Научная статья на тему 'Негосударственное образование в оценках студентов'

Негосударственное образование в оценках студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закс Л., Зборовский Г., Кощеева И., Шуклина Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Негосударственное образование в оценках студентов»

ґ

V,

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Л. ЗАКС, доктор философских наук, ректор

Г. ЗБОРОВСКИЙ, доктор философских наук

И. КОЩЕЕВА, проректор Е. ШУКЛИНА, доктор социологических наук

Гуманитарный университет (г. Екатеринбург)

Проблема качества образования в негосударственных образовательных учреждениях продолжает оставаться не просто актуальной, но остро дискуссионной, вызывающей неизменный интерес самых различных слоев населения.

В социологическом измерении качество образования рассматривается как многоаспектный феномен, имеющий социальные и личностные параметры. Социальный связан с эффективностью функционирования образования как системы и института, его включенности в экономическую, социально-политическую, социокультурную сферы общества. Личностный предполагает анализ влияния образования на деятельность личности, ее субъективные (знания, умения, навыки, потребности и мотивы) и объективные (успешность трудоустройства, профессионального становления, карьерного роста и др.) характеристики.

Проектирование управления качеством образования предполагает разноплановое участие в нем различных специалистов - педагогов, психологов, социологов, философов, экономистов, юристов, управленцев-администрато-ров и т.д. Обратимся к анализу проблемы качества образования с точки зрения реализации возможностей социологии. Одной из них является изучение оценки качества образования субъек-

Негосударственное образование в оценках студентов

тами образовательного процесса - студентами и преподавателями, работниками администрации.

Очевидно, что они имеют разные представления о качественном образовании и самой категории «качество образования». Поэтому создание концепции качества образования конкретного образовательного учреждения предполагает прежде всего анализ соотношения разносторонних (порой противоречивых) интересов субъектов образовательного процесса с общепринятыми нормативами, воплощенными в образовательных стандартах.

В мае-июне 2002 г. авторами данной статьи было проведено социологическое исследование в одном из первых в России негосударственных высших образовательных учреждений - Гуманитарном университете (ГУ) г. Екатеринбурга. В рамках начального этапа исследования мы рассмотрели оценочные суждения по поводу качества образования одной из сторон образовательного процесса - студентов.

Были отобраны студенты четвертых курсов шести факультетов университета: коммерческого, социальной психологии, телерадиожурналистики, юридического, конструирования и моделирования одежды, регионоведов-пере-водчиков. Среди них 76,3% - девушки; 22,7% - юноши; по возрасту: 19-21-летних - 75,9%; 22-25-летних - 19,5%;

26-летних и старше - 4,6%. По социальному происхождению (по принадлежности родителей к тому или иному социальному слою) респонденты практически не отличаются от студентов государственных вузов Свердловской об-ласти1, что подтверждают представленные нами в таблице 1 сравнитель-

таки необходимо отметить. Так, если среди студентов ГУ больше выходцев из бизнес-слоя, то среди студентов государственных вузов - представителей рабочих. Более весомо представлен в ГУ слой интеллигенции. Здесь больше студентов, чьи родители являются пенсионерами. В целом мы видим, что ГУ

Таблица 1

Студенты о социальном слое родителей (% к числу ответивших)

Социальный слой родителей Студенты ГУ Студенты вузов Свердловской области

Мать Отец Мать Отец

1. Рабочий(ая) 12,5 30,8 17,4 36,8

2. Служащий(ая) 23,6 6,3 25,9 11,2

3. Представитель(ница) гуманитарной 13,8 8,4 11,2 3,4

интеллигенции

4. Представитель(ница) технической 8,6 16,1 12,5 8,8

интеллигенции

5. Руководитель, начальник, менеджер 13,8 21,0 14,1 25,7

6. Чиновник 1,5 0,7 0,4 0,9

7. Бизнесмен 8,6 9,8 3,1 8,3

8. Пенсионер(ка) 6,0 4,9 0,7 2,2

9. Безработный(ная) 0,9 2,0 2,5 1,9

10. Домохозяйка 10,7 - 10,0

11. Другое - - 2,2 0,8

ные данные. Это позволяет говорить о достаточной «демократичности» вуза.

Но некоторые расхождения все-

1 Проведенное по аналогичной методике социологическое исследование студентов вузов Свердловской области «Потребности в образовании молодежи региона» (ноябрь-декабрь 2001, руководители Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина; многоступенчатая производственная выборка, на первой ступени - стратифицированная с равномерным размещением, на второй - квотная. Опрошено 479 старшеклассников, 478 учащихся профессиональных училищ, 465 студентов, 487 молодых работников - всего 1900 чел.) позволяет провести сравнение некоторых показателей.

как образовательное учреждение является, так же как и государственные вузы, средством воспроизводства социальных слоев служащих, интеллигенции, управленцев, бизнесменов.

Понятие «качество образования» в представлениях студентов

Разрабатывая методологию исследования, мы исходили из того, что для выявления оценочных суждений студентов о качестве образования его необходимо понимать дифференцированно - с позиций содержания, процес-

са и результата. Целесообразность этого подхода подтвердилась ответами студентов на открытый вопрос, фиксирующий их представления о понятии «качество образования», которое видится студентам следующим образом. Качественное образование - это:

а) «комплексное, глубинное обучение», «направленное на развитие потенциала личности и приобретение профессиональных навыков», «такое, которое можетдействительно пригодиться в жизни», «позволяющее реально применять знания на практике», «интересное, эффективное, разнообразное, но не утомительное», «профессиональное образование, идущее в ногу со временем» и др.;

б) «уважительное отношение студентов и преподавателей друг к другу», «профессиональное отношение, высокие профессиональные качества и навыки преподавателей», «образование, которое дают профессиональные преподаватели, а не вчерашние студенты», «хорошая организация учебного процесса», «нормальные условия получения знаний», «индивидуальный подход к каждому студенту», «учет интересов и способностей» и др.;

в) «образование, с которым человек востребован при любом изменении социально-экономической ситуации в стране», «образование на голову выше, чем в других вузах», «такое, что, закончив вуз, понимаешь, как можно реально применять знания» и др.

Данные суждения показывают, что студенты связывают качество образования с содержательными, процессуальными и результативными его характеристиками, т.е. можно говорить о том, что в сознании студентов присутствуют отрефлексированные потребности в определенном уровне этих составляющих образования. Именно это позволило нам детализировать данные показатели и предложить их студентам в инструменте исследования.

Для студентов качество содержания образования в первую очередь связано с получением прикладных знаний (87,7%), больше половины студентов считают, что качественное образование - это фундаментальные знания (62,3%), половине студентов знания нужны как условие личностного саморазвития (54,5%), чуть менее половины студентов рассматривают их как средство адаптации к условиям рынка (46,8%).

Интересным является тот факт, что качество содержания образования студенты практически не соотносят со стандартом образования, т.е. его нормативными параметрами (14,3%), поэтому наша гипотеза о том, что в представлениях студентов качество образования - это прежде всего соответствие нормативным требованиям, не подтвердилась. Студенты в своих оценках ориентируются на собственные потребности, а не на формальные характеристики качества, что уже изначально дает основание предположить наличие определенного несовпадения их представлений с мнениями администрации и преподавателей и «официальной» доктриной качества образования.

Доминирование же позиции «знания, непосредственно востребуемые в практике профессиональной деятельности», без сомнения, является требованием времени, заставляющим молодежь ориентироваться на быстрое профессиональное самоопределение.

Не подтвердилось предположение о том, что для студентов особо значимым будет получение «рыночных» знаний. Тот факт, что фундаментальные знания в системе предпочтений студентов занимают вторую позицию, свидетельствует о достаточно высоком уровне развития их образовательных потребностей.

Оценка качества образования студентами разных факультетов неодинакова, но прикладная составляющая

знаний в равной мере значима для всех студентов. Знания, выступающие в качестве фактора личностного развития, наиболее важны для студентов-психо-логов, регионоведов, модельеров. «Рыночные» знания являются важным компонентом содержания образования для студентов коммерческого факультета. Эти особенности важно учитывать при формировании учебных планов в части регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору, факультативов, разработке методик, приглашении преподавателей и т.д.

Анализ полученных данных показывает, что:

■ в рамках организации учебного процесса формирование содержания образования по той или иной специальности не может быть независимым от мнений студентов и их оценочных суждений по этому поводу;

■ логика преподавания отдельных дисциплин и выстраивания образовательного процесса в целом должна быть органично включена в логику профессионального становления студента, а любое транслируемое знание - обосновано с точки зрения его прикладной значимости, как бы его содержание ни было далеко от возможности утилитарного использования. Это, прежде всего, будет соответствовать потребностям студентов;

■ позитивным является тот факт, что большей частью студентов (независимо от факультета) осознается значимость фундаментальных знаний как базы их профессионального развития, поэтому высокие требования к знаниям такого рода не противоречат интересам студентов;

■ качество содержания образования неодинаково трактуется студентами различных факультетов, специальностей; их оценки напрямую связаны со спецификой будущей профессиональной деятельности. Это требует дальней-

шего детального анализа особенностей образовательных потребностей студентов разных факультетов и специальностей.

Рассмотрим оценочные суждения студентов относительно качества процесса образования.

С точки зрения студентов, процесс образования должен определяться следующими составляющими: высоким профессионализмом педагогов (87,7%), субъект-субъектным типом социальнопедагогического взаимодействия между педагогами и студентами (51,9%), высокой технологичностью учебного процесса (51,3%) и оптимальными организационными условиями образовательной деятельности (43,5%).

Тем не менее студенты отдельных факультетов значимость основных составляющих качества процесса образования для себя оценивают по-разному. Эти различия определяются комплексом факторов, связанных с особенностями образовательного процесса на каждом факультете, и спецификой профессионального становления будущих специалистов. Так, например, потребность в активных методах обучения, внедренных в учебный процесс, наиболее явно прослеживается (29,9%) у студентов тех специальностей, будущая профессиональная деятельность которых тесно связана с коммуникативной активностью, требует умения быстрого самостоятельного освоения большого массива информации и т.д. (телерадиожурналисты, психологи, ре-гионоведы-переводчики).

Рассмотрим представления студентов о качестве результата образования.

Студенты считают «уровень профессиональной подготовки» (83,8%) базовой характеристикой результата образования. Достаточно значимым итогом обучения в вузе для них являются «широкие перспективы трудоустройства» (49,4%), сформированность

адаптивных качеств личности, помогающих приспособиться к социальноэкономическим условиям жизни (46,8%), а также способностей к саморазвитию (44,2%).

Как видно, качество результата образования проявляется через субъективные характеристики личности студента (его профессиональные и личностные качества) и объективные показатели, связанные с уровнем востребованности будущего специалиста на рынке труда.

Выводы, полученные нами при анализе мнений одного из субъектов образовательного процесса (студентов), позволили сформулировать основные направления работы администрации с целью оптимизации деятельности по совершенствованию качества образования в вузе.

Необходимо отметить, что выявленные нами показатели качества образования представляют собой структуру образовательных потребностей студентов, сложившуюся у них за время обучения в университете. Управление образовательным процессом в вузе предполагает учет данных потребностей и поиск условий их реализации, осуществление которой возможно в следующих направлениях:

★ В рамках учебного процесса при формировании содержания образования целесообразно уделить особое внимание курсам и дисциплинам прикладного характера, дающим студентам знания, непосредственно востребуемые в практике профессиональной деятельности. Потребность в этом типе знаний является базовой образовательной потребностью студентов. Вместе с тем необходимо раскрывать, убедительно показывать практическую значимость всех изучаемых дисциплин и форм их освоения.

* Важно не снижать уровень требований к качеству преподавания дисциплин фундаментального характера.

Их значимость для профессионального становления осознается большей частью студентов.

* Для ряда факультетов, где образование студентами рассматривается как основа и средство личностного развития, - в первую очередь социальной психологии, регионоведов-переводчи-ков, конструирования и моделирования одежды, телерадиожурналистики - необходимо разработать комплексную систему мер, заключающуюся: в анализе потребностей студентов в интересующих их курсах; расширении возможностей студентов в выборе соответствующих дисциплин (в пределах вариативных резервов стандарта образования -«курсы по выбору»); совершенствовании методик их преподавания, внедрении личностно-ориентированных и мотивированных методик;подборе преподавательских кадров, соответствующих поставленным задачам; создании дополнительных условий для развития и саморазвития личности студента (вне-учебная работа, формирование соответствующей социокультурной среды).

★ Для ряда факультетов, где качество образования соотносится студентами с получением «рыночных» знаний, являющихся средством адаптации к социально-экономическим условиям жизни (экономистам, журналистам), необходим: анализ набора читаемых курсов и их содержания с точки зрения возможностей формирования адаптивного потенциала студента; использование вариативных ресурсов образовательного стандарта с целью расширения набора дисциплин, вызывающих интерес у студентов и отвечающих их потребностям в адаптации к условиям рынка; доведение до сведения преподавателей сути проблемы формирования адаптивных качеств студентов с целью внесения определенных изменений в содержание курсов и методику их преподавания; привлечение к образова-

тельному процессу специалистов-прак-тиков («рыночников»).

Особое внимание целесообразно уделить содержанию и организации студенческой практики как важнейшему средству получения и реализации прикладных знаний и условию формирования адаптивных качеств студента. Имеет смысл поиск возможностей содействия вторичной занятости студентов, работа которых непосредственно связана с получаемой профессией.

* Для ряда факультетов, где у студентов явно выражена потребность в индивидуальном подходе к образовательной деятельности, целесообразно рассмотреть возможность изменения структуры учебных занятий с целью выделения специальных часов для различных видов индивидуальной работы.

* Целесообразно особое внимание уделить внедрению в учебный процесс новых образовательных технологий, поскольку с ними связывается у студентов представление о качестве образования. Необходим предварительный анализ их приемлемости для студентов.

* Важно выявить отношение (претензии) студентов к различным сторонам организации образовательной деятельности, разработать систему мер для оптимизации организационных условий образовательного процесса; поскольку эта проблема идентифицируется значительной частью студентов с качеством образования, она была и будет для вуза «камнем преткновения», обостренно воспринимаясь на ряде факультетов и вызывая снижение позитивного отношения к образовательному процессу в целом.

Качество образования сквозь призму мотиваций и потребностей студентов

Рассмотрим некоторые потребнос-тно-мотивационные характеристики:

отношение к образованию, к учебной деятельности, к будущей профессии.

В целом студенты удовлетворены обучением в университете: 87,8% студентов отмечают, что им нравится учиться в ГУ; 10,3% - не нравится; 1,9% затруднились с ответом.

Отношение студентов к образованию, с точки зрения его содержательных характеристик, можно проследить по данным таблицы 2. Их анализ показывает, что основными целями образовательной деятельности студентов ГУ являются: 1) овладение профессией;

2) раскрытие своего личностного потенциала, способностей; 3) получение гарантии материального благополучия, связанного с будущей профессиональной деятельностью. Образование для студентов ГУ служит в первую очередь средством профессионального становления (58,4%), способом личностного развития (48,1%), основой материального благополучия (38,3%).

Эта же таблица демонстрирует различия оценок студентами государственных вузов Свердловской области и Гуманитарного университета роли образования в их жизни. Если первые в большинстве своем рассматривают образование в качестве базы будущего материального благополучия (53,%), а уже затем средства профессионального становления (47,5%) и личностной самореализации (45,7%), то для студентов ГУ образование - прежде всего способ профессионального и личностного развития.

Этот факт свидетельствует о менее выраженной прагматической тенденции в отношении к образованию у студентов ГУ в сравнении со студентами вузов Свердловской области. Они также в большей мере, чем студенты других вузов, видят в образовании возможность реализации своих потребностей в определенном уровне культуры, что, без сомнения, связано со спецификой вуза.

Таблица 2

Студенты о роли образования в их жизни (% к числу ответивших)

Чем для Вас является образование? Студенты ГУ Студенты вузов Свердловской области

1. Основой профессионального становления 58,4 47,5

2. Возможностью личностной самореализации 48,1 45,7

3. Основой материального благополучия 38,3 53,9

4. Гарантией социально - профессиональной стабильности 28,6 31,5

5. Гарантией профессионального продвижения 26,0 30,6

6. Потребностью самоутверждения, самоуважения 20,1 30,4

7. Возможностью адаптироваться к новым экономическим, социально - политическим, духовным условиям жизни 21,4 20,4

8. Реализацией потребностей в определенном уровне культуры 18,2 11,2

9. Необходимостью соответствовать нормам своего социального окружения 9,7 12,7

Такое отношение студентов к образованию определяется не только их индивидуальными особенностями, но и является своеобразным итогом работы ГУ по формированию образовательных потребностей студентов. Нам представляется, что выбранная образовательным учреждением стратегия гуманизации образования, ориентация на повышение его качества, реализацию индивидуального подхода к образовательной деятельности студентов не может не сказываться на отношении студентов к учебной деятельности, к образованию в целом и к будущей профессии. Образование, являясь средством материального и статусного самоопределения, становится осознанной основой жизнедеятельности личности студента, значимым фактом его личной биографии.

Вместе с тем существуют различия в отношении к образованию студентов разных факультетов. Анализ этих различий позволил выделить группы студентов, которые демонстрируют (пусть не в эталонном виде) две модели образовательной деятельности:

• профессионально-самореализа-ционную (в рамках которой образова-

ние выступает как самоцель деятельности студента);

• профессионально-прагматическую (образование является средством достижения других целей, в первую очередь профессионального становления, а также овладения преимуществами будущей профессиональной деятельности - материальными, статусными).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отношение к образованию студентов, строго говоря, представляет собой сочетание, комбинацию этих моделей, своеобразное приближение в той или иной мере либо к профессиональнопрагматическому, либо к самореализа-ционному полюсам.

Доминирующими мотивами выбора профессии первой группы (професси-онально-самореализационная модель) являются: 1) интерес к профессии,

2) ориентация на творческий труд и

3) возможность проявлять инициативу, самостоятельность. Во второй группе (профессионально-прагматическая модель) мотивы похожи, но отличаются второй позицией - место ориентации на творческий труд занимает ориентация на приличный заработок, даваемый профессией).

В плане рассматриваемой проблемы сравним мотивы выбора профессии студентами ГУ и вузов Свердловской области (табл.3). Данная таблица подтверждает наличие менее выраженной прагматической линии в отношении студентов ГУ к будущей профессии -структура мотивов их профессионального выбора смещена в сторону само-реализационных, творческих составляющих по сравнению с мотивацией студентов государственных вузов Свердловской области.

Качество образования в дальнейшем мы рассматриваем через комплекс показателей, которые, с нашей точки зрения, являются его интегративными характеристиками. Данные показатели построены на основе самооценок образовательной деятельности студентов, поэтому характеризуют качество образования не прямо, а косвенно. К ним мы относим:1) уровень адаптированности студентов к образовательному процессу, 2) их активность в различных видах

образовательной деятельности, 3) потребности самореализации в учебе, 4) степень сформированности навыков самообразования, 5) динамику интереса к учебе за время обучения в ГУ, 6) динамику интереса к профессии и удовлетворенности профессиональным выбором, 7) ориентацию на работу по специальности.

Уровень адаптированности студентов к образовательному процессу был рассмотрен с позиций трех критериев. Это характеристики:

• креативности учебной деятельности;

• ее активности;

• удовольствия, доставляемого учебой (гедонистическая характеристика).

С нашей точки зрения, данные показатели в комплексе могут дать характеристики уровня адаптации студентов к образовательному процессу. Необходимо сразу отметить, что студенты всех факультетов ГУ демонстрируют достаточно высокий уровень адаптации, раз-

Таблица 3

Студенты о мотивах выбора профессии

Что оказалось решающим в Вашем выборе профессии? Студенты ГУ Студенты вузов Свердловской области

1. Профессия мне интересна 1 3

2. Профессия дает возможность иметь приличный заработок 2 1

3. Профессия предполагает творческий труд 3 6

4. Профессия дает возможность проявить инициативу, самостоятельность 4 7

5. Эта профессия пользуется спросом на рынке труда 5 2

6. Это престижная профессия 6 8

7. Профессия дает возможность приносить пользу людям 7 10

8. Профессия позволит занять высокое положение в обществе 8 9

9. Работники этой профессии всегда необходимы 9 4

10. Профессия предполагает хорошие условия труда 11 11

11. Это профессия моих родителей 12 12

12. Мой профессиональный выбор был не вполне осознанным, случайным 10 5

личающийся в той или иной мере лишь по отдельным параметрам.

Анализ самооценок активности в образовательной деятельности показал, что наименьшей активностью отмечены такие виды образовательной деятельности, как научная работа студентов и семинарские занятия (частота инициативных выступлений). Вместе с тем уровень потребности в самореализации в учебе, по самооценкам студентов, очень высок, особенно у тех, кто осуществляет образовательную деятельность в рамках профессионально-самореализационной модели. Именно поэтому мы считаем необходимым комплексное внедрение активных методов обучения и более активное применение новых образовательных технологий.

Еще одной комплексной характеристикой отношения студентов к образованию, с одной стороны, и качества полученного ими образования, с другой, является уровень сформированности у них навыков самообразовательной деятельности. Они характеризуют не только степень активного освоения студентами учебного материала, но и процесс профессионального становления, выступая основой будущей профессиональной адаптации и развития выпускников.

Данные исследования демонстрируют характерную для всех факультетов картину позитивной оценки студентами собственных навыков самообразования, необходимых им для учебной и общекультурной познавательной деятельности. Значительно менее студенты удовлетворены навыками профессионального самообразования. Поэтому, с нашей точки зрения, является целесообразным внедрение комплекса мер по формированию навыков профессионального самообразования, которые должны будут включать в себя элементы пропедевтики (обучения навыкам профессионального самообразования

на занятиях), повышение уровня требовательности к самостоятельной работе студентов, особенно по профессиональным курсам и практике, введение новых элементов методики, направленных на активизацию образовательной деятельности, повышение ее самостоятельности и т.д.

Анализ полученной нами социологической информации показывает, что студентам всех факультетов свойственна положительная динамика отношения к учебе за время обучения в университете. Отношение студентов к профессии за время обучения в университете изменилось также позитивно, большинство из них укрепились в сделанном профессиональном выборе (61,7%); 7,8% разочаровались в будущей профессии, остальные затруднились с ответом. Большая часть респондентов (88,9%) намерена работать по специальности после окончания вуза, особенно это касается студентов, реализующих свою образовательную деятельность в рамках профессиональнопрагматической модели.

Удовлетворенность студентов качеством образования

Выявляя потребности студентов в качественном образовании, мы проанализировали их самооценки, данные ретроспективно (в ответ на просьбу вспомнить свое отношение к качественному образованию, когда они была абитуриентами) и в настоящее время. Индекс потребности в качественном образовании при поступлении в университет равен 0,45, а в настоящее время -0,75*. Динамика отношения к качеству образования за время обучения студентов в вузе показывает кардинальное изменение характера потребностей сту-

* Здесь и далее индексы рассчитаны как средняя величина по порядковой шкале и меняются в границах от -1 до +1.

дентов в качественном образовании. Этот факт является особенно значимым, поскольку демонстрирует работу вуза по формированию образовательных потребностей студентов.

Реализация программы качества образования в учебном заведении (в отношении одного из участников образовательного процесса - студентов) в известном смысле есть комплекс двух взаимосвязанных процессов: с одной стороны, формирования образовательных потребностей студентов, с другой -создания условий для их реализации.

Анализ уровня удовлетворенности студентов различными сторонами деятельности образовательного учреждения показывает, что, несмотря на позитивное в целом отношение к условиям образовательного процесса, студентов ГУ не все в них устраивает. Они не в полной мере удовлетворены организацией учебного процесса, результатом формирования профессиональных навыков, а также возможностями приобрести разносторонние, глубокие знания по интересующим предметам и раскрыть свои индивидуальные способности.

Проблемными, с точки зрения студентов университета, являются такие показатели качества процесса образования, как наличие индивидуального подхода к образовательной деятельности студента, уровень внедрения в учебный процесс новых образовательных технологий, применение активных методов обучения. Вместе с тем картина по университету в целом меняется при рассмотрении показателей факультетов, где существуют свои «болевые точки». Поэтому концепция качества образования вуза формируется с учетом особенностей образовательного процесса на факультетах.

Одним из комплексных показателей оценки студентами качества образования в вузе является индекс стабильности, который характеризует от-

ношение студентов к вузу в целом, факультету, профессии. Данные исследования показывают, что стабильность студентов в отношении факультета выражена более явно (0,81), чем в отношении вуза (0,10) и профессии (0,65). Это, скорее всего, результат индивидуальной заботы о каждом студенте, проявляемой со стороны администрации факультетов, и гораздо большей личностной связи студента с факультетом, чем с вузом.

Другим комплексным показателем удовлетворенности качеством образования является мнение студентов об оправданности их ожиданий в отношении получения высшего образования и той профессии, которая была ими выбрана при поступлении в вуз. Большинство студентов отмечают, что их ожидания, связанные с получением высшего образования и профессии, оправдались (88,3% и 79,9% соответственно).

В целом, по данным нашего исследования, социологическая составляющая концепции управления качеством образования в вузе очень важна. Она показывает определенный срез проблемы, касающийся феноменологии сознания непосредственных агентов (акторов) образовательного процесса. Поэтому социологические исследования должны стать неотъемлемой составной частью образовательного процесса в вузе.

Осуществленный нами анализ представлений студентов о качестве образования показал, что данную характеристику образования целесообразно рассматривать как конвенциональный феномен - результат соглашения между всеми участниками образовательного процесса и соотнесения их потребностей с нормативными требованиями, принятыми в системе образования (государственным стандартом и другими нормативными документами), а также социокультурным контекстом развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.