Научная статья на тему 'Графический дизайн: проблема современной художественности'

Графический дизайн: проблема современной художественности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3350
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пьянкова В.В., Городищева А.Н.

Описывается проблема степени художественности в современном графическом дизайне, а также даются примеры решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Графический дизайн: проблема современной художественности»

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

УДК 74.01.09

В. В. Пьянкова Научный руководитель - А. Н. Городищева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН: ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ

Описывается проблема степени художественности в современном графическом дизайне, а также даются примеры решения данной проблемы.

Художник всегда являлся творцом. До появления технологий, позволяющих без труда создать настоящие произведения искусства даже слабо подготовленным пользователям, вопрос о художественности даже не вставал. Стоит отметить, что «художественность», как качественная характеристика, есть показатель качества произведения искусства, который определяет его и отличает от иных предметов и явлений реальности. При этом данный показатель качества индивидуален для каждого отдельного произведения искусства, делая каждое из них уникальным, неповторимым [1].

Конечно, даже в изобразительном искусстве, художественность определенных работ может быть поставлена под вопрос. Примером могут служить копии произведений известных художников (Шишкин, Киселев и др.) менее известными. Однако даже в этом случае нельзя сказать с уверенностью, что такие работы не имеют налета уникальности. Что касается графического дизайна, то проблема художественности как никогда остро стоит на повестке дня.

Если вернуться еще на каких-то 20 лет назад, то мы увидим, что создание графических работ всегда было напрямую связано с творчеством. В них дизайнер проявлял все свое мастерство рисунка, гаммы, способности сочетания фактур и различных элементов. Для того чтобы перевести картинку в цифру ему приходилось создавать собственные трафареты, на пример из иссушенных чайных лепестков для создания новых шрифтов, или при помощи кальки для переноса собственного рисунка и прочих подручных средств. Это всегда было вдохновение, работа рук и мышления.

Сейчас же мы вступили в век цифровых технологий, где практически все графические работы осуществляются при помощи машин. Человек, зачастую, выполняет в них роль посредника, который при помощи уже имеющихся шаблонов делает что-то новое. Безусловно, с одной стороны это расширяет границы возможностей, позволяя даже неподготовленному пользователю претворять свои идеи в жизнь, с другой же наличие шаблонов сильно ограничивает созидательный аспект графического дизайна, а также слишком облегчает его. Гораздо проще найти подходящую картинку в интернете и, к примеру, применить к ней некоторую ретушь, выдав это за уникальную графическую работу. Созданная подобным образом работа попросту лишается своей художественности.

Таким образом, встает вопрос, как же дизайнеру или заказчику графической работы решить данную проблему и не попасть в неудобное положение, в слу-

чае если подобная работа будет расцениваться лишь как подобии искусства?

Решение видится в следующем: во-первых, стоит отказаться от применения встроенных шаблонов. Казалось бы, что этот шаг очевиден, однако очень многие «дизайнеры» элементарно ленятся и не желают созидать, что затем сказывается на их негативном восприятии в творческой среде.

Сейчас существует множество возможностей, облегчающих перевод в цифру тех или иных изображений. Таковыми являются графические планшеты, которые используются для создания графических работ напрямую посредством рисования в специализированных программах. Существуют как платные, так и бесплатные аналоги таких программ. Из платных программ можно выделить следующие: CorelDRAW Graphics Suite - программа, которая имеет полный спектр инструментов и функций для проектирования, изменения и управления изображениями, подходит для улучшения векторных иллюстраций и макетов веб-страниц, а главное подходит как для опытного художника, так и для начинающего дизайнера; Adobe Photoshop - одна из самых популярных программ, в которой можно как создавать графические работы, так и редактировать любые изображения, однако больше подходит все же для редактирования; XaraDesignerPro - программа, имеющая множество уникальных функций, которых нет в других приложениях по работе с графическими файлам, например, стирание части изображения определенного цвета, преобразование изображения в оптимальный размер и тип, однако обладающая менее удобным интерфейсом, относительно двух предыдущих программ, и, соответственно, меньшей популярностью [2]. Что касается бесплатных программ, то популярны следующие: GIMP, MyPaint, Krita, Alchemy, Inkscapeи другие [3].

В случае, если необходимо перевести в цифровое уже имеющееся изображение, необходимо применять цифровые сканеры. При этом, чтобы изображение получилось качественным, нельзя пренебрегать некоторым правилами. К примеру, при работе с фотографиями необходимо: тщательно очищать фотографии и негативы от различных неровностей, таких как отпечатки пальцев и пыль (использовать хлопчатобумажные перчатки), если боковые полосы на негативах повреждены - их следует срезать [4].

Во-вторых, лучше найти свой собственный стиль, который позволит, даже при использовании встроенных шаблонов, наделять работы уникальностью и узнаваемостью. Это можно назвать небольшой хитро-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

стью, однако такой ход будет полностью подтверждать наличие художественности у графических работ, так как наличие собственного стиля уже будет говорить о процессе творчества и созидания, при его подборе.

Что касается решений данной проблемы, которые можно предложить заказчикам подобных видов работ, то здесь также присутствует несколько вариантов. Во-первых, необходимо быть осведомленным. Лучше всего изучить актуальные тенденции среди дизайнеров графических работ, а также просмотреть работы наиболее популярных из них. Это поможет выявить элементы копирования при столкновении с недобросовестным дизайнером.

Во-вторых, прежде чем заказывать графическую работу обязательно ознакомьтесь с портфолио потенциального исполнителя, в случае же его отсутствия можно попросить исполнителя выполнить пробную, показательную работу, в которой попросить его изобразить что-либо в его собственном фирменном стиле.

Подводя итог вопроса о художественности в графическом дизайне, необходимо отметить, что основной корень проблемы таится в сугубо человеческом факторе. Недобросовестные дизайнеры желают при минимальных затратах усилий получить максимально выгодный результат, заказчики же гонятся за дешевизной услуг. Все это порождает огромное количество унифицированных работ без всяческого намека на

творчество, что, в свою очередь, деструктивно влияет на развитие искусства в целом. Поэтому главное, на что необходимо делать упор - это культивация в дизайнерской среде художественного вдохновения и желания созидать и творить.

Библиографические ссылки

1. Ильбейкина М. И. «Художественность» как качественная характеристика произведений изобразительного искусства // Инновации гуманитарных и естественных наук. Дискуссия: материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конференции. Екатеринбург, 2010. С. 151-152.

2. Платные графические редакторы (обзор) / PERFOCARTA. Программное обеспечение для Windows [Электронный ресурс]. URL: http://ru.perfokarta. com/w/c/graphic_editors/commercial (дата обращения: 02.04.2014).

3. Лучшие бесплатные графические редакторы [Электронный ресурс] // Дизайн-журнал номер один «Дежурка». URL: http://www.dejurka.ru/graphics/best-free-graphic-editing-software/ (дата обращения: 02.04.2014).

4. Методы сканирования [Электронный ресурс] // Документные сканеры. URL: http://www.docscan.ru/ allabout/files_formats.html (дата обращения: 02.04.2014).

© Пьянкова В. В., 2014

УДК 008

А. Г. Соколова Научный руководитель - Е. А. Чижова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

НЕХРИСТИАНСКИЕ КЛАДБИЩА Г. КРАСНОЯРСКА - РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА

Во все времена непроницаемыми для «чужих» оставались границы особых прстранств - кладбища. Если семья переселилась далеко от родины, то могилы предков становятся практическим единственным связующим звеном с прошлым. Искусство художественного надгробия всегда развивалось в общем русле с другими видами прикладного искусства, воплощая в конкретных формах значения , важные для живых.

Социальная память не может работать без прошлого - индивидуального и коллективного, которое воплощается в памятниках. Памятник может быть официальным и существовать как элемент государственной политики, а может быть и личным, камерным, например, как надгробие на могиле предков. Если же получилось так, что семья переселилась далеко от родины, то могилы предков становятся практическим единственным связующим звеном с прошлым, а надгробие воплощает все основные ценности, которые хочется сохранить. В мире, где все меняется, новое становится старым за несколько мгновений, любой памятник становится очень важным.

Во все времена непроницаемыми для «чужих» оставались границы особых пространств, принадлежавших значительным этно-конфессиональным группам населения. Такими пространствами были кладбища:

еврейские (иудейские), мусульманские (магометанские/татарские), японских военнопленных 1945-1950 годов.

Искусство художественного надгробия всегда развивалось в общем русле с другими видами прикладного искусства, но при этом сохраняло ряд специфических черт. Прежде всего, это условия заказа памятника, в которых личные вкусы заказчика играют не меньшую роль, чем особенности художественного мышления эпохи и уровень мастерства исполнителя. Формы надгробий, как и вкусы, консервативны и могут не изменяться десятилетиями. Эволюция художественных стилей все же заставляла эволюционировать и этот вид искусства как никакой другой, придерживающийся традиционных форм.

Традиционными мотивами еврейских стел являются семирожковые подсвечники с горящими свеча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.