленных в районе станции «Злобино» вырос жилой массив. Организация кладбищ и захоронение тел умерших японских военнопленных были строго регламентированы директивой НКВД СССР № 201 «О порядке погребения трупов военнопленных японцев» от 14 ноября 1945 года и инструкцией ГУПВИ МВД «О порядке учета и правильного захоронения трупов военнопленных». Под кладбище для военнопленных выделялись отдельные участки земли. Зимой 19451946 годов смертность японских военнопленных возросла и хоронили их на православных кладбищах. На

Николаевском кладбище г. Красноярска было захоронено более 600 японских офицеров и солдат [4]. Здесь на месте захоронения военнопленных воздвигнут монумент.

Японские делегации ежегодно приезжают в г. Красноярск, начиная с 1997 года. В рамках этих визитов налаживается сотрудничество между городами Японии и Красноярским краем. Сотрудничество двух сторон направлено на поиск захоронений японских военнопленных в Красноярском крае.

Библиографические ссылки

1. Степанов А. П. Енисейская губерния. Красноярск : Горница, 1997. С. 133.

2. Оформление мусульманских могил самураям [Электронный ресурс] // Уход за могилами в Москве : офиц. сайт. URL: http://victory2011.ru/mnuarticle/uhod-za-mogilami-v-moskve.html (дата обращения: 10.04.2014).

3. Понарин А. Дань самураям [Электронный ресурс] // Новости : офиц. сайт НГС. 30.08.2013. URL: http ://ngs24.ru/news/1354228/view/. (дата обращения: 10.04.2014).

4. Спиридонов М. Н. Японские военнопленные в Красноярском крае (1945-1948 гг.): проблемы размещения, содержания и трудового использования : дис. ... канд. ист. наук.

© Соколова А. Г., 2014

УДК 004

И. О. Страшко Научный руководитель - Е. В. Титов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЦВЕТОВАЯ ГАММА САЙТА

В настоящее время в сети Интернет существует огромное количество сайтов, каждый из которых обладает своей характерной цветовой гаммой. Зачастую создатели недооценивают важность данной части создания и разработки сайтов. Рассмотрена проблема цветовой гаммы оформления сайта.

Важность цвета неоспорима. Цвет создает настроение, он может, как успокаивать, так и, наоборот, побуждать к действию. Умение грамотно применить тот или иной оттенок говорит о профессиональности WEB-дизайнера, так как атмосфера сайта и реакция на сайт посетителей является важным параметром успешности проекта. По словам психологов, общее впечатление о сайте формируется за первые 9 секунд присутствия на нем.

Важно удостовериться, что цветовая схема дизайна сайта находится в соответствии с контентом и целевой аудиторией проекта. Цветовая гамма страницы дает возможность выделить наиболее важные части страницы, например содержательные блоки, навигационные элементы, акценты, взаимосвязи и т. д. [1]. Для большинства людей цвет играет роль подключения их внимания к объекту, или же наоборот - отключения внимания от него. Посетители сайта, знают ли они это или нет, реагируют на цвета и другие визуальные элементы на вашем сайте на бессознательном уровне [2]. С помощью цветовой гаммы, посетитель вникает в идею вашего сайта - то ли здесь можно найти информацию, то ли развлечься, или же здесь продаются товары или услуги.

В процессе познания природы человек открывал для себя всё новые и новые принципы организации мира - ритм, симметрию, пропорции, контраст и др. Этими принципами он руководствовался - сначала бессознательно, потом осознанно, - преобразовывая окружающий мир, создавая искусственную среду обитания. Природные и созданные человеком объекты действительности породили в его сознании устойчивые образы, сопровождаемые определёнными эмоциями.

В живописи давно является общепризнанным, что цвет обладает наибольшей степенью эмоционального воздействия. Первым, кто систематизировал значения отдельных цветов, стал И.-В. Гёте. «В своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и форм того материала, на поверхности которого мы его воспринимаем, цвет оказывает известное воздействие на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочен, а через него и на душу». Так образом, жёлтый цвет производит, безусловно, тёплое впечатление и создаёт благодушное настроение. Синий считается цветом тени - холодным и тёмным. Поэтому синие объекты кажутся более удалёнными. Красному приписывается серьёзность и достоинство, но также грация и прелесть. При этом Гёте имел в виду только чистые цвета и практически не учитывал ни особенностей воспринимающего их человека, ни контекста восприятия [3].

В. В. Кандинский предложил более сложный взгляд на данную проблему. Он отмечал двоякое воздействие цвета на человека. В первую очередь, это физическое воздействие, при котором глаз очарован красотой цвета или же, наоборот, испытывает сильнейшее раздражение. Это впечатление поверхностно и быстро забывается, если речь идёт о привычных предметах. «Но как физическое ощущение ледяного холода, если оно проникает глубже, вызывает более глубокие чувства и может вызвать целую цепь психических переживаний, так и поверхностное впечатление от цвета может развиться в переживание». Данный процесс во многом обусловлен степенью развития самого человека. При низкой душевной восприимчивости, цвет воспринимается неоднозначно. Так,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.