Быкова С. И. Осмысление опыта первой мировой войны: европейская традиция в восприятии современных российских студентов / С. И. Быкова // Научный диалог. — 2014. — № 8 (32) : История. Экономика. Право. — С. 116—129.
УДК 378:94(100)"1914/19"
Осмысление опыта первой мировой войны: европейская традиция в восприятии современных российских студентов
С. И. Быкова
Анализируется опыт знакомства студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Зарубежное регионоведение» и «Востоковедение», с европейскими традициями памяти на примере освоения тем, посвященных Первой мировой войне. Автор исходит из того, что одной из воспитательных задач образовательного процесса является формирование у учащихся осознанного и определенного отношения к событиям 100-летней давности и к войне в целом. Результаты анализа выполненных студентами контрольных работ, посвященных причинам, участникам, основным военным и дипломатическим событиям войны, ее принципиальным отличиям от предшествующих конфликтов и последствиям, свидетельствуют о том, что студенты испытывают трудности в понимании событий тех лет. В связи с этим студентам было предложено провести исследование «Первая мировая война в исторической памяти европейцев и жителей Востока», предполагающее анализ материалов о том, как европейцы относились к Первой мировой войне и как они воспринимают ее сегодня. Источниками изучения могут выступать музейные архивы, сообщения в прессе и т. д. Студентам рекомендуется обратиться к истории создания мемориальных комплексов и наград, к осмыслению известных фактов чествования героев войны в разных странах Европы. Результаты исследования излагались учащимися в эссе, анализ которых приводится в статье.
Ключевые слова: Первая мировая война; традиции памяти; мемориальные практики.
Известный российский социолог П. Сорокин, анализируя ситуацию накануне Первой мировой войны, назвал одной из главных ее причин дезинтеграцию системы ценностей: в начале ХХ века в европейском обществе были популярны идеи национального превосходства, имперского величия и военной романтики. Французский студент, узнав о начале войны, торжественно обещал своим родным: «В окопах под огнем мы покажем превосходство французской силы, переполняющей нас!» Поэт Руперт Брук, духовный кумир Кембриджа, воскликнул: «Боже, благодарю тебя за то, что ты позволил нам дожить до такого часа!» Рихард Зорге, не сдав выпускных экзаменов, сбежал на фронт вместе с друзьями. В Киеве в последние месяцы 1914 — начале 1915 гг. были задержаны 214 подростков (из них 11 девочек), мечтавших добраться до фронта. Некоторым удавалось достичь своей цели и стать героями. Например, Родион Малиновский в 16 лет получил за мужество крест св. Георгия.
Однако в 1914 году настроениям европейцев были свойственны не только патриотический порыв и героический энтузиазм, но и серьезные размышления о возможных последствиях войны, нежелание участвовать в убийстве других людей. В частности, Вальтер Бенья-мин в эссе «Жизнь студентов» (1915 г.) приводит трагический пример, свидетельствующий о подобном отношении к событиям, — самоубийство его друга, поэта Фридриха Хайнле, покончившего с собой вместе с подругой в знак протеста против начавшейся войны.
Как относятся к событиям 100-летней давности современные студенты? За время преподавательской деятельности мне приходилось слышать на экзаменах разнообразные версии о Первой мировой войне. Самые удивительные забыть невозможно. Некоторые из студентов заявляют, что в 1914 году агрессию начала Польша. Студентка на вопрос о том, какая страна победила в войне, уверенно назвала Германию и сконструировала развитие событий исходя из этого «факта». К сожалению, многие студенты не знают, что революционные события в России начались в годы Первой мировой войны.
Результаты анализа контрольных работ, посвященных причинам, участникам, основным военным и дипломатическим событиям войны, ее принципиальным отличиям от предшествующих конфликтов и последствиям, свидетельствуют о том, что лишь один - два студента в группе способны дать ответы на все вопросы.
Общими фразами («огромное количество», «множество погибших») отвечающие характеризуют человеческие потери. Из девяноста четырех контрольных работ, написанных студентами первого и второго курсов разных факультетов, только в двух указывается цифра 10 млн погибших.
Перечисляя причины глобального конфликта, большинство ограничиваются фразами о взаимных претензиях государств, но некоторые из отвечающих критически оценивают уровень профессиональной компетентности дипломатов и политиков всех стран. Иногда, видимо, сомневаясь в своих выводов, студенты ссылаются на мнение авторитетов прошлого и современности. В частности, К. Байкалова приводит точку зрения Ангелы Меркель: «Причиной начала войны 1914—1918 гг. стал полный политический провал европейских руководителей». Авторы трех работ называют среди причин «журналистский империализм», подчеркивая ответственность прессы за обострение международных отношений.
Характеризуя особенности конфликта, некоторые из студентов называют его позиционный характер и связанный с этим феномен экоцида, предопределенный также использованием новых видов оружия. Только 25 % отвечавших считают особенностью данной войны трагедию геноцида.
Пытаясь вспомнить, каковы были последствия Первой мировой войны, большинство ограничиваются фразами о «переделе мира», «крахе империй», об «увеличении влияния США», не считая необходимым конкретизировать их содержание. Лишь 3 % студентов дают полные ответы, включая в число последствий «появление "потерян-
ного поколения"», «нарушение гендерного равновесия», «рост популярности левого и правого радикализма».
Осознавая временную удаленность Первой мировой войны от нынешнего поколения студентов и связанные с этим трудности в понимании студентами событий тех лет, я предложила учащимся комплекс творческих работ. На экскурсии в Государственном архиве административных органов Свердловской области они увидели фотографии солдат и офицеров императорской армии, их награды, изъятые сотрудниками НКВД во время арестов в 1930-е гг., документы российских воинов, оказавшихся в германском / австрийском плену. Выполняя исследовательскую работу «Первая мировая война в исторической памяти европейцев и жителей Востока», студенты не только познакомились с уникальными свидетельствами событий 100-летней давности, но и ощутили их непосредственную связь с современностью.
Анализируя тексты эссе, можно отметить, — с особым вниманием студенты относятся к судьбе ветеранов войны. В частности, был собран богатый материал о двух из них: Клод Стэнли Шуль, солгав о своем возрасте, поступил (в 14 лет) в Королевский военно-морской флот, служил на военном корабле, умер в 2008 году в возрасте 108 лет; Генри Джон Гарри Пэтч, раненый в боях под Ипром, умер в 2009 году в возрасте 111 лет. Студентка подчеркивает, что Пэтч и Шуль в течение всей жизни оставались противниками войны, призывали помнить о жертвах кровопролитного конфликта. Клод Шуль отказывался принимать участие в парадах; трагический опыт прошлого он описал в книге воспоминаний «Последний из последних».
Следует отметить, что современные студенты, как и участники сражений 1914-1918 гг. (в частности, Дж. Г. Пэтч), воспринимают воинов всех армий жертвами — для них нет победителей и побежденных: страдания, боль ранений, отчаяние от гибели товарищей, усталость от войны стирают эту грань. Студент, назвавший свое эссе «История одного солдата», посвятил его умершему в 2008 году в воз-
расте 110 лет Якупу Сатару, воевавшему с 1915 года в армии Османской империи.
Студенты обращают внимание на то, что уже в годы войны в европейских странах возникла традиция чествования погибших. Так, в Великобритании родственникам вручали памятный медальон с надписью «Он умер за честь и свободу». Уникальность награды состояла в том, что на медальоне наряду с символами страны и ее морской мощи отчеканены имя и фамилия конкретного человека без указания звания погибшего — тем самым подчеркивалась равнозначность жертвы каждого для достижения общей цели.
В ходе сбора материалов студенты находят подтверждения того, что почтительное отношение к жертвам Первой мировой войны проявляется в заботливом отношении к кладбищам. В частности, с 1919 года существует Комиссия Содружества Наций по уходу за военными захоронениями (Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия и ЮАР) — только на ее попечении находится 2500 кладбищ в 150 странах. В Германии сразу после окончания войны под девизом «Примирение над могилами — работа на мир» начал свою деятельность и продолжает ее в настоящее время Народный союз по уходу за военными захоронениями. В его ведении 827 кладбищ в 45 странах мира.
Особенно удивляет студентов разнообразие мемориалов в честь погибших воинов: во Франции: форт Дуамон, в котором захоронены останки 130 тыс. солдат, погибших в «верденской мясорубке»; Вимийский мемориал, на котором указаны имена 11 285 канадских солдат, и чуть поодаль — стела памяти Марокканской дивизии, потерявшей своих воинов в этой битве; в Ирландии — военные мемориальные сады, посвященные памяти более 49 тыс. солдат; Ворота Индии в Нью-Дели как дань уважения памяти 90 тыс. индийских солдат, отдавших жизнь в европейском конфликте; Ворота мира и Башня на Изере — памятник фламандским воинам, погибшим во время ожесточенных боев на этой территории; Тутраканский мемориал
в Болгарии на месте битвы 1916 года, унесшей жизни 8 тыс. человек разных национальностей — болгар, турок, румын, немцев; мемориал «Голубая гробница» на греческом острове Видо, неподалеку от Корфу, где в 1916 году располагались эвакуированные из Сербии военные госпитали и где покоятся останки более десяти тысяч сербских воинов.
Авторы многих работ отмечают, что долго выбирали мемориал, об истории которого хотелось бы узнать как можно больше, сначала просмотрев материалы о разных памятных местах в Европе. Анализируя историю создания памятников на местах сражений, студенты подчеркивают: на стенах мемориалов, на стелах указываются имена погибших бойцов одного и того же полка, подразделения, погибших в один и тот же день.
Некоторые из студентов описывают трагедию сражений около Ипра (Бельгия), в которых по причине использования немцами химического оружия в мучениях умирали тысячи воинов с обеих сторон (в зависимости от направления ветра). В 1927 году там был создан мемориал — Мененские ворота, на табличках которого указаны имена 54 896 солдат и офицеров, тела которых не были найдены и захоронены. Даже сейчас во время сельскохозяйственных и дорожных работ обнаруживают останки погибших в тех жестоких боях.
Для студентов очень важно, что мемориал до сих пор остается местом «живой» памяти: каждый день вечером в 20.00 к воротам подходит трубач и трубит печальный сигнал отбоя. Как правило, на этом ритуале присутствует много зрителей, иногда в нем принимают участие военные оркестры. Почитание погибших прервалось только на время оккупации в годы Второй мировой войны, но уже в первый день освобождения Ипра, несмотря на то, что продолжались бои в окрестностях, ритуал был возобновлен.
Студенты приводят сообщения прессы о том, что 26 июня 2014 года в ритуале приняли участие лидеры стран Европейского Союза и что научный сотрудник музея Доминик Дендовен считает Ипр
важнейшим символом для сегодняшней Европы: «Главный урок — это чувство ответственности, которым должны обладать главы государств и правительств <.. .> Если бы европейские лидеры в 1914 году проявили больше ответственности, то войны можно было избежать» [Саммит., 2014].
Многие студенты указывают, что все мемориалы и памятники являются местами проведения ритуалов в особые дни. Для большинства народов это 11 ноября: День перемирия, День памяти, День поминовения, День маков. В Великобритании он отмечается с 1919 года по предложению участника военных действий австралийского журналиста Эдварда Дж. Хани. Ежегодно «в одиннадцать часов одиннадцатого дня одиннадцатого месяца» минутой (или двумя минутами) молчания во многих странах вспоминают погибших во время Первой мировой войны. В Германии — это День скорби, или День народного траура. Символ этого дня — красные маки — появились благодаря поэме «На полях Фландрии» Джона МакКрея, канадского врача, участника самых жестоких сражений около Ипра, где он находился вместе со своим другом. Поэма была написана под впечатлением непрерывных атак, грохота пушек, звуков стрельбы и гибели сотен людей: ..Мы мертвы. Но недавно мы жили, Мы любили, любимыми были, Мы встречали рассветы, смеялись, А теперь навсегда мы остались В полях Фландрии.
Студенты с волнением описывают историю этого стихотворения, опубликованного в журнале «Punch» в декабре 1915 года. Следует отметить, что в сети Интернет можно найти новые варианты перевода на русский язык и отзывы современных молодых людей, прочитавших эти строки, побывавших на полях Фландрии или в музее Дж. МакКрея.
В эссе студенты обязательно рассказывают, как мак стал символом памяти: через три года после публикации стихотворения амери-
канка Мойна Майкл приколола красный мак к своему жакету в знак памяти о погибших в мировой войне. В 1920 году во Франции начали продавать рукодельные маки, собирая деньги для детей, потерявших родителей. В ноябре 1921 года маки появились в Канаде — сборы от продажи цветков были направлены в фонд ветеранов. Ко Дню памяти в Канаде, Великобритании, Австралии и других странах принято выпускать юбилейные монеты с изображениями маков. Первой в мире цветной монетой, доступной для общего пользования, стали 25 центов, выпущенные в Канаде в 2004 году. Позднее монеты различного номинала, украшенные красными маками, были выпущены в других странах.
Студенты подчеркивают, что в церемониях возложения маковых венков участвуют первые лица государства, лидеры основных партий, высшие чины всех родов войск и флота. В Лондоне центром ежегодных траурных мероприятий в ноябре является Кенотаф — памятник Неизвестному солдату, за неделю до этой церемонии на груди у миллионов англичан появляются маленькие пластиковые красные маки. В 11 часов вся страна останавливается на две минуты молчания. В церемонии возложения маковых венков принимают участие королева и другие официальные лица, а также простые граждане: в 2013 году на площади у Кенотафа присутствовало более 10 тыс. человек.
Не осталась не замеченной студентами особая роль Франции в сохранении памяти о событиях Первой мировой войны и погибших воинах: в стране воздвигнуто более 170 тысяч монументов. Именно во Франции появилась новая традиция: 11 ноября 1920 года впервые в мировой истории был зажжен вечный огонь в честь Неизвестного солдата — у Триумфальной арки на Елисейских полях. Так, в 1984 году президент Франции Франсуа Миттеран и канцлер Германии Гельмут Коль почтили память о погибших в Верденском сражении, взявшись за руки.
Многие студенты подчеркивают, что во Франции установлено много памятников русским воинам — участникам сражений 1914—
1918 гг. (в департаментах Марн, Шампань, Норд, Эльзас, Лотарингия). В центре Парижа и в городе Реймс установлены памятники солдатам и офицерам Русского экспедиционного корпуса, защищавшего Францию в 1916—1917 гг.
Студенты указывают, что иногда мемориальные сооружения, посвященные Первой мировой войне, воспринимаются как знаки памяти о погибших в других военных конфликтах. Например, описав историю создания памятника «Могила Неизвестного Солдата» в Варшаве, студенты отмечают: в годы Второй мировой войны во время оккупации поляки, рискуя жизнью, возлагали цветы к ее подножию. В 1989 году была привезена и захоронена здесь урна с катынской землей, политой кровью польских солдат и офицеров, расстрелянных сотрудниками НКВД в 1940 году.
Некоторые студенты акцентируют внимание на судьбе военнопленных, анализируя историю создания мемориальных комплексов и музеев на местах бывших лагерей. Студентка, описывая историю кладбищ русских военнопленных в итальянских городах Брунеко, Брессаноне, Больцано, Ора, отмечает, что там проводятся ритуалы возложения венков и реализуется международный проект «Неизвестные страницы Великой войны: тирольская память», посвященный драматической истории русских солдат в австрийском плену в Доломитовых Альпах. В другой студенческой работе приводятся материалы по истории мемориала в Церенсдорфе — кладбища мусульманских военнопленных на территории Германии. В лагере содержались как российские мусульмане (татары, башкиры), так и арабы, африканцы и индусы (солдаты Франции и Великобритании). Отмечается, что на территории лагерей в 1915 году была построена мечеть. Уникальность лагеря в том, что здесь содержались предполагаемые союзники — германское правительство надеялось, что мусульмане согласятся воевать на его стороне. После 1945 года территория кладбища была превращена в полигон советских войск. На остатках могильных плит были видны следы от пуль и царапины — так отнес-
лись внуки к памятнику умершим здесь предкам. Один из студентов написал о трагедии заключения галичан и буковинцев — русофилов в концлагере Талергоф, созданном властями Австро-Венгерской империи около Граца.
Некоторые учащиеся представили уникальные свидетельства сохранения памяти о трагедии геноцида в годы Первой мировой войны: мемориалы, служащие напоминанием о геноциде ассирийского народа, осуществленного турками на территории Персии и Турции (погибло около 150 тыс. чел.); мемориалы в Ереване, в Париже и его пригороде, Арнувиле, сохраняющие память о геноциде армян; памятник жертвам преступлений против армян и ассирийцев в Диарбеки-ре (Турция); мемориал в Фэрфилде, в одном из предместий Сиднея, установленный ассирийской общиной в Австралии.
Знакомство студентов с визуальными репрезентациями трагического прошлого можно описать как опыт шока (по В. Беньямину — пробуждение от меланхолии), поскольку история каждого мемориала воспринимается ими как свидетельство абсурдной жестокости войны. Весьма показательно, что, знакомясь с историей создания памятников и мемориальных комплексов, студенты считают необходимым выяснить значение понятий (геноцид, концентрационный лагерь и др.) и познакомиться с документами, определяющими статус объекта сохранения памяти.
В одной из студенческих работ своеобразным памятником погибшим в войне молодым людям назван роман Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» (1929 г.) и фильмы, снятые на основе текста. Талантливая экранизация романа 1930 г. (режиссер Льюис Майлстоун) получила «Оскар» за лучшую режиссуру и лучший фильм. Пришедшие к власти нацисты запретили этот антивоенный фильм. Телевизионная версия романа, созданная в 1979 г. (режиссер Делберт Манн), произвела большое впечатление на современников, получила признание специалистов и была отмечена премией «Золотой глобус». Студентка считает, что трагедия потерянного поколения,
к которому принадлежал автор романа, ушедший на фронт в 18 лет, повторялась во всех войнах, случившихся позднее, поэтому произведение Э. М. Ремарка можно считать «предостережением против новых конфликтов, против третьей мировой войны, в которой победителей уже не будет».
Историю создания и документальные основы фильмов, посвященных событиям Первой мировой войны, — «Счастливого Рождества» (режиссер К. Карион), «Гарпастум» (режиссер А. Герман-младший), «Боевой конь» (режиссер С. Спилберг), — студенты обсуждали во время дискуссии. Некоторые из них отметили особое впечатление от одного из кадров «Гарпастума»: тихое туманное утро, милые люди и слова за кадром: «Гаврила, поторопись, тебя ждут в Сараево». По мнению студентов, потрясает обыденность, банальность происходящего, поскольку убийство наследника австрийского престола Франца Фердинанда и его супруги обострит до предела отношения между европейскими государствами и станет символом бессмысленности и жестокости начавшейся через месяц войны.
Авторы нескольких эссе обратили внимание на оригинальные формы инвентаризации официальных и личных документов и презентации знаний о Первой мировой войне. В студенческих работах упоминается популярное в Англии телевизионное шоу «Horrible Histories» на канале ВВС (2009—2013 гг.), а также виртуальный визуальный музей «Europeana 1914—1918», который содержит сотни тысяч документов из государственных архивов и частных коллекций — фотографии с подробными описаниями изображений, письма, дневники, открытки, фильмы. В проекте участвуют 20 стран, в сетевой базе уже содержится 90 тыс. объектов. Сайт доступен на шести языках. Другие студенты обратились к специальному проекту европейских газет 2014 года «Первая мировая война: воспоминания последних свидетелей» и использовали уже опубликованные примеры трагических событий в жизни людей из разных стран, — голод, болезни, гибель близких.
По мнению учащихся, фотографии наиболее объективно передают события Первой мировой войны (по причине отсутствия в те годы техники фотомонтажа). Анализируя фотовыставки, организованные к трагическому юбилею в Европе и России (в Национальной портретной галерее и Имперском военном музее Лондона; в Милане; в Воронежском государственном театре оперы и балета; в Государственном архиве г. Шадринска; в Доме-музее фотографии Метенкова в Екатеринбурге), студент сделал вывод: «Визуальный образ играет ключевую роль в мировой культуре, поэтому историческая память, заключенная в снимках тех лет, способна пробудить чувство скорби, мысли о значимости общечеловеческих ценностей, которые уже дважды были преданы за последние сто лет» (отрывок из студенческой работы).
Один из студентов отмечает, что каждая из выставок имела свой неповторимый характер, получила широкий отклик в прессе и вызвала горячие дискуссии в Интернете. Фотографии, сделанные военными корреспондентами из Англии, Германии, Франции и России, являются печальным свидетельством изменения отношения европейцев к событиям 1914—1918 гг. Сначала на снимках - солдаты в бодром расположении духа на парадах в первые дни войны: на их лицах и лицах других запечатленных людей нет тревоги — общество надеется на короткую победоносную войну. Даже на снимках проводов на фронт - на лицах солдат и тех, кто их провожает, тот же задор, и лишь у некоторых - легкая тревога. Серьёзность появляется у солдат, когда они оказываются в местах расквартировки личного состава, проходят подготовку к военным действиям: слухи, быстро доходящие с фронта до воинских частей, уменьшают энтузиазм. На четвертой группе фотографий — театр военных действий: «Все в дыму и воронках, кругом трупы. Настрой людей резко сменился на страх и отчаяние — никто не ожидал таких потерь и таких методов ведения войны. Пятая группа фотографий — госпитали: сотни раненых, искалеченных и умирающих людей, на лицах медицинского персонала — смятение.
Никто не был готов к таким последствиям. Шестая группа — люди в окопах. Идет война на изнурение. Солдаты подавлены. По их лицам можно подумать, будто они воевали уже сотню лет и не видят выхода: смерть либо от голода, либо от вражеских снарядов, пуль или газа. Седьмая группа фото — военнопленные: измученные люди в нечеловеческих условиях. Изображения восьмой группы — мирные области (тыл). Но и здесь уже ощущается ужас войны. В центрах записи добровольцев от прежнего воодушевления не осталось и следа. Люди подавлены, в воздухе повисло чувство обреченности. Кажется, у людей не осталось воли к жизни».
Студент приходит к выводу: «Эти снимки дают нам почувствовать, что нельзя относится к насилию как к возможному средству разрешения конфликтов. Это заблуждение похоронило более десяти миллионов жизней, значительная часть из которых — наши с вами соотечественники».
Многие из студентов обратили внимание на свойственные русской культуре в разные ее периоды особенности исторической памяти о войне. Большевики, придя к власти, назвали Первую мировую войну империалистической и постарались вычеркнуть из памяти ее события, уничтожить воинские захоронения. Студенты изучили историю Ратной палаты и Братского кладбища в Царском Селе, отметили, что только с 2004 года открываются первые мемориалы памяти участников войны; что лишь в 2013 году 1 августа был отмечен как День памяти российских воинов, погибших в 1914—1918 гг. Студенты выражают надежду, что в 2014 году в Царском Селе, где находились госпитали, начнет работу Музей Первой мировой войны.
Студенты узнали, что в России историческая амнезия в отношении Первой мировой войны, инициированная большевиками, привела к тому, что имевшие награды (даже «красные командиры» В. И. Чапаев, С. М. Буденный) старались не афишировать данный факт, поскольку «иметь награды старой русской армии при советской власти было опасно». Подтверждением этому являются судеб-
но-следственные дела арестованных НКВД в 1930-е годы участников Первой мировой войны. Причиной ареста могли быть не только награды, но и сохраненные фотографии с изображением людей в форме царской армии [Лица..., 2008].
Самым важным в творческих работах студентов, на мой взгляд, является стремление актуализировать значимость исторических уроков, отраженных в мемориалах: практически в каждом студенческом эссе звучат слова, призывающие не повторить трагических ошибок прошлого, не допустить новых военных конфликтов, избежать кровопролития и гибели людей. Эта форма творческой работы имеет большое воспитательное значение.
Литература
1. Лица Великой европейской войны / сост. И. Н. Демаков, Н. Н. Ершова, Е. В. Пентегова и др. — Екатеринбург : Изд-во АМБ, 2008. — 100 с.
2. Саммит., 2014 — Саммит ЕС начинается «в полях Фландрии» [Электронный ресурс] // Teledidar.com. — 2014. — 1 июля. — Режим доступа : http://teledidar.com/news/sammit_es_nachinaetsja_v_poljakh_flandrii_ 2014_smotret_onlajn/2014-07-01-20070.
© Быкова Светлана Ивановна (2014), кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), [email protected].